Научная статья на тему 'ОХРАНА МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА В 50 60 е гг. ХХ в. (НА ПРИМЕРЕ ЮЖНОГО УРАЛА)'

ОХРАНА МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА В 50 60 е гг. ХХ в. (НА ПРИМЕРЕ ЮЖНОГО УРАЛА) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
693
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
материнство / детство / дошкольные учреждения / Южный Урал / Maternity / Childhood / Preschool establishments / South Ural

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Леонтьева Евгения Анатольевна

Данная статья посвящена одной из важных сфер социальной политики государства – дея тельности органов власти по защите интересов матери и ребенка, которая развивалась в не скольких направлениях. Главные из них: расширение сети акушерских пунктов, детских яслей и садов, оказание материальной помощи многодетным матерям и др. Постоянное внимание госу дарства к рассматриваемой проблеме привело к положительным результатам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Леонтьева Евгения Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MATERNAL AND CHILD HEALTH AS ONE OF THE SOCIAL POLICIES OF THE SOVIET STATE IN 50 – 60 – YEARS OF 20 CENTURY

This article is dedicated to one of the important spheres of state’s social policy – authority’s activity on protection of mother’s and the child’s interests which developed in several directions. Main from them: expansion of network of obstetric points, creches and gardens, providing of material help to the having many children mothers and other. The constant attention of the state to a this problem has led to positive results.

Текст научной работы на тему «ОХРАНА МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА В 50 60 е гг. ХХ в. (НА ПРИМЕРЕ ЮЖНОГО УРАЛА)»

УДК 347.63(2Р36)

Леонтьева Е.А.

Оренбургский государственный педагогический университет E-mail: ea-leonteva@mail.ru

ОХРАНА МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА В 50-60-е гг. ХХ в. (НА ПРИМЕРЕ ЮЖНОГО УРАЛА)

Данная статья посвящена одной из важных сфер социальной политики государства - деятельности органов власти по защите интересов матери и ребенка, которая развивалась в нескольких направлениях. Главные из них: расширение сети акушерских пунктов, детских яслей и садов, оказание материальной помощи многодетным матерям и др. Постоянное внимание государства к рассматриваемой проблеме привело к положительным результатам.

Ключевые слова: материнство, детство, дошкольные учреждения, Южный Урал.

Укрепление социальной защиты семьи, охраны материнства и детства, улучшение условий воспитания и содержания подрастающего поколения являются составными элементами социальной политики Советского государства.

Охрана материнства и детства - система государственных и общественных медико-социальных мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья женщины, рождение и воспитание здорового ребенка; в СССР эта система была основана на законодательстве об охране женского труда, труда беременной и кормящей матери, социально-правовой охране матери и ребенка, а также на широкой сети специальных лечебно - профилактических учреждений, оказывающих акушерско-гинекологичес-кую и педиатрическую помощь.

Основными направлениями охраны являлись: развитие сети родильных домов, женских и детских консультаций, увеличение квалифицированного медицинского контингента, дошкольных учреждений (дома ребенка, детские ясли и сады, молочные кухни), оказание материальной помощи женщине - матери.

Государственная охрана интересов матери и ребенка нашла яркое выражение в Конституции 1936 г., по которой женщине предоставлялись равные с мужчиной права во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно - политической жизни.

Еще в военные годы, когда большая часть средств направлялась на нужды обороны, был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 июня 1944 г. «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении

высшей степени отличия - звания «Мать-героиня» и учреждении ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства». Согласно данного законодательного акта увеличивались размеры пособий по многодетности, а также одиноким матерям снижалась плата за содержание ребенка в детских садах и яслях. Однако экономические трудности первых послевоенных лет вызвали некоторые изменения в законодательстве. Указом от 25 ноября 1947 г. размеры ежемесячных пособий одиноким и многодетным матерям были снижены, в то же время размеры единовременных пособий на рождение третьего ребенка и последующих детей, напротив, увеличены [1; 75].

В марте 1956 г. Президиум Верховного Совета СССР издал указ, предусматривавший меры по облегчению труда женщин, перевод их на более легкие работы с сохранением прежней заработной платы. В частности запрещалось использовать женский труд на подземных работах, на морских судах в рыбной промышленности. Женщины, работающие в шахтах, прошли переквалификацию и были переведены на другие работы с сохранением стажа и льгот в пользовании жилой площадью и детскими учреждениями по месту прежней работы. Устанавливались предельные нормы по переносу и поднятию тяжестей. Намечалось выдвигать их на более квалифицированную работу по обслуживанию машин и механизмов.

