Научная статья на тему 'Определение ключевых параметров быстрорастущей компании для управления процессом роста организации'

Определение ключевых параметров быстрорастущей компании для управления процессом роста организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
149
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ / MANAGEMENT / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / БЫСТРОРАСТУЩИЕ КОМПАНИИ / FAST-GROWING COMPANIES / СТРАТЕГИЯ / STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Джуха В.М., Семенцов С.Ю.

В статье представлено исследование феномена быстрорастущих компаний, на опыте зарубежных стран определено их значение для национальной экономики. На основе рейтинга «Техуспех-2016» исследовано состояние и перспективы развития таких компаний в России, а также выявлены ключевые характерные им параметры. Сделанные выводы позволяют определить направления и принципы стратегического управления современной организацией, стремящейся к достижению и сохранению высоких темпов роста в долгосрочной перспективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DETERMINATION OF THE KEY PARAMETERS OF A FAST-GROWING COMPANY FOR MANAGING THE GROWTH PROCESS OF THE ORGANIZATION

The article presents a study of the phenomenon of fast-growing companies. Their significance for the national economy is determined on the experience of foreign countries. The state and development prospects of such companies in Russia are investigated and their key intrinsic parameters are revealed on the basis of the rating «Techsuccess-2016». The conclusions drawn allow us to determine the directions and principles of strategic management of a modern organization that strives to achieve and maintain high growth rates in the long term.

Текст научной работы на тему «Определение ключевых параметров быстрорастущей компании для управления процессом роста организации»

Джуха В.М.,

д.э.н., профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, проректор по учебно-методической работе, зав. кафедрой инновационного менеджмента и предпринимательства РГЭУ (РИНХ) E-mail: dvm58@yandex.ru Семенцов С.Ю.,

аспирант кафедры инновационного менеджмента и предпринимательства РГЭУ (РИНХ) E-mail: stas2015@gmail.com

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КЛЮЧЕВЫХ ПАРАМЕТРОВ БЫСТРОРАСТУЩЕЙ КОМПАНИИ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ РОСТА ОРГАНИЗАЦИИ

В статье представлено исследование феномена быстрорастущих компаний, на опыте зарубежных стран определено их значение для национальной экономики. На основе рейтинга «Техуспех-2016» исследовано состояние и перспективы развития таких компаний в России, а также выявлены ключевые характерные им параметры. Сделанные выводы позволяют определить направления и принципы стратегического управления современной организацией, стремящейся к достижению и сохранению высоких темпов роста в долгосрочной перспективе.

Ключевые слова: менеджмент, конкурентоспособность, б ыстрорастущие компании, стратегия.

Dzhukha V.M., Sementsov S.Yu.

THE DETERMINATION OF THE KEY PARAMETERS OF A FAST-GROWING

COMPANY FOR MANAGING THE GROWTH PROCESS OF THE ORGANIZATION

The article presents a study of the phenomenon of fast-growing companies. Their significance for the national economy is determined on the experience of foreign countries. The state and development prospects of such companies in Russia are investigated

and their key intrinsic parameters are revealed on the basis of the rating «Techsuc-cess-2016». The conclusions drawn allow us to determine the directions and principles of strategic management of a modern organization that strives to achieve and maintain high growth rates in the long term.

Keywords: management, competitiveness, fast-growing companies, strategy.

Начиная с 1980-х, значительное число исследований американских и европейских ученых видовой структуры национальной экономики приводили к выводу, что основным драйвером экономического роста в этих странах, обеспечивающим подавляющее число созданных новых рабочих мест, является малый и средний бизнес. Но не каждый субъект малого и среднего предпринимательства гарантированно является значимым для экономики, а только тот, который способен демонстрировать высокие темпы роста, проявляя должную рыночную гибкость и применяя инновационную стратегию.

