Научная статья на тему 'Оперативно-розыскные меры по выявлению и раскрытию убийств, замаскированных под безвестное исчезновение'

Оперативно-розыскные меры по выявлению и раскрытию убийств, замаскированных под безвестное исчезновение Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1740
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оперативно-розыскные меры по выявлению и раскрытию убийств, замаскированных под безвестное исчезновение»

Шишкин Владимир Николаевич

кандидат юридических наук, начальник кафедры оперативно-розыскной деятельности и специальной техники Краснодарского университета МВД России, г. Краснодар

Белый Андрей Григорьевич

кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры оперативно-розыскной деятельности и специальной техники Краснодарского университета МВД России, г. Краснодар

Оперативно-розыскные меры по выявлению и раскрытию убийств, замаскированных под безвестное исчезновение

Среди преступлений против личности наибольшую общественную опасность представляют умышленные убийства. В последнее время уголовно-правовая статистика свидетельствует о том, что рост числа убийств, связанных с приватизацией и отчуждением жилья на базе передела собственности, получает стремительное распространение. Эти преступления, как показывает практика, всегда тщательно планируются, подготавливаются и маскируются. Осуществляется тщательный подбор участников и жертвы. В большинстве случаев данные преступления маскируются под безвестное исчезновение граждан. Участниками этих преступлений являются мужчины молодого и среднего возраста. Мотивами корыстных убийств, связанных с приватизацией жилья и замаскиро-

ванных под безвестное исчезновение чаще всего выступают:

1. Завладение документами на приватизированное жилье - 34,6%.

2. Завладение деньгами, полученными от сделки с жильем - 32,5%.

3. Завладение квартирой для проживания в ней - 9,2%.

4. Нежелание выплатить потерпевшему деньги, причитающиеся ему от сделки с жильем - 23,7%.

В большинстве случаев потерпевшими оказывались лица, относящиеся к группе риска: одинокие пожилые граждане, инвалиды, душевнобольные, алкоголики и наркоманы, лица, ведущие паразитический и аморальный образ жизни. Это говорит о том, что преступники заранее выбирали жертву с таким расчетом, чтобы после исчезновения человека никто не стал бы интересоваться его внезапной пропажей. Местом совер-

138

шения преступления являлись либо квартира (домовладение) потерпевшего, либо местность за пределами населенного пункта.

Кроме того, преступники в 67,1% принимали меры по сокрытию факта убийства, из них 92,7% маскировались под безвестное исчезновение граждан и сопровождались в 27,5% случаев захоронением, в 17,6% - утоплением, в 21,6% - расчленением трупа. В 33,3% случаев преступники бросали труп в труднодоступных, непроходимых местах. В большинстве случаев эти убийства совершались хорошо организованными группами, специализирующимися на таких преступлениях. В 71% случаев к убийству оказывались причастны либо новый владелец жилья потерпевшего, либо первый после потерпевшего владелец-продавец, либо лицо, на которого владельцем имущества была выписана генеральная доверенность на оформление документов и осуществление сделки с недвижимостью.

Исходная информация о преступлениях данной категории может носить гласный и негласный характер, при этом более половины случаев этих преступлений выявляются только в результате личного сыска, целенаправленного оперативного поиска, инициативно проводимых оперативно-розыскных и разведовательно-поисковых мероприятий.

Поэтому раскрытие убийств, связанных с отчуждением жилья и замаскированных под безвестное исчезновение, представляет многогранный процесс, который складывается из нескольких основных этапов (стадий):

1. Получение первичной информации о подготавливаемом, совершающемся, либо совершенном противоправном деянии и организации ее предварительной проверки с целью выявления признаков преступления и лиц, причастных к его совершению.

2. В случае подтверждения первичной информации, осуществление документирования преступных действий подозреваемых лиц в объеме достаточном для возбуждения уголовного дела.

3. Реализация данных, полученных в ходе проверки лиц, занимающихся преступной деятельностью.

При этом на первоначальном этапе раскрытия и расследования данной категории преступлений типичными являются следующие ситуации:

1. Гражданин выехал после продажи (обмена) жилья, но не прибыл к новому месту жительства (характерно для случаев, когда преступления совершаются из-за денег, полученных от

сделки с жильем (продажи); в целях предотвращения жалоб, в связи с заведомым отсутствием другого жилища, обещанного жертве при сделке с жильем).

2. Человек пропал без вести после продажи, обмена жилья и прибытия на новое место жительства (может иметь место в случаях убийства из-за денег, полученных от продажи жилья).

3. Пропал без вести владелец комнаты в коммунальной квартире, которая занята или должна быть занята соседями по квартире (в таких случаях последние нередко являются организаторами убийства).

4. Бывший владелец не проживает в жилье после сделки по его отчуждению, а в паспортном аппарате нет справки о его убытии к новому месту жительства (что характерно для случаев, когда сделка оформляется под психическим или физическим принуждением, а потерпевшего после ее оформления убивают; владельца жилья убивают с целью завладения документами, по которым после их подделки осуществляют сделку по отчуждению принадлежавшего ему жилья; бывшего владельца убивают, потому что тот отказался освободить проданное им жилье).