Указом от 26 марта 1956 г. «Об увеличении продолжительности отпусков по беременности и родам» отпуск был доведен до 112 календарных дней. При осложненных родах или рождении двух и более детей продолжительность послеродового отпуска увеличивался еще на 14 календарных дней [2; 17].

Совет Министров 13 октября того же года принял постановление «О дальнейших мерах помощи женщинам-матерям, работающим на предприятиях и в учреждениях». Предусматривалось введение в школах групп продленного дня, передачу дошкольных учреждений в систему соответствующих министерств и ведомств. Намечались конкретные меры по улучшению условий труда, быта, отдыха и медицинского обслуживания работающих женщин. Работницам предприятий и учреждений по их просьбе после окончания отпуска по беременности и родам предоставлялся дополнительный отпуск до трех месяцев без сохранения заработной платы. Также за женщиной сохранялся непрерывный трудовой стаж, если она поступила на работу не позднее одного года со дня рождения ребенка, без включения в этих случаях в трудовой стаж времени перерыва в работе [3; 182]. Таким образом, данные правовые акты содействовали защите интересов работающих женщин.

В СССР была создана целая система медицинских учреждений, задача которых - всесторонняя подготовка женщин к материнству, сохранение ее здоровья и здоровья ее будущего ребенка. Одним из таких учреждений являлся фельдшерско-акушерский пункт (ФАП). Это лечебно - профилактическое учреждение, входящее в состав сельского врачебного участка и осуществляющее под руководством участковой больницы (амбулатории) комплекс лечебно -профилактических и санитарно - противоэпидемических мероприятий. ФАП являлся первичным (доврачебным) звеном здравоохранения в сельской местности. Как правило, он располагался в наиболее удаленных от участковой больницы населенных пунктах и подчинялся ей. Работники ФАП проводили санитарно - противоэпидемическую работу, профилактические прививки.

Одной из важных функций деятельности ФАП являлось родовспоможение и лечебно-профилактическая помощь детям. Медперсонал наблюдал за детьми до 1 года жизни и осуществлял патронаж детей в возрасте от 1 до 3 лет, оказывал помощь заболевшим детям, при необходимости направлял их к врачу или вызывал специалиста на дом. Также в обязанности работников входило медицинское обслуживание тех дошкольных учреждений, которые в своем штате не имели медицинских работников.

В 50-60-е годы наблюдается рост данных учреждений как по стране в целом, так и по региону. На Южном Урале сеть ФАПов с 1953 по 1964 гг. возросла в 1, 7 раза с 2 269 до 3 783, из них в Оренбургской области в 1, 5 раза, в Челябинской - в 1, 9, в БАССР - в 1, 6 раза. По РСФСР число ФАП с 1956 по 1964 гг. увеличилось в 1, 2 раза (с 43,4 тыс. до 52,9 тыс.). Следует отметить, что половина всех медицинских учреждений южно-уральского региона на протяжении всего исследуемого периода находилась на территории Башкирии, это было связано с тем, что население республики было преимущественно сельским, где функционировали ФАП. Так, например, в 1956 г. на территории БАССР проживало 3 223 тыс. человек, из них 34, 7% (1 119 тыс. чел.) в городе и 65,3% (2 104 тыс. чел.) в сельской местности; в Оренбургской области из 1 776 чел. -40,5% (720 тыс. чел.) в городе и 59, 5% (1 056 тыс. чел.) в селе; в Челябинской области из 2 767 тыс. чел. - 73,7% (2 039 тыс.) проживало в городе и 26,3% (728 тыс. чел) в сельской местности. К 1964 г. данный показатель не изменялся, лидировала преимущественно с городским населением Челябинская область, где в городах и рабочих поселках проживало 78% населения, с сельским -Башкирия, в которой несколько уменьшилось по сравнению с 1956 г. число сельских жителей -56%. В Оренбургской области проживало практически одинаковое число как сельских, так и городских жителей: 51% и 49% соответственно [4, 32; 5, 37; 6, 45; 7,7].

