Научная статья на тему 'Ольфакторный образ концепта здоровье в русском языковом сознании'

Ольфакторный образ концепта здоровье в русском языковом сознании Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
547
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТ / ЗДОРОВЬЕ / ОБРАЗ / АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / ЯЗЫКОВОЕ СОЗНАНИЕ / CONCEPT / HEALTH / IMAGE / ASSOCIATIVE EXPERIMENT / LINGUISTIC CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Петкау Александра Юрьевна

Настоящая статья представляет результаты проведенного психолингвистического эксперимента с носителями русского языка с интенцией выявления и описания ольфакторного образа концепта здоровье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Concept Health Olfactory Image in the Russian Language Consciousness

The article presents the results of the psycholinguistic experiment held among the native Russian-speaking people with the intention of identifying and describing of the concept Health olfactory image.

Текст научной работы на тему «Ольфакторный образ концепта здоровье в русском языковом сознании»

А.Ю. ПЕТКАУ

(Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург, Россия)

УДК 811.161.1’ 373 ББК Ш141.2-3

ОЛЬФАКТОРНЫЙ ОБРАЗ КОНЦЕПТА ЗДОРОВЬЕ В РУССКОМ ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ

Аннотация. Настоящая статья представляет результаты проведенного психолингвистического эксперимента с носителями русского языка с интенцией выявления и описания ольфакторного образа концепта здоровье.

Ключевые слова: концепт, здоровье, образ, ассоциативный эксперимент, языковое сознание.

Изучение ценностей невозможно без личности - осознающего себя человека, поэтому освещение многоаспектных характеристик языковой личности через концепты (ментальные единицы переживаемого знания) привлекает современных исследователей [Карасик 2013: 4]. На современном этапе научного знания наиболее сложным является выявление образной составляющей концепта, поскольку она имеет чувственную природу и сложно поддается содержательной фиксации и разложению на составляющие элементы (см.: [Розенфельд 2008: 78]). Специфика экспликации образного компонента концепта заключается в том, что природа восприятия проявляется в субъективности ощущений, вследствие этого возможны различные подходы в интерпретации воспринимаемого явления (см. об этом [Брылева 2010: 17; Гунина 2008: 780 и др.]). Однако без «данного субъективного восприятия объективно в природе запах как бы не существует» [Павлова 2006: 12], в этом заключается парадоксальность ольфакторного феномена.

Образный компонент концепта состоит из «перцептивного образа и когнитивного (метафорического) образа» [Попова, Стернин 2007: 59]. Концепт здоровье, который находится в фокусе нашего исследовательского внимания, неоднократно получал метафорическую образную характеристику (см., например:

[Мишланова 2002; Туленинова 2008; Усачева 2002 и др.]). В русском языковом сознании здоровье метафорически сравнивается с улыбкой, счастьем, драгоценностью, даром, силой (см.: [Вепрева, Петкау 2012: 79]). Между тем, образы часто носят индивидуальный характер: «здоровье похоже на рассвет на море, чистый лес, счет в банке, дорогую машину» [Полякова 2011: 16]. Перцептивная образная характеристика возникает в результате непосредственно воспринимаемых когнитивных признаков, «формирующихся в сознании носителя языка в результате отражения им окружающей действительности при помощи органов чувств» [Попова, Стернин 2007: 58]. Образная характеристика абстрактного концепта не часто является предметом специального исследования, наиболее изучен аспект образной семантики цвета в перцептивной образной структуре концепта здоровье (см.: [Тимошенко 2005]).

Своей задачей мы ставим уточнение перцептивного образа концепта здоровье посредством выявления и описания его оль-факторного образа, поскольку при характеристике абстрактных концептов «в общем блоке слуховых, осязательных, зрительных, вкусовых ощущений языковая передача запахов остается наиболее загадочной» [Харченко 2008: 35]. Для достижения поставленной цели нами был проведен направленный ассоциативный эксперимент в форме анкетирования, в котором приняли участие 286 носителей русского языка, из них 218 представителей мужского пола, 52 - женского пола. В ходе психолингвистического эксперимента респондентам было предложено ответить на вопрос: Чем пахнет здоровье? Время заполнения анкеты не ограничивалось, возраст опрашиваемых варьировался от 18 до 65 лет. Испытуемыми выступили студенты Уральского федерального университета им. первого Президента России Б.Н. Ельцина и Уральского института государственной противопожарной службы МЧС России, а также преподаватели данных высших учебных учреждений.

