Научная статья на тему 'Онтологический тезаурус в педагогике'

Онтологический тезаурус в педагогике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ontological Vocabulary in Pedagogic

The article deals with the problem of development, system and improvement of conceptional terminological complex of pedagogical science. Comparative analyses of chief ontological conceptions in pedagogic person, education, development in modern pedagogical science (using textbooks of pedagogic, published in 90-th of the XX-th century, by I. Kharlamov, B. Likhachev, V. Slastenin, I. Isaev) and Christian pedagogic was made. The aim of this comparative analyses consist in not oppositing ontological concept, but in compasing, in mutual enriching them.

Текст научной работы на тему «Онтологический тезаурус в педагогике»

Т.А. Костюкова ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕЗАУРУС В ПЕДАГОГИКЕ

Томский государственный педагогический университет

Проблема развития, систематизации и совершенствования понятийно-терминологической основы науки является одной из перманентных. Повышение внимания к категориальному аппарату педагогики особенно в наши дни объяснимо и оправдано: в категориях как предельно широких понятиях науки отражены наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения изучаемых этой наукой предметов и явлений. В недалеком прошлом условия тоталитарного государства и соответствующей ему системы образования с однотипными учебными заведениями, жестко регламентированными учебными планами и программами. единообразными учебными пособиями по педагогике не способствовали развитию этой отрасли на\ ки и практики.

Если заглянуть в учебники педагогики советского периода, то первое, что бросается в глаза, -их заидеологизированность, построенная на безальтернативном марксистско-ленинском учении. Как и другие общественные науки, педагогика поставлена была служить тоталитарному режиму, способствовала формированию «человека-винтика». борца за мифический строй «социализма с человеческим лицом». В результате она превратилась в науку авторитарную и «бездетную», о чем много сказано. Не умаляя огромной исторической роли этих работ в развитии педагогических знаний, заметим. что современные подходы требуют переосмысления ряда концепту альных положений.

8 90-е гг. ведущими отечественными учеными-педагогами или под их руководством были написаны новые учебники (П.И. Пидкасистый, И.П. Под-ласый, Б.Т. Лихачев, B.C. Безрукова, И.Ф. Харламов, В.А. Сластенин и др.). В их предисловиях отмечается, что это «учебные пособия нового поколения» (П.И. Пидкасистый), «нового подхода» (Б.Т. Лихачев), основанные на гуманистической парадигме. Однако при ближайшем рассмотрении становятся заметны «старые» просчеты: декларативность того, что должен добиваться учитель в воспитании и обучении, без объяснения того, как это нужно делать; недостаточная проработанность психологических основ воспитания, без чего невозможно понять внутренние механизмы развития личности и методику воспитательной работы. Самое же главное - не стал выше духовно-нравственный уровень предлагаемого содержания педагогического образования. Между тем главным ре-

зультатом педагогической деятельности является духовное развитие человека. Оно означает осмысление им своего высокого предназначения в жизни, формирование ответственности перед настоящими и будущими поколениями, понимание сложной системы мироздания и стремление к постоянному нравственному совершенствованию.

На наш взгляд, одним из направлений преодоления указанных недостатков может являться реализация идеи Н.М. Таланчука разработать основы педагогической генеалогии - учения о происхождении педагогических учений, включающего в себя такие важные составные части, как генеалогию педагогической цели, педагогической деятельности, педагогических систем, педагогических дефиниций и т.п. [8, с. 16-17}.

Генеалогический подход поможет проникать вглубь изучаемых педагогических явлений и процессов, всесторонне проанализировать существо понятий и терминов, применяемых в педагогике. Главное состоит в том, чтобы попытаться систематизировать научную терминологию педагогики. При этом под систематизацией понимается синтез, интеграция знаний, преобразование формы мышления: с помощью системы категорий достигается более эффективный способ передачи знаний и опыта. А тем самым - и его модернизация.

С учетом того, что духовное развитие все более признается сердцевиной, ядром становления личности в человеке, уместно обратиться к христианской педагогике, где понятие «духовность» имеет собственную онтологию, где накошен ценный опыт взращивания человеческой личности.

Несмотря на то, что современная (гуманистическая) и христианская (православная) педагогики пользуются одним и тем же тезаурусом - личность, развитие, педагогический процесс и т.п., проистекая из разных онтологий, они несут в себе разные смыслы.

Размышляя об онтологическом статусе категорий научного знания, С.Л. Воробьев справедливо замечает, что тезаурус - не только инструментальные логические модусы познания, за ними всегда стоит та или иная онтология, либо они задают ту или иную онтологию [2, с. 82]. Смена понятий, в принципе, означает смену онтологической картины, смену образа понимания человека. В данном случае, вводя в контекст тезаурус христианской педагогики, мы преследуем цель не противопоста-

Вестник ТГПУ. 2000. Выпуск 7 (23). Серия: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

вить, а сопоставить, поискать возможность их взаимообогащения.

