Научная статья на тему 'Ограничения в международной торговле услугами и их влияние на экспорт услуг Беларуси'

Ограничения в международной торговле услугами и их влияние на экспорт услуг Беларуси Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1194
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СФЕРА УСЛУГ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ УСЛУГАМИ / ДОСТУП НА РЫНОК УСЛУГ / ИНДЕКС ОГРАНИЧЕНИЙ В ТОРГОВЛЕ УСЛУГАМИ STRI / ЭКСПОРТ УСЛУГ БЕЛАРУСИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Якубук Юлия Петровна

Роль сферы услуг в мировом хозяйстве непрерывно возрастает, одновременно все большее число видов услуг вовлекается в международную торговлю. Тем не менее, либерализация рынков услуг происходит неравномерно, и ограничения на доступ поставщиков услуг на зарубежные рынки оказывают большое влияние на величину и направленность экспорта услуг Беларуси. В статье определен уровень обязательств по доступу на национальные рынки услуг стран-членов ВТО. Выявлено значение каждого из четырех способов поставки услуг, предусмотренных Генеральным соглашением по торговле услугами (ГАТС) в мировом экспорте услуг с 2003 по 2014 г. Проанализированы данные по количеству применяемых в международной торговле услугами ограничений по различным способам поставки, а также распределение введенных мер, облегчающих торговлю услугами. На основе анализа индекса ограничений в торговле услугами (Services Trade Restrictiveness Index (STRI)) выявлены сектора услуг, характеризуемые высоким или низким уровнем ограничений в международной торговле. В статье представлены страны, в которые направляется основной объем экспорта услуг из Республики Беларусь (кроме стран ЕАЭС) и сектора услуг, в которых в этих странах используется наибольшее и наименьшее количество ограничений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIMITATIONS IN INTERNATIONAL TRADE IN SERVICES AND THEIR IMPACT ON SERVICES EXPORT OF BELARUS

The role of services sphere in the world economy is continuously growing, at the same time an increasing number of types of services are involved in international trade. Nevertheless, the liberalization of the services markets is uneven, and restrictions on access of services providers to foreign markets have a big impact on the amount and direction of the services export of Belarus. The article defines the level of obligations on access to the national services markets of WTO member countries. The importance of each of the 4 ways of supplying services provided by the General Agreement on Trade in Services (GATS) in the world export of services from 2003 to 2014 is revealed. The data on the number of restrictions applied in the international trade of services on different modes of supply, as well as the distribution of the measures introduced, facilitating trade in services, are analyzed. Based on the analysis of the Services Trade Restrictiveness Index (STRI), service sectors characterized by a high or low level of restrictions in international trade have been identified. The article shows the countries to which the main volume of services export from the Republic of Belarus (except for the countries of the EAEU) and the services sectors, where these countries use the largest and the least number of restrictions, is sent.

Текст научной работы на тему «Ограничения в международной торговле услугами и их влияние на экспорт услуг Беларуси»

УДК 339:339.564(476)

Ю. П. Якубук

Институт экономики Национальной академии наук Беларуси

ОГРАНИЧЕНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ УСЛУГАМИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЭКСПОРТ УСЛУГ БЕЛАРУСИ

Роль сферы услуг в мировом хозяйстве непрерывно возрастает, одновременно все большее число видов услуг вовлекается в международную торговлю. Тем не менее, либерализация рынков услуг происходит неравномерно, и ограничения на доступ поставщиков услуг на зарубежные рынки оказывают большое влияние на величину и направленность экспорта услуг Беларуси.

В статье определен уровень обязательств по доступу на национальные рынки услуг стран-членов ВТО. Выявлено значение каждого из четырех способов поставки услуг, предусмотренных Генеральным соглашением по торговле услугами (ГАТС) в мировом экспорте услуг с 2003 по 2014 г. Проанализированы данные по количеству применяемых в международной торговле услугами ограничений по различным способам поставки, а также распределение введенных мер, облегчающих торговлю услугами.

