Научная статья на тему 'Определение работоспособности у школьников в зависимости от пола'

Определение работоспособности у школьников в зависимости от пола Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
3275
264
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УМСТВЕННАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ И КАЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ / КОРРЕКТУРНЫЙ ТЕСТ ПО ТАБЛИЦЕ АНФИМОВА

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Алёшина Татьяна Евгеньевна, Наумова Александра Александровна, Наумова Татьяна Александровна

В данной статье представлены результаты исследования динамики уровня умственной работоспособности учащихся 11 х классов. Показаны особенности динамики работоспособности школьников разного возраста, которые следует учитывать при организации здоровье сберегающего образовательного процесса, в частности, при составлении расписания уроков, являющегося важным компонентом школьного режима. Анализ результатов данного эксперимента показал, что у учащихся 11 классов качественные и количественные показатели умственной работоспособности разные у девочек и мальчиков. Например, количественные показатели, такие как объем зрительной информации, у девочек выше, чем у мальчиков, а объем работы выше у мальчиков, чем у девочек. В результате проведенного эксперимента, можно сделать вывод, что умственная работоспособность у девочек и мальчиков 11 классов примерно одинаковая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Алёшина Татьяна Евгеньевна, Наумова Александра Александровна, Наумова Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Определение работоспособности у школьников в зависимости от пола»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2016 ISSN 2410-700Х_

БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 57.(571)

Алёшина Татьяна Евгеньевна

Кандидат биологических наук, доцент

Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского,

Наумова Александра Александровна Студентка 4 курса

Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского,

Наумова Татьяна Александровна

Студентка 4 курса

Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАБОТОСПОСОБНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПОЛА

Аннотация

В данной статье представлены результаты исследования динамики уровня умственной работоспособности учащихся 11 - х классов. Показаны особенности динамики работоспособности школьников разного возраста, которые следует учитывать при организации здоровье сберегающего образовательного процесса, в частности, при составлении расписания уроков, являющегося важным компонентом школьного режима.

Анализ результатов данного эксперимента показал, что у учащихся 11 классов качественные и количественные показатели умственной работоспособности разные у девочек и мальчиков. Например, количественные показатели, такие как объем зрительной информации, у девочек выше, чем у мальчиков, а объем работы выше у мальчиков, чем у девочек. В результате проведенного эксперимента, можно сделать вывод, что умственная работоспособность у девочек и мальчиков 11 классов примерно одинаковая.

Abstract

The article presents the results of a study of the dynamics of the level of mental health of pupils 11 - x classes. The features of the dynamics of health of schoolchildren of different ages that should be considered when organizing health-preserving educational process, in particular, when scheduling lessons, which is an important component of the school regime.

Analysis of the results of this experiment showed that pupils of 11 classes of qualitative and quantitative indicators of mental health are different for girls and boys. For example, quantitative indicators, such as the amount of visual information, in girls than in boys, and the volume of work is higher in boys than in girls. As a result of the experiment, we can conclude that the mental capacity of girls and boys about the same 11 classes.

Ключевые слова:

умственная работоспособность; количественные и качественные показатели работоспособности;

корректурный тест по таблице Анфимова. Keywords:

mental performance; quantitative and qualitative indicators of efficiency; correction test table anfimova.

На основе анализа различных данных можно сказать, что в настоящее время в нашей стране складывается ситуация, когда к 16 - 18 годам здоровых школьников остается около 6%.

Такое ухудшение состояния здоровья учащихся объясняется большой учебной нагрузкой, которая приводит к снижению работоспособности.

Изучение работоспособности школьников является одной из проблем, которая, несмотря на актуальность и давнюю историю, по сей день привлекает много исследователей. Это обусловлено необходимостью глубокого знания соответствующих механизмов и факторов, влияющих на работоспособность, а так же способов ее повышения. Это проблема занимает важное место в физиологии человека. Одним из интереснейших направлений является изучение динамики показателей умственной

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2016 ISSN 2410-700Х_

работоспособности школьников. Работоспособность определяется, как потенциальная способность человека на протяжении заданного времени и с определенной эффективностью выполнять максимально возможное количество работы [4 С. 48-50].

Различают умственную и физическую работоспособность.

Умственная работоспособность - это способность воспринимать и перерабатывать информацию, потенциальная способность человека выполнять в течение заданного времени с максимальной эффективностью определенное количество работы, требующей значительной активности нервно -психической сферы субъекта. Она требует преимущественного напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, активизации процессов мышления, эмоциональной сферы [2 С. 246].