Именно поэтому принимались специальные адресные государственные программы поддержки малых и средних быстрорастущих компаний. В целом ряде стран Европы, Азии, Южной и Северной Америки, Австралии и даже Африки происходит настоящий бум выработки мер поддержки в отношении таких компаний. Разрабатывается целый комплекс поддерживающих государственных инструментов, чтобы создать максимально благоприятные условия развития этого типа бизнеса. Госпрограммы запущены в Скандинавских странах, в Голландии, в Великобритании. Особо популярными такие программы стали в Азии, лидером в этом плане можно считать Южную Корею, но этой темой занимается и Сингапур с Малайзией, а последние два года похожая программа действует в Казахстане. Две сильные программы запущены в Канаде [1].

Исторически за такими компаниями закрепилось название «газель», которое впервые появилось в 1979 году в публикации исследования американского экономиста Дэвида Берча «Процесс создания рабо-

чих мест». В этой работе автор представил закономерности влияния динамики развития американских компаний на уровень занятости населения. Ученый выяснил, что большую часть новых рабочих мест создают не крупные («слоны») компании и не огромная масса статичных маленьких («мыши») фирм, а малые и средние компании, отличающиеся стремительной динамикой своего развития («газели») [2, с.52]. Несмотря на их малую относительную долю в числе исследуемых организаций (всего 3% от общего числа организаций), за период с 1968 по 1976 гг. ими было обеспечено 81,5% от общего прироста количества созданных новых рабочих мест. Получалось, что благополучие населения и национальное экономическое развитие во многом зависели от этого небольшого числа «газелей».

Выявление типа фирм, имеющих исключительное значение для развития экономики, не могло не привлечь к себе пристального внимания. Неудивительно, что начались интенсивные международные исследования «газелей». Несмотря на заметную критику, выводы Д. Берча получили множество подтверждений. Обратимся к другим работам, исследующим роль быстрорастущих компаний в сфере занятости. Кирхгофф и Филлипс [4] утверждают, что компании с численностью работников менее 100 являются главным источником роста рабочих мест. Однако большие компании с 1000 и более рабочих мест обеспечивают только 13% роста занятости, несмотря на долю в 37% в общем числе уже созданных мест, что согласуется с тезисами Е. Аутио, П. Арениуса, Х. Валлениуса делают вывод, что 1% газелей дают 40% новых рабочих мест и роста ВВП в Финляндии [3]. Спенсер Трэйси Л. в труде «Ускорение создания рабочих мест в Америке: обещание высокоэффективных компаний» (2011) отмечает, что основной вклад за период 1994-2006 в создание рабочих мест внесли маленькие быстрорастущие компании [5]. Авторы исследовали 350 000 компаний в США, на протяжении 3 четырехлетних периодов (1994-1998, 1998-2002 и 2002-2006), которые состави-

ли 6,3% от общего числа компаний. Они создали 10,7 миллиона рабочих мест в каждый анализируемый период, в то же время остальные компании создали 4,1 миллиона рабочих мест. Кроме того, в среднем быстрорастущие компании на 516 лет моложе аналогичных компаний из соответствующего сегмента. В каждой исследуемой отрасли экономики такие компании сгенерировали больше выручки на одно рабочее место, чем их аналоги. Такие компании, несмотря на бурный рост не демонстрировали большей кредитной нагрузки. Авторы делают главный, по их мнению, вывод - такие компании показали уникальную способность развиваться и выживать, используя любую возможность в любых отраслях. Быстрорастущие компании были найдены во всех отраслях и регионах, при этом не важно, в какой стадии роста находилась в целом индустрия.

Легко заметить, что поразительно большой вклад горстки фирм-газелей в общеэкономический рост хорошо согласуется с так называемым законом Парето. Согласно ему ключевую роль в поведении нелинейных многофакторных систем обычно играют не все, а лишь небольшое число высокопроизводительных факторов. Открытие «газелей» показало, что «энергия роста» рыночной экономики не распределена равномерно среди многочисленных хозяйствующих субъектов, а сконцентрирована в небольшом числе фирм, которые играют роль «моторов» развития [6, с. 94].

