Научная статья на тему 'Оптимальная модель системы страхования сельскохозяйственного производства для Украины'

Оптимальная модель системы страхования сельскохозяйственного производства для Украины Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
34
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / СТРАХОВОЙ СЕКТОР / СТРАХОВАТЕЛИ / МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО СТРАХОВАНИЯ / PUBLIC POLICY / THE INSURANCE INDUSTRY / INSURERS / THE MODEL OF AGRICULTURAL INSURANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Осьмеркина Наталья Николаевна

В статье проанализировано современное состояние рынка агрострахования и рассмотрен зарубежный опыт его развития. Определены приоритетные направления совершенствования системы агрострахования, а также обоснована необходимость развития рынка агрострахования как государством, так и страховщиками и страхователями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE OPTIMAL MODEL OF INSURANCE SYSTEM FOR UKRAINIAN AGRICULTURAL PRODUCTION

The article analyzes the current state of agricultural insurance market and considers international experience of its development. The priority directions of improvement of agricultural insurance, as well as the necessity of the development of agricultural insurance market as state and insurers and policyholders were defined.

Текст научной работы на тему «Оптимальная модель системы страхования сельскохозяйственного производства для Украины»

УДК 368.5

ОПТИМАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ СТРАХОВАНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО

ПРОИЗВОДСТВА ДЛЯ УКРАИНЫ

© 2013

Н.М. Осьмеркина, аспирантка

Уманский государственный педагогический университет имени Павла Тычины, (Украина)

Аннотация: В статье проанализировано современное состояние рынка агрострахования и рассмотрен зарубежный опыт его развития. Определены приоритетные направления совершенствования системы агрострахования, а также обоснована необходимость развития рынка агрострахования как государством, так и страховщиками и страхователями.

Ключевые слова: государственная политика, страховой сектор, страхователи, модель развития сельскохозяйственного страхования.

Сельское хозяйство Украины является одним из самых рисковых видов деятельности, поскольку осуществляется в неопределенных и нерегулируемых природно-климатических условиях. Действенным инструментом его поддержки и обеспечения бесперебойности воспроизводственного процесса выступает страхование, возмещая понесенные убытки, позволяет стабилизировать производство, обеспечить финансовую устойчивость хозяйств, а следовательно, и постоянство всей экономической системы, создает условия достижения определенного уровня продовольственной безопасности государства. В связи с этим государственная политика должна основываться на разработанной модели формирования и развития системы сельскохозяйственного страхования, и учитывать зарубежный опыт построения и применения страховых систем и страховых программ [1, с. 18].

Теоретические и практические аспекты проблематики аграрного страхования освещены в работах отечественных и зарубежных ученых разных поколений. Так, в частности, вопросам теории и практики страхования аграрной сферы посвятили свои труды украинские ученые: В.Д. Базилевич, В.А. Борисова, М.Я. Демьяненко, В.П. Дубищев, С.С. Осадець, Д.В. Полозенко, А.И. Ястремский, а также зарубежные авторы: И.Т. Балабанов, Д. Баббель, А. Уильямс и другие.

Целью данной статьи является определение приоритетных направлений совершенствования системы агро-страхования, а также обоснование необходимости развития рынка агрострахования как государством, так и страховщиками и страхователями.

В Канаде, США и Испании очень высокие показатели агрострахования. Там ежегодно страхуется от 50% до 80% посевов сельхозкультур. При этом страхование в этих странах является добровольным, но государство привлекает рычаги, стимулирующие сельхозпроизводителей использовать страхование. Сельхозпроизводитель имеет право получить дотацию от государства на выращивание той или иной культуры, если он участвует в программе страхования и защищает свое производство от погодных рисков.

Что касается Украины, то, к сожалению, агростра-хованием сейчас охвачено лишь 3-5% посевов сельскохозяйственных культур. При этом мы даже не имеем точных данных. Агрострахование ныне входит к имущественному страхованию, и реальная статистика появится только тогда, когда на этот стратегически важный для Украины вид страхования будет выдаваться отдельная лицензия и собираться соответствующая отчетность. Сейчас мы можем оперировать только теми данными, которые собрало Министерство аграрной политики Украины в рамках работы по программе компенсации части страховых премий (2005-2008 годы) [2], и данными, собранными во время исследования рынка агростра-хования за период 2009 - 2011 годы.

Итак, анализ международной практики агростаху-вання показывает, что данный сегмент страхования развивается достаточно быстро и работает эффективно только при долгосрочной и масштабной поддержке со

стороны государства. В странах, где правительство не уделяет внимания агрострахованию, его развитие происходит медленно и без системно.

Есть страны которые пошли путем чисто государственного агрострахования, когда государство берет на себя все риски агрострахования, создавая государственную страховую компанию, и фактически, вступает в конкуренцию на рынке финансовых услуг с частным сектором. Как показывает анализ, такой подход является крайне неэффективным, что обусловило отказ от такой практики и перехода к системе, в которой агрострахо-вание осуществляется по принципу партнерства между государством и частным сектором [3].

Партнерство между частным и государственным сектором позволяет государству минимизировать затраты на агрострахование и сосредоточиться на выполнении чисто государственных функциях управления сельскохозяйственным производством, поддерживая через субсидирование премий на страхование производства приоритетной сельскохозяйственной продукции. К тому же привлечение частного сектора к реализации программы обеспечивает конкуренцию в сегменте агрострахования и повышает ответственность частного сектора. При этом государство: не отвлекает ресурсы на администрирование программы страхования; на создание разветвленной сети отделений, куда должны обращаться аграрии при заключении договоров страхования и в случае выявления ущерба; на содержание большого штата высококвалифицированных андеррайтеров, оценщиков убытков (аварийных комиссаров); обеспечивает выполнение своих прямых функций по созданию законодательного поля для развития системы агрострахования; регулирования деятельности страховых компаний и обеспечения максимально эффективного использования агрострахо-вания как инструмента реализации аграрной политики.

