Научная статья на тему 'Онлайновый электронный бизнес в Украине: история, аудитория, измерение'

Онлайновый электронный бизнес в Украине: история, аудитория, измерение Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
105
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
онлайновый электронный бизнес / пути развития / потенциал / аудитория / показатели / онлайновий електронний бізнес / шляхи розвитку / потенціал / аудиторія / показники

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Л. С. Винарик, Н. Ф. Васильева

Рассмотрено состояние онлайнового электронного бизнеса в Украине, проанализированы пути его развития, выявлен потенциал его аудитории, предложены показатели для исследования новой формы ведения бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Онлайновий електронний бізнес в Україні: історія, аудиторія, вимір

Розглянуто стан онлайнового електронного бізнесу в Україні, проаналізовано шляхи його розвитку, виявлено потенціал його аудиторії, запропоновано показники для дослідження нової форми ведення бізнесу.

Текст научной работы на тему «Онлайновый электронный бизнес в Украине: история, аудитория, измерение»

Л.С. Винарик, к.э.н., Н.Ф. Васильева, к.э.н.

ОНЛАЙНОВЫЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ БИЗНЕС В УКРАИНЕ: ИСТОРИЯ, АУДИТОРИЯ, ИЗМЕРЕНИЕ

Рассмотрено состояние онлайнового электронного бизнеса в Украине, проанализированы пути его развития, выявлен потенциал его аудитории, предложены показатели для исследования новой формы ведения бизнеса.

Розглянуто стан онлайнового електронного бизнесу в УкраШ, проаналгзовано шляхи його розвитку, виявлено потенщал його аудитора, запропоновано показники для дослгдження ново'1 форми ведення бизнесу.

The results of analysis of the state are represented and the ways of development of on-line electronic business in Ukraine are certain, potential of his audience is exposed, indexes for research of a new form of conduct of business are offered.

© Л.С. Винарик, Н.Ф. Васильева, 2010

Появившееся киберпространство огромно и расширяется очень быстрыми темпами. В нем не только сохраняются и обрабатываются электронные информационные ресурсы (далее - ЭИР), но и происходит оживлённый обмен ими. Поэтому в настоящее время главная задача заключается в том, чтобы не отставать от глобальных процессов, происходящих в современном мире ввиду развития информационно-телекоммуникационных технологий. Мир находится на пороге эры онлайнового электронного бизнеса (далее - ОЭБ), который обобщает разнообразные возможности взаимодействия поставщиков и потребителей, кроме того, он делает их независимыми, непривязанными к стационарным устройствам, предоставляя возможность осуществить покупку, произвести платежи, принять участие в аукционе даже при наличии всего лишь мобильного телефона или карманного компьютера. Услугами ОЭБ можно воспользоваться всегда, независимо от времени или места нахождения.

ОЭБ - это любой вид сделок, при которых взаимодействие сторон осуществляется электронным способом вместо физического обмена или непосредственного физического контакта. ОЭБ - обобщенная концепция, охватывающая любые формы деловых операций, осуществляемых электронным способом с использованием ИТТ и электронных финансово-экономических инструментов (система обмена коммерческими ЭИР, заключение сделок, взаиморасчетов и т.д.) [2].

Системы ОЭБ начали создаваться в развитых странах (США, странах Западной Европы, Японии), его различные формы появились в новых индустриальных странах (Китае, Южной Корее, Тай-Ване, Сингапуре и др.), в странах с переходной экономикой (России, Украине, странах Восточной Европы) и также развивающихся странах. Это очень сложный процесс, который затрагивает не только сферу экономики, технологии, но и социальные, политические и культурные отношения.

Проблемы ОЭБ исследовали отечественные и зарубеж-

ные ученые: У. Мартин, И. Мисуда, Э. Тоффлер, О.А. Кобелев, А.Н. Райков, Н.В. Макарова, А.В. Юрасов, О.Ю. Чубукова, Н.Н. Ермошенко, О.С. Останкова и др. Проблемы ОЭБ должны рассматриваться с учетом особенностей современного развития экономики и общества в целом. Среди них следует отметить проблемы, связанные с формированием инфраструктуры ОЭБ и его аудитории, определением показателей для исследования системы ОЭБ. Для решения этих проблем необходимо изучать опыт развитых стран, большинство которых успешно используют ОЭБ для развития экономики.

