Научная статья на тему 'Официальный сайт Правительства РФ как инструмент реализации символического капитала власти'

Официальный сайт Правительства РФ как инструмент реализации символического капитала власти Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
630
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИМВОЛИЧЕСКИЙ КАПИТАЛ ВЛАСТИ / ОФИЦИАЛЬНЫЕ САЙТЫ ОРГАНОВ ВЛАСТИ / ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ЛЕГИТИМАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ / THE SYMBOLIC POWER CAPITAL REALIZATION / THE OFFICIAL WEBSITES OF THE AUTHORITIES / E-GOVERNMENT / LEGITIMATION OF POLITICAL POWER ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Максимович Дарья Сергеевна

В статье анализируются причины обращения российской власти к таким электронным средствам массовой коммуникации, как Интернет-сайты. Проведя исследование, автор показывает, как Правительство РФ с помощью официального сайта реализует символический капитал власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Максимович Дарья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Official Website of Russian Federation Government in the Function of Means of the Symbolic Power Capital Realization

The reasons of Russian authorities tendency to use such Mass Media as the Internet websites are analyzed in the article. After the investigation of these reasons the author of the article comes to the conclusion that RF Government achieves the symbolic power capital realization through its official site.

Текст научной работы на тему «Официальный сайт Правительства РФ как инструмент реализации символического капитала власти»

УДК 111 М-17

Максимович Дарья Сергеевна

аспирант кафедры социологии, политологии и права Южного федерального университета larisa-maximova@yandex.ru

Официальный сайт Правительства РФ как инструмент реализации символического капитала власти

Аннотация:

В статье анализируются причины обращения российской власти к таким электронным средствам массовой коммуникации, как Интернет-сайты. Проведя исследование, автор показывает, как Правительство РФ с помощью официального сайта реализует символический капитал власти.

Ключевые слова: символический капитал власти, официальные сайты органов власти, электронное правительство, легитимация деятельности политической власти.

В современной политической деятельности роль средств массовой коммуникации (СМК) рассматривается как одна из наиболее значимых. Это обусловлено ростом медиатизации политики и социальной реальности. Люди оценивают власть и претендентов на выборный пост не в ходе непосредственного общения, а в результате внедрения в общественное сознание созданных при помощи массмедиа образов. Можно сказать, что средства массовой коммуникации оказывают управленческое воздействие на мнение общественности [1]. То же самое происходит с воздействием СМК на массовое сознание в отношении идеализирования образа одних политиков и наделения отрицательными свойствами других. В социальном пространстве подобное положение вещей обусловлено субъектно-объектными отношениями в системе «СМИ - органы управления» и характеризует зависимость массмедиа от административного и финансового ресурсов.

Средства массовой коммуникации, имея в качестве своих учредителей властные структуры (так называемые официальные СМК), освещают деятельность руководителей этих структур максимально положительно, при этом замалчивая либо негативно информируя аудиторию о работе других руководителей и политиков [2]. Под такими средствами массовой коммуникации с возможностью обратной связи мы понимаем, прежде всего, официальные сайты органов власти, которые на современное этапе приобретают важное значение. Это связано с развитием информационно-коммуникационных технологий, ростом роли сети Интернет как источника для получения информации и средства коммуникации.

Цель данного исследования в том, чтобы проанализировать, как с помощью электронных средств массовой коммуникации Правительство РФ реализует свой символический капитал власти, создавая легитимирующие его деятельность структуры сознания у населения. Говоря о таких средствах массовой коммуникации, мы, прежде всего, подразумеваем официальные сайты органов власти, которые на современном этапе становятся одним из инструментов реализации символического капитала.

Под символическим капиталом власти мы понимаем особую компетенцию органов власти, направленную на легитимацию их деятельности, создание легитимирующих структур сознания и одновременно упорядочивание хаотичной социальной реальности, характеризующуюся следующими признаками:

- в качестве основного инструмента реализации символического капитала власти выступают средства массовой коммуникации, а именно официальные сайты органов власти, министерств и ведомств, блоги первых лиц государства и т. д.;

- символический капитал власти способен вызывать веру в эффективность действий власти, которые обычно оформлены в высказывания;

- объективируется в программных, стратегических документах, официальных комментариях и отчетах, результатах опросов общественного мнения, текстах выступлений представителей власти.

