Научная статья на тему 'Олимпийские идеи Кубертена и реалии олимпийского спорта: философские аспекты'

Олимпийские идеи Кубертена и реалии олимпийского спорта: философские аспекты Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1965
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУБЕРТЕНОВСКИЙ ОЛИМПИЗМ / ОЛИМПИЙСКИЙ СПОРТ / ВЫЗОВЫ ОЛИМПИЙСКОМУ ДВИЖЕНИЮ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Круглик И.И.

В статье анализируется содержание «Кубертеновского олимпизма» как составляющей гуманистической философии олимпийского спорта. Выявлены и описаны противоречия между идеями и ценностями «Кубертеновского олим-пизма» и реалиями олимпийского спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OLYMPIC IDEAS OF CUBERTEN AND REALITIES OF OLYMPIC SPORTS: PHILOSOPHICAL ANALYSIS

The article analyses the content of «Coubertin's Olympism» as a component of the humanistic philosophy of the Olympic sport. The contradictions between the ideas and values of the "Coubertin Olympism" and the realities of the Olympic sport are revealed and described.

Текст научной работы на тему «Олимпийские идеи Кубертена и реалии олимпийского спорта: философские аспекты»

свою философию из непосредственной жизни и не требовал от человека быть большим, чем он «есть».

1. Андреева И. С., Гулыга А. В. Шопенгауэр. М. : Мол. гвардия, 2003. 368 с.

2. Яковенко В. И. Предисловие к русскому изданию // Селли Д. Пессимизм. История и критика. М. : URUSS ЛКИ, 2007. С. Х1-ХУ.

3. Рачинский С. Из Германии // Современная летопись русского вестника. М. : Тип. Каткова и К°, 1857. Т. 9. С. 163— 175.

4. Андреева И. С. А. Шопенгауэр и русская мысль // Россия и современный мир. М. : Ин-т науч. информации по обществ. наукам РАН, 2003. С. 223-240.

5. Тирген П. «Леди Макбет Мценского уезда» и «Злая воля» Шопенгауэра // Феномен русской классики. Томск : Изд-во Том. ун-та, 2004. С. 249-268.

6. СеллиД. Пессимизм. История и критика. М. : URUSSЛКИ, 2007. 334 с.

7. Струве Г. Е. Новейшее произведение философского пессимизма в Германии // Русский вестник. М. : Унив. тип. (Катков и К°), 1873. Т. 103. С. 5-83.

УДК 130.2:796

ОЛИМПИЙСКИЕ ИДЕИ КУБЕРТЕНА

И РЕАЛИИ ОЛИМПИЙСКОГО СПОРТА: ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ

В статье анализируется содержание «Кубертеновского олимпизма» как составляющей гуманистической философии олимпийского спорта. Выявлены и описаны противоречия между идеями и ценностями «Кубертеновского олим-пизма» и реалиями олимпийского спорта.

Ключевые слова: Кубертеновский олимпизм, олимпийский спорт, вызовы олимпийскому движению.

Имя Пьера де Кубертена неразрывно связано с историей олимпийского движения и с его современностью: это и возрождение Олимпийских игр, и реформирование системы образования и воспитания с помощью спорта. Сам спорт как предмет исследования является уникальным явлением гуманитарной науки и может рассматриваться с различных ракурсов научных исследований (социального, культурного, философского, педагогического и т. д.). Само слово «спорт» употребляется в различных сочетаниях: олимпийский; любительский и профессиональный; массовый и спорт высших достижений; детско-юношеский, большой, элитный, «спорт для всех», дворовый, региональный, международный, экстремальный, школьный, студенческий, армейский, рекреативно-оздоровительны й, профессионально-прикладной, компенсаторный, «супердостиженческий», коммерческий, виртуальный, «пассивный» и т. д. Спорт, безусловно,

8. Мочульский К. В. Владимир Соловьев: Жизнь и учение // Вл. Соловьев: pro at contra. СПб. : Изд-во Русского Христианского гуманитарного ин-та, 2000. С. 556-829.

