Научная статья на тему 'Определение понятий знания и навыки для построения автоматизированной обучающей информационной системы для алмазообрабатывающих предприятий'

Определение понятий знания и навыки для построения автоматизированной обучающей информационной системы для алмазообрабатывающих предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
100
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кретович Д. Ю.

Показано, что для алмазообрабатывающих предприятий процедура накопления и передачи опыта является важнейшим фактором обеспечения конкурентоспособности. Определены понятия знания, навыки, опыт, интеллектуальный капитал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Определение понятий знания и навыки для построения автоматизированной обучающей информационной системы для алмазообрабатывающих предприятий»

мами и повышение их мотивации к предложению более полного комплекса страховых услуг (включающего в себя имущественное страхование) гражданам, выезжающим за рубеж. Такое сотрудничество является выгодным и для самих турфирм. Ведь качественное оказание услуг при наступлении страхового случая может повлиять на выбор турпродукга данного оператора в будущем.

Положительно скажется на развитии страхования имущественных рисков туристов разработка страховыми компаниями новых правил и условий страхования, предусматривающих более широкий перечень рисков и более высокое качество оказываемой помощи.

Таким образом, имущественное страхование граждан, выезжающих за рубеж, позволяет им обрести спокойствие и уверенность, а также предотвратить возможные неприятности. В России данный вид страхования еще только развивается и является весьма перспективным. Факторами его роста могут стать совершенствование механизма страхования туристов, выезжающих за рубеж, а также введение и популяризация новых страховых продуктов в туризме. В свою очередь, развитие страхования имущества туристов будет способствовать развитию рынка страхования в целом.

Список литературы:

1. Ермасов C.B., Ермасова Н.Б. Страхование: учеб. пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшее образование, 2009.

2. www.fssn.ru.

3. www.rsk.ru.

4. www.gks.ru.

5. www.russiatourism.ru.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ ЗНАНИЯ И НАВЫКИ ДЛЯ ПОСТРОЕНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ОБУЧАЮЩЕЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ДЛЯ АЛМАЗООБРАБАТЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

© Кретович Д.Ю.*

Филиал Московского энергетического института (технического университета), г. Смоленск

Показано, что для алмазообрабатывающих предприятий процедура накопления и передачи опыта является важнейшим фактором обеспечения конкурентоспособности. Определены понятия знания, навыки, опыт, интеллектуальный капитал.

* Аспирант.

В настоящее время процесс автоматизации производства является неотъемлемым этапом развития. Однако, существуют сферы деятельности, автоматизация которых практически не представляется возможной. К одной из таких сфер относится и алмазообработка. В данном случае процесс обработки алмаза в бриллиант автоматизировать практически не возможно, за исключением некоторых этапов, поэтому успех, главным образом, зависит от умения мастеров: огранщиков, распиловщиков, разметчиков. Соответственно, актуальным является вопрос о сохранении знаний, навыков и инновационного опыта, а так же об эффективной передачи их «новичкам». Как известно, обучение - это длительный процесс, который требует от учителя максимальной сосредоточенности на подготовке ученика, что влечет за собой отвлечение от процесса производства, что может не благоприятно сказать на показателях деятельности предприятия. Так же, обучение довольно затратный процесс, и чтобы возместить затраты на его проведение, требуется определенное время. К тому же существует риск ухода ученика до наступления этого срока. Так же нельзя исключать ситуацию, когда уже опытный и ценный работник увольняется, а соответственно с ним «уходят» его опыт и умение. Однако в данной связи возникает вопрос о том, что именно нужно передавать и что такое знания, навыки, опыт, интеллектуальный капитал, в чем их сходство, а в чем различия.

Вначале необходимо рассмотреть некоторые основные определения данных понятий и на их основе сделать вывод об их взаимосвязи. В данном случае понятия будут рассматриваться с экономической точки зрения. Данные понятия будут рассмотрены согласно практическому значению для производства, поскольку в общем значении они довольно широки и не ставится целью дать общее определение и толкование.

