Научная статья на тему 'Определение понятийного аппарата при подготовке учителей к преподаванию дискуссионных вопросов в организации общего образования'

Определение понятийного аппарата при подготовке учителей к преподаванию дискуссионных вопросов в организации общего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
175
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОНЯТИЕ / ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ / ДИСКУССИЯ / ДИСКУССИОННЫЙ ВОПРОС / ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСКУССИИ / CONCEPT / DEFINITION / DISCUSSION / DISCUSSION QUESTION / THE ORGANIZATION OF THE DISCUSSION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Варющенко Виктор Иванович, Гайкова Оксана Викторовна

Актуальность статьи обусловлена тем, что в постсоветское время в значительной мере была утрачена определенность понятийного аппарата, в первую очередь, в гуманитарных дисциплинах, что обусловливает определенные трудности при организации школьных обучающих мероприятий в дискуссионной форме. Цель статьи заключается в том, чтобы показать негативные последствия невзыскательного отношения к определению обсуждаемых понятий, способные нарушить психологически комфортную атмосферу в классе, привести к межличностным конфликтам и т.п. Авторами сформулировано определение дискуссионного вопроса, отмечено, какие факторы делают вопрос дискуссионным, и как его обсуждение в классе затрагивает участников дискуссии. Авторами раскрыта сущность конфликтной ситуации в процессе дискуссии, заключающаяся во вкладывании в обсуждаемое понятие различного смысла участниками обсуждения, переводящего процесс углубления знания в беспредметную перепалку. Классифицированы основные угрозы, с которыми может столкнуться учитель при организации обсуждения дискуссионных вопросов в классе по животрепещущим темам современности и истории. Предложены некоторые варианты снятия конфликтности при организации дискуссии и сохранения комфортной образовательной среды. Статья предназначена для учителей общеобразовательных организаций, включающих в образовательный процесс обсуждение дискуссионных вопросов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Варющенко Виктор Иванович, Гайкова Оксана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEFINITION OF THE CONCEPTUAL APPARATUS WHEN STUDYING CONTROVERSIAL ISSUES IN THE ORGANIZATION OF GENERAL EDUCATION

The relevance of the article is due to the fact that in the post-Soviet period the certainty of the conceptual apparatus was largely lost, first of all, in the Humanities, which causes certain difficulties in the organization of school training events in the form of discussion. The purpose of the article is to show the negative consequences of non-prescriptive attitude to the definition of the discussed concepts that can disrupt the psychologically comfortable atmosphere in the classroom, lead to interpersonal conflicts, etc. The authors formulated the definition of the discussion question, noted what factors make the question debatable and how its discussion in the classroom affects the participants of the discussion. The authors reveal the essence of the conflict situation in the course of the discussion is to invest in the concept of the various meanings of the participants of the discussion, translating the process of deepening knowledge into an infinite skirmish. Classified the main threats that may face the teacher in the organization of the discussion of controversial issues in the classroom on the burning issues of our time and history. Some proposed options for removal of conflicts in the organization of discussions and maintaining a comfortable learning environment. The article is intended for teachers of general educational institutions, including the discussion of controversial issues in the educational process.

Текст научной работы на тему «Определение понятийного аппарата при подготовке учителей к преподаванию дискуссионных вопросов в организации общего образования»

УДК 37.018.48+372.893

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙНОГО АППАРАТА ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЕЙ К ПРЕПОДАВАНИЮ

ДИСКУССИОННЫХ ВОПРОСОВ В ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В.И. Варющенко, О.В. Гайкова

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена тем, что в постсоветское время в значительной мере была утрачена определенность понятийного аппарата, в первую очередь, в гуманитарных дисциплинах, что обусловливает определенные трудности при организации школьных обучающих мероприятий в дискуссионной форме. Цель статьи заключается в том, чтобы показать негативные последствия невзыскательного отношения к определению обсуждаемых понятий, способные нарушить психологически комфортную атмосферу в классе, привести к межличностным конфликтам и т.п. Авторами сформулировано определение дискуссионного вопроса, отмечено, какие факторы делают вопрос дискуссионным, и как его обсуждение в классе затрагивает участников дискуссии. Авторами раскрыта сущность конфликтной ситуации в процессе дискуссии, заключающаяся во вкладывании в обсуждаемое понятие различного смысла участниками обсуждения, переводящего процесс углубления знания в беспредметную перепалку. Классифицированы основные угрозы, с которыми может столкнуться учитель при организации обсуждения дискуссионных вопросов в классе по животрепещущим темам современности и истории. Предложены некоторые варианты снятия конфликтности при организации дискуссии и сохранения комфортной образовательной среды. Статья предназначена для учителей общеобразовательных организаций, включающих в образовательный процесс обсуждение дискуссионных вопросов.

