Обмен опытом
УДК 02+002.5 ББК 78.38+78.34(2)
ОПТИМАЛЬНЫЕ ФОРМЫ БИБЛИОТЕЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
НАУЧНЫХ СОТРУДНИКОВ
© Н.С. Лисовская, 2006
Институт химической кинетики и горения Сибирского отделения Российской академии наук 630090, г. Новосибирск, ул. Институтская, 3
Рассмотрены перспективы деятельности библиотек академических научных учреждений, роль библиотеки НИИ в условиях развития новых информационных технологий. Отмечены изменения в читательских потребностях и информационном поведении читателей этих библиотек. На базе статистических данных показана невостребованность традиционных методов обслуживания читателей библиотеки НИИ и сформулированы требования к модернизации библиотечной технологии в библиотеках такого типа.
Ключевые слова: библиотечное обслуживание, библиотечные технологии, информационные технологии, читатели, научные сотрудники, Интернет.
Современные информационные технологии с использованием глобальных компьютерных сетей, позволяющие мгновенно передавать и получать информацию из любой точки планеты, качественно изменили все коммуникационные процессы в обществе. Человек, имеющий персональный компьютер, может, не выходя из дома, получать библиографическую, фактографическую, полнотекстовую и графическую информацию. Изменения, происходящие в формах и средствах представления и распространения информации, и в частности научной, оказывают влияние на характер запросов читателей, на видовой и содержательный состав фонда библиотеки, технологию и организацию библиотечных процессов, а также на профессиональные качества (компетенцию) библиотекаря.
Кроме факторов развития информационных технологий, на библиотечную деятельность оказывают влияние и социально-экономические изменения: развитие рыночных отношений, реформа науки, перемены в структуре занятости населения.
Перечисленные реалии породили глубокие противоречия в библиотечном деле. Поэтому на страницах профессиональной печати поднимаются вопросы: какова роль библиотеки в информационном пространстве? сохранится ли библиотека вообще в новом информационном обществе? и если -да, то, что будет представлять собою в изменившемся мире, по каким законам станет функционировать и развиваться?
Отвечая на поставленные вопросы, одни авторы рассматривают библиотеку как культурное явление или социальный институт и размышляют о
философии библиотеки вообще /1-6/; другие решают проблемы конкретных библиотек, стремятся адаптироваться к современным условиям, переориентировать библиотеку на иную деятельность, расширяют ее функции /7-10/.
Академическая библиотека активно изучается начиная с 50-х гг. прошлого века и до настоящего времени. Однако в условиях быстроменяющейся технико-технологической ситуации трудно представить окончательную модель базовых функций академической библиотеки и ответить на вопросы, как новое сетевое электронное окружение влияет на ее функции, каковы в этой связи перспективы ее развития /11/.
Основные цели и задачи библиотеки академического учреждения - формирование фонда научно-технической литературы согласно тематике научных исследований, библиотечно-информационное и информационно-библиографическое обслуживание научных сотрудников.
Библиотека Института химической кинетики и горения Сибирского отделения Российской академии наук (ИХКГ СО РАН) является типичной академической библиотекой.
Библиотека обслуживает 14 лабораторий и 4 научные группы. Численность научных сотрудников - 119 человек (2 академика, 29 докторов наук, 73 кандидата наук и 15 научных сотрудников без ученой степени). Библиотекой обслуживается также 20 аспирантов ИХКГ. Средний возраст научного сотрудника - 49,4 года. Доля научных сотрудников до 35 лет - 18,5% (данные на 1.01.2005 г.).
Для характеристики работы библиотеки ИХКГ приведем статистические данные (табл. 1 и 2).
Т а б л и ц а 1
Поступления литературы в фонд библиотеки (1985-2004 гг.)
Год 1985 1995 2000 2001 2002 2003 2004
Поступило книг 502 109 99 191 177 119 90
В том числе иностранных 29 16 2 7 17 11 2
Поступило периодических изданий 1 429 998 675 592 723 590 587
В том числе иностранных 493 376 24 151 204 178 171
Т а б л и ц а 2
Количество посещений и книговыдача библиотеки (1985-2004 гг.)
Год 1985 1995 2000 2001 2002 2003 2004
Количество посещений 19 854 10 664 9 320 9 060 9 072 9 154 9 137
Книговыдача 70 452 42 722 25 454 25 080 23 757 26 533 26 322
Из приведенных данных видно, что, несмотря на значительный научный потенциал института, библиотека находится в определенной кризисной ситуации: заметно уменьшился объем получаемой литературы (табл. 1), падает количество посещений и особенно книговыдача (табл. 2) - одни из основных традиционных показателей эффективности работы библиотеки.