На умственную работоспособность учащихся оказывают влияние личностные и организационные факторы. К личностным факторам относят: тип нервной деятельности, возраст, пол, состояние здоровья, эмоциональное состояние, тренированность, мотивации. К организационным факторам относят: условия обучения, организацию рабочего места и рабочей позы, соответствие средств обучения эргономическим требованиям, режим труда и отдыха.

В процессе выполнения любой работы для человека свойственны различные стадии работоспособности:

1.фаза врабатываемости, в ней могут быть сбои, ошибки в работе;

2.фаза оптимальной работоспособности, характеризуется хорошим стабильным результатом работы, максимальной производительность труда;

3.фаза полной компенсации, характеризуется возникновением начальных признаков утомления, которые могут компенсироваться волевым усилием человека или положительной мотивацией его к работе и не вызывать снижение работоспособности;

4.фаза неустойчивой компенсации, характеризуется снижением работоспособности. Степень снижения работоспособности в этот период зависит от индивидуальных особенностей человека;

5.фаза прогрессивного снижения работоспособности. Для этого характерно нарастания утомления, выражающееся снижением продуктивности, эффективности умственной работоспособности. В этой фазе человек не в состоянии волевым усилием компенсировать снижение работоспособности; б.после прекращения работы наступает фаза восстановления физиологических и психологических ресурсов организма.

Умственная деятельность сопровождается некоторыми особенностями. При умственной работе мозг склонен к инерции, продолжению работы в заданном направлении. Таким образом, в результате длительного занятия умственным трудом наблюдается ослабление функционального состояния организма.

Целью настоящей работы являлось определение умственной работоспособности.

Задача данного экспериментального исследования состояла в изучении динамики работоспособности учащихся 11 классов в связи с адаптацией их к учебной нагрузке.

В своей работе мы использовали методику Анфимова, которая позволяет определить у школьников уровень умственной работоспособности, степень утомления, внимание, произвольность, умение работать по инструкции.

Умственная работоспособность изучалась у учащихся 11 классов. Каждому школьнику давалась таблица с буквами, и по команде экспериментатора в течение 4 минут зачеркивались одной косой чертой 2 буквы «И», «К», при последовательном просматривании букв и строк. Время отмечалось по секундомеру. При обработке результатов подсчитывались количественные показатели работоспособности, такие как объем работы (количество просмотренных знаков за 4 минуты); объем зрительной информации; скорость переработки информации. Кроме того, определялись качественные показатели работоспособности -количество ошибок, допущенных при просмотре знаков по корректурной таблице в течение 4 минут; коэффициент точности выполнения задания; коэффициент умственной продуктивности; показатель устойчивости внимания [5 С. 39].

Экспериментальное исследование было проведено на 71 учащемся в 11 классах средней общеобразовательной школы №5 г. Калуги. Из них было исследовано 40 мальчиков и 31 девочка.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2016 ISSN 2410-700Х_

Эксперимент проводился в середине учебного года (в течение 3-х недель) в з четверти. Работоспособность изучалась в понедельник, в начале 2 урока.

Таблица 1

Динамика показателей работоспособности учащихся 11 класса в третьей четверти

Показатели, М ± m

объем работы, (S) объем зрительной информации, (Q) скорость переработки информации, (СПИ) количество ошибок, (n) коэффицие нт точности, (A) коэффициент умственной продуктивности , (P) показатель устойчивости внимания, (УВН)

Мальчики 718,6±4,6*** 407,8±22,9* 81,5±10,9 8,1±0,92 0,6±0,3 229,5±37,4** 122,2±16,5***

Девочки 702,3±30,2*** 416±17,9* 84,2±13,6 6,2±1,1 0,5±0,1 372,4±95** 162,5±25,5***

Анализ результатов данного эксперимента показал, что у учащихся 11 классов качественные и количественные показатели умственной работоспособности разные у девочек и мальчиков.

Количественные показатели, такие как объем зрительной информации и объем перерабатываемой информации у девочек выше, чем у мальчиков, а такой количественный показатель как объем работы выше у мальчиков, чем у девочек.

Качественные показатели умственной работоспособности: коэффициент умственной продуктивности и показатель устойчивости внимания выше у девочек, чем у мальчиков, а также количественные показатели, как количество ошибок и коэффициент точности у мальчиков выше, чем у девочек.

Анализ исследования показал, что умственная работоспособность у девочек и у мальчиков 11 классов приблизительно одинаковая, т.к. из проанализированных семи качественных и количественных показателей умственной работоспособности 4 показателя у девочек, таких как объем зрительной информации, скорость переработанной информации, коэффициент умственной продуктивности, показатель устойчивости внимания выше, чем у мальчиков.

