Научная статья на тему 'Опрос студентов выпускных курсов как один из способов улучшения качества обучения в вузе'

Опрос студентов выпускных курсов как один из способов улучшения качества обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2441
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНКЕТНЫЙ ОПРОС / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / СТУДЕНТЫ ЯЗЫКОВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ / ВЫПУСКНИК / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / QUESTIONNAIRE / QUALITY OF EDUCATION / STUDENTS OF LINGUISTIC DEPARTMENT / HIGHER GRADUATE STUDENT / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Старченко Е. В.

В статье рассматривается анкетный опрос студентов как один из методов эмпирического исследования, проводимого с целью улучшения качества современного образования в вузе. Приводится пример анкетного опроса, разработанного для студентов языковых направлений подготовки, который может стать основой диагностики формирования компетенций и результатов обучения с учетом ожиданий и требований учащихся вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опрос студентов выпускных курсов как один из способов улучшения качества обучения в вузе»

Старченко Е.В. ©

Аспирант, кафедра теории и методики обучения и воспитания,

Сахалинский государственный университет

ОПРОС СТУДЕНТОВ ВЫПУСКНЫХ КУРСОВКАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Аннотация

В статье рассматривается анкетный опрос студентов как один из методов эмпирического исследования, проводимого с целью улучшения качества современного образования в вузе. Приводится пример анкетного опроса, разработанного для студентов языковых направлений подготовки, который может стать основой диагностики формирования компетенций и результатов обучения с учетом ожиданий и требований учащихся вузов.

Ключевые слова: анкетный опрос, качество образования, студенты языковых направлений, выпускник, образовательный процесс

Keywords: questionnaire, quality of education, students of linguistic department, higher graduate student, educationalprocess

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная Правительством Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, и Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р, задали новые ориентиры в образовании, качество которого продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан, решающим фактором социальной справедливости и политической стабильности [1; 2].

Качество образования представляет собой сбалансированное соответствие образовательного результата, процесса, системы установленным потребностям, целям, требованиям и стандартам и может быть раскрыто в таких понятиях, как качество преподавания; качество образовательных программ; качество студентов, учащихся, абитуриентов; качество управления образованием и других [3, 538-539].Качество

образования характеризуют компетенции выпускников, формированием которых необходимо сознательно управлять в учебном процессе вуза. Для этого могут быть использованы различные методы, которые способны не только уточнить и выявить информацию в части формируемых результатов обучения, выраженных в компетенциях, но и послужить импульсом к переоценке образовательных программ, корректировке ожидаемых достижений учащихся в процессе обучения, развитию постоянного диалога между преподавателями, студентами и работодателями.

К таким методам, на наш взгляд, могут быть отнесены опросные методы, имеющие широкое применение при исследовании многих проблемных вопросов в различных областях педагогики и психологии. Опросными методами называют исследования различных процессов, в том числе и психолого-педагогических, основанных на получении устных или письменных ответов респондентов по исследуемой теме, и специфичной особенностью которых является система «вопрос-ответ», с последующей качественной и количественной обработкой полученных ответов.К достоинствам данных методов можно отнести организационные преимущества; быстроту и сравнительную легкость получаемой информации; возможность получения большого количества содержательных и универсальных данных; возможность математической обработки и доказательности статистической достоверности полученной информации. Вместе с тем, при использовании

© Старченко Е.В., 2013 г.

опросных методов необходимо строго соблюдать нормативные требования и технику их применения, чтобы избежать искажения полученной информации, связанной с личностью респондента и деятельностью исследователя, и организацией процедуры исследования. К общим требованиям опросных методов относят соответствие вопросов целям, задачам исследования и личности опрашиваемого; объективность, доступность и понятность вопросов; самостоятельность ответов респондентов в созданной исследователем благоприятной психологической обстановке. Техника применения опросных методов зависит от исследовательского инструмента или вида опроса, выбранного исследователем, среди которых выделяют анкетный опрос, беседу, интервью, самооценку, тестирование.