Одним из основных источников данных по современному развитию быстрорастущих компаний в России является Национальный рейтинг российских быстрорастущих технологических компаний «Техуспех-2016» «От «Техуспеха» к национальным чемпионам», изданного в 2016 году [7]. В рамках данного рейтинга была сформирована сотня наиболее успешных быстрорастущих компаний. Сейчас критерии отбора компаний в рейтинг выглядят так:

1. Средний бизнес - величина выручки: от 120 млн до 30 млрд руб.

2. Быстроразвивающийся бизнес -среднегодовой темп роста выручки: не менее 15-20% за последние пять лет.

3. Технологический бизнес - за последние три года доля средних затрат на НИОКР - не менее 5%, на технологические инновации - не менее 10%, доля новой или существенно улучшенной продукции - не менее 20-30% от общей выручки.

Отраслевой анализ рейтинга Техуспех-2016 представлен в таблице 1. В разрезе отраслей выделяется явный лидер, который со значительным отрывом опережает другие отрасли по большинству критериев, харак-

теризующих ту или иную отрасль с точки зрения концентрации и развития быстрорастущих технологичных компаний. К таковым относится в широком смысле машиностроительная сфера (машиностроение, промышленное оборудование, электроника и приборостроение). К ней относится более половины компаний данного рейтинга, и она демонстрирует наиболее выдающиеся значения в 2015 году.

Таблица 1 - Отраслевой анализ рейтинга «Техуспех-2016» [7]

Численность ком- Выручка за Медиана среднего- Доля расходов на

Отрасль паний из ТОП- 2015 г., млн руб- довых темпов роста НИОКР в рамках

100, единиц лей выручки за 5 лет, % выручки, %

Биотехнологии, 12 23 958 32 11

фармацевтика

Информационные 15 44 063 36 10

технологии

Материалы 13 20 312 29 13

Машиностроение 53 131 492 24 19

Нефтегазовое обо- 6 2 316 22 6

рудование и энер-

гетика

Товары народного потребления 1 199 22 7

В результате анализа полученных результатов рейтинга можно заключить, что быстрорастущие компании-газели в России могут возникнуть в различных видах экономической деятельности: в потребительском секторе массового спроса или в секторе товаров производственного назначения, в традиционных низкоукладных отраслях (таких как легкая промышленность, пищевая промышленность, металлургия, неорганическая химия и т.п.) или современных высоко-укладных (таких как 1Т-индустрия, микроэлектроника, химия полимеров и т.п.).

Не имеет определяющего значения и географическое положение: быстрорастущие компании могут быть созданы как в крупных городах столичного типа (таких как г. Москва, г. Санкт-Петербург, г. Казань), так и в сравнительно небольших городах (таких как Орехово-Зуево Московской области или г. Волгодонск Ростовской области) и даже в мелких поселениях (так 11 место в рейтинге «Техуспех-2016» занимает ООО «Скопинский фармацевтический завод», которое расположено в

с. Успенском Скопинского района Рязанской области). Безусловно, внешняя среда имеет весомое значение для обеспечения высоких темпов роста, однако ключевые факторы, обусловливающие динамичное развитие газелей, в большей степени концентрируются во внутренней среде компаний, контролируемой менеджментом.

Это подтверждается проведенным опросом компаний-газелей в рамках подготовки Национального рейтинга «Техуспех-2016». Всего было опрошено 796 компаний из самых различных отраслей экономики. Был задан вопрос: «Какие ключевые компетенции вашей компании в наибольшей степени определяют ее конкурентоспособность сегодня», и предложен список из 22 вариантов ответа, среди которых необходимо было выделить не более 10 позиций. Результаты обработки полученных ответов представлены на рисунке 1.

На первых трех позициях находятся факторы, определяющие интеллектуальный потенциал компаний:

• сильный коллектив технических специалистов: разработчиков, инженеров, технологов - 82%;

• оригинальное техническое решение - 75%;

• сильное R&D-подразделение - 70%.