Ключевые слова: понятие, определение понятия, дискуссия, дискуссионный вопрос, организация дискуссии.

THE DEFINITION OF THE CONCEPTUAL APPARATUS WHEN STUDYING CONTROVERSIAL ISSUES IN THE ORGANIZATION OF GENERAL EDUCATION

V. Varyushchenko, O. Gajkovа

Abstract. The relevance of the article is due to the fact that in the post-Soviet period the certainty of the conceptual apparatus was largely lost, first of all, in the Humanities, which causes certain difficulties in the organization of school training events in the form of discussion. The purpose of the article is to show the negative consequences of non-prescriptive attitude to the definition of the discussed concepts that can disrupt the psychologically comfortable atmosphere in the classroom, lead to interpersonal conflicts, etc. The authors formulated the definition of the discussion question, noted what factors make the question debatable and how its discussion in the classroom affects the participants of the discussion. The authors reveal the essence of the conflict situation in the course of the discussion is to invest in the concept of the various meanings of the participants of the discussion, translating the process of deepening knowledge into an infinite skirmish. Classified the main threats that may face the teacher in the organization of the discussion of controversial issues in the classroom on the burning issues of our time and history. Some proposed options for removal of conflicts in the organization of discussions and maintaining a comfortable learning environment. The article is intended for teachers of general educational institutions, including the discussion of controversial issues in the educational process.

Keywords: the concept, definition, discussion, discussion question, the organization of the discussion.

Любая деятельность человека предполагает использование слов, терминов, понятий, поскольку само выделение человека из животного мира связано с появлением речи. Особенно важно использование слов, терминов, понятий в образовательной деятельности. Без понятий невозможна передача знаний, без терминов невозможно исследование, без слов невозможно общение. Однако простого их наличия недостаточно. Мы не поймём друг друга, если понятия будут иметь различный

смысл. Это часто случается в телевизионных ток-шоу, когда оппоненты используют одинаковые слова, но вкладывают в них различный смысл. Идёт бурная, но совершенно бессмысленная полемика.

С введением в школьную программу дискуссионных вопросов остро встала проблема точного определения понятий, так как без этого невозможно научить правильному ведению дискуссии [7, 10]. Казалось бы, чего сложного определить понятия, посмотрел в словаре и

готово. Но не всё так просто. Посмотрите определение какого-либо понятия в разных словарях, и вы убедитесь, что далеко не всегда они совпадают.

Существует, например, множество мнений о том, что такое дискуссионные вопросы, что делает их дискуссионными, и почему они должны изучаться в школах [1, 2]. Так как нет общепринятого определения того, что является дискуссионными вопросами, мы будем определять их как вопросы, на которые у разных людей и групп людей в обществе существуют разные ответы в зависимости от их ценностных установок. В связи с этим ими предлагаются альтернативные интерпретации и объяснения одних и тех же событий в соответствии с их мировоззрением и классовой позицией.

Дискуссионными становятся те вопросы, которые люди считают важными для себя и для общества, и по которым они придерживаются противоречивых или противоположных точек зрения. Дискуссионные вопросы часто касаются недавнего прошлого, религии, культуры и национальной идентичности. Дискуссионные вопросы могут вызывать сильные эмоциональные реакции со стороны людей. Эмоции людей часто препятствуют нахождению разумного ответа на вопрос.

Дискуссионные вопросы сложны. На ответы на них влияют культура граждан, религиозные убеждения, жизненный опыт, ценностные установки, принадлежность к той или иной социальной группе и т.п.

Это делает преподавание дискуссионных вопросов в школе сложным для учителей делом [8, 9].

