Научная статья на тему 'Определение эквивалентности тестов для оценки технической подготовленности юных футболистов 15-16 лет'

Определение эквивалентности тестов для оценки технической подготовленности юных футболистов 15-16 лет Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
352
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ЮНЫЕ ФУТБОЛИСТЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ларин Олег Сергеевич, Цыганов Дмитрий Игоревич

В статье приведены результаты исследования средств педагогического контроля технической подготовленности юных футболистов 15-16 лет и вариант повышения оперативности процедуры контроля путем исключения эквивалентных тестов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ларин Олег Сергеевич, Цыганов Дмитрий Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Definition of equivalence of tests for assessment of technical readiness of young footballers aged 15-16 years old

This article describes the results of research of the means of pedagogical control of the technical readiness of the young football players aged 15-16 years old and option for increasing the efficiency of control procedure by means of the exception of the equivalent tests.

Текст научной работы на тему «Определение эквивалентности тестов для оценки технической подготовленности юных футболистов 15-16 лет»

Series: Education, health care, physical culture, Vol. 3 (58), pp. 11-14.

2. Belyaev, A.V. and Bulykina, L.V. (2011) Volleyball: theory and methods of training, TVT Division, Moscow.

3. Rodin, A.V. and Lip, D.V. (2013), "Medico-biological and psychological aspects of selection of athletes in team sports", News of the Tula state University. Physical culture. Sport, Vol. 1, pp. 245-251.

4. Romanenko, O.V. and Fomin, E.V. (2012), The tools and methods of learning and improving technique and tactics second gear: textbook, VFVB, Moscow, Vol. 9, available at: http://shkola-savina.ru/images/metodica/38.pdf.

5. Sule, E.G. (2016), "Popularization of sports activities among students, through the implementation of the project "School volleyball League", Future directions in the field of physical culture, sport and tourism: materials of the VI all-Russian scientific-practical conference with international participation, Nizhnevartovsk, pp. 409-411.

6. Fomin, E.V., Bulykina, L.V. and Sukhanov A. V. (2013), Technical-tactical training of volleyball players: manual, VFVB, Moscow, Vol. 13.

Контактная информация: oskrasnikova@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 18.11.2016

УДК 796.332

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭКВИВАЛЕНТНОСТИ ТЕСТОВ ДЛЯ ОЦЕНКИ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ 15-16 ЛЕТ

Олег Сергеевич Ларин, кандидат педагогических наук, доцент, Дмитрий Игоревич Цыганов, аспирант, Московская государственная академии физической культуры (МГАФК), Малаховка

Аннотация

В статье приведены результаты исследования средств педагогического контроля технической подготовленности юных футболистов 15-16 лет и вариант повышения оперативности процедуры контроля путем исключения эквивалентных тестов.

Ключевые слова: техническая подготовка, юные футболисты, педагогический контроль.

DEFINITION OF EQUIVALENCE OF TESTS FOR ASSESSMENT OF TECHNICAL READINESS OF YOUNG FOOTBALLERS AGED 15-16 YEARS OLD

Oleg Sergeevich Larin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Dmitry Igorevich Tsyganov, the post-graduate student, Moscow State Academy of Physical Education, Malakhovka

Annotation

This article describes the results of research of the means of pedagogical control of the technical readiness of the young football players aged 15-16 years old and option for increasing the efficiency of control procedure by means of the exception of the equivalent tests.

Keywords: technical conditioning, young footballers, pedagogical control.

ВВЕДЕНИЕ

Повышение эффективности учебно-тренировочного процесса юных футболистов, особенно на этапе спортивного совершенствования, должно быть основано на объективной информации о степени воздействия тренировочных нагрузок, уровне развития и взаимосвязи различных видов подготовленности, среди которых одной из важнейших является техническая подготовка [2, 4].

Цель исследования - повышение эффективности этапного педагогического контроля технической подготовленности юных футболистов.

В задачи данного исследования входило: 1. Выявить особенности педагогического контроля технической подготовленности юных футболистов. 2. Определить комплекс тестовых заданий для этапного педагогического контроля технической подготовленности

юных футболистов.

По результатам изучения специальной литературы нами выявлен ряд наиболее часто используемых в футболе контрольных упражнений - тестов, используемых для оценки уровня технической подготовленности игроков различной квалификации [1, 3, 6, 7].

Далее программой нашего исследования предусматривалось проведение контрольных испытаний по данной группе из девяти тестов:

- удар на максимальную дальность полета мяча;

- удар на заданную дальность полета мяча;

- удар на максимальный подъем мяча;

- удар на заданную высоту подъема мяча;

- удар по неподвижному мячу на точность;

- удар по катящемуся мячу на точность;

- удар по прыгающему мячу на точность;

- удар в ворота с обозначением позиции вратаря;

- «обводка» стоек.

