Описание и анализ произведения искусства эстетико-искусствоведческий и педагогический инструментарий Description and Analysis of Art Works Aesthetic, Art and Pedagogic Tools Текст научной статьи по специальности «Искусство. Искусствоведение»

Научная статья на тему 'Описание и анализ произведения искусства эстетико-искусствоведческий и педагогический инструментарий' по специальности 'Искусство. Искусствоведение' Читать статью
Pdf скачать pdf Quote цитировать Review рецензии ВАК
Авторы
Коды
  • ГРНТИ: 18 — Искусство. Искусствоведение
  • ВАК РФ: 17.00.00
  • УДK: 7
  • Указанные автором: ББК: 85

Статистика по статье
  • 4245
    читатели
  • 2572
    скачивания
  • 2
    в избранном
  • 4
    соц.сети

Ключевые слова
  • СПЕЦКУРС
  • ИНСТРУМЕНТАРИЙ
  • МОРФОЛОГИЯ ИСКУССТВА
  • «ЯЗЫК» ПЛАСТИЧЕСКИХ
  • ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ
  • МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
  • «LANGUAGE» OF PLASTIC
  • SPECIAL COURSE
  • TOOLS
  • MORPHOLOGY OF ART
  • FINE ARTS
  • METHODOLOGICAL TYPES OF ART WORKS ANALYSIS

Аннотация
научной статьи
по искусству и искусствоведению, автор научной работы — Золотарёва Лариса Романовна

Рассматривается эстетико-искусствоведческий и педагогический инструментарий, применяемый при описании и анализе произведения искусства. Автор знакомит читателей со структурой и содержанием авторского спецкурса по данной теме.

Abstract 2012 year, VAK speciality — 17.00.00, author — Zolotaryova Larisa Romanovna

The аrticle describes the structure and content of author's special course for Bachelors of Fine Arts, content of lecture material.

Научная статья по специальности "Искусство. Искусствоведение" из научного журнала "Известия Алтайского государственного университета", Золотарёва Лариса Романовна

 
Читайте также
Рецензии [0]

Похожие темы
научных работ
по искусству и искусствоведению , автор научной работы — Золотарёва Лариса Романовна

Текст
научной работы
на тему "Описание и анализ произведения искусства эстетико-искусствоведческий и педагогический инструментарий". Научная статья по специальности "Искусство. Искусствоведение"

