Научная статья на тему 'Определение понятий компетентностного подхода, компетентности и компетенций в современном образовании'

Определение понятий компетентностного подхода, компетентности и компетенций в современном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2666
335
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / СТАНДАРТ / КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENT APPROACH / COMPETITIVENESS / HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION / EDUCATIONAL PROCESS / STANDARD / COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Медведенко Н. В.

В данной статье рассматриваются: компетентностный подход, являющийся одним из ключевых направлений реформирования европейского пространства высшего образования; компетентность, в которой отражается практическая направленность всего образовательного процесса, вбирающая в себя как знания, умения, навыки, так и определенный уровень развития личностных способностей; а также компетенции способность применять знания, умения, личностные качества, характеристики и практический опыт для успешной деятельности в определенной области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEFINITIONS OF THE TERMS COMPETENT APPROACH, COMPETITIVENESS AND COMPETENCES IN MODERN EDUCATION

This article describes competent approach which is one of the main directions of the reforming of European area of higher education, competitiveness in which practical direction of all educational process is reflected and which takes knowledge, skills, experience as well as the certain level of the development of personal abilities, and also competences the ability to use knowledge, skills, personal qualities, characteristics and practical experience for successful activity in the definite area.

Текст научной работы на тему «Определение понятий компетентностного подхода, компетентности и компетенций в современном образовании»

сиональными (г=0,206; pd”0,05), учебно-познавательными (г=0,216; pd”0,05) и социальными мотивами (г=0,153; pd”0,05), мотивами престижа (г=0,150; pd”0,05) и мотивами творческой самореализации (г=0,188; pd”0,05).

Потребность в познании, которая выражается в стремлении к глубине профессиональных знаний, к объяснению нового, в любознательности, расширении жизненного опыта положительно связана с мотивом творческой самореализации(г=0,192; pd”0,05). Повышение потребности в познании (что мы наблюдаем на протяжении всего обучения в вузе) приводит к тому, что данный мотив занимает в иерархии мотивов главенствующее место, и является реально действующим. Удовлетворенность познанием отрицательно связана с мотивом избегания(г=0,168; pd”0,05), т. е. при увеличении показателя удовлетворенности познанием мотив избегания занимает последнее место в структуре учебной мотивации.

Потребность в доминировании, характеризующаяся в получении удовольствия от участия в принятии важных решений, в прямоте высказывания своего несогласия, в стремлении к старшинству и ответственности, положительно связана с коммуникативными (г=0,202; pd”0,05), профессиональными (г=0,266; pd”0,05),

Библиографический список

учебно-познавательными (г=0,252; pd”0,05), социальными мотивами (г=0,183; pd”0,05) и мотивами престижа(г=0,154; pd”0,05).

Потребность в аффилиации, включающая в себя радость оказания помощи другим людям, предпочтение общества одиночеству, интерес к друзьям, сопереживание успеху других, положительно связана с коммуникативными (г=0,19б; pd”0,05), профессиональными (г=0,134; pd”0,05), учебно-познавательными (г=0,164; pd”0,05) и социальными мотивами (г=0,158; pd”0,05), мотивами престижа(г=0,171; pd”0,05) и мотивами избегания (г=0,139; pd”0,05). Наименьшее количество связей обнаружено между всеми компонентами мотивационно-смысловых образований и мотивом избегания.

Таким образом в ходе нашего исследования было доказано, что у студентов разных уровней обучения существуют статистически значимые различия в мотивационно-смысловых конструктах, достижения, познания, доминирования и аффилиации, смысложизненных ориентациях, а также в структуре мотивации учебной деятельности. Во время обучения в вузе происходит интенсивное становление мотивационно-смысловых образований личности, которые, прежде всего, ориентированы на познание и аффилиацию.

1. Феномен и категория зрелости в психологии / отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. - М., 2007.

2. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1977.

3. Братусь, Б.С. К изучению смысловой сферы личности // Вестник МГУ. - 1981. - № 2. - Сер. 14. - Психология.

4. Асмолов, А.Г. Деятельность и установка. - М., 1979.

5. Леонтьев, Д.А. Динамика смысловых процессов // Психологический журнал. - 1997. - № 6. - Т. 18.

6. Сосновский, Б.А. Мотив и смысл. - М., 1993.

