Научная статья на тему 'Онтологическая специфика виртуальной реальности'

Онтологическая специфика виртуальной реальности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1284
278
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ТЕЛЕСНОСТЬ / ПРИСУТСТВИЕ / ЧЕЛОВЕК / VIRTUAL REALITY / CORPORALITY / PRESENCE / PERSON

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Трофимова Алёна Александровна

На основании сравнения существования человека в физической и виртуальной реальностях анализируется онтологическая специфика виртуальной реальности. Невозможность рождения и смерти в виртуальной реальности, но возможность создания виртуального Я до включения в виртуальные события является существенным отличием от бытия человека в физической реальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ontological specificity of virtual reality

In the given article the basic ontological principle of existence of virtual reality and the person's presence in it is considered. Virtual reality as a reality is designed for the account of representations and perceptions of virtual images, their consecutive fixing in consciousness gives the grounds to confirm the process character of virtual reality. A set of virtual images interconnected by one idea, emotion and sense gives life to a virtual event. Such organization of space is similar to real events, in which the person lives and develops. However, if we take a full ontological cycle of existence of the person (birth, life and death), it will turn out that virtual reality is deprived of the beginning and outcome of the process. The user cannot be born in virtual reality this environment generated by the constant reality is non-material. At the same time, we know that the person is corporal and can exist only by means of a physical body. Virtual reality is also not capable to lead the person to death, despite an abundance of possible fatal outcomes for the virtual body. Virtual reality gives environment the person can be in or leave it any time. In the form of reproduction virtual reality should be recognized and clear. The person, coming to virtual reality, finding quite a real space for him/her and other objects, should understand and realize the place and position in the given reality. With this the person can estimate the characteristics, possibilities and perform further actions. The user should know what/who s/he is in virtual space, and the features s/he has. Thus, setting aims in virtual reality is important for the possibility of correct interpretation of an event. If in physical reality aims and tasks appear and develop gradually in each person, in virtual reality they can be given to the user initially, before interaction with virtual images and events. Virtual reality also gives the person the feeling of safety and security, and what is especially valuable the feeling of invincibility of circumstances over the subject, where the non-existence condition is simply impossible and is excluded, where the space is designed completely under control of the founder or user, where there is no birth fact, and the person consciously chooses the shape, gender and age of the character. Life in virtual reality is infinitely renewed and consistently realized. Proceeding from all the above-said, it becomes obvious, how crucial the given ontological specificity is for understanding of virtual reality.

Текст научной работы на тему «Онтологическая специфика виртуальной реальности»

А.А. Трофимова

ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ СПЕЦИФИКА ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ

На основании сравнения существования человека в физической и виртуальной реальностях анализируется онтологическая специфика виртуальной реальности. Невозможность рождения и смерти в виртуальной реальности, но возможность создания виртуального Я до включения в виртуальные события является существенным отличием от бытия человека в физической реальности.

Ключевые слова: виртуальная реальность; телесность; присутствие; человек.

Представления о виртуальности и реальности сформировались задолго до появления информационных технологий. Однако само словосочетание «виртуальная реальность» возникло благодаря техническим системам, указавшим путь к созданию новой реальности.

Сконструированная виртуальная реальность есть искусственная реальность, создаваемая техническими средствами, продуцирующими новое пространство для самоопределения человека внутри системы. Но виртуальная реальность не является внутренним состоянием человека, не отождествляется с физической реальностью и в то же время не сливается в своем понимании с сугубо технической системой.

Виртуальная реальность тем и отличается от других реальностей, что существует как процессуальное взаимодействие между материально-техническими, информационными процессами и психикой человека. Ее развертывание осуществляется за счет присутствия человека. Техника (моделирующая новое пространство) и сознание (самоопределяющееся в нем) выступают необходимыми элементами виртуальной реальности, лишь при взаимодействии которых она обретает свое бытие.

Коренное отличие виртуальной реальности от других пространств заключается в высокой степени условности и наглядности происходящего. «Органы чувств являются тем механизмом, с помощью которого человек создает свои представления и приобретает знания об окружающей среде. Иными словами, органы чувств являются инструментом построения образа повседневной реальности» [1].

Технические средства, обеспечивающие включенность сознания в происходящее, воздействуют на органы чувств человека, формируя образ некоторой реальности. Теперь она претендует на существование параллельно действительному миру, так как качество включенности в нее не уступает действительности. Виртуальная реальность имеет статус порожденной реальности, самодостаточности в полном объеме ей не достичь, следовательно, необходимы внешние действия по активизации технических средств.

Виртуальная реальность в своем основании имеет положения, отличные от положений физической реальности. «Неправильно было бы думать, что смысл виртуальной реальности в имитации - повторении мира, напротив, она направлена на его преодоление, пере-иначивание или хотя бы дополнение» [2].

