Научная статья на тему 'Определение значимости показателей матрицы оценки деятельности учителя на уроке по физической культуре в школе'

Определение значимости показателей матрицы оценки деятельности учителя на уроке по физической культуре в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
519
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОК ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / МАТРИЦА ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ / MATRIX OF ESTIMATION OF THE TEACHER'S ACTIVITY / КРИТЕРИИ / ЗНАЧИМОСТЬ ПОКАЗАТЕЛЯ / РАЗРАБОТАННОСТЬ ПЛАНА-КОНСПЕКТА / ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА / МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО УЧИТЕЛЯ / LESSON OF PHYSICAL EDUCATION / GENERAL ACADEMIC SCHOOL / PEDAGOGICAL ANALYSIS / CRITERIA / DEVELOPMENT OF A PLAN-SYNOPSIS / ORGANIZATION OF A LESSON / METHODS OF HOLDING A LESSON / PEDAGOGICAL SKILL OF THE TEACHER / VALUE OF THE INDEX

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чупрова Елена Дмитриевна, Завьялова Ольга Борисовна

В статье представлена матрица оценки деятельности учителя в процессе проведения урока по физической культуре, приводятся данные экспертной оценки компонентов матрицы для выявления степени значимости критериев педагогического анализа урока. Рассматриваются критерии, позволяющие оценить разработанность плана-конспекта урока, организацию и методику проведения урока по физической культуре, педагогическое мастерство учителя. Обосновывается необходимость присутствия данных компонентов при проведении анализа урока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чупрова Елена Дмитриевна, Завьялова Ольга Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DETERMINATION OF MATRIX INDEXES’ VALUE OF ESTIMATION OF TEACHER’S ACTIVITY AT THE LESSON OF PHYSICAL EDUCATION IN SCHOOL

The article presents the matrix of estimation of a teacher’s activity in the process of holding a lesson of physical education and the data of the expert estimation of matrix’s components to reveal the degree of value of the criteria of a lesson’s pedagogical analysis. It also considers the criteria which allow to estimating the development of a plan-synopsis of a lesson, organization and methods of holding a lesson of physical education and pedagogical skill of a teacher. The article explains the need in the presence of the components’ data during holding the analysis of a lesson.

Текст научной работы на тему «Определение значимости показателей матрицы оценки деятельности учителя на уроке по физической культуре в школе»

Е.Д, ЧУПРОВА, О.Б, ЗАВЬЯЛОВА. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗНАЧИМОСТИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ МАТРИЦЫ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ

НА УРОКЕ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ШКОЛЕ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗНАЧИМОСТИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ МАТРИЦЫ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ НА УРОКЕ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ШКОЛЕ

DETERMINATION OF MATRIX INDEXES' VALUE

OF ESTIMATION OF TEACHER'S ACTIVITY

AT THE LESSON OF PHYSICAL EDUCATION IN SCHOOL

Е.Д. Чупрова, О.Б. Завьялова E.D. Chuprova, O.B. Zavyalova

Урок физической культуры, общеобразовательная школа, педагогический анализ, матрица оценки деятельности учителя, критерии, значимость показателя, разработанность плана-конспекта, организация урока, методика проведения урока, педагогическое мастерство учителя. В статье представлена матрица оценки деятельности учителя в процессе проведения урока по физической культуре, приводятся данные экспертной оценки компонентов матрицы для выявления степени значимости критериев педагогического анализа урока. Рассматриваются критерии, позволяющие оценить разработанность плана-конспекта урока, организацию и методику проведения урока по физической культуре, педагогическое мастерство учителя. Обосновывается необходимость присутствия данных компонентов при проведении анализа урока.

Урок физической культуры - основная форма физического воспитания в общеобразовательной школе. Благодаря уроку физической культуры решаются задачи не только всестороннего и гармоничного физического развития детей, но и укрепления здоровья, формирования или коррекции правильной осанки, осуществления образовательных, социализирующих и воспитательных функций. Поэтому каждый преподаватель физической культуры или тренер по определенному виду спорта должен уметь квалифицированно, на высоком профессиональном уровне, интересно проводить практические занятия.

Для проведения занятий на высоком про-

A lesson of physical education, general academic school, pedagogical analysis, matrix of estimation of the teacher's activity, criteria, value of the index, development of a plan-synopsis, organization of a lesson, methods of holding a lesson, pedagogical skill of the teacher.

