Научная статья на тему 'Оказание психологической помощи младшим школьникам с низким социометрическим статусом'

Оказание психологической помощи младшим школьникам с низким социометрическим статусом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
793
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оказание психологической помощи младшим школьникам с низким социометрическим статусом»

ОКАЗАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ МЛАДШИМ ШКОЛЬНИКАМ С НИЗКИМ

СОЦИОМЕТРИЧЕСКИМ СТАТУСОМ

Королева А. П.,

психолог, консорциум «Социальное здоровье России»

В [2] были рассмотрены особенности психологических защит у младших школьников с низким социометрическим статусом. Проблема является актуальной, с ней сталкиваются дети, родители и учителя буквально в каждом классе, однако решить эту проблему непросто. Именно поэтому мы предлагаем разработанную и апробированную программу по ее решению. В программу включена работа с самим школьником и его классным коллективом.

Проведенное нами исследование показало, что дети-изгои подсознательно предпочитают психологическую защиту вытеснение, т. е. при том что они не помнят травмирующего события, выдают болезненную реакцию, имеющую упреждающий характер. Это хорошо видно по агрессивно настроенным детям - как правило, они реагируют агрессивно сразу по мере того, как одноклассники желают с ними просто пообщаться, задать вопрос или рассказать что-нибудь интересное. С точки зрения психологического анализа такое поведение можно интерпретировать как защитное, в основе которого лежит какая-либо первичная травма, чаще всего конфликтные отношения в семье одного или обоих родителей к ребенку. Итак, задачей психотерпевтической работы является нахождение, разрешение травмирующей ситуации, а как результат - уместное использование защитного поведения, гибкость в общении и большая открытость миру. Мы применяем для этого метод эмоционально-образной терапии, основная схема работы которого: проблемное чувство

- телесные проявления этого чувства - образ - трансформация образа - принятие позитивного образа. Метод хорошо себя зарекомендовал при работе с детьми, он быстро и эффективно позволяет решать глубинные проблемы на языке образов в игровой форме.

Приведем ниже описание некоторых психотерапевтических сеансов, иллюстрирующих вышесказанное.

Пример 1. Девочка 10 лет, учащаяся 4 класса имеет низкий социометрический статус. В ходе беседы говорит о том, что в классе с ней никто не дружит и более того, по ее словам, многие стремятся ее обидеть, задеть. В ходе психотерапевтического сеанса, проведенного методом эмоционально-образной терапии, девочка представила себя в образе лисы, а остальных ребят из класса - в образе волков. Взаимодействие между образами она описывала так: волки подстерегают лису и хотят ее запугать, затравить, а лиса, используя всю свою природную хитрость, пытается избегать волков. Анализируя представленные образы, можно отметить четкое метафорическое представление девочкой других детей из класса в виде волков (для нее - лисы - опасных), соответственно ее упреждающее защитное поведение

- хитрость - не может вызывать у ее одноклассников желания контактировать с ней. Используя представление теории эмоционально-образной терапии о том, что невыраженные, заблокированные эмоции способствуют сохранению защитных реакций, в ходе дальнейшей работы были применены два приема: наделение лисы волшебной силой (это необходимо для того, чтобы ребенок смог в образах выразить свои заблокированные эмоции адекватно их силе) и выражение эмоций. В ходе работы с этими приемами девочка в образах хорошенько потрепала всю волчью стаю. Стоит отметить, что теория и практика эмоционально-образной терапии подтверждает мнение многих авторов о том, что заблокированные, невыраженные эмоции по мере продолжающегося их подавления растут, подобно возрастающей силе реки, перегороженной плотиной. В силу этого выражение эмоций в ходе терапевтического сеанса часто выглядит неприемле-

мым с точки зрения морали. Однако практика показывает, что ученики, выражающие свою агрессию на сеансах, не выражают ее в жизни и уж тем более в форме жестокой физической агрессии. А вот маньяки, отличающиеся особой жестокостью, характеризуются высоким уровнем внутренней, подавленной агрессии. Таким образом психотерапевты, применяющие такие приемы в своей работе, «разряжают» социально опасные «мины замедленного действия». Это подтверждает и приведенный пример - после выражения подавленной агрессии образы всех учеников из класса, включая образ самой девочки, трансформировались в зайчиков и стали играть вместе. В ходе дальнейшего наблюдения за общением девочки в классном коллективе было отмечено изменение ее неосознанного поведения по отношению к одноклассникам со скрыто враждебной на открытую доброжелательную. Это через некоторое время привело к изменению отношения других детей к ней, у нее появились друзья, и она участвовала в играх наравне с другими ребятами.