Что же делает вопрос дискуссионным? Он признаётся дискуссионным, если на следующие вопросы о нём можно дать положительные ответы:

1. Сложен ли вопрос?

2. Порождает ли вопрос противоречивые мнения?

3. Вызывает ли вопрос раскол в обществе?

4. Вызывает ли вопрос всплеск эмоций?

5. Есть ли скрытая подоплёка у вопроса?

6. Затрагивает ли вопрос конкурирующие ценности и интересы?

7. Вызывает ли вопрос общественный интерес?

Кроме того, как правило, дискуссионные вопросы:

- провоцируют дискуссии;

- порождают альтернативные аргументы;

- носят комплексный характер.

Естественно, что в мире существует множество вопросов, но далеко не все они признаются дискуссионными. Что же может сделать вопрос дискуссионным?

Вопрос может стать дискуссионным, если нет исчерпывающей информации по нему, или ответ на него кажется не убедительным и слабо аргументированным. В таком случае люди могут использовать недостоверную информацию, иногда умышленно, чтобы обвинить оппонента в предвзятости. Вопросы также могут быть дискуссионными, если они являются частью повестки дня политических, религиозных или экономических структур.

Вообще вопрос будет дискуссионным, если:

- он вызывает большой общественный интерес;

- он затрагивает конкурирующие ценности и интересы;

- люди категорически не согласны с заявлениями, утверждениями и действиями, которые необходимо предпринять для его решения;

- существует большая вероятность, что он вызовет политический резонанс;

- он вызывает сильные эмоции.

Содержательные споры по дискуссионным

вопросам обычно возникают если:

- возможны конкурирующие версии или толкования предмета вопроса;

- возможны конкурирующие версии или толкования, почему произошло то, о чём идёт речь в вопросе;

- представлены различные повестки дня;

- существуют различные ожидания желаемого результата от решения вопроса;

- возможен противоречивый или непредсказуемый эффект решения вопроса.

Немного разобравшись с тем, что такое дискуссионные вопросы, попробуем объяснить, зачем нужно изучать дискуссионные вопросы в общеобразовательной школе.

В обществе, где уважаются права человека и гарантируется право на свободу слова, ожидается осознанное участие людей в политике и общественной жизни. Важным инструментом подготовки к этому является поддержка участия молодежи в общественных дискуссиях по вопросам, возникающим в политике, обществе и экономике. Следует поощрять выражение и обмен мнениями молодежи по вопросам, некоторые из которых могут быть дискуссионными. А где, как не в школе, удобнее всего организовать такой обмен мнениями. Важно только организовывать дискуссии так,

чтобы инициатива обсудить вопрос шла от участников дискуссии, и состав вопросов определялся ими или при их активном участии.

Организация обсуждения дискуссионных вопросов в организации дополнительного образовательного учреждения - дело важное и интересное, но весьма трудоёмкое и хлопотное, а порой и неблагодарное [4, 5]. Что же мы можем отнести к проблемам преподавания дискуссионных вопросов в школе? Вероятно, в этом перечне окажутся следующие:

- нехватка уверенности и опыта преподавания дискуссионных вопросов у учителей;

- нехватка знаний и понимания сути дискуссионных вопросов;

- отсутствие навыков эффективной организации дискуссий;

- неумение управлять эмоциональной реакцией учеников;

- невозможность предусмотреть, к каким последствиям может привести дискуссия;

- невозможность контролировать способы разрешения возникших разногласий между противоборствующими сторонами после дискуссии;

- опасность потери учителем управления поведением учащихся и их эмоциями при накале страстей в процессе дискуссии.

- опасение, что рассмотрение дискуссионных вопросов может вызвать жалобы родителей, опекунов или общественных, религиозных, этнических и партийных организаций.

Почти всё перечисленное является следствием того, что значительное число учителей получало образование в те времена, когда дискуссия не рассматривалась в качестве значимой формы обучения. Сегодня, когда она

пришла в каждую школу, вопрос о подготовке педагогических кадров встаёт с особой остротой и становится важной сферой деятельности организаций дополнительного

профессионального образования.