Для сравнительного анализа понятий были взяты вышеназванные учебники педагогики, изданные во второй половине 90-х гг., и источники по христианской педагогике (см. список литературы). Разумеется, речь идет об анализе только основополагающих понятий, являющихся онтологичными для современной и христианской педагогики. Такими, на наш взгляд, являются понятия личность, образование, развитие.

Одним из сложных и ключевых является понятие личности и ее развития в специально организованных условиях.

Современная педагогическая наука рассматривает личность как «единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. Изменения в биологии личности сказываются не только на особенностях ее деятельности, но и на образе жизни. Однако решающую роль играют те мотивы, интересы, цели, т.е. результаты социальной жизни, которые, определяя весь облик личности, придают ей силы для преодоления своих физических недостатков и особенностей характера (вспыльчивости, стеснительности и т.д.)» [10, с. 124]. Касаясь проблемы изучения личности, современная педагогика «предлагает широкий диапазон методов: педагогическое наблюдение, сбор независимых характеристик, изучение результатов деятельности, анкетирование, интервьюирование, экспертные оценки и др.» [6, с. 87]. Этот ряд можно было бы продолжить, однако уже ясна онтология понимания данного понятия, мало чем отличающаяся от принятой ранее.

Православная педагогика подходит к проблеме личности в свете догматического учения церкви: личность «как запечатленный в человеке образ Божий недоступна всеохватывающему познанию. Личность не может быть объектом намного изучения в той же полноте и объеме, как предметы внешнего мира. Она всегда остается непостижимой в своей конечной глубинной сущности. Человеческая личность существует не сама по себе, не в силу своей самодостаточности, но существует благодаря своей онтологической причастности ко Христу... Личность есть прежде всего явление духовного мира». Поэтому православная педагогика «воздерживается от преувеличения роли различных внешних детерминант в формировании личности». Православная педагогика «признает за человеческой личностью свободу и открытость по отношению к новым ценностям, к человеку и обществу, рассматривает личность не как неизменный и статический образ, но как структуру, хотя и относительно устойчивую, целостную, но вместе с тем структуру открытую, становящуюся, всегда находящуюся в динамике формирования, в творческом росте, в пути», - пишет современный богослов Архимандрит Платон (Игумнов) [1, с. 17-19].

Что дает нам сопоставление онтологического понимания личности в современной и православной педагогике? Думается, элемент взаимообогащения. Так, выдвигая высокий идеал для подражания, отрицая конечность жизни, православная педагогика резко увеличивает вертикаль человека. Уместно вспомнить, как однажды при обсуждении картины с молодым художником Л.Н. Толстой заметил. что если на лодке необходимо переезжать быстроходную реку , то надо всегда править выше того места, куда нужно добраться, иначе - снесет.

Другой важнейшей единицей тезауруса педагогики является образование. В современных учебниках раскрытию разных аспектов этого понятия уделяется достаточно большое внимание. В самом общем определении образование - это «процесс и результат усвоения человеком систематизированных знаний, навыков и умений, развитие ума и чувства, формирования мировоззрения и познавательных процессов» [9, с. 185]. Образованным человеком можно назвать такого, который «владеет общими идеями, принципами и методами, определяющими общий подход к рассмотрению многообразных фактов и явлений, располагает высоким уровнем развитых способностей, умением применять изученное к возможно большему числу частных случаев, кто приобрел много знаний и, кроме того, привык быстро и верно соображать, у кого понятия и чувства получили благородное и возвышенное направление» [11,с. 186]. П.И. Пидкаси-стый дает следующее определение: образование -это общественно организуемый и нормируемый процесс (и его результат) постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта, представляющего собой в онтологическом плане становление личности в соответствии с генетической программой и социализацией личности [9, с. 187].

В том же ключе понимается образование в уже упоминавшемся учебнике В.А. Сластенина: «Цель современного образования - развитие тех свойств личности, которые нужны ей и обществу для включения в социально ценную деятельность. Такая цель образования утверждает отношение к знаниям, умениям и навыкам как средствам, обеспечивающим достижение полноценного, гармоничного развития эмоциональной, умственной, ценностной, волевой и физической сторон личности» [10. с. 143].