Исходя из определения интеллектуальный капитал - это совокупность человеческого, организационного и потребительского капитала. Таким образом, это достаточно широкое понятие, включающее в себя не только работников. Наглядно составляющие интеллектуального капитала приведены на рис. 1.

В данном случае необходимо более подробно остановиться на таких понятиях как знания, навыки и умения. Под знаниями в данном случае понимается совокупность теоретических научных сведений и познаний, а также осведомленность в определенной сфере деятельности, необходимые для качественного исполнения должностных обязанностей с целью достижения результатов в профессиональной служебной деятельности, под навыками - автоматизированные компоненты сознательного действия человека, которые вырабатываются в процессе его выполнения [1]. Умения формируются в результате аккумуляции знаний и навыков. Под умениями понимается способность делать что-нибудь, основанная на знании, опытности, навыке, а так же возможность осуществлять на профессиональном

уровне какую-либо деятельность, при этом умения формируются на базе нескольких навыков, характеризующих степень овладения действиями и обладания определенными знаниями. Соответственно, представляется возможным передавать навыки и знания (как составляющие опыта), а умения формируются у каждого конкретного работника индивидуально, и оказать влияние на этот процесс практически не представляется возможным.

1 - интеллектуальный капитал;

2 - человеческий капитал;

3 - опыт;

4 - знания;

5 - навыки;

6 - умения.

Рис. 1. Взаимосвязь интеллектуального капитала, человеческого капитала, опыта, знаний, навыков и умений

Таким образом, описанную выше проблему, а именно передачу, сохранение, накапливание знаний, можно с использование современных информационных технологий, а в частности создания единой обучающей системы, с помощью которой будет возможно, как обучать новых рабочих, так и сохранить опыт уже работающих сотрудников.

В данном случае при проектировании обучающей системы необходимо учитывать, чему именно будут обучаться сотрудники. А именно, система не будет успешной, если с ее помощью можно будет передать только знания или только навыки. Основная цель системы - это формирования умения.

Однако, для того чтобы предприятие могло получить положительные результаты от внедрения обучающей системы необходимо формирование у работников осознания необходимости использования данной системы

как для предприятия в целом, так и для каждого конкретного работника в отдельности, а так же разработка системы мотивации персонала. А так же, обучающая система должна быть достаточно гибкой, а так же предоставлять возможность интегрирования с другим информационными системами использующимися на предприятия.

Список литературы:

1. Макаревский A.B. Словарь финансовых и юридических терминов / A.B. Макаревскй, А.П. Михайлова. - М.: Финансы и статистика; ИНФРА-М, 2009. - 568 с.

О РАЗРАБОТКЕ АЛГОРИТМА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ПОТРЕБНОСТИ В ТРУДОВЫХ РЕСУРСАХ

© Майнагашева A.C.

Сибирский федеральный университет, г. Красноярск

В статье представлен сравнительный анализ методических подходов к прогнозированию трудового потенциала, основывающихся на сопоставлении математических методов и моделей прогнозирования потребностей в трудовых ресурсах, на основании которого разработан алгоритм прогнозирования потребности в трудовых ресурсах.

Точность и надежность долгосрочного прогнозирования в масштабах страны приобретает все более важное значение. В бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011-2013 гг. указывается, что «... с нормализацией экономической жизни следует вернуться к разработке долгосрочных планов экономического развития... Для разработки долгосрочной бюджетной стратегии потребуется расширение горизонта и повышение надежности экономических прогнозов, которые должны быть основаны на разумных оценках конъюнктурных параметров и макроэкономических показателей, зависящих от бюджетных расходов».

Модернизация и технологическое развитие экономики России невозможно без прогнозирования рационального использования и развития трудовых ресурсов. Рынок труда, не отвечающий современным требованиям, препятствует развитию инновационной экономики в результате отсутствия необходимого кадрового состава, способного обеспечить инновационную составляющую. Решить эти проблемы можно путем прогнозирования баланса трудовых ресурсов.

В отечественной экономике в период институциональных преобразования 90-х гг. формированию баланса трудовых ресурсов по объективным причинам не уделялось должного внимания. Именно поэтому в рамках поставленных задач представляется интересным анализ опыта планирова-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.