В образовательном процессе вуза каждый вид опроса специфичен и направлен на выявление преподавателем определенных характеристик учащегося. Однако, для улучшения качества современного образования важно не только определение знаний, способностей, умений и навыков учащихся, но и отслеживание и понимание мнения студентов об образовательном процессе вуза, результатах обучения, особенностях профессионального становления, планов и перспектив дальнейшего трудоустройства. Для этого, из множества опросных методов, наиболее эффективным нам представляется проведение анкетного опроса среди студентов и выпускников вузов.

Анкетный опрос - инструментарий, позволяющий собрать надежные и валидные данные об измеряемых переменных, и применяемый для получения эмпирической информации, касающейся объективных или субъективных фактов (знаний, мнений, оценок, поведения).Существенной особенностью анкетного опроса является опосредованный характер взаимодействия между исследователем и исследуемым (респондентом), которые общаются при помощи анкеты, причем респондент (по возможности) сам читает предлагаемые ему вопросы и сам фиксирует свои ответы [4].К положительным характеристикам анкетного опроса можно отнести возможность охвата больших групп опрашиваемых, хорошую формализуемость результатов, минимальное влияние исследователя на респондента, применимость в исследованиях различной тематики; к отрицательным - невозможность контролировать процесс заполнения анкеты респондентом, что может отразиться в ошибках заполнения анкеты, искажении толкования вопроса, несамостоятельности ответов опрашиваемых.

Анкетные опросы применяются в учебном процессе многих вузов, в том числе и иностранных, как один из способов диагностики результатов обучения, персональных достижений учащихся; получения информации, позволяющей скорректировать учебный процесс в зависимости от полученной информации, и установить соответствие требований работодателей к современным выпускникам. В качестве примера можно привести опрос выпускников немецких вузов «Между вузом и рынком труда», разработанный К. Бридис и К-Х.Минксом [5]. Данный опрос охватывает три категории респондентов: работодателей, выпускников и преподавателей и призван выявить и уточнить информацию в части общих и профессиональных компетенций учащихся, послужить импульсом к развитию постоянного диалога высшей школы с потенциальными работодателями, помочь преподавателям в разработке и улучшении образовательных программ и модулей обучения.

Для студентов российских вузов подобного рода анкетные опросы имеют свою специфику, связанную с профессиональной направленностью трудовой деятельности выпускников, возможностями занятости, трудоустройства и профессиональной карьеры в России. Примером опроса студентов российских вузов могут послужить вопросы к анкете выпускников, составленные В.И. Байденко [6, 33-41].

Не вызывает сомнений, что и для студентов выпускных курсов языковых направлений также необходимо проведение анкетных опросов с целью формирования компетенций и результатов обучения с учетом ожиданий самих учащихся и последующим реформированием учебного процесса под требования выпускников и работодателей. Однако уже готовые анкетные опросы, разработанные для разных направлений подготовки, не могут быть применены для опроса студентов, изучающих иностранный язык как основной, т.к. при

опросе студентов языковых направлений необходимо учитывать содержательное наполнение вопросов, связанных с изучаемым иностранным языком и особенностями данных направлений. В связи с этим, взяв за основу методический материал вопросника, использованного в немецком исследовании «Между вузом и рынком труда» [5], мы составили анкетный опрос для студентов выпускных курсов языковых направлений подготовки в вузе, который, на наш взгляд, сможет помочь преподавателям и работодателям в поиске эффективных путей улучшения качества образования.

Пример опроса студентов выпускных курсов языковых направлений подготовки в

вузе:

ОПРОС СТУДЕНТОВ ВЫПУСКНЫХ КУРСОВ 20___________________ГОДА ВЫПУСКА

Ответьте, пожалуйста, на вопросы, предложенные в данном опросе.