На основе анализа индекса ограничений в торговле услугами (Services Trade Restrictiveness Index (STRI)) выявлены сектора услуг, характеризуемые высоким или низким уровнем ограничений в международной торговле. В статье представлены страны, в которые направляется основной объем экспорта услуг из Республики Беларусь (кроме стран ЕАЭС) и сектора услуг, в которых в этих странах используется наибольшее и наименьшее количество ограничений.

Ключевые слова: сфера услуг, международная торговля услугами, доступ на рынок услуг, индекс ограничений в торговле услугами STRI, экспорт услуг Беларуси.

Yu. P. Yakubuk

Institute of Economics of the National Academy of Sciences of Belarus

LIMITATIONS IN INTERNATIONAL TRADE IN SERVICES AND THEIR IMPACT ON SERVICES EXPORT OF BELARUS

The role of services sphere in the world economy is continuously growing, at the same time an increasing number of types of services are involved in international trade. Nevertheless, the liberalization of the services markets is uneven, and restrictions on access of services providers to foreign markets have a big impact on the amount and direction of the services export of Belarus.

The article defines the level of obligations on access to the national services markets of WTO member countries. The importance of each of the 4 ways of supplying services provided by the General Agreement on Trade in Services (GATS) in the world export of services from 2003 to 2014 is revealed. The data on the number of restrictions applied in the international trade of services on different modes of supply, as well as the distribution of the measures introduced, facilitating trade in services, are analyzed.

Based on the analysis of the Services Trade Restrictiveness Index (STRI), service sectors characterized by a high or low level of restrictions in international trade have been identified. The article shows the countries to which the main volume of services export from the Republic of Belarus (except for the countries of the EAEU) and the services sectors, where these countries use the largest and the least number of restrictions, is sent.

Key words: services sphere, international trade in services, access to the services market, Services Trade Restrictiveness Index (STRI), export of services of Belarus.

Введение. Одной из важнейших характеристик эволюции сферы услуг является ее активное вовлечение в систему мирохозяйственных связей. Открытию мировых рынков услуг способствовала политика либерализации внешнеэкономических отношений, реализуемая как во многих странах, так и в рамках международных экономических объединений и организаций, прежде всего Всемирной торговой организации (ВТО), Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и др. Несмотря на общую на-

правленность тенденции, либерализация рынков услуг происходит неравномерно: уровень применяемых ограничений имеет существенные различия как по странам, их применяющим, так и по секторам услуг и способам их поставки. Следовательно, оценка уровня ограничений на доступ поставщиков услуг на зарубежные рынки имеет большое значение для определения перспективных направлений экспорта Беларуси.

Основная часть. После вступления в действие в 1995 г. Генерального соглашения по

торговле услугами (ГАТС) его целями были провозглашены установление общих для всех участников правил и норм торговли услугами, либерализация торгового режима на мировом рынке.

Практически все экономически развитые страны при вступлении в ГАТС закрепили в своих перечнях специфических обязательств фактически действующие на тот момент режимы доступа на рынок услуг. Все они имеют широкий охват обязательств: по 12 секторов у Европейского Союза и США, 11 секторов у Австралии и Японии, 10 - у Норвегии и Швейцарии и 8 у Канады.

У развивающихся стран и стран с переходной экономикой разброс в уровне охвата обязательств достаточно велик: от 1 (Танзания) до 11 (Словения, Болгария).

Несмотря на это, нельзя сказать, что в развитых странах рынки услуг более открыты, чем в развивающихся странах и странах с переходной экономикой. Даже включение в национальный список всех 12 разделов услуг из Классификатора (как у ЕС) не означает, что в стране обеспечен свободный доступ на рынок услуг. Каждая страна имеет список ограничений, закрепленный в перечне специфических обязательств. В этом перечне отражены все существующие или возможные ограничения доступа на рынок и ограничения национального режима по каждому сектору или подсектору услуг по каждому из четырех способов поставки услуг.

