Научная статья на тему 'Оффшорный бизнес как фактор национальной безопасности в современном глобальном мире'

Оффшорный бизнес как фактор национальной безопасности в современном глобальном мире Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
296
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОФФШОР / OFFSHORE / ИНВЕСТИЦИИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УЩЕРБ / ECONOMIC DAMAGE / ДЕМПИНГ / DUMPING / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / TAXATION / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION / ГОСУДАРСТВО / STATE / INVESTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мосакова Е.А.

Статья посвящена обзору состояния оффшорных зон в современном глобальном мире. Приводятся основные определения оффшоров в трактовке ОЭСР, ФАТФ и др.; исследуются выгоды, получаемые странами от деятельности на их территории оффшоров; географическое расположение основных оффшорных; деятельность соответствующих международных организаций. Особого внимания заслуживает Россия. Значительная часть инвестиции приходит в Россию офшорных зон, которые состоят из отечественного капитала, вывезенного до этого из страны и размещенного в офшорах и возвращенных назад под видом иностранных капиталовложений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OFFSHORE BUSINESS AS A NATIONAL SECURITY FACTORINTODAY''SGLOBALWORLD

The article provides an overview of the status of offshore areas in the modern global world. The basic definition of offshore OECD interpretation, FATF, etc.; explores the benefits derived from the activities of offshore-countries; the geographical location of the major offshore; the activities of relevant international organizations. Special attention should be Russian. A significant part of the investment comes in the Russian offshore zones which consist of domestic capital, exported before the country and placed in offshore and returned back under the guise of foreign investment.

Текст научной работы на тему «Оффшорный бизнес как фактор национальной безопасности в современном глобальном мире»

УДК: 336.227.5 ББК: 65.298

Мосакова Е. А. - к.э.н., старший преподаватель, Ученый секретарь Ученого Совета факультета глобальных процессов Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. MosakovaE.A. - PhD, SeniorLecturer,

ScientificSecretaryoftheFacultyofglobalprocesses, MoscowStateUniversity.

ОФФШОРНЫЙ БИЗНЕС КАК ФАКТОР НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ГЛОБАЛЬНОМ МИРЕ

OFFSHORE BUSINESS AS A NATIONAL SECURITY FACTORINTODAY'SGLOBALWORLD

Статья посвящена обзору состояния оффшорных зон в современном глобальном мире. Приводятся основные определения оффшоров в трактовке ОЭСР, ФАТФ и др.; исследуются выгоды, получаемые странами от деятельности на их территории оффшоров; географическое расположение основных оффшорных; деятельность соответствующих международных организаций. Особого внимания заслуживает Россия. Значительная часть инвестиции приходит в Россию офшорных зон, которые состоят из отечественного капитала, вывезенного до этого из страны и размещенного в офшорах и возвращенных назад под видом иностранных капиталовложений. Ключевые слова:оффшор, инвестиции, экономический ущерб, демпинг, налогообложение, глобализация, государство.

The article provides an overview of the status of offshore areas in the modern global world. The basic definition of offshore OECD interpretation, FATF, etc .; explores the benefits derived from the activities of offshore-countries; the geographical location of the major offshore; the activities of relevant international organizations. Special attention should be Russian. A significant part of the investment comes in the Russian offshore zones which consist of domestic capital, exported before the country and placed in offshore and returned back under the guise of foreign investment.

Docuterm: offshore, investions, economic damage, dumping, taxation, globalization, the state.

В условиях глобализации мировой экономики и отсутствия преград на пути движения капиталов как внутри стран, так и между странами, офшорный бизнес начал играть значимую роль.

В современном глобальном мире под офшором понимаются отдельные страны, регионы, территории, в которых законодательно нерезидентам предоставляется возможность на «льготных» условиях зарегистрировать фирму. Обязательным условием осуществления деятельности офшорными фирмами стало не только то, что их владельцами должны быть исключительно нерезиденты данной страны, но также и то, что они обязаны осуществлять предпринимательскую деятельность вне границ данной страны. В этом случае законодательно предусматривается возможность почти полностью избежать налогов со сделок, скрыть имена реальных продавцов, покупателей и бенефициаров, скрыть незаконное происхождение капитала. Многие из офшорных зон сохраняют в тайне информацию о финансовых сделках.

В FATF используют понятие «не сотрудничающая страна и территория», благоприятный режим которых «создает преграды для борьбы с легализацией доходов, которые были получены преступным путем» [1,2].