7. Дроздов, С.В. Динамика мотивационно-смысловых образований личности студентов в процессе адаптации к учебе: дис. ... канд. психол. наук. - М., 2000.

Bibliography

1. Fenomen i kategoriya zrelosti v psikhologii / otv. red. A.L. Zhuravlev, E.A. Sergienko. - M., 2007.

2. Leontjev, A.N. Deyateljnostj. Soznanie. Lichnostj. - M., 1977.

3. Bratusj, B.S. K izucheniyu smihslovoyj sferih lichnosti // Vestnik MGU. - 1981. - № 2. - Ser. 14. - Psikhologiya.

4. Asmolov, A.G. Deyateljnostj i ustanovka. - M., 1979.

5. Leontjev, D.A. Dinamika smihslovihkh processov // Psikhologicheskiyj zhurnal. - 1997. - № 6. - T. 18.

6. Sosnovskiyj, B.A. Motiv i smihsl. - M., 1993.

7. Drozdov, S.V. Dinamika motivacionno-smihslovihkh obrazovaniyj lichnosti studentov v processe adaptacii k uchebe: dis. ... kand. psikhol. nauk. - M., 2000.

Статья поступила в редакцию 15.05.12

УДК 378

Medvedenko N.V. DEFINITIONS OF THE TERMS COMPETENT APPROACH, COMPETITIVENESS AND COMPETENCES IN MODERN EDUCATION. This article describes competent approach which is one of the main directions of the reforming of European area of higher education, competitiveness in which practical direction of all educational process is reflected and which takes knowledge, skills, experience as well as the certain level of the development of personal abilities, and also competences the ability to use knowledge, skills, personal qualities, characteristics and practical experience for successful activity in the definite area.

Key words: competent approach, competitiveness, higher professional education, educational process, standard, competences.

Н.В. Медведенко, канд. пед. наук, доц. Южно-Сахалинского института экономики, права и информатики,

г. Южно-Сахалинск, Е-mail: NataliyaM@list.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА, КОМПЕТЕНТНОСТИ И КОМПЕТЕНЦИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

В данной статье рассматриваются: компетентностный подход, являющийся одним из ключевых направлений реформирования европейского пространства высшего образования; компетентность, в которой отражается практическая направленность всего образовательного процесса, вбирающая в себя как знания, умения, навыки, так и определенный уровень развития личностных способностей; а также компетенции - способность применять знания, умения, личностные качества, характеристики и практический опыт для успешной деятельности в определенной области.

Ключевые слова: компетентностный подход, компетентность, высшее профессиональное образование, образовательный процесс, стандарт, компетенции.

На современном этапе, с введением стандартов третьего поколения, ориентация на личность и компетентность приобретает все более и более значимую роль, как в системе высшего профессионального образования, так и на рынке труда, в частности для работодателей. Вне всяких сомнений, именно прису-

щие компетенции позволят выпускникам существенно облегчить адаптацию к предстоящей профессиональной деятельности и повысят ее конкурентоспособность. Именно сегодня компетентные специалисты, способные эффективно работать в динамичных социально-экономических условиях, становятся все более

и более востребованными на современном рынке труда, так как и потребности развивающегося рынка труда, и потенциальные работодатели, и запросы личности, и запросы общества привели к формированию компетентностного подхода.

Мы рассматриваем на сегодняшний день высшее профессиональное образование с точки зрения актуальности, которое определяется, естественно, и высокими требованиями современного рынка труда к качеству труда, и профессионализму рабочего, и его социально-культурному статусу, и уровню подготовки конкурентоспособного рабочего, гибко реагирующего на запросы рынка [1]. Именно поэтому в последнее время вопрос о компетентностном подходе, компетентности и компетенций в системе образования довольно часто находит отражение в трудах как отечественных, так и зарубежных исследователей.

Личные, социально и профессионально значимые качества и характеристики, присущие будущему специалисту должны быть наряду с присущими ему глубокими и гибкими профессиональными знаниями, умениями и навыками. Другими словами, именно существующий уровень развития производства в стране и решение поставленных задач в течение обучения в высшем учебном заведении должны сориентировать современного молодого специалиста на необходимость овладения профессиональными умениями и навыками на уровне профессиональной компетентности. То есть, на современном этапе будущего специалиста должно волновать, прежде всего, то, как он должен

оперировать теми знаниями, которые он получил в стенах высшего учебного заведения, а не только то, что он должен и обязан знать по отношению к своей будущей специальности. И, в таком случае, мы можем быть уверены, что все поставленные задачи перед будущими молодыми специалистами будут решены, если каждый студент овладеет профессиональной компетентностью в течение обучения в вузе.