В основе понятия «образование» в христианской педагогике лежит слово «образ». Священное писание свидетельствует о сотворении человека Богом по образу и подобию Своему (Быт. 1, 26-27; 5, 1-2), Образование как восхождение к Образу осуществляется путем преодоления своей чувственной природы, возвышения над законами материального мира через свободу выбора и ответственности за него, творческие способности и следо-

вание голосу совести, покаяние, смирение, нравственное очищение. Образование включает в себя воспитание и обучение. Воспитание человека по духу Евангелия есть возвышение от низменности и чувственности к Божественному совершенству [4, с. 267-268]. Воспитание понимается как спасение, как подготовка к жизни в вечности уже здесь, на земле. «Спасение не отрицает развитая, но лишает его стихийной самоценности. Вне спасения развитие понимается как самореализация, которая, как правило, разжигает страсти и питает гордость человеческую. В рамках спасения развитие реализуется в формах служения и жертвенности» [3, с. 32].

В основе христианского подхода к обучению лежит понимание того, что знания не берутся, а обретаются в процессе познания Истины. «Если внутренние потребности человека с детства «заземляются», если учителя и родители в процессе общения передают детям чувство животной самодостаточности, -пишет священник Евгений Шестун, - обучение прекращается и заменяется процессом социализации и профессионализации, что можно назвать не обучением. а приспособлением» [7, с. 37].

Таким образом, в христианском понимании важнейшим показателем того, происходит образование или нет, является процесс изменения духовного опыта. В то время как в современной педагогической науке его характеризует процесс приращения знаний о явлениях и законах внешнего мира или деятельности людей. Сопоставительный анализ придает стереоскопичность - объемность, рельефность рассматриваемом}- явлению.

Другим важнейшим понятием педагогики является «развитие». Откроем недавно вышедший учебник педагогики под редакцией В.А. Сластени-на, подготовленный, как сказано в аннотации, в соответствии с государственным стандартом базового педагогического образования: «Существуют различия в понимании сущности развития личности. Метафизики рассматривают развитие как процесс количественного накопления, как простое повторение, увеличение или уменьшение изучаемого явления. Последователи диалектического материализма при изучении этого вопроса рассматривают

развитие как необходимое свойство природы, общества, мышления, как движение от низшего к высшему , как рождение нового либо отмирание ияй преобразование старого. При таком подходе развитие личности представляет собой единый биосоциальный процесс, в котором происходят не только количественные изменения, но и качественные преобразования» [10, с. 125].

В основе христианского понимания развития лежит прежде всего осознание того, что в силу первородной греховности человека вместе с развитием светлого и доброго развивается «само собой» и злое, темное в душе. «Взаимная сопряженность развития светлого и темного в душе загадочна именно тем, что искушения и соблазны сопровождают все ступени духовного развития. Оттого вся духовная жизнь есть некая «невидимая брань»: там. где стихает внутренняя борьба, насту пает духовное усыпление» [5, с. 76]. Отсюда, в христианской педагогике реальность мучительного раздвоения создает особую потребность внутренней целостности, и эта потребность является одним из существеннейших фактов духовного развития личности, которое понимается как обожснис. восхождение к свободе.

Итак, с помощью системы категорий реконструируется. с нашей точки зрения, картина отношений и связей педагогического процесса. Поэтому она не только выражает однозначное положение категорий внутри себя, а обладает эвристической функцией развертывания, выводимости на базе уже имеющихся категорий.

Основным различием онтологических дефиниций научной и христианской педагогик является следующее. В последней человек берется не в модусе его наличного бытия, а в его долженствовании. Здесь нет апологии данности человека, а есть сотериологическое понимание человека как любимого творения Божьего [2, с. 87-88]. Действие в институционально-государственной педагогике разворачивается в социальной плоскости, имеющей только два измерения. Христианская педагогика имеет выход в третье, трансцендентное, измерение - туда, где, собственно, и лежит разгадка человека.

Литература

1. Архимандрит Платон (Игумнов). Православное нравственное богословие. М.: Свято-Троицкая Сергеева Лавра, 1994.237 с.

2. Воробьев С.Л, Российская психология на перепутье И Начала христианской психологии. М.: Наука, 1995.238 с.

3. Дернов A.A. Методика Закона Божия. СПб.: Издание Я. Башмакова и К°, 1913. 247 с.

4. Зеньковский В.В. Основы христианской философии. М.: Изд-во Свято-Владимирского Братства, 1992.269 с.

5. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М.: Изд-во Свято-Владимирского Братства, 1993.223 с.

6. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. М.: Прометей, 1992.463 с.

7. Священник Евгений Шестун. Православная педагогика. Самара: ЗАО «Самар. информ. концерн», 1998. 576 с.

8. Таланчук Н.М. Введение в неопедагогику: Пособие для педагогов-новаторов. М.: Просвещение, 1991,180 с.

9. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Российское педагогическое агентство, 1996.602 с.

10. Педагогика: Учеб. пос. для студентов педагогических учебных заведений I В.А. Сластенин и др. М.: Школа: Пресс, 1998.512 с.

11. Харламов И.Х. Педагогика: Учеб. пос. для вузов. М.: Высш. шк,, 1990.575 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.