Научная статья на тему 'Оказание амбулаторно-поликлинической помощи детям с нарушениями развития в раннем возрасте'

Оказание амбулаторно-поликлинической помощи детям с нарушениями развития в раннем возрасте Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1220
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медицинский альманах
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕТИ РАННЕГО ВОЗРАСТА / ПРОФИЛАКТИКА / РАННЕЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО / АБИЛИТАЦИЯ / АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / CHILDREN AT AN EARLY AGE / PROPHYLAXIS / EARLY INTERVENTION / HABILITATION / OUTPATIENT CARE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Зубова Елена Петровна, Фаррахов Айрат Закиевич, Шавалиев Рафаэль Фирнаялович, Садыков Марат Мадаристович

В статье приведены данные отечественной и зарубежной литературы, касающиеся вопросов проведения профилактических и коррекционных мероприятий детям раннего возраста с нарушениями развития. Освещены основные направления и этапы организации абилитационной помощи указанной категории пациентов. Показана необходимость использования в амбулаторно-поликлинических условиях технологии раннего вмешательства по комплексному медико-психолого-педагогическому сопровождению детей первых лет жизни с нарушениями развития и их семей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Зубова Елена Петровна, Фаррахов Айрат Закиевич, Шавалиев Рафаэль Фирнаялович, Садыков Марат Мадаристович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Outpatient care of children with development disorders at the early age

The paper presents the data of the domestic and foreign literature on the issues of preventive and corrective measures for children at an early age with developmental disorders. The main organizational courses and stages of habilitation care for this category of patients are highlighted. The necessity of early intervention technology use in outpatient conditions for integrated medico-psycho-pedagogical support of children in the first years of life with developmental disabilities and their families is shown.

Текст научной работы на тему «Оказание амбулаторно-поликлинической помощи детям с нарушениями развития в раннем возрасте»

IVh

МЕДИЦИНСКИЙ

АЛЬМАНАХ

УДК 614.21:616-007-053.2/.3

ОКАЗАНИЕ АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКОЙ ПОМОШИ ДЕТЯМ С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ

Е.П. Зубова1, А.З. Фаррахов2, Р.Ф. Шавалиев3, М.М. Садыков1,

'ГАУЗ «Детская городская поликлиника № 9», г. Казань,

2Министерство здравоохранения Российской Федерации, г. Москва,

3ГАУЗ «Детская республиканская клиническая больница», г. Казань

Садыков Марат Мадаристович - e-mail: 5210315@bk.ru

В статье приведены данные отечественной и зарубежной литературы, касающиеся вопросов проведения профилактических и коррекционных мероприятий детям раннего возраста с нарушениями развития. Освещены основные направления и этапы организации абилитационной помощи указанной категории пациентов. Показана необходимость использования в амбулаторно-поликлинических условиях технологии раннего вмешательства по комплексному медико-психолого-педагогическому сопровождению детей первых лет жизни с нарушениями развития и их семей.

Ключевые слова: дети раннего возраста, профилактика, раннее вмешательство,

абилитация, амбулаторно-поликлиническая помощь.

The paper presents the data of the domestic and foreign literature on the issues of preventive and corrective measures for children at an early age with developmental disorders. The main organizational courses and stages of habilitation care for this category of patients are highlighted. The necessity of early intervention technology use in outpatient conditions for integrated medico-psycho-pedagogical support of children in the first years of life with developmental disabilities and their families is shown.

Key words: children at an early age, prophylaxis, early intervention, habilitation, outpatient care.

На современном этапе приоритетной проблемой педиатрии является профилактика возникновения заболеваний и предупреждение перехода их в хроническую форму. Особенно актуальными в настоящее время становятся вопросы ранней диагностики и абилитации младенцев. В отечественной и зарубежной литературе обсуждаются вопросы, касающиеся поиска наиболее приемлемых форм и методов работы с детьми раннего возраста в условиях детской поликлиники [1, 2].

Одними из направлений деятельности детской поликлиники являются мероприятия по профилактике и улучшению качества оказания помощи детям с нарушениями развития в раннем возрасте. Ранняя помощь обеспечивается теоретико-методологическими концепциями абилитационной помощи детям. Это область междисциплинарного знания, рассматривающая теоретические и практические основы комплексного обслуживания детей первых месяцев и лет жизни из групп риска отставания в развитии.