Как отметила Н.В. Тарасова, цель профессионального образования состоит не только в том, чтобы дать человеку ту или иную профессиональную квалификацию, но и в том, чтобы научить его справляться с различными жизненными и профессиональными ситуациями [2, с. 2].

Компетентностный подход, главным образом отражающийся на закономерностях развития системы образования, обусловленный поиском путей ее приближения к непрерывно развивающимся потребностям общества, нацелен на усиление связи образования с практикой и реальными потребностями общества и таким образом олицетворяет инновационный процесс в образовании.

На сегодняшний день нет четкого понятийного аппарата, который реально характеризовал бы понятия «компетентност-ный подход», «компетентность», «компетенции», но, существуют различные точки зрения ученых-исследователей по данному вопросу. Попробуем отразить содержания некоторых обозначенных понятий согласно хронологии.

Таблица 1

Значения определения понятия «компетентностный подход»

Автор Источник Содержание понятия

Боголюбов Л.Н. Базовые социальные компетенции в курсе обществоведения // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2002. -№ 9. - С. 24. - предполагает значительное усиление практической направленности образования

Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. - 2004. - № 5. - С. 3. - совокупность общих принципов определенных целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов

Тарасова, Смирнов. Тарасова, Смирнов. - 2007. - Вып. 7 - подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях

Придерживаясь того или иного мнения, необходимо подчеркнуть, что компетентностный подход в современном образовании на сегодняшний день является одним из ключевых направлений реформирования европейского пространства высшего образования, и этот подход следует признать крайне полезным для нашей современной отечественной системы высшего профессионального образования.

Именно компетентностный подход призван решить ряд таких проблем в образовательном процессе, которые до сих пор

остаются нерешенными в рамках существующих образовательных технологий. Задача образования - актуализировать у студентов спрос на образование и обеспечить высокое качество подготовки специалиста в системе развивающегося профессионального образования. В частности, такими возможностями и обладает компетентностный подход [2, с. 4].

Рассмотрим понятие «компетентность» согласно хронологии.

Таблица 2

Значения определения понятия «компетентность»

Автор Источник Содержание понятия

Емельянов Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности: ... Дисс. д-ра психол. наук. - Л, 1991. - уровень обученности социальным и индивидуальным формам активности, которая позволяет индивиду в рамках своих способностей и статуса успешно функционировать в обществе

Ожегов С.И., Шведов Н.Ю. Толковый словарь русского языка. -1993. - С. 294. - от лат. competens - соответствующий, способный -глубокое доскональное знание существа выполненной работы, способов и средств достижения намеченных целей, а также наличие соответствующих умений и навыков

Советский энциклопедический словарь. - М., 1995. - определенный законом круг полномочий конкретного органа, должностного лица, знания, опыт в той или иной области

Словарь иностранных слов. - М., 1995. - обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо, высказывать веское авторитетное мнение

Огарев Е.И. Компетентное образование: социальный аспект. - СПб.: Изд-во РАИ ИОВ, 1995. - С. 10. - категория оценочная, она характеризует человека как субъекта специализированной деятельности, где развитие способностей человека дает ему возможность выполнять квалифицированную работу, принимать ответственные решения в проблемных ситуациях, планировать и совершенствовать действия, приводящие к рациональному и успешному достижению поставленных целей

Безрукова В.С. Словарь нового педагогического мышления. - Екатеринбург: Альтернативная педагогика, 1996. - 94 с. - С. 34. - владение знаниями и умениями, позволяющими высказывать профессионально грамотные суждения, оценки, мнения

Новиков А.М. Интеграция базового профессионального образования // Педагогика. - 1996. - № 3. - С. 5. - альтернативна понятию «профессионализм»: первое из них относится к технологической подготовке, второе определяет содержание профессионального характера, компоненты которого включают «базисные квалификации

Татур Ю.Г. Образовательная система России. - М.: Высш. шк., 1999. - С. 7. - интегральное свойство личности, характеризующее его стремление и способность (готовность) реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества и др.) для успешной деятельности в определенной области

