Научная статья на тему 'Офшоринг как инновационный способ ведения бизнеса в условиях глобализации и регионализации экономик'

Офшоринг как инновационный способ ведения бизнеса в условиях глобализации и регионализации экономик Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1185
226
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОФШОРИНГ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ СПОСОБ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА / ПЕРСПЕКТИВЫ ЗА-НЯТОСТИ / УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ В ОФШОРИНГЕ / ОПТИМИЗАЦИЯ УСЛОВИЙ БИЗНЕСА / OFFSHORING AS AN INNOVATIVE WAY OF DOING BUSINESS / EMPLOYMENT PROSPECTS / STAFF MANAGEMENT IN OFFSHORE / OPTIMIZATION OF BUSINESS CONDITIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Макарова Ирина Камильевна

В статье рассмотрены современные тенденции развития офшоринга как инно-вационного способа ведения бизнеса в условиях глобализации и регионализации эконо-мик государств мира, включая экономики евразийских государств. Отмечены особенности офшоринга в условиях глобализации и регионализации факторов экономического взаимо-действия, показаны его преимущества и скрытые угрозы для рынка труда. Офшоринг про-анализирован как способ оптимизации хозяйственной деятельности компаний в целях со-хранения и укрепления конкурентных преимуществ на мировом и региональном уровнях. Показаны основополагающие характеристики офшоринга как формы организации управ-ления и бизнеса на уровне компаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Offshoring as an innovative way of doing business in the context of globalization and regionalization of economies

The article considers modern trends in the development of offshoring as an innovative way of doing business in the context of globalization and regionalization of the economies of the states of the world, including the economies of the Eurasian states. The features of offshoring in the context of globalization and regionalization of factors of economic interaction are noted, its advantages and hidden threats to the labor market are shown. Offshoring is analyzed as a way to optimize the economic activities of companies in order to preserve and strengthen competitive advantages at the global and regional levels. The basic characteristics of offshoring are shown as forms of organization of management and business at the level of companies.

Текст научной работы на тему «Офшоринг как инновационный способ ведения бизнеса в условиях глобализации и регионализации экономик»

Офшоринг как инновационный способ ведения бизнеса в условиях глобализации и регионализации экономик

МАКАРОВА ИРИНА КАМИЛЬЕВНА,

заведующая кафедрой менеджмента Института международного права и экономики имени А.С. Грибоедова, профессор, доктор экономических наук

Аннотация: В статье рассмотрены современные тенденции развития офшоринга как инновационного способа ведения бизнеса в условиях глобализации и регионализации экономик государств мира, включая экономики евразийских государств. Отмечены особенности офшоринга в условиях глобализации и регионализации факторов экономического взаимодействия, показаны его преимущества и скрытые угрозы для рынка труда. Офшоринг проанализирован как способ оптимизации хозяйственной деятельности компаний в целях сохранения и укрепления конкурентных преимуществ на мировом и региональном уровнях. Показаны основополагающие характеристики офшоринга как формы организации управления и бизнеса на уровне компаний.

Ключевые слова: офшоринг как инновационный способ ведения бизнеса, перспективы занятости, управление персоналом в офшоринге, оптимизация условий бизнеса

Offshoring as an innovative way of doing business in the context of globalization and regionalization of economies

IRINA MAKAROVA KAMILEVNA,

Head of the Department of Management of the Institute of International Law and Economics named after 4.S. Griboyedov, Doctor of Economics, Professor

Abstract: The article considers modern trends in the development of offshoring as an innovative way of doing business in the context of globalization and regionalization of the economies of the states of the world, including the economies of the Eurasian states. The features of offshoring in the context of globalization and regionalization of factors of economic interaction are noted, its advantages and hidden threats to the labor market are shown. Offshoring is analyzed as a way to optimize the economic activities of companies in order to preserve and strengthen competitive advantages at the global and regional levels. The basic characteristics of offshoring are shown as forms of organization of management and business at the level of companies.