Проблема ранней помощи детям является чрезвычайно актуальной, так как доля первичной заболеваемости в структуре общей составляет почти 80%. Современные исследования показывают критическое значение первых лет жизни в развитии ребенка [3]. Около 40% детей заболевают в первые три года жизни. В целом по России отмечается тенденция к росту уровня заболеваемости детей раннего возраста [4]. По данным Научного центра здоровья детей РАМН только 2-15% детей можно признать здоровыми. При этом отмечается рост заболеваемости детей по классам болезней нервной системы, глаза, органов дыхания, костно-мышечной системы. Исследователи подчеркивают, что частота хронической патологии за последние 10 лет увеличилась на 22%. В России 762 000 детей имеют ограниченные возможности здоровья, что составляет 2,5% от их общего количества [1]. На стабильно высоком уровне, с тенденцией к увеличению, держится процент заболеваемости детей в перинатальный период. Так, на 1000 детского населения заболеваемость в перинатальном пери-

оде возросла с показателя 45,3 в 2003 году до 50 в 2008 году [5]. Анализ показал, что среди причин детской инвалидности и отставания психомоторного развития детей патология нервной системы занимает ведущее место, а вклад ее перинатальных повреждений достигает 60-80% всех неврологических заболеваний [6]. По данным ВОЗ, у 10% детей можно диагностировать нервно-психические заболевания, 80% которых связаны с перинатальными поражениями ЦНС [7]. Кроме того, отмечено, что перинатальная энцефалопатия является фактором риска возникновения у ребенка психической, а также речевой и двигательной патологий [8]. Многие исследователи указывают, что недостаточная организация медицинской помощи, отсутствие комплексной медико-психологопедагогической абилитации или неактивное ее проведение на ранних этапах жизни, особенно у детей с перинатальной патологией, приводит к постоянному росту показателей общей заболеваемости детского населения [1].

В настоящее время к одной из острых проблем профилактической педиатрии относят недостаточное развитие системы оказания комплексной реабилитационно-абилитационной помощи, в чем особенно нуждаются дети с хронической патологией, ограниченными возможностями здоровья и инвалиды. Отмечается, что существенным резервом укрепления здоровья детей следует считать методы медико-социальной помощи на этапе раннего вмешательства на базе медицинских учреждений, оказывающих детям первых лет жизни абилитационную помощь [9, 10]. Технология раннего вмешательства создает реальные предпосылки решения важной медико-социальной проблемы - профилактики нарушений развития детей в раннем возрасте. В ряде работ отмечено, что технологии подобного рода, являющиеся комплексными по структуре и пограничными в области медицины, психологии, педагогики, социологии, должны быть применены в процессе взаимодействия не только непосредственно специалистов, но и соответствующих ведомств [11, 12].

Однако в России на сегодня не сложилась система мониторинга состояния младенцев, раннего выявления проблем и помощи семьям, воспитывающим детей с трудностями развития, хотя необходимость в этом давно назрела [13]. Мы имеем общественно значимую проблему, связанную с необходимостью ранней профилактики нарушений развития в более расширенной форме и требующую иных технологических решений, нежели это реализуется органами здравоохранения. Данные литературы показывают, что в целях обеспечения эффективной помощи детям раннего возраста с нарушениями развития учреждения системы здравоохранения осуществляют поиск инновационных форм и методов профилактики и оказания помощи. Требуются разработка программ медико-социального сопровождения, а также штат подготовленных медицинских работников и других специалистов [14, 15].

Ранняя комплексная помощь призвана влиять на улучшение условий развития детей раннего возраста с ограниченным потенциалом возможностей, а также детей, чье развитие обусловлено действием множественных факторов риска. Новизна технологии «Раннего вмешательства» заключается в том, что с ребенком работает междисциплинарная команда, в состав которой входят педиатр, невро-

лог, психолог, дефектолог, логопед, врач лечебной физкультуры и др. Принцип технологии - в комплексном подходе, когда несколько вышеперечисленных специалистов одновременно ведут прием с диагностикой состояния развития ребенка, разрабатывают программы сопровождения пациента и семьи. Как показывает опыт, чем раньше выявлены нарушения в развитии ребенка, тем эффективнее помощь в преодолении этих нарушений [16].