В процессе интерпретации полученных данных было проанализировано 407 реакций. Методика анализа включала в себя выявление семантики ассоциатов, которая методом когнитивной интерпретации обобщалась в когнитивные классификационные

признаки, а затем проводилось определение яркости признаков по принципу частотности (см.: [Попова, Стернин 2007: 67-75]).

В основном респонденты охотно отвечали на вопрос, что выражается в выделении ими не одного, а нескольких когнитивных признаков. Между тем, трудность в выделении перцептивного образа существует. Так, 8 реципиентов пытались сформулировать запах здоровья через отрицание: Ну, точно не алкоголем и сигаретным дымом; ...за исключением некоторых запахов: дым от табака, выхлопные газы; Здоровье пахнет не лекарствами и не больницей. Также 8 респондентов описывали перцептивный образ здоровья очень абстрактно: Здоровье пахнет всем; У каждого по-своему.

Важно отметить, что после проведенной процедуры когнитивной интерпретации не все полученные когнитивные признаки были включены в дальнейший корпус интерпретационного материала. Это связано с тем, что часто (76 реакций) респондентам не удавалось «овнешнить» (в терминологии Е.Ф. Тарасова) перцептивные признаки, поэтому они имплицитно подменяли понятия и на заданный вопрос давали реакции не перцептивной направленности, а метафорической: здоровье пахнет жизнью, счастьем, радостью, силой, хорошим настроением и т.д. Полученные когнитивные признаки не характеризуют концепт с перцептивной стороны, поэтому в словесную модель описания не включались. Данную группу признаков можно отнести к «помехам эксперимента» [Штерн 1992: 10], которые рассматриваются нами «для выявления слабых и сильных сторон механизма» [Там же] вопросительной формулировки эксперимента. Возможно, вопрос-стимул нуждается в уточнении, на наш взгляд, в последующих экспериментах подобного типа целесообразнее детализировать вопросительную формулировку типа: С каким ароматом ассоциируется у Вас здоровье? или Запах здоровья - это...

Представим результаты исследования в виде словесной модели ольфакторной структуры концепта здоровье с присущими ей компонентами: ядром, приядерной зоной, ближней и дальней периферией. Ядро перцептивного образа концепта здоровье составляет когнитивный классификационный признак свежесть, который был отмечен респондентами в 85 реакциях. В лексико-

графических источниках в лексеме свежесть выделяются следующие семы: прохлада; чистый воздух (см., например: [Шведова 2011: 859]). Данные семы дублируют и полученные в анкетах когнитивные признаки: Здоровье пахнет свежестью кристально-чистого потока освежающей прохлады, сошедшей с блистательных горных вершин; Глотком чистого приятного воздуха; Запах здоровья, наверное, похож на тот, когда выходишь прохладным утром в поле, когда еще роса не спала и стоит легкий туман, рядом лес и пахнет свежестью и дышится легко. На периферии этой группы когнитивных признаков находятся запах моря; морского бриза - «слабого берегового ветра» [Шведова 2011: б1]. В языке запах «тесно связан с воздухом и дыханием» [Левонтина 2003: 354], а значит с наиважнейшими витальными понятиями жизни человека. Психолингвистические реакции респондентов - это «слепок с ассоциативно-вербальной сети, отражающей организацию языковой способности человека» [Караулов 2002, Т. 1: 753], поэтому на подсознательном уровне полученная перцептивная реакция иллюстрирует ценностную характеристику здоровья.

В приядерную зону входит когнитивный классификационный признак аромат пищи (47 реакций), который подразделяется на несколько составляющих. Современные носители русского языка отождествляют здоровье с запахом фруктов: здоровье пахнет бананом; яблоками; клубникой; фруктами (без уточнения); с запахом овощей: чесноком; луком. Примечательно, что все перечисленные продукты имеют характерный запах, который унифицирован для большинства людей. Ассоциация здоровья с запахом здорового питания естественна, поскольку здоровье напрямую коррелируют с понятием здорового образа жизни, причинно-следственные связи фиксируются в сознании современников и в современных текстах СМИ: Если хочешь быть здоровым - нужно вести здоровый образ жизни. Так, по данным электронной базы данных Integrum (www.integrum.ru), словосочетание здоровый образ жизни и лексема здоровье встречалось в центральной прессе за первые б месяцев 2013 года 3б439 раз. Данную информацию важно учитывать при анализе, поскольку концепт - «величина динамичная, в огромной степени

зависимая от состояния общества, общественной ситуации» [Попова, Стернин 2007: 87].

