Научная статья на тему 'Опреподавании классических языков в Забайкалье в конце XIX-начале XX веков'

Опреподавании классических языков в Забайкалье в конце XIX-начале XX веков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
188
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАССИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА / ДРЕВНИЕ ЯЗЫКИ / МУЖСКАЯ ГИМНАЗИЯ / УЧЕБНАЯ И ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / BOY'S GYMNASIUM / CLASSICAL EDUCATION / ANCIENT CULTURE / ANCIENT LANGUAGES / TRAINING AND EDUCATIONAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дылыкова Цыпилма Дугдамовна

Статья посвящена исследованию истории и культуры Забайкалья, преподаванию древних языков в Читинской мужской гимназии. Рассматривается значение классического образования, подчеркивается роль и уровень квалификации учебного персонала гимназии для достижения достаточно высоких результатов в деле преподавания классических языков и античной культуры. Автор подчёркивает актуальность ценностей, сформированных греко-римской культурой, обращает внимание на важность изучения античной культуры и древних языков в процессе формирования гармонично развитой личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About Teaching Classical Languages in Zabalkalye in the Late 19th Early 20th Centuries

The article deals with the history and culture of Zabaikalye, teaching ancient languages in the Chita boys' gymnasium. It considers the value of classical education, emphasizes the role and the level of the gymnasium staff qualifications in order to achieve sufficiently good results in teaching classical languages and ancient culture. The author stresses the importance of the values formed by Greco-Roman culture, draws attention to the importance of studying ancient culture and ancient languages in the process of forming a harmoniously developed personality.

Текст научной работы на тему «Опреподавании классических языков в Забайкалье в конце XIX-начале XX веков»

УДК 37(09)

ББК Ч 33 (2Р54)

Цыпилма Дугдамовна Дылыкова,

кандидат культурологии, доцент, Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н. Г. Чернышевского (Чита, Россия), e-mail gumvector@zabspu.ru:

О преподавании классических языков в Забайкалье в конце XIX-начале XX веков

Статья посвящена исследованию истории и культуры Забайкалья, преподаванию древних языков в Читинской мужской гимназии. Рассматривается значение классического образования, подчеркивается роль и уровень квалификации учебного персонала гимназии для достижения достаточно высоких результатов в деле преподавания классических языков и античной культуры. Автор подчёркивает актуальность ценностей, сформированных греко-римской культурой, обращает внимание на важность изучения античной культуры и древних языков в процессе формирования гармонично развитой личности.

Ключевые слова: классическое образование, античная культура, древние языки, мужская гимназия, учебная и воспитательная деятельность.

Tsipilma Dugdamovna Dylykova,

Candidate of Culturology, Associate Professor, Zabaikalsky State Humanitarian Pedagogical University named after N. G. Chernyshevsky (Chita, Russia), e-mail: gumvector@zabspu.ru

About Teaching Classical Languages in Zabalkalye in the Late 19th - Early 20th

Centuries

The article deals with the history and culture of Zabaikalye, teaching ancient languages in the Chita boys’ gymnasium. It considers the value of classical education, emphasizes the role and the level of the gymnasium staff qualifications in order to achieve sufficiently good results in teaching classical languages and ancient culture. The author stresses the importance of the values formed by Greco-Roman culture, draws attention to the importance of studying ancient culture and ancient languages in the process of forming a harmoniously developed personality.

Keywords: classical education, ancient culture, ancient languages, boy’s gymnasium, training and educational activities.

Преподавание древних языков в России в начале 90-х годов XIX в. изменилось к лучшему с приходом в гимназии филологов-классиков с университетским образованием, в числе которых были С. И. Соболевский,

Н. И. Новосадский, И. Ф. Анненский и другие.

Огромную роль в этом сыграл бывший министром народного просвещения Г. Э. Зенгер, серьёзнейший знаток и исследователь поэтов Древнего Рима. Подавляющее большинство гимназистов изучали древние языки с большим интересом. Об этом свидетельствуют как художественная литература, так и многочисленные мемуарные источники, архивные документы, а также научное наследие ученых-негуманитариев.

В Забайкальской области к 1917 г. работали Читинская мужская гимназия, Читинская

женская гимназия 1-я и Читинская женская гимназия 2-я, также две частные Читинская женская и мужская гимназии, Верхнеудинская женская гимназия, Троицкосавская женская гимназия и Нерчинская Софийская женская гимназия [2].

