Научная статья на тему 'Определение приоритетов социально-экономического развития нефтегазодобывающего региона'

Определение приоритетов социально-экономического развития нефтегазодобывающего региона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
857
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / REGIONAL DEVELOPMENT / ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА / REGIONAL DEVELOPMENT PRIORITIES / НЕФТЕГАЗОВЫЙ РЕГИОН / СЫРЬЕВОЙ РЕГИОН / СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА / REGIONAL ACTIVITIES / МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД / METHODICAL APPROACH / КРИТЕРИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ / CRITERIA FOR DETERMINATION / ПРОМЫШЛЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННАЯ СФЕРА / ИННОВАЦИОННАЯ СФЕРА / INNOVATION SPHERE / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СФЕРА / ENVIRONMENTAL SPHERE / OIL AND GAS PRODUCING REGION / RAW MATERIALS REGION / INDUSTRIAL AND ECONOMIC SPHERE

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Куриков Владимир Михайлович, Бессонова Татьяна Николаевна

Рассматриваются цели участников экономической деятельности нефтегазодобывающего региона. Анализируются методические подходы к определению приоритетов социально-экономического развития регионов. Выдвигается гипотеза, что в основе определения приоритетов социально-экономического развития моносырьевого региона необходимо использовать методический подход, основанный на учении о ноосферном развитии, теории устойчивого развития и методологии системного анализа. Для определения приоритетов развития нефтегазодобывающего региона предлагается провести анализ и выделить проблемы в промышленно-хозяйственной, инновационной, социальной и экологической сферах деятельности. Выявленные проблемы предлагается решать через систему целей: генеральной и по каждой сфере деятельности. Для отбора приоритетных направлений предлагаются критерии: сохранение и увеличение экономического роста в процессе диверсификации и модернизации региональной промышленности на инновационной основе; достижение уровня экономически развитых стран по доле инновационных продуктов; увеличение количественных показателей, характеризующих структуру качества жизни населения; достижение фактических значений экологических показателей мировым стандартам и др. В соответствии с выявленными проблемами и предложенными критериями определяются приоритеты социально-экономического развития нефтегазодобывающего региона. Выделенные приоритетные направления по каждой сфере деятельности позволяют снизить уровень монопрофильности путем осуществления диверсификации и модернизации промышленно-хозяйственной сферы региона на инновационной основе и повысить качество жизни населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Куриков Владимир Михайлович, Бессонова Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Determination of priorities for social and economic development of oil and gas production region

The goals of participants of the economic activities in the oil and gas producing region are considered. Methodical approaches to determining the priorities of the social and economic development of the regions are analyzed. The hypothesis that the methodical approach based on the doctrine of noospheric development, the theory of sustainable development, and the methodology of system analysis should be used to determine the priorities for the socioeconomic development of a mono-raw region is proved. To determine the priorities for the development of the oil and gas producing region, it is proposed to analyze and highlight problems in the industrial, economic, innovative, social and environmental spheres of activity. The identified problems are proposed to be solved through a system of goals: general goal and goals for each field of activity. For the selection of priority areas, the following criteria were proposed: the preservation and increase of the economic growth in the process of diversification and modernization of regional industry on an innovative basis; achievement of the level of economically developed countries in terms of share of innovative products; increase in the quantitative indicators that characterize the structure of the quality of life of the population; achievement of actual values of ecological indicators to world standards, etc. In accordance with the identified problems and the proposed criteria, the priorities of the social and economic development of the oil and gas producing region are determined. The priority directions for each area of activity allow to reduce the level of mono-profile through the diversification and modernization of the industrial and economic sphere of the region on an innovative basis and to improve the life quality of the population.

Текст научной работы на тему «Определение приоритетов социально-экономического развития нефтегазодобывающего региона»

УДК 332+571.122 JEL R11, R13, R58

Ш 10.25513/1812-3988.2018.2.143-153

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИОРИТЕТОВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НЕФТЕГАЗОДОБЫВАЮЩЕГО РЕГИОНА

В.М. Куриков, Т.Н. Бессонова

Югорский государственный университет (Ханты-Мансийск, Россия)

Информация о статье

Дата поступления 28 февраля 2018 г.

Дата принятия в печать 25 марта 2018 г.

