Научная статья на тему 'Оптимизационный подход при размещении логистических объектов в стратегии развития российских регионов (на примере Республики Татарстан)'

Оптимизационный подход при размещении логистических объектов в стратегии развития российских регионов (на примере Республики Татарстан) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
234
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / LOGISTIC POTENTIAL / ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / LOGISTIC INFRASTRUCTURE / КРИТЕРИАЛЬНАЯ РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА / CRITERIAL RATING EVALUATION / ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР / LOGISTIC CENTER

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Рожко О.Н.

В статье представлены результаты решения комплексной научно-практической задачи — выбора мест размещения логистических объектов различного класса и назначения на территории муниципальных районов региона. При решении задачи разработан методический подход, базирующийся на многокритериальной рейтинговой оценке логистического потенциала каждой административно-территориальной единицы республики. Его реализация позволила разработать рекомендации по расположению объектов логистической инфраструктуры

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Optimization approach in placement of logistic object in the strategy of Russian regional development (case of the Republic of Tatarstan) (Russia, Kazan')

The article presents results of a complex scholarly task — selection of venues to place logistic objects of various types and functions on the territory of regional municipal districts. The author developed a methodological approach based on multi-criteria rating evaluation of the logistic potential in each administrative and territorial unit of the Republic, and develops recommendation for object placement

Текст научной работы на тему «Оптимизационный подход при размещении логистических объектов в стратегии развития российских регионов (на примере Республики Татарстан)»

оптимизационный подход при размещении логистических объектов в стратегии развития российских регионов

(НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)

о.н. рожко,

доцент кафедры автомобильных двигателей и сервиса Казанского национального исследовательского технического университета (КАИ) им. А.Н. Туполева,

кандидат технических наук oxana.rozhcko@yandex.ru

В статье представлены результаты решения комплексной научно-практической задачи — выбора мест размещения логистических объектов различного класса и назначения на территории муниципальных районов региона. При решении задачи разработан методический подход, базирующийся на многокритериальной рейтинговой оценке логистического потенциала каждой административно-территориальной единицы республики. Его реализация позволила разработать рекомендации по расположению объектов логистической инфраструктуры.

Ключевые слова: логистический потенциал, логистическая инфраструктура, критериальная рейтинговая оценка, логистический центр

УДК 332.14 ББК 65.9(2Рос)-5

На сегодняшний день одной из актуальных проблем транс-портно-логистического комплекса России является региональная неравномерность распределения транспортно-логистиче-ской инфраструктуры, что ведет к росту транспортных издержек как производственных, так и торговых компаний [10]. В основе формирования транспортно-логистической системы страны на данный момент заложена инвестиционная модель, которая, в отличие от модели государственно-частного партнерства, руководствуется лишь доходностью и быстрой окупаемостью проектов [1]. Данная модель не учитывает региональные производственные и транспортные локалитеты, сочетание которых и образует региональную транспортно-логистическую систему [2]. Предлагаемый оптимизационный подход позволит сделать обоснованный выбор мест размещения логистических объектов на внутрирегиональном и межрегиональном уровне, вне зависимости от различий регионов в уровне экономического развития, возможности реализации логистического потенциала и стратегии развития логистической инфраструктуры.

Предлагаемый подход был реализован в рамках проекта — совершенствования логистической инфраструктуры региона путем создания и оптимизации мест размещения логистических объектов различного класса и назначения на территории муниципальных районов Республики Татарстан. Сложность в решении комплексной научно-практической задачи заключалась в том, что логистические объекты требовалось разместить в крупной экономической зоне, следовательно, имелось множество сравнимых вариантов мест расположения, число которых при выборе возрастало не только по причине наличия большого количества пунктов размещения, но и за счет возможности многовариантной рационализации управления материальными потоками. Для решения задачи реализован подход комбинаторного экономико-математического моделирования [8, 9], согласно которому первоначально был произведен обоснованный выбор основных критериев оценки логистического потенциала каждого из 43 районов региона, описание методического подхода и выбора критериев представлены в публи-

Баллы

70 60 50 40 30 20 10 0

Место района в шкале рейтинговой оценки

рис. 1. Комплексный рейтинг районов рт при структурированных критериальных показателях (в условных баллах)

кации [3], разработана методика расчета рейтинговой оценки потенциала каждого района посредством реализации многокритериальной задачи принятия решений, подробное ее описание представлено в монографии [4]. В результате решения в условных баллах был определен комплексный рейтинг районов Республики Татарстан при равновесных и взвешенных критериальных показателях, который затем был скорректирован при структурированных критериальных показателях. Рейтинг выявил 20 административно-территориальных единиц (районов) — лидеров оценки логистического потенциала (рис.1).

