Научная статья на тему 'Оказание государственных и муниципальных услуг в Российской Федерации: состояние, проблемы, перспективы'

Оказание государственных и муниципальных услуг в Российской Федерации: состояние, проблемы, перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2323
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ И МУНИЦИПАЛЬНАЯ УСЛУГА / МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР / РЕЕСТР / "ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО" / "ЭЛЕКТРОННЫЙ МУНИЦИПАЛИТЕТ"

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кайль Я.Я.

В статье рассмотрены возможности представления государственных и муниципальных услуг федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления. Раскрыты состояние и перспективы оказания государственно-муниципальных услуг, связанные с этим проблемы, предложены конкретные меры по их решению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оказание государственных и муниципальных услуг в Российской Федерации: состояние, проблемы, перспективы»

28 (211) - 2011

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

УДК 342.5

ОКАЗАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ

И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Я. Я. КАЙЛЬ, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента E-mail: kailjakow@mail.ru Волгоградский государственный университет

В статье рассмотрены возможности представления государственных и муниципальных услуг федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления. Раскрыты состояние и перспективы оказания государственно-муниципальных услуг, связанные с этим проблемы, предложены конкретные меры по их решению.

Ключевые слова: государственная и муниципальная услуга, многофункциональный центр, реестр, «электронное правительство», «электронный муниципалитет».

В настоящее время государственные услуги для граждан и бизнеса в Российской Федерации понимаются как функции и предоставляются (исполняются) непосредственно федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в пределах, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов РФ и актами органов местного самоуправления.

Предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется по запросам физических или юридических лиц в соответствии с административными регламентами и стандартами [1].

Сведения о государственных и муниципальных услугах (функциях) размещены в сводных реестрах.

На федеральном уровне в этих целях сформирован Перечень государственных услуг (функций) федеральных органов исполнительной власти (содержит 889 полномочий), одобренный правительственной комиссией по проведению административной реформы и размещенный в качестве классификатора в сводном реестре.

В отношении услуг (функций) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления разработаны примерные перечни услуг (функций), которые содержат 150 региональных и 80 муниципальных услуг.

В Государственной Думе РФ в ноябре 2010 г. состоялся «круглый стол» на тему: «Совершенствование системы оказания государственных и муниципальных услуг» [4, 5]. Фактически дискуссия свелась к обсуждению проблем создания и работы многофункциональных центров (МФЦ) по оказанию услуг населению.

Министерством регионального развития РФ был обобщен опыт создания многофункциональных центров для предоставления гражданам и организациям государственных и муниципальных

услуг, и разработаны нормативно-правовые основы создания МФЦ, цели и принципы их работы, представлены результаты создания и функционирования МФЦ на 01.01.2011 в разрезе субъектов РФ.

В настоящее время в 49 субъектах Российской Федерации работают более 160 многофункциональных центров, которые занимаются предоставлением государственных и муниципальных услуг населению. Они функционируют по-разному. Есть МФЦ, работающие со сбоями, формально, где качество и объем услуг оставляют желать лучшего [4].

Работа многофункциональных центров строится по принципу «одного окна», в соответствии с которым предоставление услуг федерального, регионального, муниципального уровня осуществляется в одном месте. Сроки предоставления государственных и муниципальных услуг в таких центрах сокращаются благодаря организации взаимодействия на основании соглашений и административных регламентов. МФЦ выполняет роль организатора процессов предоставления государственных и муниципальных услуг.

Основными функциями МФЦ в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» являются:

прием запросов заявителей о предоставлении государственных или муниципальных услуг;

представление интересов заявителей при взаимодействии с государственными органами, органами местного самоуправления, а также с организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг;

представление интересов государственных органов, органов местного самоуправления при взаимодействии с заявителями;

информирование заявителей о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах, о ходе выполнения запросов о предоставлении государственных и муниципальных услуг, а также по иным вопросам, связанным с предоставлением государственных и муниципальных услуг;

взаимодействие с государственными органами и органами местного самоуправления по вопросам предоставления государственных и муниципальных услуг, а также с организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг;

выдача заявителям документов по результатам предоставления государственных и муниципаль-

ных услуг, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

прием, обработка информации из информационных систем государственных органов, органов местного самоуправления, а также выдача заявителям на основании такой информации документов, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Межведомственное взаимодействие организуется на основе соглашений, фиксирующих порядок документационного и информационного обмена, предельные сроки выполнения необходимых административных процедур и ответственность органов и многофункциональных центров при предоставлении государственных услуг [3].