Ключевые слова

Региональное развитие, приоритеты развития региона, нефтегазовый регион, сырьевой регион, сферы деятельности региона, методический подход, критерии определения, промышленно-хозяйственная сфера, инновационная сфера, экологическая сфера

Аннотация. Рассматриваются цели участников экономической деятельности нефтегазодобывающего региона. Анализируются методические подходы к определению приоритетов социально-экономического развития регионов. Выдвигается гипотеза, что в основе определения приоритетов социально-экономического развития моносырьевого региона необходимо использовать методический подход, основанный на учении о ноосферном развитии, теории устойчивого развития и методологии системного анализа. Для определения приоритетов развития нефтегазодобывающего региона предлагается провести анализ и выделить проблемы в промышленно-хозяйственной, инновационной, социальной и экологической сферах деятельности. Выявленные проблемы предлагается решать через систему целей: генеральной и по каждой сфере деятельности. Для отбора приоритетных направлений предлагаются критерии: сохранение и увеличение экономического роста в процессе диверсификации и модернизации региональной промышленности на инновационной основе; достижение уровня экономически развитых стран по доле инновационных продуктов; увеличение количественных показателей, характеризующих структуру качества жизни населения; достижение фактических значений экологических показателей мировым стандартам и др. В соответствии с выявленными проблемами и предложенными критериями определяются приоритеты социально-экономического развития нефтегазодобывающего региона. Выделенные приоритетные направления по каждой сфере деятельности позволяют снизить уровень монопрофильно-сти путем осуществления диверсификации и модернизации промышленно-хозяйственной сферы региона на инновационной основе и повысить качество жизни населения.

DETERMINATION OF PRIORITIES FOR SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF OIL AND GAS PRODUCTION REGION

V.M. Kurikov, T.N. Bessonova

Yugra State University (Khanty-Mansiysk, Russia)

Article info

Received February 28, 2018

Accepted March 25, 2018

Keywords

Regional development, regional development priorities, oil and gas producing region, raw materials region, regional activities, methodical approach, criteria for determination, industrial and economic sphere, innovation sphere, environmental sphere

Abstract. The goals of participants of the economic activities in the oil and gas producing region are considered. Methodical approaches to determining the priorities of the social and economic development of the regions are analyzed. The hypothesis that the methodical approach based on the doctrine of noospheric development, the theory of sustainable development, and the methodology of system analysis should be used to determine the priorities for the socioeconomic development of a mono-raw region is proved. To determine the priorities for the development of the oil and gas producing region, it is proposed to analyze and highlight problems in the industrial, economic, innovative, social and environmental spheres of activity. The identified problems are proposed to be solved through a system of goals: general goal and goals for each field of activity. For the selection of priority areas, the following criteria were proposed: the preservation and increase of the economic growth in the process of diversification and modernization of regional industry on an innovative basis; achievement of the level of economically developed countries in terms of share of innovative products; increase in the quantitative indicators that characterize the structure of the quality of life of the population; achievement of actual values of ecological indicators to world standards, etc. In accordance with the identified problems and the proposed criteria, the priorities of the social and economic development of the oil and gas producing region are determined. The priority directions for each area of activity allow to reduce the level of mono-profile through the diversification and modernization of the industrial and economic sphere of the region on an innovative basis and to improve the life quality of the population.

© В.М. Куриков, разделы 1, 3, 5, 2018 © Т.Н. Бессонова, разделы 2, 4, 2018

1. Введение. В современных условиях социально-экономическое развитие региона можно рассматривать как сложный многостадийный процесс, который в значительной степени определяется эффективностью управления. Важнейшей составляющей управленческих процессов является определение приоритетных направлений развития, что позволяет сконцентрировать имеющиеся средства на наиболее значимых направлениях социально-экономического развития. Если приоритеты определены верно, то можно рассчитывать на мультипликативный эффект и активизацию деятельности в смежных отраслях.

Современные регионы Российской Федерации различны по природному, экономическому, трудовому и инновационному потенциалам, структуре хозяйства, производственной специализации. Особенностью экономики нефтегазодобывающего региона является монопрофиль-ность, высокая доля экспортных отраслей и незначительное присутствие обрабатывающего производства [1].

Нефтегазодобывающие регионы характеризуются следующими важными чертами развития:

- неопределенностью условий будущего развития;

- неоднозначностью и многовариантностью возможных путей развития в будущем;

- изменчивостью условий и факторов, определяющих параметры будущего;

- целенаправленностью в развитии социально-экономических систем;

- сложной организацией социально-экономических систем;

- ограниченностью ресурсов, которые могут быть использованы для развития;

- долгосрочным характером постановки и решения задач социально-экономического развития [2];

- дефицитом эффективных практик взаимодействий внутри инновационных систем региона и между научно-инновационным и ресурсным секторами [3].

Воспроизводственный процесс нефтегазодобывающего региона характеризуется разнообразием участников экономической деятельности. Как правило, минимальный состав участников представлен тремя сторонами - представителями центральной государственной власти, администрацией нефтегазодобывающего региона и инвесторами. Все они имеют свои интересы в экономике региона.

Согласно проекту Энергетической стратегии России на период до 2035 г. стратегическими целями государства (федерального центра) в нефтяной отрасли являются: увеличение добычи нефти, соответствующей мощности нефтеперерабатывающих заводов и исполнению экспортных поставок, обеспечение модернизации и развития нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей отраслей на основе инновационных, преимущественно отечественных, технологий, увеличение объемов и диверсификация внешних и внутренних поставок жидких углеводородов, переход на инновационные технологии при разработке трудноизвлекаемых запасов, малых месторождений, малодебитных и высокообводненных скважин, а также совершенствование фискальной системы нефтегазовой отрасли (http://www.energystrategy.ru/ab_ ^оигсе^-2035_09_2015^£).