Цель статьи - проанализировать состояние и пути развития онлайнового электронного бизнеса в Украине, выявить потенциал его аудитории, предложить показатели для исследования новой формы ведения бизнеса.

Бизнес, как известно, является практически идеальной сферой деятельности с точки зрения размера первоначальных инвестиций и срока окупаемости. Привлекательность бизнеса обусловливает высокий уровень конкуренции, из которой зачастую невозможно

выйти победителем, оставаясь при этом в рамках законности. ОЭБ, который по ряду причин (будут упомянуты ниже) до настоящего времени в Украине развивается весьма вяло, предоставляет, наряду с традиционными преимуществами обычного бизнеса, возможность работать в условиях менее ожесточенной конкурентной борьбы.

Основной причиной, по которой отечественные субъекты хозяйствования мало уделяют внимания ОЭБ, является именно недостаток достоверной информации о состоянии отрасли, в результате чего невозможно объективно оценить перспективы работы в ней. Если такая информация станет доступной, то появится возможность рассматривать ОЭБ не как экзотическое и рискованное предприятие, а как один из многих возможных видов деятельности. Кроме того, в информации о состоянии дел ОЭБ, безусловно, будут заинтересованы те, кто уже работает в этой сфере - им она позволит оценивать собственное положение отрасли и перспективы развития собственного бизнеса в контексте тенденций развития отрасли.

Начало использования телекоммуникаций в бизнесе относится к времени изобретения телеграфа, который дал возможность субъектам хозяйствования оперативно связываться со своими агентами. Прокладка трансатлантического телеграфного кабеля стала началом глобализации в сфере бизнеса, и именно это событие часто (хотя, скорее всего, чисто символически) считают началом становления ОЭБ. Телеграф и телефон до сих пор используются как элемент инфраструктуры бизнеса: первый - для передачи информации о переводах денежных средств, второй - для заключения устных сделок. Использование устных сделок в настоящее время весьма распространено в финансовой сфере, где чрезвычайно важны репутация и личные связи агентов.

Расширение средств связи и их совершенствование стали первой предпосылкой как для создания сети Интернет, так и для формирования клиентской базы ОЭБ. Второй предпосылкой стало создание и совершенствование электронных устройств после Второй мировой войны. Двумя главными направлениями эволюции электронных устройств были повышение мощности и снижение издержек производства. Повышение мощности дало возможность улучшить удобство пользования, снизив планку необходимого образовательного уровня потребителя, а также сделало возможным интеграцию компьютерных и телекоммуникационных технологий. Снижение издержек производства сделало компьютеры доступными всё более широкому кругу потребителей по цене.

Интеграция двух технологических ветвей и создание сетей вычислительных машин сделало возможным два принципиальных шага к ОЭБ: автоматизацию биржевой торговли и создание глобальных электронных торговых сетей.

Данная тенденция развития в сфере бизнеса стала третьей предпосылкой феномена ОЭБ, что породило новые формы торговли, а именно каталожную торговлю и специализированные телевизионные передачи.

Создание более глобальных торговых сетей относится к семидесятым годам ХХ в. и связано с американской системой EDI (Electrome Data Interchanqe - электронный обмен данными). Основной целью создания EDI было устранение бумажного документооборота, поэтому, а также из-за сравнительной дороговизны технических решений, сфера пользователей EDI, была ограничена крупными субъектами хозяйствования.

Наконец, необходимым последним для ОЭБ компонентом стала сама сеть Интернета.

Идея использовать Интернет для бизнеса с расчетами через платёжные карты к тому времени уже витала в воздухе, однако первый полноценный Интернет-бизнес появился только в 1994 г. Отчасти это объясняется постепенным развитием веб-технологий, необходимых для технического осуществления ОЭБ, частично - отсутствием достаточного количества специалистов в этой области, но главным образом - узким кругом потенциальных клиентов (в 1994 г. в США было меньше 100 тыс. пользователей сети Интернет).

Налаживанию ОЭБ мешало значительное количество случаев мошенничества, связанных с передачей по сети информации о кредитных картах. Поэтому на первых порах получала распространение оплата товаров наличными при доставке. Эта схема отличалась от заказов товаров по телефону только тем, что заказ поступал по компьютерной сети.