Для лидирующих по оценке логистического потенциала районов было выполнено статистическое прогнозирование объемов перевозок наземными видами транспорта, а также производственного потенциала районов экстраполятивными методами и на основе обучаемых нейронных интеллектуальных сетей на трехлетний горизонт прогнозирования. Прогноз выявил положительную динамику по основным показателям: производственному потенциалу и объемам грузовых перевозок наземными видами транспорта, что окончательно подтвердило лидирующие позиции районов и позволило рекомендовать размещение на их территории логистических объектов.

Анализ рынка аутсорсинга логистических услуг региона позволил сделать вывод — в настоящее время в республике большинство как федеральных, так и региональных игроков транспортно-логистического бизнеса оказывают лишь 2Р1_ услуги, которые пользуются наибольшим спросом у заказчика, тоесть предоставляют лишь традиционный перечень мероприятий по транспортировке грузов и управлению складскими помещениями. Однако в современных условиях развития межрегиональных и международных кооперационных связей предприятиям Республики Татарстан неизбежно станут востребованы более совершенные принципы работы в логистике: 3Р_, 4Р_ и 5Р_ операторы, являющиеся интеграторами логистических процессов высокого уровня, когда вся цепочка поставок контролируется и управляется одним высококвалифицированным логистическим провайдером.

Предлагаемые к размещению логистические объекты могут полностью или в большей части принять на себя функций комплексного логистического оператора. В таблице 1 представлены функционирующие на территории Татарстана логистические центры.

Однако, следует отметить, что, за исключением корпоративных логистических центров, имеющиеся в Татарстане логистические объекты, оборудованные складскими комплексами клас-

са А, являются лишь пунктами накапливания крупных отправок в структуре централизованных перевозок, что можно наглядно наблюдать на примере таких производственно-терминальных площадок международного уровня как «Биек Тау», <^-Рагк Казань» и комплекс «Константиновский». Хотя изначально эти крупные логистические терминалы задумывались как центры региональной дистрибуции — «последняя миля» до конечного потребителя, что объясняет их местоположение на федеральной трассе М7, по которой идет поток грузов в Поволжье, Урал и Сибирь. Такая позиция управляющих логистическими центрами компаний понятна — клиентам необходимы склады для хранения своего груза, и они готовы платить за складские услуги. Однако в этом случае складированием подменяется значение логистической терминальной технологии, призванной максимально сократить издержки средств обращения на организацию перевозок. Поэтому сегодня остро стоит вопрос эффективного использования мощностей, уже строящихся в настоящее время согласно «Схеме территориального планирования Республики Татарстан» [5] крупных логистических объектов:

- Международный Свияжский межрегиональный мультимо-дальный логистический центр (СММЛЦ), 244,5 га (242,7 тыс. м2 — открытые площадки; 505,2 тыс. м2 — застройка). Многофункциональный, мультимодальный ЛЦ. Склады классов А+, А и В+. Расположен у пгт. Нижние Вязовые в Зеленодольском районе на пересечении железнодорожных, автомобильных и водных путей, в непосредственной близости к маршруту перспективного транспортного коридора «Европа-Западный Китай»;

- Терминально-логистический центр «Восточный ветер». ТЛЦ «Восточный ветер» располагается в промышленной зоне г. Набережные Челны на территории индустриального парка «Челны».

- Многопрофильная оптово-логистическая платформа сельскохозяйственной продукции «Агромир Казань». Пестре-чинский район.

