Научная статья на тему 'Омельченко С. Р. Возможности антропоцентрического подхода к языкознанию: учеб. Пособие по спецкурсу'

Омельченко С. Р. Возможности антропоцентрического подхода к языкознанию: учеб. Пособие по спецкурсу Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
288
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Иванцова Екатерина Владимировна

В учебном пособии по спецкурсу рассматриваются возможности антропологического подхода в лингвистике. Перспективным признается исследование традиционных лингвистических проблем, а также регионального материала с позиций антропоморфности человеческого языка, изучение языковой личности в качестве объекта лингвистики, трактовка антропоцентрической концепции значения слова, антропологическая интерпретация способов концептуализации мира в семантике языковых и текстовых единиц. Предназначено для студентов, магистрантов и аспирантов филологических факультетов, а также всех интересующихся вопросами человека и языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Омельченко С. Р. Возможности антропоцентрического подхода к языкознанию: учеб. Пособие по спецкурсу»

2011 Филология №1(13)

РЕЦЕНЗИИ, КРИТИКА, БИБЛИОГРАФИЯ

Омельченко С.Р. Возможности антропоцентрического подхода к языкознанию: Учеб. пособие по спецкурсу. - Волгоград: Изд-во Волгоград. гос. ун-та, 2007. 198 с.

В учебном пособии по спецкурсу рассматриваются возможности антропологического подхода в лингвистике. Перспективным признается исследование традиционных лингвистических проблем, а также регионального материала с позиций антропоморфности человеческого языка, изучение языковой личности в качестве объекта лингвистики, трактовка антропоцентрической концепции значения слова, антропологическая интерпретация способов концептуализации мира в семантике языковых и текстовых единиц.

Предназначено для студентов, магистрантов и аспирантов филологических факультетов, а также всех интересующихся вопросами человека и языка.

Исследование языка в тесной связи с человеком, его сознанием, мышлением, духовной и практической деятельностью - одно из фундаментальных достижений научной мысли конца ХХ - начала ХХ1 в. Смена научной парадигмы, связанная с возвратом к человеку как «мере всех вещей», изменила проблематику и терминологию, методы и сущность лингвистических исследований. Одной из актуальных задач высшей школы является внедрение результатов научного поиска наших дней в практику вузовского преподавания, знакомство с ними студентов и аспирантов. В последнее десятилетие вышли в свет учебные пособия, где антропоцентрическое начало заявлено в качестве центрального предмета описания (см., в частности: Е.А. Сулименко. Антропоцентрические аспекты изучения лексики. СПб., 1994; А.А. Ворожбитова. Теория текста: антропоцентрическое направление. М., 2005; С.В. Гринев-Гриневич, Э.А. Сорокина, Т.Г. Скопюк. Основы антрополингвистики. М., 2008), однако одни из этих работ сосредоточены на единицах отдельного языкового уровня, другие описывают только лингвистические аспекты эволюции человека - антропогенеза. Чем шире становится круг работ, связанных с проблемой «язык и человек», тем больше возрастает потребность в разноплановых изданиях такого рода. Достойное место в этом ряду занимает учебное пособие к спецкурсу С.Р. Омельченко «Возможности антропологического подхода в языкознании», опубликованное Волгоградским государственным университетом.

В центре внимания автора пособия - явление, обозначаемое в трудах ученых по-разному: «антропоцентрический подход», «антропоцентрическая парадигма языкознания», «антропологическая лингвистика», изучение «человека в языке и языка в человеке» и т.п. В работе разводятся понятия «антропологическая лингвистика» и «антропоцентрическая лингвистика», при этом второе считается более узким.

Поскольку антропологизм как широкий подход, учитывающий одновременно и человеческий фактор в языке, и роль языка в жизни человека, и дру-

гие природные и социальные явления, связанные и с языком, и с человеком, формировался в течение нескольких веков и в то же время наиболее яркое выражение получил в лингвистике новейшего времени, основным «стержнем» книги является описание «от традиционного - к новому».

В первой главе рассматривается история формирования антропологического подхода: от философских работ первой половины Х!Х в. до исследований последних десятилетий, где антропологический принцип стал методологической основой общелингвистической теории и отдельных лингвистических дисциплин: когнитивной лингвистики, психолингвистики, лингвокуль-турологии, этно- и социолингвистики, лингвистики текста.

Вторая глава освещает основные понятия антропологической теории в языкознании. Описание сосредоточено на таких категориях, как «языковая личность» (и ее структура), «концепт» и «языковая картина мира» (с ее разновидностями); особый раздел посвящен слабо изученной категории ментальности. С.Р. Омельченко систематизированы различные точки зрения на рассматриваемые феномены, описаны языковые средства их выражения. Возможно, в этой главе был бы уместен заключительный параграф о связи и иерархии рассмотренных ключевых понятий.

