Научная статья на тему 'Оптимизация государственного регулирования и саморазвития рынка труда региона'

Оптимизация государственного регулирования и саморазвития рынка труда региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
266
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАНЯТОСТЬ / НЕКОНТРОЛИРУЕМАЯ БЕЗРАБОТИЦА / РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК ТРУДА / ПРОГРАММЫ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ / ЦЕНТРЫ ЗАНЯТОСТИ / МИРОВОЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / EMPLOYMENT / UNCONTROLLABLE UNEMPLOYMENT / REGIONAL LABOUR MARKET / PROGRAMS OF ASSISTANCE OF POPULATION EMPLOYMENT / CENTERS OF EMPLOYMENT / WORLD FINANCIAL AND ECONOMIC CRISIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пономаренко Егор Евгеньевич

Исследована зависимость разрабатываемых программ содействия занятости населения от уровня и специфики социально-экономического развития региона. Доказано, что эффективность реализации программы содействия занятости населения территориальных образований зависит от критериев положенных в основу разрабатываемой программы, а также от степени обоснованности и реальности поставленных целей и задач конкретной программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZATION OF STATE REGULATION AND SELF-DEVELOPMENT OF REGIONAL LABOUR MARKET

The dependence of the developed programs of assistance of employment of the population of the level and the specificity of social and economic development of the region is investigated. It is proved that the efficiency of the realization of the program of assistance of the population employment of territorial formations depends on criteria taken as the principle of the developed program, and also from degree of validity and a reality of objects in view and problems of the concrete program.

Текст научной работы на тему «Оптимизация государственного регулирования и саморазвития рынка труда региона»

УДК 331:37.049 Пономаренко Егор Евгеньевич

кандидат экономических наук, докторант кафедры мировой экономики Кубанского государственного университета kubuniver2009@yandex.ru

ОПТИМИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И САМОРАЗВИТИЯ РЫНКА ТРУДА РЕГИОНА

Ponomarenko Egor Evgenievich

Candidate of Economics, post-doctoral researcher of the chair of international economy, Kuban State University kubuniver2009@yandex.ru

OPTIMIZATION OF STATE REGULATION AND SELF-DEVELOPMENT OF REGIONAL LABOUR MARKET

Аннотация:

Исследована зависимость разрабатываемых программ содействия занятости населения от уровня и специфики социально-экономического развития региона. Доказано, что эффективность реализации программы содействия занятости населения территориальных образований зависит от критериев положенных в основу разрабатываемой программы, а также от степени обоснованности и реальности поставленных целей и задач конкретной программы.

Ключевые слова:

занятость, неконтролируемая безработица, региональный рынок труда, программы содействия занятости населения, центры занятости, мировой финансовоэкономический кризис.

The summary:

The dependence of the developed programs of assistance of employment of the population of the level and the specificity of social and economic development of the region is investigated. It is proved that the efficiency of the realization of the program of assistance of the population employment of territorial formations depends on criteria taken as the principle of the developed program, and also from degree of validity and a reality of objects in view and problems of the concrete program.

Keywords:

employment, uncontrollable unemployment, regional labour market, programs of assistance of population employment, centers of employment, world financial and economic crisis.

В соответствии с действующим в настоящее время Федеральным законом «О занятости населения в Российской Федерации», государство, в целях содействия полной, продуктивной и свободно избранной занятости населения, осуществляет разработку и реализацию комплекса мер, направленных на достижение вышеуказанных целей, среди которых решающее значение имеют федеральные и территориальные программы содействия занятости населения. Генеральной целью социальной политики, проводимой в настоящее время в РФ, выступает последовательное повышение уровня жизни населения и снижение социального неравенства, обеспечение всеобщей доступности основных социальных благ, прежде всего, качественного образования, медицинского и социального обслуживания [1]. Для достижения этих целей предполагается концентрация усилий Правительства РФ и соответствующих административных органов по ряду направлений, одним из которых является создание условий для эффективной занятости населения, обеспечение баланса спроса и предложения на рынках труда, в том числе на основе повышения качества и конкурентоспособности рабочей силы, развития миграционных процессов.

Неконтролируемая безработица не может быть признана выгодной ни в социальном, ни в экономическом плане, так как ее рост порождает целый комплекс проблем: сокращается покупательная способность населения, бюджеты теряют налогоплательщиков, а предприятия кадры, увеличивается риск социальной изоляции, дополнительные расходы на поддержку безработных усиливают налоговое бремя. Устранение или смягчение воздействия причин, порождающих безработицу, становится непременным условием социальной и экономической стабильности, устойчивого развития, успешности проведения реформ. Основная цель государственной политики занятости в этих условиях - формирование благоприятных условий для занятости населения и обеспечения рабочей силой предприятий через экономическую стабилизацию, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы, развитие системы обучения кадров. Эта цель должна быть положена и в основу разрабатываемых на федеральном и региональном уровнях программ содействия занятости населения.