9. Лесевич В. В. Как иногда пишутся диссертации // Отечественные записки. СПб. : Тип. А. А. Краевского, 1875. Т. 218. С. 38-56.

10. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). СПб. : Типо-Литография И. А. Ефрона, 1896.Т. XVII а. 497 с.

11. Лесевич В. В. Новый философский журнал в Германии // Отечественные записки. СПб. : Тип. А. А. Краевского, 1877. Т. 233. С. 42-74.

12. Соловьев В. С. Критика отвлеченных начал // Русский вестник. М. : Унив. тип. (м. Катков), 1877. Т. 132. С. 5-50.

13. Корш В. Новости западных литератур // Вестник Европы. СПб.: Тип. М. Стасюлевича, 1876. Т. 58. С. 422-446.

14. А. А. (криптоним) Литературное обозрение // Вестник Европы. СПб.: Тип. М. Стасюлевича, 1880. Т. 4(84). С. 730-745.

15. Новые книги // Отечественные записки. СПб.: Тип. А. А. Краевского, 1881. Т. 254. С. 74-76.

© Комков А. В., 2018

M. M. Кругflик 1.1. Kruglik

OLYMPIC IDEAS OF CUBERTEN AND REALITIES OF OLYMPIC SPORTS: PHILOSOPHICAL ANALYSIS

The article analyses the content of «Coubertin's Olympism» as a component of the humanistic philosophy of the Olympic sport. The contradictions between the ideas and values of the "Coubertin Olympism" and the realities of the Olympic sport are revealed and described.

Keywords: Coubertin Olympism, Olympic sport, challenges to the Olympic movement.

является социальным институтом. Сама соревновательная деятельность и учебно-тренировочный процесс оказывают большое влияние на формирование личности спортсмена. Важной отличительной характеристикой спорта от других видов деятельности является соперничество между людьми, природными явлениями и с самим собой. Все это достигается путем соревновательной деятельности и подготовки к ней. Спорт является социокультурным явлением, в нем сочетаются физические и духовные достоинства личности (физические качества, двигательные умения и навыки), (идейно-нравственные качества личности; взаимопонимание, уважение к друг другу, взаимопомощь и др.). Однако сегодня спорт в системе жизнедеятельности общества породил большое количество противоречий, которые затрудняют его позитивное развитие, порой дискредитируют его и создают информационную преграду для развития

в виде «негативного социального образа». Многие родители не отдают целенаправленно детей в спортивные секции, так как считают эту сферу деятельности достаточно опасной как для здоровья в целом, так и для будущей карьеры. Ни для кого, наверное, ни секрет, что чемпионами не рождаются, а становятся. Большая численность населения создает неимоверную конкуренцию в системе спорта. Призовых мест всего лишь три, а претендентов на эти места тысячи, сотни и десятки тысяч. Складывается дилемма: что делать остальным, занимающимся спортом, если они не претендуют на пьедестал? А что если спортсмен (ребенок), тренируясь изо дня в день, получит травму перед главным своим соревнованиям, найдет ли он себя в дальнейшем? Сможет ли травмированный спортсмен встроиться в новый ритм жизни, в котором нет тренировок, нет тренера, соответственно нет побед и славы. Исходя из всех этих противоречий, спорт считается экстремальной деятельностью, но все же, следует признать, что Олимпийские игры не теряют своей привлекательности и по-прежнему привлекают внимание всего человечества.