Таким образом, реализуя свой символический капитал, органы власти формируют, распространяют и закрепляют в общественном сознании выгодные им стереотипы мнений, оценок,

34

имиджи, которые, в результате оказывают решающее влияние на политическое поведение граждан [4].

Важно сказать, что с наступлением информационной эпохи меняются формы и способы выполнения правительством своих функций. В условиях, когда оно должно быть обслуживающим по отношению к обществу [5], актуальным становится вопрос об электронном правительстве. Под электронным правительством мы понимаем формы и способы деятельности органов государственной власти на основе информационно-коммуникационных технологий, которые, во-первых, обеспечивают доступ граждан к необходимой информации и предоставляемым услугам, во-вторых, повышают эффективность деятельности этих органов, в-третьих, делают эту деятельность прозрачной и, соответственно, предоставляют большие возможности общественного контроля над ней [6].

В России в 2002 г. была принята Федеральная целевая программа «Электронная Россия 2002-2010» [7]. Программа так и не была толком выполнена, несмотря на выделенные немалые средства, а в начале 2009 г. оказалась раскритикованной главой государства [8]. В сентябре 2009 г. была выпущена новая редакция этой программы, получившая название «Информационное общество 2011-2018 гг.» [9].

В феврале 2009 г. был принят закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» [10]. Впервые в России были четко определены требования к официальным сайтам органов государственной власти и местного самоуправления, т. е. появился нормативный документ, который обязал федеральные и региональные органы власти публиковать информацию о собственной деятельности, обеспечивать полноту, актуальность и достоверность публикуемой информации. Фактически это стало важным шагом государства к большей публичности и открытости собственной деятельности. Так или иначе, в целях реализации данных программ были созданы сайты федеральных органов власти, министерств и ведомств. На региональном же уровне были созданы онлайн представительства областных Администраций.

Данные инициативы, в частности, привели к тому, что сегодня в материалах популярных печатных СМИ читатель часто может встретить ссылки на Интернет-ресурсы, откуда была заимствована та или иная информация. В том числе журналисты ссылаются и на крупные правительственные порталы. Несмотря на то, что такие порталы в настоящее время, а скорее всего и никогда, не смогут соперничать с популярными лентами новостей как по количеству посетителей, так и по частоте обновления информации, тем не менее, они работают достаточно оперативно. В этой связи интересно обратить внимание на исследование, проведенное сайтом polit.ru. Исследование было посвящено событиям 10 апреля 2010 г. (крушение самолета Президента Польши) через призму государственных сайтов. Авторы этого небольшого исследования попытались понять, как органы государственной власти присутствуют в Интернете и насколько их присутствие ощутимо. Для этого была рассмотрена информация, публикуемая на официальных сайтах органов государственной власти в день этого чрезвычайного происшествия. Подводя итоги, исследователи признали оперативность и удобство работы с информацией, поступающей от пресс-служб президента и правительства [11].

Чтобы выяснить, как же правительство реализует свой символический капитал с помощью Интернет-технологий, мы проанализировали официальный сайт Правительства РФ government.ru. Исследование портала Правительства РФ является одним из моментов, отражающих новый уровень политологических исследований, состоящих в конкретных изучениях прямых коммуникаций между властью и народом. Сайт Правительства РФ является одним из приобретений социально-политических трансформаций отношений между государством и гражданским обществом в России. С одной стороны, мы провели лонгитюдное исследование, включающее в себя формальный и контекстный анализ сайта, а с другой - сравнительное исследование содержания сайта и официального органа печати Правительства РФ «Российской газеты».