ГАТС предусматривает четыре взаимосвязанных способа поставки услуг (статья I, п. 2):

1. Трансграничное перемещение - поставка услуги через границу с территории одной страны на территорию другой; предполагает нахождение потребителя и поставщика услуг по разные стороны границы в момент оказания услуги. Трансграничные поставки осуществляются через интернет и другие телекоммуникационные технологии во многих секторах услуг, а именно в секторе финансовых, инжиниринговых, компьютерных и информационных и других деловых услуг, услуг связи, услуг в сфере дистанционного образования и области рекламы. Транспортные услуги также относятся к трансграничным поставкам, так как заказчик международной перевозки и транспортная организация (исполнитель) не покидают стран базирования для осуществления сделки (перемещение водителей и транспортных средств не относится к другим видам поставки услуг).

2. Потребление за рубежом - перемещение покупателя в страну производства услуги. Например, услуги, оказываемые иностранному туристу в стране его временного пребывания:

услуги предприятий общественного питания, услуги местных экскурсоводов, предприятий по организации досуга и прочие. При этом способе поставки перемещение непосредственно самого потребителя услуги не всегда обязательно: достаточно перемещения его собственности (например, услуга по ремонту судна за рубежом может предполагать только перемещение судна); в этом случае услуга потребляется в месте нахождения собственности, а не в месте нахождения потребителя. Данный способ поставки имеет определяющее значение для стран-экспортеров туристических услуг, например, Франции, Италии, Испании, Турции, некоторых мелких островных государств.

3. Коммерческое присутствие - предоставление услуг за рубежом, в принимающих странах, посредством создания коммерческих структур. Это могут быть предприятия, находящиеся в полной собственности иностранных фирм (филиалы, дочерние компании), совместные предприятия, а также другие формы делового сотрудничества (например, партнерство, франчайзинг). Данный способ поставки получил достаточно широкое распространение в международной торговле услугами в связи с усилением роли ТНК в мировой экономике. Многие страны стараются привлечь иностранных инвесторов для стимулирования передачи технологий, управленческих ноу-хау, создания новых рабочих мест. Данный способ поставки получил наибольшее распространение в секторах дистрибьюторских, профессиональных, финансовых, страховых, телекоммуникационных, информационных и компьютерных, транспортных и строительных услуг [1, р. 56].

4. Перемещение поставщиков услуг (физических лиц) - механизм совершения сделок по международной торговле услугами, когда продавец приезжает из страны, экспортирующей услугу, к покупателю в страну, ее импортирующую. В отличие от коммерческого присутствия, для которого характерно движение капитала, здесь происходит перемещение рабочей силы. Как правило, эти два способа поставки тесно связаны. Учреждение предприятия в другой стране требует присутствия управленческого персонала и специалистов из страны-инвестора. Мобильность продавца может быть обусловлена специфическим характером самой услуги, потребление которой может происходить только на территории покупателя (например, строительные услуги).

На рис. 1 отображено изменение удельного веса каждого способа поставки услуг в мировом экспорте услуг с 2003 по 2014 г.

Из рис. 1 видно, что наибольшую долю в мировом экспорте услуг занимает третий спо-

соб поставки - коммерческое присутствие за рубежом, причем его доля растет (с 50% в 2003 г. до 55% в 2014 г.). При этом варианте производители могут обойти барьеры в трансграничных операциях, использовать географическую близость к потребителям и другие преимущества непосредственного присутствия на рынках. В последние годы международные слияния и поглощения фирм концентрируются преимущественно в сфере услуг.

1 1 1

2014 30% |l0% 55% □

-

2003 35% |l3%| 50% |

5%

2%

0% 50% 100%

□ способ 1 - трансграничное перемещение способ 2 - потребление за рубежом

□ способ 3 - коммерческое присутствие

□ способ 4 - перемещение поставщиков услуг

Рис. 1. Удельный вес способов поставки услуг в мировом экспорте услуг в 2003 и 2014 г. (построено на основе данных [2; 3, р. 4])

Наименьшее количество ограничений в международной торговле услугами применяется по второму способу поставки (потребление за рубежом). Наибольшее количество ограничений характерно:

- для развитых стран: по 4-му способу поставки - перемещение поставщиков услуг (59% от общего количества применяемых ограничений);

- для развивающихся стран: по 3-му способу поставки - коммерческое присутствие за рубежом (59%) [4, с. 50].