Пример 2. Мальчик 11 лет, ученик 4 класса с низким социометрическим статусом, на момент начала работы с психологом является мишенью для провокаций со стороны одноклассников (М.М. Кравцова называет такую роль «козлом отпущения»). Мальчик своими реакциями, яркими агрессивными ответами на «тихие» провокации ребят из класса, подпитывает желание продолжать такое поведение по отношению к себе. Со стороны учителя отмечается нежелание разбираться в создавшейся ситуации, предпочитается простая реакция обвинить во всем этого мальчика, ведь именно его бурные реакции «видны» и мешают учебному процессу. Первостепенной психотерапевтической задачей было изменить психологическую бессознательную и поведенческую реакцию на провокационные действия. Для этого мы попросили мальчика представить образ своей реакции. Он описал этот образ очень точно с психологической точки зрения - как котел, в котором кипит красная жидкость (распространенный образ агрессии), у этого котла имеется кран, через который сливается часть жидкости, когда ее в котле становиться очень много (точная метафора происходящего с подавляемой агрессией, когда ее накапливается слишком много, происходит выброс, это как раз и было его агрессивной реакцией). Часто в работе с учениками интуитивного типа мы предлагаем им самим найти способ образно справиться с проблемной ситуацией, что и было предложено мальчику в этом случае. Он сказал, что хотел бы залить этот кипящий котел голубой водой (в эмоционально-образной терапии этот образ считается мощным внутренним позитивным символом личности, ее ресурсом). Когда ученик сделал это, то жидкость сначала перестала кипеть, а затем пропал и образ самого котла, остался лишь образ голубой воды. В ходе проведенной проверки была подтверждена эффективность проведенной психотерапевтической работы - мальчик реагировал спокойно на провокационное поведение одноклассников, психологическая защита, применяемая бессознательно в этом случае, - рационализация. Этот же результат был подтвержден и при реальном общении. Ребята, которые «подкалывали» нашего ученика, через некоторое время потеряли интерес к этому процессу, так как перестали получать подкрепление в виде бурной реакции «подкалываемого» и его последующего наказания учителем. По прошествии некоторого времени у этого мальчика стали налаживаться и дружеские отношения с одноклассниками. При психотерапевтической работе с

мамой мальчика были выявлены процессы, послужившие «почвой» для таких защитных реакций. Мама не принимала свою личность и, как следствие, личность своего сына, это проявлялось в предъявлении к нему повышенных моральных требований и претензий типа «ты не такой». Это и объясняет бурную реакцию на провокации одноклассников; в этом случае первичная травмирующая ситуация - в семье, где его не принимают. Проведенная работа позволила нивелировать негативное воздействие мамы и повысить самооценку мальчика. Хочется отметить, что эффектом психотерапевтической работы, наряду с повышением статуса в классном коллективе, стала и стойкая ремиссия хронического гастрита.

В заключение представим программу тренинга «Наш дружный коллектив». Проводить занятия рекомендуется в группах по 7-10 человек один раз в неделю. Ведущим может стать психолог или педагог. Для успешного проведения занятий необходим, с одной стороны, настрой ведущего на игру, без этого вряд ли ребята поверят в вашу искренность, а им это необходимо, чтобы раскрыться самим, и, в то же самое время, умение следить за ходом выполнения упражнений, организовывать беседу и формулировать выводы, ориентированные на цель упражнения.

Занятие 1

Упражнение «Гусеница»

Цель: повысить сплоченность коллектива.

Все участники становятся одной большой гусеницей и все вместе передвигаются по комнате. Для этого выстраиваются в одну цепочку, руки кладут на плечи впереди стоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажимают воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара (мяча) нельзя. Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках. Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, все должны пройти по определенному маршруту, при этом не уронить шары (мячи) и не разорвать цепочку.

Игра учит доверию. Почти всегда партнеров не видно, хотя и слышно. Успех продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных участников.

Упражнение «Зеркало»

Цель: повышение коммуникативных навыков.

Упражнение позволяет каждому ребенку почувствовать, что он зависит от действий другого участника, что необходимо искать компромисс, подстраиваться. Дети работают в парах. Один ребенок совершает разнообразные действия, другой, словно отражение в зеркале, должен повторять их. По первому сигналу дети меняются ролями, а по второму - партнерами. Игра заканчивается тогда, когда каждый из участников побывает и зеркалом, и человеком и поработает со всеми членами группы. После завершения упражнения проводится обсуждение игры.

Дети отвечают на вопросы:

- С кем было лучше работать? Почему?

- С кем не очень понравилось? Почему?

Упражнение «Дразнилка»

Цель: создать позитивный фон общения в коллективе.

