Научная статья на тему 'Операционные механизмы формирования корпоративной идентичности у преподавателей высшей школы'

Операционные механизмы формирования корпоративной идентичности у преподавателей высшей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИЧНОСТЬ / КОРПОРАТИВНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОРПОРАТИВНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ / ВНУШЕНИЕ / ЗАРАЖЕНИЕ / ПОДРАЖАНИЕ / IDENTITY / CORPORATE IDENTITY / HIGHER SCHOOL / HIGHER EDUCATION / CORPORATE IDENTITY OF THE TEACHER OF HIGHER EDUCATION / MECHANISMS OF FORMATION OF CORPORATE IDENTITY / SUGGESTION / INFECTION / IMITATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гордеева Дарья Сергеевна, Тюнин Александр Иванович, Апухтин Антон Сергеевич, Дегтярева Нина Адамовна

Проблемы высшей школы, безусловно, отражаются на трансформации российского общества в целом, являясь в некоторой степени вектором социально-экономических реформ. Современное российское университетское образование определяет новый вектор модернизации, функционирующие институты и агенты социально-экономические компоненты которого тесно взаимосвязаны и подчинены закономерностям развития системы в целом. На сегодня роль личностного фактора в перестройке образовательной системы стала очевидной. Личностные характеристики преподавателя высшей школы, ее социально-психологические особенности становятся неким катализатором успешности внедряемых реформ. Настроение педагогического коллектива, его творческий и нравственный микроклимат, идентичность, авторитетность, сплоченность вот что определяет, прежде всего, судьбу современной реформы. В среде ученых и практиков становится все более распространенным мнение об утрате некой идентичности преподавателей высшей школы. Представленный феномен объяснятся сочетанием разносторонних аспектов технологических и социально-культурных, личностных и общественных, материальных и моральных. Проблема поиска технологий, средств и механизмов корпоративной идентичности преподавателей в педагогическом вузе актуализирована и тем, что высшая педагогическая школа в условиях геометрической прогрессии происходящих изменений должна не только обучать, но и уметь оперативно обучаться, адаптироваться и выживать. В данной статье авторами проанализированы приемы и операционные механизмы формирования корпоративной идентичности в университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гордеева Дарья Сергеевна, Тюнин Александр Иванович, Апухтин Антон Сергеевич, Дегтярева Нина Адамовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPERATIONAL MECHANISMS OF FORMATION OF CORPORATE IDENTITY AMONG HIGH SCHOOL TEACHERS

The problems of higher education, of course, affect the transformation of Russian society as a whole, being to some extent a vector of socio-economic reforms. Modern Russian University education defines a new vector of modernization, functioning institutions and agents of socio-economic components of which are closely interrelated and subject to the laws of the system as a whole. Today, the role of the personal factor in the restructuring of the educational system has become obvious. Personal characteristics of the teacher of higher education, its socio-psychological characteristics become a catalyst for the success of the reforms. The mood of the teaching staff, its creative and moral microclimate, identity, authority, unity that's what determines, first of all, the fate of modern reform. Among scientists and practitioners is becoming more common opinion about the loss of a certain identity of teachers of higher education. The presented phenomenon will be explained by a combination of diverse aspects technological and socio-cultural, personal and social, material and moral. The problem of search of technologies, means and mechanisms of corporate identity of teachers in pedagogical higher education institution is actualized also by the fact that the higher pedagogical school in the conditions of geometrical progression of the occurring changes has to not only train, but also be able quickly to be trained, adapt and survive. In this article, the authors analyze the methods and operational mechanisms of corporate identity formation at the University.

Текст научной работы на тему «Операционные механизмы формирования корпоративной идентичности у преподавателей высшей школы»

Gordeeva Daria Sergeyevna, Tyunin Aleksandr Ivanovich, Apukhtin Anton Sergeevich and others OPERATIONAL MECHANISMS OF FORMATION OF CORPORATE IDENTITY ...

pedagogical sciences

УДК 333.1

ОПЕРАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

© 2018

Гордеева Дарья Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Экономика, управление и право» Тюнин Александр Иванович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Экономика, управление и право» Апухтин Антон Сергеевич, аспирант кафедры «Экономика, управление и право» Дегтярева Нина Адамовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика, управление и право» Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (454080, Россия, Челябинск, пр. Ленина, 69, e-mail: degtyarevana1@cspu.ru)