В 2000-2015 гг. большинство мер, облегчающих торговлю услугами в мире, было принято в сфере упрощения иностранного коммерческого присутствия - 79% от общего количества мер в развивающихся странах и 59% в развитых (рис. 2).

Это существенно повлияло на рост удельного веса третьего способа поставки услуг в мировой торговле. Кроме того, в развитых странах была проведена определенная либерализация условий доступа физических лиц - поставщиков услуг, что нашло выражение в повышении значимости в мировой торговле услугами четвертого способа поставки (рис. 1).

Тем не менее, в развитых странах и сейчас применяется большое число ограничений импорта услуг в сфере деловых и профессиональных услуг (это касается услуг в области исследований и разработок, консалтинговых услуг; услуг, относящихся к обрабатывающей промышленности и распределению энергии), услуг в области здравоохранения, образования, организации развлечений, культурных и спортивных мероприятий.

Одним из значимых индикаторов, который позволяет изучать влияние ограничительных мер на международную торговлю услугами и сравнивать конкретную страну с целым рядом других стран в том или ином секторе услуг, является индекс ограничений в торговле услугами - Services Trade Restrictiveness Index (STRI).

STRI отражает, какие в стране действуют ограничительные меры для торговли услугами, что, в свою очередь, позволяет оценить открытость международной торговли услугами. Индекс STRI принимает значения от 0 до 1, где 0 -это полностью открытый рынок услуг, а 1 -полностью закрытый рынок.

способ 1 -

трансграничное

перемещение

способ 3 -

коммерческое

присутствие

способ 4 -перемещение поставщиков услуг

59%

79%

Развивающиеся страны Развитые страны

Рис. 2. Распределение введенных мер, облегчающих торговлю услугами, по способу поставки,

2000-2015 гг., % [4, с. 51]

8ТШ включает в себя данные по 22 секторам услуг в 44 странах-членах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и странах-партнерах ОЭСР. Данный индекс дает важную информацию для Республики Беларусь, так как на данные страны приходится более 80% объема мировой торговли услугами [5, с. 1] и основная часть внешней торговли услугами Беларуси.

Для оценки уровня ограничений в секторе услуг в рамках 8ТЫ анализируются:

- ограничения для иностранных инвесторов (максимальная доля участия в капитале, требования к совместным предприятиям, ограничение видов юридических лиц, требование к совету директоров и управляющему персоналу и др.);

- ограничения для движения физических лиц (ограничение на нахождение в стране, к трудовой деятельности, срок и стоимость виз, наличие квот и др.);

- барьеры для конкуренции (требования к минимальному капиталу, ограничение рекламной деятельности и др.);

- регуляторная транспарентность (количество действий для регистрации компании, наличие возможности комментирования проектов регулирования и др.);

- иные дискриминационные меры (доступ к государственным закупкам, дополнительные сборы и налоги для иностранных лиц и др.).

Рис. 3 отображает уровень ограничений в различных секторах услуг, применяемых в странах ОЭСР и странах-партнерах ОЭСР.

Согласно рис. 3 наибольшим уровнем ограничений характеризуются сектора услуг воздушного транспорта, правовых и бухгалтерских услуг; наименьшим - сектора услуг автомобильного транспорта, экспедиторских и дистрибьюторских услуг.

Отдельные страны имеют полностью закрытые рынки услуг: в области правовых, бухгалтерских, таможенных, складских услуг, железнодорожных перевозок и обработки грузов.

Главной статьей экспорта услуг Республики Беларусь являются транспортные услуги, на них приходится 42,9% от общего объема экспорта услуг страны (2016 г.) [6, с. 50].

Большинство стран ОЭСР имеют высокий уровень ограничений в области воздушного транспорта. К ним относятся ограничения на зарубежное присутствие в секторе (в большинстве случаев до 50%), требования к национальности пилотов и руководящего состава, сохранение государственных монополий и др. В области железнодорожных перевозок применяются ограничения доступа к инфраструктуре, присутствуют монополии или преимущественно государственные перевозчики. Наименьшее количество ограничений применяется в сфере автомобильного транспорта (ограничения по руководству автотранспортных компаний, инвестиционный отбор, квоты и тесты на рынке труда по различным категориям поставщиков услуг, доступ к государственным закупкам).