Контент-анализ включает в себя как качественный, так и количественный анализ содержания документов с целью выявления или измерения различных фактов и тенденций, отраженных в этих документах. Особенность контент-анализа состоит в том, что он изучает документы в их социальном контексте. В нашем случае контент-анализ сайта Правительства РФ используется как основной метод исследования способности сайта Правительства к формированию среди населения легитимирующих структур сознания, «возвращенных» власти в форме ее символического капитала. Наше исследование является анализом асинхронного типа коммуникации, ориентированной на поиск необходимой пользователю информации. В таком формате работают как новостные Интернет-порталы, так и официальные Интернет-представительства администраций различного уровня. Общность формы представленности информации и направленности на потребителя в целом, на новостных сайтах и официальных порталах власти дает нам право применить к сайтам единую методологию, что гарантирует высокую степень достоверности результатов.

35

В первую очередь нам необходимо было исследовать потенциал официального портала Правительства РФ, используемый при формировании символического капитала исполнительной власти. Поясним, что, рассуждая о потенциале формирования символического капитала власти, мы тем самым подчеркиваем перспективность электронного асинхронного типа общения между властью и народом, опирающуюся на теоретико-философский феномен: электронные средства массовой коммуникации способствуют уникальному процессу - благодаря им власть способна услышать граждан, которые, в свою очередь, могут требовать от власти ответа на свои вопросы и решения ею своих проблем. В философии описанная нами частная ситуация находит свое теоретическое подтверждение в постоянном научном поиске адекватного образа изучаемого объекта. Именно смысловая адекватность информации, полученной обеими сторонами коммуникативного процесса, должна стать основным показателем формирования символического капитала власти.

Важно, что при исследовании конкретных политически ориентированных средств массовой коммуникации нам необходимо учитывать три диспозиции средств массовой коммуникации. К ним относятся, во-первых, институциональный аспект, включающий в себя тип принадлежности власти и специфический способ привлечения внимания, во-вторых, функциональный способ донесения социально значимой информации и способ сохранения или изменения ценностей общества и, в-третьих, психологический, обеспечивающий формирование в структуре символического капитала власти коллективного бессознательного и индивидуального сознания.

Итак, метод контент-анализа был реализован нами в его лонгитюдном формате, т. е. появление значимой информации отслеживалось на протяжении заданного календарного промежутка. Это было необходимо для выяснения динамичности сайта, частоты его обновления и направления изменений. Просмотр содержания сайта осуществлялся в течение временного промежутка с 01.04.10 г. по 01.05.10 г. Условия просмотра содержимого сайта были сведены в пять методологических правил проведения опроса:

1. Портал просматривали 20 человек (10 мужчин и 10 женщин) в возрасте от 23 до 37 лет, что соответствует портрету пользователя сайта [12]. Все участники опроса имеют высшее образование и являются активными потребителями Интернет-ресурсов.

2. Цель исследования участникам опроса не разъяснялась и не заменялась какими-либо иными целями.

3. Конкретных предпочтений по выборке содержимого сайта не устанавливалось. Каждый участник опроса был свободен в выборе контента и длительности времени, проведенного на сайте Правительства РФ.

4. Каждый участник опроса заполнял типовую таблицу с целью фиксации заинтересовавших его статей, законодательных актов и подобных разделов сайта, а также с целью субъективной оценки содержимого сайта на текущий день. В дневнике также фиксируется общее время, проведенное каждым участником опроса на сайте Правительства РФ.

5. Чтобы устранить возможные погрешности, возникающие вследствие возможного различного уровня работы с Интернетом, с участниками опроса был проведен ознакомительный сеанс работы с Интернет-порталом Правительства РФ. В процессе сеанса были показаны основные гиперссылки и контекст сайта без каких-либо теоретических разъяснений по поводу конкретного содержания и его значения для пользователей.

Официальные Интернет-порталы власти являются достаточно аутентичным объектом исследования для отслеживания формирования символического капитала власти как социально-политической абстракции. Контент-анализ сайта показал применимость социологических и статистических методик исследования к такому объекту исследования как средства электронной коммуникации власти и граждан.