ББК 85
Л.Р. Золотарёва
Описание и анализ произведения искусства -эстетико-искусствоведческий и педагогический инструментарий
L.R. Zolotareva
Description and Analysis of Art Works -Aesthetic, Art and Pedagogic Tools
Рассматривается эстетико-искусствоведческий и педагогический инструментарий, применяемый при описании и анализе произведения искусства. Автор знакомит читателей со структурой и содержанием авторского спецкурса по данной теме.
Ключевые слова: спецкурс, инструментарий, морфология искусства, «язык» пластических, изобразительных искусств, методологические типы анализа художественного произведения.
The article describes the structure and content of author’s special course for Bachelors of Fine Arts, content of lecture material.
Key words: special course, tools, morphology of art, «language» of Plastic, Fine Arts, methodological types of art works analysis.
«Описание и анализ произведений искусства» -одна из специальных искусствоведческих дисциплин на художественных факультетах в системе университетского образования, в академиях художеств, институтах искусств, введенная в учебные планы по специальностям «Искусствоведение», «Изобразительное искусство и черчение», «Эстетика», «Музееведение».
Основанием для научно-педагогического исследования являются разработка и внедрение в учебный процесс профессионально-художественного факультета авторского спецкурса «Описание и анализ произведения искусства» для бакалавров образования в области изобразительного искусства. С этой целью разработаны авторская программа, учебно-методический комплекс, созданы учебное пособие и электронный учебник.
Несмотря на то, что существует достаточное количество изданий по изучению «языка», морфологии искусства, толкованию произведений искусства, назрела настоятельная необходимость в новом осмыслении вопросов, касающихся анализа произведения искусства как художественного текста. Этим обусловливается современность и эстетико-педагогическая целесообразность настоящего спецкурса, в котором разъясняются морфологический, семантический и герменевтический подходы к изучению произведения искусства.
Исходя из определения, данного Б.Т. Лихачевым. «педагогическая технология как совокупность пси-холого-педагогических установок, определяющих
специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса» (цит. по: [1, с. 54]), авторский спецкурс «Описание и анализ произведения искусства» нами подготовлен как эстетико-искусствоведческий и педагогический инструментарий.
Целью преподавания данного спецкурса является углубленное изучение морфологии искусства, «языка» пластических, изобразительных искусств, фактографическое изучение искусства и атрибуции памятников, основ формально-стилистического, иконографического и иконологического анализа, жанровых форм, методов искусствоведческого исследования. Задачами спецкурса являются формирование культуры художественного восприятия, развитие визуального мышления на основе освоения «языка» пластических искусств, описания и анализа произведения искусства.
Тематический план включает следующие разделы:
- Введение в изучение дисциплины «Описание и анализ произведения искусства».
- Эстетическая теория искусства: художественный образ - универсальная форма искусства и художественного мышления; строение художественного произведения; пространство и время в искусстве; историческая динамика видов искусства; синтез искусств в историко-культурном процессе.
- Морфология искусства: классификация видов искусства; жанр как категория художественной морфологии.
- Специфические особенности пластических искусств как видов: архитектура, скульптура, графика, живопись.
- Семиотика и герменевтика искусства в контексте описания и анализа произведения искусства: языки искусства, знаковый подход к изучению искусства, произведение искусства как текст, герменевтическое понимание текста.
- Методологические основы анализа художественного текста: формально-стилистический, иконографический, иконология.
- Фактографическое изучение искусства. Атрибуция произведения искусства: атрибуция и знаточество, теория атрибуции и история ее формирования, принципы и методы атрибуционной работы.
- Эмоционально-эстетическая оценка произведения искусства. Жанровые формы, методы искусствоведческого исследования.
Тема «Введение в изучение дисциплины “Описание и анализ произведения искусства”» - вводная, позволяет обучающимся обеспечить «вхождение» в предмет; здесь формулируются ключевые понятия дисциплины: искусство, художественный образ; морфология искусства; вид, род, жанр искусства; пластические временные, синтетические виды искусства; тектонические и изобразительные; стиль, «язык» искусства; семиотика, герменевтика, художественный текст; формальный метод, стилистический анализ, иконография, иконология; атрибуция, знаточество; эстетическая оценка, рецензирование, количественные методы в искусствоведении.
