Научная статья на тему 'Онтологический и гносеологический аспекты рассмотрения интуиции'

Онтологический и гносеологический аспекты рассмотрения интуиции Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
300
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТУИЦИЯ / INTUITION / ЧУВСТВЕННОЕ / SENSUAL / ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ / TRANSCENDENTAL / ЛОГИЧЕСКОЕ / ИНФОРМАЦИЯ / INFORMATION / ИСТИНА / TRUTH / LOGIC

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сирин Ева Сергеевна

Статья посвящена интуиции и основным аспектам её рассмотрения. В работе даны различные интерпретации и объяснения интуиции, чередование и параллельное существование противоположных подходов. Указаны как крайние точки зрения, так и их объединение в синтетическую точку зрения на интуицию как взаимопереход, единство и синтез противоположностей, находящихся в различных пропорциях, изменение которых констатируется в её отдельных видах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The present article is dedicated to intuition and the basic aspects of its consideration. The paper gives various interpretations and explanations of intuition, alternations and parallel existence of opposite approaches. The paper considers both the extreme points of view and their integration into the synthetic point of view on intuition as inter-transition, unity and synthesis of opposites being in different proportions the change of which is found in its separate kinds.

Текст научной работы на тему «Онтологический и гносеологический аспекты рассмотрения интуиции»

.....

I I I ■ M I I I I

36 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 5 (43) сентябрь-октябрь ^

ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ И ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ РАССМОТРЕНИЯ ИНТУИЦИИ

Е. С. Сирин

Тюменская государственная академия культуры

Статья посвящена интуиции и основным аспектам её рассмотрения. В работе даны различные интерпретации и объяснения интуиции, чередование и параллельное существование противоположных подходов. Указаны как крайние точки зрения, так и их объединение в синтетическую точку зрения на интуицию как взаимопереход, единство и синтез противоположностей, находящихся в различных пропорциях, изменение которых констатируется в её отдельных видах.

Ключевые слова: интуиция, чувственное, трансцендентное, логическое, информация, истина.

The present article is dedicated to intuition and the basic aspects of its consideration. The paper gives various interpretations and explanations of intuition, alternations and parallel existence of opposite approaches. The paper considers both the extreme points of view and their integration into the synthetic point of view on intuition as inter-transition, unity and synthesis of opposites being in different proportions the change of which is found in its separate kinds.

Key words: intuition, sensual, transcendental, logic, information, truth.

Основными аспектами рассмотрения интуиции считаются онтологический и гносеологический. Философские течения отдают предпочтение тому или иному аспекту её рассмотрения. Воззрения мыслителей передаются посредством первоисточников, зачастую в переводе, что благоприятствует разнообразию мысли. Подобное разнообразие, с учётом реальности (объективной, субъективной, трансцендентной, обыденной, смешанной), отражающей каждый выбранный нами аспект (онтологический и гносеологический), может быть плодотворным при рассмотрении интуиции, что ведёт к рождению новых горизонтов интуиции как изучаемого явления.

Изначально интуиция рассматривалась преимущественно в онтологическом аспекте, это вызвано философско-мистической трактовкой интуиции. Бытие как всё существующее (истина и знание). В данном аспекте интуиция то существует, то не существует, а это

значит, что она есть то бытие, то небытие. Элементы учения об интуиции можно отметить уже в древнегреческой (начиная с Платона и неоплатоников) и древнеиндийской философии. Так, в Древней Индии отмечается зависимость философии от религиозно-мифологической мысли и её связанность с потоком этико-психологической мысли. Например, отрывок: «...Бхикшу с успокоенным умом, удалившийся в одиночество, испытывает сверхчеловеческое наслаждение: он отчётливо видит дхамму» (ранний буддизм) (6, с. 372-374). Сокровенное учение Упаниша-ды о высшем знании духовного абсолюта как восприятия бытия, приобретаемого посредством мистической интуиции. В Древней Греции при сохранении мифологической линии с преобладающими художественно-эстетическими элементами отмечается рационализированный подход (отход от образного мышления и его замещение понятийно-аналитичес-

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 5 (43) сентябрь-октябрь 2011 36-39

.....