При определении мест расположения логистических объектов на территории муниципальных районов-лидеров критериальной оценки, как на начальной, так и на финальной стадии реализации проекта, предусмотрено участие лиц, заинтересованных в их размещении: администрации региона, района, инвесторов, представителей бизнес-структур. Предлагаемый нами комплекс программного обеспечения предполагает ускоренный выбор вариантов размещения, через влияния на ряд критериальных показателей (как в количественном, так и в стоимостном выражении), например, увеличение производс-

Таблица 1

Логистические объекты, функционирующие на территории региона

№ п/п Наименование района / городской агломерации Логистический центр/площадь/ тип/ расположение Класс складских помещений / по размеру занимаемой территории

1 Нижнекамский Корпоративные производственные логистические центры ТАНЕ-КО, включая ЖД терминал грузовой станции «Предкомбинатс-кая», грузовые речные терминалы порта «Кама» (пос. Бетьки). В и С, открытые площадки для хранения / Малый до 50 га

2 Альметьевский Корпоративные производственные логистические центры ПАО ТАТНЕФТЬ, включая нефтебазы с наливными грузами для мелкооптовой торговли. склады В и С классов / Малый до 50 га

3 Высокогорский «Биек-Тау» 260 тыс. м2, Республиканский Транспортно-логисти-ческий (унимодальный — автомобильный), д. Макаровка. склад класса А / Малый до 50 га

4 Лаишевский <^-Рагк Казань» (200 тыс.м2 — открытые площадки; 505,2 тыс. м2 — застройка) / Республиканский Транспортно-логистический (унимодальный — автомобильный) Лц / село Столбище. склады класса А / Небольшие и средний ЛЦ до 100 га

5 Зеленодольский Корпоративный распределительный центр оптовой сети «Магнит» (22,5 тыс. м2), специализированные склады класса А склады классов А+, А, В+ / Крупный от 100 до 800 га

6 Елабужский Логистические площадки индустриальных парков «Синергия» и «А Плюс Парк Алабуга» ОЭЗ ППТ «Алабуга» (200 тыс. м2 — открытые площадки; 200,2 тыс. м2 — застройка), ж/д терминал с перегрузочной и контейнерной площадками. А, А+, открытые площадки / Средний ЛЦ до 100 га.

7 Казань «Константиновский» 44 тыс. м2 / Транспортно-логистический (унимодальный — автомобильный) / Советский район, пос. Константиновский склады класса А / Малый до 50 га

8 Набережные Челны «Логикам»; «Восточный ветер» (51,6 тыс. м2—открытые площадки; 53 тыс. м2 — застройка) / Транспортно-логистический универсальный (автомобильный с ж/д веткой) склады А и В+ / Малый до 50 га

твенного потенциала района, объемов перевозок различными видами транспорта, протяженность и качество путей сообщения и ряд других, в улучшении которых будет заинтересована администрация и инвесторы. В настоящее время ведется работа по отображению на географической карте в диалоговом режиме возможного расположения логистических объектов внутри лидирующих районов и районов, обладающих наибольшим потенциалом производственного роста. Определены ориентировочные координаты расположения. Для этого экспертно, с учетом опроса всех ответственных лиц, принимающих решения в лидирующих по результатам рейтинговой оценки административно-территориальных единицах (официальный опрос проводился при содействии руководства Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан), а также с учетом оценок экспертов рабочей группы по всем изначально установленным критериям, определены места расположения логистических объектов на территории конкретных районов. Экспертами учитывались следующие факторы, влияющие на выбор типа и класса логистического объекта, а также производственных мощностей размещаемых на нем складов:

- производственный потенциал района и перспективы его экономического развития с ориентированием на имеющиеся и вводимые в эксплуатацию промышленные и сельскохозяйственные производства;

- близость либо наличие международных и межрегиональных транспортных коридоров;

- близость или пересечение крупных автомобильных, железнодорожных, речных или авиационных коммуникаций для обеспечения мультимодальности перевозок, близость значимых поставщиков и потребителей грузов;

- показатели уровня экономически активного населения и внутренней трудовой миграции;

- взаимовлияние на расположение уже существующих и планируемых центров на территории республики и ближайших регионов.

Результаты решения многокритериальной задачи размещения логистических объектов и анализ экспертных заключений позволили выработать следующие рекомендации по каждому району-лидеру оценки логистического потенциала.