В исследовании принимали участие 19 футболистов 15-16 лет, учащихся ДЮСШ. Стандартность условий проведения тестирований обеспечивалась тем, что контрольные испытания осуществлялись на базе ДЮСШ, на одной и той же площадке, при удовлетворительных погодных условиях. Футболисты выполняли контрольные упражнения поточно-групповым способом с мячами стандартной формы и веса (№2 5). Перед выполнением контрольных попыток футболисты делали пробные попытки, их количество зависело от желания испытуемых, но не превышало пяти.

Одним из способов повышения надежности результата тестирования является путь увеличения числа эквивалентных тестов. Но при этом, большое число тестов усложняет организацию измерений, поэтому перед исследователями всегда стоит задача сбалансирования организационных и методических аспектов педагогического контроля. Сокращение программы обследования не должно снижать информационную ценность результатов тестирования.

Основной задачей выявления корреляционных взаимосвязей является определение тесноты взаимосвязи тех или иных результатов или показателей, а на их основе определение эквивалентности и надежности тестов. Выявление эквивалентных тестов позволяет оставить в батарее необходимый минимум достаточно информативных тестов, что упрощает и сокращает процедуру тестирования, и лишь незначительно снижает информативность всего контрольного комплекса.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Нами был выполнен расчет и анализ корреляционных взаимосвязей результатов зафиксированных в представленных тестах. Результаты данного анализа представлены в таблице 1. На основании расчетов можно судить о тесноте взаимосвязи результатов в тестах, а так же об их эквивалентности.

Таблица 1. Матрица корреляционных взаимосвязей результатов тестирования (критическое значение г > 0,420 при Р = 0,01) .........

Тестовые задания 1 2 3 4 5 6 7 8 9

1. Удар на максимальную дальность полета мяча 1,00

2. Удар на заданную дальность полета мяча 0,791 1,00

3. Удар на максимальный подъем мяча 0,879 0,421 1,00

4. Удар на заданную высоту подъема мяча 0,390 0,814 0,862 1,00

5. Удар по неподвижному мячу на точность 0,314 0,736 0,263 0,801 1,00

6. Удар по катящемуся мячу на точность 0,259 0,835 0,391 0,789 0,816 1,00

7. Удар по прыгающему мячу на точность 0,175 0,798 0,465 0,478 0,191 0,891 1,00

8. Удар в ворота с обозначением позиции вратаря 0,412 0,275 0,183 0,395 0,564 0,774 0,363 1,00

9. «Обводка» стоек 0,341 0,432 0,258 0,371 0,211 0,468 0,524 0,419 1,00

При п=19 критическое значение коэффициента корреляции Пирсона равно 0,420. В результате анализа расчетных данных выявлена высокая корреляционная взаимосвязь между результатами в таких тестах, как:

- «удар на максимальную дальность полета мяча» и «удар на заданную дальность полета мяча» (г = 0,791);

- «удар на заданную высоту подъема мяча» и «удар на максимальную высоту подъема мяча» (г = 0,862);

- «удар в ворота с обозначением позиции вратаря» и «удар по катящемуся мячу на точность» (г = 0,774).

Полученные высокие уровни взаимосвязи между результатами в этих тестах, позволяют судить об их эквивалентности, а, следовательно, об их взаимозаменяемости.

Точность ударов, в которых использовалось накатывание мяча, положительно коррелировала с точностью ударов по неподвижному мячу. Вероятно, это означает общность биомеханизмов управления точностью движений при ударах по неподвижному и катящемуся мячу. Если это так, то возникают предпосылки к прогнозу точности ударов по катящемуся мячу на основе точности ударов по неподвижному мячу.

В то же время точность ударов «по прыгающему мячу» практически не связана (г = 0,191) с точностью ударов «по неподвижному мячу», и значит, этот вид ударов выпадает из-под контроля. Включение в программу контрольных испытаний только ударов по двигающемуся мячу едва ли оправдано. Так как точность «ударов по прыгающему мячу» в меньшей степени коррелирует с «точностью ударов при обозначении позиции вратаря» (г = 0,363). Таким образом, можно включить в комплекс тестов контроля технической подготовленности юных футболистов оба эти упражнения.

