Научная статья на тему 'Оффшорные компании как метод оптимизации налообложения'

Оффшорные компании как метод оптимизации налообложения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
972
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
ОФФШОРНЫЕ ЗОНЫ / ОФФШОРНЫЕ КОМПАНИИ / НАЛОГОВАЯ ОПТИМИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шабейкина Яна Александровна

Данная статья посвящена вопросам использования оффшорных компаний в качестве метода оптимизации налогообложения. Рассмотрены основные проблема использования оффшорных зон для снижения налоговой нагрузки компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оффшорные компании как метод оптимизации налообложения»

ОФФШОРНЫЕ КОМПАНИИ КАК МЕТОД ОПТИМИЗАЦИИ НАЛООБЛОЖЕНИЯ

Шабейкина Яна Александровна, Финансовый университет при Правительстве РФ

E-mail: laodamiya@mail.ru

Аннотация. Данная статья посвящена вопросам использования оффшорных компаний в качестве метода оптимизации налогообложения. Рассмотрены основные проблема использования оффшорных зон для снижения налоговой нагрузки компании.

Ключевые слова: оффшорные зоны, оффшорные компании, налоговая оптимизация.

Оффшор (от английского offshore - "вне берега", "вне границ") -представляет собой один из наиболее известных и эффективных методов налоговой оптимизации. Правовая база этого метода представлена в виде законодательства б стран, частично или полностью освобождающие от налогообложения компании, принадлежащие иностранным лицам и зарегистрированные как оффшорные.

Оффшорные зоны получают средства в бюджет не от налогов, а от фиксированных ежегодных пошлин за продление компании. Как правило, оффшорные финансовые центры - это небольшие государства с невысокой численностью населения. В связи с этим поступлений в бюджет от оплаты ежегодных пошлин достаточно для поддержания высокого уровня жизни в стране. Кроме того, за счет притока в страну оффшорных компаний, создается множество рабочих мест, а выручка компаний, занимающихся созданием и обслуживанием данных компаний сопоставима с поступлениями от уплаты регистрационных пошлин.

С момента своего появления в 20м веке, оффшорные зоны активно развиваются. В первую очередь это связано с постоянным ростом налогов в развитых странах. Согласно разным оценкам, на сегодняшний день примерно пятьдесят процентов мировых денег находятся в оффшорных зонах или низконалоговых юрисдикциях.

Стоит отметить, что оффшорные зоны и оффшоры представляют собой разные понятия.

Оффшорные зоны - это страны и территории с льготным налогообложением. В то время как оффшоры - это фирмы и предприниматели, которые осуществляют свою деятельность за пределами страны регистрации (Оффшорной зоны).

Часто в практике бизнеса используют термин оффшорные центры, или оффшорные финансовые центры (offshore financial centre). Еще одно часто употребляемое определение - оффшорные юрисдикции.

Оффшорные зоны учитываются по спискам национальных банков различных стран мира и Международного валютного фонда (МВФ).

В России данную функцию выполняет Центральный Банк Российской Федерации. Российский список во многом совпадает с перечнем Международного валютного фонда, но является более расширенным, так как в него включены так же государства и территории, не признаваемые МВФ в качестве оффшорных.

Список Центрального Банка Российской Федерации делится на 3 зоны. Данное разграничение обусловлено степенью доверия к регламентации финансовых операций.

В зонах, входящие в первую группу, не требуется резервирование средств для их проведения, во второй группе необходим резерв в размере 25%, в третей -50%.

Оффшорные юрисдикции имеют два основных критерия (по требованиям к отчётности и налоговому режиму и по возможности идентификации реальных владельцев) три группы.

К первой группе по данному критерию относятся зоны, которые не требуют отчётности, обладающие высоким уровнем конфиденциальности информации о владельцах. На сегодняшний день более трети оффшорных компаний зарегистрировано в странах данной группы.