Черемисина А.А. Формирование правовой компетентности старших школьников : дис. ... канд. пед. наук. - Оренбург, 2000. - С. 10. - устойчивая способность человека к деятельности со знанием дела, которая складывается из глубокого понимания сущности выполняемых задач и разрешаемых проблем, хорошего знания опыта, имеющегося в данной области, активного овладения его лучшими достижениями, умения выбирать средства и способы действия, адекватные конкретным обстоятельствам места и времени, чувства ответственности за достигнутые результаты

Олейникова О.Н. Национальная система «стандартов умений» в США // Сред. проф. образование. - 2001. - № 10. - С. 4243. - способность человека результативно действовать в нестандартных ситуациях

Леднев В.С., Никандров Н.Д., Рыжаков М.В. Г осударственные образовательные стандарты в системе общего образования: теория и практика. - М., 2002. - С. 59. - сфера отношений, существующая между знанием и действием в человеческой практике

Джон Равен Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Пер. с англ. - М., 2002. -С. 48. - специфическая способность, необходимая для эффективного выполнения конкретного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающая узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия

Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. - М., 2004. - С. 3. - компетентность, основывающаяся на знаниях интеллектуально и личностно обусловленная социально-профессиональная жизнедеятельность человека

Зимняя И.А. Компетентностный подход в образовании (методологотеоретический аспект) // Проблемы качества образования: Материалы XIV Всерос. Совещ. Кн. 2. - М., 2004. - С. 612. - интегрированная характеристика качеств личности, результат подготовки выпускника вуза для выполнения деятельности в определенных областях (компетенциях)

Зимняя И.А. Компетентностный подход в образовании (методологотеоретический аспект) // Проблемы качества образования: Материалы XIV Всерос. Совещ. Кн. 2. - М., 2004. - С. 612. - ситуативная категория, выражающаяся в готовности к осуществлению какой-либо деятельности в конкретных профессиональных (проблемных) ситуациях

Гришанова Н.А. Компетентностный подход к обучению взрослых: Материалы к третьему заседанию методологического семинара 25 сентября 2004 г. - М., 2004. - С. 16. - способ делать что-либо хорошо, эффективно в широком формате контекстов с высокой степенью саморегулирования, саморефлексии, самооценки, быстрой и адаптивной реакцией на динамику обстоятельств

Ковалев Г.С., Краснокутская Л.П., Нурминский А.И., Баранова В.Ю. PISA: компетентность в решении проблем // Школьные технологии. -2005. - № 5. - С. 165. - способность ученика использовать познавательные умения для разрешения межпредметных реальных проблем, в которых способ решения с первого взгляда явно не определяется

Перевозчикова Л.С. Компетентностный подход -концептуально-методологическая база современного высшего образования Вестник ВГУ. Серия Гуманитарные науки. - 2006. - № 2. - С. 62. - соответствие способностей и умений субъекта осуществлять компетенцию

Иванов Д. О ключевых компетенциях и компетентностном подходе в образовании. - Школьные технологии. -2007. - № 7. - С. 52. - соответствие занимающего или претендующего места, т.е. способность осуществлять деятельность в соответствии с требованиями и ожиданиями

Рассматривая понятие компетентности, невооруженным взглядом видно, что в них отражается практическая направленность всего образовательного процесса. Компетентность вбирает в себя как знания, умения, навыки, так и определенный уровень развития личностных способностей, а в частности:

- коммуникативность;

- толерантность;

- духовность и т.д.

Необходимо также подчеркнуть, что компетентность подчеркивает следующие качества:

- интегративный характер;

Значения определения

- высокую эффективность результата;

- практико-ориентированную направленность образования;

- творческий характер образовательного процесса;

- соотнесенность критерия с ценностно-смысловыми характеристиками личности;

- формирование мотиваций саморазвития и самосовершенствования;

- обеспечение академической и трудовой мобильности. Наряду с понятием «компетентность» рассмотрим также

в хронологическом порядке и понятие «компетенция».

