Научная статья на тему 'Определение оси дороги по данным лазерного сканирования'

Определение оси дороги по данным лазерного сканирования Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
395
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЗЕМНОЕ ЛАЗЕРНОЕ СКАНИРОВАНИЕ / ОСЬ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ / TERRESTRIAL LASER SCANNING / MOTORROAD AXIS

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Троян Алексей Сергеевич

В статье представлено к рассмотрению программный продукт для определения оси автомобильной дороги по данным, полученным путем наземного лазерного сканирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Троян Алексей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DETERMINATION OF ROAD AXIS BY LASER SCANNING

The software for motorroad axis determination by the data of terrestrial laser scanning is presented.

Текст научной работы на тему «Определение оси дороги по данным лазерного сканирования»

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСИ ДОРОГИ ПО ДАННЫМ ЛАЗЕРНОГО СКАНИРОВАНИЯ

Алексей Сергеевич Троян

Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, аспирант кафедры инженерной геодезии и информационных систем, тел. (953)8888-533, e-mail: a.troyan@list.ru

В статье представлено к рассмотрению программный продукт для определения оси автомобильной дороги по данным, полученным путем наземного лазерного сканирования.

Ключевые слова: наземное лазерное сканирование, ось автомобильной дороги.

DETERMINATION OF ROAD AXIS BY LASER SCANNING

Alexey S. Troyan

Post-graduate student, Department of Engineering Geodesy and Information Systems, Siberian State Academy of Geodesy, 10 Plakhotnogo St., Novosibirsk, 630108, Russia, phone: (953)8888-533, e-mail: a.troyan@list.ru

The software for motorroad axis determination by the data of terrestrial laser scanning is presented.

Key words: terrestrial laser scanning, motorroad axis.

На сегодняшний день автомобильные дороги в России имеют плачевный вид, а у некоторых все планы по их строительству безвозвратно утеряны. Таким образом, существует необходимость по созданию такого программного продукта, который оперативно и точно сможет получить и (или) восстановить необходимые данные для контроля состояния дорог.

Целью данной работы является определение оси автомобильных дорог по данным лазерного сканирования.

В настоящее время существует и стремительно развивается технология наземного лазерного сканирования. Наземный лазерный сканер (НЛС) - это съёмочная система, измеряющая с высокой скоростью (от нескольких тысяч до миллиона точек в секунду) расстояния от сканера до точек объекта и регистрирующая соответствующие направления (вертикальные и горизонтальные углы) с последующим формирование трёхмерного изображения (скана) в виде облака точек.

Наземное лазерное сканирование обладает большим рядом преимуществ перед остальными технологиями получения пространственных данных, такими как:

- высокая степень автоматизации;

- высокая производительность НЛС сокращает время полевых работ при создании цифровых моделей объектов, что делает данную технологию более экономически выгодной по сравнению с другими;

- высокая точность измерений;

- высокая степень детализации;

- многоцелевое использование результатов лазерного сканирования. [1]

При необходимости получения более точных, детальных характеристик мостов, эстакад, надземных коммуникаций, линейные размеры объектов используют наземное лазерное сканирование. Взаимное положение моделей объектов определяется с высокой точностью, потому что все полученные материалы съемок хранятся в едином трехмерном координатном поле. И все трехмерные модели подобных объектов по данным сканирования создаются однозначно.

Трехмерные модели таких объектов по данным сканирования создаются однозначно, так как все материалы съемок находятся в едином трехмерном координатном поле, благодаря чему.

На сегодняшний день, наземное лазерное сканирование является самым оперативным и производительным способом для получения точной и полной информации о пространственном объекте.

Для определения оси автомобильной дороги в работе мы используем пространственные данные, полученные путем использования средств наземного лазерного сканирования. Эти данные обрабатываются в программном продукте Leica Cyclone. Далее, полученное облако точек выгружается в текстовый файл, в котором отображаются координаты (XYZ) каждой точки.

Программа написана с помощью языка программирования Lua. Lua выбран потому, что он обладает качествами C++, которые необходимы при работе с данными, и одновременно является интерпретируемым языком (исходный код программы преобразуется в программный код непосредственно во время выполнения программы).

Первый этап обработки данных включает в себя загрузку результатов лазерного сканирования и преобразование их в удобный для обработки формат. На практике этот этап эффективнее всего совместить с отсечением (упрощением) данных. Для упрощения данных используются следующие алгоритмы:

1. упрощение по концентрации: множество точек, попавшее в куб с заданной стороной, объединяется до одной точки (путем вычисления среднего значения);

2. фильтрация шумов (предварительная) - кубы, имеющие малое количество точек, и не находящиеся рядом с местами концентрации точек исключаются. Коэффициенты, определяющие минимальное количество точек, определяются в файле конфигурации либо пользователем

3. хранение в памяти в виде структуры, а также хранение в СУБД (система управления базами данных) sqlite с использованием индексов. Это позволяет выполнять вычисления с большими объемами данных с приемлемой скоростью.

Упрощенные данные в виде файлов загружаются в программу-редактор для последующей обработки. В ней пользователь должен определить края дороги на основании карты высот и трехмерного представления исследуемого объекта.

Края дороги выделяются с помощью создания ломаных линий, представляющих вертикальные полигоны. При вводе ломаных линий пользователю отображается "коридор", в который должна попасть кромка дороги для выдержи-

вания требуемой точности. По данным линиям производится расчет средней линии дороги, а также происходит отбрасывание точек, не принадлежащих дороге.

Для отображения двумерной проекции используется двумерный движок love2d, а для отображения трехмерной сцены используется трехмерный движок ЬтНсЬ! Движок love2d используется для создания графических приложений на языке 1иа.

Особенность трехмерного движка 1ггНсМ заключаются в том, что он способен беспрепятственно присоединяться к большом числу языков программирования, в том числе 1иа.

Проделав данную работу, можно сказать о следующем:

• впервые используется возможность построения оси автомобильной дороги по результатам наземного лазерного сканирования с фильтрацией данных;

• данный алгоритм позволит повысить эффективность обработки данных и уменьшить время, потраченное на работу;

• дальнейшее развитие модулей позволит решать другие производственные задачи, такие как определение ровности дорожного покрытия, построение различных видов сечений, вычисление объемов и др.

На рис. 1 представлен фрагмент выполнения программы.

Рис. 1. Отображение части автомобильной дороги БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Троян А.А. Определение ровности дорог методом аппроксимации по результатам наземного лазерного сканирования // Трехмерное моделирование для решения научных и

прикладных задач [Текст]: сб. тезисов докладов Межвузовской научной конференции учащейся молодежи, 2012г., Новосибирск. - Новосибирск: СГГА, 2012 - С. 19-21.

2. Середович В.А., Наземное лазерное сканирование / Комиссаров А.В., Комиссаров Д.В., Широкова Т.А. - Новосибирск: СГГА, 2009

© А.С. Троян, 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.