В целях выявления приоритетных направлений работы библиотеки, а также ее оценки читателями было проведено анкетирование.
Анкетирование должно было установить уровень знания научными сотрудниками окружающего их «информационного пространства», а именно: каковы возможности библиотеки в удовлетворении информационных потребностей читателей и получении необходимой литературы; как оцениваются эти возможности (по 5-балльной системе); а также насколько хорошо научные сотрудники ориентируются в информационном пространстве: куда чаще всего обращаются при поиске необходимой информации и, в частности, в Интернете. Анкетированием были охвачены научные сотрудники ИХКГ. Всего было роздано 50 анкет, принято к обработке 46 анкет (38,6% от общего числа научных сотрудников).
По результатам анкетирования были сделаны следующие выводы:
• научные сотрудники слабо ориентируются в справочно-библиографическом аппарате библиотеки, мало используют имеющиеся в ней информационные издания;
• в настоящее время выставки новых поступлений не играют большой роли в информировании читателей: они не оперативны и поэтому не эффективны (сократился репертуар выписываемых журналов, они поступают с опозданием);
• массив информации, представленный на сайтах ГПНТБ СО РАН и Отделения ГПНТБ, совершенно не знаком читателям;
• читатели довольно активно используют ресурсы, представленные Научной электронной библиотекой РФФИ и на сайтах отечественных и зарубежных издательств;
• большинство читателей неэффективно работают в Интернете при поиске необходимой информации (это должно насторожить работников библиотеки: почему научный сотрудник предпочитает «лопатить» материал, выданный поисковой системой, и не ищет помощи у профессионала?).
Для повышения эффективности работы библиотеки были предложены следующие рекомендации:
• «поисковое поведение» читателей (научных сотрудников) должно стать предметом постоянного наблюдения и исследования библиотечных специалистов, т.е. необходимо разработать систему мониторинга удовлетворенности информационных потребностей научных сотрудников;
• необходимо обеспечить консультирование и обучение потребителей информации основам информационной культуры на различных этапах;
• библиотека НИИ должна уметь организовать на должном уровне информационный поиск в реальном (ближайшем) информационном про-
странстве, а также сориентировать научного сотрудника при поиске необходимой информации в Интернете.
Таким образом, сохраняя за собой функции обычной библиотеки по обслуживанию читателей (пользователей) печатными документами (книгами и журналами, имеющимися в фонде), библиотека академического учреждения, отвечая современным потребностям читателей, должна превращаться в информационный центр, служить навигатором в информационном пространстве. Именно эта функция выдвигается в качестве приоритетной в работе библиотеки ИХКГ.
На сегодняшний день библиотека ИХКГ СО РАН располагает следующими информационными ресурсами (данные на 1.10.2005 г.):
1. Электронный ресурс Американского химического общества (http://jcp.aip.org/jcpo/), библиотекой выполнен 31 запрос (в том числе и для других организаций).
2. Электронный ресурс Научной электронной библиотеки РФФИ (http://www.elibrary.ru/), библиотекой выполнено 15 запросов.
3. Электронный ресурс Sciencedirect (http:// www.sciencedirect.com), библиотекой выполнено 6 запросов.
4. Электронный ресурс Американского физического общества (http://prl.aps.org/), библиотекой выполнено 12 запросов.
5. Активно используется возможность обслуживаться по межбиблиотечному абонементу (МБА) в ГПНТБ СО РАН и сети библиотек Сибирского отделения РАН (табл. 3).
6. Ресурсы Баварской библиотеки через ГПНТБ СО РАН, выполнено 8 заказов.
7. Другие ресурсы в Интернете (разовые обращения), выполнено 4 запроса.
8. Ведется электронный каталог периодических изданий, имеющихся в библиотеке (отечественных и иностранных).
Проводя активную политику в области изучения и освоения информационного пространства и максимального удовлетворения информационных потребностей научных сотрудников через ресурсы Интернета, библиотека не отказывается от таких традиционных мероприятий, как:
• выставки новых поступлений: еженедельные выставки поступления периодических изданий и выставки новых книг по мере их получения;
• дни информации - выставки иностранных журналов, получаемых библиотеками Сибирского отделения, ежегодно проводится четыре выставки (табл. 4);
• выставки, знакомящие с журналами, выходящими впервые (по тематике и общенаучными);
• выставки журналов, на которые не оформлена по каким-либо причинам подписка;
• постоянное информирование читателей (по сети и через печатные объявления) о предстоящих выставках и возможностях библиотеки в получении информации;
• предоставление библиотекой справочноинформационных и библиографических услуг с использованием доступных баз данных.