Проект многопрофильного унимодального оптово-торго-вого логистического центра «Агромир Казань» предусматривает оказание всего спектра логистических услуг от доставки грузов до предпродажной их подготовки, частичной переработки продукции при расфасовке (для чего предусмотрены соответствующие цеха) и оптовой реализации товарной продукции. Планируется задействовать 148,7 га (504,4 тыс. м2) под застройку [7]. Выбранная для строительства площадка в непосредственной близости (8 км) от Казани в селе Кощаково

Пестречинского района, действительно имеет удачные координаты расположения по отношению и к мегаполису и к организаторам транзитных перевозок сельхозгрузов и к крупным оптовым покупателям (3 км от трассы М 7), однако, по расположению она оказывается трудно доступна большинству сельхозпроизводителей самой республики, особенно фермерским и индивидуальным хозяйствам. Транспортные издержки на доставку продукции из традиционно сельскохозяйственных районов региона сделают экономически нецелесообразной отправку мелких партий груза в республиканский оптово-логис-тический центр, следовательно, острые вопросы переработки и сбыта не будут сняты, хотя в приоритетных интересах именно фермерских хозяйств и заявляется строительство данного центра, крупные агрохолдинги республики имеют свою отлаженную систему переработки и логистики. В качестве одного из вариантов решения данного вопроса предлагается разместить на территории ряда выявленных при оценке логистического потенциала районов-лидеров специализированные логистические объекты малых классов, позволяющие организовывать и координировать доставку мелкопартионных сборных грузов сельхозпроизводителей на объекты многопрофильной опто-во-логистической платформы «Агромир Казань». Создание подобных центров позволит:

- решить проблемы реализации продукции как крупным, так и мелким фермерским хозяйствам, частным производителям;

- передать непрофильные для сельхозпроизводителя вопросы транспортировки и логистического управления цепями поставок его продукции на аутсорсинг профессионалов;

- внедрить единую автоматизированную систему управления перевозок сельскохозяйственных грузов, с единым программным обеспечением;

- организовывать грузоперевозки по гибкому графику доставок с учетом специфики и типа груза, а также сезонности отправок по видам сельхозпродукции;

- ликвидировать пробелы в учете грузопотоков и грузооборота сельхозпродукции;

- предоставит дополнительные возможности для кооперации фермерских хозяйств как между собой, так и с другими сельскохозяйственными и промышленными предприятиями, осуществляющими заготовку, переработку и реализацию продукции, транспортное и сервисное обслуживание.

- осуществлять контроль и надзор за качеством и безопасностью продукции еще до стадии приема к переработке;

- укрепить кооперационные связи с приграничными районами соседних республик и областей, сельхозпроизводители которых получат прямой выход на оптово-торговую логистическую площадку.

Таблица 2

Логистические объекты специализированного назначения, предлагаемые к размещению

№ п/п Наименование района Тип предлагаемых логистических объектов / расположение Класс складских помещений

1 Нижнекамский Республиканский, унимодальный (автомобильный) распределительный логистический центр, универсальный: со специализированными терминалами по хранению и переработке с/х грузов, а также в целях интенсификации развития индустриального парка «Камские Поляны» /пгт Камские Поляны в непосредственной близости от индустриального парка «Камские Поляны» (трасса 16К-1236, входящая в состав проекта «умной дороги» «Чистый путь» — Казань — Набережные Челны и трасса 16К-1251 — на соседние районы) В и С, открытые площадки для хранения.

2 Мамадышский Межрайонный, унимодальный распределительный ЛЦ, специализированный с элементами оптовой и розничной торговли / район пересечения автодорог М7, 16К-1131, 16К-1150 у пос. Совхоз Мамадышский. С и открытые складские площадки.

3 Арский Межрайонный, унимодальный распределительный ЛЦ, специализированный с элементами оптовой и розничной торговли / район ж/д ст. Арск, автодороги: М7, 16К-0396. С и открытые складские площадки.

4 Бавлинский Региональный (для кооперации с/х производителей РТ с соседними регионами), унимодальный (автомобильный) транспортно-распределительный, специализированный по виду обрабатываемых грузов / г. Бавлы, в близи пересечения М5 и Р239. С и открытые складские площадки.

5 Чистопольский Межрайонный, унимодальный распределительный ЛЦ, универсальный с элементами оптовой и розничной торговли / пересечение автодорог Р239 и 16К-0098 (Нурлатский тракт) В и С, открытые складские площадки.

6 Мензелинский Межрайонный, унимодальный распределительный ЛЦ. специализированный с элементами оптовой и розничной торговли / у села Юртово (трасса М7) С и открытые складские площадки.

