Оптимальные формы библиотечного обслуживания научных сотрудников Optimal forms for library service of research workers Текст научной статьи по специальности «Стандартизация»

Научная статья на тему 'Оптимальные формы библиотечного обслуживания научных сотрудников' по специальности 'Стандартизация' Читать статью
Pdf скачать pdf Quote цитировать Review рецензии ВАК
Авторы
Журнал
Выпуск № 3 /
Коды
  • ГРНТИ: 84.15.05 — Оптимизация фонда нормативно-технических документов. Категории, виды, структура фондов
  • УДK: 002.52;(083.74)
  • Указанные автором: ББК: 78.38+78.34(2); УДК: 02+002.5

Статистика по статье
  • 388
    читатели
  • 73
    скачивания
  • 0
    в избранном
  • 0
    соц.сети

Ключевые слова
  • БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
  • БИБЛИОТЕЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
  • ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
  • ЧИТАТЕЛИ
  • НАУЧНЫЕ СОТРУДНИКИ
  • ИНТЕРНЕТ

Аннотация
научной статьи
по стандартизации, автор научной работы — Лисовская Наталья Сергеевна

Рассмотрены перспективы деятельности библиотек академических научных учреждений, роль библиотеки НИИ в условиях развития новых информационных технологий. Отмечены изменения в читательских потребностях и информационном поведении читателей этих библиотек. На базе статистических данных показана невостребованность традиционных методов обслуживания читателей библиотеки НИИ и сформулированы требования к модернизации библиотечной технологии в библиотеках такого типа.

Научная статья по специальности "Оптимизация фонда нормативно-технических документов. Категории, виды, структура фондов" из научного журнала "Библиосфера", Лисовская Наталья Сергеевна

 
Читайте также
Читайте также
Рецензии [0]

Текст
научной работы
на тему "Оптимальные формы библиотечного обслуживания научных сотрудников". Научная статья по специальности "Оптимизация фонда нормативно-технических документов. Категории, виды, структура фондов"

