Научная статья на тему 'Определение трехмерной области существования прямозубого эвольвентного внутреннего зацепления с заданным коэффициентом перекрытия'

Определение трехмерной области существования прямозубого эвольвентного внутреннего зацепления с заданным коэффициентом перекрытия Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
58
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗУБЧАТОЕ ЗАЦЕПЛЕНИЕ / БЛОКИРУЮЩИЙ КОНТУР / КОМБИНИРОВАННОЕ СМЕЩЕНИЕ / COMBINED OFFSET / CONTACT / BLOCK CONTOUR

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Иванов Сергей Леонидович, Фокин Андрей Сергеевич, Маркора Александра Юрьевна

Проектирование зубчатых передач с комбинированным (радиальным и тангенциальным) смещением при заданном коэффициенте перекрытия позволяет значительно расширить область существования зубчатого зацепления и при неизменных модуле и числе зубьев вписать передачу в заданное межосевое расстояние не ухудшая качественных показателей зацепления. При этом использование трехмерных областей существования передач позволяет обосновано выбирать параметры зацепления, а применение оригинального алгоритма расчета передач на ЭВМ способствует резкому сокращению затрат времени на их расчет и проектирование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Иванов Сергей Леонидович, Фокин Андрей Сергеевич, Маркора Александра Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Determination of three-dimensional domain of existence of spur involute internal gearwith a specified overlap ratio

Design of gears with a combined (radial and tangential) offset for a given ratio of the overlap can significantly extend the range of existence of the gear and at constant module and the number of teeth to enter the transfer in a given center distance without sacrificing quality indicators of entanglement. The use of threedimensional domains the existence of transfers can reasonably choose the parameters of engagement and the use of the original algorithm for calculating the transmission of computer contributing to a sharp reduction in time spent in their calculation and design. Off-standard deviation of radial clearance in gearing, together with the combined offsetting expands the domain of existence of the gearing and transforms it from a planer figure into a solid; the aggregate of points of the solid governs parameters of operational involute gear in cylindrical transmission of mining machines with internal gear.

Текст научной работы на тему «Определение трехмерной области существования прямозубого эвольвентного внутреннего зацепления с заданным коэффициентом перекрытия»

- © С.Л. Иванов, A.C. Фокин,

А.Ю. Маркора, 2014

УДК 62-233.3/.9

С.Л. Иванов, А.С. Фокин, А.Ю. Маркора

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТРЕХМЕРНОЙ ОБЛАСТИ СУЩЕСТВОВАНИЯ ПРЯМОЗУБОГО ЭВОЛЬВЕНТНОГО ВНУТРЕННЕГО ЗАЦЕПЛЕНИЯ С ЗАДАННЫМ КОЭФФИЦИЕНТОМ ПЕРЕКРЫТИЯ

Проектирование зубчатых передач с комбинированным (радиальным и тангенциальным) смещением при заданном коэффициенте перекрытия позволяет значительно расширить область существования зубчатого зацепления и при неизменных модуле и числе зубьев вписать передачу в заданное межосевое расстояние не ухудшая качественных показателей зацепления. При этом использование трехмерных областей существования передач позволяет обосновано выбирать параметры зацепления, а применение оригинального алгоритма расчета передач на ЭВМ способствует резкому сокращению затрат времени на их расчет и проектирование.

Ключевые слова: зубчатое зацепление, блокирующий контур, комбинированное смещение.

Известны трудности в проектировании зубчатых передач внутреннего зацепления для установленного межосевого расстояния, что особенно важно при модернизации уже имеющегося парка горных машин.

Наряду с радиальным смещением, выполняется изменение толщин зубьев нарезаемого цилиндрического колеса тангенциальным смещением инструмента (стандартного инструмента) с последующим односторонним проходом по одной стороне зуба. Передачи, составленные из таких зубчатых колес, отличаются размерами и основными качественными характеристиками от стандартных при большей свободе в проектировании, что открывает ранее неиспользованные резервы зубчатых передач. В общем случае инструмент (производящий реечный контур — ПРК, долбяк, фреза) может быть с неравноделенным шагом, то есть с коэффициентом изменения толщины зуба, равным ± хто.