Key words: offshoring as an innovative way of doing business, employment prospects, staff management in offshore, optimization of business conditions

Глобализация и регионализация как факторы экономического взаимодействия и развития

Глобализация и происходящая вместе с ней регионализация экономических процессов затрагивают все аспекты экономической жизни государств, включая и рынок труда. Скорость и интенсивность взаимопроникновения экономик возрастает и делает национальные экономики государств взаимозависимыми, а социально-экономические условия сопоставимыми, допускающими возможность выбора наиболее выгодных из них. Элементы национальных экономик (национальные производители, потребители, финансовые и другие институты) напрямую интегрируются в общее мировое экономическое пространство. За прошедшие два десятилетия мировой рынок труда стал более интегрированным. Политические изменения и экономические реформы преобразовали Китай, Индию и страны юго-восточного региона, вовлекая их огромные трудовые ресурсы в мировую экономику, что привело к четырехкратному увеличению эффективной рабочей силы, которая может более чем удвоиться к 2050 г.

Новое осмысление значения офшорных юрис-дикций необходимо не только ради предотвращения противоправных операций и борьбы с налоговой оптимизацией, но и для понимания их статуса как международных финансовых центров, некоторые из них могут быть как в России, так и странах ЕАЭС и СНГ.

После заключения Соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве ЕАЭС с Китайской Народной Республикой от 1 октября 2017 г. у стран ЕАЭС появился позитивный пример развития экономик стран с использованием офшорных зон или так называемых международных финансовых центров1.

К позитивным факторам деятельности офшорных зон относятся многочисленные процедуры проведения международных и трансграничных финансовых сделок с капиталами, включая процедуры получения листинга (допуска) ценных бумаг на международные фондовые биржи; защиту собственности от недружественных поглощений; упрощение процедур продажи активов или смены собственника; использование режима гарантий иностранным инвесторам и др.

Надо сказать, что российское законодательство с 2011 по 2017 г. активно развивается и продвигается по пути создания зон опережающего развития, инновационных кластеров, зон свободной торговли и международного сотрудничества, основанных на корпоративных отношениях собственности при активном развитии права корпораций и ценных бумаг. Именно в это время Президентом РФ, Правительством РФ, Госдумой РФ были приняты акты о развитии на территории России финансовых рынков, международных финансовых центров, специальных экономических зон, национальных банковских групп, инвестиционных фондов, корпораций и др. То есть созданы

1 ЕАЭС и Китай стали официальными партнерами. 01.10.2017 г. http://eurasian-studies.org/archives/5194

правовые предпосылки для деятельности российских финансовых структур с целью включения российской экономики в глобальную систему международных инвестиций, расчетов и кредитования. При этом не нужно воспринимать фатально колебания мировых цен на нефть, нестабильность курсов мировых валют и другие факторы мировой экономики как «общий системный кризис»1.

По существу, использование офшорной юрисдикции означает не что иное, как использование преимуществ другой юрисдикции в следующих целях:

• включение в глобальную (региональную) систему международных инвестиций (доступа к мировым финансовым рынкам);

• обеспечение сохранности активов и стабильности деятельности (управления рисками);

• улучшение управления бизнесом;

• развитие отдельных сегментов бизнеса;

• получение выгод от налоговых, административных и иных льгот;

• сохранение личных и корпоративных тайн (обеспечения конфиденциальности).

В настоящее время офшорная деятельность часто предполагает осуществление операций инвестиционного и эмиссионного характера. Акции и облигации, выпущенные в офшорных международных финансовых центрах, становятся универсальными международными активами, которые охотно допускаются на финансовые рынки мира. Практически в офшорных зонах присутствуют все виды субъектов рынка капиталов. Использование офшора позволяет получить доступ к международной системе инвестиций, к системе евровалютных рынков, еврооблигаций, евробанковских операций2.

