Е.М. Черных, С.А. Перевозчикова ОХРАННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КАМСКО-ВЯТСКОЙ АРХЕОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПАРКА «НЕЧКИНСКИЙ»
Удмуртский государственный университет, г. Ижевск
Сохранение и использование памятников истории и культуры тесно связаны с землепользованием и охраной природных ресурсов, и могут быть решены только при условии тесного взаимодействия между органами охраны историко-культурного наследия и государственными и негосударственными структурами, в чьем ведении сегодня находится контроль за землей. Между тем, в Удмуртии до сих пор не ведется последовательной работы по мониторингу объектов историко-культурного наследия, отсутствует практика включения в Земельный кадастр памятников археологии как наиболее крупной по площади группы недвижимых памятников истории и культуры. По далеко не полным данным Управления охраны памятников истории и культуры Министерства культуры УР, скорость уничтожения объектов историко-культурного наследия в республике такова, что за 267 лет мы можем полностью «избавиться» от них, а ведь это достояние всего народа Удмуртской Республики. Создание и деятельность в пределах края различных типов охраняемых территорий и, в том числе, Национального парка «Нечкинский», на наш взгляд, - реальный путь к объединению усилий всех заинтересованных органов и от-
© Черных Е.М., Перевозчикова С.А., 2008
дельных граждан в сохранении нашего общего наследства.
Парк был создан 10 лет назад, и при определении его границ и объектов руководство парка обратилось к археологам с предложением сотрудничества. Тогда же Т.К. Ютиной на его карту были нанесены 16 археологических памятников, известных к 1990 г. (Ютина 2006, с.68-71). К настоящему времени, по уточненным данным, на территории парка и прилегающей к нему территории известно 27 памятников археологии (рис.1), глубина его культурного ландшафта теряется в каменном веке. В пределах парка находятся 7 городищ, 3 могильника, 2 стоянки и более десятка открытых поселений. Но следует подчеркнуть недостаточную обследованность территории, сплошными разведочными маршрутами она не изучалась вообще. Особенности же археологической карты Национального Парка убеждают, что камские берега еще далеко не полно открыли тайны ушедших эпох.
В этом эмоциональном аспекте заключается еще одна сторона археологического наследия. Оно должно стать потенциалом для экономического развития территории. На этом, собственно, строится мировой опыт охраны и использования памятников археологии. Они активно вовлекаются в систему туристического бизнеса. В Хартии по охране и управлению археологическим наследием, принятой в 1990 г., указывается на важность сохранения этого наследия через создание современной системы его использования в интересах познания всем обществом, а не только узкими специалистами.
Первые сведения о древних памятниках на территории современного Национального парка «Нечкинский», по-видимому, можно относить к середине XIX века, когда известный обществен-
ный деятель, создатель публичных музеев в Вятке и Самаре, член Вятского статистического комитета П.В. Алабин составил первую археологическую карту Вятской губернии (Оконникова 2002, с. 132), и дал информацию о Нечкинском, Дуванакском и Усть-Нечкинских городищах. В 1887-1888 гг. другим вятским уроженцем, крупнейшим русским историком и археологом А.А. Спицыным в рамках разработанной им программы «описания доисторических древностей Вятской губернии» была предпринята масштабная по тем временам поездка по р. Каме. В ходе нее, на пространстве до 300 верст между устьями Сивы и Ижа было выявлено и описано 27 городищ (Спицын 1893, с.104-123). Отметив их определенное сходство с вятскими ана-ньинскими, ученый, тем не менее, счел целесообразным выделить их в особую группу, связав в этническом отношении с удмуртами XIII-XV веков. На ряде городищ ученый осуществил небольшие раскопки, например, коллекция с Усть-Нечкинских городищ (глиняные сосуды, литейные формы, тигель) тогда же поступила в Государственный Исторический Музей в Москве (Збруева 1952, с.272). Примечательно, что одно из городищ А.А. Спицын смог разглядеть с палубы парохода. Вот как выглядит его описание: «Городище при д. Горы - несколько ниже с. Паздеры - находится между оврагом (с левой стороны) и берегом Камы; сильно обвалилось со стороны реки, поросло маленьким леском» (Спицын 1893, с.109). Самое удивительное, что это городище было обнаружено вновь только в 2007 г. в ходе историкокультурного обследования территории землеотвода (Цыгвинцева 2008).