7 Апастовский Межрайонный, унимодальный распределительный ЛЦ, специализированный с элементами оптовой и розничной торговли / у д. Старые Енали, пересечение автодорог Р-241, 16К-0369 С и открытые складские площадки.

С учетом указанных выше критериев оценки рекомендованы к размещению межрайонные, унимодальные (автомобильный транспорт) распределительные логистические объекты малого класса (по размеру занимаемой территории до 50 га), с элементами оптовой и розничной торговли, специализированный по виду обрабатываемых сельскохозяйственных грузов, имеющие в своем составе терминалы по хранению и переработке. Районы и места размещения представлены в табл. 2.

В связи с активным привлечением руководством региона резидентов к освоению производственных площадей индустриального парка «Чистополь» предлагается создание универсального торгово-распределительного логистического центра в Чистопольском районе. Это позволит решить проблему отсутствия оптового распределительного центра как сельхозпроизводителям, так и расширит складские мощности индустриального парка (на данный момент один склад класса В).

В Нижнекамском районе, согласно «Стратегии экономического развития Республики Татарстан до 2030 года» [6], планируется активнее задействовать мощности индустриального парка «Камские Поляны», в связи с чем предлагаем расширить возможности логистического обслуживания парка за счет создания на уже имеющихся производственных мощностях республиканского, унимодального (автомобильный транспорт) распределительного логистического центра, универсального типа, включающего не только складские площади, но и специализированные терминалы по хранению и переработке сельскохозяйственных грузов, за счет расположения складов класса С, цеха первичной переработки (упаковки, укрупнения, разукрупнения груза, маркировки и т.д.) и открытой площадки хранения.

В настоящее время в правительстве республики рассматривается вопрос о возможном строительстве распределительного логистического центра в Альметьевском районе [6], который действительно обладает высоким производственным потенциалом за счет нефтехимического производства (ТАНЕКО), однако профильные логистические центры полностью удовлетворяют корпоративные потребности. Стратегически наиболее целесообразно рассмотреть перенос проекта ЛЦ «Восточные ворота» в соседний с Альметьевским — Лениногорский район. Смещение координат места расположения менее чем на 30 км в район железнодорожной станции Письмянка, позволит организовывать не только автомобильные, как планируется, но и интермодальные перевозки грузов без пересечения с корпоративной логистической сетью ТАНЕКО, но самое главное — это позволит расположить ЛЦ «Восточные ворота» непосредственно на пути транспортного коридора Восточная Европа — Западный Китай с подъездом по строящейся автодороге Шали — Бавлы (Шалты), автодорогам Р239; 16К-0606; 16К-0346. Универсальный, комплексный, со специализированными терминалами по хранению и переработке отдельных классов грузов с интермодальной системой доставки грузов логистический центр примет на себя обслуживание грузопотоков восточного направления коридора и будет активно способствовать укреплению кооперационных связей и экономического взаимодействия с граничащими регионами (Башкирией, Оренбургской областью) и ближайшими Уральским регионом и Казахстаном.

Бугульминский район, занимающий десятое место в рейтинге логистического потенциала (рис.1) также находится на пути транспортного коридора Восточная Европа — Западный Китай. Стратегия развития района до 2030 года [7] направлена на поддержку среднего и малого бизнеса, запланировано строительство технопарка медицинских технологий и реконструкция ряда предприятий. В связи с чем предлагается расмот-реть возможность размещения на территории района вблизи железнодорожной станции Акбаш на пересечении с участком международного транспортного коридора (дорога «Шали-Бав-лы») транспортно-распределительного центра с элементами оптовой торговли.