ш

Теория и история культуры 37

ким). Связь философии с наукой, выдвижение принципа рационального обоснования, уточнение формировавшихся философских понятий привело к отделению философии от мифологии. Вслед за элеатами, разделившими мысль (мышление) и чувства и указавшими отрешённость первого от второго в процессе познаваемости: Ксенофан, Парменид, Зенон, Мелисс, Демокрит не противополагает деятельность ума и чувств (два вида познания, или как суть различные ступени постижения истины). Воззрения Эпикура, отличные от рационализированного подхода Демокрита, предстают перед нами как некая наивная модель прорыва. Истинность наблюдаемого чувствами или воспринимаемого умом (чувства как внешние и внутренние основания достоверности Эпикура). Таким образом, реализуется системный подход, выразившийся в диа-лектичности взаимосвязи интуитивной материи и формообразующей идеи. Началом явилась теория как диалектическое искание истины, как объединение в целое зрительной видимости и мыслительной рассудочности (интуитивизм и дискурсионизм). Например, с одной стороны, интуиция Платона - это внутренний процесс непосредственного образования идей, созерцание сущности - эйдоса (идеи, дающей истину и красоту). С другой стороны, чувственное знание - мнимое, а подлинное - доступно лишь разуму, но при этом душа - носительница знания. Мудрость как «захват порыва» подтверждается следующим отрывком: «Ведь когда все вещи несутся в каком-то порыве, тогда то, что перехватывает их на лету, осязает и может их проследить, и должно считаться мудростью» (мудрость богини, имя София означает захватывание такого прорыва) (3, с. 638-641). Загадочный характер интуитивного акта приводил исследователей и к мистическому, сверхъестественному смыслу. Мистический характер интуиции выражен у Плотина (4, с. 57-58). Начало истолкования интуиции в религиозном смысле положено Тертулианом. Религиозное понимание интуиции оказало влияние на многочисленные философские течения, в том числе и

на современные.

Античная философия основана на умозрительном мышлении, а античные теории интуиции являются теориями, рассматривающими интуицию и её элементы преимущественно в онтологическом аспекте. Специфика античных представлений - диалектика пассивная, созерцательная (миф - логос; материя -идея). Идея является зрительной и умственной одновременно.

В средние века выделяются два противоположных значения интуиции. Интуиция как абсолютно иррациональное (мистическое), осуществляемая посредством Божественного озарения (Бонавентура, Франциск Ассизский, Тереза Испанская), и интуиция Фомы Аквинс-кого как способность познания, недоступного для людей, присуща исключительно Богу. Гармонизация веры (откровения) и разума, их слияние посредством рассудка (онтологический аспект). Патристика выделяется как особый этап средневековой философской мысли: тождество веры и знания, при котором доминировала вера (подчинённая роль разума). Августин Блаженный в трактовке природы философского знания рассматривал истину как один из инструментов достижения благодати. Идея изначально сотворённых Богом «потенций» оказала влияние «предвосхищения» на философию постмодернизма (Ж. Деррида).

Теории интуиции эпохи средневековья используют преимущественно онтологический аспект, характеризуя трансцендентальную реальность.

Далее следовал переходный период (эпоха Возрождения), когда проблемы интуитивного возникали как при рассмотрении бытия, так и при рассмотрении познания истины. Элементы интуиции распадались путём отнесения каждого отдельного элемента к философским, эстетическим, мифологическим, религиозным понятиям, что рождало разноречивые определения интуиции или отождествление с другими понятиями.

Теории интуиции эпохи Возрождения преимущественно использовали онтологический аспект.

04_6аТбёу_ё_ё6ёй66би-р65 37 01-12.2011, 14:51

.....

ш

38 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 5 (43) сентябрь-октябрь

В период философии Нового времени и философии эпохи Просвещения (понятийная разумность) интуиция рассматривалась, в большей степени, в гносеологическом аспекте, но рассмотрение в онтологическом аспекте не исключалось. Начиная с введения (наиболее очевидное) Декартом термина «интуиция» в смысле научная интуиция, потребность чёткого определения интуиции вообще и её видов возникает с особой периодичностью по разным соотношениям (линиям). В «Критической философии» И. Канта, как радикальном переосмыслении понимании бытия, онтологический аспект заменён трансцендентальной философией (трансцендентное воображение используется для обозначения действия, способности рассудка на чувственность, как функции определённой стороны деятельности рассудка) (см.: 2, с. 88, 98-99, 105-106). Широкий интерес к интуиции (Лейбниц, Кант, Фихте, Гаман, Якоби, Шеллинг, Гёте, Шопенгауэр, Франк, Лосский) объясняет сосуществование различных подходов к её объяснению. Например, С.Л. Франк рассматривает интуицию как выхождение за пределы, как переливание через край, представляющее собой потенциальную мощь (массу прорыва). Н.О. Лосский рассматривает интуицию как интуиции разума, как гипотетические конструкции. Интуиция А.Ф. Лосева - интуиция всеединства.