Главной стратегической целью большинства нефтегазовых компаний, таких как ПАО «Лукойл», ПАО «НК "Роснефть"», ОАО «Сургутнефтегаз», ПАО «Газпром», является долгосрочный рост стоимости компаний, которая разворачивается в систему целей:

1) поддержание высокой прибыльности и стабильности своего бизнеса;

2) повышение эффективности по всем направлениям деятельности;

3) развитие и использование новых технологий;

4) освоение новых рынков.

Главной целью социально-экономического развития нефтегазодобывающего региона является стремление максимизировать свои социальные и экономические выгоды, повысить «социальную ценность» ресурсов нефти и газа. Данная цель конкретизируется целями следующего уровня:

1) формирование региональных финансовых ресурсов;

2) поддержание высокого уровня занятости как в нефтегазовом секторе, так и во вспомогательных и смежных секторах экономики;

3) решение социальных проблем;

4) охрана окружающей среды;

5) создание условий устойчивого развития.

Традиционно экономические выгоды региона, которые несет добыча невозобновляе-мых ресурсов, определяются эволюционной траекторией освоения месторождений. И для развития нефтегазодобывающего региона принципиально важным является максимальное продление функционирования нефтегазодобываю-

щего сектора с возможностью создания многоотраслевой социально ориентированной рыночной экономики, базирующейся на новом научно-техническом укладе и информационно-индустриальных технологиях.

2. Обзор литературы. В плановой экономике основным критерием отнесения направлений к приоритетным являлась значимость их реализации для федерального центра. В условиях централизованной плановой экономики интересы регионов рассматривались как второстепенные и предполагали подробную систему предплановых обоснований. Она включала Генеральную схему развития и размещения производительных сил, где присутствовали территориальные и отраслевые схемы, Генеральную схему расселения, согласованные республиканские схемы и другие документы, относящиеся к классу «физического планирования» (районные планировки, генпланы городов и т. п.). Позднее стала разрабатываться Комплексная программа НТП [4].

В 1970-е гг. в научной среде оформилась идея комплексного экономического и социального развития территорий. Методология ее реализации включала учет специализации региона, сбалансированность региональных показателей в производственной, сельскохозяйственной, экономической и социальной сферах, соответствие показателей нормативным значениям, ориентир на общегосударственные стандарты и т. п. Также значительное внимание уделялось организационному взаимодействию с предприятиями, расположенными в регионе, информационному взаимодействию с вышестоящими плановыми органами и формализованным процедурам выработки согласованных решений [5].

Переход к рыночным отношениям обусловил необходимость пересмотра методологических основ регионального планирования. При разработке комплексной схемы развития области, края, Р.И. Шнипер предложил следующие группы экономических приоритетов:

1. К проблемным приоритетам были отнесены крупные проблемы, которые становятся предметом программной разработки и практической реализации. По проблемным приоритетам народнохозяйственного и республиканского уровня предлагалось разрабатывать приоритетные программы, по внутрирегиональным проблемным приоритетам - локальные программы.

2. Социальные приоритеты определялись значимостью для региональной экономики, в соответствии с чем и распределяются ресурсы.

3. Производственно-экономические приоритеты были связаны с развитием отраслей экономики, определявших эффективное функционирование всей региональной системы, и ориентировались на более глубокую переработку сырья, с переходом от производства промежуточных продуктов к производству продукции конечного потребления.

4. Научно-технические приоритеты определялись в соответствии с региональными требованиями к конструированию орудий и созданию новых материалов (специальная техника и материалы для Севера), с отбором научно-технических новшеств в целях их распространения в региональной системе с учетом ее экономической структуры, выработкой нормативов, учитывающих особенности региональных природно-климатических условий при строительстве зданий и сооружений, сбалансировании производства и потребления товаров.

5. Инвестиционно-строительные приоритеты.

К важнейшим критериям выбора приоритетов были отнесены:

- роль региональной экономки в территориальном разделении труда;

- повышение количественных и качественных параметров уровня жизни;

- снижение экологической напряженности;

- роль района во внешнеэкономических связях и валютных поступлениях [6].

Современное представление формирования стратегических приоритетов социально-экономического развития исходит из того, что они возникают при наличии одной или двух характеристик явления - проблемность и перспективность. Под приоритетом рассматривается проблема данного региона, сдерживающая развитие в перспективном направлении и само это перспективное направление.

Б.С. Жихаревич предлагает выделять три группы приоритетов: демографические, социальные и экономические. Демографические приоритеты предполагают увеличение естественного прироста населения, повышение рождаемости и снижение смертности, т. е. общее улучшение демографической ситуации. Социальные приоритеты рассматривают повышение качества жизни населения, развитие чело-

веческого потенциала, снижение уровня бедности, предоставление качественного медицинского обслуживания и образования, создание условий для комфортного проживания (обеспечение жильем, коммунальными услугами). Экономические приоритеты - это, в основном, развитие конкретных отраслей региона, набор которых зависит от сложившейся специализации данного субъекта Российской Федерации [7].