Для регистрации компании в зоне, относящейся к первой группе, важно, чтобы компания не имела коммерческой деятельности в юрисдикции.

В зонах второй группы в отношении деятельности компаний предусмотрен строгий контроль. Однако в данных зонах существуют налоговые льготы.

Предъявление к оффшорным зонам более высоких требований повышает лояльность со стороны крупных бизнес-партнёров. Дело в том, что транснациональные компании и банки для снижения уровня риска часто отказываются от операций с организациями, зарегистрированными в оффшорных зонах первой группы.

Независимо от необходимости сдачи финансовой отчётности в конкретной оффшорной зоне, сведения о компаниях и предпринимателях подлежит обязательной регистрации.

Зоны, входящие в третью группу не совсем можно отнести к оффшорным. В данных странах иностранным фирмам, занимающиеся коммерческой деятельностью, предоставлены значительными налоговыми льготы. Часто для обозначения фирмы, зарегистрированных в данных зонах, употребляют термин "оншор".

Например, в США, нерезиденты имеют возможность не платить федеральные налоги в случае, если их деятельность, не связанна с операциями на территории Соединенных Штатов.

Что касается России, то постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 1994 года в России была образована первая оффшорная зона, названная «зоной экономического благоприятствования Ингушетия». В отличие от оффшорных зон, созданных в других странах, Ингушетия имеет ряд специфических, только ей присущих черт.

Подводя итог, стоит отметить, что на сегодняшний день "Налоговые оазисы", то есть зоны нулевого или льготного налогообложения, продолжают свое существование. В то же под давлением международных организаций ОЭСР и БАТЕ, а также под отдельных государств, прежде всего США, оффшорные зоны, производят пересмотр своего законодательства.

Снижается степень банковской тайны. В настоящий момент во многих странах мира, в том числе почти во всех оффшорных зонах, приняты законодательства против отмывания денег в соответствиями с рекомендациями БАГТ, делающие банковскую систему прозрачной и обязывающие банки требовать "прозрачности" от своих клиентов.

Повышается уровень открытости и корпоративных структур. Те же законы об отмывании предполагают расширение возможности доступа к информации о реальных владельцах компании. Во многих юрисдикциях акции на предъявление уже запрещены, и эта тенденция будет сохраняться.

Расширяется международный обмен налоговой информацией. Большинство налоговых убежищ подписали документы с соответствующими требованиями ОЭСР. Оффшорные зоны заключают соглашения об обмене информацией.

Таким образом, можно сделать вывод, что снижается продолжительность периода, в котором были возможны «уклонения от налогов». Однако полное исчезновение данных противоправных составляющих в деятельности компаний произойдет не сразу.

Так как от оффшорных зон требуется, в первую очередь, достаточный

уровень развития законодательства и административной практики, как их самих, так и налогооблагаемых стран, а также расширения сети международных договоров (в частности, Россия не имеет договоров об обмене информацией с большинством налоговых зон, а, не будучи членом ОЭСР, не имеет реальных возможностей настоять на их заключении).

Подводя итог вышесказанному, на наш взгляд, оффшорные компании сохранят свое значение как инструмент налогового планирования, но они будут использоваться в оптимизации налогообложения, допускаемом законодательствами стран, в которых ведется деятельность данной международной структуры.

Литература:

1. Оффшоры // Информационный портал «Про оффшоры. ру».—2014. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — ЦКЬ: http://prooffshores.ru/ companies_book

2. Указание ЦБР от 7.08.2003г. № 1317-У "О порядке установления

уполномоченными банками корреспондентских отношений с банками-нерезидентами, зарегистрированными в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) непредусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (офшорных зонах)"

3. Приказ Минфина России от 13.11.2007 № 108н (ред. от 21.08.2012)"Об утверждении Перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны)"

4. Оффшоры // Свободная энциклопедия «Википедия».—2014. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — ЦКЬ: http://ru.wikipedia.org/wiki/%CE%F4%F8% ББ%Е0

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.