1998 г. стал поворотным моментом в истории Интернет-бизнеса в Западных странах. Это было обусловлено несколькими причинами. Во-первых, к началу этого года получила массовое распространение концепция персонализации веб-страницы, надёжная и широко

применяемая в бизнес-сайтах. Во-вторых, была достигнута критическая масса пользователей Интернета. В США в сеть вошла примерно одна треть населения. Наконец, вероятно, самым главным фактором было принятие американским Конгрессом Акта о налоговой свободе в Интернете, объявившего мораторий на налогообложение сделок в Интернете сроком на три года.

Характерной особенностью этого периода развития отрасли была жертва текущей прибыльности в угоду увеличения охвата потребителей. Перспектива Интернет-бизнеса оценивалась инвесторами очень высоко, поэтому, несмотря на убыточность деятельности многих субъектов хозяйствования, цены их акций росли, ориентируясь на показатели роста продаж.

К концу 2000 и началу 2001 г. наметилось общее замедление экономического роста в США и Западных странах. Поскольку Интернет-бизнес, как и другие «высокотехнологические» отрасли, финансировался в основном за счет венчурного капитала (инвестиции в него были отнесены к высокой группе риска), то отрасль стала одной из первых в списке тех, от акций которых стали избавляться инвесторы.

Данный период прошел под знаком ужесточения конкурентной борьбы и борьбы за прибыльность. Затем отрасль понемногу возвратилась на волне оптимизма на твёрдую почву, потерянную в конце 90-х годов ХХ в. В настоящее время в связи с кризисом финансово-экономической системы отрасль имеет некоторые потери, но не теряет своего значения в развитии экономики.

История Интернет-бизнеса в Украине насчитывает менее 10 лет. По оценкам различных исследовательских организаций, количество активных пользователей Интернета в Украине по состоянию на 1.01.2009 г. варьируется от 7 до 8 млн., или, соответственно, 15,3 и 17,3% всего населения Украины. Несмотря на такую разницу в цифрах их порядок ясен. Поскольку Интернет все ещё остаётся относительно новым явлением для украинцев по сравнению, например, с телевидением, неудивительно, что основная категория его пользователей -молодёжь и люди до 29 лет составляют 56% отечественной сетевой аудитории, еще 31% приходится на лиц в возрасте 30-45 лет. Представители сильного пола выходят в Интернет чаще, чем женщины. Их доля среди всех пользователей старше 18 лет - 53% [3]. Уровень образованности отечественной Интренет-аудитории достаточно высок. По данным 1пМтё, 52% всех совершеннолетних пользователей имеют полное или неполное высшее образование, еще 9 % - среднее специальное после 10-11 классов школы.

Самый распространённый уровень подготовки среди работающих посетителей Интернета - «квалифицированный специалист»: так характеризовали себя 29% участников исследования в 2008 г. Представители этой категории ведут себя в сети достаточно активно: их массовая доля в просмотрах страниц на 4 % больше, чем в структуре аудитории.

Согласно результатам исследований, особенно во второй половине 2008 г. и 1 квартале 2009 г., количество «неработающих» пользователей сети в Украине увеличилось на 33%. Это связано как с ростом безработицы, так и с тем, что студенты и школьники являются наиболее быстрорастущим сегментом аудитории.

Другой признак социального разделения пользователей, очень важный для ОЭБ, -уровень доходов.

ОЭБ - явление еще более новое для нашей страны, чем Интернет. С учетом этого, а также некоторых особенностей менталитета, украинцы практически редко приобретают товары с использованием ОЭБ. Так, доля покупателей в общей аудитории глобальной сети в 2009 г. составила 19%, что означает прирост на 1-2% по сравнению с показателем 2007 г. Чаще всего покупки через Интернет совершают топ-менеджеры и квалифицированные специалисты, т.е. представители категории, отличающиеся повышенной активностью в сети.

Степень готовности жителей разных областей Украины к приобретению товаров через систему ОЭБ зависит от активности пользователей этих регионов. Так, в г. Киеве покупки через систему ОЭБ практикуют 31% онлайновой аудитории, в Киевской области - 17%, в г. Донецке - 18,4%, в Донецкой области - 9,5%, в Волынской и Тернопольской областях по -8,7%. Причина такого разрыва кроется не только в различном уровне проникновения Интернета в различные населённые пункты Украины, но и в том, что многие представители этого бизнеса не развивают работы данного направления в регионе, ограничиваясь пределами больших городов.

