Решетнеескцие чтения. 2015
УДК 658.7:339.9
ОПТИМИЗАЦИЯ ФИНАНСОВЫХ ПОТОКОВ В СИСТЕМЕ НИОКР РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ РФ
П. А. Карасев, Е. Ю. Морозова, А. С. Карасев
ФГУП «Конструкторское бюро «Арсенал» имени М. В. Фрунзе» Российская Федерация, 195009, Санкт-Петербург, ул. Комсомола, 1-3 E-mail: petrkar@mail.ru
Рассматриваются основные проблемы, связанные с повышением эффективности управления финансовыми потоками при проведении НИОКР в ракетно-космической отрасли.
Ключевые слова: НИОКР, финансовые потоки, ракетно-космическая промышленность, логистический подход.
OPTIMIZING FINANCIAL FLOWS IN R&D SYSTEM IN RUSSIAN AEROSPACE INDUSTRY
P. A. Karasev, E. Yu. Morozova, A. S. Karasev
FSUE "Arsenal Design Bureau named after M. V. Frunze" 1-3, Komsomola Str., Saint-Petersburg, 195009, Russian Federation E-mail: petrkar@mail.ru
The paper studies major issues related to improving the efficiency of financial flows in R&D system in Russian aerospace industry.
Keywords: R&D, financial flows, aerospace industry, logistic approach.
Ракетно-космическая промышленность (РКП) -наиболее высокотехнологичная и наукоемкая отрасль экономики России. Она является базовым элементом отечественного космического потенциала и обладает высокими инновационными возможностями, эффективная реализация которых способна оказать существенное влияние на развитие российской экономики.
Для отечественной ракетно-космической промышленности характерно следующее:
- длительный цикл разработки, производства и эксплуатации изделий;
- мелкосерийное и единичное производство;
- большая трудоемкость изделий, значительный объем кооперации, затрагивающей не только предприятия РКП, но и предприятия других отраслей;
- высокие требования к качеству и надежности изделий, что определяет большой объем испытаний и контрольных проверок при производстве ракетно-космической техники (РКТ) [1].
Так как ракетно-космическая промышленность должна использовать высокоэффективные технологии и высокопроизводительное оборудование с переоснащением производства при переходе изготовления от одного образца РКТ к следующему, это приводит к тому, что на сегодняшний день потенциальные ресурсы экономии производственных затрат в ходе проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) себя практически полностью исчерпали. При этом в ракетно-космической отрасли четко выделяются две тенденции, требующие совершенно разных логистических подходов. Для ракетной тематики характерно серийное производство
с устоявшейся цепочкой кооперации и стабильной технологией и применяемым оборудованием. Для космических аппаратов в настоящее время обычным является штучное изготовление, а переход к изготовлению нового космического аппарата зачастую приводит к существенной замене парка оборудования и применяемых технологий. Поэтому одним из немногих резервов экономии издержек в процессе товародвижения в ракетно-космической отрасли является принятие логистических решений по оптимизации и рационализации всех производственных процессов, а также финансовых потоков, выделяемых для проведения НИОКР [2].
Финансовый поток - это притоки и оттоки денег в различные промежутки времени. Финансовый поток предприятия представляет собой совокупность распределенных во времени поступлений и выплат финансовых средств, генерируемых его хозяйственной деятельностью. Финансовый поток представляет собой целенаправленное распределение финансовых ресурсов в логистической финансовой системе организации. Финансовые потоки могут обращаться как во внутренней среде организации (различные подразделения предприятия, склады, цеха и т. д.), так и быть направлены во внешнюю среду контрагентам, с которыми работает предприятие-исполнитель НИОКР [3].
К основным принципам логистического подхода к управлению финансами можно отнести следующие: принцип системности, который предполагает формирование интегрированной системы управления финансовыми потоками в рамках финансовой логистической системы, а также принцип синергичности,
Логискики и управление цепями поставок^на предприятии
который выражает комплексный системный подход в достижении целей, поставленных в ходе проведения НИОКР [4].
Таким образом, организация оптимальных финансовых потоков при проведении НИОКР по своей сути является финансовой логистикой. Основная задача финансовой логистики НИОКР состоит в определении необходимого в данный момент для предприятия объема финансовых ресурсов, источников их поступления и дальнейшего рационального расходования [5].