В рамках направления по предоставлению информации о государственных услугах и государственных услугах в электронной форме обеспечено наполнение официальных сайтов органов государственной власти информацией о порядке предоставления государственных услуг. В 2009 г. началось создание Сводного реестра государственных и муниципальных услуг (функций), Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций). По состоянию на 01.01.2011 на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) была размещена информация о 575 государственных услугах (функциях), предоставляемых (исполняемых) 56 федеральными органами исполнительной власти. Официальные сайты федеральных органов исполнительной власти предлагают различные веб-сервисы, значительно облегчающие получение государственных услуг. Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) также предоставляет возможность подачи заявления по нескольким десяткам государственных услуг. В отношении большинства данных услуг возможность подачи документов в электронной форме обеспечена.

В целях определения непосредственного результата от внедрения предложений по оптимизации проводится регулярный независимый и межведомственный мониторинг повышения качества и доступности государственных и муниципальных услуг по оптимизируемым сферам общественных отношений.

Правительством Российской Федерации уже приняты решения, затрагивающие сферы образования, сельского хозяйства, здравоохранения, санитарно-эпидемиологического благополучия, миграции и паспортно-визового обслуживания граждан, регистрации актов гражданского состоя-

ния, строительства, транспорта, экспорта высокотехнологичной продукции [1]. Среди них:

распоряжение Правительства РФ от 05.03.2010 № 297-р «О мероприятиях по совершенствованию контрольно-надзорных функций и оптимизации предоставления государственных услуг в сфере образования»;

распоряжение Правительства РФ от 09.03.2010 № 299-р, утверждающее план мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг, оказываемых федеральными органами исполнительной власти в сфере сельского хозяйства;

распоряжение Правительства РФ от 18.05.2010 № 768-р, предусматривающее подготовку нормативных правовых актов, направленных на реализацию мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций и по оптимизации предоставления государственных услуг в сфере здравоохранения, социального развития, санитарно-эпидемиологического благополучия и потребительского рынка;

распоряжение Правительства РФ от 01.07.2010 № 894-р, утверждающее план реализации мероприятий по совершенствованию порядка исполнения государственных функций и процедур, связанных с регистрационным учетом граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, оформлением и выдачей паспортов гражданина Российской Федерации и иных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации и за пределами территории Российской Федерации;

распоряжение Правительства РФ от 15.06.2010 № 982-р, которым утвержден план мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций и по оптимизации предоставления государственных услуг в области градостроительной деятельности;

распоряжение Правительства РФ от 16.06.2010 № 1013-р, определяющее мероприятия, направленные на повышение качества исполнения государственной функции, связанной с государственной регистрацией рождения и смерти;

распоряжение Правительства РФ от 17.06. 2010 № 1031-р, направленное на совершенствование порядка исполнения государственных функций и процедур, связанных с выдачей специального разрешения на перевозку крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом;

распоряжение Правительства РФ от 15.07.2010 № 1174-р, утверждающее план реализации мероприятий по совершенствованию порядка исполнения государственных функций и процедур, связанных с приемом квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами и выдачей водительских удостоверений;

распоряжение Правительства РФ от 01.08.2010 № 1310-р «О плане реализации мероприятий по совершенствованию порядка исполнения государственных функций и процедур в сфере государственной регистрации и технического осмотра автотранспортных средств и прицепов к ним»;

распоряжение Правительства РФ от 12.11.2010 № 1974-р, утверждающее план мероприятий по совершенствованию государственного управления в сфере таможенного администрирования экспорта высокотехнологичной продукции и совершенствованию процедур экспортного контроля в отношении высокотехнологичной продукции.

Активно разрабатываются нормативно-правовые акты, направленные на обеспечение предоставления качественных государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» [1]. Вносятся изменения в действующее законодательство в части устранения норм, препятствующих возможности организации предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна». Правительством РФ установлены требования к заключению соглашений о взаимодействии между многофункциональными центрами и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Утвержден перечень государственных услуг, предоставляемых федеральными органами исполнительной власти, для которых обязательна организация предоставления соответствующих услуг в многофункциональном центре (при наличии такого центра в субъекте РФ), с заключением соответствующих соглашений. Также утверждены методические рекомендации по обеспечению деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.