В целях установления фактов безвестного исчезновения граждан и своевременного реагирования на них оперативным сотрудникам и участковым уполномоченным милиции необходимо установить и постоянно поддерживать контакт с социальными работниками, работниками жилищно-коммунального хозяйства (техниками-смотрителями, дворниками и т.п.), почтовых отделений, районных поликлиник, органов социального обеспечения, опеки и попечительства и с их помощью выявлять одиноко проживающих, социально запущенных людей, не имеющих устойчивых родственных и дружеских связей, а также особенно пожилых и одиноких, которые не приходят за пенсией, почтовыми отправлениями, не платят длительное время за квартиру, коммунальные услуги (электроэнергию, газ, воду, телефон) и т.д. Такие факты требуют немедленной проверки, так как не исключено, что эти люди непременно могли стать жертвами преступлений.

При получении подозрительного сигнала, в том числе и из конфиденциальных источников, участковый уполномоченный или оперативный уполномоченный милиции должен:

опросить соседей, сослуживцев, знакомых и родственников (при их наличии) пропавшего, чтобы установить место его возможного пребывания, а также выяснить, была ли приватизирована им квартира и намеревался ли он ее про-

139

дать, обменять. Желательно установить с кем-либо из них доверительные отношения для получения в дальнейшем необходимой информации;

если будет установлено, что квартира приватизирована, в случае длительного отсутствия владельца квартиры через сотрудников Федеральной миграционной службы (по листку убытия) выяснить, куда и когда он выписан, в связи с чем переехал;

направить запросы в соответствующие адресно-справочные бюро ОВД с целью установления прописки и фактического местонахождения пропавшего по конкретному адресу (уехавший гражданин может быть прописан в другом населенном пункте после многоходового обмена жилья).

В подобной ситуации работники Федеральной миграционной службы России (ФМС) должны устанавливать факты подделки документов, снятия с регистрационного учета одиноких граждан с жилой площади по любым причинам (обмен, продажа, дарение, завещание и т.д.), а также случаи (путем направления соответствующих запросов) неприбытия к новому месту прописки граждан, убывших туда после продажи своего жилья.

По выявленным фактам безвестного исчезновения граждан при криминальных обстоятельствах работа по раскрытию таких преступлений осуществляется исключительно сотрудниками уголовного розыска, в обязанности которых должно входить:

осуществление совместно с работниками БЭП оперативного прикрытия и проверки фирм, занимающихся риэлторской деятельностью, а также посредничеством при купле-продаже жилья;

выявление лиц, занимающихся противоправной деятельностью в сфере сделок с жильем;

проверка отказных материалов по фактам смерти одиноких и малосемейных граждан, приватизировавших и продавших свои квартиры с правом пожизненного проживания;

обеспечение оперативного сопровождения расследования дел об убийствах с целью завладения жильем для полного выявления всех эпизодов преступной деятельности и причастных к этому лиц;

анализ имеющейся информации по данной линии работы в целях выявления серийных преступлений и лиц, их совершивших.

Следует также отметить, что необходимо уделять большое внимание осмотру последнего места пребывания потерпевшего. Как свидетельствует практика, большинство преступлений совершается именно в квартире (частном домовладении) потерпевшего, после чего следы преступления тщательно маскируются или уничтожаются, а труп вывозится в другое место. Поэтому при осмотре места происшествия необходимо применение специальной поисковой криминалистической техники, позволяющей выявлять невидимые или слабо видимые следы крови, тканевых остатков и т.д. Кроме того, следует использовать возможности различных учетных органов, имеющих самостоятельные информационные системы и базы данных:

Центрального адресного бюро, адресного бюро города и т.д.;

ГИЦ МВД России, ИЦ МВД субъектов; отдела регистрации управления приватизации жилого фонда города, где можно получить копии документов по приватизации и сделкам купли-продажи жилья;

Городской нотариальной палаты, где имеются сведения об адресах и телефонах нотариусов, которые могли оформить подобную сделку;

РЭУ, где имеются финансово-лицевые счета, домовые книги, договоры о передаче жилья в собственность, обменные ордера.

Информацию в зависимости от обстоятельств целесообразно получать как оперативным путем, так и в ходе проведения следственных действий. При наличии сомнений в подлинности изъятых документов, необходимо в обязательном порядке проводить различные криминалистические исследования. Анализ собранных сведений поможет выдвинуть обоснованные версии и определить круг возможных подозреваемых.

В целях раскрытия подобного рода преступлений рациональней было бы создавать на уровне УВД (ОВД) специальные рабочие группы по выявлению и раскрытию убийств, связанных с отчуждением жилья и безвестным исчезновением владельца в составе представителей служб: уголовного розыска; подразделений по борьбе с экономическими преступлениями; Федеральной миграционной службы России; участковых уполномоченных милиции. При этом наряду с прямыми функциональными обязанностями необходимо детальное и четкое разграничение полномочий между ними.

140

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.