Офшоринг как способ оптимизации хозяйственной деятельности в целях сохранения и укрепления конкурентных преимуществ на мировом и региональном уровне

На фоне усиливающейся глобализации руководство компаний вынуждено искать новые пути оптимизации хозяйственной деятельности, позволяющие сохранять и укреплять конкурентное преимущество на рынке. Использование офшо-ринга с целью минимизации издержек на персонал стало рассматриваться большинством западных компаний как эффективный способ ведения бизнеса в условиях глобализации.

Еще А. Смит теоретически обосновал принцип абсолютных преимуществ, заложив основы понятия «офшоринг» как принцип «минимизации издержек»3. Чуть позже английский экономист

Д. Риккардо разработал теорию сравнительного преимущества, которая гласит, что изобилие тех или иных ресурсов определяет производственную специализацию конкретной экономики, а недостающие товары и услуги государство получает в результате обмена.

В экономической литературе и практике термин «офшоринг», происходящий от английских слов «outside resource using» - «оutSourcing» -«использование внешних ресурсов», появился в конце прошлого века и означает привлечение ресурсов для выполнения определенных задач (бизнес-функций) третьей стороной за границей

1 Саркисов А.К. Новые аспекты международной оценки «феномена офшорных зон» по инвестиционным и налоговым преимуществам и как фактор угрозы финансовой безопасности государств // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. 2015. № 4 С. 82-91.

2 Там же. С. 85.

3 Книга «Богатство народов» А. Смита начинается с проблематики разделения труда, автор показывает на примере мануфактуры полезность разделения труда, которое по меньшей мере «трояко» повышает производительность труда, что стало основой теоретических знаний в области политической экономии. http://www.grandars.ru/student/ekonomicheskaya-teoriya/adam-smit.htm

(поэтому часто офшоринг рассматривается как аутсорсинг за границей).

В управленческой науке различают понятия офшоринга как элемента организационной структуры предприятия, офшоринга как бизнес-процесса и понятие офшоринга персонала как одного из бизнес-процессов компании.

В данном исследовании офшоринг персонала рассматривается как инновационная технология управления человеческими ресурсами, при нем осуществляется перенос рабочих мест одной и той же компании из одной страны в другую с целью минимизации расходов на персонал и повышения капитализации.

В соответствии с классификацией McKinsey Institute можно выделить несколько типов оф-шоринга.

1. Фирма открывает собственные подразделения в стране базирования, только на других ее территориях. Эта форма офшоринга является первоначальной стадией переноса рабочих мест. Примером может служить, допустим, перенос производственного процесса полностью с Севера США на Юг. Затем перенос стал осуществляться в отношении отдельных производственных процессов, например технологическая поддержка, программное обеспечение, учет, управление человеческими ресурсами. Это так называемый onshore outsourcing.

2. Фирма передает право осуществления определенного технологического процесса другой фирме на территории страны базирования.

3. Фирма открывает свои подразделения в другой стране.

4. Фирма передает право осуществления определенных производственных или технологических процессов другим компаниям в другой стране.

На «вынос» производства и сферы обслуживания за пределы страны влияют такие факторы, как усиление либерализации на международном и региональном уровне, ускоренное развитие информационных технологий, снижение рисков осуществления производственной и иной деятельности в развивающихся странах, дефицит труда в развитых странах. Важным фактором перемещения производства товаров и услуг в развивающиеся страны стала также поддержка правительствами этих стран инициатив по защите прав интеллектуальной собственности. Это так называемый offshore outsourcing. Последний тип представляет собой офшоринг в чистом виде.

Например, в мировом бизнесе на евразийском пространстве широко известно о высокой эффективности производственных компаний, работающих в Азии. Сегодня 74% компаний с одним аутсорсинговым партнером ищут его в Индии.

Так, филиппинская eTelecare обслуживает целый ряд американских корпораций - «голубых фишек», в том числе славящуюся высочайшим уровнем обслуживания клиентов известную компанию, которая работает в области финансовых услуг, и ведущего производителя компьютеров. Компании, которые раньше сами обрабатывали звонки своих клиентов или работали с другими операторами, ощутили преимущество eTelecare: у нее на обработку одного звонка уходит на 25% меньше времени, и, кроме того, качество ее услуг несопоставимо выше.