Отметим, что значимость разработки и реализации программ содействия занятости населения в рамках административно-территориальных образований неуклонно возрастает. Эффективность реализации программы содействия занятости населения территориальных образований любого уровня во многом зависит от основных принципов или критериев, которые положены в основу разрабатываемой программы, а также от степени обоснованности и реальности поставленных целей и задач конкретной программы. Безусловно, перечень и детализация принципов, целей и задач разрабатываемых программ содействия занятости населения во многом зависят от уровня и специфики социально-экономического развития того или иного территориального образования. Не могут быть едиными подходы к разработке такой программы для Российской Федерации в целом и, например, для города или же района в какой-то области или крае РФ [2].

Считаем целесообразным, осуществлять разработку региональных программ содействия занятости населения на основе программно-целевого метода с использованием предлагаемого социальноэкономического механизма управления рынком труда региона. Для реализации данного предложения на уровне территориального образования выделяется структура по управлению рынком труда, включающая представителей федеральных и территориальных органов власти, работодателей, профсоюзов и других общественных организаций. Данная структура разрабатывает или уточняет основную цель управления рынком

труда региона в целом и в зависимости от складывающейся ситуации в регионе конкретизирует ее для каждого города, района и т.д. в регионе. Совместно с рабочими группами по управлению рынком труда в территориальных образованиях вырабатываются критерии оценки результатов функционирования их рынков труда, и осуществляется расчет требуемых финансовых средств для достижения поставленных подцелей.

В зависимости от специфики ситуации, складывающейся на рынке труда того или иного территориального образования, перечень мер в каждом из блоков будет вариабелен. В структуре органов исполнительной власти региона выделяется сектор или отдел, который контролирует реализацию разработанных программ и соответствие фактических расходов запланированным. В случае отклонения их от запланированных темпов реализации или же объемов финансирования соответствующая информация поступает в рабочую группу, которая при необходимости принимает решение либо о перераспределении имеющихся средств, или же о поиске источников дополнительного финансирования для выполнения запланированных мероприятий по каждому объекту управления, то есть рынков труда городов и районов региона.

Большое значение в современных условиях придается деятельности региональных служб занятости по формированию и поддержке развитой инфраструктуры рынка труда, основными задачами которой являются: содействовать населению в трудоустройстве; оказывать услуги по профессиональной ориентации и профессиональной подготовке и переподготовке; содействовать развитию предпринимательства; формировать баланс спроса и предложений на рынке труда. Взаимодействие службы занятости с партнерами по рынку труда состоит в обеспечении эффективной координации действий в сфере занятости населения органов законодательной и исполнительной власти, работодателей, профсоюзов и органов службы занятости.

Мы согласны с мнением Г.Г. Вукович в том, что в последние годы существенно сокращаются расходы на мероприятия активной политики занятости. Финансирование политики содействия занятости концентрируется на мероприятиях по социальной поддержке безработных. Затруднена возможность финансирования ряда превентивных мероприятий по предупреждению безработицы, например, опережающее обучение высвобождаемых работников или лиц, увольняемых с военной службы. Практически полностью отсутствует возможность маневра финансовыми ресурсами в течение бюджетного года. Уменьшено финансирование некоторых активных программ, таких как: организация занятости длительно безработных граждан, программы «Молодежная практика» и ряда других. Службы занятости в настоящее время полностью устранены от важнейших упреждающих массовые увольнения мероприятий, как сохранение существующих и создание новых рабочих мест [3].

Очевидно, что данное направление деятельности должно перейти в руки объединений работодателей разного уровня при активном участии общественных организаций, прежде всего профсоюзов. Безусловно, что упреждающее управление занятостью населения в действующих в настоящее время законодательных условиях практически невозможно без активного участия территориальных органов власти в финансировании мероприятий, направленных на смягчение ситуации на рынке труда путем сдерживания высвобождения работников с предприятий. При этом целесообразно использовать так называемый селективный подход к регулированию занятости в отдельных депрессивных отраслях, на ряде территорий региона, отдельных категорий населения и т.д.

Итак, особенности периода модернизации обусловливают приоритет регулирующих и контролирующих функций государства при формирующемся рыночном механизме функционирования рынка труда. При этом если на начальном этапе реформирования в государственной политике на рынке труда доминируют законодательные и административные, преимущественно регламентирующие меры, то по мере достижения оптимальной занятости в систему государственного регулирования все органичнее включаются организационные, правовые, социальные и экономические меры стимулирующего характера.

Ссылки:

References (transliterated):

1. О занятости населения в Российской Федерации: Закон РФ №7 (в ред. от 20.04.96) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». 2006.

2. Скуфьина Т.П. Региональное развитие России в контексте глобальных процессов // Пространственная экономика. 2007. № 4. С. 34-56.

3. Вукович Г.Г. Региональный рынок труда: факторный анализ // Аудит и финансовый анализ. 2009. № 6. С. 376-382.

1. O zanyatosti naseleniya v Rossiyskoy Federatsii: Zakon RF No.7 (in ed. of 20.04.96) // Spravochnaya pravovaya sistema «Konsul'tantPlyus». 2006.

2. Skufina T.P. Regional'noe razvitie Rossii v kontekste glob-al'nyh protsessov // Prostranstvennaya ekonomika. 2007. No.

4. P. 34-56.

3. Vukovich G.G. Regional'niy rynok truda: faktorniy analiz // Audit i finansoviy analiz. 2009. No. 6. P. 376-382.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.