Подчеркивается, что целенаправленная абилитационная деятельность должна начинаться сразу после выявления особых потребностей ребенка и предусматривает лечебнопедагогическую коррекцию двигательной, психической и речевой сферы детей [10]. Ранний возраст ребенка является наиболее важным периодом, когда развиваются моторные функции, ориентировочно-познавательная деятельность, речь, происходит формирование личности. Одной из особенностей этого возраста является неравномерность развития. Она выявлена у 40,4% детей. Из всего количества детей, имеющих те или иные нарушения, 27% имеют нарушения одной сферы (когнитивной, двигательной или речевой), 42% имеют негрубые нарушения двух и более сфер и 31% детей имеют множественные тяжелые нарушения [33]. Установлено, что ранняя помощь ребенку позволяет более эффективно компенсировать нарушения в его психофизическом развитии и тем самым смягчить, а возможно, предупредить вторичное отклонение [17]. Комплекс лечебных, педагогических, логопедических и других мероприятий надо начинать уже на первом году жизни.

Особенностью абилитационной работы с младенцами является ее профилактический характер, основанный на предупреждении возможных отклонений по основным линиям развития ребенка: двигательной, сенсорной и речевой. Такая работа направлена на коррекцию и на стимуляцию возрастных навыков одновременно, так как у таких детей все навыки появляются впервые, и прогнозирование отклонений в развитии, особенно у детей, отнесенных к группе перинатального риска, определяет необходимость перспективной работы по их формированию [18].

В России имеется опыт внедрения технологии раннего вмешательства. В Санкт-Петербурге разработана городская приоритетная социальная программа «Абилитация младенцев», которая является первой программой раннего вмешательства в России. Она направлена на наиболее раннее выявление детей с отставанием в психическом развитии, выбор оптимальной для данного ребенка стратегии раннего вмешательства и оказания соответствующих услуг [19]. В ходе ее реализации были созданы 18 абилитацион-ных отделений в детских поликлиниках города. Отделение абилитации признано моделью службы ранней помощи детям в структуре государственного медицинского учреждения.

Во многих регионах уже используют опыт, накопленный за долгие годы работы абилитационных отделений Санкт-Петербурга. Подобные отделения созданы в различных городах России и ближнего зарубежья [20].

Процесс становления помощи детям с отклонениями в развитии в различных регионах России происходит несколькими путями. Первый путь определяется приоритетами руководства субъекта и реализуемой им социальной

МЕДИЦИНСКИЙ

АЛЬМАНАХ

политики и напрямую зависит от уровня социальноэкономического развития региона, от осознания необходимости развития системы ранней помощи, актуализации проблемы и наличия кадров. Регионы, пошедшие по данному пути: Санкт-Петербург, Москва, Новгородская область, Красноярский край, Республика Марий Эл. Второй путь связан с инициативами отдельных специалистов и учреждений, непосредственно работающих с детьми дошкольного возраста (Калининградская, Ростовская, Челябинская, Курская области, Республика Саха) [21]. Внутри учреждений создаются специализированные подразделения, осуществляющие работу по выявлению проблемных детей среди новорожденных, детей младенческого и раннего возраста, проживающих на обслуживаемой данным учреждением территории.

Организация профилактической помощи детям с нарушениями развития в раннем возрасте состоит из нескольких этапов: диагностический этап, на котором происходит обследование ребенка, выявляются проблемы в развитии; этап планирования, на котором специалистами разрабатывается индивидуальная программа сопровождения ребенка; определение объема и вида необходимой медико-психологической помощи; далее идет этап оказания помощи и отслеживающий этап по эффективности оказания медико-психологической помощи [22].