Аннотация. Проблемы высшей школы, безусловно, отражаются на трансформации российского общества в целом, являясь в некоторой степени вектором социально-экономических реформ. Современное российское университетское образование определяет новый вектор модернизации, функционирующие институты и агенты социально-экономические компоненты которого тесно взаимосвязаны и подчинены закономерностям развития системы в целом. На сегодня роль личностного фактора в перестройке образовательной системы стала очевидной. Личностные характеристики преподавателя высшей школы, ее социально-психологические особенности становятся неким катализатором успешности внедряемых реформ. Настроение педагогического коллектива, его творческий и нравственный микроклимат, идентичность, авторитетность, сплоченность - вот что определяет, прежде всего, судьбу современной реформы. В среде ученых и практиков становится все более распространенным мнение об утрате некой идентичности преподавателей высшей школы. Представленный феномен объяснятся сочетанием разносторонних аспектов - технологических и социально-культурных, личностных и общественных, материальных и моральных. Проблема поиска технологий, средств и механизмов корпоративной идентичности преподавателей в педагогическом вузе актуализирована и тем, что высшая педагогическая школа в условиях геометрической прогрессии происходящих изменений должна не только обучать, но и уметь оперативно обучаться, адаптироваться и выживать. В данной статье авторами проанализированы приемы и операционные механизмы формирования корпоративной идентичности в университете.

Ключевые слова: идентичность, корпоративная идентичность, высшая школа, высшее образование, корпоративная идентичность преподавателя высшей школы, механизмы формирования корпоративной идентичности, внушение, заражение, подражание.

OPERATIONAL MECHANISMS OF FORMATION OF CORPORATE IDENTITY AMONG HIGH SCHOOL TEACHERS

© 2018

Gordeeva Daria Sergeyevna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor at the Department of «Economics, Management and Law»

Tyunin Aleksandr Ivanovich, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor at the Department of «Economics, Management and Law» Apukhtin Anton Sergeevich, aspirant at the Department of «Economics, Management and Law» Degtyareva Nina Adamovna, candidate of economic Sciences, associate Professor of the Department "Economics, management and law» South Ural State Humanitarian-Pedagogical University (454080, Russia, Chelyabinsk, Lenin Ave., 69, e-mail:degtyarevana1@cspu.ru)

Abstract. The problems of higher education, of course, affect the transformation of Russian society as a whole, being to some extent a vector of socio-economic reforms. Modern Russian University education defines a new vector of modernization, functioning institutions and agents of socio-economic components of which are closely interrelated and subject to the laws of the system as a whole. Today, the role of the personal factor in the restructuring of the educational system has become obvious. Personal characteristics of the teacher of higher education, its socio-psychological characteristics become a catalyst for the success of the reforms. The mood of the teaching staff, its creative and moral microclimate, identity, authority, unity - that's what determines, first of all, the fate of modern reform. Among scientists and practitioners is becoming more common opinion about the loss of a certain identity of teachers of higher education. The presented phenomenon will be explained by a combination of diverse aspects - technological and socio-cultural, personal and social, material and moral. The problem of search of technologies, means and mechanisms of corporate identity of teachers in pedagogical higher education institution is actualized also by the fact that the higher pedagogical school in the conditions of geometrical progression of the occurring changes has to not only train, but also be able quickly to be trained, adapt and survive. In this article, the authors analyze the methods and operational mechanisms of corporate identity formation at the University.

Keywords: identity, corporate identity, higher school, higher education, corporate identity of the teacher of higher education, mechanisms of formation of corporate identity, suggestion, infection, imitation.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. На сегодня роль личностного фактора в перестройке образовательной системы стала очевидной. Личностные характеристики преподавателя высшей школы, ее социально-психологические особенности становятся неким катализатором успешности внедряемых реформ. Настроение педагогического коллектива, его творческий и нравственный микроклимат, идентичность, авторитетность, сплоченность - вот что определяет, прежде всего, судьбу современной реформы.

Вузы столкнулись с качественно иными явлениями современности, среди которых: глобальная информационная сетевая организация коммуникаций, которая формируется в условиях цифровой экономики. Ректор Калифорнийского университета Кларк Керр, основоположник Генерального плана развития высшего образования штата Калифорния Соединенных штатов Америки, вводит новационную дефиницию - «мультиверситет» как сложное многофункциональное и многоцентровое учреждение высшего образования, имеющего сложную сетевую структуру.