Сегодня Олимпийские игры являются крупнейшими международными соревнованиями, важным событием в жизни профессиональных спортсменов и мирового культурного сообщества, являются частью мировой культуры. Олимпийское движение, в которое вовлечены спортсмены, судьи, зрители со всех частей земли, является самым массовым социокультурным феноменом современности. В период проведения Олимпийских игр тысячи людей со всех уголков нашей планеты съезжаются в город, где их проводят, миллионы людей следят за олимпийскими соревнованиями с помощью различных средств массовой информации. Олимпиады становятся грандиозным спортивным событием и приобретают все большее значение в системе ценностей мировой культуры. Однако философское понимание происходящего остается за пределами сознания многих людей. Мало кто из зрителей знает эволюционно-исторические особенности Олимпийских игр, их истинные цели и задачи, философский и мировоззренческий смыл олимпийских идей. Все это идет в разрез с основами олимпийского движения, концепцией олимпизма, автором которой является Пьер де Кубертен. Исходя из этого Олимпийские игры как социокультурное явление не в полной мере могут реализовывать социально-воспитательную функцию на основе идеологии олимпизма (идея мира и объединения людей различных культур, национальностей, вероисповеданий в духе дружбы и мира, а также гуманизация общества посредством воспитательной функции спорта). Под влиянием событий олимпийской истории и различных внешних факторов произошла трансформация основных олимпийских идеалов. В связи с этим возникает противоречие, описанное в научных трудах (В. У. Агеевец, В. Н. Платонов, С. Н. Бубка, М. М. Булатова, В. И. Столяров, Л. И. Лубышева, Н. Ю. Мельникова, Н. Н. Визитей, И. И. Круглик и др), между положениями концепции олимпизма (некоторые ее положения изложены в Олимпийской хартии) и реалиями современного Олимпийского спорта [1, с. 233-234; 2]. Перечислим ряд основных противоречий.

Спорт и культура. Под «Кубертеновским олимпиз-мом» следует понимать философию олимпийского дви-

жения. Кубертен считал, что должно быть объединение занятий спортом с культурой и образованием. Да, действительно, эта идея возникла у Кубертена при изучении античного периода проведения Олимпийских игр [3]. В те времена в программу античных Олимпийских игр входили состязания поэтов, ораторов. Состязательность («агональ-ность») была частью культуры древнегреческого общества. Античному атлету присуща состязательность не только на спортивных аренах, но и в духовных сферах (поэзия, ораторство и др.). Однако сегодня для спортсменов первоначальной задачей является результат, сам спортсмен - «глубокий профессионал», его не интересуют показатели своего духовного развития в других сферах деятельности. Да и на самих Олимпийских играх соревнуются только на олимпийских площадках по спортивным дисциплинам. Не проводятся соревнования поэтов, ораторов и т. д. [4, с. 50-75].

Спорт и личность. Кубертен был любителем истории. Ему принадлежала идея, что все уже изобретено греками, а мы, современники, должны взять греческий опыт и адаптировать под условия нашего времени [5]. Что касается личности олимпионика античности, то это прежде всего лучший грек. Больше любитель, чем профессионал. Каждый грек считал себя счастливцем, если ему удавалось побывать в Олимпии, не говоря уже об участии в играх, а тем более победе в них. Победитель-олимпиец получал оливковую ветвь, считалось, что он снискал благословения богов, тем самым прославлял не только себя, но и свой родной полис. «Любимец богов» приравнивался чуть ли не к жителям Олимпа, бессмертным богам [6]. Спорт в понимании Кубертена - это средство влияния на личность. Кубертен уделял внимание обоснованию ценности спорта не только для физической подготовленности и здоровья, но и для интеллектуальных, нравственных, эстетических и других способностей личности. Постоянное совершенствование атлета - это улучшение не только физических способностей, но и самосовершенствование в целом. Он писал о влиянии спорта на формирование характера, об инициативности, стойкости, энергичности, стремлении к самосовершенствованию и пренебрежении к возможным опасностям, а значит, содействии не только физическому совершенствованию, но и гармоничному развитию взрослого человека [5].