Процесс развития ОЭБ в Украине значительно отличается от пути передовых европейских стран и США, так как между Украиной и этими странами существует значительное различие:

доступ в Интернет в Украине имеет намного меньшая доля населения; Интернет в Украине пока доступен только людям с уровнем дохода выше среднего либо людям, чей доступ спонсируется;

обеспеченность качественной связью и уровень компьютерной грамотности населения Украины остаётся недостаточным;

в Украине среди физических лиц до сих пор не получили широкого распространения безналичные расчеты вообще, а платежные карты в частности (главная причина отсутствие доверия к банковской системе);

украинский фондовый рынок пока не в состоянии обеспечить привлечение средств в венчурные проекты.

Украинский ОЭБ имеет ряд особенностей:

в Украине практически недостаточно развита инфраструктура ОЭБ; цены на товары даже без доставки часто бывают выше, чем в обычной торговле; для оплаты товара чаще всего используются наличные при доставке товара, что снижает оборачиваемость средств;

отсутствует механизм вступления в договорные отношения через Интернет. Методика построения системы показателей для исследования системы ОЭБ в первую очередь зависит от цели исследования. Все показатели можно разделить на измеряемые и расчетные.

К измеряемым показателям, т.е. к этой категории относятся «первичные» показатели, полученные путём прямых измерений, опросов и т.п., в отличие от расчетных показателей, получаемых на их основе. К измеряемым показателям относятся:

1. Число пользователей сети Интернет (п). Хотя этот показатель выходит за рамки собственно бизнес-статистики, он является важным с точки зрения построения расчетных показателей и поэтому должен быть упомянут здесь. Оценки его значения достаточно часто даются различными социологическими службами, так что его получение (из вторых рук) не составит сложности.

2. Товарооборот ОЭБ (0. В настоящее время в украинском ОЭБ совершается очень малое количество сделок, которые можно было бы квалифицировать как сделки с партиями товара. Это объясняется как технологическими аспектами, так и слабостью правовой базы.

3. Число посещений сайтов ОЭБ (т) характеризует общий интерес пользователей Интернета к сайтам ОЭБ. Этот показатель может быть легко вычислен для отдельного сайта как разность в показаниях счетчика посещений сайта на конец и на начало периода.

4. Число электронных продаж (сделок) (д). Этот показатель удобен для оценки популярности сайтов ОЭБ среди покупателей, поскольку показывает, сколько раз они предпочли обращение в Интернет традиционному подходу без относительной стоимости покупки. Документирование электронных сделок также даёт возможность определить показатель с максимальной точностью.

5. Число клиентов ОЭБ (к). Как отмечалось выше, в этом показателе учитываются не только физические лица, но и субъекты хозяйствования и организации, совершающие покупки в ОЭБ в течение заданного периода. По его динамике также можно судить о популярности ОЭБ. Кроме того, этот показатель лежит в основе большого числа расчетных относительных показателей.

Используя значения приведенных выше первичных показателей, можно до некоторой степени обрисовать себе картину положения в системе ОЭБ. Для этого потребуется на их основе построить производные показатели, удобные для анализа. К расчетным показателям относятся:

1. Средний розничный товарооборот, приходящийся на одного пользователя ОЭБ (21),

2} = д/п, ( 1 )

где д - розничный товарооборот ОЭБ, грн.;

п - число пользователей сети Интернет, чел.

2. Средняя стоимость покупок, совершаемых одним клиентом ОЭБ (к) за период (22),

22= д/к, грн. (2)

3. Удельный вес результативных обращений к сайтам ОЭБ (23)

Zз = q/m 100, %, (3)

где т -число посещений сайтов ОЭБ.

q - количество электронных продаж, ед. 4. Средняя сумма одной электронной сделки (24)

Z4 = Q/q, грн. (4)

Показатель Z1 следует брать п, усреднённое за тот период, за который определяется результирующий показатель.

Перечисленные показатели дают более определённое представление о положении ОЭБ. Z1 - самый общий показатель торговой активности в сети. Z2 - характеризует потребительское поведение среднего сетевого покупателя. Z3 - выступает в качестве меры соответствия предложений ОЭБ предпочтениям потребителей. Z4 - даёт стоимостную характеристику одной электронной сделки.

Оценка уровня готовности стран мира к использованию ОЭБ осуществляется в рамках деятельности Департамента экономического и социального развития ООН, ежегодно публикующего отчеты, представляющие потенциал и возможность развития ОЭБ в 191 стране мира [8].