В 1910-1913 гг. городища в пределах Сарапульского уезда обследовал еще один энтузиаст археологической науки, сотрудник местного земского музея Л.А.
Беркутов (Беркутов 1914, с.69-89). Коллекции находок, собранные им, поступили в фонды музея, а работы оставили в памяти местных крестьян неизгладимые воспоминания, передающиеся устно от поколения к поколению.
В начале 1950-х гг. районы среднего течения р. Камы обследовались разведочными отрядами Камской археологической (отряд В.А. Могильникова), а затем Удмуртской археологической экспедиций (отряды С.В. Ошибкиной и В.А. Семенова). Ими были осмотрены уже известные памятники, сняты топографические планы, собран подъемный материал, а также открыт ряд новых объектов (Поваренкинские стоянка и селище, Макаровские городища, Гольян-ское кладбище) (Ошибкина 1955). Тогда же были начаты раскопки вновь открытых мазунинских могильников Чепа-нихинского и Нивского (Семенов 1967). В конце 1960-х годов, в связи с подготовкой к затоплению огромной территории камской долины от Набережных Челнов до Воткинской ГЭС, и созданием Нижнекамской археологической экспедиции Института археологии АН СССР под руководством О.Н. Бадера, левобережные памятники в пределах Чайковского района Пермского края и Сарапульского района Удмуртии исследовались Пермским отрядом, руководимым В.П. Денисовым (Бадер 1972, с.23-24). Им были обнаружены 24 поселения эпохи неолита-бронзы. В течение 196971 гг. масштабным раскопкам были подвергнуты поселения с жилищными впадинами на озере Заборном (Рычинские I, II, Заборное озеро I, II) и Поваренкин-ская стоянка, давшие материалы эпохи неолита, энеолита (гаринская культура), позднего бронзового века, начала железного века.
В начале 70-х годов в правобережных районах Камы разведочные обсле-
дования и раскопки проводились Удмуртским республиканским музеем совместно с Камско-Вятской археологической экспедицией Удмуртского госуниверси-тета (руководители Р.Д. Голдина и Т.И. Останина). Особенно интересными для данного района Удмуртии оказались раскопки мазунинских могильников - Нив-ского (Воткинский район) и Чепанихин-ского (Завьяловский район). На Нивском могильнике Т.И. Останиной изучено 156 погребений со 172 костяками III-V вв. (Останина 1978). Раскопки Чепанихин-ского могильника дали 40 могил этого же времени (Голдина, Останина 1975, с. 171-172; Останина 1984). Одновременно в разведочных обследованиях камского побережья и устья Сивы были выявлены новые селища у дд. Сидоровы Горы, Паздеры и Поваренки.
В конце 90-х годов сотрудником Сарапульского музея истории и культуры Среднего Прикамья Н.Л. Решетниковым, когда было установлено аварийное состояние Усть-Нечкинского поселения, организованы спасательные работы (Черных и др. 2001, с. 186-188). Раскопом площадью 270 кв. м изучены остатки разрушенного береговой эрозией жилища бронзового века, очаги и хозяйственные ямы, датированные эпохой бронзы, началом железного века (ананьинская КИО) и слой русской деревни Поползу-хи, основанной, очевидно, в XVI веке. Одновременно обследованы окрестности с. Нечкино, где выявлены несколько новых селищ раннего железного века (Нечкинское, Усть-Нечкинское) (Бернц 2000).
В 2007 г., по инициативе администрации Парка, был осуществлен первый за последние 30 лет мониторинг памятников, уточнено их современное состояние, осуществлена фотофиксация объектов. Это позволило представить наиболее полную каталогизацию объек-
тов историко-культурного наследия в пределах Национального Парка, и наметить конкретные пути его дальнейшего изучения. Наряду с задачами дальнейшего поиска памятников, важным направлением является их стационарное изучение с приоритетом охранных работ. Первый опыт такого изучения был реализован на Усть-Нечкинских І-ІІ городищах в 2007-2008 годах. Выбор данного памятника был не случайным. Особая топография и геоморфологическая характеристика городищ, выделяющие его среди подобных же укрепленных поселений Прикамья, давно привлекали наше внимание.
