Научная статья на тему 'Одноканальное финансирование в сфере здравоохранения Республики Татарстан'

Одноканальное финансирование в сфере здравоохранения Республики Татарстан Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
565
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
здравоохранение / одноканальное финансирование / healthcare / single-channel financing

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гильманов Анас Анварович, Абашев Альмир Рашидович

Представлен анализ современного состояния финансирования здравоохранения региона. Показано, что одноканальное финансирование позволило провести дальнейшую оптимизацию структуры системы здравоохранения. В настоящей модели предусмотрена оплата произведенной медицинской услуги, а не простое сметное финансирование учреждений здравоохранения, что дало возможность повысить уровень удовлетворенности населения качеством медицинской помощи в регионе до 45%.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Present was an analysis of the current state of healthcare financing of the region. It was shown that single-channel financing made it possible to further optimize the structure of the healthcare system. The present model provides payment for provided medical services, rather than simple estimate funding of healthcare institutions, which gave an opportunity to raise the level of public satisfaction with the quality of medical care in the region to 45%.

Текст научной работы на тему «Одноканальное финансирование в сфере здравоохранения Республики Татарстан»

мед. ж. - 1990. - № 2. - С.149-152.

2. Киреев Г.В., Баленков О.Ю., Демина Л. Н. Содержание бензпирена в различных зонах мегаполиса // Гиг. сан.. - 2008. - № 3. - С. 6-7.

3. Маймулов В. Г. и др. Основы системного анализа в эколого-гигиенических исследованиях // Вестн. СПб. гос. мед. академии. - 2000. - №2- 342 с.

4. Мун С.А., Ларин С.А. Бенз(а)пирен в атмосферном воздухе и онкологическая заболеваемость в РФ // Гиг. и сан. - 2006. - №4. - С. 28-29.

5. Мусийчук Ю.И., Ломов О. П., Кудрявцев В.М. Методология комплексной оценки состояния здоровья населения при проведении социально-гигиенического мониторинга // Гиг. и сан. - 2008. - № 3. - С. 89-92.

6. Чиссов В.И. О совершенствовании онкологической службы и улучшении онкологической помощи населению Российской Федерации // Практ .мед. -2009. -№ 4. - С. 97-105.

УДК 614.2: 616-039.78 (470)

ОДНОКАНАЛЬНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Анас Анварович Гильманов1 *, Альмир Рашидович Абашев2 ‘Министерство здравоохранения РТ, 2Республиканская клиническая больница №3, г. Казань

Реферат

Представлен анализ современного состояния финансирования здравоохранения региона. Показано, что одноканальное финансирование позволило провести дальнейшую оптимизацию структуры системы здравоохранения. В настоящей модели предусмотрена оплата произведенной медицинской услуги, а не простое сметное финансирование учреждений здравоохранения, что дало возможность повысить уровень удовлетворенности населения качеством медицинской помощи в регионе до 45%.

Ключевые слова: здравоохранение, одноканальное финансирование.

SINGLE-CHANNEL FINANCING IN THE HEALTHCARE FIELD OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN

A. A. Gilmanov1, A. R. Abashev2

1 Ministry of Health of the Republic of Tatarstan,2 Republican Clinical Hospital № 3, Kazan

Summary

Present was an analysis of the current state of healthcare financing of the region. It was shown that single-channel financing made it possible to further optimize the structure of the healthcare system. The present model provides payment for provided medical services, rather than simple estimate funding of healthcare institutions, which gave an opportunity to raise the level of public satisfaction with the quality of medical care in the region to 45%.

Key words: healthcare, single-channel financing.

Основными источниками финансирования современного российского здравоохранения являются средства федерального, регионального, муниципального бюджетов и обязательного ме-дицинскогострахования.Большинствогосудар-ственных и муниципальных учреждений здравоохранения и, особенно, та их часть, которая оказывает медицинскую помощь при социально-значимых заболеваниях, имеет сметное финансирование, т.е. условия бюджетного кодекса, существенно ограничивающего применение экономических методов управления. Оставалась надежда на возможность изменения типа

* Автор для переписки: mz.rkb3@tatar.ru 88

учреждений здравоохранения с бюджетного на автономный. Однако законом был введен запрет на изменение типа государственных и бюджетных учреждений на автономный.

Для дальнейшего развития нам было крайне важно сформировать новую экономическую модель функционирования здравоохранения региона. Целью данного перехода были внедрение нормативного финансирования за объемы работ и конкурсное размещение государственного задания по программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Республики Татарстан среди медицинских организаций независимо от формы собственности.

Таким образом, медицинская помощь в настоящий момент рассматривается как товар, который можно покупать и продавать на открытом рынке.

