Научная статья на тему 'Определение нагрузок на подшипники роликоопор линейных секций ленточных конвейеров горных предприятий'

Определение нагрузок на подшипники роликоопор линейных секций ленточных конвейеров горных предприятий Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
576
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Шоджааталхосейни С.

Предложена методика расчета подшипников роликоопор линейных секций учитывающая динамические на-грузки, возникающие в подшипниках роликоопор линейных секций при транспортировании кусковых грузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Шоджааталхосейни С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLLER-TYPE LINEAR BEARING LOAD DETERMINATION FOR THE DELF BELT CONVEYORS

A design procedure is suggested for the roller-type linear bearings taking account of dynamic loads during lump material transportation.

Текст научной работы на тему «Определение нагрузок на подшипники роликоопор линейных секций ленточных конвейеров горных предприятий»

-------------------------------------------- © С. Шоджааталхосейни,

2009

УДК 622.6.2

С. Шоджааталхосейни

ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАГРУЗОК НА ПОДШИПНИКИ РОЛИКООПОР ЛИНЕЙНЫХ СЕКЦИЙ ЛЕНТОЧНЫХ КОНВЕЙЕРОВ ГОРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

/ я енточные конвейеры, которые •/ .ж являются непрерывным видом транспорта, широко применятся на открытых и подземных горных предприятиях. В последнее время их производительность, длина, и энерговооружённость резко возросли, в связи, с чем стали обоснованно предъявляться повышенные требования к надёжности основных узлов конвейера (ленте, элементам става, роликоопорам узла загрузки и линейных секций, а также к приводным устройствам).

Увеличение производительности карьеров и шахт предъявляет требование к применению на них высокопроизводительных ленточных конвейеров (на открытых горных работах их производительность достигает 15000 м3 /ч , а на угольных шахтах до 3000 Тч).

Теоретическая весовая производительность О (Тч) ленточного конвейера равна

О = 3600Я/у, (1)

где Р - площадь сечения груза на ленте конвейера, м2; V - скорость движения конвейерной ленты, м/с; у - насыпная плотность транспортируемого груза, Тм3 .

Поперечное сечение насыпного груза на ленте конвейера Р (м2) зависит от ряда факторов: типа роликоопоры — для плоской или лотковой ленты.

Для лотковой ленты (обычно это трёхроликовая роликоопора с одинаковыми роликами) величина Р зависит от: углов наклона боковых роликов и соотношения длин поддерживающих ленту роликов; ширины ленты В и части ширины ленты на которой располагается насыпной груза («рабочая» ширина ленты Ь); характеристики насыпного груза — угла естественного откоса на движущейся ленте ф и его гранулометрического состава.

«Рабочая» ширина ленты Ь (м) может быть определена из соотношения

Ь = 0,9В - 0,05 .

Таким образом, при заданной производительности О , скорости движения ленты V и насыпной плотности транспортируемого груза у, из формулы (1) определяют теоретическую площадь сечения груза Р находящуюся на движущейся ленты конвейера, которая состоит из из площади трапеции Р2 и площади треугольника Р1 , рис. 1.

С учётом вышеизложенного теоретическая площадь сечения груза на ленте движущейся по трёхроликовой опоре может быть определена по формуле

F = F + f2 = b2 |[cosp' + © (1 - cosp')]2 4 |х(ф + fgp')-©2fgp'

где ©

(2)

безразмерный коэффици-

I

ент, 0 = —; 1р - длина поддерживающе-Ь

го ролика, м; в' - угол наклона боковых роликов, град (рис. 1); Кз - безразмерный коэффициент, который является функцией переменных ф , в' и0, (коэффициент сечения К з).

Характер изменения К3 в зависимости от угла наклона боковых роликов в' и для различных углов естественного откоса груза в движении ф приведен на графике (рис. 2). На этом графике штрихпунктирная линия

Рис. 1. Сечение грузовой ветви ленточного конвейера оснащённого трёхроликовыми опорами

соответствует значению © для роликов одинаковой длины.

Для определения нагрузок на подшипниковые узлы трёхроликовых роликоопор ленточных конвейеров необходимо по формуле (2) вычислить площадь сечения груза и по нижеприведённой методике определить нагрузки и ресурс работы подшипников роликов.

Для вычисления площади сечения груза, располагаемого на ленте ленточного конвейера, оснащённого трёхроликовыми роликоопорами, была написана программа расчёта с использованием известного пакета «Visual Basik».