Логически и последовательно исследуется эстетическая теория искусства, дается определение искусства как проблемного поля художественной культуры, одной из форм познания мира, художественно-образной модели действительности. Рассматривается художественный образ - универсальный феномен искусства и художественного мышления, специфическая форма познания в искусстве, особое средство воплощения размышлений и переживаний о мире; его внутренняя структура: единство общего, особенного и единичного, объективного и субъективного, эмоционального и рационального; многозначность, метафоричность. Определяется предмет искусства - человек, «общеинтересное для человечества», духовные ценности бытия. Важнейшим принципом является анализ строения художественного произведения. Расчленяя произведение искусства, в нем выявляют две взаимосвязанные стороны: содержательную (значимую) и формальную (знаковую). Содержание - это духовное наполнение, духовный смысл, духовная информация, заключенная в данном произведении. Форма - материальное воплощение этой информации, этого смысла в слове, звуке, рисунке, цвете, объеме. И содержание, и форма художественного произведения являются сложными образованиями, имеющими свою внутрен-
нюю структуру. В строении произведения искусства можно выделить три содержательных пласта: сюжет, тему, идею. Структурные уровни формы: внутренняя форма - «нижний слой» - идеальная форма (образная структура художественного содержания, структурно-композиционный аспект содержания); внешняя форма - «верхний слой» - материальная форма (изобразительно-выразительные средства, своеобразные и многообразные в каждом виде искусства). Всеобщим элементом формы является композиция. Форма - это материализация содержания.
Проблемным в искусствоведении является осмысление пространства и времени в искусстве: философское определение пространства, пространство художественное; понятие пространства в искусстве тесно взаимосвязано с понятием перспективы. В истории искусства образовались многие системы перспективы: система ортогональных проекций (живопись Древнего Египта); наблюдательная, параллельная (живопись средневекового Китая и Японии); обратная перспектива (живопись Византии и Древней Руси); классическая прямая линейная перспектива, воздушная перспектива (живопись итальянского Возрождения, европейская живопись XVII в.); панорамная, купольная, сферическая перспектива (К.С. Петров-Водкин), перцептивная перспектива (К.Д. Фридрих, П. Сезанн).
Постигается философское определение времени, специфика художественного времени; в пластических видах искусства категория времени проявляется опосредованно. Так, в архитектуре - это ритм движения человека в здании, ансамбле, парке, ритм обхода и обзора, диктуемый масштабом и ритмом - колоннад, аркад, помещений в анфиладах, аллей в парках, зданий на площади. Исторически изменяется восприятие времени в живописи, графике (от древности до современности). В последней трети XX - начале XXI столетия разочарование в утопических идеалах породило ностальгическое «обратное время», обращенное к невозвратным эпохам (постмодернизм, стиль ретро).
Виды искусства составляют систему, которая исторически подвижна. Важно выявить особенности каждого из видов искусств и проследить их меняющиеся взаимодействия. При этом необходимо учесть следующие факторы: историческая тенденция и характер расхождения видов искусств; время возникновения каждого вида искусства; историческая тенденция взаимодействия и синтеза искусств; влияние литературы как вербальной основы художественной культуры на другие искусства; выдвижение в каждую эпоху актуального (наиболее соответствующего социально-художественным потребностям данной эпохи, наиболее массового, популярного) и репрезентативного (наиболее полно представляющего художественную культуру эпохи последующим эпохам) видов искусства, их историческая динамика; развитие техники, информационных систем и перспективы взаимодействия искусств.
В историко-культурном процессе отражением художественного «видения» определенной эпохи является синтез искусств. Формулируется дефиниция художественной целостности, ее определение рядом понятий и их смысловых различий: интеграция, синтез, взаимосвязь, взаимодействие искусств. Очерчиваются границы понятия синтеза искусств, различные теории его понимания (М.В. Алпатов, Д.В. Сарабьянов, Ю.Э. Борев, А.Ф. Лосев и др.). Рассматривается специфика синтеза искусств в Древнем Египте, в эпоху Античности, Средневековья, Возрождения, барокко, эволюция синтеза искусств в Новое и Новейшее время: символизм, модерн, авангард и проблема синтеза искусств; концепции «синтез-произведение», «синтез-среда».