Конкуренция на рынке медицинских услуг является важнейшим инструментом повышения качества медицинской помощи населению. Внедрению одноканального финансирования здравоохранения в республике предшествовало экспериментальное апробирование принципа одноканального финансирования в 2002-2004 годах по медицинским учреждениям, работающим в системе обязательного медицинского страхования, когда в состав тарифа на медицинскую помощь были включены коммунальные расходы. Такой подход уже тогда показал свою эффективность и обеспечил проведение в медицинских учреждениях оптимизационных мероприятий, основанных на показателях экономической эффективности, а не на административно-волевых решениях. Например, в медицинских учреждениях республики за эти 2 года была достигнута 100% обеспеченность средствами учета электроэнергии, тепла, газа, горячей и холодной воды. Медицинские учреждения отказались от излишних площадей, зданий и сооружений. Все это позволило сократить ресурсы на содержание и обеспечило более эффективное использование имеющейся материально-технической базы. Работа круглосуточной койки в целом по республике превысила пороговое значение более 340 дней в году. Средняя длительность пребывания больного на койке сократилась до 12 дней. В результате за 1997-2007 гг. количество круглосуточных стационарных коек в республике сократилось с 43 890 до 30 448 (31%), что составило 81 койку на 10 тысяч населения по итогам 2007 г.

Таким образом, приступая к реализации пилотного проекта, мы рассчитывали на продолжение оптимизационных мероприятий в отрасли. В ходе реализации проекта было предусмотрено несколько этапов. Первоначально были внесены изменения в программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Республики Татарстан и в законы Республики Татарстан «О бюджете Республики Татарстан»

и «О бюджете фонда обязательного медицинского страхования». На первом этапе реализации проекта 2 республиканских и 14 муниципальных учреждений здравоохранения были переведены на одноканальное финансирование из средств обязательного медицинского страхования путем включения в состав тарифа 220 статьи экономической классификации расходов бюджета, а именно оплаты услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, арендной платы за пользование имуществом, оплаты услуг по содержанию имущества и прочих услуг, за исключением расходов на капитальный ремонт и приобретение оборудования. Передача средств муниципальных бюджетов на здравоохранение фонду ОМС была проведена путем заключения межбюджетных соглашений на основании решений советов муниципальных образований «О бюджете муниципального образования».

На втором этапе был осуществлен перевод на одноканальное финансирование всех учреждений здравоохранения, участвующих в реализации территориальной программы ОМС, а также фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП). Для финансирования фельдшерско-акушерских пунктов были разработаны 10 групп подушевых нормативов, которые формировали исходя из численности прикрепленного сельского населения.

На третьем этапе на одноканальное финансирование были переведены станции и отделения скорой медицинской помощи и медицинские учреждения, оказывающие медицинскую помощь при социально-значимых заболеваниях, центры СПИДа, детские санатории и дома ребенка, станции (отделения) переливания крови, центры (отделения) планирования семьи и репродукции и др.

Для медицинских учреждений, работающих над выполнением государственного задания по территориальной программе обязательного медицинского страхования, в разрезе профилей отделений и уровня медицинского учреждения были установлены единые тарифы койко-дня, посещения, пациенто-дня по 5 статьям расходов. Остальные расходы медицинского учреждения включают в состав тарифа через индивидуальные коэффициенты. По всем медицинским

учреждениям и видам помощи в республике введен индивидуальный тариф с включением всех статей экономической классификации, за исключением средств на капитальный ремонт. В результате соотношение средств обязательного медицинского страхования и средств бюджета соответствующего уровня в общем объеме финансирования учреждений здравоохранения составило девять к одному или 90% и 10% соответственно. Согласно федеральному законодательству, муниципальные образования разместили государственное задание по программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Республики Татарстан медицинским организациям на конкурсной основе там, где это было целесообразным. В реализации программы государственных гарантий участвуют 16 частных медицинских организаций.

Таким образом, частный бизнес и инвесторы могут получить государственное задание по оказанию медицинской помощи в Республике Татарстан при условии, что она будет более качественной, чем в рамках государственно-муниципального здравоохранения. Появились серьезные проекты. Например, крупная финская компания ведет строительство частного перинатального центра, реализуются проекты по строительству нескольких амбулаторных медицинских центров.

Одноканальное финансирование, в первую очередь, социально значимых

видов медицинской помощи позволило провести дальнейшую оптимизацию структуры и коечной мощности здравоохранения. Количество коек сократилось с 81 на 10 тысяч населения на начало 2008 г. до 70 на начало 2009 г. В результате, по данным мониторинга, доля обоснованных жалоб населения снизилась с 20 до 13%, а уровень удовлетворенности населения качеством медицинской помощи повысился до 45% при средних показателях по России до 33%.

ВЫВОДЫ

1. Переход на одноканальное финансирование позволило через медицинские страховые организации обеспечить полный персонифицированный учет объемов оказываемой медицинской помощи.

2. Изменился предмет финансирования. Финансируются не медицинские учреждения как субъекты системы, а оплата осуществляется за медицинскую помощь, оказанную гражданам, т.е. деньги следуют за пациентом.

3. Взаимоотношения заказчиков и производителей медицинских услуг строятся на основе договоров и регулируются гражданским правом, а не административными нормами.

4. Стимулируется бережное отношение к ресурсам здравоохранения и экономическая заинтересованность медицинских работников в оказании качественной медицинской помощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.