Научная статья на тему 'Одна религия - множество мнений: международная конференция «Образ ислама в России»'

Одна религия - множество мнений: международная конференция «Образ ислама в России» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
257
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМ / МУСУЛЬМАНЕ / РОССИЯ / ЭКСТРЕМИЗМ / РЕЛИГИЯ / КОНФЕРЕНЦИЯ / ISLAM / MUSLIMS / RUSSIA / EXTREMISM / RELIGION / CONFERENCE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Булгару Дмитрий Игоревич, Рагозина Софья Андреевна

Статья представляет собой обзор международной конференции «Образ ислама в России», которая прошла 6-8 октября 2016 года в Упсале (Швеция). На мероприятии выступали представители академического сообщества России, эксперты зарубежных институтов и аналитических центров. Конференция характеризуется широким спектром представленных мнений относительно позиций ислама в России, положения мусульман и их восприятия в обществе. На конференции обсуждались актуальные вопросы истории ислама в России, социальные факторы, влияющие на отношение к мусульманам, отдельно рассматривалась проблематика экстремизма и терроризма в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Булгару Дмитрий Игоревич, Рагозина Софья Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

One Religion - A Variety of Views: «The Image of Islam in Russia» International Conference

The article presents a short description of the international conference held in Uppsala (Sweden) on October 6-8, 2016. A number of scientists from the Russian academic community and experts from foreign centers participated in the conference. A wide range of opinions about Islam in Russia and the role of Muslims in Russian society were presented. Participants paid attention to the history of Islam in Russia as well as contemporary social factors that influence the attitudes towards the Muslim community. The problems of extremism and terrorism in Russia was also one of the core issues.

Текст научной работы на тему «Одна религия - множество мнений: международная конференция «Образ ислама в России»»

Рецензии, рефераты, обзоры

Булгару Д.И., Рагозина С.А.

Одна религия — множество мнений: международная конференция «Образ ислама в России»

Булгару Дмитрий Игоревич — соискатель, Дипломатическая академия МИД РФ; аналитик, Институт прикладных политических исследований, Москва, РФ. E-mail: dmitriiwork23@gmail.com SPIN-код РИНЦ: 3769-9986

Рагозина Софья Андреевна — соискатель, преподаватель, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, РФ. E-mail: sofyaragozina@gmail.com SPIN-код РИНЦ: 3375-1976

Аннотация

Статья представляет собой обзор международной конференции «Образ ислама в России», которая прошла 6-8 октября 2016 года в Упсале (Швеция). На мероприятии выступали представители академического сообщества России, эксперты зарубежных институтов и аналитических центров. Конференция характеризуется широким спектром представленных мнений относительно позиций ислама в России, положения мусульман и их восприятия в обществе.

На конференции обсуждались актуальные вопросы истории ислама в России, социальные факторы, влияющие на отношение к мусульманам, отдельно рассматривалась проблематика экстремизма и терроризма в России.

Ключевые слова

Ислам, мусульмане, Россия, экстремизм, религия, конференция.

6-8 октября в живописном пригороде шведской Упсалы Скархолмен состоялась международная конференция «Образ ислама в России». Конференция была проведена усилиями небольшой команды, идейным вдохновителем и движущей силой которой выступил талантливый организатор и ученый с мировым именем профессор Грег Саймонз (Greg Simons), представляющий Центр российских и евразийских исследований Университета Упсалы. Координатором конференции и помощником профессора Саймонза был студент Университета Эдинбурга (Великобритания) Эрик Влаемик (Eric Vlaemick).

Из примерно 60 участников конференции большая часть либо приехала из России, либо имеет российские корни, но на мероприятии представляла зарубежные университеты. Важно отметить, что, помимо известных в научном сообществе исследователей ислама, присутствовали и молодые ученые, показавшие собственный «свежий» взгляд на актуальные вопросы столь сложной темы.

Из примерно 60 участников конференции большая часть либо приехала из России, либо имеет российские корни, но на мероприятии представляла зарубежные

университеты. Важно отметить, что, помимо известных в научном сообществе исследователей ислама, присутствовали и молодые ученые, показавшие собственный «свежий» взгляд на актуальные вопросы столь сложной темы.

На фото: Г. Саймонз

Организаторы конференции стремились обеспечить плюрализм мнений посредством вовлечения в дискуссию специалистов с различными точками зрения на ислам, что в целом удалось. Своеобразной преамбулой послужило суждение, что со времен краха коммунистической системы ислам стал позиционироваться в публичном дискурсе совершенно иначе, чем это было в Советском Союзе. Несмотря на декларируемые Российской Федерацией принципы полиэтничного и поликонфессионального общества, подъем национализма на Северном Кавказе оказал значительное влияние на общественное мнение и восприятие ислама в России. В связи с этим участники конференции должны были ответить на вопрос: как ислам воспринимается и конструируется в общественном сознании и информационном пространстве современной России? Не остались без внимания и исторические аспекты

этой проблемы. Обозначенные задачи и тематика конференции обусловили применение междисциплинарного подхода в большинстве докладов.