Профессионально важно в теоретическом и практическом отношениях освоение морфологии искусства, специфических особенностей пластических искусств. Научным основанием послужили идеи М.С. Кагана, Ю.Б. Борева, О.А. Кривцуна. Анализируются принципы классификации видов искусства, их различные основания. Вопрос о классификации искусств обсуждался уже в Античности Платоном и Аристотелем; характеристика и взаимоотношение искусств давались выдающимися мыслителями Возрождения (Леонардо да Винчи), теоретиками классицизма и Просвещения (Г.Э. Лессинг, И. Кант, Г.-В.Ф. Гегель). Начиная с XIX в. проблема классификации видов искусства занимает все более существенное место в эстетических теориях. В связи с особенностями специальности обучающихся рассматриваются пространственные или пластические виды искусства (тектонические и изобразительные), роды изобразительных искусств, жанр как категория художественной морфологии.
Изучается архитектура как тектонический вид искусства, особенности архитектурной формы и средства архитектурной композиции, основные периоды в развитии архитектуры и архитектурные стили в истории культуры. При решении любых задач архитектуры основой остается классическая триада Витрувия:firmitas, utiUtas, venustas (прочность, польза, красота). Отсюда три характерные особенности архитектуры - конструктивная (прочность), функциональная (польза), эстетическая (красота). Архитектура тесно связана с материальными потребностями человека, с развитием науки и техники и поэтому является одной из форм материальной культуры. Вместе с тем архитектура выступает как один из видов художественного освоения мира, как искусство. В художественных образах архитектуры отражается характер общественной жизни, уровень духовного развития общества, его эстетические идеалы. Наряду с основными архитектурными стилями, дается представление о стилях «исторических» (псевдоготика, неоренессанс, необарокко, неогрек, псевдорусский, русско-византийский, неорусский стили и др.).
Разновидности художественного творчества создают свои, богатые метафорами «языки», благодаря которым могут существовать различные виды искусства. При анализе произведения скульптуры выделяются особенности художественного языка: трехмерная композиция, пластический объем, характер движения, силуэт, ритм линий и масс, соотношение отдельных частей фигуры и всей композиции - пропорциональность, от соблюдения которой зависит гармоничность произведения, моделировка формы, экспрессия в обработке материала (фактура).
Графика изучается следующим образом: термин, «язык» графики, разделение графического искусства по целевому назначению; графика уникальная и печатная; акцентируется внимание на самостоятельной области, которую образуют графические письма: эпиграфика, искусство шрифта, каллиграфия, а также современный графический дизайн, компьютерная графика.
Предлагается примерная схема освоения живописи как вида искусства: место живописи в системе изобразительных искусств; принцип родового деления живописи на монументальную, станковую, декоративную, декоративно-театральную, миниатюрную; «язык» живописи; особенности изобразительно-выразительных средств живописи; жанровое деление произведений станковой живописи; специфика каждого из жанров, история их появления, развития, изменения; разнообразие материалов живописи, техника письма. Выявляются компоненты структуры реалистической картины: композиция, перспектива, точка зрения, уровень горизонта, ракурс, ритмический строй, формат и размеры холста, рисунок, силуэт, цвет, колорит, свет, светотень; характерными средствами технического исполнения картины являются мазок, живописная фактура. Атрибуты, детали одежды, обстановки, пейзажа привлекаются художником как дополнительное творческое средство, как прием заострения психологической характеристики персонажей, их внешних и внутренних связей. Однако, анализируя ту или иную картину, можно сделать множество своих личностных «открытий».
Произведение искусства как художественная ценность возникает в коммуникативно-языковой ситуации и передается языковыми знаками. В связи с этим в контексте описания и анализа произведения искусства современное осмысление обретают семиотика и герменевтика. Семиотику интересуют знаковый подход к изучению искусства, своеобразие художественных знаков и их отличие от знаков научных, типология знаков (иконические, знаки-индексы, знаки-символы и др.), произведение искусства как метазнак художественной культуры, как текст (Ю.М. Лотман, Х.-Г. Гадамер, М.М. Бахтин). Описываются методологические возможности герменевтики, которая ориентирует историю искусства на системный характер
понимания и интерпретации произведения искусства как художественного текста культуры. Процесс истолкования художественного текста может быть представлен обобщенно нижеследующим образом, при этом важно включение «третьего элемента» в процесс понимания:
• первый элемент - авторский текст (художественное произведение);
• второй элемент - «Я» (личность воспринимающего);