Городища расположены в Сарапуль-ском районе УР, в 2-х км к ЮВ от д. Гор-буново, в 3-х км к Ю от с. Нечкино. Они занимали довольно ровный столообразный останцовый холм, возвышающийся на 15 м над поверхностью четвертой террасы правого берега р. Камы, при впадении в нее небольшой речки Неч-кинки. Общая высота городищенской площадки над урезом реки 97 м. Площадь - около 10000 кв. м. Склоны холма достаточно крутые, за исключением северо-западного, сравнительно полого спускающегося к основному плато. В центральной части площадки сохранились 2 вала, разделяющие ее на 3 неравные части, что и послужило основанием разделения на два городища.
Пожар лета 2006 г. уничтожил лес, росший на площадке, в ходе расчистки пала возникла опасность полного уничтожения и без того сильно деформированного слоя. По согласованию со всеми заинтересованными лицами, летом 2007 г. здесь были начаты раскопки. Разведочные шурфы, заложенные на всех трех площадках, показали наличие культурного слоя только на восточной, где и были заложены раскопы 2007-08 гг. общей площадью 344 кв. м. Они вплотную
Рис.1. Карта археологических памятников Национального Парка «Нечкинский». 1. Нивский могильник; 2. Перевознинское городище; 3. Перевознинская находка древнерусских (новгородских) серебряных слитков; 4. Паздеровское селище; 5.
Паздеровское городище; 6. Сидоровы Горы, селище; 7. Поваренкинская стоянка; 8. Поваренкинское I селище; 9. Поваренкинское II селище; 10. Гольянское кладбище; 11. Макаровское I городище; 12. Макаровское II городище; 13. Макаровское I поселение; 14. Макаровское II поселение; 15. Озеро Дикое, стоянка; 16. Чепанихинский могильник; 17. Нечкинское городище; 18. Заборное озеро I, поселение; 19. Заборное озеро II, поселение; 20. Рычинское селище; 21.
Рычинское II поселение; 22. Рычинское III поселение; 23. Дуванакское городище;
примыкали к восточному склону вала, немного заходя на его южную оконечность.
Культурные отложения мощностью 0,2-0,6 м представлены плотными супесчаными слоями, перемешанными с мелкой галькой. Ближе к южному склону мощность культурного слоя достигала 1,2 м. Изученная частично насыпь вала была сложена двумя слоями, между которыми успели накопиться прослойки основного городищенского слоя, линзы золы и прокаленного песка.
Рядом с валом расчищены остатки необычного сооружения (возможно, установлено на сваях) прямоугольной формы, размерами 9,3 х 6,2 м. По периметру постройки фиксировались пятна углистого слоя. К северу от сооружения изучена канава, заполненная сильно прокаленными песком и глиной, шириной 0,4-0,8 м, протянувшаяся поперек площадки городища на 12 м.
Из слоя происходят немногочисленные фрагменты ананьинской ямочношнуровой керамики, железный колчанный крючок, две железных втулки (от наконечников копий?), обломки глиняных антропоморфной фигурки и тигля, фрагмент керамического пряслица. Вещевой и керамический инвентарь характеризует материальный мир культур по-зднеананьинского круга, и позволяет датировать памятник рубежом У-ГУ - III
в. до н.э.
А.В. Данич ОХРАННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ БОЯНОВСКОГО (БАЯНОВСКОГО) МОГИЛЬНИКА
Пермский государственный педагогический университете,
г. Пермь
Одним из интереснейших памятников Пермского Предуралья конца I тыс.-н.э. является Бояновский (Баяновский) могильник, находящийся в 100 км к северо-востоку от г. Перми рядом с деревней Бояново (Баяново), на правом берегу р. Исток, правого притока р. Вильвы, левого притока р. Косьвы, левого притока р. Камы, на гребне пологого холма, являющегося древним берегом реки Косьвы, в 2 км к юго-востоку от современного русла р. Косьвы. С востока и северо-востока к могильнику примыкают карстовые воронки, с запада памятник ограничен карьером, в северо-восточной части которого имеется небольшой не разрушенный участок с тремя грабительскими ямами.
Памятник был обнаружен весной 1951 году при разработке карьера, из которого брали грунт для насыпи строящейся железной дороги Лёвшино-Кизел. Карьером была разрушена часть памятника. Солдаты воинской части, строившей дорогу, собрали находки и сообщили о них в Молотовский (Пермский) областной краеведческий музей, а затем в Молотовский государственный университет.
В 1951, 1953 годах отрядом КАЭ ПГУ под руководством В.А. Оборина на могильнике были произведены раскопки, изучено 17 погребений отнесённых
© Данич А.В., 2008