В ОЭСР вместо термина офшорная зона применяется термин «налоговая гавань», подразумевая под ним страну или территорию, чье

налоговое законодательство обеспечивает отсутствие или минимум налогообложения, минимальный обмен информацией о зарегистрированных компаниях с международными органами, отсутствие прозрачности в политике местных властей в отношении бизнеса и необязательности ведения бизнеса в пределах такой территории [3,4]. Более подробно о выгодах офшорных зон на примере сравнения с Россией см. таблицу 1.

Таблица 1

Выгоды от деятельности офшорных фирм на примере России и офшорных стран

Российская Федерация Офшорные страны

Налоги на прибыль и дивиденды Налог на прибыль 20%, на дивиденды 9% Кипр Налог на доходы 10%, налог на дивиденды 5%

Багамские острова Отсутствуют

Секретность Имена владельцев указываются в обязательных ежегодных отчетах Владельцы не раскрываются

Доступность При регистрации необходимо большое количество документов подать в несколько инстанций. Срок регистрации - от 3 недель до полугода. Регистрация при помощи посредников - до 500 тыс. рублей (по данным начало 2015 года) Самостоятельная регистрация компании обычно занимает до 3 -4 недель с минимумом документов. Готовую компанию можно купить за 1-2 часа и за сумму не более $ 10 тыс.

Бухгалтерский учет Обязательна подача бухгалтерского баланса Во многих офшорах не требуется ведение бухучета, нет финансового контроля

Наличие бенифициаров Указывается в отчетах компаний Не требуется

Сегодня согласно подходу ОЭСР к определению налоговых гаваней, все государства можно разделить на следующие группы:

- государства, внедрившие международные налоговые стандарты (Российская Федерация вошла в данную группу);

- государства, обязавшиеся ввести эти налоговые стандарты, но не выполнившие этого в полном объеме;

- государства, не взявшие на себя обязательство о введении международных налоговых стандартов. К их числу относятся Уругвай, Коста-Рика, Филиппины и Малайзия (остров Лабуан). Данная группа сегодня рассматривается как «черный» список ОЭСР.

К наиболее ярким примерам оффшорных зон можно отнести Делавер и Орегон, которые являются оффшорными зонами США (рисунок 1). В Швейцарии также в некоторых кантонах законодательно установлены низкие налоговые ставки и льготы для частных фирм.

Рисунок 1. Основные страны - офшоры, 2015 год

К числу новых оффшорных зон следует отнести развивающиеся рынки Азии и Латинской Америки, которые смогли занять прочные позиции среди оффшорных зон не только благодаря низким или нулевым ставкам налогообложения, но также и из-за значительных рынков сбыта, доступа к более дешевому сырью и большого количества квалифицированных специалистов.

Например, оффшорная зона Гонконг установила фиксированную ставку налога, которая очень привлекает как международный, так и отечественный бизнес. Являясь новой оффшорной зоной, в соответствии с этим режимом, Гонконг позволяет отечественным компаниям торговать в оффшорной зоне и выходить на альтернативные рынки, не ограничиваясь каким-либо специальным налоговым режимом для иностранных компаний. В этой оффшорной зоне воплощены все налоговые и инвестиционные преимущества.

«Благоприятные» условия функционирования офшорных фирм привели к тому, что на офшорных территориях схемы ведения бизнеса содействовали уклонению от уплаты налогов. Поэтому неудивительно, что офшорные зоны стали обвиняться в проведении политики налогового демпинга и способствовали появлению условий для легализации нелегальных доходов.

Проблеме противодействия отрицательным явлениям бизнеса в офшорах уделяется значительное внимание среди российских и зарубежных исследователей. Среди российских специалистов стоит отметить Л.И. Абалкина, О.Т. Богомолова, А.Ю. Викулина, Н.В. Воронину, Е.М. Примакова, В.А. Гунько, М.Г. Делягина, JI.H. Красавину, М.А. Халдина и др.. Среди зарубежных - Гилмора B.C., Перкинса Дж., Скотта П.А., Маковски X., Шнайдера Дж., Энга M.B. и др..

Борьба с отрицательным проявлением офшорного бизнеса становится одним из важнейших направлений деятельности и на государственном уровне. Размеры экономического ущерба от бизнеса в офшорах неизбежно требуют создания международной системы борьбы с его неблагоприятными последствиями. В частности, 2009 году на саммите G-20 в Лондоне лидеры стран принимается «решение о мерах против офшорных схем» [5]. Противодействием негативным формам бизнеса в офшорах сегодня на международном уровне занимаются Всемирный банк, МВФ, OOH, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Главная роль в борьбе с отмыванием денег принадлежит ОЭСР. Однако, в тоже время многие члены ОЭСР сами имели

преференциальные налоговые режимы. Некоторые ведущие мировые государства такие как США, Великобритания, Нидерланды, имеют собственные офшорные зоны. Таким образом, можно говорить о том, что ОЭСР, будучи ведущей организацией по борьбе с отмыванием денег через офшорные зоны, сама имеет льготные налоговые режимы. Другими словами, ОЭСР проводит политику «двойных стандартов», имеющую своей целью получить экономические выгоды.