Вместе с тем в области оказания государственных и муниципальных услуг имеется ряд системных проблем. Об этом шла речь на конференции Ассоциации сибирских и дальневосточных городов (АСДГ) на тему: «Электронное правительство: муниципальный уровень. Проблемы и решения»,

посвященной вопросам перехода к оказанию муниципальных услуг в электронной форме [2]. В работе конференции, которая состоялась в октябре 2010 г. в Красноярске, приняли участие 91 делегат из 41 муниципального образования, а также представители коммерческих и некоммерческих организаций. На конференции шла речь о проблемах методологического, правового, технологического, организационного и финансового характера, препятствующих реализации проектов в данной сфере, требующих безотлагательного решения. Особого внимания, по мнению участников, требуют следующие злободневные вопросы:

полномочия органов местного самоуправления в области информатизации не нашли своего отражения в Федеральном законе от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В связи с этим возникает ситуация, при которой требования Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «О предоставлении государственных и муниципальных услуг», иных нормативно-правовых актов по сути противоречат положениям основополагающего для органов местного самоуправления закона;

отсутствие единой терминологии, используемой в нормативных правовых актах, регламентирующих процесс формирования «электронного правительства» («электронного муниципалитета»);

отсутствие механизма унификации наименования муниципальных услуг, предусмотренного распоряжением Правительства РФ от 17.12.2009 № 1993-р. Сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде, не в полной мере соответствует полномочиям органов местного самоуправления. Наименования услуг, включенных в Сводный перечень, являются чрезмерно обобщенными и фактически включают несколько услуг, оказываемых органом местного самоуправления;

отсутствие утвержденного механизма обмена информацией между органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями, участвующими в процессе оказания услуг, может привести к невозможности выполнения требований ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «О предоставлении государственных и муниципальных услуг», вступающего в силу с 01.07.2011;

отсутствие в субъектах Сибирского и Дальневосточного федеральных округов планов мероприятий по развитию информационного общества

и формированию «электронного правительства» в субъекте Российской Федерации, на основании которых должны формироваться планы органов местного самоуправления;

отсутствие утвержденной методики ценообразования разработки информационных систем, что препятствует эффективному планированию и расходованию бюджетных средств;

низкий уровень готовности населения к новым способам взаимодействия с органами власти.

Участники конференции высказались за необходимость сокращения сроков обеспечения удаленного доступа к фонду тиражируемых решений и демонстрационно-испытательному стенду информационных систем — «электронное правительство региона» и «электронный муниципалитет» — для ознакомления с хорошо зарекомендовавшими себя решениями в сфере региональной и муниципальной информатизации.

Делегаты конференции приняли решения, учитывающие схожие проблемы муниципальных образований, не входящих в Ассоциацию сибирских и дальневосточных городов. Было решено рекомендовать Министерству связи и массовых коммуникаций Российской Федерации уделять более пристальное внимание муниципальным аспектам реализации проекта «электронное правительство» и переходу к оказанию муниципальных услуг в электронной форме, учитывая особенности реализации проекта «электронное правительство» на муниципальном уровне. Также участники конференции единодушно высказались за то, чтобы просить Министерство связи и массовых коммуникаций РФ, Министерство регионального развития РФ и Министерство экономического развития РФ о следующем:

— подготовить обращение в Правительство РФ о внесении изменений в государственную целевую программу «Электронное правительство», учитывающее разработку и финансирование мероприятий по переходу к оказанию муниципальных услуг в электронной форме;

— разработать и утвердить механизм обмена информацией между органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями, участвующими в процессе оказания услуг, в ходе выполнения мероприятий по переходу к оказанию муниципальных услуг в электронной форме;

— организовать разработку требований к информационно-технологическим решениям по созданию «электронных муниципалитетов» и развитию в их составе системы предоставления

государственных и муниципальных услуг в электронном виде;

— организовать разработку методических рекомендаций по переходу к оказанию муниципальных услуг в электронной форме, содержащих глоссарий, раскрывающий и однозначно определяющий значение терминов по вопросам реализации проекта «Электронное правительство»;

— организовать работу по подготовке и внесению в Правительство РФ поправок в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в части наделения органов местного самоуправления необходимыми полномочиями в области информатизации и включения в перечень имущества, которое может находиться в муниципальной собственности, предназначенного для организации и обеспечения работы муниципальных информационных систем.

