Редакционная статья
і
Охрана здоровья детей в современной России
Материалы пресс-конференции по проблемам детского здравоохранения,приуроченной ко Дню защиты детей
30 мая в Москве в Международном мультимедийном центре МИА «Россия сегодня» состоялась пресс-конференция директора Научного центра здоровья детей, главного педиатра Российской Федерации академика Александра Александровича Баранова, посвященная вопросам охраны здоровья детей в России. Видеоинтервью доступно для просмотра на сайте: http://pressria.ru/pressclub/20140530/949290845.html
6
— Какова ситуация на сегодняшний день в здравоохранении?
— Мы готовимся ко Дню защиты детей. Первого июня приглашаем на открытие нового в структуре Научного центра здоровья детей высокотехнологичного комплекса, строившегося в течение двух лет. На базе данной клиники открывается Институт детской хирургии и консультативно-диагностический центр. Площадь комплекса составляет 40 тыс. м2. На его строительство и оборудование потрачено 5,3 млрд руб., что говорит о серьезных инвестициях государства в охрану здоровья детского населения.
В целом, если оценивать уровень детского здравоохранения сегодня, конечно, однозначного тренда нет. С одной стороны, мы имеем выдающиеся успехи в снижении младенческой смертности. За последние годы в этой области получены уникальные результаты, что позволило нам встать в один ряд с развитыми западными странами. Наши достижения были признаны ВОЗ, чем мы по праву можем гордиться. Недавно на базе НЦЗД при финансовой поддержке Правительства и Минздрава РФ состоялся международный форум, посвященный обобщению опыта России по снижению детской смертности и его тиражированию в странах Восточной Европы, Азии, Африки и Латинской Америки.
С этой же целью в настоящее время на базе НЦЗД проводятся образовательные семинары для докторов из Таджикистана и Киргизстана. В июне подобный симпозиум будет организован для педиатров Анголы и Эфиопии. До конца 2014 и в течение 2015 г. 240 детских докторов из 12 стран разных континентов получат на базе высокотехнологичного симуляционного тренингового центра все необходимые знания и навыки для оказания медицинской помощи детям на самом высоком уровне.
Все говорит о том,что наши успехи признаны в мире, в связи с чем мы получили право передавать свой опыт странам, в которых все еще сохраняются такие проблемы.
Вместе с тем принято считать, что социальное благополучие общества оказывает влияние на младенческую смертность. Данное мнение, конечно, справедливо, но не настолько, так как достижение результатов
по снижению уровня младенческой смертности в России происходило, прежде всего, за счет медицинских факторов.
В рамках действующей в течение последних трех лет программы строительства перинатальных центров была создана служба перинатальной медицины. Перинатальные центры предназначены для родоразрешения женщин с патологиями, сохранения жизни как матери, так и ребенка, поскольку чаще всего проблемы детской и материнской смертности в первую очередь связаны с проблемами здоровья.
Наряду с успехами в области снижения смертности детей первых пяти лет жизни в нашей стране сохраняется повышенный показатель смертности среди подростков (в возрасте от 10 до 17 лет), который в три раза выше, чем в передовых странах. Приблизительно за год в России умирает от 7 до 8 тыс. подростков. В структуре смертности около 70% летальных исходов связано с травмами, отравлениями, убийствами, наркотиками, то есть, по сути, с причинами насильственной смерти. Кроме того, в 25% случаев подростковая смертность вызвана суицидами. К сожалению, данная проблема остается серьезной для России, поскольку по количеству суицидов наша страна занимает одно из первых мест в мире.
К негативным тенденциям можно отнести и увеличение за последние 10 лет заболеваемости среди подростков (на 30%). В структуре заболеваний преимущественно преобладают болезни органов пищеварения, болезни соединительной ткани и болезни глаз. Так, за период обучения число школьников с болезнями глаз и потерей зрения увеличилось в четыре раза (около 10% выпускников). Данную патологию обусловливает повышенная или нерациональная учебная нагрузка в школах — один из главных факторов, способствующих росту заболеваемости детей подросткового возраста.
Кроме этого, наблюдается снижение физической подготовленности школьников: они заметно уступают в своем развитии сверстникам предыдущих поколений. Так, например, динамометрия — сила правой кисти (один из главных показателей физического развития детей школьного возраста) — за последние десять лет уменьшилась у мальчиков на 10 кг, у девочек — на 8-9 кг, что
свидетельствует о тенденции физической деградации молодежи. В этом отношении немаловажное значение имеет положение о нормах ГТО, которые планируется ввести в каждом образовательном учреждении.