На фото: М. Штерин

Тон мероприятия был задан пленарным докладом, который представил профессор Королевского Колледжа (Лондон, Великобритания) Марат Штерин. Он осветил ряд фундаментальных проблем изучения ислама в мире, в том числе и в России. Уместно ли употребление терминов «исламизация радикализма» или «радикализация исламизма»? По мнению автора доклада, использование вышеуказанных определений не только не способствует пониманию существующих проблем в исламе, но и может стать причиной их ошибочного восприятия. Как считает М. Штерин, необходимо избегать всевозможных производных от понятия «ислам» в описании различных социальных феноменов. Гораздо более приемлемыми в этом контексте являются такие термины, как «радикальные убеждения» и «радикальное поведение». Участники конференции выразили заинтересованность данной темой, она вызвала оживленное обсуждение трактовок различных терминов, связанных с исламом.

Ж

ш

■ 1

& I 4

На фото: участники конференции

Стоит отметить высокий уровень подготовки докладчиков и содержательную глубину их исследований. Некоторые доклады вызвали особый интерес у аудитории.

Исторический блок конференции был представлен рядом экспертов, среди которых нельзя не отметить ученого с мировым именем, профессора, ведущего научного сотрудника Института Востоковедения РАН (Москва, Россия) Владимира Бобровникова. В своем выступлении он представил некоторые результаты своей работы с крайне интересными историческими источниками — советскими довоенными плакатами из собраний Центрального музея современной истории России, Музея восточных искусств и Библиотеки Фонда Марджани. На наглядных примерах автор продемонстрировал формирование «колониального и ориенталистского восприятия» мусульман с первых лет установления советской власти. Кроме того, пропаганда в то время предполагала создание советской идентичности вместо мусульманской. Однако автор не ограничил свое исследование анализом визуальных средств коммунистической пропаганды, он также рассмотрел более широкий социальный контекст, принимая во внимание политические фигуры, формировавшие образ ислама в СССР в довоенный период.

Более широкий взгляд на «советизацию ислама» и феномен «исламского реформизма» был представлен в докладе известного историка, профессора Карлтонского Колледжа (Нортфилд, США) Адиба Халида (Adib Khalid). Он выдвинул тезис о том, что дискурс исламских реформаторов начала ХХ века во многом пересекался с большевистской риторикой. В соответствии с точкой зрения докладчика, реформисты отвергали практику посещения Святых мест мусульманами, так как это находило корреляцию с идеей о единстве Бога («таухид»). Одновременно большевики называли данную традицию пережитком феодального строя, апеллируя к материализму марксистско-ленинской теории. Подобные пересечения дискурса, по мнению Адиба Халида, объясняют восприимчивость мусульманского сообщества к революционной большевистской идеологии.

На фото: выступает Адиб Халид

Среди других докладов, посвященных различным историческим вопросам, следует отметить исследование старшего научного сотрудника Института истории при Национальном университете Узбекистана им. Мирзо Улугбека (Ташкент, Узбекистан)

Рината Шигабдинова, посвященное феномену «советского ислама» и выполненное на основе архивных материалов, касающихся деятельности Уполномоченных Совета по делам религий. Профессор истории Самарского филиала Московского городского педагогического университета Юлия Гусева также обратилась к образу ислама в первые годы советской власти и представила доклад об идеях панисламизма в 1920-е годы в Советской России, основанный на архивных документах Восточного отдела Объединенного государственного политического управления (ОГПУ) при Совете народных комиссаров. Старший научный сотрудник Института истории им. Ш. Марджани Республики Татарстан (Казань, Россия) Булат Рахимзянов исследовал более ранний исторический период, рассмотрев «религиозный прагматизм» Московского государства в XV-XVII веках, который способствовал его политической и экономической интеграции в систему международных отношений той эпохи.

Авторы докладов, посвященных отдельным региональным кейсам, также обращались к историческим аспектам ислама. Уместно сказать, что они описывали события последних двух-трех десятилетий, что позволило лучше понять современные процессы в исламском мире.

На фото: Л. Каримова

Научный сотрудник Института Кеннана и преподаватель Университета Джорджа Вашингтона (Вашингтон, США) Лиля Каримова в своем докладе обратилась к истории мечети Ярдам в Казани. За двадцатилетний период она в рамках социального проекта превратилась в многоцелевой комплекс, где прихожане могут воспользоваться медицинскими услугами и иной помощью. Автору удалось не только подробно описать историю становления этого комплекса, но и осветить причины этого явления, представив их в широком социально-политическом контексте.

Один из самых ярких участников конференции, профессор сравнительного религиоведения Теологического института Эстонской евангелической лютеранской церкви и советник Министерства внутренних дел (Таллин, Эстония) Рингво Рингви (Ш^о Шп^ее) представил подробный анализ места ислама в прибалтийских государствах. По мнению докладчика, в Литве, Латвии и Эстонии можно выделить три основные группы мусульман: азербайджанцев и татар, представляющих традиционные мусульманские меньшинства, а также «новых» мигрантов. Обозначив общий контекст, автору удалось также охарактеризовать специфику позиционирования и восприятия мусульманского сообщества в каждом из этих прибалтийских государств.