Спорт и бесконечное совершенствование. Кубертен придерживался мнения, что победа не главное для олимпийца, а главное - победа над собой, борьба с самим собой для совершенствования. Соревнование с сильным соперником служит стимулом для мобилизации способностей и наиболее полного их проявления. Стремление соперников демонстрировать свои способности в благородном соревновании друг с другом стимулирует их на продвижение к совершенству. Великое мастерство защиты одного спортсмена либо целой команды стимулирует проявление профессионального мастерства атаки его соперником. Спорт дает возможность спортсмену совершенствоваться, однако если спортсмен ставит своей целью победить любой ценой, даже нечестным путем (допинг, нечестная борьба), то развитие здесь прекращается. Развитие может и есть, но только в «антикультурном варианте» [3; 5].

Спорт и любительство. Кубертен высказывал мнение, что занятия спортом должны быть доступны для всех

желающих, а не только для тех, кто способен показывать высокие результаты (любительство в спорте как главный принцип Кубертена). Современный спорт уже никак не может быть любительским, под влиянием времени произошла профессионализация спорта, спорт для теперешних Олимпийских чемпионов стал основным видом деятельности и возможностью зарабатывания денег. Современное спортивное зрелище стало товаром, за который болельщики, стали платить деньги, т. е. спорт превратился в систему бизнеса [5]. Однако Кубертен по мере своей деятельности в качестве президента Международного олимпийского комитета предвидел возникновение «профессионализации спорта», известно его высказывание: «В недалеком будущем, - писал Пьер де Кубертен, - нас ждет появление отвратительного клана спортсменов-профессионалов, которые извратят саму идею спортивных состязаний, монополизируют их и превратят в своего рода театр марионеток. Любителям спорта останется лишь читать в газетах о фантастических результатах отдельных профессионалов» [5, с. 10].

Спорт и гонорар. Пьер де Кубертен не поддерживал материальных поощрений занятий спортом. Эти положения подтверждают принцип бескорыстности. Использование занятий спортом для достижения любых неспортивных целей несовместимо с идеей олимпизма. При разработке концепции и философии олимпизма Кубертен учитывал возможные негативные явления, которые могут быть связаны со спортивными соревнованиями. Во времена современного спорта о бескорыстности может говорить только дилетант. Сегодня спорт - это большая система бизнес-индустрии. Современный спортсмен получает огромные гонорары, он является брендом для рекламных компаний.

Спорт и этика спортсмена. Пьер де Кубертен отмечал, что спортсмен не должен стремиться к установлению рекорда, к победе любым способом. Он должен соревноваться честно (в духе ФЕЙР ПЛЕЙ), проявлять благородное поведение в соперничестве в духе честного соревнования. Существует грань, которую нельзя переступать атлетам, как ни была бы ценна и желанна победа. Такой границей он считал этические нормы. Только тогда спорт будет выполнять воспитательную функцию. Если же нарушать этические нормы соревновательной деятельности, то это не позволяет соревнующимся полностью раскрыть свои способности. Победить соперника можно, говорил Пьер де Кубертен, но при этом исключается продвижение к совершенству, что лишает спорт его изначального смысла. Кубертен к участникам соревнований относил и спортивных судей, создающих оптимальные и равные условия для реализации целей спорта [7; 8]. Он говорил о двояком влиянии спорта: «Сегодня, как и в прошлом, влияние спортивных соревнований может быть и положительным, и отрицательным, это зависит от их использования и направления развития. Спорт может вызывать как наиболее благородные, так и наиболее низменные чувства; он может развивать бескорыстие и алчность; может быть великодушным и продажным, мужественным и отвратительным; наконец, он может быть использован для укрепления мира или подготовки к войне» [9].

Спорт в борьбе за мир. Кубертен как главный инициатор возрождения Олимпийских игр современности, актуализируя свою идею, отмечал, что спорт по природе своей

миролюбив, так как спортивная борьба - это борьба мирная. Кубертен видел в спорте средство объединения людей в духе дружбы и мира, он объявлял войнам войну, его концепция олимпизма использовала спорт как вестник мира и миролюбия.