Точно так же обстоят дела с предоставлением технической поддержки потребителям. Услуги eTelecare обошлись ведущему американскому производителю электроники на 40% дешевле, чем его собственного колл-центра, располо-

женного в США, на 16% - чем его индийского подразделения и на 30% - чем конкурирующих американских аутсорсинговых фирм. При этом качество обслуживания превзошло все ожидания: 99% клиентов охарактеризовали его как высокое или очень высокое. После того, как американский производитель электроники перенес производство из США в Китай, его производительность выросла втрое. Производственный цикл стал короче, и заметно снизился процент брака на единицу времени.

Следует отметить, что в настоящее время и Россия рассматривается как источник сравни-

тельно недорогих интеллектуальных ресурсов для проведения высококачественных исследований, разработок и научных изысканий. В этой связи представляет интерес и актуальность исследование особенностей практического применения офшоринга персонала как одного из инновационных методов управления занятостью и трудовыми отношениями.

Согласно опросу экспертов по управлению персоналом из разных стран, проведенному журналом HR Executive, одной из доминирующих тенденций на глобальном и региональном рынках труда станет интенсивное развитие офшоринга.

Офшоринг: преимущества и скрытые угрозы для стран ЕАЭС

McKinsey Global Institute выделил восемь направлений бизнеса, труд в которых можно передать в офшоринг: сервисное обслуживание автомобилей; финансовые услуги; здравоохранение; страхование; IT услуги; разработка стандартного программного обеспечения; фармацевтика (только обслуживание) и розничная торговля. Таким образом, по оценкам экспертов McKinsey, дистанционно можно выполнять 11% общемировых сервисных работ, что позволит создать около 26 млн рабочих мест.

Но офшоринг - это не только новые возможности, это и скрытые угрозы для национальной экономики.

Новый доклад Международной организации труда (МОТ) «Перспективы занятости и социальной защиты в мире: тенденции 2017» включает график и цифровую таблицу с прогнозом уровня глобальной безработицы на 2017 и 2018 гг. в развитых странах, в странах с формирующимся рынком и в развивающихся странах. Кроме того, в докладе говорится о качестве рабочих мест, о незащищенных формах труда и о том, что де-

фицит достойного труда вызывает социальное недовольство и вынуждает людей мигрировать. Доклад показывает стратегические направления для стимулирования экономического роста и возможности для достойного труда во всем мире1.

Прежде всего это связано с потерей рабочих мест, перспективами деградации и исчезновения целых отраслей национальной экономики. В ежегодном отчете «Перспективы занятости», выпущенном Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), финансируемой тридцатью наиболее богатыми странами мира, в июне 2017 г. отмечено, что опасения по поводу опасности, которую несет глобализация, чрезмерно раздуты, хотя и имеют под собой почву. В отчете ОЭСР признается, что «офшоринг действительно является потенциальным источником уязвимости для рабочих», главным образом потому, что «рабочие места и зарплаты стали более уязвимыми для внешних потрясений»2.

На сегодняшний день существуют различные оценки потерь рабочих мест от офшоринга, сведения сильно разнятся. Например, по данным

1 Перспективы занятости и социальной защиты в мире: тенденции 2017. Доклад Международной Организации Труда ООН 11 апреля 2017 г. http://sindicate.md/perspektivy-zanyatosti-i-sotsialnoj-zashhity-v-mire-tendentsii-2017/

2 Перспективы занятости ОЭСР 2017 г. Ежегодный отчет. http://www.oecd-ilibrary.org/sites/

исследований, опубликованных на сайте Международного Валютного Фонда, эффект потери рабочих мест от офшоринга ограничен приблизительно 0,3-0,7% полной занятости в США и некоторых европейских странах,хотя в последние годы существует тенденция к увеличению этого показателя.