1. Ваши фамилия, имя, отчество

2. Среднее образование:

название школы, которую Вы закончили

месторасположение школы

год окончания школы

3. Год поступления в ВУЗ: ___________________________________________________

4. Год окончания ВУЗа: ___________________________________________________

5. Степень (квалификация) по завершении обучения:

6. Причина выбора данного направления подготовки (специальности) (возможно

несколько вариантов ответов):

Низкая стоимость обучения

Нежелание уезжать из родного города (края)

Рекомендации родителей (друзей)

Интерес к выбранной профессии Интерес к новому иностранному языку Престижность

Прочие, а именно__________________________

7. Прерывали ли Вы Ваше обучение в вузе?

______ Да, был отчислен

______ Да, брал академический отпуск

Нет

8. Выезжали ли Вы на учебу за рубеж за время обучения в вузе?

Да Страна Срок обучения

Нет

9. Меняли ли Вы направление подготовки (вуз) за время обучения?

Да, в связи с тем, что (далее вопрос 10)

_______ Нет

(далее вопрос 11)

10. Насколько важную роль в смене направления подготовки (вуза) играли следующие причины?

оцените по трехбалльной шкале:

3 балла очень большую роль 2 балла значимую 1 балл никакую

трудности с освоением иностранного языка

трудности со сдачей экзаменов

изменение профессиональных целей

смена интересов

плохие условия обучения

высокая стоимость обучения

неинтересное содержание обучения

лучшие профессиональные шансы

семейные обстоятельства

другие, а именно

11. Обучались ли Вы дополнительно (курсы, обучение в другом учебном заведении и т.д.) за время обучения в вузе?

Да Учебное заведение Срок обучения Вид образования

Нет

12. Работали ли Вы во время обучения?

______ Да, в течение всего времени обучения

______ Да, но только на отдельных этапах обучения

______ Да, но только по случаю

______1 (далее вопросы 14, 15)

Нет

13. Связана ли была Ваша работа с Вашим направлением подготовки (специальностью) или с профессией, которую Вы стремились получить (возможно несколько вариантов ответов)?

______ Я работал в качестве помощника преподавателя в институте

______ На предприятии, в учреждении выполнял работу, близкую к моему профилю

______ подготовки (специальности)

______ Я работал самостоятельно близко к моему профилю подготовки (специальности)

______ Моя работа не была связана с моей будущей профессией

14. Считаете ли Вы, что Ваша работа во время обучения будет полезна при трудоустройстве (возможны несколько вариантов ответов)?

______ Да, благодаря полученным практическим знаниям по профессии

______ Да, благодаря улучшению знаний изучаемого иностранного языка

______ Да, поскольку полученные знания способствовали моему трудоустройству

______ Да, поскольку помогла мне в обучении в вузе

______ Да, по другим причинам

______ Нет, поскольку служила только заработком

______ Нет, поскольку не оставалось времени на учебу

______ Нет, по другим причинам

15. Какую роль играет для Вас точка зрения рынка труда при выборе следующих пунктов?__________________________________________________________________________

3 балла очень большую роль 2 балла значимую 1 балл никакую

направления подготовки (специальности)

места трудоустройства

16. Были ли предусмотрены для Вас практики, сопровождающие процесс обучения? (возможно несколько вариантов ответов)

Да, практика в вузе (например, педагогическая)

Да, практика вне вуза (например, производственная практика) Нет

17. Считаете ли Вы необходимым прохождение практики за время обучения в вузе (возможно несколько вариантов ответов)?

Да, поскольку приобретаются практические знания по профессии Да, поскольку совершенствуется изучаемый иностранный язык Да, поскольку возрастает мотивация к будущей профессии

Да, поскольку появляется возможность найти место работы после окончания вуза

Да, поскольку становится легче процесс обучения в вузе

Нет

18. Проводились ли в вузе во время Вашего обучения мероприятия с целью улучшения профессиональных шансов?

Да

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нет

Если да, то какие из них Вы посетили?

