Научная статья на тему 'Определение характеристик транспортного потока при неустановившемся движении средств транспорта'

Определение характеристик транспортного потока при неустановившемся движении средств транспорта Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
188
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
динамический габарит / маневренный габарит / эффективная площадь полотна дороги / "ущерб проезжей части"
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Admissible density of unstationary stream, its structure and parking area are determined by the ratio of dynamic & variable maneuvering vehicle gauge.

Текст научной работы на тему «Определение характеристик транспортного потока при неустановившемся движении средств транспорта»

УДК 725.381

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК ТРАНСПОРТНОГО ПОТОКА ПРИ НЕУСТАНОВИВШЕМСЯ ДВИЖЕНИИ СРЕДСТВ

ТРАНСПОРТА

Т.Ю. Боборыкина, ассистент, Национальный аэрокосмический

университет «ХАИ»

Аннотация. Рассмотрена допустимая плотность нестационарного транспортного потока, его структура и площадь парковки, которая определяется соотношением динамического и переменного маневренного габаритов.

Ключевые слова: динамический габарит, маневренный габарит, эффективная площадь полотна дороги, «ущерб проезжей части».

Введение

Отсутствие управления процессом парковки в центральных районах больших городов приводит к сложностям регулирования транспортными потоками, что негативно влияет на функционирование всей улично-дорожной сети района. Существует необходимость определения характеристик транспортного потока, таких как допустимые соотношения движущихся и паркуемых средств транспорта.

Анализ публикаций

Известные решения по определению функционирования транспортного потока [1, 2,3] ограничивались моделью стационарного потока с корректировкой по внешним факторам, без учета динамики и нестационарности.

Цель и постановка задачи

Улучшение функционирования транспортного потока возможно управлением его структурой и скоростью движения. Соответственно необходимо определить допустимые величины количества движущихся и паркуемых средств транспорта и режим движения (скорости) с учетом динамики процесса.

Определение характеристик транспортного потока

В статье делается попытка определить особенности функционирования транспортной сети с учетом парковки средств транспорта (СТ). При пар-кировании у объектов тяготения (источника) ю , СТ, количество припаркованных средств транс-

порта (ПСТ) . располагается, как правило, вдоль оси потока (продольное расположение), сокращая полосу проезжей части (рис. 1) на величину маневренного поперечного габарита Д + Ь общей протяженностью

4т = £ £ (4 + а) + £ 2ак , (1)

1 1 1

где ] - количество источников (объектов), у которых происходит парковка, а . - количество единиц СТ у у -го источника: ак - протяженность зоны маневрирования транспорта, движущегося со скоростью V у мест парковки.

ю. ю ю.

Рч|

о, ю ю

Рис. 1. Влияние припаркованных средств транспорта на ширину проезжей части: К - количество полос движения; ¿Ст - длина участка, занимаемая припаркованными автомобилями; ак - интервал безопасности; В, +Ь - маневренный поперечный габарит; В0 - ширина проезжей части улицы; , - объекты тяготения

Так как условия движения транспорта будут определяться уменьшением эффективной площади, то доля такого «ущерба» проезжей части может быть принята в качестве критерия при выборе варианта размещения паркуемых СТ. Если общее количество СТ пЕ = пост, то состояние движения можно качественно оценить отношением

_ ю зон ю СТ 1 ю СТ

Фю =-------------------------= 1----------------

(2)

где ю СТ - часть площади зоны движения ю з занимаемая ПСТ.

Если известна зависимость изменения скорости

V ю Ст

движения СТ — от фю или ——, то возможно

Vн юзон

установить допустимые приделы паркуемости (количество ПСТ).

По данным исследования зависимость

V .г /ю СТ \ г “

— = / (-----), может быть описана кривой второ-

V ю

н зон

го порядка [4]

V

V.»

(3)

Для группы источников площадь, занимаемая ПСТ с учетом (1), равна

Л=к п

ю ст = ££((4 + а)+ак )(В,- +Ь). (4)

+£ п(ю л)!

(7)

где £ п1 (ю,) - количество прибывающих к объекту ю , из собственных, изолированных внутри зоны мест стоянок.

Среднее количество движущегося транспорта со скоростью и < V < VН за период Т в пределах рассматриваемой зоны может быть принято рав-

^ = (пр + Пор)• 0,5 .

(8)

В этом случае среднее значение динамического габарита для этой совокупности СТ равно

или

£ п+(4 + а)( В+Ь)

Т+0

ю дин = (V + А)В .

(9)

(10)

где V, А, В - средние значения соответственно скорости движения, маневренного продольного и поперечного габаритов.

