лезнь и выставлять напоказ окружающим свои страдания с целью добиться их сочувствия.
При высокой степени выраженности чувства вины больные ГБ становятся менее агрессивными по отношению к мужчинам (r=-0,356; p<0,05). Это может быть связано с высокой важностью для больных их социального статуса, в связи с чем они сдерживают свои агрессивные импульсы в межличностных отношениях, особенно когда ощущают себя виноватыми в чем-либо.
У амбулаторных больных состояние вины, как временное эмоциональное состояние, сопровождается агрессивным отношением к сотруднику (r=0,367; p<0,05), приятелю (r=0,360; p<0,05), матери (r=0,346; p<0,05), к мужчинам (r=0,358; p<0,05), а также более высоким общим показателем агрессивности (r=0,419; p<0,05). Это может свидетельствовать о том, что когда обследованные контрольной группы чувствуют за собой вину, они стремятся защитить себя и выразить свою агрессию в межличностных отношениях.
Таким образом, в ходе проведенного исследования было выявлено, что у всех обследованных межличностные отношения обусловлены разными компонентами их самоотношения и механизмами психологической защиты, а также направленностью и формой отреагирования чувства вины. Специфика социального взаимодействия больных ГБ состоит в том, что они склонны демонстрировать своё отношение к болезни и предъявлять симптоматику эмоционально-значимым фигурам.
А. В. Майстренко
Определение успешности обучения младших школьников как современная психолого-педагогическая проблема
Проблема успешности обучения младших школьников стала рассматриваться в научных источниках с момента становления дидактики. Подтверждение тому - затрагивание этого аспекта в трудах Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина. На современном этапе развития общества в качестве необходимого условия построения любой эффективной педагогической системы выступает ориентация на успешное её освоение учениками. Ведь невозможно воспитать творческого, постоянно совершенствующегося, готового к непрерывному образованию человека, не учитывая его успешности в обучении. Начальная школа - важнейшая ступень непрерывного образования современного человека, и успешное обучение в начальных классах закладывает основу для его дальнейшего саморазвития. Вместе с актуальностью данного вопроса борьба за
193
успешное усвоение школьной программы всеми учениками продолжает оставаться нерешенной задачей на сегодняшний день.
Для того чтобы точнее разобраться, что значит успешность обучения, необходимо обратиться к понятию «обучение». Современные авторы научных словарей дают следующие определения:
• «целенаправленный и организованный процесс взаимодействия учеников и учителей, направленный на решение учебных задач, в результате которого учащийся овладевает знаниями, умениями, навыками, развивает личностные качества»1;
• «совместная деятельность преподавателя и субъектов учения, имеющая своей целью развитие субъектов учения, формирование у них знаний, умений, навыков и в конечном итоге компетентностей»1 2;
• «целенаправленный процесс управляемого познания явлений окружающего мира (их закономерностей, истории развития и освоения способов деятельности) в результате взаимодействия ученика с учителем и другими обучающимися»3.
Мы полагаем, что обучение, в первую очередь, это деятельность, у которой имеется цель и результат, а степень совпадения результата и цели проявляется в успешности обучения. Понятно, что результат у каждого ученика будет свой, а какова же цель обучения? В настоящий момент в связи с внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения ключевым моментом стала ориентация на развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий (УУД), что составляет цель образования. Объектами итогового контроля и аттестации по ФГОСам второго поколения являются:
• личностные результаты (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к познанию, ценностные установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества;
• метапредметные результаты (освоение учащимися УУД и умения учиться);
• предметные результаты (усвоение ЗУН по предметам).
Чтобы выяснить, насколько успешно школьник усвоил УУД,
необходимо оценить конкретного ученика. На наш взгляд, существует объективная и субъективная оценка успешности обучения.
1 Русинова Л. П. Педагогический словарь по темам: учеб. пособие / сост. Л. П. Русинова. Сарапул, 2010.
2 Устинов И.Ю. Определения основных терминов дидактики высшей военной школы: учеб.-метод. пособие. Воронеж: ВАИУ, 2010.
3 Краткий словарь современной педагогики / сост. Т.Б. Санжиева, Ю.Г. Резникова, Т.К. Солодухина и др.; под ред. Л.Н. Юмсуновой. 2-е изд-е, пе-рераб. и доп. Улан-Удэ: Изд-во Бурятского гос. ун-та, 2011.
194
Под субъективной оценкой мы будем рассматривать оценку, полученную за то, что ученик приобрёл самостоятельно, насколько он поднялся в своём развитии. Л.С. Выготский называл такую успешность «относительной». Например, троечник стал получать четверки, для него это несомненный успех, но в сравнении с другими учениками он менее успешен в обучении. Объективной оценкой мы будем считать оценку, данную учителем по общим критериям, одинаковым для всех учеников определённой возрастной группы. Данный вид успешности в обучении Л.С. Выготский назвал «абсолютной». Конечно, в объективности оценки, данной педагогом, тоже можно сомневаться, однако сомнению не подлежит тот факт, что ученик, получающий пятёрки по итогам четвертей, считается успешным в обучении как со стороны педагогов, так и со стороны сверстников.