Читинская мужская гимназия - среднее общеобразовательное учебное заведение, была открыта 30 августа 1884 г. Создана по решению Государственного Совета, утверждённому императором Александром III. Пансион при гимназии открылся с 14 октября того же года. С 1891 г. гимназия разместилась в специально построенном для неё двухэтажном каменном здании. В настоящее время здесь располагается один из учебных корпусов Читинской государственной медицинской академии. В гимназию принимали учащихся,

200

© Ц. Д. Дылыкова, 2012

прошедших вступительные экзамены. Обучение было платным.

В 1889 г. здесь обучалось 145 мальчиков, преимущественно детей дворян, чиновников, мещан и купцов. Среди гимназистов преобладали уроженцы области - 118 человек, детей казаков - 21, агинских и хоринских бурят - 13. В пансионе проживало 43 человека [1, ед. хр. 40]. Согласно отчету за 1891 г., учебно-воспитательный персонал состоял из директора, инспектора, законоучителя, 9-и учителей наук и языков, 3-х учителей искусств, 7-и служащих, прислуги мужской и женской при гимназии [1, ед. хр. 52]. В 1892 г. из 14 преподавателей наук и искусств 10 имели установленные свидетельства на звание учителей.

С 1888 г. гимназия состояла из 8-и обычных классов и 1-го приготовительного класса. В гимназии преподавались математика, химия, физика, законоведение, русский, классические и новые (немецкий, французский) языки, литература, история и другие предметы. Распределение учебных занятий по классам и предметам, по дням и часам недели и т. д. обсуждалось и утверждалось Педагогическим советом и приводилось в исполнение с разрешения Окружного учебного начальства. Главным основанием для распределения уроков служила таблица недельных уроков в гимназиях. Расписание уроков менялось только в начале учебного года. Перестановка уроков могла производиться лишь в пределах одного учебного дня, вследствие не явившихся на урок преподавателей по тем или иным причинам.

Первым директором Читинской мужской гимназии был К. Ф. Бирман - статский советник и кавалер, кандидат математических наук Императорского Санкт-Петербургского университета. По мнению директора, объём деятельности, а также усердие преподавателей к принятому на себя делу преподавания находились в зависимости от количества данных и пропущенных ими уроков и причины таких пропусков.

В отчёте за 1892 г. К. Ф. Бирман отмечает учителей, не пропустившись ни одного занятия, по болезни - представлены свидетельства врачей. За уроки, пропущенные по домашним обстоятельствам, согласно примечанию Устава о служащих (от 1876 г.) и циркулярного предложения Главного инспектора училищ Восточной Сибири (от 1883 г.), вычиталось из жалованья преподавателей. Например, из жалованья преподавателя древних языков П. Крылова за 33 урока было вычтено

37 руб. 95 коп. Директор гимназии в отчёте указывал точное количество пропущенных уроков и причину пропусков. Так, в отчётном 1892 г. учителями было пропущено 1908 уроков, из них по древним языкам - 208 (172 - по болезни; 26 - по домашним обстоятельствам; 10 - по уважительной причине), что составило 10,9 % к общему количеству пропущенных уроков [1, ед. хр. 54].

Пропущенные занятия замещались часто инспектором, помощниками классных наставников и некоторыми учителями. Ученики отпускались домой, если пропущенные уроки стояли в расписании последними. В 1888 г. Окружным учебным начальством была предпринята мера на уроках отсутствующих учителей русского и древних языков задавать ученикам классные письменные работы, но она не могла быть исполнена, т. к. заболевшие преподаватели не предоставляли разработанные темы. Замена уроков учителей, отсутствующих на занятии, другими преподавателями в основном проводилась бесплатно [1, ед. хр. 72].

Директор отмечает, что в гимназии достаточное количество учителей, преподающих сразу несколько предметов. В 1-м полугодии 1892 г. таких учителей было 9, во II полугодии - 10. В отчетном году учителями древних языков в гимназии работали А. Волочков, П. Крылов, Г. Алексеев, Н. Ганзен, Н. Сары-чев, И. Маршанг. Кроме латинского и греческого языков они преподавали русский и немецкий языки, логику.

Среди учителей древних языков особо выделяется Иосиф-Роман Богумилович Маршанг. Он окончил курсы наук в Императорском Санкт-Петербургском университете с дипломом I степени. Кандидат историкофилологических наук Императорского Санкт-Петербургского университета в звании учителя гимназии. Кавалер Святого Станислава III степени. Римско-католического вероисповедания.