Реализация отрицательного тангенциального смещения инструментом со стандартным исходными параметрами осуществима любым из следующих способов:

• смещением червячной фрезы вдоль ее оси на величину | хтт | , где т — модуль зубьев, с последующим проходом по одной любой стороне нарезаемых зубьев без перенастройки станка;

• автономным поворотом червячной фрезы или долбяка вокруг своей оси или также автономным поворотом стола с заготовкой на соответствующий смещению угол с последующим проходом по одной стороне зубьев.

Параметров, способных влиять на качественные характеристики зацепления, не считая возможностей модификации зацепления предоставляемых применением нестандартного инструмента, может быть до семи. К ним можно отнести коэффициенты радиальных смещений х1>2, коэффициенты тангенциаль-

ного смешения хт1,2, величины радиальных зазоров в зацеплении Ср1,2 и коэффициент перекрытия.

При проектировании зубчатой передачи мало провести расчет по заданным параметрам, первоначально необходимо убедиться в выполнении условий су-шествования зацепления и его работоспособности. Запроектированное зацепление не должно быть в опасной близости к границе заострения, опасного подрезания зуба или интерференции.

Получить более полную информацию о зубчатом зацеплении, определить тенденции изменения параметров зацепления позволяет использование блоки-руюших контуров. Стандартные блокируюшие контуры не позволяют проектировать зацепление с нестандартным радиальным зазором и учитывать тангенциальное смешение.

Основой для расчета трехмерной области сушествования внутреннего эвольвентного зубчатого зацепления служит стандартный расчет геометрических параметров, в который внесены дополнения учитываюшие влияние тангенциального смешения и изменения высоты зуба, связанного с изменением радиального зазора в зацеплении.

Основное уравнение эвольвентного зацепления с комбинированным смешением для внутреннего зацепления имеет вид:

= тш + (2x2/да - Хй)/^ - ¿1) - (2x1/да + хт1)/{г2 - ¿1), где а — угол главного профиля инструмента; х12 — радиальное смешение колеса и шестерни; хт12 — тангенциальное смешение колеса и шестерни; ¿12 — число зубьев колеса и шестерни;

Алгоритм формирования 3Э областей сушествования эвольвентного зацепления рассмотрим на примере внутреннего прямозубого зацепления. Математическое выражение для оценки диаметра вершин зубьев колеса и шестерни приобретает следуюший вид:

= о! + 2т (Ьа + Х1 + Ду - ДУ02 + ДЬ);

ёа2 = 02 - 2m (Ьа - х2 + Ду - к2 - ДЬ);

где Ьа — часть высоты зуба, относяшейся к головке зуба; Ду — коэффициент уравнительного смешения; Ду02 — коэффициент уравнительного смешения в станочном зацеплении колеса с долбяком; к2 — вспомогательная величина; ДЬ — изменение высоты зуба.

Радиальный зазор рассчитывается по формулам:

Г = 0а2 - 011 - _

гр1 _ 2 ^

Г = ^2 - 0а1 - я

^р2 ~ 2 ^

Толшина зуба на диаметре вершин рассчитывается: , .0,5п + 2х-,/да + хт1 .

5,1 = 0Я1(-+ - шансоврл

^2 =

,0,5п - 2х2 1да + х ,

• - ¡та1 + ¡п^аз2) еоэ ва2

Расчет трехмерной области существования внутреннего зацепления начинается с задания исходных данных, стандартных для геометрического расчета, таких как: модуль, угол наклона зубьев, угла главного профиля, числа зубьев колеса и шестерни, параметров инструмента (производящего реечного контура и (или) долбяка).