Тукаевский район занял первое место в проводимой нами оценке логистического потенциала районов (рис.1), и не только из-за высокого производственного потенциала (в основном сельхозпроизводства), но благодаря удачному месту расположения вблизи крупных экономически развитых промышленных территорий — городской агломерации Набережные Челны и особой зоны экономического развития «Алабуга», а также на пересечении железнодорожных (станция «Круглое поле»), автомобильных (автодорога 16А-0003 — Альметьевское шоссе) и водных (с подъездом по автодороге 16К-1564 от порта ООО «Кама» село Бетьки) путей перемещения грузов. Размещение площадей логистического парка «Круглое поле» предполагается на территории Мелекесского сельского поселения Тукаевс-кого муниципального района, в непосредственной близости от п. Круглое Поле. Это может быть средний или крупный (до 100га) многофункциональный мультимодальный логистический центр федерального значения, универсального типа, включая обслуживание контейнерных и наливных грузов. Предлагается размещение складов класса А, А+, В+, открытых складских и погрузочно-разгрузочных площадок, стоянок, станции техобслуживания грузовых автомобилей и спецтехники, офисных, гостиничных и административных сооружений. В структуру центра необходимо включить «Железнодорожный логистический терминал» компании «Транссервис ЛТД» общей площадью 6 га, находящийся в центре узловой железнодорожной станции «Круглое поле», самого крупного железнодорожного узла За-камского региона. В основу проекта логистического центра могут быть заложены проектные решения ООО «Камграждан-проект» по развитию логистической инфраструктуры в составе грузового порта у села Бетьки, строительство которого предусмотрено до конца 2035 года [7].

В качестве рекомендации предлагается рассмотреть возможность оптимизировать использование логистических площадей индустриальных парков «Синергия» и «А Плюс Парк Алабуга» ОЭЗ ППТ «Алабуга», а именно, 200 тыс. м2 — открытых площадок; 200,2 тыс. м2 — застройки, два склада класса А, железнодорожный терминал с перегрузочной и контейнерной площадками. Расширение спектра предоставляемых услуг логистического парка ОЭЗ ППТ «Алабуга» необходимо в связи с принятой на республиканском уровне стратегией развития производственного территориального кластера «ИнноКам» [7], кроме того предлагается рассмотреть возможности предоставления логистических услуг на основании синергетических связей с вводимыми в эксплуатацию площадями международного Свияжского межрегиональный мультимодального логистического центра, которые в настоящее время не налажены. Таким образом, после проведенной оптимизации, логистические объекты ОЭЗ ППТ «Алабуга», смогут выполнять не только функции складов-накопителей готовой продукции резидентов производственных площадок, но и транспортно-логистического (собственный автомобильный подвижной состав и ж/д вагоны) многофункционального мультимодального центра, интегрированного в индустриальный парк с организацией оптовой торговли.

Предложенный оптимизационный подход при выборе мест расположения логистических объектов на территории Республики Татарстан может быть реализован для решения стратегических задач оптимизации, совершенствования и проектирования логистической инфраструктуры любого российского региона. он позволяет оперативно решать реальные практические задачи, учитывая любую динамику изменения критериальных показателей логистической привлекательности территории района: от его площади до величины грузооборота (любым видом транспорта), изменения производственного потенциала и даже протяженности путей сообщения при непосредственном участии в проекте всех заинтересованных лиц, а именно, администрации, как региона в целом, так и каждой из составляющих его административно-территориальных единиц, представителей бизнес-структур, потенциальных инвесторов проектов.

Литература

1. Копылова О.А., А.Н. Рахмангулов. Размещение региональных логистических центров: монография. — Магнитогорск: МГТУ им. Г.И. Носова — 172 с.

2. Фрейдман О.А. Анализ логистического потенциала региона: монография. — Иркутск: ИрГУПС, 2013. — 164 с.

3. Рожко О.Н. Оценка логистического потенциала региона // Вестник экономики, права и социологии. — 2015. — № 3. — С. 72-75.

4. Рожко О.Н., В.В. Хоменко, А.М. Шихалев, И.М. Якимов. Развитие транспортно-логистической инфраструктуры Республики Татарстан: монография. — Фэн Академия наук РТ: Казань, 2016. — 98 с.

5. Схема территориального планирования Республики Татарстан [Электронный ресурс] // URL: http://minstroy.tatarstan.ru/rus/file/ pub/pub_761709.pdf /http://minstroy.tatarstan.ru/shema.htm Режим доступа: свободный (дата последнего обращения 21.04.2017).

6. Стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года. [Электронный ресурс] // URL: http:// tatarstan2030.ru/content1/ Режим доступа: свободный (дата последнего обращения 05.04.2017).