Заштатный учитель бывшей Якутской шестиклассной прогимназии И. Маршанг начал работать в Читинской мужской гимназии с 14 октября 1891 г. В этой связи представляются интересными служебные перемещения учителей из одной гимназии в другую. Так, в 1892 г. учитель древних языков Читинской мужской гимназии С. Степанов был перемещен на такую же должность в Енисейскую шестиклассную прогимназию, откуда на его место прибыл Г. Алексеев. Григорий Геннадьевич Алексеев окончил курсы наук в Санкт-Петербургском историко-филологическом

институте со званием - учитель гимназии. Как отмечает директор К. Ф. Бирман, звание приравнивалось степени кандидата.

И. Маршанг в основном проводил занятия по латинскому и греческому языкам. В 1892 г. его годовая учебная нагрузка составила 593 урока: в I полугодии недельная нагрузка -21 урок, во II - 25. Средняя годовая нагрузка учителей гимназии составляла примерно 600 уроков. И. Маршанг проводил занятия в 3-8 классах. В 1896 г. он начал ещё вести уроки немецкого языка. Кроме учебной деятельности И. Маршанг занимался и большой общественной работой. В отчетном 1892 г. он являлся членом хозяйственного комитета и библиотекарем во II полугодии, кроме этого состоял членом местного географического общества, членом ссудо-сберегательной кассы гимназии. В свободное от работы время присматривал за одним учеником, проживающим на квартире. В 1895 г. являлся членом литературно-музыкального кружка, безвозмездно заведовал периодическими изданиями, выпускаемыми гимназией. В следующем году был избран секретарем Педагогического совета гимназии.

Преподаватели А. Волочков, П. Крылов были выпускниками курсов наук в Нежинском историко-филологическом институте князя Безбородко, имели звание учителя гимназии. Они преподавали русский, латинский и греческий языки во 2-4 и 8-м классах. Каждый из них присматривал за 5-ю учениками, проживающими на квартире. А. Волочков являлся членом хозяйственного комитета и исполнял обязанности библиотекаря и старосты гимназической церкви в I полугодии до увольнения в отпуск. Учителям гимназии предоставляли оплачиваемый отпуск. В отчете за 1982 г. директор указывает, что учитель древних языков А. Волочков - коллежский асессор, уволенный с 8 июня в шестимесячный отпуск, на работу не явился. Возможно, А. Волочков не смог вовремя выйти на работу по состоянию здоровья. Директор отмечает, что А. Волочко-вым было пропущено по болезни 148 уроков, что составило 52 % к общему количеству уроков [1, ед. хр. 54]. Его нагрузка в I полугодии составила 284 урока, из них на латинский язык приходилось 169.

Г. Алексеев также преподавал русский, латинский и греческий языки в 1-м и 6-м классах. С 1895 г. он начал вести уроки истории во 2-м и 7-м классах Читинской женской гимназии. В следующем году там же преподавал русский язык и педагогику в 8-м классе. В 1894 г. ему было назначено высшее жалованье

в размере 900 руб. За сибирскую службу учителям добавляли к окладу 187 руб. 50 к., за исполнение обязанности классного наставника-160 руб., за проведение дополнительного урока - 60 руб. За 1896 г. И. Маршангу выплатили 2027 руб. 50 к., включая проведенные им 11 дополнительных уроков (660 руб.) и проверку письменных работ (84 руб. 92 к.). Зарплата Г. Алексеева составила 1727 руб., в т. ч. за 8 дополнительных уроков - 480 руб. [1, ед. хр. 87].

В 1896 г. учителями классических языков вместе с И. Маршангом и Г. Алексеевым работали П. Онацевич, М. Молчанов и М. Стефанцев. Вновь прибывшим преподавателям было назначено жалованье в размере 750 руб., средняя заработная плата составляла примерно 1500 руб. Павел Осипович Онацевич, выпускник Санкт-Петербургского историко-филологического института, вёл уроки русского и латинского языков в 1-м, 4-м и 6-м классах, исполнял обязанности классного наставника, за работу библиотекарем он дополнительно получал 190 руб.

Годичные занятия, по установленному порядку, заканчивались переводными испытаниями. По их результатам можно было судить о степени успеваемости. Письменные испытания проводились по русскому языку во всех классах; по латинскому языку, начиная со 2 класса; по греческому языку с 4 класса; по математике с 1 класса. Устные экзамены: по Закону Божьему; по русскому, латинскому, греческому и новым языкам; по математике; по физике; по истории; по географии. В отчетном 1894 г. успеваемость по латинскому языку составила в младших классах (1-4 кл.) -71,7 % (123 чел.), по греческому языку -73,9 % (46 чел.). В старших классах (5-8 кл.) латинский язык изучали 42 человека, греческий - 33. Успеваемость соответственно составила 71,4 % и 90,5 % [1, ед. хр. 72].