The article presents the matrix of estimation of a teacher's activity in the process of holding a lesson of physical education and the data of the expert estimation of matrix's components to reveal the degree of value of the criteria of a lesson's pedagogical analysis. It also considers the criteria which allow to estimating the development of a plan-synopsis of a lesson, organization and methods of holding a lesson of physical education and pedagogical skill of a teacher. The article explains the need in the presence of the components' data during holding the analysis of a lesson.

фессиональном уровне необходимо владеть методикой преподавания физических упражнений и творчески относиться к проведению каждого урока. На занятии могут возникать десятки непредвиденных ситуаций, требующих мгновенных конструктивных решений преподавателя, решений творческих, самостоятельных и эффективных [Максименко, 2001, с. 2.45].

Для оценки уровня проведения урока и повышения качества учебно-воспитательного процесса в целом используется педагогический анализ урока. В современной педагогической науке вопросам анализа урока в школе, в том числе урока по физической культуре, посвящено достаточно большое количество исследований

<

m

Щ

$9

I %

С И

о

ь

к к

W Рq Н О

Рч

<

о ^

о о о Q

£ W

н S о

Рч W

о §

к

а

и

W V S

ь

1-4

<с п

W

с

S

Д

Н U

W PQ

[Кульневич, Л акоценина, 2003, с. 193-194; Адольф, Ильина, 2007; Максименко, 2001, с. 259-263; Ерофеева, 2000, с. 96-100; Чурляева, 2007; Эверт, 2005; Сидорова и др., 2010, с. 274-276; Максименко, 2006, с. 81-88].

Основное назначение педагогического анализа уроков по физической культуре заключается в систематическом повышении качества учебно-воспитательного процесса. Педагогический анализ способствует прежде всего становлению и росту педагогического мастерства преподавателя-тренера. В частности, он позволяет реализовать следующие контрольно-воспитательные функции [Максименко, 2001, с. 259-263; Максименко, 2006, С. 81-88].

1. Оценить отдельные стороны урока, такие как оздоровительное, образовательное и воспитательное значение занятия, на достаточно объективной основе.

2. Выявить уровень общего педагогического мастерства преподавателя, а также отдельные его составляющие: теоретические знания, методическая подготовленность, организационные способности, инициатива, творчество и т. д.

3. Определить соответствие запланированного в конспекте и реального по всем параметрам содержания урока.

4. Выявить типичные ошибки и недостатки в проведении занятия, и тем самым способствовать росту педагогического мастерства преподавателя.

5. На основе всего изложенного дать обобщенную оценку урока, а также определить квалификацию преподавателя.

Однако достаточно глубокий педагогический анализ может быть выполнен только другим лицом, не принимающим участия в проведении урока. Обычно это коллеги, методисты либо контролирующие и административные работники [Максименко, 2001, с. 259-263].

Нами была разработана матрица оценки деятельности учителя в процессе проведения урока по физической культуре (Матрица), которая базируется на трех основных разделах: подготовленность учителя к уроку (разработанность плана-конспекта урока), проведение урока (ор-

ганизация, методика проведения урока), педагогическое мастерство преподавателя.

Для выявления степени значимости компонентов матрицы нами в 2010-2014 гг. было проведено исследование, позволяющее получить экспертную оценку представленных критериев анализа урока, в котором приняли участие 93 специалиста по физической культуре, 29 из них - выпускники института физической культуры, спорта и здоровья им. И.С. Ярыгина Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 64 - педагогические работники в сфере физической культуры и спорта - тренеры, учителя, инструкторы по физической культуре, преподаватели высших учебных заведений по физическому воспитанию, спортивных школ г. Красноярска и Красноярского края, Республики Тыва, г. Орла.

В процессе исследования были подготовлены бланки определения значимости (весомости) показателей анализа урока физической культуры в школе. Перед экспертами ставилась задача: оценить значимость каждого показателя в анализе урока по следующей шкале: 2 - важно, 1 - не очень важно, 0 - совсем неважно.

Любой анализ предваряют общие сведения. Разные авторы [Кульневич, Лакоценина, 2003, с. 193-194; Максименко, 2001, с. 259-263] предлагают отличные друг от друга сведения в описании этого раздела, но принципиальных разногласий в этом вопросе нет: 1) наименование класса; 2) число учащихся по списку и присутствующих на занятии; 3) дата и место проведения урока; 4) фамилия проводившего урок и фамилия анализирующего.