С экономико-математической позиции нахождение оптимального протекания цикла НИОКР будет выражаться в виде
f (R) ^ opt =
f (W) ^ min; f (V) ^ max; f (W) < f (V),
где Я - цикл НИОКР; Ж - потери, возникающие при выполнении НИОКР; V - ценность, формирующаяся при выполнении НИОКР [6].
В целом, финансовые потоки выполняют ряд важных функций по обеспечению, учету и координации движения ресурсов в логистических процессах. Финансовые параметры во многом определяют экономическую жизнеспособность предприятий, устойчивость на рынке, прочность связей с поставщиками и потребителями. Воздействия на характеристики финансовых потоков приводят к изменению схем движения материальных и информационных потоков, и, наоборот, стоимость, время и объем используемых материальных ресурсов определяют параметры финансовых операций. Подобная корреляция потоковых процессов дает ряд преимуществ при планировании, организации и контроле за движением ресурсов при проведении НИОКР [4].
Проведенные исследования показали, что в системе НИОКР, проводимых в российской ракетно-космической промышленности, существует ряд недостатков, на которые необходимо обратить внимание, а именно: этапы НИОКР, где потоки протекают наиболее медленно; недочеты в планировании цикла «исследование-производство»; недостатки в материально-техническом оснащении, рабочей планировке; проблемы кадрового обеспечения; недостаточная эффективность методов проведения работ. Таким образом, при выполнении НИОКР необходимо стремиться к максимизации ценности путем минимизации потерь. Только в этом случае оптимизация финансовых потоков в системе НИОКР даст ощутимый результат [6].
Библиографические ссылки
1. Панов Д. В. Проблемы технического перевооружения в условиях реформирования отрасли // Проблемы и перспективы экономического развития
ракетно-космическои отрасли промышленности на период до 2030 года и ее ресурсное обеспечение : сб. материалов Первой Всерос. науч.-практ. конф. (21-23 нояб. 2013, РУДН). М. : МАКД, 2014. С. 89-95.
2. Карасев П. А., Карасев А. С. Применение методов логистики в системе НИОКР ракетно-космического назначения // Актуальные проблемы ракетно-космической техники : материалы III Всерос. науч.-техн. конф. (III Козловские чтения) (16-20 сент. 2013, г. Самара) / под общ. ред. А. Н. Кирилина / СамНЦ РАН. Самара, 2013. С. 628-632.
3. Кизим А. А., Крайнов Р. А. Финансовые потоки как объект изучения финансовой логистики // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2014. № 8(51). С. 28-37.
4. Ерошкин И. Н. Управление финансовыми потоками путем применения логистического подхода // Вестник Саратов. гос. техн. ун-та. 2011. № 4(59). Вып. 1. С. 306-307.
5. Кириллова А. А. Финансовая логистика // Финансовая жизнь. 2010. № 2. С. 10-13.
6. Ерина А. Е. Управление потоками в системе НИОКР: инновационный подход // Логистика. 2013. № 8. С. 43-46.
References
1. Panov D. V. Problemy tekhnicheskogo perevooruzheniya v usloviyakh reformirovaniya otrasli // Sbornik materialov Pervoy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii "Problemy i perspektivy ekonomicheskogo razvitiya raketno-kosmicheskoy otrasli promyshlennosti na period do 2030 goda i ee resursnoe obespechenie". Moscow, 2014, рр. 89-95 (In Russ.).
2. Karasev P. A., Karasev A. S. [Methods of logistics in R&D system in the space industry] // Materialy III Vseros. nauch. konf. "Kozlovskie chteniya" [Materials III Russ. Scientific. Conf "Kozlov reading"]. Samara, 2013. Рр. 628-632 (In Russ.).
3. Kizim A. A. Finansovye potoki kak ob"ekt izucheniya finansovoy logistiki // Nauka i obrazovanie: khozyaystvo i ekonomika; predprinimatel'stvo; pravo i upravlenie. 2014. No. 8(51), рр. 28-37.
4. Eroshkin I. N. [Financial flow control through the use of the logistic approach] // Vestnik SGTU. 2011. No 4, рр. 306-307 (In Russ.).
5. Kirillova A. A. [Financial logistics]. Finansovaya zhizn'. 2010. No 2, рр. 10-13 (In Russ.).
6. Erina A. E. Upravlenie potokami v sisteme NIOKR: innovatsionnyy podkhod // Logistika. 2013. No 8, рр. 43-46 (In Russ.)
© Карасев П. А., Морозова Е. Ю., Карасев А. С., 2015