Обмен опытом
УДК 02+002.5 ББК 78.38+78.34(2)
ОПТИМАЛЬНЫЕ ФОРМЫ БИБЛИОТЕЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
НАУЧНЫХ СОТРУДНИКОВ
© Н.С. Лисовская, 2006
Институт химической кинетики и горения Сибирского отделения Российской академии наук 630090, г. Новосибирск, ул. Институтская, 3
Рассмотрены перспективы деятельности библиотек академических научных учреждений, роль библиотеки НИИ в условиях развития новых информационных технологий. Отмечены изменения в читательских потребностях и информационном поведении читателей этих библиотек. На базе статистических данных показана невостребованность традиционных методов обслуживания читателей библиотеки НИИ и сформулированы требования к модернизации библиотечной технологии в библиотеках такого типа.
Ключевые слова: библиотечное обслуживание, библиотечные технологии, информационные технологии, читатели, научные сотрудники, Интернет.
Современные информационные технологии с использованием глобальных компьютерных сетей, позволяющие мгновенно передавать и получать информацию из любой точки планеты, качественно изменили все коммуникационные процессы в обществе. Человек, имеющий персональный компьютер, может, не выходя из дома, получать библиографическую, фактографическую, полнотекстовую и графическую информацию. Изменения, происходящие в формах и средствах представления и распространения информации, и в частности научной, оказывают влияние на характер запросов читателей, на видовой и содержательный состав фонда библиотеки, технологию и организацию библиотечных процессов, а также на профессиональные качества (компетенцию) библиотекаря.
Кроме факторов развития информационных технологий, на библиотечную деятельность оказывают влияние и социально-экономические изменения: развитие рыночных отношений, реформа науки, перемены в структуре занятости населения.
Перечисленные реалии породили глубокие противоречия в библиотечном деле. Поэтому на страницах профессиональной печати поднимаются вопросы: какова роль библиотеки в информационном пространстве? сохранится ли библиотека вообще в новом информационном обществе? и если -да, то, что будет представлять собою в изменившемся мире, по каким законам станет функционировать и развиваться?
Отвечая на поставленные вопросы, одни авторы рассматривают библиотеку как культурное явление или социальный институт и размышляют о
философии библиотеки вообще /1-6/; другие решают проблемы конкретных библиотек, стремятся адаптироваться к современным условиям, переориентировать библиотеку на иную деятельность, расширяют ее функции /7-10/.
Академическая библиотека активно изучается начиная с 50-х гг. прошлого века и до настоящего времени. Однако в условиях быстроменяющейся технико-технологической ситуации трудно представить окончательную модель базовых функций академической библиотеки и ответить на вопросы, как новое сетевое электронное окружение влияет на ее функции, каковы в этой связи перспективы ее развития /11/.
Основные цели и задачи библиотеки академического учреждения - формирование фонда научно-технической литературы согласно тематике научных исследований, библиотечно-информационное и информационно-библиографическое обслуживание научных сотрудников.
Библиотека Института химической кинетики и горения Сибирского отделения Российской академии наук (ИХКГ СО РАН) является типичной академической библиотекой.
Библиотека обслуживает 14 лабораторий и 4 научные группы. Численность научных сотрудников - 119 человек (2 академика, 29 докторов наук, 73 кандидата наук и 15 научных сотрудников без ученой степени). Библиотекой обслуживается также 20 аспирантов ИХКГ. Средний возраст научного сотрудника - 49,4 года. Доля научных сотрудников до 35 лет - 18,5% (данные на 1.01.2005 г.).
Для характеристики работы библиотеки ИХКГ приведем статистические данные (табл. 1 и 2).
Т а б л и ц а 1
Поступления литературы в фонд библиотеки (1985-2004 гг.)
Год 1985 1995 2000 2001 2002 2003 2004
Поступило книг 502 109 99 191 177 119 90
В том числе иностранных 29 16 2 7 17 11 2
Поступило периодических изданий 1 429 998 675 592 723 590 587
В том числе иностранных 493 376 24 151 204 178 171
Т а б л и ц а 2
Количество посещений и книговыдача библиотеки (1985-2004 гг.)
Год 1985 1995 2000 2001 2002 2003 2004
Количество посещений 19 854 10 664 9 320 9 060 9 072 9 154 9 137
Книговыдача 70 452 42 722 25 454 25 080 23 757 26 533 26 322