педагогические науки

Гордеева Дарья Сергеевна, Тюнин Александр Иванович, Апухтин Антон Сергеевич и другие ОПЕРАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ ...

Появление инновационной прагматичной модели предпринимательского университета, повлекшее за собой коммерциализацию высшего образования. При этом, смена ориентиров университетов «с истины на прибыль» не должна восприниматься как ценностный выбор высшей школы, а лишь вынужденной мерой в условиях жесткой конкуренции на рынке образовательных и научных услуг.

Преобразование высшей школы в институт повседневности, который вынужден служить бизнесу и государству, утратив свою яркую индивидуальность, традиционную сакральность и особую автономию.

Постоянно нагнетаемые западом сомнения в качестве российского образования, стремление перенять европейскую образовательную культуру практически приводит к истреблению национальной компоненты российской высшей школы. В глазах будущих абитуриентов российские университеты противоположны по своему имиджу не только некой абстрактно-идеальной форме высшей школы, но и вполне реальному современному западному вузу.

Современный университет часто противопоставляет себя науке, существующий долгое время принцип четкого разделения учебной дисциплины и науки привел к острому непониманию друг друга представителей различных предметных направлений. В сложившийся конфликтной ситуации необходимо найти четкое интегрирующее начало, объединить науку и университетское образование в своеобразный абсолют.

Тем не менее российские вузы рассматриваются как организации с сильным корпоративным духом, которые дорожат некой университетской автономией, ярко выраженной академической свободой [1,2,3].

В нашей стране не вызывают удивления факты профессиональной одержимости конкретного преподавателя, непреодолимой любви к педагогическому труду, а также привязанность его к определенному университету. Не редки случаи, когда преподаватели вузов работают в одном университете династиями: отец - дети - внуки. Возможно, с точки зрения академической мобильности, такие факты несут в себе неоднозначный отклик, но, с точки зрения корпоративной идентичности, - это утопия.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. При анализе научной литературы [4-9 и др.], посвященной исследуемой тематике, можно выделить два ключевых подхода к интерпретации корпоративной идентичности преподавателя университета. Корпоративная идентичность, согласно первому подходу, есть ярко выраженное отожествление сотрудниками университета себя неотъемлемой единицей целостной системы высшей школы, выражающейся в признании нравственности и общественной ценности педагогического труда [10-12].

На сегодняшний день в российской науке отсутствует четкая формулировка термина «идентичность». Объясняется это сложностью и многоаспектностью рассматриваемой дефиниции, разнообразием концепций и методологий формирования корпоративной идентификации. Мы соглашаемся с интерпретацией Е.А. Догаевой [13], понимающей под корпоративной идентичностью результат эмоционально-когнитивного процесса отожествления себя частью определенной организации.

Формирование целей статьи (постановка задания). Целью представленной научной статьи является анализ существующих операционных механизмов формирования корпоративной идентичности в университетской среде.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Корпоративная идентичность - это такое социально-психологическое явление, при котором участники педа-

гогического процесса, соблюдая совместный паритет, образуют основу нравственного климата коллектива, тем самым содействуя созданию продуктивных межличностных отношений. Отсутствие корпоративной идентичности в стенах современной высшей школы, по нашему мнению, приведет к появлению дополнительных препятствий эффективного внедрения образовательной реформы [14]. Однако на сегодняшний день, когда в рабочий процесс в большей степени внедряются инновационные управленческие технологии, как это не парадоксально звучит, корпоративная идентичность практически отсутствует в образовательной практике.

В определенной мере это подтверждается проводимыми социологическими исследованиями. Проанализировав ежеквартальные мониторинговые исследования, посвященные выявлению отношения преподавателей к ряду факторов, сопровождающих процессы модернизации высшего образования, представим полученные результаты социологических опросов, проводимых в педагогическом университете. В 2017-2018 году нами был проведено анкетирование среди студентов и сотрудников Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета.

В опросе принимали участие 569 студентов университета, 68 - преподавателей и 12 человек вузовской администрации.

Студенческий возраст является сенситивным жизненным этапом становления личности, достаточно чувствительным к окружающей обстановке. Будущим педагогам была предоставлена возможность оценить качества профессорско-преподавательского состава.

Студентов, в первую очередь, попросили ответить на вопрос «Что Вам больше всего нравится в преподавателях?».