Обеспечение всех женщин стационарным родовспоможением достигалось за счет создания сети женских консультаций и родильных домов. Женские консультации являлись структурным подразделением родильных домов, поликлиник и предназначались для оказания амбулаторной акушерско-гинекологической помощи женщинам во время беременности, после родов, а также с заболеваниями и аномалиями половых органов. Данные учреждения проводили комплекс лечебно-профилактических мероприятий по предупреждению осложнений беременности и послеродовых гинекологических заболеваний. Женские консультации осуществляли психопрофилактическую подготовку беременных к родам, санитарно - гигиеническое воспитание, пропаганду здорового образа жизни, организовывали массовые профилактические осмотры женщин.

На Южном Урале с каждым годом росло число женских консультаций. В Челябинской области с 1958 по 1963 гг. в 1, 5 раза (с 192 до 280 учреждений), в БАССР в 1, 1 раза (с 242 до 270). В Оренбургской области, где интенсивнее, чем в других рассматриваемых областях шло объединение женских консультаций с поликлиниками, за этот же период, сеть сократилась и составила 111 единиц в 1963 г. против 163 в 1958 г. [8, 47; 9, 17].

При большинстве женских и детских консультаций городов и рабочих поселков имелись молочные кухни - это своеобразные аптеки, где по указанию врачей приготавливались различные смеси для малышей. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 14 января 1958 г. было предоставлено право бесплатно отпускать молочные смеси из молочных кухонь детям первого года жизни, которые находились на раннем прикорме и искусственном вскармливании из многодетных и малообеспечиваемых семей. Списки детей на бесплатное питание составлялись участковыми врачами на основании медицинских показателей с учетом многодетности и малообеспеченности семьи. Списки детей утверждались исполкомами районных (городских) Советов депутатов трудящихся и передавались главному врачу учреждения здравоохранения, в составе которого находилась молочная кухня. Согласно этим спискам выписывался бесплатны рецепт. В 1956 г. по неполным данным на территории Южного Урала действовало 67 молочных кухонь (14 в Оренбургской области, 47 - в Башкирии и 6 в г. Челябинск).

Акушерско-гинекологическая помощь в г. Оренбурге в 1953 г. осуществлялась за счет городского роддома на 120 коек, родильного отделения городской больницы им. В. Чкалова, женской консультации при 5-ой городской больнице, женской консультации при медсанчасти Машзавода и двух гинекологических отделений. В г. Челябинске в 1953 г. действовал городской роддом на 150 коек, 3 родильных отделения при городских больницах, 2 женские консультации. В г. Уфе осуществлял прием рожениц городской роддом на 100 коек, родильные отделения при больницах. Охват стационарным родовспоможением (роды в условиях больницы) по городам и рабочим поселкам Южного Урала к 1955 г. составлял 97% и всего лишь 3% женщин рожали на дому. В сельской местности

ситуация оказывалась обратно противоположной: 45% женщин рожали в стационаре, а остальные 55% - на дому. Низкий процент охвата стационарным родовспоможением объяснялся все еще нехваткой сети родильных стационаров к началу 50-х гг. ХХ века. Однако с каждым годом наблюдалось увеличение числа мест врачебных и акушерских для беременных и рожениц. С 1956 по 1964 гг. их количество в рассматриваемом регионе возрасло в 1,4 раза с 6 092 до 8 334 мест и составило соответственно 6,3% и 6,9% от общего наличия мест для беременных и рожениц по стране. Неуклонно повышался показатель наличия врачей- специалистов в области акушерства и гинекологии. Так, в 1953 г. в г. Оренбурге насчитывалось 59 врачей-гинекологов, к 1960 г. их число становится равным 73 чел (прирост составил 80, 1%). В г. Челябинске в 1955 г. данных категорий врачей насчитывалось 73, к началу 1960 г. их было 92 (прирост на 79,3%). К 1960 г. в БАССР врачей акушеров-гинекологов работало 251 чел, а фельдшеров-акушеров и акушерок около 2 тыс. [10; 125-131].

Эффективность службы родовспоможения и детства, качество оказания акушерской помощи во многом определялось уровнем материнской и детской смертности.

Младенческий период считается самым критическим в возрасте до 14 лет, так как именно в это время происходит адаптация организма к условиям внешней среды. В результате повышения качества медицинского обслуживания населения, улучшения оснащения учреждений здравоохранения рост детской смертности до 1 года жизни с каждым годом сокращался. В Оренбургской области в 1953 г. по сравнению с предыдущим годом уменьшилась младенческая смертность с 5,0 до 3,6 на 100 детей. В г. Челябинске уровень детской смертности на 1954 г. составлял 7,6%. Детская смертность по республике Башкортостан в 1964 г. - 33,3 на 1 тыс. родившихся. Основными причинами смерти детей являлась неполная изоляция больных детей, запоздалая диагностика и госпитализация, халатность родителей.