Анализ научных источников свидетельствует о том, что формировались различные, нередко диаметрально противоположные, научные подходы к выявлению предпосылок, влияющих на успешность обучения в начальной школе. Л.С. Выготский в монографии «Умственное развитие детей в процессе обучения» говорит, что успешность обучения ребёнка в школе находится в тесной связи с уровнем развития его умственных способностей или интеллекта. П.П. Блонский, рассматривая проблему учения, утверждал, что успеваемость учеников во многом зависит от культурного уровня семьи, он писал: «Культурный уровень семьи неуспевающих учеников в среднем низок...Совершенно противоположной обычно бывает среда лучших учеников, сама живущая культурными интересами и детей втягивающая в них»* 1. Г. А. Цукерман была предпринята попытка классификации детей по успеваемости в зависимости от развития у них тех качеств, которые обусловлены правилами послушания, прилежания и мышления. Л. И. Айдарова, М. В. Антропова и другие связывали низкую успеваемость учеников с неудовлетворительным состоянием их физического здоровья.
М. М. Безруких, С. П. Ефимова отмечали, что успешность учебной деятельности определяется «обучаемостью», которая включает в себя различный набор интеллектуальных возможностей. «Степень обучаемости, - пишут авторы, - состояние здоровья ребенка и функциональное состояние организма определяют в комплексе... ту цену, которую платит организм за успехи в учебе». Сочетание же физического, функционального и психического состояния ребенка дает, по мнению авторов, тот комплекс факторов, которые опреде-
1
1 Блонскии П.П. Психология младшего школьника / под ред. А.И. Липкинои и Т.Д. Марцинковской. М.: Институт практической психологии. Воронеж: МОДЭК, 1998. (Сер. Психологи отечества).
195
ляют его успешность в обучении1. Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, ссылаясь на исследование интеллектуального развития детей шестилетнего возраста, проведенное учеными НИИ общей и педагогической психологии, утверждали, что для успешного обучения в начальной школе важно развитие образного мышления детей. «Уровень развития же логического мышления ребенка на этом этапе еще не гарантирует успешности обучения (при высоком уровне развития такого мышления она практически не выше, чем при сред-нем)»1 2. Т. Ю. Курапова говорит, что психологическое состояние ученика играет значительную роль в успешности обучения: «Успешным будет тот ученик, который в процессе обучения сумел преодолеть свой страх, затруднения, растерянность, неорганизованность. Такой школьник испытывает удовлетворенность собой и своей деятельностью. И, наоборот, несчастный, тревожный, замученный нормативными требованиями и ожиданиями окружающих отличник, на наш взгляд, не может быть отнесен к успешным, поскольку учеба не приносит ему радости, удовлетворения, всего того, что входит в понятие успешность»3. Мы считаем, что психологические особенности ученика действительно влияют на успешность его обучения и, соответственно, отражаются на его успешности в обучении, но мы не согласны с тем, что отличника, пусть даже «замученного» нельзя назвать успешным в обучении.
Напомним, что целью обучения в настоящий момент является развитие личности вследствие усвоения УУД, а проверить это усвоение можно с помощью контрольных работ, тестов, устных опросов, изучения продуктов деятельности из этого всего складывается оценка ученика. Если он продвигается в своем развитии, справляется с необходимой ему нагрузкой - значит, он успешен в обучении, если не справляется - не успешен. Таким образом, оценка является обратной связью и основным показателем успешности ученика. Данная связь необходима учителю для того, чтобы строить дальнейшую работу, корректировать свои действия и ученику для того чтобы видеть результат своего развития. Итак, ученик получает оценку или отметку за свою учебную деятельность, и эта оценка является показателем успешности данного ученика на данном этапе обучения.
1 Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? М.: Просвещение, 1991.
2 Курапова Т. Ю. Критерии успешности обучения учащихся общеобразовательных школ [Текст] // Психология в России и за рубежом: материалы между-нар. науч. конф. (Санкт-Петербург, окт. 2011). СПб.: Реноме, 2011.
3 Устинов И.Ю. Определения основных терминов дидактики высшей военной школы: учеб.-метод. пособие. Воронеж: ВАИу, 2010.
196
Можно сделать вывод, что основным показателем успешности в обучении является оценка ребенка учителями, ведущими его процесс обучения. Оценка, как более широкое понятие включает в себя отметку в баллах. Мы считаем, что четвертные отметки с учетом дополнительных личностных характеристик данного ученика могут выступать как объективный показатель его успешности в обучении.
В данной статье мы говорили о педагогической стороне успешности в обучении, так как именно она, на наш взгляд, является более показательной. Однако никто не станет спорить, что успешность в обучении обусловливается психологическими характеристиками.
Изучив литературу, мы можем выделить ряд психологических характеристик учеников, которые находятся в тесной взаимосвязи с успешностью в обучении. К данным психологическим характеристикам относятся: социальная адаптированность, мотивация к обучению, отношения между учеником и учителем, отношения с одноклассниками, самооценка, уровень тревожности.
Мы считаем, что данные психологические характеристики в наибольшей степени влияют на успешность обучения, точно так же как и успешность в обучении может изменять психологические особенности ученика.
Е. А. Муляр, А. С. Скороход
Формирование мировоззрения молодежи - функция школы
как социального института
Мировоззрение тесно связано с практической деятельностью человека, поскольку его природа состоит в том, что, основываясь именно на мировоззрении, человек способен вырабатывать решения в условиях неопределенности. Важным фактором, оказывающим влияние на формирование мировоззрения подростка, является школа как социальный институт. Школа, за редким исключением, -это государственное учреждение, которое выполняет государственный заказ. Государству нужны граждане, жизнеспособные и хорошо адаптированные в сферах социальной реальности. Нормативной базой для осуществления этого заказа является Закон об образовании РФ. Под образованием в указанном законе понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся образовательных уровней, определенных государством, что удостоверяется соответствующим документом.
Однако в настоящее время школа как образовательное пространство не отвечает потребностям новых поколений. Прежде
197