Научная статья на тему 'Определение параметров двигателя постоянного тока с последовательным возбуждением на основе метода QR разложения'

Определение параметров двигателя постоянного тока с последовательным возбуждением на основе метода QR разложения Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
1273
281
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
двигатель постоянного тока последовательного возбуждения / математическая модель / идентификация параметров / qr метод разложения / direct current motor of series excitation / mathematical model / parameter identification / qr decomposition technique

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Шишков Николай Владимирович

Рассмотрен метод определения основных параметров двигателя постоянного тока с последовательным возбуждением с использованием метода QR разложений. Показаны относительные ошибки в определении электрических параметров электродвигателей различной мощности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The method of determining the main parameters of the direct current motor with series excitation using the technique of QR decomposition has been considered. Relative errors in determining electric parameters of electric motors with different power are shown.

Текст научной работы на тему «Определение параметров двигателя постоянного тока с последовательным возбуждением на основе метода QR разложения»

ки эффективности работы асинхронных двигателей в насосных агрегатах может быть использована для решения различных задач. Комплекс позволит осуществлять расчет экономической эффективности при использовании различных суточных графиков водопотребления и циклов нагрузки, характеристиках трубопровода и значениях статической составляющей напора сети. Алгоритм включает ввод входных данных, расчет энергетических и экономических характеристик насоса с последующей обработкой результатов. Алгоритмическая модель эффективности работы асинхронных двигателей в насосных агрегатах позволяет производить расчет экономических и энергетических параметров на основе геометрии базовых и энергоэффективных двигателей, кроме того возможна реализа-

ция различных законов регулирования частоты вращения.

Разработанная алгоритмическая модель эффективности работы асинхронных двигателей в насосных агрегатах используется для осуществления технико-экономического обоснования эффективности внедрения регулируемого электропривода в области ЖКХ, в частности, насосного хозяйства. Она позволяет обосновать экономическую целесообразность внедрения энергоэффективных асинхронных двигателей в привод насосных агрегатов. Будет актуальна для предприятий, осуществляющих проектирование и выпуск асинхронных двигателей для нужд ЖКХ, а также жилищных компаний, желающих повысить свою конкурентоспособность и интерес со стороны потенциальных потребителей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бойко Е.П., Гаинцев Ю.В., Ковалев Ю.М. Асинхронные двигатели общего назначения. - М.: Энергия, 1980. - 488 с.

2. Лезнов Б.С. Энергосбережение и регулируемый привод в насосных и воздуходувных установках. - М.: Энергоатомиздат, 2006. - 360 с.

3. Птах Г.К. Методологические аспекты разработки компьютерных моделей электромеханических преобразователей // Известия вузов. Электромеханика. - 2003. - № 1. - С. 7-11.

4. Муравлева О.О., Тютева П.В. Использование энергетически эффективных двигателей в регулируемом приводе насосов // Водоснабжение и санитарная техника. - 2008. - № 5. -C. 29-33.

5. Приказ № 69/508 от 27.11.2007. РЭК Томской области. О тарифах на электрическую энергию, поставляемую потребителям Томской области [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://rec.tomsk.gov.ru/document/docto/12992.html. -10.06.2009.

6. Песковская П. Правительство готовит бум тарифов // Коммерсантъ. - 2008. - № 70 (3887). - 24 апреля.

7. Муравлева О.О., Тютева П.В. Совершенствование асинхронных двигателей для регулируемого электропривода // Известия Томского политехнического университета. - 2007. - Т. 310. -№ 2. - C. 177-181.

Поступила 10.05.2009 г.

УДК 621.313.32

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ ДВИГАТЕЛЯ ПОСТОЯННОГО ТОКА С ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМ ВОЗБУЖДЕНИЕМ НА ОСНОВЕ МЕТОДА QR РАЗЛОЖЕНИЯ

Н.В. Шишков

Инновационный Евразийский университет, г. Павлодар, Казахстан E-mail: [email protected]

Рассмотрен метод определения основных параметров двигателя постоянного тока с последовательным возбуждением с использованием метода QR разложений. Показаны относительные ошибки в определении электрических параметров электродвигателей различной мощности.

Ключевые слова:

Двигатель постоянного тока последовательного возбуждения, математическая модель, идентификация параметров, QR метод

разложения.

Key words:

Direct current motor of series excitation, mathematical model, parameter identification, QR decomposition technique.

Параметры двигателя постоянного тока с последовательным возбуждением (ДПТ ПВ), определяющие эксплуатационные характеристики и надежность, в частности, активные сопротивления и индуктивности обмоток, как показано в работе [1], зависят от теплового режима нагрузки и

технического состояния и могут отклоняться от номинального значения на 30...40 % и более. Это влечет за собой ухудшение качества управления в статических и динамических режимах работы, снижается эффективность и надежность функционирования.

Известия Томского политехнического университета. 2009. Т. 315. № 4

В связи с этим необходимо определять точные значения параметров ДПТ ПВ непосредственно перед началом работы и в процессе эксплуатации двигателя, что становится возможным, как показано в работе [2], при проведении идентификации параметров на основе анализа процессов электромеханического преобразования энергии. Для этого целесообразно применить универсальную математическую модель на основе обобщенной электрической машины [3], имеющую для неподвижного якоря вид:

сИ„

u„„ — R„. ■ i„ + L.r

— R..