Дети встают в круг. Каждый должен сказать другому участнику что-то хорошее, можно назвать уменьшительно-ласкательным прозвищем или пожелать чего-нибудь хорошего. Начинать следует с фразы: «А ты...». После завершения игры обсудить: «Кому легко, а кому сложно было говорить хорошие пожелания и почему?» После обсуждения можно дать ребятам задание: понаблюдать за одноклассниками, с которыми мало общаешься, и отметить те положительные качества, на которые раньше не обращал внимание, и рассказать о них на следующем занятии.

Занятие 2

Упражнение «Путаница»

Цель: освоить активный стиль общения и развить в группе отношения партнерства.

Группа образует круг, все участники протягивают руки внутрь круга, а тренер соединяет руки играющих таким образом, чтобы получилась путаница. В каждой руке одного игрока оказывается рука другого. При этом тренер должен попытаться соединить вместе как можно более удаленных друг от друга участников. Когда путаница создана, группе дается ограниченное время, чтобы распутаться, не расцепляя при этом рук и с осторожностью относясь к партнерам по игре, дабы не причинить им боль непродуманными движениями и действиями.

Результатом игры будет либо круг, либо несколько групп игроков, последовательно соединенных друг с другом.

Упражнение «Любимое животное»

Цель: создать благоприятные условия для проявления каждым его личностных качеств.

Это упражнение помогает детям лучше узнать друг друга, обратить внимание на особенности каждого участника. Каждый из участников показывает любимое животное и отвечает на вопросы: «Почему тебе нравится именно это животное? Чем оно похоже на тебя?» В конце занятия дети вспоминают, кто кого показывал.

Упражнение «Рука»

Цель: повышение коммуникативных навыков.

Все участники группы должны молча, общаясь только глазами, найти себе пару. Ведущий дает на это примерно полминуты, а затем громко произносит: «Рука!». Все участники должны мгновенно показать на человека, который составляет с ним пару. Если оказывается, что несколько участников показывают на одного и того же человека и вместе с тем у других участников нет пары, то опыт повторяется. Важно достичь результата, когда все участники объединяются в согласованные пары.

Занятие 3

Упражнение «Менялки»

Цель: повышение коммуникативных навыков.

Игра проводится в кругу. Участники выбирают водящего, который встает и убирает свой стул за круг. Таким образом, получается, что стульев на один меньше, чем играющих. Ведущий говорит: «Меняются те, у кого. (светлые волосы, часы и т.п.)», после этого имеющие названный признак должны быстро встать и поменяться местами, в то же время водящий старается занять свободное место. Участник игры, оставшийся без стула, становиться водящим.

Упражнение «Сиамские близнецы»

Цель: научить детей гибкости в общении друг с другом, способствовать возникновению доверия между ними.

Участники разбиваются на пары, встают плечом к плечу, обнимают друг друга одной рукой за пояс, правую ногу ставят рядом с левой ногой партнера. Теперь каждая пара представляет собой сросшихся близнецов: две головы, три ноги, одно туловище и две руки. Пусть попробуют в таком положении походить по помещению, что-то сделать, лечь, встать, порисовать, попрыгать, похлопать в ладоши и т.д.

Чтобы «третья» нога действовала «дружно», ее можно скрепить либо веревочкой, либо резинкой. Кроме того, близнецы могут «срастись» не только ногами, но и туловищем, головами и др.

Упражнение «Подарок»

Цель: создать позитивный фон общения в коллективе.

Дети вытягивают карточки с именами участников группы. Каждый должен придумать и сказать, какое бы качество он подарил товарищу (чье имя ему досталось), чтобы тому было легче общаться с окружающими, а также пожелать ему что-то хорошее на каникулы. Психолог следит за тем, чтобы послания

не были грубыми или обидными. Выяснения отношений следует сразу пресекать.

Занятие 4

Упражнение «Снежки»

Цель: научить детей в приемлемой и увлекательной форме сбрасывать накопившуюся агрессию.

Участники делятся на две команды и начинают игру в снежки, снежками служат комки из газеты или бумаги. Игра прекращается по сигналу ведущего.

Упражнение «Мостик»

Цель: развить стремление к достижению взаимопонимания и взаимопомощи.

На полу рисуется узкая дорожка (или ее можно сделать из старых обоев), мостик, по которому с разных сторон должны одновременно пройти два человека. Внизу - будто бы река. Как поведут себя участники, повстречавшись?

Упражнение «Опиши одноклассника»

Цель: обратить внимание на детей с низким социометрическим статусом.

Двое учащихся (те, на кого редко обращают внимание в классе) удаляются на время из поля зрения остальных. Оставшиеся должны как можно точнее описать их внешний вид (рост, одежду, цвет волос, глаз и т.д.). Все это записывается, а затем сравнивается с «оригиналом».