Прежде чем приступить к визуальному анализу урока, необходимо ознакомиться с планом-конспектом данного урока, чтобы иметь представление о его содержании и конкретных задачах. Зная эту информацию, значительно легче осуществлять направленный анализ и оценку учебного процесса [Максименко, 2006, с. 81-88], поэтому первым разделом матрицы оценки деятельности учителя мы выделили разработанность плана-конспекта урока (табл. 1).

Е.Д. ЧУПРОВА, О.Б. ЗАВЬЯЛОВА. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗНАЧИМОСТИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ МАТРИЦЫ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ

НА УРОКЕ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ШКОЛЕ

Таблица 1

Определение значимости (весомости) критериев анализа урока по физической культуре в школе

Первый раздел - разработанность плана-конспекта

Критерии Важно, кол-во, % Не очень важно, кол-во, % Совсем неважно, кол-во, %

Грамотность и корректность формулирования конкретных задач урока и последовательность их решения 83-89 9-10 1-1

Соответствие предлагаемого содержания урока поставленным задачам, рабочему плану, подготовленности занимающихся и условиям его проведения 78-84 14-15 1-1

Соблюдение структуры урока и ее обоснованность по времени и содержанию материала 70-75 22-24 1-1

Обоснованность предлагаемых упражнений, дозировка нагрузки 81-87 10-11 2-2

Целесообразность и полнота организационно-методических указаний в план-конспекте 53-57 33-36 7-7

Терминологическая грамотность записи упражнений 61-66 28-30 4-4

Хср±т 71,0±4,84 19,3±3,87 2,7±0,97

Т-критерий Стьюдента 10,68 (Р<0,001) 4,16 (Р<0,01)

Как видно из табл. 1, вызывает некоторое сомнение у экспертов наличие в матрице таких критериев, как «Целесообразность и полнота организационно-методических указаний в плане-конспекте» и «Терминологическая запись грамотности упражнений». Около трети экспертов отметили, что не очень важно при анализе разработанности плана-конспекта урока учитывать данные критерии. Однако более половины экспертов (57 и 66 % соответственно) указали на необходимость присутствия этих критериев в матрице анализа урока.

В следующих разделах анализируется реальное проведение урока.

В табл. 2 представлена экспертная оценка

по второму разделу - организация урока. Этот раздел, на наш взгляд, является основным в анализе занятия. С помощью критериев, представленных в табл. 2 и 3, рассматриваются такие стороны, как организация урока и методика его проведения.

Организация занятия является очень важным аспектом проведения любого урока. Именно организация определяетуспешность решения поставленных задач и возможность реализации собственно методической подготовленности преподавателя [Максименко, 2001, с. 259-263]. При плохой организации практически невозможно осваивать и совершенствовать технику движений, строго дозировать нагрузку, предупреждать травматизм и т. д. (табл. 2).

Таблица 2

Определение значимости (весомости) критериев анализа урока по физической культуре в школе

Второй раздел - организация урока

Критерии Важно, кол-во, % Не очень важно, кол-во, % Совсем неважно, кол-во, %

1 2 3 4

Своевременность начала и окончания урока 67-72 26-28 0

Подготовленность мест занятий и рациональное использование зала, оборудования и инвентаря с тем, чтобы обеспечить наивысшую эффективность 83-89 10-11 0

Обеспечение занятости всех учащихся путем гибкого применения фронтального, группового, индивидуального, поточного, кругового способов организации 88-95 5-5 0

<

£

С т

о

ь

к ^

м т н о

Рч

о ^ о о

О Й &

0

1

к

«

о м

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

V

к

ь

1-4

<с «

м с

X

Н

и

щ м

Окончание табл. 2

1 2 3 4

Целесообразность и обоснованность примененных способов построений и перестроений, раздачи инвентаря, смены мест занятий, их уборка и т. д. 56-60 35-38 2-2

Обеспечение мер безопасности при выполнении физических упражнений, оказание страховки и помощи 92-99 0 1-1

Использование на уроке актива, а также освобожденных от занятий учащихся 43-46 44-47 6-7