В исследованиях В.В. Спицына рассмотрены научные подходы к формированию приоритетов инновационно-инвестиционного развития региона с разделением их на внешние и внутренние. Формирование внешних приоритетов инновационно-инвестиционного развития региона предлагается определять в следующей последовательности:

1. Обращение к органам власти регионов конкурентов с предложением о сотрудничестве.

2. Проверка соответствия приоритета целям и интересам региона.

3. Согласование условий и реализаций приоритета и степени участия региона.

4. Определение региональных субъектов, готовых принять участие в реализации приоритета (покупателей, поставщиков, работников, инвесторов).

При формировании внутренних приоритетов используется следующий алгоритм:

1. Формирование новой идеи развития региона.

2. Маркетинг нового направления развития региона.

3. Самостоятельная реализация нового направления его энтузиастами [8].

В настоящее время формирование приоритетов развития региона связывается преимущественно с инновационной сферой. В Институте проблем региональной экономики РАН (Санкт-Петербург) разработан подход к формированию приоритетов инновационного развития и науки региона. Содержание методического подхода сводится к следующему алгоритму:

- от глобализации к выявлению тенденций научно-инновационного развития (с учетом прогнозов будущего, открытий последнего времени);

- от федеральных программ, проектов (исследование влияния факторов и проектов на выбор приоритетов инновационного развития регионов);

- от целей и задач социально-экономического развития региона;

- от возможностей инновационной интеграции регионов;

- от факторов развития и потенциала инновационного развития регионов [9].

Концептуальным положением при данном подходе является формирование единого социально-экономического пространства, означающее взаимосоответствие региональных приоритетов стратегическим приоритетам России. Региональные приоритеты инновационного развития должны больше встраиваться в исполнение общенациональных стратегических приоритетов. Инновации в управлении, организации и других процессах в качестве ключевых факторов развития экономики рассматриваются также в работах М.Я. Веселовского и А.В. Алдошкина [10].

В исследовании А.А. Деменцева предлагается определять региональные приоритеты в освоении нефтегазовых ресурсов Севера на основе согласования интересов региона с интересами других участников освоения нефтегазовых ресурсов, что позволяет определить «цену» компромиссного решения для федерального и регионального бюджетов при различных сценарных внешних условиях [11].

Необходимо согласиться с авторами о важности предлагаемых приоритетных направлений развития регионов. Однако, по нашему мнению, именно структура экономики и территориальные факторы являются наиболее значимыми при выборе методического подхода к определению приоритетов развития, формирующих размер и направление финансовых потоков.

В научных публикациях и стратегических документах, а также на практике (по крайней мере, в развитых странах) всё реже можно встретить тезис о несовместимости понятий «сырьевой регион» и «инновационный путь развития». Напротив, подчеркивается необходимость активного технологического развития именно таких регионов и стремление к сбалансированному росту всех секторов экономики (как ресурсной, так и инновационной сфер) [12].

3. Гипотеза исследования. При определении приоритетов социально-экономического развития нефтегазодобывающего моносырьевого региона необходимо использовать методический подход, основанный на учении о ноо-

сферном развитии, теории устойчивого развития и методологии системного анализа.

В основе социально-экономического развития сырьевого региона в качестве методологического фундамента необходимо использовать учение В.И. Вернадского о ноосферном развитии, где общество и природа рассматриваются как целостный живой организм и человеку отведена особая роль. Переход к принципам устойчивого развития в нефтегазодобывающем регионе реализуется посредством максимизации социальной ценности углеводородных ресурсов. В рамках системной методологии регион рассматривается как социально-экономическая система, в которой все ее элементы и все происходящие в ней процессы исследуются как одно целое, только в совокупности и только во взаимосвязи друг с другом. В таком случае социально-экономическая система региона выступает как воспроизводимая целостность, обеспечивающая воспроизводство природной среды, условий существования и т. п.

Спецификой экономического развития северного нефтегазодобывающего региона является монопрофильность, присутствие максимально экспортноориентированных отраслей и минимальное наличие обрабатывающего производства. Поэтому при определении приоритетов развития целесообразно использовать не стандартную классификацию (промышлен-

ность, строительство и т. д.), а определить такую, которая отвечает реалиям его социально-экономической деятельности.