А в чём же преимущества обсуждения с учащимися дискуссионных вопросов? Скорее всего, в том, что учащиеся смогут:

- выработать более глубокое понимание важных вопросов;

- научиться урегулировать разногласия и признавать другие точки зрения;

- управлять своими эмоциями;

- научиться работать совместно;

- развивать коммуникативные навыки;

- научиться слушать и слышать другого;

- научиться уважать взгляды других;

- поднять уровень самооценки и уверенности в себе;

- стать критически мыслящим человеком;

- научиться разъяснять и отстаивать свои мысли и ценности;

- научиться думать самостоятельно;

- стать более подготовленным к участию в гражданском и в политическом процессе.

Независимо от того, в какой сфере и в каком качестве в будущем выпускник школы найдёт себя, все перечисленные качества в той или иной мере пригодятся ему в построении собственной карьеры и позитивно отразятся на развитии общества. Что, в свою очередь, и требует подготовки учителя в системе повышения квалификации и переподготовки работников образования по программе дополнительного профессионального образования

«Формирование готовности учителя к преподаванию дискуссионных вопросов исторической науки» [3, 6].

Литература:

1. Варющенко В.И., Гайкова О.В. Подготовка учителей к преподаванию дискуссионных вопросов истории в рамках повышения квалификации // Казанский педагогический журнал. - 2017. - № 2. -С.58-60.

2. Варющенко В.И., Гайкова О.В. Практическая значимость изучения дискуссионных вопросов науки на уроках истории в школе // Казанский педагогический журнал. - 2017. - № 5. -С.126-128.

3. Варющенко В. И., Гайкова О. В. Критерии практической готовности учителя к преподаванию дискуссионных вопросов исторической науки // Казанский педагогический журнал. - 2018. - № 1. -С. 37-42.

4. Варющенко В.И., Гайкова О. В. Реализация модульного курса «Дидактические основы формирования готовности учителя к преподаванию дискуссионных вопросов социально-гуманитарной науки» в системе повышения квалификации // Казанский педагогический журнал. - 2016. - № 1 (114) - С.87-92.

5. Варющенко В.И., Гайкова О.В. Дидактические основы формирования готовности учителя к преподаванию дискуссионных вопросов социально-гуманитарной науки: Программа модульного курса. - Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2015. - 100 с.

6. Варющенко В.И., Гайкова О.В. Формирование готовности учителя к преподаванию

дискуссионных вопросов исторической науки: Модульный курс для системы дополнительного профессионального образования. - Германия: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2017. - 116 с.

7. Варющенко В.И., Гайкова О. В. Дискуссионный метод в контексте подготовки учителя к преподаванию дискуссионных вопросов исторической науки // Общество: социология, психология, педагогика. - 2017. - № 11. - С.147-149.

8. Варющенко В.И., Гайкова О. В. Диалогическая готовность учителя к преподаванию дискуссионных вопросов социально-гуманитарной науки // Современные тенденции развития науки и технологий: Материалы XII Международной научно-практической конференции 31 марта 2016 г.

- Белгород: Агенство перспективных научных исследований, 2016. - С.26-29.

9. Гайкова О.В. Преподавание дискуссионных вопросов истории России (1Х-ХУ вв.): учебно-методическое пособие для учителей истории общеобразовательных школ. -Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2015. - 370 с.

10. Гайкова О.В Понятие «дискуссионные вопросы социально-гуманитарной науки»: психолого-педагогический аспект // Современные тенденции развития науки и технологий 31 марта 2016 г.: Материалы XII Международной научно-практической конференции. - Белгород: Агенство перспективных научных исследований, 2016. -С.29-32.

Сведения об авторах:

Варющенко Виктор Иванович (г. Санкт-Петербург, Россия), кандидат исторических наук, доцент, Почетный работник общего образования Российской Федерации, e-mail: varvic47@mail.ru

Гайкова Оксана Викторовна (г. Новосибирск, Россия), кандидат педагогических наук, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории МБОУ СОШ № 26, e-mail: gaikova28@yandex.ru

Data about the authors:

V. Varyushchenko (St. Petersburg, Russia), candidate of historical sciences, professor, Honorary Teacher of General Education of the Russian Federation, е-mail: varvic47@mail.ru

O. Gajkova (Novosibirsk, Russia), candidate of pedagogical sciences, Teacher of History and Social Science Highest Qualification Category, High School No. 26 of Novosibirsk, е-mail: gaikova28@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.