В действующем законодательстве по оказанию государственных и муниципальных услуг есть пробелы и недостатки. Прежде всего, федеральное законодательство не содержит единого определения понятия «государственная и муниципальная услуга». В частности, Бюджетный кодекс РФ в качестве услуг рассматривает оказываемые учреждением услуги в соответствии с государственными и муниципальными заданиями. А Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «О предоставлении государственных и муниципальных услуг» определяет, что таковыми являются услуги, предоставляемые органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также организациями, участвующими в предоставлении услуг по запросам. Это несколько иная формулировка. Также федеральное законодательство не раскрывает понятие «государственные и муниципальные функции» [4, 5].

Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «О предоставлении государственных и муниципальных услуг» указывает, что его действие распространяется на деятельность организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг. Однако такая редакция допускает неоднозначное толкование того, кто именно оказывает услуги, поскольку под организацией подразумевается как многофункциональный центр, так и непосредственно поставщик услуг.

Указанные некорректности в законодательстве порождают неопределенность на практике. При формировании административных регламентов и стандартов услуг затрудняются внедрение и практика разграничения государственных и муниципаль-

ных услуг для целей реформирования бюджетных учреждений. Отсутствуют единые принципы, методологические рекомендации, классификации государственных и муниципальных услуг. В результате органы государственной и муниципальной власти вынуждены самостоятельно вырабатывать подходы к определению и классификации услуг, что замедляет внедрение нормативного финансирования.

Негативное влияние на процесс предоставления услуг в электронном виде оказывает отсутствие механизма унификации наименований муниципальных услуг, хотя такая унификация и перечень были предусмотрены еще распоряжением Правительства РФ от 17.10.2009 № 1993.

Сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде, не в полной мере соответствует полномочиям органов местного самоуправления. Наименования услуг, включенных в указанный перечень, являются чрезмерно обобщенными и фактически включают несколько услуг, оказываемых органами местного самоуправления [4, 5].

Есть проблемы, связанные с применением правил организации работы в многофункциональных центрах. Например, правила предусматривают только четыре направления, по которым такие центры предоставляют услуги. При этом все они не относятся к полномочиям органов местного самоуправления. Или возьмем требования к помещениям многофункциональных центров. В населенных пунктах с численностью более 50 тыс. жителей в центре должны работать не менее 20 окон для приема и выдачи документов, при этом его площадь не может быть менее 800 м2. Где можно найти свободные помещения с такой площадью и должной технической оснащенностью? Видимо, необходимо более дифференцированно подходить к решению этого вопроса в каждом конкретном случае.

Еще одно несоответствие между Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «О предоставлении государственных и муниципальных услуг» и правилами заключается в том, что закон не ограничивает организационно-правовую форму многофункционального центра, зато правила предусматривают создание такого центра только в форме учреждения. Опять нестыковка, разночтения, которые, к сожалению, дают повод для коррупции.

Негативное влияние на процесс обеспечения эффективного планирования и расходования бюджетных средств оказывают отсутствие единой терминологии в нормативно-правовых актах, регламентирующих процесс формирования «элек-

тронного правительства» или «электронного муниципалитета», а также отсутствие утвержденной методики ценообразования разработки информационных систем [4].

На данный момент сфера предоставления государственных и муниципальных услуг характеризуется значительными трудностями для заявителя, связанными с участием учреждений подведомственных органов исполнительной власти в предоставлении государственных и муниципальных услуг [1].

Подобное участие связано с оказанием подведомственными учреждениями услуг, необходимых для получения документа, требуемого органом исполнительной власти.

При этом подобная деятельность подведомственных учреждений имеет следующие недостатки [1]:

непрозрачность механизмов ценообразования на услуги, необходимые для предоставления государственных и муниципальных услуг;

неограниченность оснований, по которым заявитель может быть направлен за получением услуги в подведомственное учреждение;

монопольное положение подведомственных учреждений на рынке оказания услуг, необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг.

По мнению экспертов, основным инструментом решения указанных проблем является формирование исчерпывающих перечней услуг, необходимых и обязательных для предоставления органами исполнительной власти.

При формировании перечня необходимых и обязательных услуг применяются следующие принципы:

формируемый перечень необходимых и обязательных услуг должен включать как услуги, оказываемые бесплатно для заявителя, так и услуги, оказываемые за счет средств заявителя;

перечень необходимых и обязательных услуг не должен включать услуги по выдаче документов и предоставлению информации, находящихся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами;

перечень необходимых и обязательных услуг должен включать услуги, оказываемые всеми орга-

низациями вне зависимости от их организационно-правовой формы.