В ближнюю периферию включаются четыре когнитивных признака: запах леса (35 реакций), цветочные запахи (32 реакции), отсутствие специфического запаха (34 реакции), запах пота (36 реакций). В сознании современных носителей русского языка «прочно закреплены обонятельные характеристики многих объектов растительного мира, преимущественно тех, которые всегда произрастали на территории нашей страны» [Павлова 2006: 14], например, запахи сосны, хвои, ели: Здоровье пахнет ароматом свежей хвои - хочется вдохнуть его как можно глубже; Всем знаком аромат свежей хвои, именно так пахнет ЗДОРОВЬЕ!; Здоровье пахнет весенним лесом и т.д. Также респонденты частотно приписывают здоровью аромат свежескошенной травы. Здоровье ассоциируется и с цветочными запахами (32 реакции), которые не уточняются детально в анкетах респондентов, но наибольшее предпочтение отдается запахам розы, сирени и фиалки. Нередко респонденты соотносят «запахи трав и цветов с летом» [Павлова 2006: 15], летним утром, весной.

Между тем, часть респондентов аргументированно объясняет, почему здоровье не имеет и не должно иметь никаких специфических запахов: Здоровье ничем не пахнет - это состояние человека, при котором дышать и ощущать другие запахи легче; Я считаю, что здоровье так же, как и чистый воздух (без примесей), не должно пахнуть ничем; Если человек чувствует запах здоровья, то ему пора обращаться в больницу за помощью. В категоризацию запахов «неотвратимо включены разные контексты, личный опыт, состояния и ассоциации» [Черниговская 2004: 174], поэтому, возможно, человек, не проявляющий заботу о своем здоровье в повседневности, не связывающий приятные моменты, происходящие с ним в здоровом состоянии, характеризует здоровье как антиольфакторное явление.

Семантика третьего когнитивного классификационного признака ближней периферии - запаха пота - коррелирует с семантикой спортивной тематики, ср.: Здоровье пахнет свежим воздухом в 6:00, потом в 6:40; Когда я схожу в спортзал, хо-

рошо позанимаюсь, схожу в душ...; потом, спортом и желанием тренироваться, чтобы быть здоровым. По данным других психолингвистических экспериментов, когнитивный признак спорт также занимает зону ближней периферии (см.: [Караулов 2002, Т. 1: 218]), что иллюстрирует не случайную, а некую устойчивую составляющую русского языкового сознания при выборе единиц для характеристики концепта здоровье.

Завершают портрет ольфакторного образа концепта здоровье признаки, которые находятся на дальней периферии. Прокомментируем их. В русском языковом сознании здоровье соотносится с образом чистоты (18 реакций), который на ольфак-торном уровне пахнет хозяйственным мылом, обычным мылом, хлоркой. На наш взгляд, эта ассоциация соотносится с естественным прививанием с детских лет гигиенических навыков как на уровне социума, так и на уровне семьи.

Перцептивная память позволяет человеку «связывать в сознании запахи лекарств с болезнью» [Павлова 2006: 15], а также с процессом выздоровления - становления «вновь здоровым» [Шведова 2011: 129], что фиксируют респонденты в своих ответах: Здоровье пахнет медикаментами; медицинским спиртом; больницей; лекарствами (15 реакций).

Важно отметить, что чаще всего респонденты указывают номинацию запаха здоровья, но не его типовые характеристики. О гедонистической оценке запаха упомянули только 5 респондентов: Здоровье пахнет приятным запахом; офигенно! Реакции, отмечающие интенсивность запаха, зафиксированы не были.

В дальнюю периферию также входят единичные когнитивные признаки, которые при большей выборке могут образовать свою автономную группу классификационных признаков. По словам Ю.Н. Караулова, «национальную окраску - более или менее выраженную - имеют все элементы знаний, из которых складывается мозаичная картина мира» [Караулов 2002: 762] носителей языка. Полученные нами реакции частично подтверждают данный тезис: здоровье ассоциируется с национальнорусским ароматом бани, а также таким привычным для русских людей запахом снега, зимы.

Самый общий взгляд на представленную модель ольфактор-ного образа концепта здоровье обнаруживает амбивалентность когнитивных классификационных признаков. С одной стороны, запах здоровья ассоциируется респондентами с запахом свежести, чистоты, с другой стороны, с запахом пота. Кроме того, часть респондентов определяют обонятельный компонент концепта здоровье через отрицательную семантику сферы концепта болезнь (например, здоровье пахнет точно не лекарствами), другие, наоборот, ассоциируют здоровье с запахом больницы, медицинских препаратов. Данное наблюдение иллюстрирует особенность выявления образной составляющей абстрактных концептов: реакции «более субъективны, резче различаются у разных испытуемых» [Попова, Стернин 2007: 57].

