Научная статья на тему 'Определение оптимальной схемы сжигания низкокачественного мазута в котле ТГМ-84Б'

Определение оптимальной схемы сжигания низкокачественного мазута в котле ТГМ-84Б Текст научной статьи по специальности «Химические технологии»

CC BY
123
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕПЛОЭНЕРГЕТИКА / ПАРОВЫЕ КОТЛЫ / ТГМ-84Б / МАЗУТ / ОПТИМИЗАЦИЯ СЖИГАНИЯ / HEAT ENERGY / STEAM CALDRONS / TGM-84B / FUEL OIL / OPTIMIZATION OF THE INCINERATION

Аннотация научной статьи по химическим технологиям, автор научной работы — Таймаров Михаил Александрович, Мазитов Альберт Ильгизович

Получена оптимальная схема сжигания низкокачественного мазута в котле ТГМ-84Б, при которой достигается достаточно высокий коэффициент полезного действия и отсутствует потухание факела.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по химическим технологиям , автор научной работы — Таймаров Михаил Александрович, Мазитов Альберт Ильгизович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Determination of the optimum scheme of the incineration of bad quality black oil on caldrons

The optimum scheme of burning of bad quality black oil in the boiler ТGМ-84B is obtained, for want of with which rather high efficiency is reached and there is no extinction of a plume.

Текст научной работы на тему «Определение оптимальной схемы сжигания низкокачественного мазута в котле ТГМ-84Б»

УДК 662.611

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОПТИМАЛЬНОЙ СХЕМЫ СЖИГАНИЯ НИЗКОКАЧЕСТВЕННОГО МАЗУТА В КОТЛЕ ТГМ-84Б

М.А. ТАЙМАРОВ, А.И. МАЗИТОВ Казанский государственный энергетический университет

Получена оптимальная схема сжигания низкокачественного мазута в котле ТГМ-84Б, при которой достигается достаточно высокий коэффициент полезного действия и отсутствует потухание факела.

Ключевые слова: теплоэнергетика, паровые котлы, ТГМ-84Б, мазут, оптимизация сжигания.

Работа котлов на смеси газа и мазута обычно бывает вынужденной при недостаточном поступлении газа на электростанцию для обеспечения чисто «газового» режима. Иногда режим сжигания смеси диктуется необходимостью снижения тепловых нагрузок в нижней части топочной камеры для облегчения условий работы экранных труб, снижения интенсивности низкотемпературной коррозии «хвостовых» поверхностей нагрева, металлических газоходов и дымовых труб. В резервуарах мазут хранится долгое время, постоянно подогревается паром, в результате - жидкое топливо набирает влагу. Определение оптимальной схемы сжигания низкокачественного мазута с высоким содержанием влаги является актуальным.

Введение

В настоящее время существует проблема сжигания сильно обводненного мазута в топках паровых котлов. Трудность сжигания состоит в том, что горение сопровождается хлопками в топке, погасанием пламени и неустойчивым факелом, геометрическое положение которого относительно форсунки перемещается. В данной работе приводятся результаты испытаний по режимным параметрам работы котла ТГМ-84Б (станционный №4) Набережно-Челнинской ТЭЦ при сжигании мазута с содержанием влаги до 10,4 %. Низшая теплота сгорания высокосернистого мазута М-100 в сухой массе при экспериментах составляла 9571 ккал/кг.

Цель работы - определить оптимальную схему сжигания мазута с содержанием влаги до 10,4 % в котле ТГМ-84Б.

Испытывалось сжигание мазута по смешанным схемам: 2 горелки на газе и 4 на мазуте, и 2 горелки на мазуте и 4 на газе. При сжигании смеси газ - мазут определялся коэффициент избытка воздуха в топке, перед воздухоподогревателем и в уходящих газах газовым анализатором [1, 2]. Штатными Х-А термопарами определялась температура уходящих газов, после калорифера и горячего воздуха после регенеративного воздухоподогревателя (РПВ). Кроме того, определялся коэффициент полезного действия брутто. В экспериментах сжигался мазут с содержанием влаги 3,4, 6,4 и 10,4 %. В настоящей статье данные по режимным параметрам процесса сжигания смешанного топлива получены из следующих источников: из результатов испытаний, расчетов по программе, режимных карт.

Полученные результаты и их обсуждение

По результатам расчетов при технологии сжигания мазута по схеме 2 горелки на мазуте (№»№»2,3) и 4 горелки на газе (№»№»1,4,5,6), по сравнению со схемой сжигания 4 горелки на мазуте (№»№»1-4) и 2 на газе (№»№»5,6), КПД котла

© М.А. Таймаров, А.И. Мазитов Проблемы энергетики, 2011, № 5-6

выше, в среднем, на 0,17 %. Температура воздуха после РВП при технологии сжигания мазута по данной схеме выше, в среднем, на 10 °С. Схемы сжигания смешанного топлива, в зависимости от содержания влаги в мазуте, различаются по температуре продуктов сгорания на выходе из топки. С увеличением доли сжигаемого газа в составе смешанного топлива температура продуктов сгорания на выходе из топки возрастает.