В структуре причин материнской смертности ведущее место занимали: аборты, кровотечения, поздние токсикозы. Около 30% случаев материнской смертности являлись непредотвратимыми (это тяжелая соматическая патология, тромбоэмболия легочной артерии и околоплод-

ными водами), 70% - управляемыми, предотвратимыми и условно предотвратимыми [11; 81].

Поощрение материнства в СССР сочеталось с уважением к женщине и ее интересам. Ей было предоставлено самой решать вопрос о материнстве. В соответствии с приказом Верховного совета СССР от 23 ноября 1955 г. «Об отмене запрещения абортов» данная операция проводилась беспрепятственно по желанию самой женщины только в специальных медицинских учреждениях. Необходимо отметить, что проводилась пропаганда по борьбе с данным явлением. Читались лекции и беседы на предприятиях и в учреждениях, на которых предупреждали о возможных, губительных для организма женщины, последствиях. Приказ «Об отмене запрещения абортов» лишь официально разрешил аборты в больничных условиях, а на деле статистика сделанных во внебольничных условиях оставалась еще высокой. Например, за 1964 г. из числа беременных, состоявших под наблюдением медсанчасти Магнитогорского металлургического комбината, закончили беременность родами - 1 036 человек, искусственным прерыванием беременности - 4 276. Основной причиной, побудившей женщин ставить вопрос об искусственном прерывании беременности, являлись неудовлетворительные материально-бытовые условия и затруднение устройства детей в ясли [11; 14].

С повышением рождаемости в послевоенное десятилетие и увеличением числа детей дошкольного возраста, повышением занятости матерей встала острая проблема нехватки детских дошкольных учреждений. В этой связи государство направляло большие усилия на развитие и увеличение данной сети. Капиталовложения на Южном Урале в 1953 г. на строительство детских дошкольных учреждений составляли 40 546 тыс. руб., из них в Челябинской области 16 456 тыс. руб. (40,6%), в БАССР - 16 764 тыс. руб. (41,3%), в Оренбургской области -7 326 тыс. руб. (18,1%). К 1961 г. доля финансирования увеличилось. Так, капиталовложения в Челябинской области составляли 4 135 тыс. руб. (увеличились в 2,5 раза), в Башкирии -3 387 тыс. руб. (в 2 раза), в Оренбургской - 1 953 тыс. руб. (в 2, 7 раза).

Реальный рост финансирования детских учреждений положительно сказывался на развитии сети детских садов и яслей Южно - ураль-

ского региона. В целом на Южном Урале с 1953 по 1959 гг. сеть детских садов увеличилась в 1,4 раза (с 985 до 1421 единицы), а контингент в 2,1 раза (с 54 563 до 116 412 человек).

В начале 50-х гг. ХХ в. расширение детских садов упиралось в отсутствие помещений, поэтому выделенные средства шли на строительство новых отдельных зданий, а также на первых этажах строящихся домов. В целом за рассматриваемый период были введены в строй детские сады на 50 мест в г. Абдулино, Соро-чинск, Бузулук, селах Державино, Павловка и др. Оренбургской области. Построены сады на 60 детей в Тракторозаводском районе г. Челябинска, по 50 мест в г. Троицк, Миасс, Копейск. Не отставала в возведении детских садов и Башкирия. Здесь открыты учреждения на 35 детей в г. Ишимбае и Бирске, на 25 воспитанников в селе Зилаир, в Ордженикидзовском районе г. Уфы в 1960 г. был сдан детский сад на 50 детей.

Однако с положительными моментами еще продолжали существовать негативные явления в развитии данной отрасли. Например, плохо осваивались капиталовложения на строительство детских садов трестом № 42 г. Челябинска, где за 8 месяцев 1956 г. освоено лишь 40% от всей выделенной суммы. В результате медленного строительства детский сад был сдан с большим опозданием от графика. Данный случай оказался не единственным, такое положение наблюдалось во всех областях региона [12, 5; 13, 8-16; 14, 10; 15, 18].