1) ___________________________________________

2) ___________________________________________

19. Как Вы оцениваете следующие аспекты завершенного Вами обучения?

3 балла отлично 2 балла хорошо 1 балл удовл-но 0 баллов неудов-но

актуальность полученных знаний с точки зрения профессии

связь теории и практики

проведение обязательной практики, сопровождающей обучение

доступность теоретических занятий

доступность практических занятий

возможности углубления профессиональных знаний

освоение методов научного исследования

участие в научно-исследовательской работе студентов (написание научных статей; выступления на конференциях и т.д.)

овладение способностью устного выступления на родном языке

овладение способностью устного выступления на иностранном языке

руководство курсовыми и дипломными проектами

овладение основным иностранным (восточным) языком для профессиональных целей

овладение иностранным (английским) языком для профессиональных целей

контакты с преподавателями (индивидуальное консультирование по вопросам написания курсовых, дипломной работ; обсуждение письменных работ, тестов, домашних заданий и др.)

кураторство

наличие специализированной литературы на изучаемом языке

использование электронных коммуникационных средств в обучении

помощь преподавателей при поиске места трудоустройства

наличие мероприятий в вузе по профессиональной ориентации

20. Насколько важны следующие знания и способности для Вашей профессиональной деятельности в настоящее время (если Вы не трудоустроены, то предположительно) (СТОЛБЕЦ А)? В какой мере Вы овладели этими знаниями и способностями после окончания обучения (СТОЛБЕЦ Б)?

СТОЛБЕЦ А ЗНАНИЯ и СПОСОБНОСТИ СТОЛБЕЦ Б

Значение для Наличие при окончании

профессиональной деятельности обучения

3 балла очень важно 2 балла важно 1 балл неваж но 3 балла в больш ей мере 2 балла в малой мере 1 балл отсутс твуют

базовые знания

профессиональные знания

знание научных методов

восточный язык

английский язык

коммуникативные способности

организационные способности

компьютерные знания

способность к самообучению и самосовершенствованию

знание законов, правовых норм

знание и понимание других культур

самостоятельная работа

способность брать на себя ответственность

управление конфликтами

способность работать концентрированно и дисциплинированно

способность решать проблемы

21. Можете ли Вы оценить, насколько важны следующие компетенции для Вашей профессиональной деятельности в настоящее время (если Вы не трудоустроены, то предположительно) (СТОЛБЕЦ А)? В какой мере Вы овладели этими компетенциями после окончания обучения (СТОЛБЕЦ Б)?

Я не могу оценить, т.к. не знаю, что такое компетенции Я могу оценить

СТОЛБЕЦ А Значение для профессиональной деятельности КОМПЕТЕНЦИИ СТОЛБЕЦ Б Наличие при окончании обучения

3 балла необходима 2 балла желательна 1 балл не нужна 3 балла в большей мере 2 балла в малой мере 1 балл отсутствуют

организационно- управленческая

экспертно- аналитическая

информационная

социально-трудовая

социально- психологическая

культурно- просветительская

учебно-образовательная

научно- исследовательская

коммуникативная

педагогическая

межкультурная

иноязычная

22. Насколько соответствуют следующие высказывания Вашему обучению в вузе?

3 балла в большей степени 2 балла в меньшей степени 1 балл вообще не касаются

я целенаправленно стремился сдавать экзамены на отлично

для меня было важно закончить обучение как можно лучше

я мог бы лучше закончить обучение, если бы больше занимался

были периоды, когда я не знал, смогу ли довести обучение до конца

были периоды, когда я не понимал, зачем выбрал данное направление (специальность)

для меня было важно заниматься чем-либо помимо обучения (дополнительные курсы, подработка и т.д.)

23. В чем, с Вашей точки зрения, заключается ценность обучения?

