Научная статья на тему 'Опережающее развитие школьников в отечественной педагогике'

Опережающее развитие школьников в отечественной педагогике Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
523
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Наделяев Д. Ф.

В статье предлагается исторический обзор изучения опережаю­щего развития школьников в отечественной педагогике. Представле­но научное обоснование необходимости разработки данного направ­ления. Представлены необходимые показатели, на основе которых можно проанализировать изменения детей и подростков с учетом акселерации и ретардации. Статья ориентирована на учителей фи­зической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опережающее развитие школьников в отечественной педагогике»

390

ПСИХОЛОГИЯ и ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

опережающее развитие школьников в отечественной педагогике

© Наделяев Д.Ф/

Средняя общеобразовательная школа № 14, г. Чита

В статье предлагается исторический обзор изучения опережающего развития школьников в отечественной педагогике. Представлено научное обоснование необходимости разработки данного направления. Представлены необходимые показатели, на основе которых можно проанализировать изменения детей и подростков с учетом акселерации и ретардации. Статья ориентирована на учителей физической культуры.

История изучения опережающего развития в отечественной педагогике является актуальной проблемой исследования в современном научном знании. Опережающее развитие в педагогике недостаточно исследованная проблема, хотя опережающее физическое развитие является одним из показателей уровня здоровья детей. Детский организм в отличие от организма взрослого человека реагирует на внешние воздействия в особенно резкой форме.

В результате физического развития, в том числе неравномерного и опережающего, интенсивность роста детей и подростков может подвергаться существенным изменениям [1].

Изучение закономерностей физического развития, создание методов его практического контроля, защита и оптимальное развитие детей - одна из главных составных частей педиатрии, анатомии, психологии и педагогики.

Развитие - это процесс количественных и качественных изменений в организме. Его результат - физическое, интеллектуальное, социальное, духовное развитие человека. Биологическое в человеке характеризуется физическим развитием, включая морфологические, биохимические, физиологические изменения.

На протяжении более 150 лет ученые наблюдают удивительную тенденцию к увеличению показателей физического развития детей всех возрастных групп, получившее название опережающего физического развития. В современной педагогической науке опережающее физическое развитие связано с термином «акселерация».

Акселерация (от латинского «акселерацио» - ускорение) - это ускоренное физическое и отчасти психическое развитие в детском и подростковом возрасте. Биологи связывают акселерацию с физиологическим созреванием организма, психологи - с развитием психических функций, а педагоги - с

♦ Учитель физической культуры, аспирант.

духовным развитием и социализацией личности. У педагогов акселерация ассоциируется не столько с опережающими темпами физического развития, сколько с рассогласованием процессов физиологического созревания организма и социализацией личности [4].

Сегодня опережающее развитие в педагогике изучается с применением системного, интеграционного, комплексного подхода, так как данная проблема стоит на повестке дня всего образовательно-воспитательного процесса.

Практическая значимость изучения процесса опережающего развития необходима вследствие того, что данный процесс характерен для российского молодого поколения; вследствие акселерации изменилось количество и течение различных заболеваний у подростков; происходит омолаживание заболеваний; появляется фактор различных форм травматизма на занятиях физической культурой, особенно у детей в момент наибольшего увеличения веса, для чего необходимо вырабатывать качественно новые подходы к проведению занятий физкультурой и трудовой учебной деятельностью школьников. Необходима разработка сбалансированного, рационального, здорового питания школьников (включением в рацион необходимого для организма количества белков, жиров и углеводов в зависимости от состояния организма, возраста, пола, характера деятельности, климата и многого другого, т.е. это обусловлено неодинаковой калорийностью различных продуктов), так как процесс опережающего развития оказывает влияние на внутренние органы и кожу школьников, что в свою очередь может вызывать психологические проблемы.

Не менее важную роль, чем организация питания, играет организация занятий физкультурой и спортом. Это усиливает сопротивляемость человеческого организма к различным заболеваниям и является хорошим способом тренировок различных отдельных органов и целых систем, что кроме всего прочего влияет и на их долголетие. Исследования показали, что физкультура способствует очистке организма от вредных веществ, так как способствует правильной организации работы почек и системы пищеварения. Физические упражнения налаживают сон, делая его более глубоким, нормализуют аппетит подростка.