Оценка студентами профессиональных качеств преподавателей педагогического вуза достаточно высока (67% - опрошенных студентов считают, что качество преподавания соответствует современным требования, тогда как остальные 33% - подчеркивают лишь частичное соответствие требованиям образовательной сферы). При этом, сами преподаватели критично и резко относятся к своим коллегам. Лишь, 21% респондентов высоко оценили общую эрудицию своих коллег, около 39%

- как средний уровень подготовленности, остальные опрошенные оценили качество преподавания и культуры речи своих коллег ниже среднего. Полученные результаты позволяют сделать неутешительные выводы

- в современной образовательной практике педагогического вуза практически отсутствует коллегиальность, сплочение преподавателей, профессиональная взаимность. В это же время преподавателям была предложена анкета, включающая в себя следующий вопрос «Чего в вашем учебном заведении не хватает для полноценно комфортной работы?» - 61 % выразили неудовлетворение необъективной оценкой педагогического труда, 18 % - организационной атмосферой, отсутствием некой корпоративной культуры, 14 % - взаимоотношением с руководителями.

Эффективные преобразования в образовательной среде, по нашему мнению, зависят во многом от психологического настроя профессорско-преподавательского состава. Актуальность проблемы корпоративной идентичности преподавателя педагогического вуза увеличивается в контексте вполне естественных причин -руководство вуза считает важным формирование постоянного коллектива высококвалифицированных сотрудников, преданных университету..

- ощущение себя полноценным членом организации, отожествление с ней, а также некое ограждение от конкурентов;

- наличие позитивных проявлений чувств по отношению к организации;

- высокая степень привязанности к организации;

- эмоциональная зависимость;

Gordeeva Daria Sergeyevna, Tyunin Aleksandr Ivanovich, Apukhtin Anton Sergeevich and others OPERATIONAL MECHANISMS OF FORMATION OF CORPORATE IDENTITY ...

pedagogical sciences

- осознанное соблюдение правил корпоративного поведения.

Что касается механизмов формирования корпоративной идентичности, то, по мнению отечественных и зарубежных исследователей, в их основе лежат коммуникативные процессы. Так, Н.Ю. Пименова отмечает, что основными элементами организационной культуры, оказывающими непосредственное воздействие на формирование и развитие корпоративной идентичности, выступают корпоративные коммуникации, корпоративный дизайн и корпоративное поведение, являющиеся, по сути, разновидностями коммуникации [15]. Как указывает А. Фисун, благодаря системе внутрикорпоративных коммуникаций сотрудник компании видит не только фрагмент «корпоративного пространства», но и всю картину в целом, благодаря чему он чувствует себя частью единого коллектива, сплоченного общими целями [16].

Корпоративная идентичность преподавателя российского университета на всех этапах модернизации отечественного образования развивалась и поддерживалась средствами активного участия во внутривузовском самоуправлении, поддержкой защищенных кандидатов и докторов наук, комплектованием ведущих кафедр, межуниверситетскими связями (сетевое взаимодействие в системе вуз-колледж-вуз), совместной научно-методической деятельностью, профориентационной работой с будущими педагогами.

Своеобразный многокомпонентный вузовский стиль, уважительное отношение к историзму университета, философские компоненты мировоззрения высшей школы являются областями проявления корпоративной идентичности преподавателя.

Довольно часто в головах современной молодежи возникают негативные стереотипы при слове «преподаватель». Это образ человека, который выбрал карьеру от безысходности, вследствие отсутствия способностей и знаний в более перспективных отраслях, либо пришедшего в профессиональную педагогику, чтобы избежать службы в армии, быть «любимчиком» среди женского коллектива (касательно мужского пола). Но, ни в коем случае нельзя забывать, что преподаватели всегда относились к общественной элите, а умение учить категорично воспринималось как дар, способность, которой обладает далеко не каждый.

Становлению корпоративной идентичности препятствует в определенной мере резкое падение престижа педагогического труда и репутация педагогов в обществе. В этом плане под корпоративной идентичностью преподавателя педагогического вуза мы понимаем в полном смысле самоидентификацию высококвалифицированного специалиста в области педагогики, его приверженность к педагогическому труду, которая является объединяющей основой эффективной реализации функций образования.

Достаточно большой опыт работы в российском педагогическом вузе свидетельствует о том, что существующие проблемы формирования корпоративной идентичности преподавателей особенно и не решаются, а если быть точнее, руководство вуза вообще не считает данное направление интересным и перспективным, выделяя более «важные» ориентиры развития университета. Помимо всего прочего, сами преподаватели, описывая идеологию и философию своего университета, часто путаются в датах, концепциях, они используют общепринятые клише, подчеркивая важность педагогического труда и воспитания. Интересным является факт несовпадения взглядов преподавателей на тривиальные позиции, касающиеся университета, но, наряду с этим, педагоги пафосно повторяют избитые фразы о своей гуманной миссии обучать.