1

0,9 0,8 0,7 0,6 0,5 0,4 0,3 0,2 0,1

//////////////////// ¿3? Л®^ л®^ л" Xй «й~ »¿К ^

максимальное значение ■ минимальное значение А среднее значение

Рис. 3. Средний, максимальный и минимальный уровень ограничений в разных секторах услуг согласно индексу 8ТШ [5]

0

Среди исследуемых стран наибольший уровень ограничений в сфере международных перевозок применяют следующие:

- в области автомобильного транспорта -Китай, Индия, Израиль, Россия, Австрия, Финляндия, Норвегия, Италия, Греция, Турция;

- в области железнодорожных перевозок -Индия, Израиль, Китай, Россия, Турция, Норвегия;

- в области воздушных перевозок - Россия, Индия, Бразилия, ЮАР, Китай, США, Мексика, Канада, Израиль, Южная Корея, Норвегия.

Наиболее либеральный режим в транспортном секторе предоставляют Великобритания, Германия, Нидерланды, Бельгия, Дания, Испания, Венгрия, Эстония, Словения, Словакия [7].

На строительные услуги приходится 15,1% белорусского экспорта услуг. К основным ограничениям, с которыми сталкиваются белорусские строители за рубежом, можно отнести инвестиционный отбор, требование гражданства страны для руководителей и сотрудников строительных компаний, ограничения в приобретении земли и недвижимости, квоты и тесты на рынке труда по различным категориям поставщиков услуг, доступ к государственным закупкам.

Страны, применяющие наибольшее количество ограничений на рынке строительных ус-

луг: Исландия, Индия, Россия, Китай, Израиль, ЮАР. Наименьший уровень ограничений для осуществления экспорта строительных услуг характерен для Нидерландов, Германии, Франции, Великобритании [8].

Третье место в экспорте услуг Беларуси занимают компьютерные услуги (14%). По данному виду услуг наибольшее количество ограничений применяется по перемещению физических лиц - поставщиков услуг (например, сложности с получением визы). Регуляторные требования включают требования к резидентству руководящего состава (Эстония, Исландия, Норвегия, Швеция), обнародованию чистой прибыли (Канада, Китай, Греция), ограничения в области слияний и поглощений (Китай, Индия, Россия).

Наибольшее количество ограничений в секторе компьютерных услуг применяется в России, ЮАР, Индии, Китае, Исландии; наименьшее - в Германии, Нидерландах, Дании, Люксембурге, Польше, Ирландии, Франции, Великобритании [9].

В таблице представлены страны, в которые направляется основной объем экспорта услуг из Республики Беларусь (кроме стран ЕАЭС) и сектора услуг, в которых в этих странах используется наибольшее и наименьшее количество ограничений.

Страна (% от объема экспорта услуг Беларуси, 2016 г.) Сектора услуг с наибольшим уровнем ограничений Сектора услуг с наименьшим уровнем ограничений

Германия (11%) Воздушный транспорт Правовые услуги Бухгалтерские услуги Дистрибьюторские услуги Строительство Страхование

США (6,7%) Воздушный транспорт Курьерские услуги Морской транспорт Телекоммуникации Дистрибьюторские услуги Архитектурные услуги

Польша (6,2%) Правовые услуги Воздушный транспорт Архитектурные услуги Дистрибьюторские услуги Складские услуги Логистические услуги

Китай (5,1%) Курьерские услуги Телевещание Кинематографические услуги Архитектурные услуги Инжиниринговые услуги Автомобильный транспорт

Великобритания (4,9%) Воздушный транспорт Бухгалтерские услуги Архитектурные услуги Дистрибьюторские услуги Логистические услуги Страхование

Литва (3,4%) Правовые услуги Воздушный транспорт Бухгалтерские услуги Страхование Телекоммуникации Инжиниринговые услуги