Подведем итоги нашим наблюдениям. Концепт здоровье имеет широкую перцептивную объективизацию, что свидетельствует о релевантности исследуемой категории в языковом сознании современных носителей русского языка. Тем не менее, выявление и описание ольфакторного компонента концепта составляет сложный процесс для исследователей в связи с обостренно субъективным характером реакций и зачастую с расплывчатостью осознания ольфакторного образа. Проанализированный материал показал, что 76 респондентов имплицитно уклонились от ответа на поставленный в анкете вопрос и сформулировали ответы с метафорической, а не ольфакторной направленностью.

На основе когнитивных признаков, полученных на базе анкет других респондентов, сформирована модель ольфакторной структуры концепта здоровье по принципу ранжирования яркости признаков. В ольфакторное ядро концепта здоровье входит классификационный признак свежесть, который имеет близкую связь с лексемами воздух, дыхание, а, значит, имеет аксиологическое основание. Классификационный признак аромат пищи занимает приядерную зону анализируемого концепта. Мы связываем полученные реакции с ассоциацией правильного (здорового) питания. Наиболее частотный классификационный признак в зоне ближней периферии - запах пота - интерпретируется нами как коррелирующий со спортивной тематикой.

Психолингвистика в образовании

Кроме того, в качестве активных осознаются следующие классификационные признаки: запах леса, цветочные запахи, отсутствие специфических запахов. Дальнюю периферию ольфак-торной структуры концепта здоровье наиболее ярко характеризует признак - запах чистоты.

ЛИТЕРАТУРА

Брылева Р.Ф. Перцептивные концепты и способы их объективации во французском языке // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. Вып. 46. № 22 (203), 2010. С. 17-20.

Вепрева И.Т., Петкау А.Ю. Возрастная специфика осознания концепта здоровье // Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности. Вып. X. - Екатеринбург, 2012. С. 76-85.

Гунина Н.А. О некоторых особенностях анализа перцептивных концептов // Сб. материалов междунар. конгресса по когнитивной лингвистике / Отв. ред. Н.Н. Болдырев. - Тамбов, 2008. С. 780-782.

Карасик В.И. Языковая матрица культуры. - М., 2013.

Караулов Ю.Н. Русский ассоциативный словарь: в 2 т. Т. 1: От стимула к реакции. Ок. 7000 стимулов. / Ю.Н. Караулов, Г.А. Черкасова, Н.В. Уфимцева, Ю.А. Сорокин, Е.Ф. Тарасов. - М., 2002.

Левонтина И.Б. Запах // Новый объяснительный словарь синонимов русского языка / Под общ. рук. Ю.Д. Апресяна. 2-е изд. испр. и доп. - М., 2003. С. 354-356.

Павлова Н.С. Лексика с семой «запах» в языке, речи и тексте: ав-тореф. дисс...канд. филол. наук. - Екатеринбург, 2006.

Полякова С.В. Метафорическое моделирование в русском и американском медицинском дискурсе: автореф. дисс.канд. филол. наук -Пермь, 2011.

Попова З.Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика. - М., 2007

Розенфельд М.Я. Методы выявления перцептивного образа в структуре лексического значения (на материале существительного глаз) // Вопросы психолингвистики. № 7. 2008. С. 77-81.

Тимошенко Л.О. Скалярно-антонимический комплекс концепта здоровье в русском и английских языках: автореф. дисс.канд. филол. наук. - Уфа, 2005.

Туленинова Л.В. Концепты «здоровье» и «болезнь» а английской и русской лингвокультурах: автореф. дисс.канд. филол. наук. - Волгоград, 2008.

Психолингвистика в образовании

Усачева А.Н. Лингвистические параметры концепта «Состояние здоровья» в современном английском языке: дисс...канд. филол. наук. - Волгоград, 2002.

Харченко В.К. Сенсорная лингвистика // Держава та регіони. Сер. Гуманітарні науки. № 4. 2008. С. 32-37.

Черниговская Т.В. Семиотика запахов: вербализация, синестезия, память // Петербургское лингвистическое общество. Научные чтения-

2003. Приложение к журналу «Язык и речевая деятельность». — СПб,

2004. Т. 5. С. 171—176.

Толковый словарь русского языка с включением сведений о происхождении слов / РАН. Институт русского языка им. В.В. Виноградова / Отв. ред. Н.Ю. Шведова. — М., 2011.

Штерн А. С. Перцептивный аспект речевой деятельности (экспериментальное исследование). — СПб, 1992.

© Петкау А.Ю., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.