В качестве эксперимента в рамках гранта РФФИ 05-03-32208 в 2005 г. была проведена тематическая выставка «Нуклеация. Физический аспект» (был представлен 81 печатный документ, выставку посетило 36 человек). В рамках этого гранта будет проведено еще две выставки; накопленную по теме информацию планируется организовать в форме электронной базы данных.
Анализ работы библиотеки ИХКГ позволяет сформулировать некоторые первоочередные задачи
Т а б л и ц а 3
Статистика заказов, выполненных библиотекой по МБА, печ. ед.
Книги Другие издания Журналы Нетематическая литература Всего изданий
отечественные иностранные отечественные иностранные
104 10 24 108 294 58 598
Т а б л и ц а 4
Статистические данные по выставкам иностранных журналов, получаемых библиотекой (данные приведены на 1.10.2005 г.), печ. ед.
Сроки проведения выставок 27.01-2.02.2005 29.03-4.04.2005 19.05-26.05.2005
Всего представлено документов 348 209 138
Всего посетило (чел.) 53 50 56
академической библиотеки на ближайшую перспективу:
• библиотека должна пересмотреть приоритеты в целях и содержательном уровне обслуживания;
• сохраняя за собой функции обычной библиотеки по обслуживанию читателей (пользователей) печатными документами, академическая библиотека должна все больше стремиться выполнять функции информационного центра, создавать информационную инфраструктуру для научных исследований, служить навигатором в информационном пространстве;
• библиотеке следует активизировать свою работу в соответствии с тематикой лабораторий в плане их информационного обеспечения, а именно: выполнять библиографические заявки по тематическим запросам, устраивать тематические выставки, стремиться к участию в работе по грантам РФФИ и интеграционным проектам. Активная информационная позиция - успех работы библиотеки;
• библиотека должна развивать, постоянно пополнять и создавать новые электронные каталоги и базы данных;
• необходимо способствовать созданию корпоративных систем и объединению информационных ресурсов академических библиотек;
• библиотека должна готовить своих читателей (пользователей) к новым условиям обслуживания;
• необходимо стремиться к оперативному информированию читателей (пользователей);
• необходимо способствовать развитию ЭДД (обслуживание читателей электронными документами).
Список литературы
1. Акилина, М. И. Философия современной библиотеки // Библиотековедение. - 1996. - № 4/5. - С. 91-100.
2. Ванеев, А. Н. О «кризисе» и «застое» в отечественном библиотековедении // Библиотековедение. -1996. - № 1. - С. 10-19.
3. Гусева, Л. Н. Профессиональная идеология, философия библиотечного дела и библиотековедение // Библиотековедение. - 1996. - № 1. - С. 19-32.
4. Дворкина, М. Я. Традиции просветительства и новая философия библиотечного дела // Профессиональное сознание библиотекарей: необходимость перемен в переходный период : материалы семинара (3-4 июня 1993 г., Москва). - М., 1994. - С. 14-18.
5. Порошин, С. А. Философия библиотеки: к постановке вопроса // Библиотековедение. - 1994. - № 5. -С. 123-125.
6. Рахитов, А. И. Если есть такая философия... // Библиотековедение. -1996. - № 4/5. - С. 87-91.
7. Балкова, И. В. Научные библиотеки и обслуживание студентов // Науч. и техн. б-ки. - 2001. - № 6. -С. 72-78.
8. Евстигнеева, Г. А. Информационная поддержка науки / Г. А. Евстигнеева, А. Н. Земсков // Науч. и техн. б-ки. - 2005. - № 4. - С. 65-78.
9. Кожевникова, Е. С. Информатизация библиотек: проблемы и перспективы. Социально-психологический аспект // Науч. и техн. б-ки. - 2001. - № 10. -С. 34-38.
10. Шрайберг, Я. Л. Современные тенденции в автоматизации библиотечно-информационных технологий // Науч. и техн. б-ки. - 2001. - № 2. - С. 91-96.
11. Лаврик, О. Л. Академическая библиотека в современной информационной среде / О. Л. Лаврик. - Новосибирск, 2003. - 250 с.
Материал поступил в редакцию 16.05.2006 г.
Сведения об авторе: Лисовская Наталья Сергеевна - заведующая библиотекой, соискатель ГПНТБ СО РАН, тел. (383) 333-23-82