Для борьбы с отмыванием денежных средств и финансированием терроризма (ПОД/ФТ) созданы FATF и «Egmont», которые в данный момент стали главными частями международной системы ПОД/ФТ. Работа этих структур - FATF и «Egmont» - имеет специализированный вид, в то время действия ООН носят универсальный и обобщенный характер.

Полное название FATF на русском языке - Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FmancialActюnTaskForceonMoneyLaundermg - FATF). В настоящее время FATF имеет 34 члена (Россия стала членом с июня 2003 года), 5 ассоциированных членов и более 20 наблюдателей.

Формально FATF считается межправительственным органом, основанным с целью решения конкретных вопросов и обладающим небольшим периодом действия. Таким образом, первоначальный мандат FATF истекал в 1990 году, но позже был продлен еще 4 раза. С октября 2001 года FATF, кроме борьбы с отмыванием криминальных доходов, начинает борьбу с финансированием терроризма.

В 1995 году на встрече представителей 24 стран с участием FATF, Интерпола, Европейской комиссии, Всемирной таможенной организации создается Группа «Egmont». Изначально она создавалась как площадка международного сотрудничества в части противодействия отмыванию «грязных» денег и финансирования терроризма. Затем в 2006 году на совещании глав стран, входящих в «Egmont», было принято решение о создании постоянной действующей международной организации [6].

Основной задачей «Egmont» стал рост интенсивности обмена информацией между национальными ПФР в части сведений по отмыванию «грязных» денег, финансовых преступлений и поддержки терроризма [7].

За время существования FATF и «Egmont» добились видимых результатов, и это позволяет сравнивать их с интернациональными экономическими организациями МВФ и Всемирный банк, с которыми они активно сотрудничают. Россия играет значимую роль в деятельности FATF.

Россия также ощутила отрицательное влияние от использования различных схем офшорного бизнеса, связанное крупномасштабным вывозом капитала. За 7 лет из России вывезено более 1,5 триллион долларов США. Сводные данные по вывозу капитала из РФ с 2008 по 2014 годы по информации предоставленной Центральным банком Российской Федерации показаны в таблице 2. Особенно значительный отток капитала через офшоры становится заметным в периоды кризиса, что свидетельствует об отсутствии доверия к стабильности экономической и политической ситуации в Российской Федерации.

Особого внимания заслуживают инвестиции из офшорных зон, которые состоят из отечественного капитала, вывезенного до этого из страны и размещенного на счетах офшоров, а теперь возвращенных назад под видом иностранных капиталовложений. Офшорные компании становятся кредиторами отечественных фирм - они являются владельцами большой части отечественных компаний, особенно сырьевого сектора экономики.

Таблица 2

Показатели ввоза-вывоза капитала в/из Российской Федерации,

млрд. долларов, данные ЦБ РФ [8]

Год Чистый ввоз/вывоз капитала частным сектором Чистый ввоз/вывоз капитала банками Чистый ввоз/вывоз капитала прочими секторами ВСЕГО

2008 -133 -55, -78 -267

2009 -57 -32, -25 -115

2010 -30 15, -46 -61,

2011 -81 -23, -57 -162

2012 -53 18, -72 -107

2013 -61 -7, -53 -122

2014, зогноз -151 -49, -101 -303

ВСЕГО -569 -134, -435 -1 139

Так, из 10 крупнейших инвесторов в Россию половина приходится на офшоры: Британские Виргинские острова, Кипр, Ирландия, Люксембург и Швейцария. При этом основное направление прямых инвестиций из офшоров - добыча природных ресурсов, энергетика, газовая отрасль, водное хозяйство. По видам деятельности -это обрабатывающие производства, строительство, торговля (Кипр, Люксембург и Великобритания) и финансовая деятельность (преимущественно Кипр и Нидерланды). В случае с инвестициями из офшорной зоны не представляется возможным определить истинного бенефициара, что дает возможность для успешного проникновения на российский рынок, включая даже отрасли, носящие стратегический характер.В России организовано и эффективно работает ФСФМ, которая является ПФР России, существует юридическая база для ее деятельности, созданы условия для становления национальной системы ПОД/ФТ, которые учитывают требования глобализации. Значимым шагом в данной сфере стало недавнее подписание РФ Конвенции Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от криминальной деятельности и о финансировании терроризма.