Наряду с развитием детских садов в стране увеличивается сеть детских яслей, которые были призваны растить детей в возрасте от двух месяцев. На Южном Урале с 1953 по 1959 гг. возросло как число яслей в 1,5 раза (с 680до 1022), так и количество мест в них в 1,8 раза (с 25 490 до 46 555). Значительнее других развивалась сеть учреждений в Челябинской области (40,1% от общего количества Южноуральского региона в 1953 г. и 43,8% в 1959 г.). Это объясняется рядом факторов. Во-первых, более развитой в промышленном плане области, где на предприятиях трудилось около 45% женщин, которые после отпуска по уходу за ребенком возвращались на свои рабочие места, отдавая малышей в ясли. А также большим по сравнению с Башкирией и Оренбургской областью объемом капиталовложений в строительство дошкольных учреждений. Отставала от двух других терри-

торий Оренбургская область (29,4% от общего по региону количества яслей в 1953 г. и 26,1% в 1959 г.), где на детские дошкольные учреждения вкладывались меньшие финансовые вложения (18,1% от общего объема капиталовложений на Южном Урале в 1953 г. и 20,6% в 1961 г.).

Открывались новые ясли для рабочих Новотроицкого цементного завода на 100 коек, увеличены на 15 коек ясли в поселке Ириклинский Оренбургской области. Введены в действие ясли на 100 мест в Сталинском и Металлургическом районах города Челябинска, на 60 мест в Тракторозаводском районе. На столько же мест в г. Белебей и Сибай, развивалась сеть учреждений в г. Уфа [16; 153-155].

В сельской местности кроме постоянно действующих открывались сезонные детские учреждения, которые позволяли женщинам активно заниматься сельскохозяйственным производством. Охрана прав и интересов матери -колхозницы предусматривалась Уставом сельскохозяйственной артели. Сезонные детские учреждения начинали работу по решению общего собрания колхозников на весь период сельскохозяйственных работ. За организацией сезонных учреждений в колхозах устанавливали контроль Министерство сельского хозяйства РСФСР и его органы на местах, которые в свою очередь проводили медицинское обследование детей и осуществляли строгий надзор за санитарно-гигиеническим состоянием этих учреждений. Для детей дошкольного возраста от 3-х до 7 лет строились специальные детские площадки из расчета не более 25 человек. Если же в колхозе насчитывалось небольшое количество детей, то бригада организовывала комбинированные детские учреждения с выделением детей ясельного возраста в отдельную группу. Длительность пребывания детей в таких учреждениях зависело от продолжительности рабочего дня матери.

Несмотря на увеличение сети детских учреждений многие женщины все еще вынуждены сидеть дома с детьми ввиду того, что в колхозах не было детских яслей, либо в них нет необходимых условий. Например, во второй полеводческой бригаде колхоза им. Сталина Троицкого района Оренбургской области ясли размещались в клубе, там находилось около 25 детей. На все это количество имелось всего 3 кроватки, не хватало постельного белья, игрушек. Подобные

факты наблюдались и в ряде других колхозах области. Недостатком являлось и то, что питание во многих детских яслях было однообразным. Имеющиеся недостатки являлись следствием того, что многие председатели колхозов и совхозов не придавали должного значения вопросу своевременной организации дошкольных учреждений, тем самым не создавали условий женщинам для участия в колхозном производстве [17; 19-21].

Для дальнейшего развития детских дошкольных учреждений и улучшения воспитания детей, для оказания помощи работающим матерям правительство приняло ряд законодательных актов. 21 мая 1959 г постановление № 558 «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста» и 8 марта 1960 г. «Временное положение о дошкольном детском учреждении -яслях-саде». Согласно этого в интересах осуществления единой системы воспитания детей дошкольного возраста детские сады и ясли объединялись в единое дошкольное учреждение. Данные учреждения находились в ведомстве министерства просвещения, а за лечебно-профилактическое обслуживание детей, соблюдение санитарно-гигиенического режима и комплектование их медицинскими кадрами отвечало министерство здравоохранения. В яслях-садах воспитывались дети от двух месяцев до 7 лет. Длительность пребывания детей в рассматриваемых учреждениях устанавливалась в 9, 12 и 24 часа в сутки в зависимости от условий работы родителей. В ясли-сады с круглосуточным пребыванием принимались дети в возрасте от одного года. Принятие данного положения было положительно встречено со стороны населения, так как теперь по утрам родителям не приходилось развозить детей по разным дошкольным учреждениям в зависимости от их возраста.