При заданной величине зоны ю зон = Ь • Вн • К , с количеством полос движения К, нормативной ширине полосы Вн и протяженностью Ь эффективная площадь зоны, обеспечивающая нормальное движение СТ должна соответствовать условию

Так как количество п., ПСТ у объекта , по времени за период 0 < < Т может меняться в пре-

делах 0 < п, < п,тах, то при длительности парковки ^ среднее количество припаркованных у ю л источников за период т будет

ю зон -ю СТ ПСТ ^

(11)

к . /

£ £ пт

л 1 т

Т

(5)

Тогда, величина приведенного стояночного габарита за этот период равна

£ (£(4 + а )+ак)(В. + Ь)

ю СТ = ---------• (б)

££п,Т

1 1 т

При известной величине транспортного потока на входе в исследуемую зону п1р и на выходе п0 р за период Т на парковке вдоль пути движения находится пСТ = п1 - п0р, если нет собственных источников СТ у места парковки, а при их наличии

где Пун - нормативное, регламентируемое количество движущихся СТ.

При известной величине транспортного потока

пЕ = п1 за период Т

ПЕ = ПГ + ПСТ .

(12)

Уравнения (11), (12) позволяют при заданной площади зоны - зон и площади под парковку

располагаемую (или задаваемую) ю СТ определить допустимое общее количество СТ (пЕ) транспортного потока, а так же его структуру (^, пСТ ) и условия движения (V). Поскольку,

величина динамического габарита Один определяется условиями вождения с необходимым маневрированием пг единиц транспорта при необходимости парковки пСТ единиц следует располагать зависимостью скорости движения V от количества средств транспорта пЕ в зоне движения.

со

ным

П

2

СО

2

СО

дои

СТ

В общем случае система уравнений, описывающих состояние транспортной сети может быть представлена в виде

n + n = ny

V CT y

СО дин • n +CÖ CT • n = СО зон

дин v ci ct зон

О„ин = (V+A) • B

ю CT = A • B.

(13)

Зависимость скорости движения V от пЕ и пст может быть определена, если принять V постоянной в течение периода Т, тогда V = Ь, а

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

виде отношения стояночного габарита к динами-

-), которую можно назвать «ущер-

ческому

бом проезжей части».

Т.к. пст = пЕ - Пу , то из уравнения (18) следует,

что допустимое среднее за период число ПСТ равно

A

nCT = ПУ (1 + у) - nVн .

(19)

Если нормативное количество движущихся СТ

Ю „„„ = [L + A]B .

(14)

A A

Hv = Пу (1----------------) и n = Пу ----- .

V y v К СТ y V

(20)

Учитывая, что V >>1, из (14) получим

Выводы

nV =-

L • K • S- - A • ny

в

V

(15)

и зависимость средней скорости движения от структуры транспортной системы

L • K • - A х n.

V = -

в

(16)

Располагая величиной динамического и маневренного габаритов при заданном потоке СТ (пЕ), возможно определить структуру потока (пСТ, ^ ) и режим его движения (V). При необходимости осуществляется корректировка потока движения, например, ограничением количества паркуемых СТ при увеличении скорости движения. Целесообразность и вид решений определяются экономическими, строительными, экологическими условиями.

в

Из (16), (17) следует: % > 0, если ЬК=^ > Апе ,

В

т.е. имеется запас пространства для движения. В противном случае необходимое количество полос движения

Any B

K >—y-------

L Вн

(17)

При заданном уровне скорости движения V = V, расчетное количество движущегося транспорта % равно

пг/ = п„„ - n

A

(18)

Литература

1. Адомавичюс В.П. Исследования существующе-

го и перспективного режима использования городских автостоянок: Автореф. дис. канд техн.наук: 05.23.20 / ЛИСИ-Л., 1971. - 27 с.

2. Боровик Е.Н. Градостроительная организация

хранения легковых автомобилей в городах: Автореф. дис. канд. техн. наук: 05.23.20 / МИСИ. -М., 1973. -19 с.

3. Крылова О.И. Методы расчета емкости сети

магистральных улиц и автостоянок в центральном районе крупного города - на примере Ленинграда: Автореф. дис. канд техн. наук: 18.00.04 / ЛИСИ-Л., 1978. - 23 с.

4. Выгодский М.Я. Справочник по высшей мате-

матике . - М: ГИ.ФМЛ, 1959. - 783 с.

LKB„ ю

где nV = —- предельное нормативное

К В V, в

A

количество движущегося транспорта, а - от-

К

носительная доля СТ, связанных с парковкой (в

Рецензент: Е.В. Нагорный, профессор, д.т.н., ХНАДУ.

Статья поступила в редакцию 8 сентября 2005 г.

со

CT

со

n

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.