На основании полученных коэффициентов корреляции был проведен анализ эквивалентности тестовых упражнений. После исключения эквивалентных и близких по биомеханике движения тестовых упражнений, нами была составлена следующая экспериментальная батарея из пяти тестов:

- удар на максимальную дальность полета мяча;

- удар на заданную высоту подъема мяча;

- удар по прыгающему мячу на точность;

- удар в ворота с обозначением позиции вратаря;

- «обводка» стоек.

Составленная по результатам предварительных исследований батарея тестов была использована нами для контроля динамики технической подготовленности исследуемых футболистов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамов, Е.Е. Дифференцированный подход к построению тренировочных нагрузок футболистов учебно-тренировочных групп : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Абрамов Е.Е. -Малаховка, 2006. - 24 с.

2. Ефимов, С. Д. Содержание адаптивно-укрепляющей тренировки в структуре годичного цикла футболистов 15-16 лет : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ефимов С.Д. - Тула, 2011. - 24 с.

3. Квашук, П.В. Дифференцированный подход к построению тренировочного процесса юных спортсменов на этапах многолетней подготовки : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Квашук П.В. - М., 2003. - 49 с.

4. Монаков, Г.В. Подготовка футболистов. Теория и практика / Г.В. Монаков. - М. : Советский спорт, 2005. - 288 с.

5. Невмянов, Н.А. Специальная подготовка футболистов 15-16 лет с учетом координационной сложности нагрузок : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Невмянов А.Н. - М., 1998. - 21 с.

6. Просандеев, П.П. Педагогический контроль за технической подготовленностью юных футболистов : дис. ... канд. пед. наук / Просандеев П.П. - Сургут, 2007. - 192 с.

7. Степанов, А.В. Планирование подготовительного периода футболистов 16-17 лет на основе комплексного воздействия тренировочных нагрузок : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Степанов А.В. - Малаховка, 2013. - 24 с.

REFERENCES

1. Abramov, E.E. (2006), The differentiated approach to creation of training loads of football players of educational and training groups, dissertation, Malakhovka.

2. Efimov, S.D. (2011), Content of the adaptive strengthening training in structure of a year cycle of football players of 15-16 years, dissertation, Tula.

3. Kvashuk P.V. (2003), The differentiated approach to creation of training process of young athletes at stages of long-term preparation, dissertation, Moscow.

4. Monakov G.V. (2005), Training offootball players. Theory and practice, Soviet sport, Moscow.

5. Nevmyanov, N. A. (1998), Special training of football players of 15-16 years taking into account coordination complexity of loadings, dissertation, Moscow.

6. Prosandeev, P.P. (2007), Pedagogical monitoring of the technical training of young footballers, dissertation, Surgut.

7. Stepanov, A.V. (2013), Planning of the preparatory period offootball players of 16-17 years on the basis of complex influence of training loads, dissertation, Malakhovka.

Контактная информация: ole-larin@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 08.11.2016

УДК 796.011.3

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ АПРОБАЦИИ ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1-11 КЛАССОВ НА ОСНОВЕ САМБО

Елена Владимировна Ломакина, руководитель, ресурсного центра инновационного развития физического воспитания, ФГБУ «Федеральный центр организационно-методического обеспечения физического воспитания» (ФЦОМОФВ), Москва, Сергей Евгеньевич Табаков, кандидат педагогических наук, профессор, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ЦГОЛИФК),

Москва

Аннотация

Представлены основные аспекты разработки и реализации программно-методического комплекса для обучающихся 1-11 классов на основе самбо. Особое внимание было уделено организации учебной деятельности по самбо, как одному из основных средств достижения планируемых результатов по физическому воспитанию школьников. Показана динамика результатов контрольных упражнений (тестов) и освоения технических элементов самбо апробируемого Программного комплекса, отмечены положительные и отрицательные аспекты апробации.

Ключевые слова: физическое, духовно-нравственное и патриотическое воспитание, обучающиеся, самбо, Программный комплекс, эффективность.

MAIN ASPECTS OF PROGRAM AND METHODICAL COMPLEX APPROBATION FOR STUDENTS ATTENDING 1-11 CLASSES ON THE BASIS OF SAMBO

Elena Vladimirovna Lomakina, the head of resource center of innovative development ofphysical training, Federal State Budgetary Institution Federal Center of Organizational and Methodical Ensuring Physical Training, Moscow; Sergey Evgenyevich Tabakov, the candidate of pedagogical sciences, professor, Russian State University of Physical Culture, Sport, Youth and

Tourism, Moscow

Annotation

The main aspects of the development and implementation of the program and methodical complex for the students attending 1-11 classes based on sambo have been presented in this article. Particular attention was paid to the organization of training activities in sambo, as one of the main means of achieving the intended results in physical education of school students. The article shows the evolution of the results of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.