Например, для передачи г1/г2 = 20/63 т = 30 был выполнен расчет для 217 500 000 точек блокирующего контура. Алгоритм оптимизирован так, что каждая переменная рассчитывается исключительно перед ее использованием, это отличается от последовательности предложенной в справочниках, но позволяет сократить в несколько раз время расчета. В процессе расчета производится проверки таких качественных показателей зубчатого зацепления как:

1. Подрезание зубьев шестерни;

2. Срезание вершин зубьев шестерни переходной поверхностью инструмента;

3. Срезание вершин зубьев колеса переходной поверхностью инструмента;

4. Интерференция кромки зуба одного колеса с переходной поверхностью сопряженного;

5. Интерференция продольной кромки внешнего зуба с главной поверхностью внутреннего;

6. Срезание вершин внутренних зубьев при радиальной подаче долбяка;

7. Заострения вершин зубьев колеса и шестерни;

8. Коэффициент перекрытия больше или равный 1.0.

В результате формируется таблица результатов расчета, в нашем случае, состоящая из 760 322 записей. В дальнейшем эти данные используются для построения блокирующих контуров в осях х1, х2 и £хт с определенными качественными показателями, например на рисунке показан 3Э блокирующий контур область существования зацепления с коэффициентом перекрытия равным 1.0,

г^/гг = 20/63 т = 30.

Нельзя не отметить, что при изменении величин тангенциальных смещений в пределах -1.7 < хт1,2 < 2.0, изменения высоты зуба ДЛ1>2 от -0.8 до 0.2, а так же коэффициента радиального смещения х1 ±2.0 и х2 от -2.0 до 7.0 существенно расширяет возможности проектирования работоспособного зацепления. При этом 3Э область существования достаточно информативна.

Показанные примеры о возможной информативности блокирующих контуров пока осложняются лишь трудоемкостью расчетов. В остальном же подобные области для проектирования и анализа зубчатых передач вполне полезны.

2

Изменение радиального зазора в зацеплении от стандартного в совокупности с комбинированным смешением расширяет область сушествования зацепления и переводит ее из плоскости в объемную фигуру, совокупность точек которой определяет параметры работоспособного эвольвентного зацепления цилиндрических передач горных машин внутреннего зацепления, гттш

КОРОТКО ОБ АВТОРАХ -

Иванов Гергей Леонидович - доктор технических наук, профессор, е-шаИ: slivanov@spmi.ru, Фокин Андрей Гергеевич - кандидат технических наук, начальник отдела метрологии и паспортизации, е-шаП: fokin@spmi.ru,

Маркора Александра Юрьевна - магистр, е-шаП: kgmitm@mail.ru Национальный минерально-сырьевой университет «Горный».

UDC 62-233.3/.9

DETERMINATION OF THREE-DIMENSIONAL DOMAIN OF EXISTENCE OF SPUR INVOLUTE INTERNAL GEARWITH A SPECIFIED OVERLAP RATIO

Ivanov S.L., Doctor of Technical Sciences, Professor, e-mail: slivanov@spmi.ru, Fokin A.S., Candidate of Engineering Sciences, e-mail: fokin@spmi.ru, Markora A.Yu., Magistr, e-mail: kgmitm@mail.ru

National Mineral Resource University "University of Mines", e-mail: rectorat@spmi.ru

Design of gears with a combined (radial and tangential) offset for a given ratio of the overlap can significantly extend the range of existence of the gear and at constant module and the number of teeth to enter the transfer in a given center distance without sacrificing quality indicators of entanglement. The use of three-dimensional domains the existence of transfers can reasonably choose the parameters of engagement and the use of the original algorithm for calculating the transmission of computer contributing to a sharp reduction in time spent in their calculation and design.

Off-standard deviation of radial clearance in gearing, together with the combined offsetting expands the domain of existence of the gearing and transforms it from a planer figure into a solid; the aggregate of points of the solid governs parameters of operational involute gear in cylindrical transmission of mining machines with internal gear.

Key words: contact, block contour, combined offset.

(Q

Изданиями «Горной книги» можно гордиться.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.