В обязательном порядке директором указывались отступления от утвержденных Министерством учебных планов и программ преподавания. В отчете за 1892 г. К. Ф. Бирман, например, отмечает отступления от плана по латинскому языку в 1, 6 и 8 классах. В первом классе не были пройдены порядковые числительные от десяти и неопределенные местоимения. Учащиеся 8 класса не успели перевести до конца Горация и Тита Ливия.

Большое внимание уделялось написанию письменных работ учащимися в течение всего учебного года. На классические языки отводилось примерно одинаковое количество часов. Учителя за проверку и исправление

письменных работ получали доплату к жалованью.

Экзаменационные тексты и письменные задания по латинскому языку представляли собой переводы с русского языка на латинский и наоборот. Ученикам 1 класса задавали перевести предложения с русского на латинский (всего 8 предложений). А в 3 классе требовалось перевести с русского на латинский достаточно большой по объему адаптированный текст. Экзамен по древним языкам в старших классах проходил в два этапа. Учащиеся 5 класса, например, переводили отрывок из оригинального текста Цезаря «Записки

0 галльских войнах». Через несколько дней проходил второй экзамен - перевод текста с русского языка на латинский.

Экзамены проводились в мае-июне месяце, по результатам которых учащиеся, выдержавшие переводные испытания, переводились в следующий класс. Так, в отчёте за 1889 г. указано количество учащихся, допущенных к испытаниям и успешно их выдержавших, так же тех, кому назначены повторное испытание и переэкзаменовка. В 1-6 классах к переводным испытаниям были допущены 101 ученик. По результатам всех испытаний и переэкзаменовок были оставлены на второй год 30 учащихся. Все ученики 5 класса в количестве 12 человек были переведены в следующий класс. Из 45 учащихся

1 и 2 классов на второй год были оставлены

18 человек [1, ед. хр. 40].

Деятельность учебно-воспитательного персонала состояла в преподавании предметов гимназического курса, в исполнении обязанностей классных наставников, в исполнении обязанностей по выбору Педагогического совета и в занятиях, не относящихся к прямым служебным обязанностям.

Учебный персонал гимназии также исполнял обязанности классных наставников. Она заключалась в наблюдении за успехами и нравственностью учеников вверенного им класса, за равномерным распределением уроков и письменных работ по дням недели. Помощники классных наставников следили за дисциплиной учеников во внеклассное и во внеурочное время, замещали отсутствующих преподавателей, наблюдали за учениками, следили за посещением учениками церкви, за поведением учеников в общественных местах. Читинская мужская гимназия была закрыта в 1921 г.

Читинская частная мужская гимназия была открыта 5 октября 1908 г., принадлежала Е. Кашперовой и Ю. Молчановой. С

19 августа 1912 г., согласно распоряжению министра народного просвещения, действовала как частная мужская гимназия с правами училища, а с 21 июня 1917 г. в соответствии с разрешением того же Министерства как мужская гимназия со всеми правами правительственных учебных заведений. Гимназия располагалась в арендованном двухэтажном деревянном помещении, при ней функционировала библиотека. Из 14 преподавателей 7 имели педагогическое образование.

Учебная программа включала в себя Закон Божий, русский язык, математику, историю, природоведение, географию, латинский, французский и немецкий языки, космографию, рисование и другие предметы. Гимназия состояла из 8-и обычных классов и 2-х (в 1918 - 4-х) приготовительных классов. В 1918 г. здесь обучалось 157 мальчиков.

Большое внимание уделялось и воспитательной работе. Проводились экскурсии в музей, совершались под руководством учителей географии и естественной истории туристические поездки и походы для ознакомления с местной флорой и фауной. Для учеников младших классов устраивались литературные утренники с присутствием родных и знакомых, по собственной инициативе гимназисты разных классов ставили домашние театральные представления во время праздничных каникул. В свободное от занятий время проходили музыкальные состязания. В 1917-1918 гг. преподавание в связи с финансовыми и организационными сложностями велось не в полном объеме [3].

Многие выпускники Читинской мужской гимназии стали известными учеными, деятелями искусств. В 1884 г. в числе четырех бурятских мальчиков был зачислен в Читинскую мужскую гимназию и Г. Цыбиков. Буряты Агинской степной думы сделали значительные пожертвования на организацию этого учебного заведения, им были предоставлены четыре места для обучения на общественные средства. В 1893 г. после окончания учебного заведения с серебряной медалью по рекомендации Педагогического совета гимназии Г. Ц. Цыбиков поступил на медицинский факультет Томского университета. Впоследствии он окончил восточный факультет Петербургского университета с дипломом

I степени и золотой медалью. Профессор Г. Ц. Цыбиков (1873-1930) - ученый-востоковед, путешественник-исследователь, этнограф, переводчик [5].

