Научная статья на тему 'Определение потребности в транспортных средствах и специальной технике для транспортных подразделений нефтепроводной отрасли'

Определение потребности в транспортных средствах и специальной технике для транспортных подразделений нефтепроводной отрасли Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
666
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАГИСТРАЛЬНЫЙ НЕФТЕПРОВОД / АВТОМОБИЛЬ / СПЕЦИАЛЬНАЯ ТЕХНИКА / ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО / ПОТРЕБНОСТЬ В ТЕХНИКЕ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / КОЛИЧЕСТВО ТЕХНИКИ / НОРМИРОВАНИЕ / ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВТОМОБИЛЕЙ / OIL PIPELINE / CAR / SPECIAL EQUIPMENT / VEHICLE / DEMAND FOR VEHICLES / MODELING / QUANTITY OF TECHNICS / STANDARDIZATION / TECHNICAL MAINTENANCE OF CARS

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Бауэр В. И., Козин Е. С., Базанов А. В., Немков М. В., Мухортов А. А.

В результате анализа производственного опыта и научных исследований было выявлено, что существует потребность в методике определения количества единиц техники для автотранспортных подразделений нефтепроводной отрасли. Предложено рассматривать систему транспортно-технологического сервиса процессов ремонта магистральных нефтепроводов как систему массового обслуживания. Рассмотрен метод имитационного моделирования как инструмент определения потребности в технике и выявления взаимосвязи факторов основного производства и количества транспортных средствах и специальной техники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Бауэр В. И., Козин Е. С., Базанов А. В., Немков М. В., Мухортов А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Determining the requirement of vehicles and special technics for transport units in the pipeline industry

An analysis of science researches and production experience have shown that there is a need in the method of determining the number of vehicles and special technics for transport units in the pipeline industry. Decided to consider the system of transport and technological service of pipeline''s repair processes as queuing system. A simulation method as a tool for determining the need of vehicles was chosen. The correlation between factors of primary production and the number of vehicles and special technics was determined.

Текст научной работы на тему «Определение потребности в транспортных средствах и специальной технике для транспортных подразделений нефтепроводной отрасли»

Определение потребности в транспортных средствах и специальной технике для транспортных подразделений нефтепроводной

отрасли

В.И. Бауэр1, Е.С. Козин1, А.В. Базанов1, М.В. Немков1, А.А. Мухортов2

1 Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень 2АО «Транснефть-Сибирь», г. Тюмень

Аннотация: В результате анализа производственного опыта и научных исследований было выявлено, что существует потребность в методике определения количества единиц техники для автотранспортных подразделений нефтепроводной отрасли. Предложено рассматривать систему транспортно-технологического сервиса процессов ремонта магистральных нефтепроводов как систему массового обслуживания. Рассмотрен метод имитационного моделирования как инструмент определения потребности в технике и выявления взаимосвязи факторов основного производства и количества транспортных средствах и специальной техники.

Ключевые слова: магистральный нефтепровод, автомобиль, специальная техника, транспортное средство, потребность в технике, моделирование, количество техники, нормирование, техническая эксплуатация автомобилей.

В настоящее время в структуре организаций по транспорту нефти существуют подразделения по эксплуатации транспортных средств и специальной техники (далее ТС и СТ), которые участвуют в выборочных ремонтах магистральных нефтепроводов (далее МН). Анализ состояния этих подразделений, проведенный авторами в работах [1, 2], позволил определить актуальность проведения исследований по формированию потребности в ТС и СТ для автотранспортных подразделений нефтепроводной отрасли. Актуальность данной проблемы также подтверждается в научных трудах [3].

Существующие методические и научные исследования по определению потребности в технике условно можно разделить на два подхода: детерминированный расчет количества машин, приведенные в [4], (СН 49477 Нормы потребности в строительных машинах. Утверждены постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по делам строительства от 25 апреля 1977 г. № 49. - Москва, СтройИздат, 1977. 10 с.) и модели, учитывающие стохастические факторы, влияющие на

потребность в технике [5, 6]. В основе первого подхода лежит отношение требуемого к выполнению объема работ к объему, который может за заданный период времени выполнить одна единица техники (может быть выражен производительностью или фондом рабочего времени машины):

N = £ (1)

П

где требуемый к выполнению объем работ техники; П - объем работ, который может выполнить 1 ед. техники (производительность, норма выработки за ед. времени и т.п.);

Однако в большинстве случаев объем работ Р является случайной величиной, зависящей от ряда факторов. Методы, отнесенные авторами ко второму подходу, являются инструментами получения наиболее точных результатов в условиях стохастической неопределенности [7].

На рис. 1 представлена взаимосвязь составляющих системы транспортного обслуживания основного производства - ремонта магистрального нефтепровода. По отношению к исследуемой системе (транспорт) основное производство предстает как внешняя среда, формирующая спрос на технику в определенные временные интервалы в необходимом ассортименте и количестве [8].