4. Результаты исследования. При определении приоритетных направлений социально-экономического развития нефтегазодобывающего региона предлагается рассматривать следующие важнейшие сферы деятельности: промышленно-хозяйственную, инновационную, социальную и экологическую (рис. 1). Промышленно-хозяйственная сфера обеспечивает приток в регион новых денежных средств преимущественно за счет нефтегазодобывающего комплекса, вторая обеспечивает положительную динамику добычи углеводородного сырья, а третья и четвертая определяются параметрами устойчивого развития территории. В нефтегазодобывающих регионах промышленно-хозяйственная сфера нуждается в модернизации, диверсификации и снижении уровня монопрофильности, вторая - в «умной специализации», ориентированной на выявление и развитие уникальных конкурентных преимуществ региона и формирование вокруг них кластеров [13]. Третья и четвертая сферы требуют глубокой рационализации в направлении экологической безопасности и повышения качества жизни населения, ориентированной в этих сферах на лучшие среднероссийские и мировые показатели.

Финансовый рынок

Налоговая система

Внешняя среда

Промышленно-хозяйственная сфера

Внутренняя среда

Инновационная сфера

Экологическая сфера

Рис. 1. Условия и факторы социально-экономического развития сырьевого региона

В промышленно-хозяйственной сфере деятельности объединены корпоративные, крупные структуры вертикально интегрированных компаний и малый бизнес. Данные субъекты имеют различные формы собственности, организационные структуры, размеры, однако, они могут быть отнесены к одной сфере региональной экономики. Их общая природа состоит в том, что они преимущественно обращены на внешние (национальный или мировой) рынки, ориентированы на экспорт товаров и услуг за пределы региона и, соответственно, обеспечивают приток извне новых денежных средств.

Развитие промышленно-хозяйственной сферы весьма динамично, а также в значительной степени определяется ценностями современного бизнеса и общества. Она включает наиболее востребованные товары и услуги, привлекательные для вывоза за пределы региона. Данная сфера может расширяться за счет новых конкурентоспособных видов деятельности.

При определении приоритетов развития данной сферы деятельности нефтегазодобывающего региона необходимо учитывать ряд принципиальных моментов, а именно:

1. Эффективность регионального нефтегазового комплекса в определяющей степени зависит от государственного регулирования недропользования.

2. Развитие крупных нефтегазодобывающих компаний, а также предприятий среднего и малого бизнеса должно осуществляться на паритетной основе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Подъем технико-технологического, экономического, геологического и экологического уровней производства в сфере добычи нефти и газа позволяет достичь эффективности, делающей добычу конкурентоспособной по сравнению с другими регионами.

4. Поддержание высокого уровня добычи нефти и газа в течение длительного времени, рационализация региональной схемы финансовых и инвестиционных потоков, а также развитие финансовых институтов для увеличения количества источников и объемов инвестиций, направляемых на реализацию процессов диверсификации и модернизации экономики региона, и инновационная деятельность является средствами достижения экономических целей, осуществление которых, в свою очередь, создает базу для решения социальных проблем.

5. Запуск и модернизация отраслей, смежных с основными: нефтегазопереработка; неф-тегазохимия; энергетика; разработка инновационных проектов в сфере транспортировки нефти, нефтепродуктов и продуктов нефтега-зохимии; внедрение экологических проектов; создание новых отраслей, технологически не связанных с нефтегазодобычей, а также освоение и увеличение объемов добычи других полезных ископаемых, создает условия диверсификации региональной экономики и «ухода» от проблемы монопрофильности.

Разработку приоритетных направлений социально-экономического развития нефтегазодобывающего региона необходимо проводить поэтапно (рис. 2).

На первом этапе научно-методического подхода проводится анализ социально-экономических процессов развития региона по сферам: промышленно-хозяйственной, инновационной, социальной и экологической. Данные сферы предлагается рассматривать посредством учета следующих групп проблем:

1. Нестабильность мировой конъюнктуры цен на энергоносители.

2. Монопрофильность структуры экономики региона.

3. Снижение уровня добычи нефти.

4. Высокая потребность в инновационных разработках месторождений.

5. Снижение расходов на социальное развитие.

6. Экологические проблемы, связанные с высоким техногенным воздействием на три составляющие биосферы - воздушную, водную и земельную.

На втором этапе по результатам проведенного анализа определяются проблемы социально-экономического развития региона по сферам деятельности: промышленно-хозяйственной, инновационной, социальной и экологической. Наиболее значимой проблемой нефтегазодобывающего региона является высокая степень зависимости всех отраслей экономики от состояния в нефтегазовой отрасли, функционирование которой определяется наличием невозобновляемых природных ресурсов, что порождает многочисленные риски в процессе экономического развития.

На следующем этапе для преодоления выявленных проблем разрабатывается система целей — генеральной и для каждой выделенной сферы.

Рынок нефти

Бюджетные инвестиции

Инновационный потенциал

Налоговая система

Выделение и анализ сфер развития региона: промышленно-хозяйственной, инновационной, социальной, экологической

Определение проблемных составляющих в каждой сфере

Формулирование системы целей: стратегической, а также для каждой выделенной сферы развития северного сырьевого региона

Формирование критериев, составляющих механизм достижения целей развития региона

Формирование приоритетных направлений развития северного сырьевого региона

Рис. 2. Структура научно-методического подхода к формированию приоритетных направлений социально-экономического развития северного нефтегазодобывающего региона

Нами были использованы следующие методологические принципы:

- системный анализ на первом этапе предполагает определение генеральной цели социально-экономического развития нефтегазодобывающего региона;

- цель определяет средства и способы (в том числе альтернативные), с помощью которых она может быть достигнута;

- цели верхнего уровня достигаются в процессе достижения средств нижестоящих уровней;

- генеральная цель может быть представлена в виде иерархического «дерева» целей нижестоящих уровней.