А мальчиков из тех же проанализированных показателей три (объем работы, количество ошибок, коэффициент точности) у мальчиков выше, чем у девочек.

В 11 классе у подростков завершается процесс полового созревания, в связи с тем уменьшается разброс показателей по комплексному параметру умственной работоспособности, память, внимание и др. зависит от личных особенностей подростков. Выводы:

1. Объем работы у мальчиков выше, чем у девочек.

2. Объем зрительной информации у девочек выше, чем у мальчиков.

3. Скорость переработанной информации у девочек выше, чем у мальчиков.

4. Количество ошибок у мальчиков больше, чем у девочек.

5. Коэффициент точности у мальчиков выше, чем у девочек.

6. Коэффициент умственной продуктивности у девочек выше, чем у мальчиков.

7. Показатель устойчивости внимания у девочек выше, чем у мальчиков. Список использованной литературы:

1. Словарь физиологических терминов: М.: Наука 1987. 304 с.

2. Антропова М.В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. - М.: Просвещение. 1967. 251 с.

3. Аркунова Н. А., В. Д. Смирнова В. Д., Тутуркина Т. В. Морфофизиологические особенности юношеского возраста. Межвузовский сборник научных трудов.

4. Виленский М.Я., Русанов В.П. Оптимизация умственной работоспособности студентов в недельном учебном цикле. 1999. № 6. с. 48-50

5. Гуминский А. А., Леонтьева Н. Н., Маринова К. В. Руководство к лабораторным по общей и возрастной физиологии: Учеб. пособие для студентов биол. спец. пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1900, 39 с.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2016 ISSN 2410-700Х_

6. Умственная работоспособность студентов во взаимосвязи с уровнем их физической подготовленности и режимом двигательной активности: Учебное пособие / В. В. Кузовенков. Московский государственный институт электронной техники (технический ун-т). МГИЭТ (ТУ) 1996

© Алёшина Т. Е., Наумова А. А., Наумова Т.А., 2016

УДК 633.63:631.527.5

Васильченко Елена Николаевна

старший научный сотрудник Федулова Татьяна Петровна док. биол. наук Богомолов Михаил Алексеевич

док. с.-х. наук

ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт cахарной свеклы и сахара имени А.Л. Мазлумова»

п. Рамонь, Воронежской обл., РФ E-mail: biotechnologiya@mail.ru

ПОЛУЧЕНИЕ ИНТРОГРЕССИВНЫХ ФОРМ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МЕЖВИДОВОЙ ГИБРИДИЗАЦИИ В РОДЕ BETA

Аннотация

Представлены результаты культивирования in vitro незрелых зародышей от межвидовой гибридизации B. vulgaris x B. corolliflora. Выявлено, что полученные межвидовые гибридные растения различаются по количеству хромосом. Молекулярно-генетические исследования показали, что гибриды, наследующие фенотип B. vulgaris и диплоидное число хромосом несут лишь отдельные элементы генома дикого вида, что выражается присутствием видоспецифичных сателитных участков ДНК.

Ключевые слова Сахарная свекла, культура in vitro, незрелые зародыши, ПЦР-анализ.

Важнейшей задачей современной селекции сахарной свеклы является получение новых исходных форм и ускоренное создание гибридов с повышенной продуктивностью и другими хозяйственно-полезными признаками и свойствами. Независимо от средств и методов селекции самой сложной частью работы является выявление генетической изменчивости в исходном селекционном материале и отбор желаемых генотипов. Все виды дикой свеклы обладают рядом ценных признаков и скрещивание их с культурной свеклой представляет большую практическую ценность. Однако лишь ограниченное число межвидовых скрещиваний может привести к получению полноценных гибридных растений [1, с.15]. Невозможность осуществления таких скрещиваний очень часто связана с приостановкой развития гибридного зародыша, что в свою очередь, может быть обусловлено либо его ранней гибелью, либо дегенерацией эндосперма [2, с.60]. Поэтому для эффективного получения определенной генетической комбинации желаемых признаков в процессе межвидовой гибридизации использовали метод эмбриокультуры, позволяющий в условиях in vitro выращивать регенеранты из зиготических зародышей на разных стадиях их развития [3, с.19].

Введение в культуру in vitro незрелых зародышей межвидовых гибридов на разных стадиях развития (3-12 день после опыления) показало их различную отзывчивость на стрессовые условия. Недифференцированные гибридные зародыши (5-ти дневные) прорастали на питательной среде с частотой 0,9-7,3 %, но проростки на ранних стадиях развития погибали. С увеличением возраста зародышей их

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.