Необходимые и обязательные услуги могут быть платными для заявителя, только если это предусмотрено федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В целях повышения прозрачности процедуры ценообразования на услуги, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг, размер платы за подобные услуги, оказываемые подведомственными органам власти организациями, должен утверждаться органами исполнительной власти на основании методик определения размера платы, направленных на определение экономически обоснованного размера платы.

Для оценки качества и доступности государственных услуг, отбора приоритетов для реформирования государственного управления, а также для оценки последствий проводимых преобразований по реинжинирингу и комплексной оптимизации порядка предоставления государственных услуг осуществляется мониторинг качества и доступности государственных услуг.

По результатам мониторинга, проведенного в 2010 г., установлено:

для получения одной государственной (муниципальной) услуги гражданину Российской Федерации необходимо обратиться в орган государственной (муниципальной) власти Российской Федерации 2 раза. Целевым показателем реализации мероприятий Концепции является снижение среднего числа таких обращений к 2014 г. до 1;

для получения одной государственной (муниципальной) услуги, связанной со сферой предпринимательской деятельности, в среднем представители бизнеса вынуждены обращаться в орган государственной (муниципальной) власти Российской Федерации 8 раз. Целевым показателем является снижение среднего числа таких обращений к 2014 г. до 2;

среднее время ожидания в очереди при обращении граждан Российской Федерации в государственный (муниципальный) орган Российской Федерации составляет 55 мин. Целевым значением является сокращение времени ожидания в очереди при обращении граждан Российской Федерации в государственный (муниципальный) орган Российской Федерации к 2014 г. до 15 мин.;

установленные нормативные сроки предоставления государственной (муниципальной) услуги,

связанной со сферой предпринимательской деятельности, превышаются на 98 %. Итогом решения поставленных задач будет являться отсутствие превышения вышеуказанных нормативов.

Все указанные меры направлены на максимально возможное сокращение числа случаев, когда заявителю перед получением государственной или муниципальной услуги необходимо предварительно обратиться в стороннюю организацию [1].

Сводный реестр государственных услуг должен содержать наиболее полную и актуальную информацию о государственных и муниципальных услугах (функциях), об услугах, необходимых и обязательных для предоставления органами исполнительной власти государственных и муниципальных услуг, а также об иных услугах федеральных, региональных и муниципальных учреждений, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ).

Сводный реестр обязан стать базовым источником информации об указанных услугах (функциях), порядке их предоставления, местах предоставления, требуемых от заявителя документах (с образцами), нормативных правовых актах, регламентирующих их предоставление (исполнение), всей иной необходимой справочной информации. Должна быть установлена ответственность федеральных, региональных, муниципальных органов за недостоверность публикуемых в Сводном реестре сведений о соответствующих услугах (функциях).

Информация, публикуемая в Сводном реестре, обязана способствовать анализу действующей нормативно-правовой базы, регламентирующей предоставление соответствующих услуг (исполнение функций), с целью устранения пробелов, а также устранения избыточности и дублирования.

Необходимо обеспечить единообразие публикуемой в Сводном реестре информации на федеральном, региональном, местном уровнях, внося изменения в нормативные правовые акты, регламентирующие исполнение соответствующей функции (предоставление услуги).

Следует обеспечить юридическую значимость размещаемой в Сводном реестре и предназначенной для публикации на едином портале информации. В перспективе соответствующие услуги (функции) должны предоставляться только в случае размещения полной и достоверной информации о них в Сводном реестре [1].

Уполномоченный орган по ведению информационного ресурса Сводного реестра ответствен за необходимое организационное, нормативно-пра-

вовое и методическое сопровождение наполнения и ведения Сводного реестра.

Необходимо продолжить создание многофункциональных центров в субъектах Российской Федерации, имея в виду предоставление возможности гражданам в каждом муниципальном районе и городском округе получения государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» с соблюдением единых требований к их предоставлению, в том числе с учетом альтернативных возможностей предоставления государственных услуг по принципу «одного окна», а в электронном виде — с помощью организации «удаленных рабочих мест», мобильных офисов приема и выдачи документов, а также обеспечения доступа к порталам государственных и муниципальных услуг с соответствующим консультационным сопровождением [3].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Развитие многофункциональных центров является необходимым условием для формирования информационного общества, так как МФЦ должен не только обеспечивать доступ к порталам государственных и муниципальных услуг, но и содействовать повышению уровня компьютерной и правовой грамотности населения, преодолению «цифрового неравенства». Многофункциональные центры должны стать точкой доступа населения к электронным государственным и муниципальным услугам.