Сезонность при проведении ремонтных paño i Срр =f(T, Т,,,Д)

Эксплуатация транс портно-тсхнологпчсскпх машин

X

Наработка

L =JjT, Q, ЬлпдсЛ К>

Регламенты по Эксплуатации ТТМ

P-fíT.t,T.)

X

! 1риродно- Технология ремонта Транспортная

кпнматнческие уел они я — нефтепровода ЛЧ МН инфраструктура

t =f(T) Т„ =f(D. S. U Т„ -fm.LntrnÓ

Рис. 1. Структура изучаемой системы «Ремонт магистрального нефтепровода - совершенствование эксплуатации транспортно-технологических машин»

Транспортное подразделение, по аналогии с [6], можно представить как систему массового обслуживания (рис. 2).

Основное производство

Производственно- Параметры и технологические кол-во

Поток заявок на технику

Производственная база

Подразделения ТС и СТ

Поток обслуженных

Рис.2 - Система транспортного обслуживания производства по ремонту

магистральных нефтепроводов

Основное производство, характеризующееся совокупностью факторов х], х2, ...х„, определяет параметры (в т.ч. длительность ?)и количество ремонтов нефтепровода _/, что, в свою очередь, формирует поток заявок на технику ф с неким распределением заявок во времени?:

I

Ф(г) = )с[г

(1)

Общее количество заявок в системе п равно отношению суммарного количества ремонтов МН п, требуемых к выполнению транспортным подразделением, к количеству реализаций модели Ы:

- 1 Ы

п =—V п

(2)

Каналом обслуживания системы является единица техники а из общего списочного количества единиц Асс. Если техника свободна и присутствует на

:

базе, то заявка на ремонт нефтепровода может быть удовлетворена. Время

обработки 7-ой заявки e системой моделируется по закону:

í

Е (г) = | е(г )йг (3)

0

и равно среднему времени участия техники в ремонте нефтепровода. По результатам моделирования вычисляются характеристики функционирования системы [9]. Математическое ожидание числа требований, находящихся в очереди:

М (к) = ^крк

, (4)

к=0

средняя длина очереди:

- 1 Ы

о = —V о

, (5)

количество обслуженных заявок:

- 1 Ы

Поб = N V Пов

Ы у=1 , (6)

количество необслуженных заявок:

пнеоб = п - поб . (7)

На основе полученных значений определяются показатели экономической эффективности системы при каждом значении а:

и ^ ор (8)

Количество единиц техники q-го типа т-ой модели, при которых и будет минимально, следует считать рациональным для данного элемента ПТБ при заданных условиях.

Существует много подходов к выбору целевой функции [10]. Однако в данной работе целью системы транспортного обслуживания является обеспечение максимальной надежности процессов ремонта нефтепровода,

поэтому искомым будет такое количество единиц техники, при которых не создается очередь из поступающих в систему заявок.

0 ^ 0 (9)

Для проведения предварительных исследований был создан упрощенный вариант имитационной модели эксплуатации техники в системе МатлабСимулинк [11] (рис. 3).

Рис.3 -Общий вид имитационной модели

Предположим, что заявки на ремонт МН генерируются по равномерному закону распределения (блок Time-Based Entity Generator) с интервалом от 0 до 2 дней. Канал (N-Server) обслуживает заявку (техника участвует в ремонте МН) в интервале от 1 до 4 дней (время обслуживания распределено равномерно и генерируется блоком Event-Based Random Number). Если очередная заявка пришла, а канал занят (техника отсутствует), то блок FIFO Queue формирует очередь по принципу «первый пришел -первый ушел». Все сгенерированные заявки уходят и регистрируются блоком Entity Sink. Время моделирования - 365 дней. Вот каким образом будут

изменяться характеристики системы, регистрируемые с помощью блоков Display (число сгенерированных, обслуженных, необслуженных заявок) и Signal 8еоре(среднее число заявок в очереди), при различном числе каналов (количестве единиц техники) - рис. 4.

1 канал 2 канала 3 канала 4 канала

Рис.4 -Характеристика СМО при различном числе обслуживающих каналов

(единиц техники)

Таким образом, в рамках рассмотренного примера требуемое количество техники, при котором не возникает простоев ремонтов нефтепровода по причине отсутствия техники, равно 4 ед.

Данная модель имеет ценность как средство расчета при заданных параметрах. Однако научную ценность будет иметь установление закономерностей формирования потребности в технике для конкретных подразделений ТС и СТ. Для этого следует определить факторы, влияющие на случайное распределение заявок (1) - ремонтов нефтепровода - и на время обслуживания заявки (3) - время работы техники на ремонте МН - и установить закономерности влияния этих факторов на потребность в технике.

Литература

1. Базанов, А.В., Бауэр, В.И., Козин, Е.С., Немков, М.В., Мухортов, А.А. Повышение эффективности технической эксплуатации автомобилей и специальной техники в нефтепроводной отрасли // Научно-технический вестник Поволжья. 2014. №6. С. 69-74.