Исходя из этой мысли Т.Г. Лешкевича, можно подойти к описанию и формулировке онтологической специфики виртуальной реальности.

Жизнь человека в физической реальности - главное условие существования виртуальной реальности. Человек является в физический мир совершенно не подготовленным к существованию в нем - он рождается неразумным. Свое развитие сознание получает благодаря внешнему миру. Природный мир как первый и естественный «дом» человека, а также источник информационных потоков впоследствии стал объектом трансформации и переделки. Человек, не отказываясь от «природного жилища», начал творить в нем собственное пространство взаимодействия - культуру.

По мнению К. Хорни, можно утверждать более конкретно - ее творцом выступает мужчина. Видя, как женщина рождает в мир нового человека, мужчина развивает и оформляет пространство культуры [3]. Конструирование нового надприродного искусственного мира отнимает у целых поколений много сил и времени, в то время как все другие существа безропотно повинуются правилам и законам мира природы. Сознание как движущий элемент в преодолении природных несовершенств стремится все упорядочить, систематизировать и оптимизировать.

Каждое конкретное сознание стремится все предусмотреть, однако оно видит свои телесные границы. Под телесностью подразумевается не только физиологическая данность, но и сознательная определенность, видение себя как тела и как Я. Основная задача тела -это развитие и сохранение телесности. Телесность есть феномен жизни.

Данное утверждение характеризует понятие телесности не как противопоставление живой телесной субстанции мертвому. Мертвое, бездушное - не более телесно, чем живое. Под телесностью как феноменом жизни подразумевается бытие и житие человека. «Человек создает новую онтологическую ситуацию в мире. Он является новым типом бытия, его претензия “быть” уже не заключается в жизни организма. Несомненно, то, что претензия “жить” реализуется через органическое тело. Но совершенно немыслимо, если бы его претензия “быть” попробовала реализовать себя помимо тела!» [4. С. 23].

Телесный человек - это не только природный объект, родившаяся частица особой материи, но и социально обусловленный актор. Он предстает миру как живое, деятельностное лицо. Бытие человека - это само его наличие, житие - это существование человека как социально активной системы. Тело - это опосредствующее звено между жизнью и бытием. В форме тела жизнь становится новым и единственным бытием человека, конечным бытием, и человек это понимает.

Тело является основой жизни, фиксацией того, что человек есть. Прежде чем быть кем-то, т.е. жить, человек должен быть и быть он может лишь телесно. Жизнь

тела - это не только пространственное место, но и временной процесс, по окончании которого тело прекращает жить, а затем и быть. Осознание и страх смерти организуют и направляют деятельность человека на формирование условий комфортного и безопасного существования. В этом отношении культура позволяет реализовывать данные стремления личности, но побороть конечность существования человека она не в силах. Даже с помощью разного рода инноваций культуры человек не может преодолеть этот не им установленный барьер.

Таким образом, формируется стремление к бессмертному существованию в других более частных сферах жизни и на протяжении долгого времени оно объективируется в конкретных методах и практиках реализации. Это игровая реальность, пространство художественного смысла, где человек прорабатывает разные возможные ситуации, и смерть в этом отношении лишь условность. Это и естественная сновидческая реальность, где состояние небытия - это пробуждение.

Человек закономерно и очевидно ощущает себя в физической реальности, где происходят все физиологические процессы и взаимодействия. Существуя в ней на протяжении долгого времени, сознание человека подразумевает некий пространственно-временной континуум, в котором происходит его развитие и становление. Виртуальное пространство, так же как и физическое, дарит человеку единение с реальностью, но качество этой включенности в реальность различно. «Родителей не выбирают» - не раз человек слышал это устойчивое выражение в адрес неизменных жизненных обстоятельств.

В отношении повседневной реальности можно заметить ту же ситуацию - физическую реальность не выбирают. Рождаясь, существуя и умирая, каждый человек «включен» или «заброшен», как сказал бы М. Хайдеггер, в данную реальность и является ее «жителем». В Конституции РФ четко прописано: «Каждый имеет право на жизнь» [5], а вот о «праве на смерть» не сказано ни слова. Подразумевается разумный выбор -существование, но также не отрицается возможность ухода из данной реальности. Теперь рассмотрим присутствие пользователя в виртуальной реальности.

В виртуальную реальность человек приходит сознательно, в соответствии с техническими установками и своим волеизъявлением (желанием). Тем самым он проявляет включенность одной из составляющих телесности - сознания. Человек самостоятельно решает, когда, как и насколько долго пребывать в виртуальной реальности. Данное положение является онтологической предпосылкой конструирования виртуальной реальности.