Таблица 3

понятия «компетенция»

Автор Источник Содержание понятия

Ожегов С.И., Шведов Н.Ю. Толковый словарь русского языка. -1993. - С. 298. - круг вопросов, в которых данное лицо обладает авторитетностью, опытом

Советский энциклопедический словарь. - М., 1995. - знания и опыт в той или иной области

Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 1996. - 308 с. - индивидуальная характеристика степени соответствия требованиям профессии

Олейникова О.Н. Национальная система «стандартов умений» в США // Сред. Проф. образование. - 2001. -№ 10. - С. 42-43. - интегрирование знаний, умений, ноу-хау и отношений в известных или новых трудовых ситуациях

Шишов С., Агапов А. Лучшие традиции педагогической прессы. - 2002 - № 3 - С. 5. - способность и готовность личности к деятельности, основанные на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению, ориентированные на самостоятельное участие в учебнопознавательном процессе, а также направленные на ее успешное включение в трудовую деятельность

Уте Клемент Rolf Arnold (Hrsg.) Kmpetenzentwickluns in der berufluchen Bildund. Leske + Budrich. Opladen, 2002. - включение возможности действовать адекватно ситуации в широких областях

Леднев В.С., Никандров Н.Д., Рыжаков М.В. Государственные образовательные стандарты в системе общего образования: теория и практика. - М., 2002. - сфера отношений, существующая между знанием и действием в человеческой практике

Милованова Н.Г., Прудаева В.Н. Модернизация российского образования в вопросах и ответах - способность к осуществлению практической деятельности, требующей наличия понятийной системы и понимания, соответствующего типа мышления, позволяющего оперативно решать возникающие проблемы и задачи

Лайп М. Спенсер-мл. и Сайн М. Спенсер Компетенции на работе / Пер. с англ. -М. HIPPO, 2005. - 384 с. - это базовое качество индивида, имеющее причинные отношения к эффективному и/или наилучшему на основе критериев исполнению в работе или в других ситуациях

ESTS User's Guide. European Credit Transfer and Accumulation System and the Diploma Supplement - динамическая комбинация характеристик, способностей и позиций, выступающая целью образовательных программ

макет профессионального стандарта - способность применять знания, умения и опыт в трудовой деятельности

макет ФГОС ВПО - способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Иванов Д. О ключевых компетенциях и компетентностном подходе в образовании. - Школьные технологии. -2007. - № 7. - С. 52. - способность успешно отвечать на индивидуальные или общественные требования или выполнять задание (или вести деятельность), т.е. иными словами компетенция должна позволять получать индивидуально или общественно значимые продукты или результаты

Тарасова Н.В. Стратегия реализации компетентностного подхода в образовании: историко-педагогический аспект. - 2007 г. - способность индивида к активному, ответственному жизненному действию, осуществляемому на основе ценностного самоопределения, способность активно взаимодействовать с миром, в ходе взаимодействия понимать и изменять себя и мир

Чуб Е.В. Компетентностный подход в образовании // Инновации в образовании. - 2008. - № 3. - С. 21-22. - способность на основе органического единства знаний, умений, опыта и отношений осуществлять как привычную, так и новую профессиональную деятельность

Хуторской А.В. Определение общепредметного содержания ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов (//www. eiudos.ru/news/compet-dis.htm/ - совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним

Мы будем придерживаться мнения, что компетенция есть не что иное, как способность применять знания, умения, личностные качества, характеристики и практический опыт для успешной деятельности в определенной области. Как видно из проведенного теоретического анализа, несомненно, и компетентнос-тному подходу, и компетентностям и компетенциям в современном образовании, особенно в последнее время, уделяется достаточно большое внимание.

Согласно федеральным государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования, где компетентность определяется как совокупность усвоенных компетенций, стоит еще вопрос и о необходимости унификации подхода к измерению результатов обучения, измерению компетентностей. Компетентность есть не что иное, как системное образование, а не набор отдельных элементов, поэтому помимо анализа представлений о компетентности, измерения отдельных ее элементов, необходимо еще и мерить системность.

Библиографический список

1. Мосина, Н.В. Подходы к формированию компетентности будущего специалиста // Социально-гуманитарные знания. - 2007. - № 1.

2. Тарасова, Н.В. Стратегия реализации компетентностного подхода в образовании: историко-педагогический аспект. Содержание, формы и методы обучения в высшей школе: аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования. - М., 2007. - Вып. 1.

Bibliography

1. Mosina, N.V. Podkhodih k formirovaniyu kompetentnosti buduthego specialista // Socialjno-gumanitarnihe znaniya. - 2007. - № 1.