2. Bauer, V.I., Kozin, E.S., Bazanov, A.V, Nemkov, M.V., Mukhortov, A.A The methodic of forming a rational structure of a distributed production base of transport divisions in the pipeline industry // Biosciences biotechnology research Asia. 2014. №11. pp. 287-295.

3. Ключникова, О.В., Цыбульская, А. А., Шаповалова, А.Г. Основные принципы выбора типа и количества строительных машин для комплексного производства работ // Инженерный вестник Дона, 2013, №4 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2013/2064.

4. Пособие по разработке проектов организации строительства крупных промышленных комплексов с применением узлового метода (к СНиП 3.01.01-85). Утверждено приказом ГПИ Приднепровского Промстройпроекта от 2.12.86 № 144. Москва, СтройИздат, 1989. 65 с.

5. Louit, D., Pascual, R. and Banjevic, D. Optimal Interval for Major Maintenance Actions in Electricity Distribution Networks // Electrical Power and Energy Systems. 2009. №31. pp. 396-401.

6. Данилов, О. Ф. Система транспортного обслуживания процессов бурения, нефтедобычи и ремонта скважин: дис. ... докт. техн. наук: 05.15.10, 05.15.06, 05.22.10 / Данилов Олег Федорович. Тюмень, 1997. 408 с.

7. Козин, Е.С. Методика формирования структуры распределенной производственной базы автотранспортных подразделений нефтепроводной отрасли: дис. ... канд. техн. наук: 05.22.10 / Козин Евгений Сергеевич. Оренбург, 2013. 159 с.

8. Карнаухов, Н.Н., Мерданов, Ш.М., Шефер, В.В., Иванов А.А. Эксплуатация подъемно-транспортных, строительных и дорожных машин (Строительные машины). Тюмень: ТюмГНГУ, 2012. 456 с.

9. Вентцель, Е.С. Исследование операций: задачи, принципы, методология. 2 изд. М.: Наука, 1988. 208 с.

10. Костюченко, В.В. Проектирование комплектов машин при системной организации строительного производства // Инженерный вестник Дона, 2011, №4 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2011/715.

11. Файзутдинов, Р.Н. Математическое моделирование сложных систем. Лабораторный практикум. Казань: КНИТУ-КАИ, 2013. 69 с.

References

1. Bazanov, A.V., Baujer, V.I., Kozin, E.S., Nemkov, M.V., Muhortov, A.A. Nauchno-tehnicheskijvestnik Povolzh'ja. 2014. №6. p. 69-74.

2. Bauer, V.I., Kozin, E.S., Bazanov, A.V, Nemkov, M.V., Mukhortov, A.A The methodic of forming a rational structure of a distributed production base of transport divisions in the pipeline industry. Biosciences biotechnology research Asia. 2014. №11. p. 287-295.

3. Kljuchnikova, O.V., Cybul'skaja, A.A., Shapovalova, A.G. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2013, №4 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2013/2064.

4. Posobie po razrabotke proektov organizacii stroitel'stva krupnyh promyshlennyh kompleksov s primeneniem uzlovogo metoda [Manual for the development of projects for the organization of construction of large industrial complexes using nodal method] (k SNiP 3.01.01-85). Utverzhdeno prikazom GPI Pridneprovskogo Promstrojproekta ot 2.12.86 № 144. Moskva, StrojIzdat, 1989. 65 p.

5. Louit, D., Pascual, R. and Banjevic, D. Optimal Interval for Major Maintenance Actions in Electricity Distribution Networks. Electrical Power and Energy Systems. 2009. №31. p. 396-401.

6. Danilov, O. F. Sistema transportnogo obsluzhivanija processov burenija, neftedobychi I remonta skvazhin [The system of transport service of drilling, oil production andworkover]: dis. ... dokt. tehn. nauk: 05.15.10, 05.15.06, 05.22.10. Danilov Oleg Fedorovich. Tjumen', 1997. 408 p.

7. Kozin, E.S. Metodika formirovanija struktury raspredelennoj proizvodstvennoj bazy avtotransportnyh podrazdelenij nefteprovodnoj otrasli [Method of forming the structure of a distributed manufacturing base of motor units of the pipeline industry]: dis. ... kand. tehn. nauk: 05.22.10. Kozin Evgenij Sergeevich. Orenburg, 2013. 159 p.

8. Karnauhov, N.N., Merdanov, Sh.M., Shefer, V.V., Ivanov, A.A. Jekspluatacija pod#emno-transportnyh, stroitel'nyh i dorozhnyh mashin (Stroitel'nye mashiny) [Operation of lifting and transport, building and road machines (construction machinery)]. Tjumen': TjumGNGU, 2012. 456 p.

9. Ventcel', E.S. Issledovanie operacij: zadachi, principy, metodologija [Operations research: objectives, principles, methodology]. 2 izd. M.: Nauka, 1988.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Kostjuchenko, V.V. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2011, №4 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2011/715.

11. Fajzutdinov, R.N. Matematicheskoe modelirovanie slozhnyh sistem. Laboratornyj praktikum [Mathematical modeling of complex systems. laboratory practice]. Kazan': KNITU-KAI, 2013. 69 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.