Таким образом, в виртуальном пространстве нельзя родиться и умереть, это невозможные действия и процессы в виртуальной реальности. Все рождается неразумным. Виртуальная реальность же не подразумевает проявление человеческого бессознательного, а значит, сам факт рождения существа не предусмотрен. Погружение и взаимодействие в виртуальной реальности совершается осознанно, т.е. человек не рождается, а «приходит» и соответственно «уходит», с возможной перспективой возвращения. Следовательно, виртуаль-

ная реальность представляется человеку скорее возможной, чем необходимой реальностью (необходимой является физическая реальность).

Таким образом, человека в виртуальной реальности можно воспринимать как «туриста», «путешественника», но с условием, что без этого «странника» события виртуальной реальности не актуализируются.

Само присутствие человека в виртуальной реальности развивается по двум направлениям: «от существования к сущности» и «от сущности к существованию». В данном контексте под сущностью будем подразумевать выбор человеком виртуального образа Я и стратегии поведения в реальности. Под существованием будем понимать его взаимодействие исходя из выбранного образа.

Первое направление знакомо человеку с рождения в социально-культурной реальности, когда его физическое присутствие оказывается первичнее духовного самоопределения.

Таким образом, самоопределение человека и нахождение смысла происходит в течение жизни. Виртуальной реальности присуще подобное направление развертывания событий, когда человек определяет свою роль в процессе взаимодействия. Человек в данном случае занимает гносеологическую позицию познающего мир и себя разума.

Второе направление исходит из того, что человек заранее определяет роль и стратегию поведения в виртуальной реальности - самоопределяется еще до непосредственного присутствия там и участия в виртуальных событиях. Следствием самоопределения является выбор образа мира, исходя из которого будут выстраиваться взаимоотношения человека со средой и другими участниками. Здесь пользователь стоит на позиции онтолога - конструктора собственного жизненного сценария.

Оба направления присутствия человека в виртуальной реальности в полной мере способствуют обмену информации между человеком и техническими средствами. Второе направление присутствия человека («от сущности к существованию») присуще лишь порожденным реальностям (игровой, сновидческой, виртуальной), а потому наиболее желанно и значимо для человека.

Онтологический принцип виртуальной реальности состоит в преодолении ограниченной природы человека в рамках виртуальной реальности. В ней невозможно родиться, но и умереть не представляется возможным. Виртуальная реальность требует от человека самоопределения и активного участия в виртуальных событиях.

Если в физической реальности человек находит пути приобщения к смыслу именно во взаимодействии с окружающим миром, то виртуальная реальность располагает возможностью заранее определять цели, моделировать различные виды персонажей и пространств и только потом предлагать участие человека в виртуальных событиях.

Человек организовал целый мир культуры, но не может преодолеть собственную природу конечного существования. Его телесная организация дает о себе знать не только сознательными желаниями вечной

жизни, но и вполне материальными физиологическими процессами, которые имеют границу или предел своих возможностей. Виртуальная реальность конструирует для человека новое «тело», не имеющее характеристик рождения, старения и умерщвления, а значит, оно выглядит более привлекательным с точки зрения реализации потенциала, заложенного в сознании. Этим и объясняется (иногда патологическое) влечение человека к данному пространству взаимодействия. Сознание стремится проживать некоторый промежуток времени в искусственном пространстве с новой, более совершенной организацией тела, и какими бы событиями не изобиловала виртуальная реальность, она не в состоя-

нии привести и физическое, и виртуальное тела к смерти, и человек это осознает. Новая организация пространства дает возможность человеку погрузиться в реальность, проживая множество жизней, для того реализовать актуальные образы мира.

Таким образом, мы можем утверждать, что онтологическая специфика виртуальной реальности заключается в бесконечной прерывности и возобновляемости существования, когда самостоятельный выбор виртуального Я может предшествовать участию в виртуальных событиях. Такая организация реальности позволяет человеку безопасно реализовывать самые фантастические идеи и замыслы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баксанский О.Е. Виртуальная реальность и виртуализация реальности // Концепция научных миров и научное познание. СПб. : РХГИ, 2000.

С. 292.

2. Лешкевич Т.Г. Философия: курс лекций : учеб. пособие. М. : ИНФРА-М, 2000. С. 169.

3. Хорни К. Женская психология. СПб. : Восточно-европейский институт психоанализа, 1993. С. 51.

4. Круткин В.Л. Онтология человеческой телесности. Ижевск : Изд-во Удмурт. ун-та, 1993.

5. Конституция Российской Федерации с комментариями Конституционного суда РФ. 4-е изд. М. : ИНФРА-М, 2008. С. 9.

Статья представлена научной редакцией «Философия, социология, политология» 27 февраля 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.