XX век выделяется критикой интеллекта, недоверием к способности науки адекватно познавать действительность, возрождением интереса к онтологическому аспекту в период отхода от неокантианства и поворота к метафизике (Н. Гартман (1, с. 88), Хайдеггер, Яс-перс). Интерес представляют работы, соотносящие мировые религии. Например, соотнесение буддизма (дзэн-буддизма, японских пос-

ледователей син-буддизма) и христианства (христианского мистика XVI века Мейстера Экхарта) как единства духовного опыта, как соотнесения ока праждни (праджня-видение, праджня-интуиция) и Ока Божьего в работах Д.Т. Судзуки (5, с. 61). Эстетические теории и теории искусства данного периода предстают как чередование и параллельное существование противоположных походов (поляризация концепций рационалистической и интуитиви-стской ориентации - как грань между эстетическим и философским). Так, в теории искусства отмечается поворот в изучении проблем от гносеологических к онтологическим (обусловленность антропологической ориентацией эстетики интуитивизма и экзистенциализма).

Обобщим рассмотренный исторический материал. Онтологический и гносеологический аспекты считаются основными для рассмотрения интуиции. В различные эпохи отмечается как преобладание одного из основных аспектов (подходов), так и параллельное существование противоположных. Современное видение интуиции соединяет в себе гносеологический и герменевтический аспекты. Целостное рассмотрение интуиции представляется наиболее продуктивным для её понимания. Интуиция - прямое (непосредственное, то есть без фиксации промежуточных этапов, без контроля за ними, а следовательно, неожиданное получение целеустремлённо и упорно искомой философской, специальной, в частности, научной, эстетической (и так далее) информации образа в виде закона, модели, решения задачи. Интуиция - взаимопереход и синтез противоположностей (чувственного и рационального и т.д.). Идеальный вариант интуиции заключается в равновесии и гармонии составляющих её противоположностей.

Примечания

1. Гартман, Н. Эстетика. / Н. Гартман ; пер. с нем. Т.С. Батищевой [и др.] ; под ред. А.С. Васильева - Киев : «Ника - Центр», 2004. - 639 с.

2. Кант, И. Критика чистого разума / Иммануил Кант ; пер. с нем. Н.О. Лосского. - Ростов-на-Дону : Феникс, 1999. - 672 с.

3. Платон Кратил // Платон. Собр. соч. : [в 4 т.] / общ. ред. А.Ф. Лосева [и др.] ; пер. с древнегреч. Т.В. Васильевой. - М. : Мысль, 1990. - 860, [2] с.

.....

I I I ■ M I I I I

^ Теория и история культуры 39

4. Плотин. Избранные трактаты : [в 2 т.] / Плотин ; пер. с древнегреч. под ред. Г.В. Малеванского. - М. : Изд-во «РМ», 1994. - Т. 1. - 128 с.

5. Судзуки, Д. Т. Мистицизм: христианский и буддистский / Дайсэцу Тейтаро Судзуки ; пер. с англ. А. Мищенко. - Киев : София, Ltd, 1996. - 288 с.

6. Философия древности и средневековья // Антология мировой философии : [в 4 т.] / ред.-сост. В.В. Соколов; ред. кол. : В.В. Соколов [и др.]; вступ. ст. В.В. Соколова. - М. : Мысль, 1969. - Т.1. Ч.1. - 576 с.

ИМПРОВИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ АЛЕАТОРИКИ Г. В. Денисенко

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье рассматривается современное музыкальное направление - алеаторика с точки зрения импровизации как одной из его культурфилософских основ. Автор анализирует творчество Дж. Кейджа и других современных композиторов.

Ключевые слова: импровизация, алеаторика, индетерминизм, открытая форма.

Article is devoted improvisation as by one of philosophical bases of a chance music. The author analyzes creativity of J. Cage and other modern composers.

Key words: improvisation, chance music, open form, indeterminism.

Импровизационность - первооснова, из которой выросла практика музыкального искусства, поскольку импровизация лежит в основе любого творческого процесса. Сам смысл понятия (от лат. ¡тргоу1$из - неожиданно, внезапно) говорит о спонтанности этого процесса. В области музыки практика импровизации дала импульс к появлению и формированию большинства видов композиционной и исполнительской деятельности. Многие музыкальные направления современности базируются именно на импровизационных началах, к их числу относится и алеаторика, представляющая собой технику с незакрепленными структурами, использующую не контролируемое композитором время.

Алеаторика вызвала большой интерес у серьезных композиторов ХХ столетия как

метод сочинения, допускающий элемент случайности в тексте и структуре произведения с целью усиления непосредственности его исполнения и восприятия. Этот метод сформировался в 1950-е годы в США на гребне второй волны авангарда - переломном этапе в истории музыкального искусства, связанном с радикальной перестройкой системы традиционного формообразования и обнаружением новых принципов композиции. Неопределенность очертаний сочинения в целом или отдельных его элементов в частности заметно оживляет исполнение сочинения и способствует поиску новых средств выразительности и разных форм импровизации для каждого отдельного случая. Мобильность текста дает музыканту возможность представить собственную интерпретацию произведения, исхо-

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 5 (43) сентябрь-октябрь 2011 39-43

04_ôàîôèy_è_êôëuôôôû.p65 39 1 01.12.2011, 14:51

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.