• третий элемент - (что следует видеть за текстом) -в разных школах различен: культурная традиция; аналогичные художественные тексты (сравнительный анализ); другие факторы культуры (историко-культурный анализ); личность автора (биографический анализ); проблемы современной эпохи; реальность исторической эпохи, породившей текст.
Существенный прием - сопоставление текста с породившей его реальностью и современной действительностью. Оставаясь самим собой, произведение искусства вместе с тем, живя в пространстве и времени, исторически меняется, вступая во взаимодействие с новым жизненным и художественным опытом, и обретает новые смысловые и ценностные параметры. Каждым новым поколением оно прочитывается «свежим» взглядом. Но при всей своей подвижности великие творения - современники на все времена.
Опыт герменевтики важен для современной художественной критики.
Основополагающее значение имеет постижение методологических основ анализа художественного произведения. В истории искусствоведения сложились три типа методологических инструментов критического анализа художественного текста - «традиционные» инструменты анализа внешних связей художественного произведения (художественного текста): историко-культурный, социологический, сравнительный, биографический и творческо-генетический подходы; «новые» инструменты анализа внутренних связей художественного текста (структурный, семиотический, стилистический анализы, микроанализ, «внимательное чтение»); инструменты анализа социального функционирования текста (изучение критической литературы о произведении, конкретно-социологический анализ читательской, зрительской аудитории) [2, с. 424].
В настоящее время в искусствоведении возникла потребность в интеграции всего рационального в данных критических методах и в создании современной системно-целостной методологии. Ступени ценностного анализа художественного текста: ценностная установка; рассмотрение ценности эстетического отношения произведения к действительности; выявление ценности внутренней организации художественного текста; раскрытие ценности социального функционирования произведения; выявление ценно-
сти художественной концепции. Ступени интерпретированного анализа произведения: мировоззренческая установка; семантика внешних связей произведения; семантика внутренних связей художественного текста; смысл произведения в свете его социального функционирования; смысл художественной концепции.
В описании и анализе памятников искусства за основу берется методика формально-стилевого анализа, в наибольшей степени способствующего раскрытию эстетических особенностей пластических искусств. Формальный метод - направление в искусствознании последней четверти XIX - первой трети XX в., изучающее художественную форму, воспринятую как собственно эстетический фактор в искусстве. Немецкий эстетик Конрад Фидлер выдвинул теорию «абсолютного зрения», преодолевающего хаос эмпирических впечатлений и создающего «чистую форму», своего рода «идеальную действительность». Швейцарский искусствовед Г. Вёльфлин оформил взгляды членов кружка К. Фидлера в последовательную «науку об искусстве», разработал методику «формального анализа».
Стилистический анализ - один из основных методов анализа произведений пластических искусств в классическом европейском искусстве конца XIX -начала XX в. Цель стилистического анализа - выявить систему устойчивых форм, выразительных качеств, присущих данному стилю; выделить в структуре отдельного произведения те содержательные и формальные признаки, которые позволяют отнести его к тому или иному стилю, направлению, творчеству художника. Важнейшие аспекты стилистического анализа - анализ композиции, иконографии, колорита, пластических качеств, индивидуальной манеры, материала, техники, характера отдельных формальных элементов. Конечная цель стилистического анализа -выявление духовных ценностей, актуальных для культуры. Стилистический анализ имел огромное значение для становления европейского искусствознания, объяснения эволюции стиля. Труды Г. Вёльфина, А. Ригля, М. Дворжака, в России - М.В. Алпатова,
Н.Н. Пунина, Б.Р. Виппера стали важными вехами в развитии этого метода. На современном этапе границы и возможности стилистического анализа значительно расширены благодаря применению структурного анализа и семиотики.
Необходимо иметь четкое представление об иконографическом анализе как о системе вариантов изображения определенного персонажа, лица, события, трактовки сюжета. В древности и в Средние века сложились строго определенные иконографические каноны, которым точно следовали художники. Создавались специальные руководства - иконописные подлинники (в странах византийского круга), где содержались нормативные схемы изображения лиц и событий сакральной истории. В эпоху Возрождения