На территории Южного Урала в 1959 г. действовало 2 443 объединенных дошкольных учреждения, из которых в Оренбургской области - 571 (23,4% от общего по региону), в Челябинской - 1 088 (44,5%), в БАССР - 784 (32,1%). Под контролем государственных органов к 1961 г. данный показатель увеличился в 1,1 раза и составил 2 727 учреждения. В Оренбургской области действовало 632 учреждения, в Челябинской - 1 248, в Башкирии - 847. Таким обра-

зом, количество заведений возросло по исследуемой территории примерно в 1,1 раза.

С ростом сети объединенных дошкольных учреждений увеличивался и контингент воспитанников. Если в 1959 г. на Южном Урале он составлял 135 967 человек, то к 1961 г. этот показатель вырос в 1,2 раза и составил 163 221 воспитанник. По Оренбургской области контингент увеличился в 1,1 раза (с 28 164 в 1959 г. до 32 114 в 1961 г.), в Челябинской области в 1,2 раза (с 59 593 до 70 834), в БАССР в 1,3 раза (с 48 210 до 60 273) [5, 4; 8, 31; 18, 5; 19, 7].

Для дальнейшего улучшения материальной поддержки материнства и детства в 50- 60 -е гг. было принято постановление Совета Министров РСФСР 6 декабря 1957 г. № 1 586 «О порядке назначения женщинам-работницам и служащим пособий по беременности и родам и выплаты рабочим и служащим, заболевшим во время отпуска, пособий по временной нетрудоспособности», которое пришло на смену Указу Президиума Верховного Совета от 25 ноября 1947 г. № 574 «О размере пособия многодетным и одиноким матерям». Согласно принятого законодательного акта с 1 января 1957 г. все женщины - работницы и служащие имели право на пособие по беременности и родам из средств государственного социального страхования независимо от наличия у них трехмесячного непрерывного трудового стажа на данном предприятии или в учреждении. Также, работницам и служащим, заболевшим во время пребывания в очередном или дополнительном отпуске, выплачивалось пособие за все дни болезни во время отпуска.

Только в 1954 г. пособий многодетным и одиноким матерям в Оренбургской области было выплачено 50 373 858 руб. За первое полугодие 1957 г. выплачено государственных пособий свыше 33 млн. рублей. В 1960 г. в Башкирии насчитывалось 86,5 тыс. матерей, получающих данный вид помощи, в Челябинской области - 63 тыс. В 1963 г. в Оренбургской области насчитывалась 81 тыс. женщин, получающих пособие.

Материальную помощь женщины продолжали получать согласно действующего Указа Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. № 575 «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания «Мать-героиня» и учреждения

ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства». В соответствии с Указом высшей степенью отличия - звания «Мать-героиня» и соответствующими материальными выплатами присваивалась матерям, родившим и воспитывающим 10 и более детей; орденом «Материнская слава» - награждались матери, родившие и воспитывающие 10 детей - первой степени, 8 детей - второй, 7 детей - третьей. «Медаль материнства» вручалась женщинам родившим и воспитывающим: 6 детей - первой степени, 5 детей - второй.

С 1954 по 1957 гг. в Челябинской области было награждено: орденом «Материнская слава» 4 134 многодетных матери, медалью материнства - 12 734 женщины. Почетное звание «Мать героиня» с вручением ордена и Грамоты Президиума Верховного Совета СССР было присвоено 166 женщинам. В Башкирской АССР в 1960 г. почетное звание «Мать героиня» носили 84 женщины, медаль материнства - 8 487 женщины, награждены орденом «Материнская слава» - 2 232 человека. К 1955 г. 450 женщинам Оренбургской области присвоено почетное звание «Мать героиня», 54 885 многодетных матерей были награждены соответствующими орденами и медалями [4, 61; 20, 49].

Матери и дети - это те категории населения любой страны, которые нуждались в особой поддержке и заботе со стороны государства, так как от них напрямую зависело будущее страны, ее демографический статус, количество работоспособного населения и развитие государства в целом.

Система материнства и детства на Южном Урале в 1953 - 1964 гг. несколько улучшила свои качественные показатели - увеличилась сеть специальных медицинских учреждений для беременных и рожениц. В связи с увеличением рождаемости в послевоенное время и нехваткой дошкольных учреждений государство взяло под особый контроль их развитие. Сеть их непрерывно росла, что позволяло женщинам - работницам и служащим возвращаться на свое рабочее место в положенный срок. С улучшением медицинского обслуживания снижался показатель материнской и детской смертности. Государственные органы материально поддерживали материнство. Все это в целом способствовало повышению уровня рождаемости в стране.

