-------------------------------------------- © С. Шоджааталхосейни,
2009
УДК 622.6.2
С. Шоджааталхосейни
ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАГРУЗОК НА ПОДШИПНИКИ РОЛИКООПОР ЛИНЕЙНЫХ СЕКЦИЙ ЛЕНТОЧНЫХ КОНВЕЙЕРОВ ГОРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
/ я енточные конвейеры, которые •/ .ж являются непрерывным видом транспорта, широко применятся на открытых и подземных горных предприятиях. В последнее время их производительность, длина, и энерговооружённость резко возросли, в связи, с чем стали обоснованно предъявляться повышенные требования к надёжности основных узлов конвейера (ленте, элементам става, роликоопорам узла загрузки и линейных секций, а также к приводным устройствам).
Увеличение производительности карьеров и шахт предъявляет требование к применению на них высокопроизводительных ленточных конвейеров (на открытых горных работах их производительность достигает 15000 м3 /ч , а на угольных шахтах до 3000 Тч).
Теоретическая весовая производительность О (Тч) ленточного конвейера равна
О = 3600Я/у, (1)
где Р - площадь сечения груза на ленте конвейера, м2; V - скорость движения конвейерной ленты, м/с; у - насыпная плотность транспортируемого груза, Тм3 .
Поперечное сечение насыпного груза на ленте конвейера Р (м2) зависит от ряда факторов: типа роликоопоры — для плоской или лотковой ленты.
Для лотковой ленты (обычно это трёхроликовая роликоопора с одинаковыми роликами) величина Р зависит от: углов наклона боковых роликов и соотношения длин поддерживающих ленту роликов; ширины ленты В и части ширины ленты на которой располагается насыпной груза («рабочая» ширина ленты Ь); характеристики насыпного груза — угла естественного откоса на движущейся ленте ф и его гранулометрического состава.
«Рабочая» ширина ленты Ь (м) может быть определена из соотношения
Ь = 0,9В - 0,05 .
Таким образом, при заданной производительности О , скорости движения ленты V и насыпной плотности транспортируемого груза у, из формулы (1) определяют теоретическую площадь сечения груза Р находящуюся на движущейся ленты конвейера, которая состоит из из площади трапеции Р2 и площади треугольника Р1 , рис. 1.
С учётом вышеизложенного теоретическая площадь сечения груза на ленте движущейся по трёхроликовой опоре может быть определена по формуле
F = F + f2 = b2 |[cosp' + © (1 - cosp')]2 4 |х(ф + fgp')-©2fgp'
где ©
(2)
безразмерный коэффици-
I
ент, 0 = —; 1р - длина поддерживающе-Ь
го ролика, м; в' - угол наклона боковых роликов, град (рис. 1); Кз - безразмерный коэффициент, который является функцией переменных ф , в' и0, (коэффициент сечения К з).
Характер изменения К3 в зависимости от угла наклона боковых роликов в' и для различных углов естественного откоса груза в движении ф приведен на графике (рис. 2). На этом графике штрихпунктирная линия
Рис. 1. Сечение грузовой ветви ленточного конвейера оснащённого трёхроликовыми опорами
соответствует значению © для роликов одинаковой длины.
Для определения нагрузок на подшипниковые узлы трёхроликовых роликоопор ленточных конвейеров необходимо по формуле (2) вычислить площадь сечения груза и по нижеприведённой методике определить нагрузки и ресурс работы подшипников роликов.
Для вычисления площади сечения груза, располагаемого на ленте ленточного конвейера, оснащённого трёхроликовыми роликоопорами, была написана программа расчёта с использованием известного пакета «Visual Basik».
Для вычислений необходимо ввести три параметра: ширину ленты В , длину ролика lp и угол естественного откоса
транспортируемого материала в движении ф . После этого программа начинает
автоматическое вычисление площадёй сечения груза для различных углов наклона боковых роликов (начиная от Р' = 00 до Р' = 900, с интервалом в 50), и строит график зависимости площади
Рис. 2. Зависимость К 3 от ©, Р' и ф : а - ф = 150 ; б - ф = 20°
1
Рис. 3. Блок-схема программы по вычислению площадей сечения груза на трёхроликовыгх ро-ликоопорах ленточного конвейера
сечения груза Р на ленте, от угла наклона боковых роликов при заданном угле естественного откоса груза в дви-женииф, рис. 4, 5. Блок - схема программы приведена на рис. 3.