В настоящее время для детей разрабатываются и применяются специальные программы раннего вмешательства [23]. Программы ранней помощи составляются с учетом особых потребностей маленьких детей - основных групп риска возникновения отклонений в развитии: дети, имеющие отставание в развитии, выявленное с помощью нормативных шкал; дети с выявленными нарушениями, которые могут стать факторами значительных отклонений в развитии ребенка на последующих этапах онтогенеза: снижения слуха; слепоты и слабовидения; церебрального и спинального паралича; интеллектуальной недостаточности (генетические синдромы, органические и дегенеративные поражения ЦНС, недифференцированные формы отставаний в становлении коммуникативной деятельности и др.); нарушений в формировании социального поведения и эмоционально-коммуникативной деятельности (аутистические проявления нарушения развития); дети биологической группы риска появления нарушений развития (недоношенные, маловесные дети, дети с заболеваниями, находящиеся в отделениях интенсивной терапии); дети социальной группы риска появления нарушений развития [24].

Благоприятное сочетание компенсаторных возможностей организма в раннем возрасте с компетентноподобранными программами медицинской коррекции и коррекционно-педагогической работы может в значительной мере, а иногда и полностью нейтрализовать действие первичного дефекта на ход психофизического развития ребенка, является мощным фактором профилактики детской инвалидности. Комплексная абилитация строится на основе изучения результатов медикофизиологических и психологических показателей состояния ребенка (антропометрия, показатели физического развития, биологической зрелости, уровня интеллектуального развития и т. д.), а также интегральной оценки

реабилитационного потенциала. Систематизированное диагностическое обследование с упорядоченной фиксацией результатов служит базисом для организации командной работы специалистов, так как оно позволяет не только выявить латентные отклонения от нормативных показателей, но и проследить взаимосвязь между формированием отдельных функциональных областей развития. Первичная диагностика лишь у 17% детей показала соответствие возрастной норме развития, а 71% пациентов были отнесены по результатам обследования в группу риска и нуждались в систематическом медико-психологопедагогическом сопровождении [11]. Деятельность специалистов междисциплинарной команды направлена на помощь детям первых трех лет жизни с отставанием или угрозой отставания в развитии и включает в себя предоставление квалифицированной междисциплинарной медико-социальной центрированной помощи ребенку и семье. Важно, что координация работы специалистов различного профиля происходит с учетом индивидуальных специфических нарушений у ребенка, позволяет прогнозировать дальнейший план действий [25].

Специалисты выделяют следующие направления профилактической и развивающей работы с детьми раннего возраста: развитие зрительного и слухового восприятия, нормализация мышечного тонуса и работы органов артикуляционного аппарата, кистей и пальцев рук, развитие общих движений и действий с предметами, нормализация дыхания, развитие понимания речи и предпосылок активной речи, концентрации внимания, развитие эмоциональных реакций и взаимодействия взрослого и ребенка. Для детей с множественными нарушениями организуют постоянные занятия со специалистами по программе, которая меняется по ходу развития ребенка и подстраивается под его потребности.

Для работы с детьми раннего возраста разработана специальная программа диагностики уровня нервнопсихического развития, стимуляции возрастных навыков и коррекции отклонений в развитии [18].

Стимуляция формирования моторной сферы - важная задача физического воспитания ребенка раннего возраста с отставаниями в развитии. Оптимизация развития моторики ребенка происходит в условиях поэтапной организации занятий с учетом закономерностей моторного развития [26]. Связанные с движениями проблемы настолько индивидуальны, что помощь врача и специалиста по развитию движений обязательна для проведения индивидуальных занятий с ребенком [27]. Программы ранней стимуляции психомоторного развития разрабатываются на основе междисциплинарной оценки состояния основных функциональных областей и реализуются в процессе повседневного ухода за малышом.

У детей раннего возраста самой частой причиной абили-тационных мероприятий являются поражения нервной системы [7]. У подавляющего большинства детей с последствиями перинатального поражения ЦНС выявляются определенные особенности становления безусловнорефлекторных реакций, которые осложняют формирование условно-рефлекторных ответов на воздействие окружающей среды и искажают качество взаимодействия ребенка с микроокружением.