3 балла в большей мере 2 балла в меньшей мере 1 балл не имеет значения

в получении высшего образования

в возможности не работать длительное время

в шансе завязать новые знакомства, завести новых друзей

в возможности стажировок в стране изучаемого языка

в возможности трудоустройства заграницей

24. Из каких источников Вы получали средства на жизнь и обучение во время учебы в вузе в указанные ниже периоды?_____________________________________________________________

в первый год обучения в середине обучения в последни й год обучения

работа

стипендия

помощь родителей

прочие средства (например, пособия)

25. Считаете ли Вы полученное образование достаточным?

Да Нет, потому что

26. Стремитесь ли Вы к получению образования в дальнейшем?

Да, предполагаю

Да, уже начал

(далее вопросы 28, 29)

Пока не знаю

Нет, потому что

27. Какое образование Вы бы хотели получить в дальнейшем?

Экономическое

Педагогическое

Юридическое

Медицинское

Филологическое

Техническое

Другое,_________

28. Насколько важны для Вас следующие мотивы при получении дальнейшего образования?________________________________________________________________________________

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 балла очень важны 2 балла важны 1 балл неважны

улучшение профессиональных шансов

развитие личности

возможность не работать сразу после окончания вуза

компенсация пробелов в профессиональных знаниях

сохранение статуса студента

прочее, а именно

29. Как Вы планируете финансировать Ваше дальнейшее обучение?

______ за счет средств работодателя

______ за счет профессиональных доходов

______ за счет получения гранта/стипендии

______ подрабатывая

______ за счет средств родителей

______ за счет средств партнера/партнерши

______ за счет собственных накоплений

______ получив кредит

______из других средств, а именно___________________________________

30. Собираетесь ли Вы продолжить обучение в стране изучаемого языка?

да, уже получил подтверждение иностранного вуза/компании да, начал оформлять документы зависит от семейных обстоятельств нет

31. Как Вы оцениваете Ваши профессиональные перспективы в будущем?

3 балла отлично 2 балла хорошо 1 балл отрицат-но

относительно надежности занятости

относительно полученного образования

относительно возможности профессионального развития

32. Какие из названных возможностей обеспечить или улучить Ваше профессиональное будущее Вы уже использовали, какие собираетесь использовать?__________________________

Уже использова л Собираюсь использоват ь Не собираюсь использова ть

приобретение дополнительных знаний (например, компьютер, иностранный язык и т.д.)

получение дополнительного образования

поиск работы зарубежом

стажировка в стране изучаемого языка

использовать другое, а именно

предполагаю другое, а именно

нет, я не буду предпринимать ничего особенного, потому что

33. В каком качестве Вы работаете (собираетесь работать)?

как предприниматель

как работник государственного учреждения в России

как работник государственного учреждения зарубежом

как работник частного учреждения в России

как работник частного учреждения зарубежом

в ближайшем будущем вообще не собираюсь работать

34. Какое рабочее время больше соответствует Вашему желанию?

полный рабочий день

неполный рабочий день

без четкого согласования рабочего времени

другое представление о рабочем времени, а именно

35. Как важны, по Вашему мнению, следующие критерии для поиска места работы?

3 балла 2 балла 1 балл

очень существен неважно

важно но

особая профессиональная специализация в обучении

хорошие профессиональные знания

отличный («красный») диплом

практический опыт

знание иностранных языков

личные связи

общественная деятельность

знание компьютерных технологий

готовность работать зарубежом

коммуникабельность

мобильность, готовность к командировкам, сверхурочной работе

вуз, в котором учился

преподаватели, у которых учился

возраст

половая принадлежность

36. Как Вы относитесь сегодня к Вашему профессиональному становлению?

3 балла обязательн о 2 балла предпочтит ельно 1 балл ни в коем случае

снова бы учился в школе

после окончания школы не стал бы сразу поступать в вуз, начал бы работать

снова обучался бы в вузе

снова бы выбрал ту же профессию

37. Учитывая Ваш опыт обучения, хотели ли бы Вы что-то изменить в процессе обучения?