Так, в США офшоринг способствует росту нестабильности на рынке труда. По оценкам Blinder, для США потери составили 22-29%. Возможность вынести производство за пределы страны ужесточает позиции работодателей при переговорах с работниками и профсоюзами, приводит к снижению оплаты труда и ухудшению условий социальных гарантий, т.е. уменьшает социальную защищенность рабочего места. Но в обозримом будущем больших изменений в занятости в целом не произойдет, поскольку в сфере услуг, например, только 9% рабочих мест могут в принципе быть дистанционными.

Исходя из этого следует помнить о том, что количество рабочих мест для передачи в офшоринг не безгранично. Наряду с растущими потребностями рынка труда нельзя забывать и о дефиците высококвалифицированных специалистов для высокотехнологичных отраслей. У работников развитых стран есть альтернатива при поиске нового рабочего места, потерянного вследствие офшоринга. Это - изменение профиля работы, переход из одной отрасли в другую, получение дополнительного образования или повышение квалификации.

Для оценки роли и перспектив развития офшоринга в мире представляет интерес рейтинг стран, занимающих лидирующие позиции, например, в IT-офшоринге, представленный независимой консультационной компанией Equa Terra1.

Российские компании успешно осуществляли проекты для крупнейших компаний мира, среди которых Colgate-Palmolive, Procter & Gamble,

Italtel, Merrill Lynch, SAP и др. Положительно оценивают свой опыт и крупные иностранные компании, открывшие в России собственные центры разработки. В России их привлекает возможность недорого нанять специалистов уникальной квалификации. Однако пока не приходится говорить о том, что на глобальном рынке офшоринга Россия занимает достойное ее потенциала место. Так, например, объемы экспорта ИТ-услуг и программного обеспечения достигают примерно 300 млн долл. - более чем скромная цифра по сравнению с показателями таких небольших стран, как Израиль или Ирландия, которые ежегодно получают от офшоринга 3 и 8 млрд долл., соответственно.

Развитию офшоринга в России мешают два основных препятствия: недооценка потенциальными заказчиками возможностей России и серьезные институциональные барьеры. В общественном мнении сложилось твердое убеждение, что коль скоро эти проблемы не подлежат компетенции отдельных компаний, их нельзя решить без активного государственного вмешательства, так как необходима разработка единых механизмов для возмещения неравномерного воздействия на внутренние рынки, а также для ограничения возможных экономических рисков граждан путем развития системы социальных гарантий, совершенствования системы образования.

В длительной перспективе государственная политика государств, в том числе членов ЕАЭС, относительно преимуществ развития офшоринга, как механизма организации бизнеса, должна стремиться к следующим целям.

В ЕАЭС необходимо содействовать улучшению функционирования рынков труда, разработке политики, позволяющей уменьшать трудовые затраты работодателям, снижать налоговое бремя, стимулировать прием новых работников, увеличивать свободу перемещения рабочих из от-

1 1. Индия (объем экспортных услуг - 39,6 млрд долл.); 2. Канада (12 млрд долл.); 3. Китай (5 млрд долл.); 4. Филлипины (4,1 млрд долл.); 5. Ирландия (4 млрд долл.); 6. Россия (3,65 млрд долл.); 7. ЮАР (2,9 млрд долл.); 8. Бразилия (0,8 млрд долл.); 9. Мексика (0,63 млрд долл.); 10. Польша (0,5 млрд долл.).

раслеи сокращающихся в развивающиеся отрасли. Необходимо делать рынок труда более гибким, уменьшая барьеры при приеме на работу и увольнении сотрудника.

Правительства государств - членов ЕАЭС должны содействовать работникам в поиске работы, в том числе через зоны стимулирующего развития, налогообложения и повышенной зарплаты, при этом давая им также ощущение финансовой социальной защищенности в случае потери работы. Делать здравоохранение менее зависящим от длительности занятости, сохранять пенсионную страховку при смене места работы.