Ранняя комплексная помощь ребенку высокого неврологического риска в условиях детской поликлиники позволяет компенсировать отклонения в нервно-психическом развитии малыша, смягчая вторичные нарушения и формирование инвалидности. Оптимальные сроки начала раннего вмешательства - 1-7,5 месяцев жизни. Применение технологии «Индивидуальная коррекция, абилитация и реабилитация с использованием кондуктивных методов» в амбулаторных условиях и на дому позволило достичь прироста навыков статико-моторного развития. Специальные исследования по организации работы ряда детских поликлиник гг. Москвы и Волжского региона показали, что существующие методы диспансерного наблюдения детей с перинатальным поражением ЦНС, отсутствие у большинства участковых педиатров знаний по оценке нервнопсихического и физического развития недоношенных новорожденных, опыта наблюдения за детьми с сочетанной патологией, недостаточные организация и оснащение детских поликлиник медицинским оборудованием не позволяют осуществлять в полном объеме необходимые лечебно-диагностические и реабилитационные мероприятия новорожденным высокого неврологического риска [28].

Исследователи указывают на необходимость у детей с последствиями перинатального поражения ЦНС оптимизировать формирование таких параметров функционирования, как нервно-психическое развитие, физическое здоровье, поведение и общение. В оказании помощи детям с отклонениями в развитии рекомендуется применять поли-профессиональную модель взаимодействия с участием психиатра, психотерапевта, психолога, дефектолога, специалиста по социальной работе и др., что делает помощь адресной и способствует повышению уровня психосоциальной адаптации семей и их качества жизни [29].

Важной задачей процесса абилитации ребенка раннего возраста является содействие формированию компетентности родителей. Организация и реализация коррекционноразвивающего процесса с такими детьми осуществляется совместно с их родителями, с использованием индивидуально-ориентированных коррекционноразвивающих программ [30]. Эффективная помощь детям с отставанием в развитии требует активного участия в этом матери ребенка или другого постоянно находящегося с ним человека.

Очень важно оказание помощи семьям, имеющим детей, нуждающихся в раннем вмешательстве в поиске наиболее адекватных способов взаимодействия с ребенком, с учетом его индивидуальных особенностей и уровня развития. Именно семья является главным ресурсом аби-литации и социальной реабилитации человека с ограниченными возможностями. А раннее сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, позволит если не полностью исключить, то значительно ослабить степень ограничений жизнедеятельности. При активном вовлечении в абилитационный процесс подготовленных и обученных родителей, подключенных к процессу восстановления здоровья ребенка не только медицинской, но и психолого-педагогической помощи, повышается эффективность профилактических и абилитацион-ных мероприятий [18]. Основные направления работы с

родителями, у которых имеются дети раннего возраста с нарушениями развития - это ознакомление родителей с закономерностями психического развития, психологическими особенностями ребенка, растущего в условиях дефицита возможностей здоровья; обучение родителей приемам организации игровой деятельности ребенка, способствующей психическому развитию; ознакомление родителей с развивающими, дидактическими играми [31]. Необходимо изучение и внедрение программ помощи семье и поддержки родителей именно в первые годы жизни ребенка.

Технология раннего вмешательства создает реальные предпосылки решения важной социальной проблемы -профилактики нарушений развития детей в раннем возрасте. Раннее комплексное сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, позволит если не полностью исключить, то значительно ослабить степень ограничений жизнедеятельности, получить в лице семьи надежного союзника в процессе дальнейшей реабилитации ребенка. Использование в детской поликлинике технологии раннего вмешательства обеспечивает оптимальную абилитацию детей, их полноценную социальную адаптацию и интеграцию в общество. Также это способствует укреплению профилактического звена в педиатрии раннего возраста, позиционированию его [ЦЗ приоритетной формы работы в педиатрической практике.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранов А.А., Намазова-Баранова Л.С., Альбицкий В.Ю. Профилактическая педиатрия - новые вызовы. Вопросы современной педиатрии. 2012. № 2. С. 7-11.

Baranov A.A., Namazova-Baranova L.S., Al'bickij V.YU. Profilakticheskaya pediatriya - novye vyzovy. Voprosy sovremennoj pediatrii. 2012. № 2. S. 7-11.

2. Бранис И.Е., Юрьева Р.Г. Абилитация детей раннего возраста - важный этап в общей системе медицинской реабилитации. Человек и его здоровье: материалы Российского национального конгресса с международным участием. Санкт-Петербург, 2003. С. 231.