Поэтому, приоритетным направлением совершенствования системы агрострахования в Украине является выбор модели партнерства между частным и государственным сектором (которые успешно действуют в США, Испании, Австрии). При этом, правительству желательно учредить государственную структуру, которая будет выполнять функции администратора системы. В таком случае расходы государства будут значительно ниже, так как можно будет сократить расходы на создание необходимой инфраструктуры, а работу в регионах будут выполнять страховые компании, которые уже имеют необходимую разветвленную сеть и персонал.

Одновременно администратор от имени государства должен будет иметь достаточно полномочий для внедрения новых стандартных страховых продуктов (по согласованию с Министерством аграрной политики), контроля за деятельностью страховщиков, сбора необходимых данных, распределения средств для субсидирования премий. При этом администратор должен постоянно сотрудничать с Госфинуслуг по надзору за деятельностью страховщиков в рамках программы субсидированного агрострахования.

Сотрудничество государства с частными страховыми компаниями через их профессиональное объединение

(Аграрное страховое бюро) позволит получить доступ к качественному перестрахованию на международных рынках за счет использования данных страховщиков (по программе субсидирования премий). Основные перестраховщики ( Swiss Re , Munich Re , SCOR , Hannover Re и др.) хорошо знают подобные системы субсидированного агрострахования и смогут предложить хорошие условия перестрахования, если Украина выберет модель партнерства с более широкими функциями частных страховых компаний [3].

Кстати, по этому пути пошел Китай, который за три последних года стал второй страной в мире по объемам субсидированного агрострахования (2 млрд. долларов премий и это только за 2009 год). Китай также ввел партнерскую программу субсидированного агрострахова-ния, подобную модели США, в которой государственная структура определяет принципы страхования и перестрахования, то есть выполняет функции администрирования программы. Непосредственно страховые услуги предоставляют частные страховщики.

Окончательное решение должно приниматься правительством Украины, и это решение по выбору модели должно основываться на международном опыте, специфике страны и целях внедрения программы субсидированного агрострахования. Следовательно, для более быстрого развития системы и предоставления дополнительной поддержки производителям сельскохозяйственной продукции необходимо выбрать модель, при которой будет создано партнерство с активным участием государства и частного страхового сектора. Согласно правилам ВТО, предлагаемая модель будет лучше отвечать требованиям по предоставлению государственных субсидий аграрному сектору.

Не следует также забывать о том, что практика страхования сельскохозяйственной продукции частными компаниями в Украине уже наработана, компании имеют развитую сеть отделений в регионах, квалифицированный персонал. Нецелесообразно отказываться от использования этого ресурса. В случае построения системы на принципах партнерства между государственным и частным сектором расходы государства ограничатся лишь компенсацией части премии (субсидия) и покрытием незначительной части убытков в годы, когда стихийные бедствия приобретают масштабы катастроф, а это в сотни раз меньше по сравнению с прямыми выплатами на ликвидацию таких бедствий.

Исходя из вышеизложенного, оптимальным для

Украины является вариант активного участия государства в развитии системы страхования сельскохозяйственной продукции при максимальном использовании возможностей частного сектора, который обеспечит:

- законодательное определение взаимодействия частного сектора и государства, внедрение эффективных механизмов финансовой поддержки сельского хозяйства, что позволит уменьшить нагрузку на государственный бюджет и сделает такую нагрузку прогнозируемой и управляемой. Кроме того, использование опыта и развитой территориальной сети страховщиков позволит сэкономить значительные средства на развитие инфраструктуры страхования сельскохозяйственной продукции;

- предоставление государством адекватной поддержки, позволяющей уменьшить системную проблему дефицита оборотных средств сельхозпроизводителей, путем предоставления государственной субсидии на как можно большую часть страховой премии;

- создание надежного механизма выполнения страховщиками обязательств перед сельхозпроизводителями по заключенным договорам страхования.

Поэтому, осуществляя консолидацию усилий и балансирования интересов сельхозпроизводителей и страховщиков, государство сможет обеспечить создание необходимой институциональной структуры и определит оптимальное распределение функций между государственным регулированием и саморегулированием, что обеспечит оптимальное преобразование существующих реалий на эффективно функционирующую систему с учетом лучшего позитивного международного опыта.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Александрова Н.Н. Зарубежный опыт формирования и развития систем страхования сельскохозяйственных культур / Н.Н. Александрова // Международный сборник научных трудов. Выпуск 2 (20). - 2011. - С.18. - 28.

2. Национальный пресс-клуб «Украинская перспектива» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// agroua.net, 2010 г.

3. Аграрное страхование в Украине [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.agroins.com.ua/ insurers/analytics?aid=8, 2013

Статья публикуется при поддержке гранта РГНФ «Целевой конкурс по поддержке молодых ученых» (231-95-1539)

THE OPTIMAL MODEL OF INSURANCE SYSTEM FOR UKRAINIAN AGRICULTURAL

PRODUCTION

© 2013

N.M. Osmiorkina, postgraduate student

Uman State Pedagogical University named Pavla Tuchunu, Uman (Ukraine)

Annotation: The article analyzes the current state of agricultural insurance market and considers international experience of its development. The priority directions of improvement of agricultural insurance, as well as the necessity of the development of agricultural insurance market as state and insurers and policyholders were defined. Keywords: public policy, the insurance industry, insurers, the model of agricultural insurance.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.