Такое отношение опасно для развивающейся образовательной среды следующими последствиями:

1) в университетской корпорации у педагогов формируется четко устоявшееся представление о собствен-

ной ненужности, а значит и ненужности результатов своей работы, вопрос об ее эффективности становится риторическим;

2) государство перестает поддерживать неэффективное образовательное учреждение, постепенно встает вопрос о его закрытии;

3) немногочисленная молодежь, работающая в сфере образования, отдает предпочтение коммерчески выгодным бизнес-проектам.

Необходимо применять инновационные механизмы и технологии формирования корпоративной идентичности преподавателя педагогического вуза с целью эффективного его функционирования на фоне снижения престижа педагогической профессии.

В основе формирования ядра интегрированной корпоративной идентичности следует использовать принцип «едины в главном, расходимся в частностях», который позволит минимизировать угрозу унификации, обывательского усреднения в восприятии университета и в большей мере избежать формирования предписанной, навязанной корпоративной идентичности преподавателя педагогического вуза.

Мы выделяем два принципиальных момента. Во-первых, характеристики вуза должны быть реальными, без ложной информации. Экспертами в данном вопросе могут служить старейшие преподаватели и сотрудники педагогического университета, знающие всю историю вуза не понаслышке.

Во-вторых, преподаватели должны идентифицировать себя носителями характеристик образовательной корпорации, с гордостью распространяя информацию как внутри, так и снаружи университета. Важным условием консолидации должны стать четко сформулированная цель деятельности, не навязанная руководством и несписанная из модного зарубежного журнала, концепции деятельности, методы, принципы и закономерности ведения педагогического процесса.

Отдельным направлением работы на семантическом этапе является совместная работа над имиджем кафедры, факультета и университета в целом. У имиджа существует две стороны медали: искусственно создаваемая и реальная, представляющая собой в некоторой степени определенный результат его функционирования.

Этап прагматической направленности предполагает укрепление имеющихся традиций (коллективное празднование отдельных внутри вузовских праздников, чествование заслуженных педагогов, ритуалы и т.п.), корпоративных норм и правил поведения.

При формировании корпоративной идентичности профессорско-преподавательского состава необходимо учитывать возможные операционные механизмы, которые позволят в более мягкой форме добиться положительного результата. В особую группу таких механизмов мы выделяем внушение.

Внушение - это социально-психологический способ, синтезирующий единицы в одно целое путем формирования общего состояния, который на следующем этапе перерастет в групповую деятельность. По мнению В.М. Бехтерева, внушение направлено не к разуму, а прививанию эмпатий, чувственности, привязанности, и здесь отсутствие логики вполне допустимо [17, 18]. Особенно важен авторитет личности, осуществляющий внушение, уважение и доверие, которое заслуживает данный человек должно быть бесспорным, непоколебимым. Необходимо подчеркнуть важность предварительной подготовленности индивида ко внушению, получаемая информация должна соответствовать реальности.

Внушение тесно связано с разъяснением, убеждением. Разъяснение, безусловно, основывается на логических фактах и доказательствах, при этом затрагивая не только рациональную сферу, но и сферу эмоций. Убеждая, необходимо быть последовательным, логичным, учитывать психологические особенности оппонентов и быть четко убежденным в своей правоте._

педагогические науки

Гордеева Дарья Сергеевна, Тюнин Александр Иванович, Апухтин Антон Сергеевич и другие ОПЕРАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ ...

Особая роль отводится специфичным операционным механизмам формирования корпоративной идентичности среди профессорско-преподавательского состава -заражению и подражанию.

Подражание подпитывается безграничным уважением, следованием какому-то образцу, примеру (например, всеми уважаемому ректору, прошедшему трудный профессиональный путь, оставив после себя эффективно функционирующий университет). Среди педагогов подражание возникает стихийно, независимо от подражающего. Автоматически, бессознательно, слушая речь уважаемого коллеги, педагог в процессе учебной деятельности начинает подражать, повторять запомнившиеся фразы.