Анализ физико-механических
свойств транспортируемых грузов, по-
казал, что углы естественных откосов транспортируемых грузов находятся в пределах от 15 до 22 , поэтому расчёты
производились Ф =150; 200 и 220.
для трех значении
Угол наклона боковых роликов, А
Рис. 4. График зависимости теоретической площади сечения груза Р на ленте конвейера 2ЛТ100У, от угла наклона боковыш роликов при заданном угле естественного откоса груза в движении ф, при длине роликов I р = 425 ММ.
а- 2ЛТ160У -1600-610
X
V
Угол наклона боковых роликов, А
Рис. 5. График зависимости теоретической площади сечения груза Р на ленте конвейера 2ЛТ160У, от угла наклона боковыш роликов при заданном угле естественного откоса груза в движении ф, при длине роликов Iр = 610 ММ.
Для исследований были выбраны трёхроликовые роликоопоры применяемые на ленточных конвейерах выпускаемых ОАО «Александровский машза-вод», ОАО «Сибсельмаш», и ролико-опоры германской фирмы «PRECISME-KA - MONTAN», предназначенные для работы со стандартными лентами шириной 800-1600 мм [2].
Из приведённых графиков видно, что максимальная площадь сечения груза на ленте будет иметь место при угле наклона боковых роликов в'= 40 - 450. При увеличении угла естественного kc откоса в движении ф , в оговорённых ранее пределах, площадь сечения груза на движущейся ленте, а, следовательно, и производительность конвейера увеличивается на 22 - 25 %.
Известно, что наиболее нагруженным роликом в поддерживающей трёхроликовой роликоопоре грузовой ветви (при роликах одинаковой длины), является средний ролик [1].
Рассмотрим метод выбора и расчета шариковых подшипников которые обычно устанавливают в роликоопорах ленточных конвейеров.
В общемашиностроительных расчетах для определения срока службы подшипника обычно используют следующую формулу:
(З)
Действующую нагрузку Р на подшипник определяют по максимально нагруженному среднему ролику желобчатой роликоопоры при постоянном грузопотоке Q т/ч, с учётом того, что большая часть действующей нагрузки приходится на средний ролик (65-70 %), а на два боковых (35-30 %).
P = + Gg sin2 р',
2 2 2 g F
(4)
где ОГ, ,ОЛ, Ор — вес груза, ленты и вращающихся частей ролика, соответственно приходящиеся на подшипник среднего ролика, которые определяются из формул: (для угла наклона боковых роликов в'= 30°).
„ . огв
Г c 3.6ил ’
Qi’
Gg = kg —^ sin p'; 3.6u„
-л = Ял ^' ,
(5)
(б)
(7)
где п - частота вращения подшипника; к - срок службы подшипника; а =0,3 -показатель степени для шарикоподшипников; С - константа, характеризующая грузоподъемность; Р - нагрузка действующая на подшипник.
Данную формулу используют при условии, что обеспечена качественная защита подшипника от пыли при постоянно присутствующей смазке.
где кс и к6 - коэффициенты, учитывающие с нагрузки на средний и боковой ролики в зависимости от угла наклона боковых роликов. При угле наклона в' =300 - = 0,65; к6 =0,175, а при в' = 350 - кс =0,7 и к6 = 0,15.
Величину Ор - выбирают по каталогу завода изготовителя.
Если входной грузопоток периодически меняется во времени (изменение производительности во времени), то вводят понятие эквивалентной нагрузки
р = Р13 П1 + Р23 П2 + ... + Рп3 Пп (8)
„„л п ,
где Р1,Р2,Р3,...,Рп - постоянные нагрузки, действующие в течение п1 п2,...,пп оборотов ролика; п = п1 +п2+
+...+ пп - суммарное число оборотов ролика конвейера.