Нидерланды (2,1%) Воздушный транспорт Правовые услуги Компьютерные услуги Курьерские услуги Железнодорожный транспорт Страхование

Швейцария (1,7%) Воздушный транспорт Курьерские услуги Правовые услуги Дистрибьюторские услуги Автомобильный транспорт Телекоммуникации

Латвия (1,6%) Воздушный транспорт Телекоммуникации Железнодорожный транспорт Правовые услуги Дистрибьюторские услуги Логистические услуги

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Чехия (1%) Воздушный транспорт Правовые услуги Архитектурные услуги Дистрибьюторские услуги Телевещание Страхование

Ограничения в торговле услугами в основных странах-импортерах услуг из Республики Беларусь

(кроме стран ЕАЭС)

Примечание. Анализ на основе данных [5]. Трулы БГТУ Серия 5 № 2 2018

Согласно таблице, перспективными направлениями экспорта услуг из Республики Беларусь с точки зрения минимальных барьеров по доступу на рынок могут быть дистрибьюторские (Германия, США, Польша, Великобритания, Швейцария, Латвия, Чехия), архитектурные (США, Китай), инжиниринговые (Китай, Литва), телекоммуникационные (США, Швейцария), логистические (Польша, Великобритания, Латвия), страховые (Великобритания, Литва, Нидерланды, Чехия), строительные (Германия, Нидерланды) услуги.

Следует отметить, что государство вводит определенные барьеры, чтобы защитить отечественных производителей услуг. Отсутствие значимых барьеров на рынке не всегда обозначает простоту доступа для иностранных поставщиков; этот доступ может быть существенно ограничен высоким уровнем конкуренции на рынке и высокими требованиями к качеству, техническим и экологическим параметрам оказываемых услуг. Таким образом, использование преимуществ низких барьеров доступа на рынок предполагает, что первоначально белорусским производителям услуг необходимо достигнуть высокого уровня конкурентоспособности.

Заключение. При развитии экспорта услуг Беларуси необходимо учитывать уровень огра-

ничений по отношению к зарубежным поставщикам, применяемых отдельными странами в отдельных секторах услуг.

Наименьшее количество ограничений в международной торговле услугами применяется по второму способу поставки (потребление за рубежом), что дает возможности для развития экспорта туристических, медицинских, образовательных услуг.

Согласно индексу ограничений в торговле услугами 8ТИ наименьшим уровнем ограничений характеризуются сектора услуг автомобильного транспорта, экспедиторских, дистрибьюторских, компьютерных, строительных, инжиниринговых, телекоммуникационных услуг; наибольшим - сектора услуг воздушного транспорта, правовых и бухгалтерских услуг. Наиболее либеральный режим в секторах транспортных, строительных и компьютерных услуг, являющихся основными в объеме экспорта услуг Беларуси, предоставляют Великобритания, Германия, Нидерланды. Кроме того, с точки зрения минимальных барьеров для белорусских поставщиков целесообразно освоение новых рынков в сфере дистрибьюторских, архитектурных, телекоммуникационных, логистических, страховых, строительных услуг.

Литература

1. World Trade Statistical Review 2017 / WTO. URL: https://www.wto.org/english/res_e/statis_e/ wts2017_e/wts2017_e.pdf (date of access: 25.10.2017).

2. Economic importance of cross-border trade in services / World Trade Organization, 2005. URL: http://www.wto.org/english/tratop_e/serv_e/sym_april05_e/maurer_e.pdf (date of access: 12.07.2007).

3. Trade in services. The most dynamic segment of international trade / WTO, 2016. URL: https://www.wto.org/english/thewto_e/20y_e/services_brochure2015_e.pdf (date of access: 14.11.2017).

4. Бирюкова О. В. Регулирование международной торговли услугами. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2016. 203 с.

5. OECD Services Trade Restrictiveness Index / OECD. URL: http://www.oecd.org/tad/policynotes/ STRI%20trade%20policy%20note.pdf (date of access: 04.10.2017).

6. Платежный баланс, международная инвестиционная позиция и валовой внешний долг Республики Беларусь за 2016 год / Национальный банк Республики Беларусь. Минск, 2017. 212 с.