Проблемой остается и репродуктивное здоровье подростков. По оценкам специалистов, в России сегодня бесплодны от 3 до 8 млн семей. Около 50% юношей и девушек также подвержены риску бесплодия. Именно поэтому в целях профилактики данной проблемы необходимо создание совершенной уроандрологической помощи для мальчиков и детской гинекологической помощи для девочек, способных на ранних стадиях не только выявить, но и предотвратить заболевания репродуктивного характера.
Отрадно, что за последние годы в рамках реализации программы модернизации здравоохранения около 30% всех государственных средств было направлено на детство: это позволило детским лечебным учреждениям приобрести новое оборудование, провести ремонты и т. д. К сожалению, большинство детских больниц существенно отстает по материально-технической базе от лечебных учреждений для взрослого населения. Во многим это обусловлено тем, что в предыдущие годы педиатрия финансировалась государством по остаточному принципу. Конечно, на сегодняшний день модернизация с акцентом на детство выравнивает ситуацию, тем не менее во многих регионах все еще нет детских областных больниц. В стране также серьезная проблема с высокотехнологичной помощью детям. По нашим оценкам, такую помощь получают всего около 60% детей, в ней нуждающихся. Каждый седьмой ребенок, получающий подобный вид помощи, лечится в нашем Центре. Принимая во внимание территориальные масштабы нашей страны, создание высокотехнологичных центров помощи детям в других регионах России также необходимо.
Наряду с этим особенно актуален вопрос детской инвалидности. В нашей стране около 500 тыс. детей-инвалидов, из них почти 300 тыс. инвалидов-подростков. В структуре инвалидности первое место занимают болезни ЦНС, психические расстройства, соматические болезни и последствия травм. По сравнению с западными странами детская инвалидность в России меньше. Хотя, учитывая высокий процент заболеваемости в нашей стране, показатели инвалидности у нас явно занижены. Так, в Европе интенсивный показатель детской инвалидности составляет 3%, а в России — 2%. По оценкам экспертов Европейского бюро ВОЗ, мы имеем недоучет около 260 тыс. детей-инвалидов. В России несколько иные критерии отнесения детей к инвалидности, чем в Европе. На существующие международные критерии ограничения жизнедеятельности, утвержденные ВОЗ в 2001 г., Россия пока не перешла.
Учитывая уникальный реабилитационный потенциал таких детей, решение данной проблемы — в создании реабилитационных центров. Несколько лет назад на базе НЦЗД начал работать многопрофильный реабилитационный центр по 12 направлениям. Результаты работы таковы, что у ребенка с кровоизлиянием в головной мозг при рождении, обреченного на инва-
Директор Научного центра здоровья детей академик РАН А.А. Баранов отвечает на вопросы журналистов
лидность, при интенсивной реабилитации в первый год жизни, способствующей профилактике инвалидности, существенно улучшается состояние здоровья.
Реабилитационные центры также призваны заменить оскудевшую за последнее время санаторную сеть, приблизив таким образом помощь к месту проживания детей.
В целом же в педиатрии есть как успехи, так и недостатки, о которых мы знаем. В решении вопросов по их устранению мы находим отклик Министерства здравоохранения и правительства страны.
— Как отразится введение норм ГТО на подростках, имеющих допуск к занятиям физической культурой?
— Вы совершенно правильно ставите вопрос. В настоящее время около 3,5 млн подростков занимаются спортом, и только 40% из них имеют врачебный допуск на занятия физкультурой. Проблема заключается в том, что сегодня нет эффективного, качественного, всеобъемлющего врачебно-педагогического контроля, так как за предыдущие годы инфраструктура врачебнофизических диспансеров была утрачена. Принимая решение о введении в образовательных учреждениях норм ГТО, мы должны создать условия для занятий физкультурой и спортом, обеспечить врачебнопедагогический контроль, чему в настоящее время уделяется большое внимание.
— Нуждается ли школьная медицина в преобразовании?
— Конечно, нуждается. Проблема школьной медицины заключается прежде всего в низкой заработной
ПЕДИАТРИЧЕСКАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ /2014/ ТОМ 11/ № 3
Редакционная статья
8
плате специалистов этого звена. Проблема решается в соответствии с указами президента, заработная плата врачей повышается, поэтому есть надежда, что данная специальность будет привлекательной для педиатров, тем более что сейчас в школах введена должность врача по гигиене детей и подростков, что, безусловно, является положительным моментом.