Значения коэффициента динамичности для загрузочных и линейных секций
Транспортируемый груз Коэффициент /дин
Линейные секции Загрузочные секции
Мелкозернистый материал 1.1 1.25
Вскрышные породы, уголь с отдельными кусками массой до 20 кг 1.25 1.75
Кусковая порода с отдельными кусками массойдо 60 кг (5 %) 1.5 2.0
То же, при процентном содержании кусков до 20 % 1.75 2.5
Кусковатая порода с отдельными кусками массой до 100 кг (5 %) 2.0 3.0
То же, при процентном содержании кусков до 20 % 2.5 3.5
Из формулы (3) при заданном сроке службы подшипника имеем
С = п03 Л0,3 Р (9)
По полученному из формулы (9) значению С из каталогов находят тип подшипника, обеспечивающего значение С не меньше рассчитанного. Однако применительно к расчету подшипников роликов ленточных конвейеров формула (9) дает заниженные значения С, так, как не учитывает некоторые дополнительные факторы.
Обычно, при транспортировании рядовых крупнокусковых грузов на подшипник ролика помимо статических воздействуют и динамические нагрузки, существенно снижающие срок его службы. В этом случае в формулу (8) необходимо ввести усредненный коэффициент динамичности /ДИН т.е.
С = п0 3 Л0 3 РГ,
ДИН
(9,а)
Усредненный коэффициент дина-
мичности
ДИН зависит от коэффициен-
та динамичности, определяемого как
К
Р,
ДИН
ДИН
Р.
(10)
Поскольку время действия динамических нагрузок составляет часть общего времени действия нагрузки на ролик < Т), то в соответствии с формулой (8) эквивалентная динамическая нагрузка Рдин.экв меньше Рдин и, следовательно, усредненный коэффициент динамичности, равный
ДИН .ЭКВ
№
ДИН
ДИН
(11)
где РдИН - динамическая нагрузка, возникающая при ударе куска весом РСТ на роликоопоре.
окажется также меньше КдИН. при увеличении процентного содержания крупных кусков коэффициент /дИН увеличивается. Из формулы (11) следует также, что усредненный коэффициент динамичности зависит от РдИН нелинейно.
В таблице приведены некоторые усреднённые значения коэффициента /дИН для линейных и загрузочных секций, использование которых в формуле (9) позволит определить значение коэффициента С «снизу» [3].
Выводы
С помощью разработанной программы расчёта максимальной площади сечения грузов, были рассчитаны теоретические площади сечений грузов на ленте типажных конвейеров выпускаемых ОАО «Александровский машзавод», ОАО «Сибсельмаш», и германской фирмы «РКЕОБМЕКЛ - МОЖЛК», предназначенные для работы со стан-
дартными лентами шириной 800-1600 мм.
Расчёты показывают, что максимальная площадь сечения груза на ленте будет иметь место при угле наклона боковых роликов в' = 40 - 450. При увеличении угла естественного откоса в движении ф , в оговорённых ранее пределах, площадь сечения груза на движущейся
1. Шахмейстер Л.Г. Дмитриев В.Г. Теория и расчёт ленточного конвейера. М. Недра, 1978, с. 23-27.
2. Каталог фирмы Ргее18шека - шоп1ап “Tragrollen ипё zubenhor”,ausgabe 01.2006.
ленте, а, следовательно, и производительность конвейера увеличивается на 22-25 %.
Предложена методика расчета подшипников роликоопор линейных секций учитывающая динамические нагрузки, возникающие в подшипниках роликоопор линейных секций при транспортировании кусковых грузов.
-------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
3. Дмитриев В.Г., Галкин В.И. Исследование динамических нагрузок в ролико-опорах линейных и загрузочных секций при транспортировании крупных кусков. - Изв. Вузов. Горный журнал, 1975, №1, с. 108-112. и:и=]
— Коротко об авторе -------------------------------------------------------------
Шоджааталхосейни С. - кафедра «Горная механика и транспорт», Московский государственный горный университет.
Рецензент д-р техн. наук, проф. В.Г. Дмитриев.
А
----------------------------------- ДИССЕРТАЦИИ
ТЕКУЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ЗАЩИТАХ ДИССЕРТАЦИЙ ПО ГОРНОМУ ДЕЛУ И СМЕЖНЫМ ВОПРОСАМ
Автор Название работы Специальность Ученая степень
ГОРНЫЙ ИНСТИТУТ УРО РАН
НЕСТЕРЕНКО Геннадий Филиппович Управление аэрогазодинамическими и тепломассообменными процессами при нормализации атмосферы карьеров 25.00.20 д.т.н.