Научная статья на тему 'Оказание логопедической помощи детям раннего и младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях реформирования современной системы образования'

Оказание логопедической помощи детям раннего и младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях реформирования современной системы образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1295
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Григоренко Н. Ю., Астахова Л. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оказание логопедической помощи детям раннего и младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях реформирования современной системы образования»

Н. Ю. Григоренко, Л. Б. Астахова

Оказание логопедической помощи детям раннего и младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях реформирования современной системы образования

Одной из основных тенденций реформирования системы образования на современном этапе стало введение инклюзивного обучения на всех ступенях образовательной системы, в том числе в образовательные организации, работающие с детьми раннего и дошкольного возраста. Этому предшествовала реорганизация специальных дошкольных учреждений компенсирующего и комбинированного вида и вхождение их в большие общеобразовательные комплексы с последующей переориентацией на преимущественное оказание образовательных услуг детям с нормальным развитием и сокращением команды специалистов сопровождения (логопедов, дефектологов, психологов, социальных педагогов). Таким образом, специальное образование, зарекомендовавшее себя в течение длительного времени как четкая и слаженная система оказания психолого-педагогической помощи различным категориям детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на разных возрастных этапах, стало отходить на второй план [4]. Многие достижения в области оказания образовательных услуг детям с особыми образовательными потребностями утратили свою значимость, столкнувшись с ограничением бюджетного финансирования образовательных организаций. Например, возможности получения ранней комплексной помощи детьми первых лет жизни с ОВЗ на базе дошкольных учреждений были значительно сокращены [5].

Внедрение инклюзивного обучения как альтернативы специальному образованию в данных изменяющихся условиях является положительной перспективой для большого количества детей с ОВЗ разного возраста. Анализ специальной литературы показывает, что в настоящий момент наиболее разработаны вопросы организации инклюзии детей с проблемами развития на школьной ступени обучения, при этом требуют подробной разработки аспекты инклюзивной практики в работе с детьми раннего и дошкольного возраста с ОВЗ. Инклюзия предполагает: с одной стороны, предоставление ребенку с ОВЗ или ребенку-инвалиду получения цензового образования наравне с нормально развивающимися сверстниками в едином образовательном пространстве при обеспечении ребенку с отклонениями в развитии особых образовательных условий для полной реализации его образовательных потребностей; с другой стороны, создание условий и подготовку нормально развивающихся сверстников и педагогов общеобразовательной организации к принятию ребенка с ОВЗ в свой коллектив на равных условиях.

Следует учитывать, что не все дети с ОВЗ могут быть инклюзирова-ны без всякой подготовки в коллектив нормально развивающихся сверстников, большая часть из них требует специального сопровождения коррекционными педагогами и специальными психологами на протяжении всего обучения, а часть детей с ОВЗ вообще не может адаптироваться к инклюзивному обучению (например, дети со сложной структурой нарушения). Оказание необходимой ранней комплексной психолого-педагогической помощи для большинства детей с ОВЗ является стартовой площадкой для дальнейшей инклюзии их в общеобразовательную организацию на школьной ступени обучения.

Для социализации и адаптации ребенка в обществе, в частности в коллективе нормально развивающихся сверстников в образовательной организации, необходимо нормальное развитие общения с окружающими как особый вид деятельности. Отсутствие или недостаточная потребность ребенка в общении тормозит процесс развития познавательных и речевых навыков. В первые годы жизни общение начинается с взгляда, телодвижения, позы, улыбки, крика, плача, вокализации, интонации. В раннем возрасте ребенок овладевает невербальными средствами: фиксацией взгляда, жестами различной направленности, мимическими движениями, выражающими эмоциональное состояние; а также вербальными средствами коммуникации. Развитие коммуникации зависит от ряда факторов: от социальных условий, в которых воспитывается ребенок; от сохранности познавательной сферы. Важную роль играет характер взаимодействия ребенка с окружающими его взрослыми.

Одной из основных образовательных потребностей у различных категорий детей с ОВЗ является потребность в получении ими логопедической помощи, направленной на развитие у них мотивации к общению со взрослыми и сверстниками, а также способности к активной невербальной и вербальной коммуникации. Без раннего развития коммуникативных навыков у детей с ОВЗ инклюзия их на школьной ступени обучения становится практически невозможной. При этом ранняя логопедическая помощь детям с ОВЗ требует особого подхода в условиях реформирования системы дошкольного образования [3]. В новых педагогических условиях, работая с детьми раннего и дошкольного возраста с ОВЗ, логопед должен обладать знаниями не только о специфике задержки речевого развития и особенностях речевых нарушений, но и о проявлениях познавательных, двигательных, эмоционально-волевых расстройств у детей с проблемами в развитии. Логопед должен владеть умениями проведения не только логопедического обследования, но и психолого-педагогической диагностики лиц с отклонениями в развитии с учетом их возрастных особенностей, в его арсенале должны быть навыки формирования не только правильного логопедического заключения, но и психолого-педагогического заключения в целом. Достаточно часто в