Branis I.E., Yur'eva R.G. Abilitaciya detej rannego vozrasta - vazhnyj etap v obschej sisteme medicinskoj reabilitacii. Chelovek I ego zdorov'e: materialy Rossijskogo nacional'nogo kongressa s mezhdunarodnym uchastiem. Sankt-Peterburg, 2003. S. 231.

3. Гудонис В.П. Анализ причин нарушения развития детей и некоторые пути их профилактики. Дефектология. 2004. № 4. С. 8-17.

Gudonis V.P. Analiz prichin narusheniya razvitiya detej i nekotorye puti ih profilaktiki. Defektologiya. 2004. № 4. S. 8-17.

4. Кобринский Б.А. Мониторинг состояния здоровья детей с использованием современных компьютерных технологий: состояние и перспективы. Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2009. № 1. С. 6-11.

Kobrinskij B.A. Monitoring sostoyaniya zdorov'ya detej s ispol'zovaniem sovremennyh komp'yuternyh tehnologij: sostoyanie i perspektivy. Rossijskij vestnik perinatologii i pediatrii. 2009. № 1. S. 6-11.

5. Суханова Л.П. Структура и уровень перинатальной патологии в современной России: Материалы V Всероссийского конгресса по пренатальной и перинатальной психологии, психотерапии и перинатологии. М.: Изд-во ин-та психотерапии, 2005. С. 6-7.

Suhanova L.P. Struktura i uroven' perinatal'noj patologii v sovremennoj Rossii: Materialy V Vserossijskogo kongressa po prenatal'noj i perinatal'noj psihologii, psihoterapii i perinatologii. M.: Izd-vo in-ta psihoterapii, 2005. S. 6-7.

6. Барашнев Ю.И. Перинатальная неврология. М.: Триада-Х, 2001.

Barashnev YU.I. Perinatal'naya nevrologiya. M.: Triada-H, 2001.

7. Lin J.D., Chen Y.H., Lin L.P. Outpatient rehabilitation utilization and medical expenses in children aged 0-7years with ADHD: Analyses of population-based national health insurance data. Source School of Public Health, National Defense Medical Center, Taipei, Taiwan. Electronic address: a530706@ndmctsgh.edu.tw.

8. Архипова Е.Ф. Инновационная модель комплексного сопровождения

IVh

МЕДИЦИНСКИЙ

АЛЬМАНАХ

развития детей с перинатальной энцефалопатией и ее последствиями: авто-реф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2009. 35 с.

Arhipova E.F. Innovacionnaya model' kompleksnogo soprovozhdeniya razvitiya detej s perinatal'noj encefalopatiej i ee posledstviyami: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. M., 2009. 35 s.

9. Карелова Г.Н. Современная политика в интересах детей в современной России. М. 2001.

Karelova G.N. Sovremennaya politika v interesah detej v sovremennoj Rossii. M. 2001.

10. Лазуренко С.Б., Намазова-Баранова Л.С., Конова С.Р. и др. Медико-психолого-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья: пути совершенствования. Российский педиатрический журнал. 2013. № 2. С. 39-43.

Lazurenko S.B., Namazova-Baranova L.S., Konova S.R. i dr. Mediko-psihologo-pedagogicheskaya pomosch' detyam s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya: puti sovershenstvovaniya. Rossijskij pediatricheskij zhurnal. 2013. № 2. S. 39-43.

11. Григорова Ю.А., Щукина Е.Ф. Социальное сопровождение семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с нарушениями развития. Системная интеграция в здравоохранении: электронный науч. журн. 2010. № 1. С. 73-82.

Grigorova YU.A., Schukina E.F. Social'noe soprovozhdenie sem'i, vospityvayuschej rebenka rannego vozrasta s narusheniyami razvitiya. Sistemnaya integraciya v zdravoohranenii: elektronnyj nauch. zhurn. 2010. № 1. S. 73-82.

12. Володин Н.Н., Антонов А.Г., Байбарина Е.Н. и др. Современная модель организации помощи новорожденным на региональном уровне. Вопросы гинекологии, акушерства и перинатологии. 2003. Т. 2. № 4. С. 67-70.