+ W„

W

dO dt

= L.

dt

dO; dt dix dt

A ■ x1 — ъх\

A\ ■ x 2 — Ъ 2 ,

где A\ —

dir

dt

- массив мгновенных значении

тока двигателя и значений первой производной тока двигателя; Ь1=[ыов] и Ь2=[ым] - вектора мгновенных значений напряжений обмоток возбуждения и

якоря; Х\ —

- вектора оценивае-

где иоя, иов - мгновенные значения напряжений обмоток якоря и возбуждения, В; Я„я, Я„е - активные сопротивления цепей якоря и возбуждения, Ом; ¡я - ток в цепи машины, А; Ж„е - число витков обмотки цепи возбуждения; Ь0я, Ьж - индуктивности обмоток цепи якоря и возбуждения, Гн; Ф - магнитный поток, Вб.

Определение активных сопротивлений и ин-дуктивностей обмоток возбуждения и якоря ДПТ ПВ проведем на основе метода QR разложения, реализованного применительно к объекту исследования с использованием уравнений (*); измеренных и сформированных в массив мгновенных значений тока и значений первой производной тока двигателя, а также измеренных и сформированных в векторы мгновенных значений напряжения обмотки возбуждения и мгновенных значений напряжения обмотки якоря.

Для получения оценок на основе метода QR разложения преобразуем уравнения (*) и получим:

мых параметров обмоток возбуждения и якоря.

Оценивание вектора параметров производим путем решения уравнений методом QR разложения массива Л{:

№] = чг ([ л,]), =Я|\(|0|Г х I Ь | );

—iR|\(ief х|Ъ21),

где |R| - верхняя треугольная матрица; |Q|T - ортогональная транспонированная матрица; - алгоритм QR разложения на основе преобразовании Гивенса, подробно рассмотренный в [4].

Для анализа работы предлагаемого метода в программной среде MATLAB 7.1 разработана виртуальная модель ДПТ ПВ в режиме с неподвижным якорем. На рис. 1 представлена структурная схема модели. Моделирование проводилось на основе справочных данных краново-металлургических двигателей постоянного тока с последовательным возбуждением серии «Д» мощностью от 2,5 до 150 кВт. Источник напряжения представлен генератором сигнала параболической формы с амплитудой сигнала не более 5 % номинального напря-

Рис. 1. Структурная схема модели ДПТ ПВ в режиме с неподвижным якорем

Рис. 2. Относительные ошибки идентификации параметров обмоток

жения двигателя, время моделирования - 0,1 с. В результате моделирования были сформированы: массив мгновенных значений тока и первой производной тока, векторы мгновенных значений напряжения обмотки возбуждения и обмотки якоря.

Алгоритм работы метода определения основных параметров разработан в редакторе программ среды МЛТЬЛВ 7.1 на основе встроенных математических программных модулей. Результатом работы алгоритма является расчет векторов оцениваемых параметров обмотки якоря и обмотки возбуждения на основе QR разложения массива и векторов мгновенных значений данных, полученных в результате компьютерного моделирования модели ДПТ ПВ.

Результаты идентификации параметров обмоток ДПТ ПВ (Д12 - 2,5 кВт; Д21 - 4,5 кВт; Д22 -6 кВт; Д31 - 8 кВт; Д32 - 12 кВт; Д41 - 16 кВт; Д806 - 22 кВт; Д810 - 37 кВт; Д812 - 55 кВт; Д814 -75 кВт; Д816 - 110 кВт; Д818 - 150 кВт) сравнивались с справочными значениями, вводимыми в мо-

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бурковский А.Н., Ковалев Е.Б., Коробков Е.К. Нагрев и охлаждение электродвигателей взрывозащищенного исполнения. - М.: Энергия, 1970. - 185 с.

2. Пат. 18549 РК. МПК8 G01L 3/10. Способ определения параметров машины постоянного тока последовательного возбуждения / В.Ю. Мельников, В.В. Кибартас, Н.В. Шишков. Заявлено 15.12.2005; Опубл. 15.06.2007, Бюл. № 6. - 4 с.

дель, затем рассчитывалась относительная ошибка. Относительные ошибки результатов идентификации основных параметров ДПТ ПВ, полученных при виртуальном моделировании в среде МЛТ-^В 7.1, представлены на рис. 2.

Выводы

Показано, что метод QR разложения применим для идентификации параметров двигателей постоянного тока с последовательным возбуждением в режиме с неподвижным якорем. Относительная ошибка идентификации параметров не превышает 0,04 % для различных типов и мощностей электродвигателей. Формы кривых относительных ошибок в определении основных параметров показывают слабо выраженную связь между изменением номинальной мощности электродвигателя и снижением эффективности предложенного метода, что указывает на возможности использования данного метода для идентификации двигателей постоянного тока с последовательным возбуждением различных типов.

3. Ключев В.И. Теория электропривода. - М: Энергоатомиздат, 1985. - 560 с.

4. Голуб Дж., Ван Лоун Ч. Матричные вычисления. - М.: Мир, 1999. - 195 с.

Поступила 06.07.2009г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.