Очень большое, даже прямое значение, физические упражнения оказывают на влияние формирования правильной осанки, умение быстро и красиво ходить, сидеть прямо и не сутулиться.

огромные изменения, которые произошли в физическом развитии человека за продолжительный период, можно объединить в две группы данных: к первой относятся данные, касающиеся различий в физиологических показателях каждого поколения по отношению к предшествующему; ко второй - данные, которые характеризуют физическое развитие людей, относящихся к одному и тому же контингенту населения, к определенному социальному слою. Здесь же учитывается, где живут исследуемые: в городе или деревне.

392

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

Психологи и педагоги сталкиваются с другим аспектом акселерации -ранним или ускоренным половым созреванием и связанными с ним психологическими проблемами [2].

В современное время у ребенка 6 лет такой рост и вес, как и несколько десятилетий назад имели дети 7 лет, а рост первоклассников увеличился на 10 см. Так у учащихся младших классов при проведении медицинских осмотров отмечено, что у нормально развивающихся детей с весом до 60 кг рост достигает 140 см. За последние 40 лет средний вес детей школьного возраста увеличился на 4 кг.

В настоящее время ростовая акселерация сопровождается улучшением общего уровня физического развития подростков и старших школьников.

До 7-8 лет почти нет разницы между физическим развитием девочек и мальчиков. В среднем в год повышение их роста в этот период 5-6 см. Затем, в период полового созревания начинают появляться значительные различия в темпах роста и развития различного пола. К 9-10 годам у девочек рост замедляется до 4 см в год, а вес прибывает только до 3 кг в год, а затем резко совершается скачок: рост со скоростью 8-10 см и прибывает в весе до 9 кг в год. На этом периоде девочки превращаются в девушек, становятся выше мальков и до 15 лет опережают их в физическом развитии.

По поводу причин акселерации высказано много различных, зачастую противоречивых мнений и, несмотря на большое количество работ по данному вопросу, в литературе отсутствует единая точка зрения. Существующие теории акселерации подвергались глубокому и критическому анализу В.С. Соловьевой (1967), В.В. Бунаком (1968), Т.В. Корсаевской (1970), которые справедливо указывают, что нельзя столь сложный феномен объяснять действиями только одного какого-нибудь фактора. Ряд авторов высказывают мнение, что акселерация обусловлена комплексом генетических и средовых факторов, причем доминирующее значение имеют социально-экономические условия жизни (Громбах С.М., 1967; Сальникова Г.П., 1968; Корсаевская Т.В., 1970; Студеникин М.Я., 1982).

Индивидуальная акселерация и ретардация могут быть гармоничными и негармоничными. Вариант развития, при котором индивидуум опережает сверстников на 1-2 года по всем морфофункциональным показателям и биологическому возрасту, определяется как гармоничная акселерация. Опережение сверстников по одному или нескольким морфофункциональным показателям относится к негармоничной акселерации. Отставание индивидуума от сверстников на 1-2 года по всем морфофункциональным показателям и биологическому возрасту является проявлением гармоничной ретардации. Отставание от сверстников по отдельным морфофункциональным показателям типично для негармоничной ретардации [3].

Ускоренное физическое развитие современной молодежи порождает разные проблемы экономического, политического, морально- психологического характера, а также ряд нерешенных вопросов о соответствии пе-

дагогических приемов и методик особенностям ускоренно развивающихся детей и подростков.

Список литературы:

1. Баранов А.А., Щеплягина Л.А. Фундаментальные и прикладные исследования по проблемам роста и развития детей и подростков // Российский педиатрический журнал. - 2000. - № 5. - С. 5-7.

2. Дюжакова М. Акселерация - эмоции, размышления, факты [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: www.ourgirls.ru

3. Никинина А.А., Любимова З., Маринова К., Никитина А. Возрастная физиология: В 2 ч. Ч. 1. - М.: ВЛАДОС, 2004. - С. 106-107.

4. Подласый И.П. Педагогика. Т. 1. - М.: Владос, 1999. - С. 103.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.