Данные принципы системного анализа позволяют развернуть генеральную цель в иерархически соподчиненную систему целей и задач: М = (О и),

где О = {^г, ^ь ... , gmn} — множество целей различных рангов; ^ - генеральная (стратегическая) цель; - подчиненная генеральной цели у-я цель на /-м иерархическом уровне; у = 1, 2, ..., п; / = 1, 2, ..., т; и - множество ветвей «дерева» целей.

Генеральной (стратегической) целью социально-экономического развития нефтегазодобывающего региона в общем виде будет являться создание условий для достойной жизни современного и будущего поколений исходя из имеющегося потенциала (человеческого, ресурсного, интеллектуального, инновационного, инфраструктурного и т. д.). Данная формулировка предполагает конкретизацию и уточнение особенностей региона, а также проблем и возможностей его развития.

В соответствии с предложенным научно-методическим подходом генеральная цель разворачивается в цели первого ранга, которые соответствуют определенной сфере развития региона: промышленно-хозяйственной — инновационной — ^12; социальной — ^13; экологической — gl4.

Четвертый этап предполагает определение критериев, составляющих механизм достижения целей социально-экономического развития региона. Для каждой сферы (промышленно-хозяйственной, инновационной, социальной, экологической) разрабатываются критерии отнесения направлений развития к приоритетным.

Для нефтегазодобывающего региона предлагается использовать следующие критерии отнесения направлений развития к приоритетным.

Для промышленно-хозяйственной сферы критерием отнесения направлений к приоритетным будет являться увеличение или сохранение экономического роста (ВРП) в процессе диверсификации и модернизации промышленности региона на инновационной основе с учетом лучших мировых тенденций. Предложенный критерий в формализованном виде можно представить следующим образом:

ЖЯ / Ж > Я*(^), где Я - ВРП; ёЯ / Ж - темп (производная) экономического роста в процессе диверсификации и модернизации региональной промышленности; Я*(^0) - ранее сложившийся темп регионального экономического роста.

Для инновационной сферы критерием отнесения направлений к приоритетным будет являться достижение уровня экономически развитых стран по показателю удельного веса инновационных товаров, работ и услуг в экономике региона.

Для социальной сферы критерием отнесения направлений к приоритетным будет являться приближение значений показателей, характеризующих качество жизни населения региона, к современному уровню развитых стран:

Бр = Бм = Бф + X Д5(0, где Бр - множество величин желаемых социальных количественных показателей (стандартов), которые необходимо достичь в процессе регионального социально-экономического развития; Бм - множество величин социальных количественных показателей (стандартов) развитых стран; Бф - фактические величины региональных социальных количественных показателей; ДБ(0 - ежегодный прирост величин социальных количественных показателей, с темпом не ниже величины ёЯ /

Для экологической сферы в качестве критерия отнесения направлений к приоритетным рассматривается снижение антропогенной нагрузки на окружающую среду и ее соответствие стандартам мирового уровня.

На пятом этапе в соответствии с выявленными проблемами в каждой сфере и предложенными критериями определяются приоритетные направления социально-экономического развития северного нефтегазодобывающего региона.

При определении приоритетов социально-экономического развития особое внимание необходимо уделить инновационной сфере региона. В значительной степени ее развитие будет определяться институциональными условиями [14]. Определение местных инновационных возможностей позволяет выйти региону на траекторию инновационного саморазвития, которая предполагает использование базовых разработок из центральных регионов и территориальных научных и образовательных ресурсов [15].

Выделенные приоритеты социально-экономического развития региона позволят уменьшить монопрофильность экономики региона и будут способствовать переходу к устойчивому развитию.

5. Заключение. В современных условиях нефтегазодобывающие регионы в значительной степени обеспечивают экономическую стабильность государства и дают возможность проведения социально ориентированной политики в стране. Используемая в основе методического подхода концепция устойчивого развития позволяет обеспечить баланс между объемами воздействия на окружающую среду и естественно существующей величиной хозяйственной емкости биосферы, что способствует соблюдению приоритетов человека и природы. Этот баланс может быть достигнут благодаря применению инновационных технологий в сферах добычи, производства и управления. Их освоение определяется преимущественно наличием целенаправленного инвестиционного потока. Основанные на концепции устойчивого развития и гарантированные соответствующими преференциями региональных органов управления приоритетные направления социально-экономического развития региона позволяют ориентироваться бизнесу, что способствует привлечению частных инвестиций. В качестве преференций для бизнеса возможно использование налоговых льгот, льготных кредитов, выгодных условий софинансирования и др. В значительной степени это будет определяться качеством институциональной среды.