Из приведенных данных видно, что, несмотря на значительный научный потенциал института, библиотека находится в определенной кризисной ситуации: заметно уменьшился объем получаемой литературы (табл. 1), падает количество посещений и особенно книговыдача (табл. 2) - одни из основных традиционных показателей эффективности работы библиотеки.
В целях выявления приоритетных направлений работы библиотеки, а также ее оценки читателями было проведено анкетирование.
Анкетирование должно было установить уровень знания научными сотрудниками окружающего их «информационного пространства», а именно: каковы возможности библиотеки в удовлетворении информационных потребностей читателей и получении необходимой литературы; как оцениваются эти возможности (по 5-балльной системе); а также насколько хорошо научные сотрудники ориентируются в информационном пространстве: куда чаще всего обращаются при поиске необходимой информации и, в частности, в Интернете. Анкетированием были охвачены научные сотрудники ИХКГ. Всего было роздано 50 анкет, принято к обработке 46 анкет (38,6% от общего числа научных сотрудников).
По результатам анкетирования были сделаны следующие выводы:
• научные сотрудники слабо ориентируются в справочно-библиографическом аппарате библиотеки, мало используют имеющиеся в ней информационные издания;
• в настоящее время выставки новых поступлений не играют большой роли в информировании читателей: они не оперативны и поэтому не эффективны (сократился репертуар выписываемых журналов, они поступают с опозданием);
• массив информации, представленный на сайтах ГПНТБ СО РАН и Отделения ГПНТБ, совершенно не знаком читателям;
• читатели довольно активно используют ресурсы, представленные Научной электронной библиотекой РФФИ и на сайтах отечественных и зарубежных издательств;
• большинство читателей неэффективно работают в Интернете при поиске необходимой информации (это должно насторожить работников библиотеки: почему научный сотрудник предпочитает «лопатить» материал, выданный поисковой системой, и не ищет помощи у профессионала?).
Для повышения эффективности работы библиотеки были предложены следующие рекомендации:
• «поисковое поведение» читателей (научных сотрудников) должно стать предметом постоянного наблюдения и исследования библиотечных специалистов, т.е. необходимо разработать систему мониторинга удовлетворенности информационных потребностей научных сотрудников;
• необходимо обеспечить консультирование и обучение потребителей информации основам информационной культуры на различных этапах;
• библиотека НИИ должна уметь организовать на должном уровне информационный поиск в реальном (ближайшем) информационном про-
странстве, а также сориентировать научного сотрудника при поиске необходимой информации в Интернете.
Таким образом, сохраняя за собой функции обычной библиотеки по обслуживанию читателей (пользователей) печатными документами (книгами и журналами, имеющимися в фонде), библиотека академического учреждения, отвечая современным потребностям читателей, должна превращаться в информационный центр, служить навигатором в информационном пространстве. Именно эта функция выдвигается в качестве приоритетной в работе библиотеки ИХКГ.
На сегодняшний день библиотека ИХКГ СО РАН располагает следующими информационными ресурсами (данные на 1.10.2005 г.):
1. Электронный ресурс Американского химического общества (http://jcp.aip.org/jcpo/), библиотекой выполнен 31 запрос (в том числе и для других организаций).
2. Электронный ресурс Научной электронной библиотеки РФФИ (http://www.elibrary.ru/), библиотекой выполнено 15 запросов.
3. Электронный ресурс Sciencedirect (http:// www.sciencedirect.com), библиотекой выполнено 6 запросов.
4. Электронный ресурс Американского физического общества (http://prl.aps.org/), библиотекой выполнено 12 запросов.
5. Активно используется возможность обслуживаться по межбиблиотечному абонементу (МБА) в ГПНТБ СО РАН и сети библиотек Сибирского отделения РАН (табл. 3).
6. Ресурсы Баварской библиотеки через ГПНТБ СО РАН, выполнено 8 заказов.
7. Другие ресурсы в Интернете (разовые обращения), выполнено 4 запроса.
8. Ведется электронный каталог периодических изданий, имеющихся в библиотеке (отечественных и иностранных).
Проводя активную политику в области изучения и освоения информационного пространства и максимального удовлетворения информационных потребностей научных сотрудников через ресурсы Интернета, библиотека не отказывается от таких традиционных мероприятий, как:
• выставки новых поступлений: еженедельные выставки поступления периодических изданий и выставки новых книг по мере их получения;
• дни информации - выставки иностранных журналов, получаемых библиотеками Сибирского отделения, ежегодно проводится четыре выставки (табл. 4);