Также значительное влияние на конкурентоспособность, по мнению респондентов, оказывает степень владения актуальной информацией о поведении рынка (66%), что предопределено наличием регулярных маркетинговых исследований, а также устойчивые связи с крупными потребителями в России (64%).

Компании «ТехУспеха» продолжают быстрый рост, несмотря на общее падение основных показателей российской экономики. Большинство опрошенных дают вполне позитивные оценки развитию компаний за предыдущие годы и за 2015 год. Финансовое состояние большинство респондентов (60%) считает относительно хорошим с тенденцией к улучшению за прошедший год - они не только не снизили в 2015 году инвестиционную активность, но и увеличили ее. В целом компании не видят оснований для углубления в России экономического кризиса - ухудшения ситуации ожидают только 21% опрошенных.

Сильный коллектив технических специалистов Оригинальное техническое решение Сильное Р&й-подразделение

Знание потребностей, запросов потребителей

Устойчивые связи с крупным потребителем продукции в России

Постоянная вовлеченность руководителей Диверсифицированность бизнеса Сфокусированность бизнеса Гибкое производство Отлаженная система управления производством Производство с высокой производительностью

Сильный состав топ-менеджеров

Сильный коллектив производственных специалистов

Сбытовая сеть в России

Проработанная стратегия развития компании

Устойчивые связи с крупным потребителем продукции за рубежом

Налаженные отношения с научными центрами Кооперация с крупны партнёром

Хорошие связи в государственном аппарате

Проработанная система ответственности и мотивации

Сбытовая сеть за рубежом Хорошие связи с финансовыми организациями

75% 70%

66% 64%

82%

45% 42%

18%

17%

15%

12%

12%

10%

10% -1

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90%

Рисунок 1 - Распределение ответов на вопрос «Какие ключевые компетенции вашей компании в наибольшей степени определяют ее конкурентоспособность сегодня» (в % к числу всех опрошенных компаний) [7]

Компании ведут активную инновационную деятельность и видят в этом залог своей конкурентоспособности. Что касается совсем новых продуктов, то 30% из них компании оценивают как принципиально новые для мирового рынка, и еще 57% - как новые для российского рынка. В большинстве случаев (93%) исследования и разработки проводятся за счет собственных средств, а для этих целей создается специальная команда сотрудников или отдельное подразделение.

Технологические новинки компании «ТехУспеха» рассматривают, скорее, как возможности, а не как угрозы для собственной конкурентоспособности. Среди наиболее интересных для них направлений

компании называют технологии, относящиеся к так называемым новым индустриальным технологиям: цифровое проектирование и моделирование, аддитивные технологии, робототехнику, интернет вещей, материалы с заданными свойствами.

Самооценка компаний-газелей по вопросу конкурентоспособности основного выпускаемого продукта показывает, что большинство из них уверено в лидерских позициях как на отечественном, так и на зарубежном рынке (рис. 2). Это свидетельствует о позитивном восприятии будущего развития компании, менеджментом допускается возможность эффективной конкурентной борьбы за освоение мирового рынка.

Рисунок 2 - Распределение ответов на вопрос «Оцените технический уровень вашего основного продукта по состоянию на 2015 год» (в % к числу всех

опрошенных компаний) [7]

Основным источником развития компаний «ТехУспеха» продолжают оставаться собственные средства. Хорошие связи с финансовыми организациями в качестве важной компетенции назвали всего 10% опрошенных. Тем не менее опыт использования хотя бы одной из разновидностей кредита уже имеют 77% компаний, а 87% предполагают использовать хотя бы один вид кредитования в будущем. Опыт получения средств от стратегического ин-

вестора имеет 24% компаний, практику получения венчурных инвестиций - 9%. Вместе с тем не имели опыта работы с инвесторами, но собираются привлечь либо стратегического, либо венчурного инвестора, либо того и другого 39% компаний.

Подавляющее большинство компаний (77%) в 2015 году являлись участниками внешнеэкономической деятельности. При этом опыт работы на экспорт за все время существования имеют 87% опрошенных.