_____ Нет

Да, прежде всего____________________________________________________________________

38. Каким образом Вы нашли (ищете/планируете искать) место работы (возможны несколько вариантов ответов)?

подача резюме

с помощью родителей, друзей сам создал себе рабочее место по подсказке сокурсников с помощью преподавателя посредством прохождения практики с помощью службы по трудоустройству посредством подработки во время обучения прочие, а именно___________________________

39. В какой мере возникали (думаете, что возникнут) следующие проблемы в ходе прохождения практики на предприятии, при трудоустройстве? ________________________________

3 балла 2 балла 1 балл

в большой вероятно вообще не

мере возникли/ не возникнут

изнурение, напряжение, связанное с загруженностью

недостаток практического опыта

недостаточность знаний иностранного языка

новый коллектив

трудности с определенными профессиональными нормами (регламентированное рабочее время, одежда и т.д.)

трудности в общении с носителями языка

недостаточные возможности реализации собственных профессиональных представлений

проблемы с начальством

совмещение профессии и семьи/партнера

чувство недооценки

40. Могли бы Вы сказать, что будете работать/работаете в соответствии с Вашей квалификацией?

Да, могу сказать с полной уверенностью Думаю, да Нет, потому что

41. В какой степени указанные факторы смогут повлиять/влияют на Ваше отношение к работе и могут подвигнуть Вас на изменение места трудоустройства?_________________________

3 балла в большой степени 2 балла в малой степени 1 балл вообще не влияют

содержание деятельности

карьерный рост

заработная плата

условия работы

возможности дальнейшего образования и повышения квалификации

возможности командировок и выезды зарубеж

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

пространство для личной жизни

надежность рабочего места

взаимоотношения с коллективом

возможности творческой реализации

мнение семьи

42. У Вас есть дети?

Да, у меня один ребенок,______________года рождения

Да, у меня_______детей.________________________годов рождения

Нет

43.

Планируете ли Вы выходить (вышли) на работу сразу после рождения ребенка?

____ выйду сразу после рождения ребенка

____ выйду, когда ребенку исполнится 1,5 года

____ выйду, когда ребенку исполнится 3 года

____ не планирую выходить

44. Какое образование у Ваших родителей?

среднее

средне-специальное неполное высшее высшее

образование неизвестно

45.

Какое профессиональное положение занимают Ваши родители?

отец профессиональное положение мать

самостоятельный работник

служащий

государственный служащий

рабочий

не работает

БОЛЬШОЕ СПАСИБО!!!

Последняя просьба: укажите, пожалуйста, номер телефона, чтобы мы могли обратиться к Вам при следующем опросе.

Собрав и проанализировав данные анкетного опроса,можно сделать выводы о том, как студенты оценивают завершаемое ими обучение и свои профессиональнее шансы; какими мотивами руководствуются при выборе учебного заведения и места трудоустройства.

Таким образом, метод анкетного опроса, как один из видов диагностики, применяемый для улучшения качества образования, позволит своевременно выявить проблемные зоны учебного процесса, нуждающиеся в модернизации, что, в конечном итоге, будет способствовать улучшению качества результатов обучения и образовательного процесса.

Литература

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на

период до 2020 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //

base.consultantru/cons/cgi/onlme.cgi?req=doc;base=law;n=90601

2. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070647/#review

3. Управление факультетом: Учебник / Под ред. д-ра экон. наук, проф. С.Д. Резника. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 606 с.

4. Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад.

В.П. Зинченко [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //

psychology.academic.ru/4920/%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D0%B5%D1%82%D0%BD%D1%8B %D0%B9_%D0%BE%D0%BF%D 1%80%D0%BE%D 1%81

5. Болонский процесс: Результаты обучения и компетентностный подход (книга-приложение 1) /

Под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В.И. Байденко. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. - С. 265-297.

6. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: Методическое пособие. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. - 72 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.