Немаловажное значение в укреплении здоровья детей имеют Школы здоровья, в которых уровень здоровья учащихся значительно выше, чем у школьников обычных общеобразовательных учреждений.
— Можно ли сравнивать данные роста физической деградации подростков России с данными роста этого же явления в европейских странах?
— У меня нет международных данных, но я могу предположить, что спорту на Западе уделяется несколько больше внимания, чем в России. Например, в американских школах около половины учебного времени занимают спортивные занятия, к чему также во многом располагает и более теплый климат этой страны.
— Какие последствия повлечет переход России на международную возрастную классификацию ВОЗ?
— Конечно, нам бы хотелось сравнивать себя с другими странами. В свое время у нас детьми считались граждане до 14 лет. Я был инициатором расширения этого возраста, еще когда работал заместителем Министра здравоохранения СССР. В течение последних пяти лет мне приходилось неоднократно выступать и в правительстве, и Министерстве здравоохранения, и на коллегиях, для того чтобы убедить в необходимости повышения планки подросткового возраста до 17 лет 11 мес 29 дней. Данная необходимость была обусловлена высокими показателями детской заболеваемости, и вопрос о передаче детей во взрослую сеть поликлинических учреждений воспринимался как детьми, так и их родителями весьма болезненно, поскольку смена врача, смена стереотипа и прочего отрицательно влияла на ребенка. В критериях ВОЗ утвержден возраст для подростков до 19 лет включительно, в США — до 21 года включительно. Таким образом, на данный возраст распространяются определенные ограничения в режиме приобретения алкогольной и табачной продукции. Я вижу сложности в установлении возраста до 19 лет в нашей стране, поскольку могут возникнуть трудности с вопросом призыва в армию, стационарной помощью и др.
— Как Вы оцениваете законодательную базу в области охраны детского здоровья и соответствуют ли наши нормы Конвенции о правах детей?
— Нам необходимо создать закон по охране здоровья детей. Однако юристы считают, что закон не нужен, поскольку данные моменты предусмотрены в ряде других законов. В то же время многие положения не нашли
отражения в принятых документах. В настоящее время Союз педиатров России выделил грант и создал рабочую группу по разработке закона об охране здоровья детей.
— Считаете ли Вы нужным дальнейшее пополнение Национального календаря прививок?
— Безусловно, в расширении отечественного Календаря вакцинации большая заслуга в том числе и педиатров. Много лет назад мы начали работу по включению в Национальный календарь пневмококковой вакцины, поскольку пневмококк лидирует в мире по смертности детей в возрасте до 5 лет. С 2014 г. мы, наконец, добились проведения пневмококковой вакцинации всем детям первых лет жизни. Нам бы хотелось продолжить внесение новых вакцин в Календарь прививок, поскольку в настоящее время в мире применяется около 28 вакцин, а в нашем Календаре их только 12. Необходимо введение вакцинации против ветряной оспы и папилломавирусной инфекции, ведущей к раку шейки матки у девушек и женщин, а также ряда других вакцин.
— Необходимо ли проведение в стране детской диспансеризации, и в каком формате?
— Диспансеризация — фундаментальная основа профилактической медицины. На мой взгляд, на первом месте стоит вакцинопрофилактика, на втором — диспансеризация, проведение которой необходимо в нашей стране. В методическом плане все документы приняты, работа началась. Благодаря диспансеризации обнаруживается до 50% больных с впервые выявленными заболеваниями. Главная проблема при проведении диспансеризации в первичном звене — не всегда доступные современные технологии, предусматривающие медико-генетические и инструментальные исследования. Кроме того, отечественная медицина, в том числе детская, пока не может обеспечить полную реабилитацию выявленных больных, поскольку около 1/4 из них вообще не получают лечения. В связи с этим создание реабилитационных центров необходимо также и для реализации диспансерного наблюдения.
— Ваша точка зрения на выдвинутое Министерством образования предложение об отмене освобождения ребенка от занятий физкультурой в школе?
— В принципе физкультурой может заниматься ребенок с любым заболеванием, но по особой специальной программе. Для этого нужны специалисты по лечебной физкультуре, что сегодня весьма проблематично. Врачи, зная, что проведение специальных занятий во многих школах иногда даже невозможно, просто дают ребенку освобождение от занятий физкультурой. Если Министерство образования наладит в школах такие группы, мы будем только приветствовать это решение.