Таким образом, ущерб настолько велик для России от деятельности офшорных зон, что данная проблема начинает угрожать экономической и национальной безопасности современной России. Россия в настоящее время становится крайне заинтересована как в сотрудничестве с FATF, так и в членстве в Группе «Egmont».

Важными положительными шагами в данном направлении стали принятие Федерального закона «О противодействии коррупции» 25 декабря 2009 года, организация Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции.

Стоит также отметить, что став членом FATF, Россия заняла активную позицию и инициировала создание евразийской группы (ЕАГ) как FATF. ЕАГ была создана 6 октября 2004 года на Учредительной Конференции в Москве. Группа считается Региональной структурой как FATF и обладает статусом наблюдателя в FATF, сейчас ведется работа по получению ЕАГ другого статуса - Ассоциированного члена FATF.

Главным органом ЕАГ стало Пленарное заседание уполномоченных представителей стран-членов ЕАГ. Руководит работой Пленарных заседаний и представляет интересы ЕАГ во внешних связях Председатель ЕАГ, утверждаемый на двухлетний срок Пленарным

заседанием на ротационной основе. В рамках Группы на постоянной основе в целях осуществления решений Пленарных заседаний и поручений Председателя действует Секретариат, исполняющий административно-технические функции и находящийся в Москве.

Существенную значимость для России имеет участие в Комитете экспертов Совета Европы по оценке мер противодействия легализации криминальных доходов и финансированию терроризма (МАНИВЭЛ). Одной из ключевых форм деятельности Комитета считается взаимная оценка стран-участниц на основе Рекомендаций FATF40+9. С января 2006 года представитель Российской Федерации стал заместителем председателя бюро МАНИВЭЛ.

Однако до сих пор в полной мере не учтены проблемы противодействия негативным проявлениям офшорного бизнеса.

Второе направление борьбы с негативными проявлениями бизнеса в офшорах касается борьбы с финансированием терроризма и с легализацией прибыли полученной криминальным способом.

Оборот подобных фирм достигает полутора триллионов долларов в год, в то время как «организация крупного теракта в минувшие годы стоит в семь - восемь тысяч долларов, максимально $ 10 тыс.» [9]. В рамках этого следует более активно и комплексно проводить работу по созданию международной системы борьбы с финансированием террористических организаций и групп и с легализацией доходов, полученных криминальным путем.

Важным представляется отметить, что в докладе WorldEconomicSituationandProspects за 2009 год, рассматриваются причины участившихся глобальных кризисов в экономике и одной из причин, усиливающих эти кризисы, считают «недостаточный контроль операций, осуществляющихся через офшорные финансовые центры». По мнению ООН уровень бизнеса в офшорах растет «из-за желания бизнесменов снижать затраты» [10].

Таким образом, можно заключить, что в условиях глобализации негативные проявления офшорного бизнеса стали настолько велики, что наносят значимый ущерб государствам и международной экономике в целом. В современной России необходимо применять комплекс мер, направленный на защиту национальных экономических интересов, включая, область противодействия легализация доходов, полученных преступным путем, и налоговому демпингу со стороны офшорных зон. Российская Федерация должна предпринять все меры, чтобы с одной стороны, максимально применять те возможности, которые предоставляет бизнес в офшорах, а с другой - свести к минимуму угрозы и негативные моменты, с ним связанные.

Списоклитературы:

1. Financial Action Task Force. Annual Review of Non-Cooperative Countries and Territories 2005 - 2006. - Paris, 2006-P. 24.

2. www.fatf-gafi.org - официальный сайт ФАТФ в сети Интернет.

3. Harmful Tax Competition: An Emerging Global Issue. - Pans, 1998. - P. 23.

4. www.oecd.org - официальный сайт ОЭСР в сети Интернет.

5. Communique UK, 2 April 2009. London Summit - Leaders' Statement. - P. 4.

6. The Egmont Group International Bulletin November, 2006.

7. www.egmontgroup.org - официальный сайт Группы «Эгмонт» в сети Интернет.

8. Сайт ЦБ РФ

9. Виктор Зубков: «Отзыв лицензий - крайняя мера» // Ведомости. - М., 12 сентября 2006 (http://www.fedsfm.ru/press_12092006_772.html).

10. World Economic Situation and Prospects 2009. United Nations, New York. January 2009. - P. 29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.