Для вычислений необходимо ввести три параметра: ширину ленты В , длину ролика lp и угол естественного откоса

транспортируемого материала в движении ф . После этого программа начинает

автоматическое вычисление площадёй сечения груза для различных углов наклона боковых роликов (начиная от Р' = 00 до Р' = 900, с интервалом в 50), и строит график зависимости площади

Рис. 2. Зависимость К 3 от ©, Р' и ф : а - ф = 150 ; б - ф = 20°

1

Рис. 3. Блок-схема программы по вычислению площадей сечения груза на трёхроликовыгх ро-ликоопорах ленточного конвейера

сечения груза Р на ленте, от угла наклона боковых роликов при заданном угле естественного откоса груза в дви-женииф, рис. 4, 5. Блок - схема программы приведена на рис. 3.

Анализ физико-механических

свойств транспортируемых грузов, по-

казал, что углы естественных откосов транспортируемых грузов находятся в пределах от 15 до 22 , поэтому расчёты

производились Ф =150; 200 и 220.

для трех значении

Угол наклона боковых роликов, А

Рис. 4. График зависимости теоретической площади сечения груза Р на ленте конвейера 2ЛТ100У, от угла наклона боковыш роликов при заданном угле естественного откоса груза в движении ф, при длине роликов I р = 425 ММ.

а- 2ЛТ160У -1600-610

X

V

Угол наклона боковых роликов, А

Рис. 5. График зависимости теоретической площади сечения груза Р на ленте конвейера 2ЛТ160У, от угла наклона боковыш роликов при заданном угле естественного откоса груза в движении ф, при длине роликов Iр = 610 ММ.

Для исследований были выбраны трёхроликовые роликоопоры применяемые на ленточных конвейерах выпускаемых ОАО «Александровский машза-вод», ОАО «Сибсельмаш», и ролико-опоры германской фирмы «PRECISME-KA - MONTAN», предназначенные для работы со стандартными лентами шириной 800-1600 мм [2].

Из приведённых графиков видно, что максимальная площадь сечения груза на ленте будет иметь место при угле наклона боковых роликов в'= 40 - 450. При увеличении угла естественного kc откоса в движении ф , в оговорённых ранее пределах, площадь сечения груза на движущейся ленте, а, следовательно, и производительность конвейера увеличивается на 22 - 25 %.

Известно, что наиболее нагруженным роликом в поддерживающей трёхроликовой роликоопоре грузовой ветви (при роликах одинаковой длины), является средний ролик [1].

Рассмотрим метод выбора и расчета шариковых подшипников которые обычно устанавливают в роликоопорах ленточных конвейеров.

В общемашиностроительных расчетах для определения срока службы подшипника обычно используют следующую формулу:

(З)

Действующую нагрузку Р на подшипник определяют по максимально нагруженному среднему ролику желобчатой роликоопоры при постоянном грузопотоке Q т/ч, с учётом того, что большая часть действующей нагрузки приходится на средний ролик (65-70 %), а на два боковых (35-30 %).

P = + Gg sin2 р',

2 2 2 g F

(4)

где ОГ, ,ОЛ, Ор — вес груза, ленты и вращающихся частей ролика, соответственно приходящиеся на подшипник среднего ролика, которые определяются из формул: (для угла наклона боковых роликов в'= 30°).

„ . огв

Г c 3.6ил ’

Qi’

Gg = kg —^ sin p'; 3.6u„

-л = Ял ^' ,

(5)

(б)

(7)

где п - частота вращения подшипника; к - срок службы подшипника; а =0,3 -показатель степени для шарикоподшипников; С - константа, характеризующая грузоподъемность; Р - нагрузка действующая на подшипник.

Данную формулу используют при условии, что обеспечена качественная защита подшипника от пыли при постоянно присутствующей смазке.

где кс и к6 - коэффициенты, учитывающие с нагрузки на средний и боковой ролики в зависимости от угла наклона боковых роликов. При угле наклона в' =300 - = 0,65; к6 =0,175, а при в' = 350 - кс =0,7 и к6 = 0,15.

Величину Ор - выбирают по каталогу завода изготовителя.

Если входной грузопоток периодически меняется во времени (изменение производительности во времени), то вводят понятие эквивалентной нагрузки

р = Р13 П1 + Р23 П2 + ... + Рп3 Пп (8)

„„л п ,

где Р1,Р2,Р3,...,Рп - постоянные нагрузки, действующие в течение п1 п2,...,пп оборотов ролика; п = п1 +п2+

+...+ пп - суммарное число оборотов ролика конвейера.