Volodin N.N., Antonov A.G., Bajbarina E.N. i dr. Sovremennaya model' organizacii pomoschi novorozhdennym na regional'nom urovne. Voprosy ginekologii, akusherstva i perinatologii. 2003. T. 2. № 4. S. 67-70.

13. Чвырева Н.В. К вопросу доступности амбулаторно-поликлинической помощи детям. Российский медико-биологический вестник им. академика И.П. Павлова. 2010. № 2. С. 106-111.

Chvyreva N.V. K voprosu dostupnosti ambulatorno-poliklinicheskoj pomoschi detyam. Rossijskij mediko-biologicheskij vestnik im. akademika I.P. Pavlova. 2010. № 2. S. 106-111.

14. Шапиро И.А., Топоровская Е.Л., Антонова Е.Б. и др. Создание службы ранней помощи в муниципальной системе здравоохранения. М. 2006.

Shapiro I.A., Toporovskaya E.L., Antonova E.B. i dr. Sozdanie sluzhby rannej pomoschi v municipal'noj sisteme zdravoohraneniya. M. 2006.

15. Царегородцев А.Д., Кешишян Е.С., Крапивкин А.И. Эффективная программа обучения медицинских работников первичного звена по оказанию помощи детям раннего возраста - интегрированное ведение болезней детского возраста. Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2006. № 3. С. 6-10.

Caregorodcev A.D., Keshishyan E.S., Krapivkin A.I. Effektivnaya programma obucheniya medicinskih rabotnikov pervichnogo zvena po okazaniyu pomoschi detyam rannego vozrasta - integrirovannoe vedenie boleznej detskogo vozrasta. Rossijskij vestnik perinatologii i pediatrii. 2006. № 3. S. 6-10.

16. Гончарова Е.Л. К вопросу о субъекте психолого-педагогического сопровождения в формирующейся практике комплексной помощи детям раннего возраста. Дефектология. 2009. № 1. С. 45-50.

Goncharova E.L. K voprosu o sub'ekte psihologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya v formiruyuschejsya praktike kompleksnoj pomoschi detyam rannego vozrasta. Defektologiya. 2009. № 1. S. 45-50.

17. Лучкевич В.С., Юрьев В.К., Орел В.И. и др. Организационные формы медицинской помощи детям. СПб. 2005.

Luchkevich V.S., Yur'ev V.K., Orel V.I. i dr. Organizacionnye formy medicinskoj pomoschi detyam. SPb. 2005.

18. Туленкова Т.Е., Хан М.А. Программы и технологии ранней профилактики нарушений нервно-психического развития детей групп перинатального риска. Вестник восстановительной медицины. 2012. № 3. С. 23-26.

Tulenkova T.E., Han M.A. Programmy i tehnologii rannej profilaktiki narushenij nervno-psihicheskogo razvitiya detej grupp perinatal'nogo riska. Vestnik vosstanovitel’noj mediciny. 2012. № 3. S. 23-26.

19. Кожевникова Е.В., Мухамедрахимов Р.Ж., Чистович Л.А. Санкт-Петербургская программа «Абилитация младенцев» - первая в России программа раннего вмешательства. Педиатрия. 1998. № 1. С. 88-89.

Kozhevnikova E.V., Muhamedrahimov R.ZH., Chistovich L.A. Sankt-

Peterburgskaya programma «Abilitaciya mladencev» - pervaya v Rossii programma rannego vmeshatel’stva. Pediatriya. 1998. № 1. S. 88-89.

20. Смирнова В.И. Абилитация детей раннего возраста в условиях детской поликлиники (опыт Санкт-Петербурга). Российский педиатрический журнал. 2012. № 1. С. 48-50.

Smirnova V.I. Abilitaciya detej rannego vozrasta v usloviyah detskoj polikliniki (opyt Sankt-Peterburga). Rossijskij pediatricheskij zhurnal. 2012. № 1. S. 48-50.

21. Разенкова Ю.А. Предложения по эффективному использованию организационных механизмов для совершенствования и развития системы ранней помощи в различных регионах страны. Дефектология. 2009. № 4. С. 21-24.