7. Services Trade Restrictiveness Index (STRI): Transport and Courier Services / OECD. URL: http://www.oecd-ilibrary.org/docserver/download/5jxt4nd187r6-en.pdf?expires=1509966412&id=id&accname= guest&checksum=CD7843751DEADEA23D2B3C07A75FBE9D (date of access: 08.10.2017).

8. Services Trade Restrictiveness Index (STRI): Construction, Architecture and Engineering Services / OECD. URL: http://www.oecd-ilibrary.org/docserver/download/5jxt4nnd7g5h-en.pdf?expires=1509966948& id=id&accname=guest&checksum=66A869701C2809501B329D0FAE7661AF (date of access: 08.10.2017).

9. Services Trade Restrictiveness Index (STRI): Computer and Related Services / OECD. URL: http://www.oecd-ilibrary.org/docserver/download/5jxt4np1pjzt-en.pdf?expires=1509968138&id=id&accna me=guest&checksum=20159A509A6E6617B9E996D58C37227F (date of access: 16.10.2017).

References

1. World Trade Statistical Review 2017. WTO. Available at: https://www.wto.org/english/res_e/ statis_e/wts2017_e/wts2017_e.pdf (accessed 25.10.2017).

2. Economic importance of cross-border trade in services. World Trade Organization, 2005. Available at: http://www.wto.org/english/tratop_e/serv_e/sym_april05_e/maurer_e.pdf (accessed 12.07.2007).

3. Trade in services. The most dynamic segment of international trade. WTO, 2016. Available at: https://www.wto.org/english/thewto_e/20y_e/services_brochure2015_e.pdf (accessed 14.11.2017).

4. Biryukova O. V. Regulirovaniye mezhdunarodnoy torgovli uslugami [Regulation of international trade in services]. Moscow, Izdatel'skiy dom Vysshey shkoly ekonomiki Publ., 2016. 203 p.

5. OECD Services Trade Restrictiveness Index. OECD. Available at: http://www.oecd.org/tad/ policynotes/STRI%20trade%20policy%20note.pdf (accessed 04.10.2017).

6. Platezhnyy balans, mezhdunarodnaya investitsionnaya pozitsiya i valovoy vneshniy dolg Respubliki Belarus' za 2016 god [Balance of payments, international investment position and gross external debt of the Republic of Belarus in 2016]. Minsk, Natsional'nyy bank Respubliki Belarus' Publ., 2017. 212 p.

7. Services Trade Restrictiveness Index (STRI): Transport and Courier Services. OECD. Available at: http://www.oecd-ilibrary.org/docserver/download/5jxt4nd187r6-en.pdf?expires=1509966412&id=id&accname= guest&checksum=CD7843751DEADEA23D2B3C07A75FBE9D (accessed 08.10.2017).

8. Services Trade Restrictiveness Index (STRI): Construction, Architecture and Engineering Services. OECD. Available at: http://www.oecd-ilibrary.org/docserver/download/5jxt4nnd7g5h-en.pdf?expires= 1509966948&id=id&accname=guest&checksum=66A869701C2809501B329D0FAE7661AF (accessed 08.10.2017).

9. Services Trade Restrictiveness Index (STRI): Computer and Related Services. OECD. Available at: http://www.oecd-ilibrary.org/docserver/download/5jxt4np1pjzt-en.pdf?expires=1509968138&id=id&acc name=guest&checksum=20159A509A6E6617B9E996D58C37227F (accessed 16.10.2017).

Информация об авторе

Якубук Юлия Петровна - кандидат экономических наук, заведующий сектором развития внешней торговли услугами. Институт экономики Национальной академии наук Беларуси (220072, г. Минск, ул. Сурганова, д. 1, к. 2, Республика Беларусь). E-mail: yakubuk@economics.basnet.by

Information about the author

Yakubuk Yulia Petrovna - PhD (Economics), Head of the Section of International Trade in Services. Institute of Economics of the National Academy of Sciences of Belarus (1, b. 2, Surganova str., 220072, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: yakubuk@economics.basnet.by

Поступила 26.03.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.