Занятие 5

Упражнение «Перебежки»

Цель: повышение коммуникативных навыков и наблюдательности.

Все участники разбиваются на пары, по количеству пар в круг устанавливаются стулья. Один из пары садится на стул, другой встает за его спиной и кладет руки на спинку стула. Задача участников, сидящих в кругу, общаясь только глазами, договориться максимально незаметно и поменяться местами. Задача тех, кто стоит, отследить общение партнера и, положив руки ему на плечи, не дать убежать (класть руки разрешается тогда, когда участник уже начал движение, но еще не встал со стула полностью).

Упражнение «Головомяч»

Цель: развить навыки сотрудничества в парах и тройках, научить детей доверять друг другу.

Участники разбиваются на пары и ложатся на пол друг напротив друга таким образом, чтобы головы оказалась рядом. Мяч кладется точно между головами. Теперь ребятам нужно его поднять и встать самим. Они могут касаться мяча только головами.

Упражнение «Испорченный видеофон»

Цель: повышение коммуникативных навыков.

Видеофон сломался: изображение есть, а звука нет. Два абонента должны передать друг другу что-то важное.

Занятие 6

Упражнение «Приглядывание»

Цель: повышение коммуникативных навыков и наблюдательности.

Выполняя эти упражнения, ребенок сможет узнать, как выглядят со стороны его действия (услышать и критику, и поощрение). Каждый получает карточку с именем одного из участников (важно проследить, чтобы не попалось собственное имя). В течение занятия ребенок должен незаметно приглядываться к тому участнику, чье имя ему досталось. А в конце занятия все по очереди изображают того, за кем наблюдали (используя, например, характерный жест или часто повторяемое слово). Остальные должны догадаться, кто это. Это упражнение помогает участникам самостоятельно выделить что-то особенное в товарище.

Упражнение «Машина»

Цель: повышение коммуникативных навыков.

Дети встают в пары спинами друг к другу, сцепляются локтями и начинают приседать на счет. Задача - не расцепиться,

не упасть. Каждый ребенок должен поработать в паре со всеми участниками. При обсуждении следует спросить детей, с кем им было легче работать, а с кем - труднее.

Упражнение «Кенгуру»

Цель: развить чувство сопереживания к другим.

К поясу детей свободно привязывают шарф, образуя сумку кенгуру. В нее сажают детеныша - мягкую игрушку-зверушку. По команде ведущего «кенгуру» начинают прыгать к условному месту, стараясь при этом не выронить малыша. Руками придерживать нельзя.

Занятие 7

Упражнение «Слепой и поводырь»

Цель: развить навыки общения и чувство сопереживания к другим.

Участники разбиваются на пары. Один закрывает глаза, а другой водит его по комнате, дает возможность касаться различных предметов, помогает избегать столкновений с другими парами. Через пять минут участники меняются ролями. При обсуждении стоит обратить внимание на то, насколько уверенно и надежно чувствовали себя участники, что помогало чувствовать себя увереннее.

Упражнение «Велосипед»

Цель: повышение коммуникативных навыков.

Дети работают в парах. Лежа на спине, соединяют стопы и крутят педали по сигналу то быстро, то медленно. Задача - не разорвать контакт. Каждый ребенок должен поработать с каждым. После завершения следует обсудить ход работы.

Упражнение «Доброе животное»

Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

Ведущий (тихим, таинственным голосом) говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы - одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох - шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох - два шага назад. Вдох - два шага вперед, выдох - два шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук - шаг вперед, стук - шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

Важной особенностью данного тренинга является взаимодействие школьников в процессе игры. Поэтому следует уделить особое внимание тому, чтобы каждый ученик почувствовал свою ценность и значимость в данном коллективе. В ходе игры старайтесь поощрять детей при выражении ими добрых чувств к другим ребятам. Очень важно, чтобы школьники заметили, какими интересными личностными качествами обладают их сверстники.

Чем заботливее, внимательнее и бережнее ребята относятся друг к другу, тем увлекательнее и продуктивнее становится сам процесс обучения.

Литература

1. КипнисМ. Тренинг коммуникации. - М., 2004.

2. Королева А.П. Психологические защиты у младших школьников с различным социометрическим статусом. // Наука и школа. - 2005, №4.

3. Кравцова М.М. Дети-изгои. Психологическая работа с проблемой. - М., 2005.

4. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - Спб., 2002.

5. Линде Н.Д. Эмоционально-образная терапия. Теория и практика. - М., 2004.

6. Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. - М., 2004.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.