Razenkova YU.A. Predlozheniya po effektivnomu ispol'zovaniyu organizacionnyh mehanizmov dlya sovershenstvovaniya i razvitiya sistemy rannej pomoschi v razlichnyh regionah strany. Defektologiya. 2009. № 4.

S. 21-24.

22. Яцык Г.В., Степанова А.А., Бомбардирова Е.П. и др. Этапная реабилитация новорожденных детей с перинатальной патологией - профилактика отсроченных нарушений здоровья подростков. Российский педиатрический журнал. 2007. № 2. С. 33-35.

Yacyk G.V., Stepanova A.A., Bombardirova E.P. i dr. Etapnaya reabilitaciya novorozhdennyh detej s perinatal'noj patologiej - profilaktika otsrochennyh narushenij zdorov’ya podrostkov. Rossijskij pediatricheskij zhurnal. 2007. № 2. S. 33-35.

23. Джонсон-Мартин Н.М. Программа «Каролина» для младенцев и детей с особыми потребностями/ под ред. Н.Ю. Барановой. СПб.: Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства, КАРО, 2005. 336 с.

Dzhonson-Martin N.M. Programma «Karolina» dlya mladencev i detej s osobymi potrebnostyami/ pod red. N.YU. Baranovoj. SPb.: Sankt-Peterburgskij institut rannego vmeshatel'stva, KARO, 2005. 336 s.

24. Юрьева Р.Г. Организационные аспекты совершенствования служб раннего вмешательства в педиатрии. Заместитель главного врача. 2012. № 7. С. 22-29.

Yur'eva R.G. Organizacionnye aspekty sovershenstvovaniya sluzhb rannego vmeshatel’stva v pediatrii. Zamestitel’ glavnogo vracha. 2012. № 7. S. 22-29.

25. Gazzellini S., Strazzer S., Stortini М. et al. Pediatric rehabilitation of severe acquired brain injury: a multicenter survey. Eur J Phys Rehabil Med. 2012. Vol. 48. № 3. Р. 423-431.

26. Соколова Е.В. Системная психокоррекция и абилитация. Новосибирск: НГПУ, 2007.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Sokolova E.V. Sistemnaya psihokorrekciya i abilitaciya. Novosibirsk: NGPU, 2007.

27. Nakai A. Habilitation for handicapped children reconsidered: the body builds the brain and the movement constructs the mind in the environment. No To Hattatsu. 2011. Vol. 43. № 6. Р. 432.

28. Коломенская А.Н. Совершенствование системы профилактики инвалидности детей высокого неврологического риска в амбулаторных условиях (начиная с периода новорожденности): автореф. дис. . канд. мед. наук. М., 2010. 21 с.

Kolomenskaya A.N. Sovershenstvovanie sistemy profilaktiki invalidnosti detej vysokogo nevrologicheskogo riska v ambulatornyh usloviyah (nachinaya s perioda novorozhdennosti): avtoref. dis. ... kand. med. nauk. M., 2010. 21 s.

29. Стребелева Е.А., Закрепина А.В. Современные формы помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. Дефектология. 2005. № 1. С. 3-10.

Strebeleva E.A., Zakrepina A.V. Sovremennye formy pomoschi sem'e, vospityvayuschej rebenka s otkloneniyami v razvitii. Defektologiya. 2005. № 1. S. 3-10.

30. Агаева И.Б. Консультирование семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2009. № 1. С. 13-16.

Agaeva I.B. Konsul'tirovanie sem'i, vospityvayuschej rebenka s ogranichennymi vozmozhnostyami zhiznedeyatel'nosti. Vestnik Krasnoyarskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V.P. Astafeva. 2009. № 1. S. 13-16.

31. Кузнецова М.С., Цатурян А.В. Сотрудничество специалистов и родителей: из опыта работы с семьями, воспитывающими детей раннего возраста с нарушениями в развитии. Дефектология. 2010. № 4. С. 42-50.

Kuznecova M.S., Caturyan A.V. Sotrudnichestvo specialistov i roditelej: iz opyta raboty s sem'yami, vospityvayuschimi detej rannego vozrasta s narusheniyami v razvitii. Defektologiya. 2010. № 4. S. 42-50.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.