Сын предпринимателя С. К. Шешминцева, занимавшего в 1904-1906 гг. пост городского

головы Читы, С. С. Шешминцев (1897-1978,

Сан-Франциско) окончил Читинскую мужскую гимназию в 1916 г. Будущий живописец, художник-декоратор С. Шешминцев посещал вечерние классы в художественной школе.

Известный забайкальский художник, скульптор И. Н. Жуков (1875-1948) после окончания Читинской мужской гимназии поступил на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета.

Еще один выпускник Читинской мужской гимназии И. А. Михайлов (1891-1946), сын известного народовольца А. Ф. Михайлова, окончил юридический факультет Петроградского университета, был оставлен магистрантом по кафедре финансового права. В дальнейшем работал на кафедре политической экономии Петроградского университета. В гимназии также обучались будущие революционеры Б. Помус, В. Шергов, М. Бронштейн,

Н. Жуков, ученые Н. И. Толстихин, А. С. Лу-кашкин [4].

Список литературы

1. ГАЧО, ф. 61, №1, ед. хр. 40, 54, 72, 74, 76, 87.

2. Константинова Т. А. Энциклопедия Забайкалья: Понятия - История - История XVII-XIX вв. - Забайкальская область. URL: http://www.old.zabkrai.ru>index. php... (дата обращения: 29.09.2011).

3. Константинова Т. А. Энциклопедия Забайкалья: Понятия - История - История XVII-XIX вв. - Читинская частная мужская гимназия. URL: http://www.encycl. chita.ru>encycl/person/?id=5098 (дата обращения: 29.09.2011).

4. Попов А. И. Город Чита: Справочник-путеводитель. Чита, 1907; Забайкальская новь. - 1917. - 8 ноября. URL: http://www.encycl.chita.ru>encycl/person/?id=5093 (дата обращения: 29.09.2011).

5. Цыбиков Г. Буддист-паломник у святынь Тибета. Предисловие ко второму изданию «Избранных трудов» Г. Ц. Цыбикова URL: http://www. sbiblio. com>Каталог>archive/cibikov_1/00.aspx (дата обращения: 12.02.2012).

Spisok literatury

1. GAChO, f. 61, №1, ed. hr. 40, 54, 72, 74, 76, 87.

2. Konstantinova T. A. Jenciklopedija Zabajkal'ja: Ponjatija - Istorija - Istorija

XVII-XIX vv. - Zabajkal'skaja oblast' URL: http://www.old.zabkrai.rrnindex.php... (data obraschenija: 29.09.2011).

3. Konstantinova T. A. Jenciklopedija Zabajkal'ja: Ponjatija - Istorija - Istorija

XVII-XIX vv. - Chitinskaja chastnaja muzhskaja gimnazija URL: http://www.encycl.chita. ru>encycl/person/?id=5098 (data obraschenija: 29.09.2011).

4. Popov A. I. Gorod Chita: Spravochnik-putevoditel'. Chita, 1907; Zabajkal'skaja nov'. - 1917. - 8 nojabrja URL: http://www.encycl.chita.ru>encycl/person/?id=5093 (data obraschenija: 29.09.2011).

5. Cybikov G. Buddist-palomnik u svjatyn' Tibeta. Predislovie ko vtoromu izdaniju «Izbrannyh trudov» G. C. Cybikova URL: http://www. sbiblio.com>Katalog>archive/ cibikov_1/00.aspx (data obraschenija: 12.02.2012).

Статья поступила в редакцию 18.02.2012 г.

В классических гимназиях древние языки входили в число основных изучаемых дисциплин, преподавание этих языков проводилось учителями, обладающими высокой квалификацией. В России появлялось много новых отличных переводов античной литературы на русский язык. Произведения греческих и римских писателей, философов и ораторов пользовались большим спросом. Классическое образование в Забайкалье в конце XIX -начале XX вв. получило достаточно широкое распространение. Учащиеся, окончившие полный курс Читинской мужской гимназии, поступали в Петербургский, Московский, Томский, Киевский университеты и другие высшие учебные заведения страны. Преподавание в гимназиях проводилось на высоком профессиональном уровне. Изучение классических языков и античной культуры способствовало интеллектуальному, эстетическому, этическому воспитанию личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.