образовательной организации в штате может не быть дефектолога, а зачастую и психолога, в связи с чем логопед вынужден расширять профессиональное поле своей деятельности и выступать как логопед-дефектолог, занимаясь комплексной стимуляцией основных линий развития и коррекцией речевых нарушений через формирование познава-

V и и | м и

тельной, двигательной и социальной сфер. В современной системе инклюзивного образования логопед должен в первую очередь быть ориентирован на работу с детьми с тяжелыми, выраженными нарушениями развития, в частности с сочетанными дефектами, при которых речевой дизонтогенез вторичен, а затем уже на занятия с детьми с только речевыми нарушениями. Логопед должен уметь разрабатывать индивидуально-ориентированную программу развития ребенка с первичным и вторичным речевым дизонтогенезом и составлять перспективный план работы, правильно подбирать приемы стимуляции и коррекции коммуникативных навыков с учетом специфики нарушения развития и индивидуальных особенностей ребенка [1]. Особое внимание в своей инклюзивной практике логопед должен уделять работе с родителями, но не только детей с ОВЗ, но и нормально развивающихся сверстников. С одной стороны, очень важно мотивировать родителей к активному участию в психолого-педагогическом процессе, направленном на развитие ребенка с ОВЗ, коррекцию его нарушений и социализацию в коллективе сверстников. Родители должны стать активными помощниками своему ребенку, принять ситуацию его особого развития [2]. С другой стороны, родители нормально развивающихся детей в инклюзивной группе нуждаются в повышении своей психолого-педагогической компетентности в вопросах педагогической ситуации развития особого ребенка и его обучения, воспитания и взаимодействия в среде обычных детей. Это необходимо для снижения тревожности в детско-родительском коллективе и сближению родителей и детей в инклюзивной группе. Обобщение опыта нашей работы на базе дошкольных отделений образовательных организаций Москвы (в службах ранней помощи, центрах игровой поддержки ребенка, группах кратковременного пребывания и общеразвивающих группах), в которых внедрялась инклюзивная практика, позволило выделить несколько вариантов оказания логопедической помощи детям раннего и младшего дошкольного возраста с ОВЗ. Данные варианты основывались как на бюджетном финансировании, так и на основе оказания платных услуг (к чему стимулируются образовательные организации в меняющихся социально-экономических условиях). В первом варианте с детьми от 2 до 4 лет с ОВЗ проводятся индивидуальные занятия логопеда дошкольного отделения образовательной организации (в рамках оказания платных услуг образовательным учреждением) по запросу родителей; в рамках сопровождения родителей осуществляется их индивидуальное консультирование с целью повышения их психолого-педагогической компетентности в вопросах ситуации развития их ребен-

ка. Второй вариант предполагает разработку логопедом программы дополнительного образования (например, программы формирования универсальных учебных действий, различных видов деятельности), в процессе реализации которой оказывается логопедическая помощь детям раннего и младшего дошкольного возраста с ОВЗ в рамках оказания платных услуг образовательным учреждением по запросу родителей; параллельно осуществляется индивидуальное и групповое консультирование родителей. В третьем варианте осуществляется систематическое консультирование логопедом пары «ребенок с ОВЗ - родитель» со смещением акцента с индивидуальных логопедических занятий с ребенком на занятия по формированию эффективного взаимодействия и двусторонней активной коммуникации в паре «ребенок с ОВЗ - родитель», в процессе самостоятельной работы родителя с ребенком в домашних условиях проводится интерактивный патронаж специалистом членов семьи через сайт. Четвертый вариант предполагает систематический интерактивный патронаж логопедом семьи ребенка 2-5 лет с ОВЗ посредством сайта и разовые (по договоренности при возникающей необходимости) консультации логопедом пары «ребенок с ОВЗ - родитель» для обучения новым приемам взаимодействия, формирования у ребенка новых коммуникативных умений и навыков и т. п.

Подводя итог, следует сказать, что представленные выше варианты логопедического сопровождения детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ и их семей позволяют охватить большее количество детей, имеющих особые образовательные потребности в условиях реформирования системы дошкольного образования.

Список литературы

1. Григоренко Н.Ю. Логопедическая работа в системе ранней комплексной помощи детям с отклонениями в развитии (на базе службы ранней помощи) // Спец. образование. - 2011. - № 1. - С. 34-41.

2. Григоренко Н.Ю. Основные направления и содержание логопедической помощи детям первых лет жизни с отклонениями в развитии на базе дошкольных образовательных учреждений // Современные проблемы речевого дизонтогенеза: психолого-педагогические аспекты: междунар. сб. науч. тр. / под ред. С.М. Валявко.

- М., 2011. - С. 62-70.

3. Мануйлова В.В. Моделирование практико-ориентированной среды в системе подготовки кадров по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» // Спец. образование. - 2016. - Т. 1. - С. 85-93.

4. Приходько О.Г., Гусейнова А.А.М., Ушакова Е.В. и др. Модель совершенствования психолого-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии в едином образовательном пространстве города Москвы // Спец. образование. - 2011.

- № 4. - С. 93-103.

5. Приходько О.Г., Югова О.В. Становление системы ранней помощи в России.

- М.: Парадигма, 2015. - С. 125.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.