Значения коэффициента динамичности для загрузочных и линейных секций

Транспортируемый груз Коэффициент /дин

Линейные секции Загрузочные секции

Мелкозернистый материал 1.1 1.25

Вскрышные породы, уголь с отдельными кусками массой до 20 кг 1.25 1.75

Кусковая порода с отдельными кусками массойдо 60 кг (5 %) 1.5 2.0

То же, при процентном содержании кусков до 20 % 1.75 2.5

Кусковатая порода с отдельными кусками массой до 100 кг (5 %) 2.0 3.0

То же, при процентном содержании кусков до 20 % 2.5 3.5

Из формулы (3) при заданном сроке службы подшипника имеем

С = п03 Л0,3 Р (9)

По полученному из формулы (9) значению С из каталогов находят тип подшипника, обеспечивающего значение С не меньше рассчитанного. Однако применительно к расчету подшипников роликов ленточных конвейеров формула (9) дает заниженные значения С, так, как не учитывает некоторые дополнительные факторы.

Обычно, при транспортировании рядовых крупнокусковых грузов на подшипник ролика помимо статических воздействуют и динамические нагрузки, существенно снижающие срок его службы. В этом случае в формулу (8) необходимо ввести усредненный коэффициент динамичности /ДИН т.е.

С = п0 3 Л0 3 РГ,

ДИН

(9,а)

Усредненный коэффициент дина-

мичности

ДИН зависит от коэффициен-

та динамичности, определяемого как

К

Р,

ДИН

ДИН

Р.

(10)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поскольку время действия динамических нагрузок составляет часть общего времени действия нагрузки на ролик < Т), то в соответствии с формулой (8) эквивалентная динамическая нагрузка Рдин.экв меньше Рдин и, следовательно, усредненный коэффициент динамичности, равный

ДИН .ЭКВ

ДИН

ДИН

(11)

где РдИН - динамическая нагрузка, возникающая при ударе куска весом РСТ на роликоопоре.

окажется также меньше КдИН. при увеличении процентного содержания крупных кусков коэффициент /дИН увеличивается. Из формулы (11) следует также, что усредненный коэффициент динамичности зависит от РдИН нелинейно.

В таблице приведены некоторые усреднённые значения коэффициента /дИН для линейных и загрузочных секций, использование которых в формуле (9) позволит определить значение коэффициента С «снизу» [3].

Выводы

С помощью разработанной программы расчёта максимальной площади сечения грузов, были рассчитаны теоретические площади сечений грузов на ленте типажных конвейеров выпускаемых ОАО «Александровский машзавод», ОАО «Сибсельмаш», и германской фирмы «РКЕОБМЕКЛ - МОЖЛК», предназначенные для работы со стан-

дартными лентами шириной 800-1600 мм.

Расчёты показывают, что максимальная площадь сечения груза на ленте будет иметь место при угле наклона боковых роликов в' = 40 - 450. При увеличении угла естественного откоса в движении ф , в оговорённых ранее пределах, площадь сечения груза на движущейся

1. Шахмейстер Л.Г. Дмитриев В.Г. Теория и расчёт ленточного конвейера. М. Недра, 1978, с. 23-27.

2. Каталог фирмы Ргее18шека - шоп1ап “Tragrollen ипё zubenhor”,ausgabe 01.2006.

ленте, а, следовательно, и производительность конвейера увеличивается на 22-25 %.

Предложена методика расчета подшипников роликоопор линейных секций учитывающая динамические нагрузки, возникающие в подшипниках роликоопор линейных секций при транспортировании кусковых грузов.

-------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

3. Дмитриев В.Г., Галкин В.И. Исследование динамических нагрузок в ролико-опорах линейных и загрузочных секций при транспортировании крупных кусков. - Изв. Вузов. Горный журнал, 1975, №1, с. 108-112. и:и=]

— Коротко об авторе -------------------------------------------------------------

Шоджааталхосейни С. - кафедра «Горная механика и транспорт», Московский государственный горный университет.

Рецензент д-р техн. наук, проф. В.Г. Дмитриев.

А

----------------------------------- ДИССЕРТАЦИИ

ТЕКУЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ЗАЩИТАХ ДИССЕРТАЦИЙ ПО ГОРНОМУ ДЕЛУ И СМЕЖНЫМ ВОПРОСАМ

Автор Название работы Специальность Ученая степень

ГОРНЫЙ ИНСТИТУТ УРО РАН

НЕСТЕРЕНКО Геннадий Филиппович Управление аэрогазодинамическими и тепломассообменными процессами при нормализации атмосферы карьеров 25.00.20 д.т.н.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.