Неоднозначную, но весьма интересную роль играет механизм заражения. Заражение - это процесс передачи эмоционального отношения, своего отношения к тому или иному явлению посредством ясных и понятных стимулов и мотивов. Можно применить нетривиальную фразу - «заразить любовью к университету».

Одним из ключевых условий, определяющих формирование корпоративной идентичности, является установка. Установка определяет готовность личности воспринимать информацию и происходящие явления, и процессы. Мы рассматриваем корпоративную идентичность как комплексную систему способностей, качеств и умений, в совокупности составляющих его этико-исторические основы. В данную систему непременно должны включаться следующие компоненты: высокую профессиональную культуру, нравственность и образованность, нестандартное творческое мышление, память на достойных людей, интуицию и доверию, реалистическую установку на качественное образование, разумность и гуманизм.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.

Таким образом, исходя из исследования, которые было проведено, можно подвести следующие итоги.

Успех предлагаемых технологий формирования корпоративной идентичности в первую очередь зависит от позиции ректора и всего управленческого состава педагогического университета. Очевидно, что направляющими векторами успеха технологий становится поддержание значимости университетской корпорации в целом для всех сотрудников. В противном случае либо становится невозможным формирование целостной корпоративной идентичности, либо, как свидетельствуют исследования в области менеджмента, в вузе происходят серьезные структурные и кадровые изменения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бадмаев В.Н. Миссия и идентичность университета // Вестник Калмыцкого университета. 2015. №. 2 (26). С. 38-43.

2. Ван Дик Р. Преданность и идентификация с организацией: Пер. с нем. -Харьков: Изд-во Гуманитарный Центр. 2006. 142 с.

3. Крылов А.Н. Корпоративная идентичность для менеджеров и маркетологов: М.: Изд-во ИКАР, 2004. 226 с.

4. Крылов А.Н. Корпоративная идентичность для менеджеров и маркетологов: Учебное пособие. М.: Издательство ИКАР. 2004. 226 с.

5. Бизюк А.В., Виткаленко Д.О. Методика создания корпоративного стиля // Восточно-Европейский журнал передовых технологий. 2011. № 10 (49). С. 31-33.

6. Роуден М. Корпоративная идентичность. М.: Добрая книга, 2007. 296 с.

7. Шиняева О.В., Ахметшина Е.Р. Профессиональная идентичность преподавателей высших учебных заведений: теоретические и эмпирические результаты исследования //Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 1 (10). С. 203-206.

8. Емельянов С.Г. Интегрированная оценка инновационного потенциала вуза //Инновации, 2006. № 6. С. 93—98.

9. MertonR.K. The Normative Structure of Science, in The Sociology of Science, University of Chicago Press, Chicago, II, 1973.

10. James E. McClellan III, Harold Dorn. Science and Technology in World History. SecondEdition. JohnsHopkinsuniversitypress, 2006. p. 121.

11. Скворцова Т., Стернин И. О корпоративной идентичности // Управление компанией. 2007. № 2. С. 64-67.

12. Шукшунов, В.Е. Инновационный потенциал высшей школы России. Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2002. № 4. С. 14

13. Пименова Н.Ю. Особенности формирования корпоративной идентичности в системе дистанционного обучения: опыт Владивостокского государственного университета экономики и сер-

виса // Университетское управление. 2004. № 5-6 (33). С. 163-172.

14. Фисун А. Внутрикорпоративные коммуникации: проблемы построения эффективной системы [Электронный ресурс].иКЬ: http://www.fisun-alexey.livejournal.com/5523.html (дата обращения: 11.08.2018).

15. Куценко А.И., Лашкова А.И. Корпоративная идентификация бизнеса: бренд-бук и паспорт фирменных стандартов: Монография. Новокузнецк: Изд. центр СибГИУ. 2011. 262 с.

16. Липатов С.А. Социальная идентичность работников в организационных условиях: Идентичность и организация в меняющемся мире: сб. науч. ст. М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ. 2008. С. 191-212.

17. Бабинцев В.П. Бюрократизация регионального вуза // Высшее образование в России. 2014. № 2. С. 30-37.

18. Вишленкова Е. Символы Казанского университета // Высшее образование в России. 2004. № 10. С. 80-88.

Исследование выполнено при финансовой поддержке ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет» по договору на выполнение НИР от 26.04.2018 г. №150Н по теме «Экологизация профессионального бизнес-образования: современные подходы и концепции».

Статья поступила в редакцию 03.10.2018

Статья принята к публикации 27.12.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.