• выставки, знакомящие с журналами, выходящими впервые (по тематике и общенаучными);
• выставки журналов, на которые не оформлена по каким-либо причинам подписка;
• постоянное информирование читателей (по сети и через печатные объявления) о предстоящих выставках и возможностях библиотеки в получении информации;
• предоставление библиотекой справочноинформационных и библиографических услуг с использованием доступных баз данных.
В качестве эксперимента в рамках гранта РФФИ 05-03-32208 в 2005 г. была проведена тематическая выставка «Нуклеация. Физический аспект» (был представлен 81 печатный документ, выставку посетило 36 человек). В рамках этого гранта будет проведено еще две выставки; накопленную по теме информацию планируется организовать в форме электронной базы данных.
Анализ работы библиотеки ИХКГ позволяет сформулировать некоторые первоочередные задачи
Т а б л и ц а 3
Статистика заказов, выполненных библиотекой по МБА, печ. ед.
Книги Другие издания Журналы Нетематическая литература Всего изданий
отечественные иностранные отечественные иностранные
104 10 24 108 294 58 598
Т а б л и ц а 4
Статистические данные по выставкам иностранных журналов, получаемых библиотекой (данные приведены на 1.10.2005 г.), печ. ед.
Сроки проведения выставок 27.01-2.02.2005 29.03-4.04.2005 19.05-26.05.2005
Всего представлено документов 348 209 138
Всего посетило (чел.) 53 50 56
академической библиотеки на ближайшую перспективу:
• библиотека должна пересмотреть приоритеты в целях и содержательном уровне обслуживания;
• сохраняя за собой функции обычной библиотеки по обслуживанию читателей (пользователей) печатными документами, академическая библиотека должна все больше стремиться выполнять функции информационного центра, создавать информационную инфраструктуру для научных исследований, служить навигатором в информационном пространстве;
• библиотеке следует активизировать свою работу в соответствии с тематикой лабораторий в плане их информационного обеспечения, а именно: выполнять библиографические заявки по тематическим запросам, устраивать тематические выставки, стремиться к участию в работе по грантам РФФИ и интеграционным проектам. Активная информационная позиция - успех работы библиотеки;
• библиотека должна развивать, постоянно пополнять и создавать новые электронные каталоги и базы данных;
• необходимо способствовать созданию корпоративных систем и объединению информационных ресурсов академических библиотек;
• библиотека должна готовить своих читателей (пользователей) к новым условиям обслуживания;
• необходимо стремиться к оперативному информированию читателей (пользователей);
• необходимо способствовать развитию ЭДД (обслуживание читателей электронными документами).
Список литературы
1. Акилина, М. И. Философия современной библиотеки // Библиотековедение. - 1996. - № 4/5. - С. 91-100.
2. Ванеев, А. Н. О «кризисе» и «застое» в отечественном библиотековедении // Библиотековедение. -1996. - № 1. - С. 10-19.
3. Гусева, Л. Н. Профессиональная идеология, философия библиотечного дела и библиотековедение // Библиотековедение. - 1996. - № 1. - С. 19-32.
4. Дворкина, М. Я. Традиции просветительства и новая философия библиотечного дела // Профессиональное сознание библиотекарей: необходимость перемен в переходный период : материалы семинара (3-4 июня 1993 г., Москва). - М., 1994. - С. 14-18.
5. Порошин, С. А. Философия библиотеки: к постановке вопроса // Библиотековедение. - 1994. - № 5. -С. 123-125.
6. Рахитов, А. И. Если есть такая философия... // Библиотековедение. -1996. - № 4/5. - С. 87-91.
7. Балкова, И. В. Научные библиотеки и обслуживание студентов // Науч. и техн. б-ки. - 2001. - № 6. -С. 72-78.
8. Евстигнеева, Г. А. Информационная поддержка науки / Г. А. Евстигнеева, А. Н. Земсков // Науч. и техн. б-ки. - 2005. - № 4. - С. 65-78.
9. Кожевникова, Е. С. Информатизация библиотек: проблемы и перспективы. Социально-психологический аспект // Науч. и техн. б-ки. - 2001. - № 10. -С. 34-38.
10. Шрайберг, Я. Л. Современные тенденции в автоматизации библиотечно-информационных технологий // Науч. и техн. б-ки. - 2001. - № 2. - С. 91-96.
11. Лаврик, О. Л. Академическая библиотека в современной информационной среде / О. Л. Лаврик. - Новосибирск, 2003. - 250 с.
Материал поступил в редакцию 16.05.2006 г.
Сведения об авторе: Лисовская Наталья Сергеевна - заведующая библиотекой, соискатель ГПНТБ СО РАН, тел. (383) 333-23-82

читать описание
Star side в избранное
скачать
цитировать
наверх