Военные конфликты, происходящие в разных уголках нашей планеты, приводят к гибели многих людей. Спорт -союзник мира, и одна из главных олимпийских идей Кубертена - идея мира. Сам Кубертен говорил о двойном эффекте спорта, что его можно использовать для укрепления мира и подготовки к войне. Спортсмена не может никто принуждать к выступлению, в том числе и государство. На Олимпийских играх спортсмен представляет себя, а не свое государство. До сих пор Олимпийские игры, исходя из Олимпийской хартии, - это соревнования среди спортсменов, но не среди стран. Медальный командный зачет, носит статус неофициального [10; 11].

Современный спорт коммерциализирован, многие идеалы Кубертена преданы забвению. Однако понимание философских аспектов спорта, олимпийской культуры и последовательного проведения олимпийской политики всеми участниками олимпийского движения способно укрепить идеологию олимпизма и его духовную составляющую, как показало время, не менее важную чем физическую.

1. Эволюция основных идей олимпизма от античности к современности / В. У. Агеевец, Ю. Ф. Курамшин, И. П. Круглик, И. И. Круглик // Олимпийский спорт и спорт для всех. XX Международный конгресс. СПб. : Издат.-по-лиграф. центр Политех. ун-та, 2016. С. 233-237.

2. Олимпийская хартия (в действии со 2 августа 2015 г.). Швейцария : Междунар. олимпийский комитет, 2015. 51 с.

3. Круглик И. И., Круглик И. П., Курамшин Ю. Ф. Изменение идеалов и ценностей олимпизма, от античности к современности // Психология, социология и педагогика. 2015. № 4. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/04/4898 (дата обращения: 21.04.2015).

4. Лагутина М. Д. Олимпизм, олимпийское движение и Олимпийские игры : учеб. пособие / Сибирский гос. ун-т физ. культуры и спорта, Сибирская олимпийская акад. Омск : Изд-во СибГУФК, 2010. 179 с.

5. Кубертен П. де. Олимпийские мемуары. Киев : Олимпийская литература, 1997. 180 с.

6. Мельникова Н. Ю. Олимпийские традиции: история и современность : моногр. 2014. 120 с.

7. Аксенов Г. М. Педагогические идеи Кубертена и их современное значение : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2003. 23 с.

8. Аксенов Г. М. Олимпийская педагогика Кубертена как новый учебный курс для студентов физкультурных вузов (постановка проблемы) // Олимпийский бюллетень № 6 Центральной Олимпийской академии СПб. 2002. С. 23-30.

9. Круглик И. И., Курамшин Ю. Ф. Олимпийское образование : учеб.-метод. пособие (для студентов всех направлений подготовки). СПб. : СПбГУП, 2014. CD-R.

10. Круглик И. И., Курамшин Ю. Ф., Круглик И. П. Кубер-теновский идеализм спорта и современные реалии спорта // Олимпизм: истоки, традиции и современность : сб. ст.

Всерос. с междунар. участием очно-заочной, науч.-практ. конф. Воронеж : Издат.-полиграф. центр «Научная книга», 2015. С. 239-248.

11. Круглик И. И., Круглик И. П. Кубертеновский идеал спорта как предмет исследования // Физическая куль-

УДК 130.2

ИДЕИ И ФОРМЫ РУССКОГО ФИЛОСОФСКОГО ДИСКУРСА ДЕТСТВА: АНТИОХ КАНТЕМИР

Цель настоящей статьи - выявление идей и форм русского философского понимания детства, представленных в наследии просветителя XVIII в. А. Д. Кантемира, который одним из первых в русской культуре представил психологический очерк познавательных возможностей ребенка. Перевод «Разговоров о множестве миров» Б. Фонтенеля, сделанный Кантемиром в 1730 г., закрепил в русском дискурсе жанр диалога, предполагавший активность собеседника, в отличие от монологических форм древнерусской литературы, а также обогатил русский язык включением в него европейского философского лексикона.