Важно расширять возможности получения образования и повышения квалификации. Рабочие

квалифицированных секторов лучше приспосабливаются к изменяющимся в связи с прогрессом в информационных технологиях и телекоммуникациях условиям, чем рабочие в секторах низкой квалификации. Совершенствование системы образования и повышения квалификации поможет работникам из развитых стран конкурировать в условиях растущей глобализации рынка труда с работниками из стран с развивающейся экономикой, особенно из Азии.

Необходимо гарантировать работникам адекватные меры безопасности при поиске работы и приеме на нее, в том числе через зоны стимулирующего развития, льготного налогообложения и повышенной зарплаты.

Основополагающие характеристики офшоринга как формы организации управления и бизнеса на уровне компаний

На микроуровне, т.е. на уровне компаний, можно выявить следующие сходные основополагающие характеристики офшоринга.

Во-первых, в стратегии офшоринга можно выделить три основных этапа. На первом этапе он

используется как инструмент повышения капитализации и минимизации издержек за счет привлечения дешевой рабочей силы. На втором этапе «на откуп» сторонним организациям отдаются уже некоторые бизнес-процессы (например, бух-

галтерия или управление людскими ресурсами). И наконец, на третьем этапе офшоринг наряду с другими бизнес-процессами начинает создавать добавочную стоимость, позволяет компании оставаться инновационной, расти и развиваться. Все три этапа не обязательно протекают в строгой последовательности один за другим. В некоторых компаниях они могут протекать одновременно - в зависимости от того, как и насколько точно компания сформулировала свою аутсор-синговую стратегию.

Во-вторых, долгое время офшоринг был доступен только крупным корпорациям. Отдавая бизнес-процессы на откуп иностранным компаниям, корпорации заключали с ними долговременные договоры. Однако исследование показало, что на современном этапе условия заключения оф-шоринговых договоров стали более гибкими. Это, в свою очередь, открыло дорогу в сферу офшо-ринга малому бизнесу. Опросив представителей 157 компаний, специалисты CIBER зафиксировали 27%-ный рост интереса к услугам офшорин-га со стороны предприятий, входящих в рейтинг Forbes 2000, и 57%-ный рост со стороны малого и среднего бизнеса (компаний с количеством сотрудников менее 500).

В-третьих, результаты исследования свидетельствуют, что хотя подавляющее большинство компаний продолжает отдавать на аутсорсинг такие процессы, как IT и организация колл-цен-тров, уже треть компаний, участвовавших в опросе, используют офшоринг для разработки новых продуктов и маркетинговых исследований, для формирования у персонала уникальных навыков. В офшоринговых компаниях менеджеры-экспаты в процессе трудовой деятельности уделяют время развитию навыков подчиненных и отлаживанию бизнес-процессов.

В-четвертых, азиатские компании с их низким уровнем оплаты труда и возможностью свободно выбирать сотрудников из множества квалифици-

рованных специалистов работают в иных условиях, чем западные, и поэтому их менеджмент существенно отличается от принятого в развитых странах. Так, лучшие офшоринговые компании тратят значительные усилия на подбор персонала, поскольку могут позволить себе быть избирательными. Например, в компании eTelecare, где наймом занимается отдел из 30 человек, все кандидаты проходят семиступенчатую процедуру отбора. В результате eTelecare предлагает работу лишь 2% кандидатов, и из них 90% принимают ее предложение (в американских компаниях свое согласие дают лишь 50% отобранных претендентов)1.

Вместе с этим, в США из-за высокого уровня заработной платы высокоэффективные компании отказываются от руководителей среднего звена и расширяют сферу деятельности оставшихся менеджеров, вынуждая их брать на себя административные и контрольные функции.