неканонические дополнения становятся свободными. Однако до сих пор иконография остается важной частью художественного процесса, определяющей темы и символы, характерные для различных религиозных и философских воззрений. Иконографией также называют раздел искусствознания, изучающий темы, символы и сюжеты искусства, рассматриваемые отдельно (но не изолированно) от истории стиля и средств художественного выражения.
Выявляются цели и принципы иконологии - направления в искусствознании, сложившегося в 1-й половине ХХ в. и поставившего целью раскрытие исторически обусловленного образно-символического содержания произведения искусства (А. Варбург, Э. Кассирер и Э. Панофский). Стремясь открыть в произведениях существенные мировоззренческие установки, «культурные симптомы» своей эпохи, а также культурные связи («диалоги») разных эпох, прежде всего Античности и Возрождения, представители иконологии значительно обогатили методологию искусствознания, укрепили его связь с историей, философией, филологией и другими гуманитарными дисциплинами. Внимание к контексту произведения, условиям сложения его знаковой структуры роднит иконологию со структурализмом, с которым она в последнее время активно взаимодействует.
Для будущих бакалавров в области изобразительного искусства профессиональную роль играет фактографическое изучение искусства, принципы и методы атрибуции произведений искусства. С атрибуцией тесно связано знаточество - направление в искусствознании, оформившееся к концу XIX в., поставившее своей главной целью совершенствование методики атрибуции произведений искусства. Излагаются история, теория, практика, принципы и методы атрибуционной работы: изучение самих художественных произведений (эпоха, школа, система изобразительно-выразительных средств и т.д.); письменные источники о художниках и их творчестве, исследование архивов; традиция; выявление учеников, подражателей и копиистов, группировавшихся вокруг крупных мастеров; установление «копия» или «подделка»; определение автора художественного произведения; метод интуиции; «экспериментальный метод», установление степени оригинальности данного произведения искусства, научные методы (М. Фридлендер, О. Мюндлер, Дж. Морелли, Б.Р. Виппер). Атрибуция - важная часть художественной экспертизы и научно-исследовательской работы музея искусств.
Итоговым осмыслением становится эмоциональноэстетическая оценка произведения искусства, жанровые формы и методы искусствоведческого исследования. Выявляются функции эмоционально-эстетической оценки в профессиональных суждениях об искусстве. Эмоционально-эстетическая оценка активно влияет на
процесс реализации художественного произведения, его восприятие (идеалы, сотворчество, формирование собственных установок, мироотношения).
Поскольку будущие специалисты могут приложить свои силы в культурно-просветительной и художественно-творческой деятельности и, возможно, работать искусствоведами, музееведами, для них важны знания в области рецензирования. Рецензирование -одно из направлений научно-исследовательской и творческой деятельности. Вместе с тем это область художественной критики, предъявляющая требования к личности рецензента, автора рецензии, его знание жанров и методов рецензирования. Рецензент четко представляет цели и задачи рецензирования: критический анализ и синтез художественного процесса. Критическая интерпретация предполагает взаимосвязь и взаимообусловленность семиотики, герменевтики и художественной критики. Рецензия - статья, цель которой - критический разбор какого-либо научного или художественного произведения, выставки, а также спектакля, кинофильма. Жанры статьи могут быть самыми разнообразными: эссе, очерк, творческий портрет художника, интервью, «обращение», «речь», «письмо» и др. Методы рецензирования: опрос, анкетирование, интервьюирование, наблюдение, анализ картин, дневников художников и т.п. Рецензирование -специфическая область деятельности, формирующая профессиональную, искусствоведческую и эстетическую культуру будущего специалиста.
Методики тестов. В первой половине XX в. были широко распространены методики выбора предпочитаемых элементарных форм и цветовых пятен (методики тестов). Создаются «формулы красоты», которые потом проверяются. Чаще всего проверялась известная формула, предложенная американским математиком Г. Биркгофом:
М = О / С,
где М - эстетическая мера; О - упорядоченность; С - сложность. Эстетическая мера понималась Бирк-гофом как ощущение удовольствия при созерцании объекта, обладающего определенной сложностью. Чем выше сложность объекта, тем больше затрачивается внимание при восприятии. Из формулы Биркгофа следует, что эстетическая мера прежде всего зависит от степени упорядоченности объекта, а потому его наиболее вероятные эстетические характеристики -простота, ясность, симметричность и т.д. Английский психолог Г. Айзенк неоднократно возвращался к теории Биркгофа, находя в ней ряд существенных недостатков. Он предложил свой вариант формулы красоты:
М = О х С,
где М - чувство ценности и эстетической меры; С - сложность объекта; О - его порядок, гармония, симметрия. Айзенк, рассматривавший проблему эстетического восприятия с позиций гештальтпсихологии,
считал, что «хорошая форма» может существовать лишь тогда, когда в ней оптимальным образом сочетаются повторяемость элементов и их разнообразие. В отличие от Биркгофа, психолог пытался выявить природу формирования эстетических предпочтений, их индивидуальных различий. Эстетическую меру М Айзенк связывал не только со свойствами объекта, но и с восприятием субъекта; он выделил так называемый ^фактор (основной фактор эстетической меры) - показатель, связанный с типом нервной системы, обладающий универсальностью с точки зрения природы человека, не зависящий от эрудиции, образования и других полюсов и относящийся не только к зрительной системе, но к другим видам восприятия. Формирование эстетической оценки Айзенк связывал с действием другого фактора (^-фактор), учитывающего свойства личности, принадлежность к определенной культуре и эрудицию.
Количественные методы в искусствознании. При изучении количественных методов в искусствознании могут быть использованы материалы, накопленные исследователем В.М. Петровым, который рассматривает различные аспекты применения данных методов при изучении произведения искусства: живописи, музыки, поэзии, прозы. Он показывает роль количественных методов исследования в области художественного творчества; «практический выход» количественных методов при установлении авторства художественных произведений. С этой целью исследователь использует две основные составляющие: модели, отображающие изучаемые явления; методы измерения. Интересны следующие области исследования: пространство художественного мира; ареалы национальных школ: национальная специфика видов, родов и жанров искусства (эмпирическая база исследования); «собственное» пространство живописи: размеры картин и их пропорции, зоны предпочтений; эстетическая ценность формы, визуальные предпочтения: формулы «эстетической меры». Посредством количественных методов прогнозируется будущее развитие искусства [3, с. 16].
Работа по атрибуции памятников искусства. Цель такой работы - определить время, место создания, школу, авторство по отношению к тем произведениям искусства, о которых до настоящего времени этих сведений не имеется. Работа по атрибуции требует большой самостоятельности. Ее важнейшие части: поиск информации об изучаемом предмете;
сравнительный анализ с аналогичными, но подписанными автором или ранее атрибутированными произведениями. Поиск информации ведется разными путями: в краеведческой литературе, экспозиции и фондах музея изобразительного и декоративно-прикладного искусства, в архивах, путем бесед с мастерами, искусствоведами и знатоками искусства. Ценность работы состоит во введении в искусствоведение новых, ранее неизвестных материалов и в овладении методикой самостоятельного поиска и анализа произведений искусства, спецификой атрибуционной работы.
Возможны дискуссии («Проблема жанра в пост-авангардный период»), сравнительный анализ произведений пластических искусств, искусствоведческие исследования (исследование цветовых структур живописи), исследовательские проекты (теория «прибавочного элемента» К. Малевича). В качестве примера приведем исследовательский проект на тему:
H. Пуссен «Царство флоры» (Дрезден).
Введение
I. Интерпретация сюжета картины Н. Пуссена «Царство флоры».
1.1. Литературные источники. «Метаморфозы» Овидия.
1.2. Искусствоведческие дискуссии.
2. Описание и анализ художественного текста - картины.
2.1. Стилистические проблемы.
2.2. Композиционная система Н. Пуссена.
2.3. Цветовое и световое решение картины.
2.4. Образная сущность произведения.
2.5. «Царство флоры» - новый тип мифологической картины.
Согласно логике научного изыскания далее следуют заключение, список используемой литературы, приложения.
Завершается изучение спецкурса написанием реферата, искусствоведческим анализом произведений искусства (архитектуры, скульптуры, графики, живописи), рецензированием художественной выставки, доступным научным исследованием в области искусствоведения, коллоквиумом и итоговым экзаменом.
Таким образом, авторский спецкурс «Описание и анализ произведения искусства» является плодотворным эстетико-искусствоведческим и педагогическим инструментарием в подготовке специалиста -человека творчества.
Библиографический список
1. Сердюченко О.И. Современные образовательные 3. Петров В.М. Количественные методы в искусство-
технологии // Завуч. - 2002. - №2. знании. Вып. I : Пространство и время художественного
2. Борев Ю.Б. Эстетика. - 4-е изд., доп. - М., 1988. мира. - М., 2000.

читать описание
Star side в избранное
скачать
цитировать
наверх