Хср±т 71,5±7,9 20±7Д 1,5±0,97

Т-критерий Стьюдента 4,85 (Р<0,001) 2,58 (Р<0,05)

Из табл. 2 мы видим, что очень высокую значимость (более 90 %) имеют гибкое применение различных способов организации учащихся на уроке с целью обеспечения наивысшей моторной плотности и эффективности занятия, обеспечение мер безопасности при выполнении физических упражнений. Наименьшее значение эксперты придали такому критерию, как «Использование на уроке актива, а также освобожденных от занятий учащихся», на важность данного критерия указали лишь 46 % респондентов. Вероятно, связано это с тем, что учителю на занятии хочется работать с теми учащимися, которые готовы и имеют желание заниматься. С учетом результатов проведенного исследования, данный критерий будет удален из матрицы оценки деятельности учите-

ля в процессе проведения урока по физической культуре.

Следующий раздел Матрицы - методика проведения урока. Данный аспект анализа является определяющим при оценке всего физкультурного занятия, в то же время он самый сложный, т. к. требует от анализирующего хорошего знания теоретико-методических основ физического воспитания, методов обучения двигательным действиям и воспитания физических и личностных качеств, знания анатомо-физиологических и психологических закономерностей функционирования организма человека и многого другого. Результаты определения значимости критериев анализа урока по физической культуре в третьем разделе представлены в табл. 3.

Таблица 3

Определение значимости (весомости) критериев анализа урока по физической культуре в школе

Третий раздел - методика проведения урока

Критерии Важно, кол-во, % Не очень важно, кол-во, % Совсем неважно, кол-во, %

Умение дозировать нагрузку в уроке посредством педагогического контроля 82-88 11-12 0

Применение методов обеспечения наглядности 70-75 23-25 0

Использование словесных методов 78-84 13-14 2-2

Формы повышения физкультурной грамотности учащихся на уроке 72-77 21-23 0

Хср±т 75,5±2,91 17±2,91 0,5±0,48

Т-критерий Стьюдента 14,2 (Р<0,001) 5,59 (Р<0,01)

Как видно из табл. 3, большинство экспертов указали на высокую значимость перечисленных критериев в разделе «Методика проведения урока».

И последний раздел - педагогическое мастерство учителя. Качество урока зависит в решающей степени от деловой квалификации и личности преподавателя. Более того, сам анализ

Е.Д. ЧУПРОВА, О.Б. ЗАВЬЯЛОВА. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗНАЧИМОСТИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ МАТРИЦЫ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ

НА УРОКЕ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ШКОЛЕ

в значительной мере направлен именно на становление и совершенствование педагогического мастерства преподавателя. Поэтому данный раздел также обязательно анализируется и оценивается по соответствующим критериям.

Большинство экспертов указали на высокую значимость умения добиваться выполнения учащимися данных заданий и распоряжений, управлять их вниманием, а также устанавли-

вать с ними рабочий контакт и взаимопонимание - 97 %, умение держать в поле зрения всех занимающихся и осуществлять контроль за качеством выполнения заданий отметили как важное 94 % экспертов, и считают важным внешний вид учителя 91 % респондентов. При этом отметим, что в 7 из 8 критериев педагогического мастерства учителя ни один респондент не высказал мнение об их незначительности (табл. 4).

Таблица 4

Определение значимости (весомости) критериев анализа урока по физической культуре в школе

Четвертый раздел - педагогическое мастерство учителя

Критерии Важно, кол-во, % Не очень важно, кол-во, % Совсем неважно, кол-во, %

Профессиональный речевой имидж учителя 81-87 12-13 0

Владение техникой выполнения упражнений 81-87 12-13 0

Умение добиваться выполнения учащимися своих заданий и распоряжений, управлять их вниманием, а также устанавливать с ними рабочий контакт и взаимопонимание 90-97 3-3 0

Умение держать в поле зрения всех занимающихся и осуществлять контроль за качеством выполнения заданий 87-94 6-6 0

Правильный выбор места учителя при проведении разных фрагментов урока 71-76 22-24 0

Соблюдение педагогического такта и тона в обращении с занимающимися 77-83 16-17 0

Творчество и инициатива при проведении занятия, а также отношение к критическим замечаниям в свой адрес 72-78 19-20 2-2