Примерно 2/3 компаний уверены, что уже в ближайшие пять лет они смогут стать мировыми лидерами на ключевом для них сегменте рынка. Однако только 17% уже вступили в такую борьбу. Для успеха остальных необходимо подкрепить амбиции доступом к необходимым ресурсам. Чаще всего в качестве наиболее важных ресурсов, которые могут понадобиться для завоевания мирового рынка, руководители называют получение заказов от крупной зарубежной (45%) или российской (39%) компании, привлечение квалифицированных технических специалистов (37%), госзаказ на НИОКР (34%) и получение зарубежных сертификатов на продукцию (32%) [7].

Таким образом, важнейшим фактором успеха компаний, вошедших в рейтинг, является стратегический менеджмент, который по своему глубинному управленческому масштабу превосходит традиционные методы управления. Именно те российские средние компании, которые активно используют инструменты стратегического управления и, в частности, инновационный менеджмент, построение адекватной организационно-управленческой структуры, выбор верной конкурентной стратегии и эффективная маркетинговая политика в настоящее время являются наиболее эффективными и стабильными, могут претендовать на долгосрочность нахождения в статусе компании-газели.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Механик А. Новая гонка к 500-м миллионам долларов «Expert Online» 2017. URL: http://expert.ru/2017/10/4/novaya-gonka-k-500-m-millionam-dollarov/

2. Берч Д.Л. Процесс создания рабочих мест. Кэмбридж, MA: Программа по соседству и региональным изменениям, 1979. - 362 с.

3. Autio E., Arenius P., Wallenius H. (2000): Economic Impact of Gazelle Firms in Finland. Helsinki University of Technology. ISIB Working Papers 2000-3

4. Kirchhoff B.A. Entrepreneurship and Dynamic Capitalism. Westport. Conn: Prae-ger, 2001

5. Спенсер Трэйси Л «Ускорение создания рабочих мест в Америке: обещание высокоэффективных компаний» Палата корпоративных исследований. Вашингтон, округ Колумбия. Июль 2011г. URL: https://www.sba.gov/sites/default/files/HighI mpactReport.pdf

6. Юданов А.Ю. Носители предпринимательства: фирмы-газели в России Финансовая академия при Правительстве РФ. Вопросы экономической политики. Москва. 2009. - с.92-109 URL: http://www.econorus.org/repec/journl/2010-5-92-109r.pdf

7. От «Техуспеха» к национальным чемпионам». - Национальный рейтинг российских быстрорастущих компаний «Техуспех-2016. - М.: Российская венчурная компания, 2016. - 152 с.

BIBLIOGRAPHIC LIST

1. Mekhanik A. New race to 500 million dollars «Expert Online» 2017. URL: http://expert.ru/2017/10/4/novaya-gonka-k-500-m-millionam-dollarov/

2. Birch D.L. The Job Generation Process. Cambridge, MA: MIT Program on Neighborhood and Regional Change, 1979. -362 p.

3. Autio E., Arenius P., Wallenius H. (2000): Economic Impact of Gazelle Firms in Finland. Helsinki University of Technology. ISIB Working Papers 2000-3

4. Kirchhoff B.A. Entrepreneurship and Dynamic Capitalism. Westport. Conn: Prae-ger, 2001

5. Spencer L. Tracy, Job Creation in America: The Promise of High-Impact Companies, Jr. Corporate Research Board, 2011. URL: https://www.sba.gov/sites/default/files/ HighImpactReport.pdf]

6. Yudanov A.Y. The bearers of entrepreneurship: firms-gazelles in Russia, Financial Academy under the RF Government. The issues of economic policy. Moscow. 2009. P.92-109 URL: http://www.econorus.org/ repec/j ournl/2010-5-92-109r.pdf

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. "From the "Techsuccess" towards national champions". The national rating of Russian fast-growing companies "Techsuc-cess"-2016. - Moscow: RVC, 2016. - 152 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.