Ключевые слова: идеи, формы русского философствования, детство, наука, Просвещение, разум.

Обращение к началам русской философии может многое прояснить в ее специфике, которая, как правило, выделяется на срезе русской мысли Х1Х-ХХ вв. в корреляте с массивом сложившейся к этому времени многонациональной западной философии. Данный коррелят не вполне корректен по отношению к русской философии, так как западная философия, опираясь на античный фундамент, развивалась в течение двух тысячелетий во взаимодействии с развитием форм теологической, научной, художественной, правовой, политической культуры, находивших свое выражение в формах становящихся европейских романо-германских языков, имевших греко-латинское основание. Генезис русской философии не включал античное наследие, не имел длительного времени для своего становления в столь определенных, как на Западе, параллелях, пересечениях и взаимодействии с иными культурными формами, способствующими становлению мысли. Иным был и путь становления языка русской философии, складывавшегося, с одной стороны, на основе заимствований европейского категориального аппарата, с другой - на основе «сближения семантической системы русского языка со смысловым строем западноевропейских языков» [1, с. 166]. Собственно русский язык XVII-XVШ вв. еще не был приспособлен для выражения философских понятий. Категориальный аппарат философии формировался путем заимствования слов-понятий, которые необходимо было освоить через точное определение их значений в русском языке, в ряде случаев «снять» с понятия его морфологическую копию, а главное -

тура и здоровье студентов вузов : материалы XII Междунар. науч.-практ. конф., 12 февраля 2016 г. СПб. : СПбГУП, 2016. С. 72-74.

© Круглик И. И., 2018

Л. К. Нефёдова L. K. Nefedova

IDEAS AND FORMS OF THE RUSSIAN PHILOSOPHICAL DISCOURSE OF CHILDHOOD: ANTIOCHUS KANTEMIR

The purpose of this article is to reveal the ideas and forms of Russian philosophy presented in the legacy of the enlightener of the 18th century A. D. Kantemir, who was one of the first in Russian culture to present a psychological sketch of the child's cognitive abilities. The translation of "Conversations on the plurality of worlds" by B. Fontenelle, made by Kantemir in 1730, consolidated the dialogue genre in Russian discourse, suggesting the activity of the interlocutor, unlike the monologic forms of ancient Russian literature, and also enriched the Russian language with the inclusion of the European philosophical vocabulary.

Keywords: ideas, forms of Russian philosophizing, childhood, science, Enlightenment, mind.

семантически адаптировать европейское слово в системе русского языка [1, с. 166-169].

Тем не менее русская философия не просто внесла вклад в мировую философию, но на рубеже Х!Х-ХХ вв. встала с нею вровень. Ее развитие и становление было явным и имплицитным. В качестве явного начала мы можем рассматривать концепции космизма, всеединства, соборности, софийности, которые составляют корпус особенного в русской философии. Имплицитному началу смыслов идей и форм русского философствования во многом еще предстоит быть выявленным. Одной из значимых философско-ант-ропологических идей, имплицитно пронизывающих русский дискурс, является идея детства и ребенка, нашедшая выражение в истоковых формах русской письменности, начиная с XI в. [2, с. 3-30]. Жанры поучения, слова, сказания, жития, фиксируя культурный опыт отцов, настоятельно требовали его освоения детьми. В этом декларативном в данных жанровых формах требовании постепенно проступало философ-ско-антропологическое понимание адресата - ребенка.

Водоразделом в конструировании понимания детства и ребенка выступает в XVII в. «Домострой», в котором представлен завершенный образ правильно воспитанного сына [3], а в начале XVIII в. - «Юности честное зерцало» [4] с экспликациями социальных смыслов ментального, этического, эстетического поведения отрока и юноши. Еще большую определенность смысла и формы понимание детства обретает в XVIII веке в трудах Ф. Прокоповича, В. Н. Тредиаков-ского, А. Д. Кантемира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.