Напротив, в странах Азии имеется гораздо больше менеджеров среднего звена, которые могут потратить больше времени на развитие навыков сотрудников. В eTelecare на одного руководителя команды (менеджера низшего уровня) приходится восемь сотрудников по работе с клиентами, а в американских компаниях - не менее двадцати.

eTelecare вкладывает немалые средства в разнообразные программы обучения, а полученный от них эффект укрепляет тренингами и системой наставничества. Например, сотрудники, которые дают по телефону консультации по вопросам паевых фондов, проходят 16-недельное обучение и затем сдают экзамен на сертификат брокера Национальной ассоциации дилеров ценных бумаг (NASD, National Association of Securities Dealers). Среди сотрудников eTelecare 81% (а с недавних пор все 100%) успешно сдают экзамен NASD, между тем как в США тест в среднем проходят 59%. Сотрудников делят на небольшие

1 Stream Global Services (Etelecare Global Solutions). http://etelecare.net/

команды, чтобы менеджерам было проще наблюдать за ходом обучения и освоения новых навыков. В результате менеджеры хорошо знают, какие трудности возникают у каждого сотрудника, и при необходимости помогают им «подтянуться» (у сильных менеджеров эта работа занимает около одного часа в неделю, а их менее опытным коллегам требуется больше времени).

В-пятых, итоги исследования подтверждают и то, что офшоринговые компании декларируют одинаковые подходы к управлению человеческими ресурсами. Однако на практике это не так. Результаты, полученные в ходе исследования 30 российских и зарубежных компаний, использующих офшоринг персонала, подтвердили, что в офшоринговых подразделениях не обеспечивается одинаковая кадровая политика по сравнению с головными организациями. Так, при проведении анализа доли расходов на оплату труда в общих расходах компаний, использующих офшоринг персонала, составили соответственно 43 и 22% в головных организациях и подразделениях, расположенных на территории других стран. Из зарубежных источников известно, что, например, китайский инженер-конструктор, работающий в электронной промышленности, получает примерно в 10 раз меньше своего коллеги из США. Зарплата индийского программиста приблизительно в восемь раз ниже, чем американского.

Также интересны результаты, полученные при анализе «наполняемости» социального пакета, т.е. сравнении количества и качества предлагаемых дополнительных услуг в социальном пакете сотрудников компаний. Безусловно, все офшоринговые компании строго следят за соблюдением действующего трудового законодательства того государства, на территории которого располагается подразделение. Но в большинстве случаев сотрудникам подразделений предоставляется минимальный набор из социального пакета, действующего для экспатов в основном офисе.

Таким образом, в современных условиях оф-шоринг становится тактикой выживания для компаний не только на мировом, но и на внутреннем рынке. Благодаря офшорингу персонала многие компании получили возможность минимизировать свои затраты, перенося производства в страны с более дешевой рабочей силой. Использование офшоринговой стратегии дает возможность компании не только снижать издержки и увеличивать капитализацию компании, но расти и развиваться более быстрыми темпами. Как убеждает опыт ведущих компаний, офшоринг может стать эффективным экономическим механизмом, способным изменить старые низкорентабельные отрасли, высвободить капитал и человеческие ресурсы для развития новых отраслей промышленности.

Нормативно-правовые акты и литература

1. Соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве ЕАЭС с Китайской Народной Республикой от 1 октября 2017 г. http://eurasian-studies.org/ агс11^/5194

2. Федеральный закон от 7 мая 2014 г. № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Фе-

дерации, владеть и(или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами». http://base.consultant. ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=145998

3. Перспективы занятости и социальной защиты в мире: тенденции 2017. Доклад Международной Организации Труда ООН 11 апреля 2017 г. md/perspektivy-zanyatosti-i-sotsialnoj-zashhity-v-mire-tendentsii-2017/

4. Перспективы занятости ОЭСР 2017 г. Ежегодный отчет. http://www.oecd-ilibrary.org/sites/

5.Рекомендации ОЭСР о борьбе с налоговой оптимизацией по «Проекту BEPS». Коммерсантъ. 06.10.2015. http://www.lin.ru/news_item.htm

6. Саркисов А.К. Новые аспекты международной оценки «феномена офшорных зон» по инвестицион-

ным и налоговым преимуществам и как фактор угрозы финансовой безопасности государств // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. 2015. № 4. С. 82-91.

7. Stream Global Services (Etelecare Global Solutions). http://etelecare.net/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.