25.05.2011

Список литературы:

1. Народное образование в СССР: Сборник нормативных актов. - М.: Юридическая литература, 1987. - 336 с.

2. Венедиктов Д. Д. Звенья службы здоровья. - М.: Знание, 1972. - 47 с.

3. Социальная политика Советского государства. Укрепление ведущей роли рабочего класса в социалистическом строительстве. - М.: Мысль, 1985. - 333 с.

4. ГАОО. Ф. 846. Оп. 3. Д. 583.

5. ГАОО. Ф. 1465. Оп. 6. Д. 1897.

6. ОГАЧО. Ф. 1595. Оп. 1. Д. 103.

7. ЦГАОО РБ. Ф. 122. Оп. 32. Д. 1068.

8. ЦГИА РБ. Ф. 804. Оп. 7. Д. 14.

9. ЦДНИОО. Ф. 371. Оп. 20. Д.458. 10 ГАРФ. Ф. 374. Оп. 30. Д. 9660.

11. ГАРФ. Ф. 630. Оп. 1. Д. 342.

12. ГАОО. Ф. 1893. Оп. 3. Д. 747. 13 ГАРФ. Ф. 411. Оп. 3. Д. 5808.

14. ОГАЧО. Ф. 386. Оп. 4. Д. 142.

15. ЦГАОО РБ. Ф. 122. Оп. 32. Д. 2065.

16. ГАРФ. Ф. 374. Оп. 30. Д. 2586.

17.РГАСПИ. Ф. 630. Оп. 1. Д. 1322.

18. ГАРФ. Ф. 374. Оп. 31. Д. 4859.

19. ОГАЧО. Ф. 1000. Оп. 1. Д. 1837.

20. ОГАЧО. Ф. 1000. Оп. 1. Д. 2219.

Сведения об авторе: Леонтьева Евгения Анатольевна, аспирант кафедры истории, методики преподавания истории и обществознания Оренбургского государственного

педагогического университета 460844, г. Оренбург, ул. Советская, д. 19, кафедра ИМПИиО, (3532) 776929, ea-leonteva@mail.ru

UDC 347.63(2R36) Leonteva E.A.

The Orenburg state pedagogical university; ea-leonteva@mail.ru

MATERNAL AND CHILD HEALTH AS ONE OF THE SOCIAL POLICIES OF THE SOVIET STATE IN 50 - 60 -YEARS OF 20 CENTURY

This article is dedicated to one of the important spheres of state's social policy - authority's activity on protection of mother's and the child's interests which developed in several directions. Main from them: expansion of network of obstetric points, creches and gardens, providing of material help to the having many children mothers and other. The constant attention of the state to a this problem has led to positive results. Key words: Maternity, Childhood, Preschool establishments, South Ural.

Bibliography:

1. Education in the USSR: Collection of normative acts. - М: Legal literature, 1987. - 336 pp.

2. Venediktov D.D. Links of service of health. - M.: Knowledge, 1972. - 47 pp.

3. Social policy of the Soviet state. Strengthening the leadership of the working class in socialist construction. - M.: Thought, 1985. - 333 pp.

4. SAOR. F. 846. Inv. 3. B. 583.

5. SAOR. F. 1465. Inv. 6. B. 1897.

6. JSACR. F. 1595. Inv. 1. B. 103.

7. CSAPARB. F. 122. Inv. 32. B. 1068.

8. CSHARB. F. 804. Inv. 7. B. 14.

9. DCMHOR. F. 371. Inv. 20. B. 458.

10. SARF. F. 374. Inv. 30. B. 9660.

11. SARF. F. 630. Inv. 1. B. 342.

12. SAOR. F. 1893. Inv. 3. B. 747.

13. SARF. F. 411. Inv. 3. B. 5808.

14. JSACR. F. 386. Inv. 4. B. 142.

15. CSAPARB. F. 122. Inv. 32. B. 2065.

16. SARF. F. 374. Inv. 30. B. 2586.

17. RSASPH. F. 630. Inv. 1. B. 1322.

18. SARF. F. 374. Inv. 31. B. 4859.

19. JSACR. F. 1000. Inv. 1. B. 1837.

20. JSACR. F. 1000. Inv. 1. B. 2219.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.