Научно обоснованные приоритеты социально-экономического развития позволяют задействовать имеющийся комплексный потенциал нефтегазодобывающего региона и направить ресурсы на изменение структуры региональной экономики без ущерба для основных социально-экономических показателей.

Литература

1. Пространство, люди, экономика Югры. Социально-экономическая трансформация Ханты-Мансийского автономного округа / науч. ред. С. С. Артоболевский, О. Б. Глезер. - М. : Экономисту 2007. - 415 с.

2. Шмат В. В., Севастьянова А. Е. Новая стратегия нефтегазовых территорий: экономика, информация, социум. - Новосибирск : Изд-во ИЭОПП СО РАН, 2006. - 192 с.

3. Современный подход к разработке и выбору стратегических альтернатив развития ресурсных регионов / В. А. Крюков и др. // Экономика региона. - 2017. - Т. 13, вып. 1. - С. 93-105. -DOI: 10.17059/2017-1-9.

4. Кистанов В. В. Территориальная организация производства (отраслевой, районный и народнохозяйственный аспекты). - М. : Экономика, 1981. - 232 с.

5. Региональное развитие: опыт России и Европейского Союза / отв. ред. А. Г. Гранберг. -М. : Экономика, 2000. - 435 с.

6. Шнипер Р. И., Новоселов А. С. Региональные проблемы рынковедения: Экономический аспект. - Новосибирск : Наука, 1993. - 443 с.

7. Жихаревич Б. С. Приоритеты региональной политики сегодня: европейская и российская практика // Выбор стратегических приоритетов регионального развития: новые теоретико-методические подходы / отв. ред. Е. Б. Костяновская. - СПб. : Наука, 2008. - С. 8-22.

8. Спицын В. В. Методические подходы к определению приоритетов инновационно-инвестиционного развития региона, ориентированных на внешний рынок // Региональная экономика: теория и практика. - 2009. - Т. 7, вып. 9 (102). - С. 36-44.

9. Фундаментальные проблемы пространственного развития макрорегиона при переходе к инновационной экономике (на примере Северо-Запада России) / науч. ред. В. В. Окрепилов. -СПб. : Наука, 2010. - 595 с.

10. Веселовский М. Я., Алдошкин А. В. Формирование инвестиционной привлекательности региона на основе развития инноваций // Вопросы региональной экономики. - 2016. - Т. 28, № 3. - С. 3-11.

11. Деменцев А. А. Формирование региональных приоритетов в освоении нефтегазовых ресурсов Севера (на примере Ямало-Ненецкого автономного округа): автореф. дис. ... канд. экон. наук. - Новосибирск, 2008. - 24 с.

12. Севастьянова А. Е. Подходы к обоснованию инновационной политики северных регионов // Журн. Сиб. федер. ун-та. Сер. Гуманитарные науки. - 2015. - Т. 8, доп. номер. - С. 98-107.

13. Регионы нуждаются в «умной специализации» // IQ.HSE.RU. - 2013. - 26 нояб. - URL : https://iq.hse.ru/news/177668721.html (дата обращения: 10.08.2017).

14. Исламутдинов В. Ф. Институциональная среда инновационной деятельности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре: эволюция, специфика и институциональные ловушки // Вестн. Юг. гос. ун-та. - 2015. - № S3-2 (38). - С. 148-157.

15. Румянцев А . А . Научно-инновационное пространство макрорегиона: перспективы инновационного развития территорий // Проблемы прогнозирования. - 2015. - № 4. - С. 85-95.

References

1. Artobolevskii S.S., Glezer O.B. (Eds.) Prostranstvo, lyudi, ekonomika Yugry. Sotsial'no-ekono-micheskaya transformatsiya Khanty-Mansiiskogo avtonomnogo okruga [Space, people, economy of Ugra. The socio-economic transformation of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug], Moscow, Eko-nomist publ., 2007, 415 p. (in Russian).

2. Shmat V.V., Sevast'yanova A.E. Novaya strategiya neftegazovykh territorii: ekonomika, infor-matsiya, sotsium [New strategy of oil and gas territories: economy, information, society], Novosibirsk, IEIE SB RAS publ., 2006, 192 p. (in Russian).

3. Kryukov V.A., Sevastyanova A.Ye., Tokarev A.N., Shmat V.V. A Modern Approach to the Elaboration and Selection of Strategic Alternatives for Resource Regions. Economy of Region, 2017, Vol. 13, iss. 1, pp. 93-105. DOI: 10.17059/2017-1-9. (in Russian).

4. Kistanov V.V. Territorial'naya organizatsiya proizvodstva (otraslevoi, raionnyi i narodno-khozyaistvennyi aspekty) [Territorial organization of production (sectoral, regional and national economic aspects)], Moscow, Ekonomika publ., 1981, 232 p. (in Russian).