7. Стратегия социально-экономического развития административно-территориальных единиц Республики Татарстан до 2030 года. [Электронный ресурс] // URL: http://mert.tatarstan.ru/strategii-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya.htm?page=2 / Режим доступа: свободный (дата последнего обращения 05.04.2017)

8. Figuera, J. Multiple Criteria Decision Analysis: State of the Art Surveys: monograph / J. Figuera, S. Greco, M. Enrgott and other / Edited by Jose Figuera. — Boston: Springer Science + Business Media, Inc., 2005. — 1046 p.

9. Shikhalev A.M., M.V. Panasyuk, A.R. Burilov Application of the Forfold Tables Method for Analysis of Dynamics of Social Systems // Mediterranean Journal of Social Sciences MCSER Publing, Rome-Italy. — 2014. — vol. 5. — № 18. — P. 335-339.

10. Velychko, O. Logistical system Fortschrittzahlen in the management of the supply chain of a multi-functional grain cooperative [Electronic resource] // Economics & Sociology. — 2015. — vol. 8. — №1. — P. 127 — 146. — URL: http://www.economics-sociology.eu/files/ ES_Vol8_1_Velychko.pdf

актуальность формирования стратегии повышения имиджа

И ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ТЕРРИТОРИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

инструментария краудсорсинга

Г.Л. Багиев,

профессор кафедры маркетинга Санкт-Петербургского государственного экономического университета,

доктор экономических наук, заслуженный деятель науки РФ

bagievgl@gmail.com

К.Д. Вайсбейн,

ассистент кафедры менеджмента и финансов производственных систем и технологического предпринимательства

Волгоградского государственного технического университета

vajsbejn90@mail.ru

Высокая динамичность развития социально-экономической среды затрудняет разработку и реализацию эффективной маркетинговой стратегии развития территории. В связи с этим все более актуальными становятся вопросы оперативного реагирования на изменения региональной среды и своевременного принятия необходимых управленческих решений, обеспечивающих повышение привлекательности территории и развитие положительной инвестиционной динамики. Авторы предлагают формировать маркетинговую стратегию территории с использованием инструментария имиджа и краудсорсинга. Обращается внимание на то, что для решения существующих проблем экономики в современных условиях хозяйствования требуется активное использование инструментария маркетинга территории.

Ключевые слова: маркетинговая стратегия, имидж территории, конкурентоспособность, привлекательность, имидж, краудсорсинг

УДК 332 65.291.3-21

Использование подходов маркетинга территории в управлении требуют развития инструментария разработки маркетинговых стратегий позиционирования и продвижения территорий, методик управления имиджем, что позволит на практике принимать наиболее эффективные управленческие решения в целях обеспечения роста конкурентоспособности и устойчивого социально-экономического развития территории [1, 2].

В условиях вводимых санкций и развития импортозаме-щения перед субъектами территории поставлена задача формирования и развития благоприятного имиджа территории, так как он становится эффективным фактором реализации потенциала территории. Организация благоприятного имиджа территории позволит обеспечить процесс реализации маркетинговой стратегии и достижения целей социально-экономического развития и взаимоотношений с различными целевыми аудиториями. Рост имиджа территории стимулирует устойчивое развитие территории, активизирует процессы привлечения новых экономических агентов, а, следовательно, способствует оптимизации потоков инвестиций, что приводит к наращиванию социально-экономического потенциала, укрепляет кооперационные связи, формирует высоко конкурентную предпринимательскую среду. В этой связи, создание и развитие благоприятного имиджа территории является актуальной

задачей, которая должна решаться на различных уровнях управления территориями. [2]

В этих условиях возрастает необходимость и эффективность маркетинга информационного менеджмента. То есть инструментария форсайт-технологий маркетинга в режиме онлайн с использованием системы краудсорсинга для качественного управления и организации диалога между представителями региональной и муниципальной власти, бизнеса и потребителями [3]. Использование такой системы позволит привлечь внимание общественности для обсуждения социальных вопросов, а также наращивать ресурсы для эффективного развития территории.

Как известно, краудсорсинг — это процесс активной мобилизации ресурсов людей посредством информационных технологий с целью решения задач, стоящих перед бизнесом и обществом в целом.

Краудсорсинг можно классифицировать по следующим категориям:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I. По сфере жизни (бизнес, социальный, политический)

II. По типу решаемых задач (создание продукта (контента), голосование, поиск решения, сбор информации, сбор мнений, тестирование, служба поддержки, сбор средств — кра-удфандинг).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.