Внешний вид учителя (одежда, выправка, опрятность и т. п.) 85-91 8-9 0

Хср±т 80,5±2,36 12,2±2,36 0,25±0,25

Т-критерий Стьюдента 20,45 (Р<0,001) 5,04 (Р<0,001)

<

£

С т

о

ь

к ^

м т н о

Рч

о ^ о о

О Й &

0

1

к

Успех педагога, как и любого специалиста, во многом зависит от степени его социальной ответственности, то есть от умения слушать и принимать чужое мнение, быть толерантным, владеть моральными нормами и основами нравственного поведения, согласующимися с традициями общества, критически оценивать результат собственной деятельности [Валюх и др., 2014, с. 55], что является немаловажным дополнением педагогического мастерства учителя и косвенно прослеживается в перечисленных критериях.

Возможно, при данном виде анализа останутся вне поля зрения некоторые аспекты, связанные с углубленным анализом и обобщени-

ем, но, на наш взгляд, эта матрица позволит ускорить текущий контроль профессионального роста учителей и даст достаточно конкретную картину проведенного урока.

Если же смотреть шире, то специалист обязан владеть разными технологиями анализа физкультурных занятий и использовать их в зависимости от конкретных обстоятельств. Мы не претендуем на исключительность предложенной матрицы оценки урока, но хотим отметить доступность измерения заявленных критериев. Несмотря на достаточную, на наш взгляд, четкость системы оценки, мы не отрицаем дополнительного субъективного мнения эксперта, возможно, абсолютно не по критериям.

О

м к

ь

1-4

<с «

м с

X

Н

и

щ м

Навыками педагогического анализа должны владеть студенты-практиканты, молодые преподаватели, а также его обязаны грамотно проводить все физкультурные работники. Это поможет им устранять собственные ошибки в преподавательской деятельности, критически относиться к использованию опыта своих коллег, а также выявлять наиболее ценное в уроках педагогов-новаторов [Максименко, 2001, с. 260; Ерофеева, 2000, с. 96-100]. По мнению М.И. Шиловой [Шилова, Кашапова, 2013, с. 55], методы аналитико-диагностической деятельности актуализируют нравственные ценности и обеспечивают опережающее развитие самосознания, субъективных сил личности, внутренних детерминант развития - желания и потребности исправить свои недостатки, проявить лучшие качества и черты характера.

Наконец, не следует забывать, что анализ урока, если он осуществляется на высоком уровне, является и средством формирования авторитета руководителя в коллективе.

Библиографический список

1. Адольф В.А., Ильина Н.Ф. Инновационная деятельность педагога в процессе его профессионального становления / Агентство образования адм. Краснояр. края, Красно-яр. краев, ин-т повышения квалификации и проф. переподгот. работников образования. Красноярск: Поликом, 2007. 190 с.

2. Валюх Е.П., Валюх В.Н., Василькевич И.В. и др. Перечень общекультурных компетенций выпускника педагогического универ-

ситета // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2014. №1. С. 52-56.

3. Ерофеева Н.Ю. Анализ урока и профессиональной деятельности учителя // Завуч. 2000. № 1. С. 96-100.

4. Кульневич C.B., Лакоценина Т.П. Анализ современного урока: практ. пособие. Ростов-на-Дону: Учитель, 2003. 219 с.

5. Максименко A.M. Основы теории и методики физической культуры: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. завед. М., 2001. 320 с.

6. Максименко A.M. Педагогическая практика студентов по физическому воспитанию в школе. М.: Физическая культура, 2006. 128 с.

7. Сидорова E.H., Перушкин В.А., Доценко О.Н. Критерии самооценки студентов на педагогической практике // Физическая культура и спорт в системе образования: материалы XII Всероссийской науч.-практ. конф. Красноярск, 23-25 апреля 2010 г. Красноярск: ИПК СФУ, 2010.

8. Чурляева Н.П. Обеспечение качества подготовки инженеров в рыночных условиях на основе компетентностного подхода: авто-реф. дис. ... д-ра пед. наук. Красноярск: Красноярский госпедуниверситет, 2007. 44 с.

9. Шилова М.И., Кашапова Н.В. Развитие инновационных систем воспитания // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2013. № 4. С. 55.

10. Эверт H.A. Профессиональная компетентность: диагностика профессиональной компетентности работников образовательных учреждений. Красноярск, 2005. 252 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.