5. Granberg A.G. (Ed.) Regional'noe razvitie: opyt Rossii i Evropeiskogo Soyuza [Regional development: the experience of Russia and the European Union], Moscow, Ekonomika publ., 2000, 435 p. (in Russian).

6. Shniper R.I., Novoselov A.S. Regional'nye problemy rynkovedeniya: Ekonomicheskii aspekt [Regional problems of market studies: The economic aspect], Novosibirsk, Nauka publ., 1993, 443 p. (in Russian).

7. Zhiharevich B.S. Prioritety regional'noi politiki segodnya: evropeiskaya i rossiiskaya praktika [Priorities of regional policy today: European and Russian practice], in: Kostyanovskaya E.B. (Ed.) Vy-bor strategicheskikh prioritetov regional'nogo razvitiya: novye teoretiko-metodicheskie podkhody [Selection of strategic priorities for regional development: new theoretical and methodological approaches], St. Petersburg, Nauka publ., 2008, pp. 8-22. (in Russian).

8. Spitsyn V.V. Methods of setting priorities of the innovative and investment development of external market-oriented regions. Regional Economics: Theory and Pactice, 2009, Vol. 7, iss. 9 (102), pp. 36-44. (in Russian).

9. Okrepilov V.V. (Ed.) Fundamental'nye problemy prostranstvennogo razvitiya makroregiona pri perekhode k innovatsionnoi ekonomike (na primere Severo-Zapada Rossii) [Fundamental problems of the spatial development of the macroregion in the transition to an innovative economy (on the example of the Northwest of Russia)], St. Petersburg, Nauka publ., 2010, 595 p. (in Russian).

10. Veselovsky M.Y., Aldoshkin A.V. Formation of investment appeal of the region on the basis of development of innovations. Problems of regional economy, 2016, Vol. 28, no. 3, pp. 3-11. (in Russian).

11. Dementsev A.A. Formirovanie regional'nykh prioritetov v osvoenii neftegazovykh resursov Severa (na primere Yamalo-Nenetskogo avtonomnogo okruga) [Formation of regional priorities in the development of oil and gas resources in the North (by the example of the Yamal-Nenets Autonomous District)], Author's abstract, Novosibirsk, 2008, 24 p. (in Russian).

12. Sevastyanova A. Approach to Justification of Innovation Policy for Raw-material Regions. Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences, 2015, Vol. 8, Supplement, pp. 98-107. (in Russian).

13. Regiony nuzhdayutsya v "umnoi spetsializatsii" [Regions need "smart specialization"]. IQ.HSE.RU, November 26, 2013, available at: https://iq.hse.ru/news/177668721.html (accessed date: August 10, 2017). (in Russian).

14. Islamutdinov V.F. Institutsional'naya sreda innovatsionnoi deyatel'nosti v Khanty-Mansiiskom avtonomnom okruge - Yugre: evolyutsiya, spetsifika i institutsional'nyie lovushki [Institutional environment for innovation in the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Yugra: evolution, specificity and institutional traps]. Yugra State University Bulletin, 2015, iss. S3-2 (38), pp. 148-157. (in Russian).

15. Rumyantsev A.A. Science and innovation space of a macroregion: Prospects of innovative territorial development. Studies on Russian Economic Development, 2015, Vol. 26, no. 4, pp. 379-387.

Сведения об авторах

Куриков Владимир Михайлович - д-р экон. наук,

профессор кафедры экономики

Адрес для корреспонденции: 628012, Россия, Ханты-

Мансийск, ул. Чехова, 16

E-mail: VMKurikov56@mail.ru

Бессонова Татьяна Николаевна - канд. экон. наук,

доцент кафедры менеджмента

Адрес для корреспонденции: 628012, Россия, Ханты-

Мансийск, ул. Чехова, 16

E-mail: T_Bessonova@ugrasu.ru

About the authors

Kurikov Vladimir Mikhailovich - Doctor of Economic sciences, Professor of the Department of Economics Postal address: 16, Chekhova ul., Khanty-Mansiysk, 628012, Russia E-mail: VMKurikov56@mail.ru

Bessonova Tatiana Nikolaevna - Candidate of Economic sciences, Associate Professor of the Department of Management

Postal address: 16, Chekhova ul., Khanty-Mansiysk, 628012, Russia

E-mail: T_Bessonova@ugrasu.ru

Для цитирования

Куриков В. М., Бессонова Т. Н. Определение приоритетов социально-экономического развития нефтегазодобывающего региона // Вестн. Ом. ун-та. Сер. «Экономика». - 2018. - № 2 (62). - С. 143-153. - DOI: 10.25513/1812-3988.2018.2.143-153.

For citations

Kurikov V.M., Bessonova T.N. Determination of priorities for social and economic development of oil and gas production region. Herald of Omsk University. Series "Economics", 2018, no. 2 (62), pp. 143-153. DOI: 10.25513/1812-3988.2018.2.143-153. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.