Третья глава посвящена вопросам традиционной лингвистической проблематики, изучаемым сегодня с антропологической точки зрения. Это антропоморфизм языковой системы, предполагающий отражение представлений о человеке в семантических категориях времени, пространства, модальности и др., а также в так называемых эгоцентрических категориях. И те и другие находят выражение в грамматическом и лексическом строе языка: характере метафорических переносов, одушевленности/неодушевленности имен, использовании личных местоимений и т. д. Антропологический подход позволил по-новому взглянуть на имеющие давнюю традицию изучения языковые единицы: имена собственные, экспрессивно-эмоциональную лексику, лексемы различных стилистических пластов, слова, описывающие «душу и тело человека, его физиологические и эмоциональные реакции на мир, различные физические, речевые, ментальные и волевые действия, состояния и свойства, продукты его деятельности, жилище, социум, отношения с другими людьми, цели и профессиональную деятельность, этические, эстетические и иные ценности» (с. 66), многие морфологические и синтаксические явления. В новой лингвистической парадигме они изучаются как «антропоцентрически отмеченные», позволяющие обратиться к реконструкции культурноисторический информации, мировоззрения, субъективного отношения носителя языка к тому, что запечатлено в слове. Наконец, широкие возможности открывает антропологический подход в решении проблем функционирования языка: лексические единицы выполняют функцию экспликации концепто-сферы, коммуникативный синтаксис отражает модель языкового ви'дения человеком мира.

В четвертой главе автором сделана попытка освещения областей языкознания, выделившихся на рубеже ХХ-ХХ! вв.: лингводидактики, когнитивной и коммуникативной лингвистики, лингвокультурологии и этнолингвистики. Точнее, на наш взгляд, было бы назвать эту главу не «Аспекты изучения языковой личности», а «Антропологический ракурс новых областей лин-

Рецензии, критика, библиография

гвистики», поскольку содержание главы несколько шире обозначенного и включает также описание некоторых явлений, не связанных напрямую с понятием «языковая личность».

В лингводидактическом аспекте раскрывается суть моделей обучения языку, разработанных в современной науке.

В лингвокогнитивном плане охарактеризованы ключевые понятия когни-тивистики: ментальная репрезентация, концепт, ментальный лексикон, пропозиция, фрейм, концептуальная и прототипическая модель.

В «дискурсивно-деятельностном» аспекте описаны дискурс, языковое существование, такие типы языковой личности, как речевая, коммуникативная и эмоциональная.

К лингвокультурологическому направлению отнесены лингвокультурная, социальная и индивидуальная разновидности языковой личности, а также понятия «гендер», «концептосфера» и «персоносфера». Включение понятия гендера в данный аспект (вслед за В.А. Масловой) представляется не вполне корректным, поскольку гендерные различия обусловлены не только социальными и культурными установками общества, но и физиолого-психологи-ческими особенностями. Что касается «социального» и «индивидуального» типов языковой личности (второй термин звучит странно, здесь как раз уместнее, на наш взгляд, слово «аспект», а не «тип»), то закономерным стало бы отнесение их соответственно к таким антропологическим сферам науки о языке, как уже достаточно давно оформившаяся социолингвистика и еще только складывающаяся в последние десятилетия лингвоперсонология.

В этнолингвистическом аспекте рассмотрены этносемантический тип языковой личности, национальная и региональная языковая личность.

Глава пятая посвящена антропологическому ракурсу интерпретации текста. Отдельные параграфы этой главы дают представление об основных антропологических аспектах теории текста (изучение его порождения и восприятия, воздействия текста на читателя и деривационных механизмов текстооб-разования), тексте как особой речемыслительной форме - элементе сознания человека, концептуальной составляющей содержания текста и различных типах текстового пространства с позиций антропологизма.

В шестой главе систематизированы методы антропологического исследования, используемые в работах последнего времени. В их числе описано применение достаточно традиционных методов лингвистики к новым, антропологическим задачам исследования (методы математической лингвистики, ассоциативные эксперименты, компонентный анализ, методика конструирования семантической структуры слова, метод выделения ключевых слов) и внедрение новых методов, складывающихся на рубеже ХХ - начала ХХІ в. (метод моделирования по Ю.Н. Караулову, концептуальный анализ).

В основе своей пособие представляет собой аналитический обзор широкого круга научной литературы по проблемам антропологической лингвистики. В то же время здесь отражены результаты исследований самого автора в этом направлении. Изложение общей антропоцентрической теории удачно дополняет региональный компонент работы - материалы изучения речемыслительной деятельности казаков Нижнего Поволжья. На основе анализа этих материалов С.Р. Омельченко выдвинута концепция этноязыковой ментально-

сти, объясняющая особенности сознания этнической группы в целом и отдельных языковых личностей, входящих в нее.

Новизна рецензируемого труда обусловлена и тем, что в нем в целостном и компактном виде дано представление о многих новых терминах, которые широко используются в научной литературе, но пока еще совершенно недостаточно отражены в лингвистических словарях и справочниках.

Издание ценно также своим справочным аппаратом: обширным списком литературы (свыше 300 наименований; при каждой из глав имеются, кроме того, списки дополнительной литературы), именным указателем и терминологическим словарем, включающим 50 дефиниций основных используемых в книге понятий.

Интересным представляется опыт включения в учебное пособие тестов, а не просто контролирующих вопросов, какие обычны в работах такого рода. Каждую главу завершают разделы, включающие от 5 до 12 тестовых заданий разных типов. Использование тестов как формы контроля за усвоением нового материала, несомненно, должно способствовать активизации студентов в процессе учебной деятельности.

Пособие написано хорошим литературным языком, сочетающим научность и доступность изложения.

Думается, что знакомство с этой книгой будет полезно всем, кто занимается проблемами антропологической лингвистики.

Д-р филол. наук, профессор кафедры русского языка Томского государственного университета Е.В. Иванцова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.