Интернет-портал Правительства РФ выполняет критериальную функцию для средств социально-политической информации. Для увеличения эффекта смещения роли сайта с официального Интернет-портала Правительства РФ на роль источника достоверной информации, необходимо увязывать содержание сайтов официальных органов власти с содержанием других официальных органов Правительства РФ и с содержанием публикаций средств массовой информации: прессы и телевизионных программ, новостей, официальных сводок и т. д.

Для формирования символического капитала власти посредством электронных средств необходима тщательная проработка оформления сайта, так как выбор респондентами конкретных новостных статей сайта производился именно благодаря их привлекательному оформлению. Символический капитал власти, как показало исследование, в большей степени выражен через формальную структуру и стили оформления официального Интернет-портала власти. Содержательная сторона сайта зачастую является либо нейтральной по отношению к накоплению символического капитала власти, либо оказывает негативное воздействие на него.

Для устойчивого формирования символического капитала власти через легитимирующие структуры сознания населения необходимо периодическое исследование степени психоло-

36

гического влияния контента сайта на граждан, учитывая факт невозможности адекватного отражения формы и содержания сайта каждым пользователем. Для этого необходимо постоянное отслеживание статистики сайта, периодические социологические опросы и изучение общественного мнения. Это позволит постоянно совершенствовать оформление и содержание сайта.

Необходимо стремиться к большей информационной насыщенности новостной колонки сайта, так как именно новостные статьи, по результатам исследования, оказались центром притяжения посетителей к сайту. Согласно устным опросам респондентов, отсутствие значимой информации в новостной колонке вызывало эмоциональное раздражение и, как показала статистика опроса, сокращало время пребывания на сайте Правительства РФ, что, безусловно, оказывает отрицательное воздействие на формирование символического капитала власти.

Таким образом, мы можем утверждать, что инициативы Российского правительства сегодня активно направлены на создание и модернизацию Интернет-представительств органов власти, создание порталов государственных услуг, расширение сервисов. Это значит, что очевидной становится необходимость постоянного мониторинга официальных сайтов органов власти с целью совершенствования их содержания и сервисов, а задача анализа официальных сайтов органов власти федерального и регионального уровня становится более чем актуальной.

Ссылки:

1. Некоторые инструменты психологического манипулирования в деятельности СМИ // Электронный адрес документа : http://reproduktor.ru/man/man.html

2. Матвейчев О. Десять черт современной предвыборной кампании // Электронный адрес документа: http://old.russ.ru/journal/kreml/98-03-11/matvey.htm

3. Bourdieu P. Social space and symbolic power // Sociological Theory. 1989. Vol. 7. № 1. P. 14-25.

4. Науменко Т.В. Психологические методы воздействия на массовую аудиторию // Электронный адрес документа: http://www.psycho.ru/library/advert/mass/348

5. Кристальный Б.В., Травкин Ю. В. Электронное правительство. Опыт США, под ред. В.И. Дрожжинова. М.: Эко-Трендз, 2003.

6. Самыгина Д.С. Институциональные основы функционирования системы электронного правительства в регионе (на примере Ростовской области) // Материалы 4-ого Всероссийского конгресса политологов. М., 2006.

7. Федеральная целевая программа «Электронная Россия» (2002-2010 гг.) // Электронный адрес документа: http://www.e-rus.ru/site.shtml?id=15

8. Электронное правительство: государство - заказчик неважный 27.04.2010 // Электронный адрес документа: http://www.mskit.ru/news/n73284/

9. Долгосрочная целевая программа «Информационное общество 2011-2018» // Электронный адрес документа: http://www.slideshare.net/gridnev/20112018

10. Федеральный закон Российской Федерации от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» // Электронный адрес документа : http://www.rg.ru/2009/02/13/dostup-dok.html

11. ЧП 10 апреля через призму государственных сайтов // Электронный адрес документа: http://www. polit. ru/analytics/2010/04/11/gs. html

12. Alexa, the web information company// Электронный адрес документа: http://www. alexa. com/siteinfo/government.ru

37

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.