2. Tarasova, N.V. Strategiya realizacii kompetentnostnogo podkhoda v obrazovanii: istoriko-pedagogicheskiyj aspekt. Soderzhanie, formih i metodih obucheniya v vihssheyj shkole: analiticheskie obzorih po osnovnihm napravleniyam razvitiya vihsshego obrazovaniya. - M., 2007. - Vihp. 1.

Статья поступила в редакцию 15.05.12

УДК 374.26 +155.4:74

Pogodaev S.M. SOCIALLY-PEDAGOGICAL CONDITIONS OF MAINTENANCE OF DEVELOPMENT OF THE CREATIVE PERSON IN THE CONDITIONS OF LEISURE. In work the basic stages of creativity essentially influencing development of the creative person reveal: -occurrence of creative process; -heuristic; -critics and embodiments. Concepts are specified: -the person; -creativity; -synthesis; -originality; -semantic flexibility; -figurative adaptive flexibility; -semantic spontaneous flexibility.

Key words: leisure, cultural-dosugovaja activity, participants досуговой activity, is art-creative process, is art-graphic activity, is art-creative abilities.

С.М. Погодаев, канд. пед. наук, доц. АГАКИ, член Союза художников РФ, г. Барнаул, Е-mail: onir@altgaki.org

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ДОСУГА

В работе раскрываются основные этапы творчества, существенно влияющие на развитие творческой личности: возникновения творческого процесса; эвристический; -критики и воплощения. Уточняются понятия: личность, творчество, креативность, синтез, оригинальность, семантическая гибкость, образная адаптивная гибкость, семантическая спонтанная гибкость.

Ключевые слова: досуг, культурно-досуговая деятельность, участники досуговой деятельности, художественно-творческий процесс, художественно-изобразительная деятельность, художественно-творческие способности.

Сегодня как никогда проявляется усиленный интерес исследователей, в том числе и в области социально-культурной деятельности, к творческой личности, ее неповторимости, ее специфическим особенностям и общим закономерностям всех видов творчества, а также к истокам творческого процесса [1, с. 274]. В исследованиях подчеркивается, что только творческая личность, являясь ядром всех духовных сил человека, обеспечивает целостность его индивидуального бытия. «Личность» - это конкретный человек, являющийся представителем определенного общества, определенной социальной группы, занимающийся конкретным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему и наделенный определенными индивидуально-психологическими особенностями [2, с. 142].

Творчество как вид человеческой деятельности характеризуется рядом существенных признаков: наличие противоречия, проблемной ситуации или творческой задачи; социальная и личная значимость и прогрессивность; наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок для творчества; наличие субъективных предпосылок для творчества (личностных качеств - знаний, умений, мотивации, творческих способностей); новизна и оригинальность процесса и результата [3].

Существуют три основных подхода к проблеме развития творческих способностей. 1. Как таковых, в чистом виде творческих способностей нет. Интеллектуальная одаренность выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творческой активности личности. Главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивации, ценности, личностные черты (Д.Б. Богоявленская, А. Маслоу, А. Олох, А. Танненбаум

и другие). К числу основных черт творческой личности эти исследователи относят когнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость в неопределенных сложных ситуациях. 2. Творческая способность является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта (Дж. Гилфорд, К. Тейлор, Г. Грубер, Я.А. Пономарев). В более «мягком» варианте эта теория гласит, что между уровнем интеллекта и уровнем творческих способностей есть незначительная корреляция. Наиболее развитой концепцией является теория интеллектуального порога Э.П. Торренса: если Ю ниже 115-120, интеллект и креативность образуют единый фактор, при Ю выше 120 творческая способность становится независимой величиной, то есть, нет креативов с низким интеллектом, но есть интеллектуалы с низкой креативностью. 3. Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот. Эту точку зрения разделяют специалисты в области интеллекта (Г. Айзенк, Д. Векслер, Р. Стенберг, Л. Термен, Р. Уай-сберг, и другие). Творческие способности можно развивать. Особенно эффективно это можно делать, организовывая специальные занятия с маленькими детьми, которые еще не выработали привычку к стереотипным решениям и поиску правильного, одобряемого взрослыми ответа.

Как известно, понятие «творчество» достаточно широко, оно касается всех областей человеческой деятельности. Без усвоения представлений о творчестве вряд ли человеку будет доступно понимание ценности образцов культуры, науки и искусства. Л.Н. Столович отмечает: «Творчество - это не просто деятельность, она может быть и нетворческой, репродуктивной,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.