Параметры технологических карт по результатам расчетов при сжигании смешанного топлива по 2 схемам: 1) 4 горелки на мазуте (№№ 1-4) и 2 на газе (№№ 5, 6) и 2)2 горелки на мазуте (№№ 2,3) и 4 на газе (№№ 1, 4, 5,6)- в зависимости от содержания влаги в мазуте приведены в таблице, при нагрузке 420 т/ч.

Таблица

Технологическая карта процесса сжигания мазута с влажностью от 3,4 до 10,4 %

при нагрузке 420 т/ч

Схема ат. ав.п. аух.г г °С г °С 1 к.! ^ г °С г.в КПД, %

1 3,4 1,03 1,2 1,22 155 70 239 93,11

6,4 1,05 1,22 1,24 160 70 240 92,78

10,4 1,07 1,24 1,27 165 70 241 92,39

2 3,4 1,03 1,15 1,2 150 70 244 93,21

6,4 1,05 1,17 1,21 155 70 249 92,95

10,4 1,07 1,19 1,23 160 70 254 92,67

Обозначения: Ж - содержание влаги в мазуте, %; ат - коэффициент избытка воздуха в топке; ав.п. - коэффициент избытка воздуха перед воздухоподогревателем, Оухг - коэффициент избытка воздуха в уходящих газах; гух.г - температура уходящих газов, °С; гк - температура воздуха после калорифера, °С; ггв - температура горячего воздуха после регенеративного воздухоподогревателя, °С; КПД - коэффициент полезного действия котла брутто, %.

С увеличением содержания влаги в мазуте с 3,4 до 10,4 % для предупреждения хлопков в топке и погасания факела коэффициент избытка воздуха в топке должен поддерживаться в пределах от 1,03 (при Ж= 3,4 %) до 1,07 (при Ж=10,4 %).

С увеличением содержания влаги в мазуте с 3,4 до 10,4 % температура уходящих газов увеличивается со 155 °С до 165 °С (при Ж=10,4 %).

Параметр крутки в тангенциальных завихрителях воздуха в горелках составлял и=1,049. Направление крутки по номерам горелок 1/2/3/4/5/6 было следующим: левая /правая / левая /правая /левая /правая (рис. 1).

Двухсветный экран

2-й ярус, отметка 10,8 м "Л Горелка №5 1 г\ Горелка №6

1-й ярус, отметка 7,2 м Горелка №1 Горелка Горелка №2 1 №3 Г\ Горелка №4

Рис. 1. Типовая (существующая) крутка факела горелок котла ТГМ-84Б ст. №4 НчТЭЦ (номера горелок и направления крутки при виде с фронта котла)

Из рис. 2 видно, что данные режимной карты являются заниженными по сравнению с технологическими картами.

Испытывалась схема сжигания смешанного топлива: горелки №№2,3,5,6 -на мазуте, горелки №№ 1,4 - на газе, которая, по сравнению со схемой сжигания: горелки №№1-4 - на мазуте, горелки №№5-6 - на газе, показала более устойчивое горение факела без хлопков и погасаний при высоком содержании влаги в мазуте.

Сравнение результатов испытаний, с результатами технологических карт и с данными режимных карт приведено на рис. 2.

Л 94 ..

92

90

КПД,%

200

300

400

Нагрузка, т/ч

Рис. 2. КПД в зависимости от нагрузки котла ТГМ-84Б при сжигании смешанного топлива по схеме: горелки №№ 2,3 - на мазуте, горелки №№ 1,4,5,6 - на газе при влажности мазута 3,4%: Д - эксперимент (при влажности мазута 6,4%); О - режимная карта; ф технологическая карта

Выводы

1. При высоком содержании влаги в мазуте предпочтительной является схема сжигания смешанного топлива: горелки №№2,3 - на мазуте, горелки №№ 1,4,5,6 - на газе.

2. При сжигании высокосернистого мазута М-100 с ростом содержания влаги в мазуте от 3,4 % до 10,4 % коэффициент избытка воздуха в топке должен увеличиваться от 1,03 до 1,07, при одновременном увеличении температуры подаваемого в горелки воздуха от 240 до 260 °С, во избежание хлопков и погасания факела в топке.

Summary

The optimum scheme of burning of bad quality black oil in the boiler TGM-84B is obtained, for want of with which rather high efficiency is reached and there is no extinction of a plume.

Key words: heat energy, steam caldrons, TGM-84B, fuel oil, optimization of the incineration.

Литература

1. Таймаров М.А. Лабораторный практикум по курсу «Котельные установки и парогенераторы». Казань: КГЭУ, 2004. 107 с.

2. Теплотехнические испытания котельных установок / В.И. Трембовля и др. М.: Энергия, 1977. 297 с.

Поступила в редакцию 14 марта 2011 г.

Таймаров Михаил Александрович - д-р техн. наук, профессор, заведующий кафедрой «Котельные установки и парогенераторостроение» (КУШ ) Казанского государственного энергетического университета (КГЭУ). Тел.: 8 (843) 519-43-61. E-mail: taimarovma@yandex.ru.

Мазитов Альберт Ильгизович - соискатель кафедры «Котельные установки и парогенераторостроение» (КУШ ) Казанского государственного энергетического университета (КГЭУ). Тел.: 8 (843) 519-43-61.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.