Задача создания комплексной системы индикаторов измерения различных аспектов ИТТ и методологии их практического применения начала формироваться в конце 90-х годов. К настоящему времени уже имеется практический опыт и методический потенциал организации мониторинга. Международный интегральный показатель и индексы обычно составляются с целью проведения сопоставлений в исследуемой сфере в определённый период времени и зачастую они не всегда пригодны для проведения ретроспективного анализа. Тем не менее ряд показателей (в том числе индекс ООН готовности к использованию системы ОЭБ) позволяют производить сопоставления динамики с учетом специфики его формирования.

Индекс готовности страны к ОЭБ состоит из трёх исходных индексов (подиндексов): развитие правительственных веб-сайтов; телекоммуникационной инфраструктуры; человеческого капитала.

Если проанализировать показатели, которые включены в эти подиндексы, то видно, что собственно к ОЭБ имеет отношение лишь один, в рамках которого анализируется развитие правительственных веб-сайтов. Причем в связи с невозможностью осуществления оценки всех правительственных сайтов (сайтов министерств и агентств) во всех государствах, участвующих в публикации данного подиндекса, было решено ограничиться шестью ресурсами: сайт правительства и сайтами пяти министерств или агентств. Расчеты других подиндексов базируются на основе официальной государственной статистики в сфере телекоммуникаций (по данным Международного союза электросвязи). Первый отчет по индексу готовности страны к ОЭБ был представлен в 2002 г., затем были сформированы индексы в 2004 и 2005 гг., потом наступила пауза (судя по всему, в 2006-2007 гг. информация для индекса не обрабатывалась, вероятно, в связи с подготовкой и проведением Всемирного саммита по информационному обществу). В 2008 г. был опубликован очередной индекс, данные которого относятся к 2007 г.

Лидерами в данном индексе традиционно являются США (первое место в индексах 2004-2005 гг., в индексе в 2008 г. переместились на 4 место). Дания (устойчивое второе место в трех последних индексах), Швеция (первое место в индексе 2008 г., третье в 2005 г. и четвёртое в 2004 г.). Украина имеет традиционно низкие значения, однако до 2005 г. наблюдался постепенный рост места Украины в этом рейтинге - с 69 места в индексе 2003 г. до 64 в 2004 г. Публикация индекса в 2008 г. показала, что Украина заняла 79 место.

Такое резкое снижение позиции на фоне итак очень значительного отставания Украины от рейтинга ведущих стран мира в данном индексе требует отдельного исследования.

Полученные результаты исследования показывают, что измерения в области ОЭБ осуществимы, а прогнозы динамики электронных продаж в системе ОЭБ Украины практически сейчас невозможны из-за слабости статистической базы исследования.

Литература

1. Бабкин Ф.В. Электронная коммерция и новые организационные формы компаний /Ф.В. Бабкин // Менеджмент в России и за рубежом. - 2000. - № 1. - С. 121-129.

2. Винарик Л.С. Онлайновый электронный рынок: становление, проблемы / Л.С. Винарик, А.Н. Щедрин, Н.Ф. Васильева. - Донецк: ИЭП НАН Украины, 2003. - 176 с.

3. Дегелер А. Как в настоящее время выглядит аудитория Уанета? / А. Дегелер // Компьютерное обозрение. - 2009. - № 13. - С. 28-30.

4. Срмошенко М.М. Нова парадигма економично! науки в контекст розвитку в умовах Украини шформацшно! економши / М.М. Срмошенко // Актуальш проблеми економши. -2009. -№ 1. - С. 14-19.

5.1ванова В.В. 1нформацшний ринок: зарубiжнi та украшсью реали / В.В. 1ванова // Актуальш проблеми економжи. - 2009. -№ 2. - С. 39-43.

6. Кулик Т. Особенности договоров, заключаемых с использованием электронных средств связи / Т. Кулик // Хозяйство и право. - 2008. - № 11. - С. 51-57.

7. Останкова О.С. Сучасна структура та фактори розвитку шформацшного ринку Украши / О.С. Останкова // Науково-техшчна шформащя. - 2004. - № 3. - С. 31-34.

8.Чугунов А.В. Индекс ОНН готовности стран к «электронному правительству»: соотношение с российскими данными / А.В. Чугунов // Информационные ресурсы России. -2009. - №1.-С. 22-24.

Представлена в редакцию 25.02.2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.