Для выравнивания возможностей населения субъектов Российской Федерации в получении качественных и доступных государственных и муниципальных услуг необходимо создание многофункциональных центров в каждом городе, городском округе и муниципальном районе.

Информационные системы поддержки деятельности всех действующих на территории Российской Федерации многофункциональных центров должны быть объединены в единую общероссийскую информационную систему поддержки деятельности многофункциональных центров, обеспечивающую:

— интеграцию с автоматизированными системами органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, задействованных в процессе предоставления государственных и муниципальных услуг;

— интеграцию автоматизированных систем поддержки деятельности многофункциональных центров с информационными ресурсами, в том числе со Сводным реестром и Единым порталом государственных услуг;

— формирование отчетности о деятельности многофункциональных центров, необходимой для

анализа и выработки предложений для дальнейшего совершенствования деятельности многофункциональных центров.

Министерством регионального развития РФ будет проведена проверка создаваемых многофункциональных центров на соответствие предъявляемым к ним требованиям, а также достоверности сведений, представленных субъектами Российской Федерации о планах создания в 2011—2012 гг. порядка 800 многофункциональных центров, а в 2013—2015 гг. — 1 435. Таким образом, к концу 2015 г. общее количество МФЦ планируется довести до 2 400 [3].

На базе создаваемых МФЦ Минрегионом России предлагается предоставлять государственные и муниципальные услуги пяти федеральных министерств, пятнадцати федеральных служб, пяти федеральных агентств и трех внебюджетных фондов — Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ и Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Административные регламенты, утвержденные до принятия Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «О предоставлении государственных и муниципальных услуг», должны быть приведены в соответствие с его нормами. Так, согласно требованиям данного закона в административный регламент включается стандарт государственной или муниципальной услуги, предусматривающий сроки предоставления услуги, основания для отказа в предоставлении услуги, перечни документов, необходимых для предоставления услуги, требования к результату услуги и пр.

При разработке административных регламентов федеральные органы исполнительной власти должны руководствоваться нормами Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «О предоставлении государственных и муниципальных услуг» а также требованиями Порядка разработки и утверждения административных регламентов, утвержденного Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления обязаны руководствоваться соответствующими методическими рекомендациями, утвержденными Правительственной комиссией по проведению административной реформы.

Административные регламенты также обязаны содержать административные процедуры, связанные с межведомственным взаимодействием, в целях обеспечения принципов «одного окна».

Работу по регламентации государственных и муниципальных услуг (функций) необходимо завершить в 2012 г. [4, 5].

Деятельность по регламентации и стандартизации должна быть увязана с комплексной оптимизацией государственных услуг в отдельных сферах. В целях содействия снижению административных барьеров и повышения доступности государственных услуг в регионах будут разрабатываться модельные (типовые) административные регламенты для государственных функций (услуг) субъектов Российской Федерации, прежде всего по переданным полномочиям.

Оптимизация порядка предоставления (исполнения) государственных и муниципальных функций (услуг) должна осуществляться как в рамках комплексной оптимизации государственных и муниципальных функций и услуг в отраслевом разрезе, так и в отношении конкретных наиболее массовых, общественно значимых государственных и муниципальных услуг.

Необходимо обеспечить обучение государственных служащих работе по оптимизации функций, административно-управленческих процедур, созданию административных регламентов на реги -ональном и местном уровнях.

Список литературы

1. Итоги проведения административной реформы. URL: http:ulgov.ru/docs/Kontseptsiya_ snizheniya_AB_2011-2013.htm.

2. Материалы конференции Ассоциации сибирских и дальневосточных городов «Электронное правительство: муниципальный уровень. Проблемы и решения». Октябрь 2010. Красноярск. URL: http://www.komitet4.km.duma.gov.ru/site. xp/050056053124055055054.html.

3. Создание многофункциональных центров для предоставления гражданам и организациям государственных и муниципальных услуг» // Муниципальная власть. 2010. № 6.

4. Тимченко В. Мы будем предлагать корректировать законы, но только от нас с вами зависит, как они будут работать // Муниципальная власть. 2010. № 6.

5. Тимченко В. С. Стенограмма «круглого стола» от 18.11.2010 Комитета Государственной Думы на тему: «Совершенствование системы оказания государственных и муниципальных услуг». URL: http://www.komitet4.km.duma.gov.ru/site.xp /050056053124055055054.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.