На фото: М. Кемпер (справа)

Чрезвычайно информативным оказался доклад научного сотрудника Института этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева Уфимского научного центра (Уфа, Россия) Зили Хабибулиной о различных аспектах организации хаджа мусульман из регионов Южного Урала (Республика Башкирия, Оренбургская, Челябинская и Курганская области). В рамках доклада были представлены актуальные статистические материалы, проанализирована динамика изменения количества паломников за более чем 10 лет.

Известный специалист по «российскому исламу», профессор Университета Амстердама (Голландия) Михаил Кемпер (Michael Kemper) рассмотрел публичный дискурс так называемого «официального ислама». Автор отмечает, что наиболее эффективным инструментом здесь являются специфические дискурсивные стратегии, используемые представителями «официального ислама». По мнению докладчика, концепт «евразийства» активно используется во внутренней политике РФ, в то время как вовне развивается идея сближения мазхабов. Кроме того, очевидно определенное влияние Русской православной церкви на официальный мусульманский дискурс.

Один из крупнейших российских исследователей проблем национализма и мультикультурализма, ведущий научный сотрудник и директор Центра изучения проблем гражданства и идентичности Института философии РАН (Москва, Россия) Владимир Малахов также обратился к анализу дискурсивных стратегий и попытался ответить на вопрос, как ислам превратился в «проблему». Особый интерес представляет сравнение российского дискурса, посвященного исламу, с западным и североамериканским: автор выявил множество сходных механизмов, воспроизводимых в публичном пространстве.

Высокий уровень докладов продемонстрировали аспиранты отечественных и

зарубежных университетов. Аспирант Университета Ляйдена (Голландия) Гульназ

Сибгатуллина осветила не только сложности перевода ряда исламских терминов, но и

то, какое влияние они оказывают на весь публичный дискурс ислама. Основываясь на

подробном лингвистическом разборе ряда текстов, автор делает нетривиальные выводы

относительно высокого уровня интертекстуальности православного и исламского

дискурса в России. Доклад аспиранта Эдинбургского университета Эрика Влаемика

(Eric Vlaemick) вызвал самую положительную оценку и живую реакцию, так как был

посвящен визуализации маскулинности в российском публичном политическом

пространстве и ее роли в исламском дискурсе, а в качестве кейса был выбран Рамзан

Ахматович Кадыров. Соискатель кандидатской степени и преподаватель НИУ ВШЭ

340

(Москва, Россия) Софья Рагозина представила доклад о том, какой образ ислама транслируется российской федеральной прессой. Тема выступления вызвала продолжительную и оживленную дискуссию, в ходе которой присутствующие эксперты отметили важность методологического подхода корпусной лингвистики. Участников конференций заинтересовали языковые стратегии, определяющие формирование негативного образа ислама.

На фото: участники конференции

Аспирантка Российского государственного гуманитарного университета Нигяр Аббасова затронула тему влияния религиозного фактора на положение России в мировом сообществе. Она также обратилась к истории, определив, что после распада Советского Союза в результате политической неопределенности, социальной несправедливости и потери возможности самореализации для многих молодых людей создались условия (в частности, на Кавказе) для перехода к более радикальным взглядам и попадания в различные экстремистские группировки. Докладчица акцентировала внимание на том, что слова «мусульманин» и «террорист» становятся синонимами в российском публичном дискурсе. Если преодолеть эту тенденцию, Россия может стать примером страны, где проведена четкая «разграничительная линия» между настоящим

исламом и искусственно созданными учениями, не относящимися к исламу и активно эксплуатируемыми террористическими группировками.

Соискательница докторской степени всемирно известного Оксфордского Университета Ребекка Фредкин (Rebecca Fradkin) рассмотрела ислам в контексте его влияния на общество России и Казахстана. Докладчица пришла к выводу, что в Казахстане религиозный фактор играет куда большую роль в процессе принятия политических решений, что отражается и на общей стратегии государства.

Крайне интересным оказался доклад профессора Уральского федерального Университета Елены Грант, которая проанализировала мнения студентов о современном образе ислама в России. В процессе исследования она провела опрос 1 000 студентов в возрасте от 18 до 24 лет, а также рассмотрела 10 экспертных интервью, направленных на выяснение ключевых проблем, касающихся миграции в РФ. Как показал опрос, мнение студентов об исламе в целом является негативным. В качестве факторов, определяющих данную оценку молодежи, были названы агрессия, вызывающее поведение, отличия от традиционного образа поведения в РФ; одним из главных оказался фактор терроризма, формирующий общее негативное отношение к мусульманам.

На фото: выступает Д. Булгару

Доклад аспиранта Дипломатической Академии МИД РФ (Москва, Россия) и одного из авторов данного обзора Дмитрия Булгару был посвящен проблемам информационного противодействия Исламскому Государству1. В докладе были описаны основные методы вербовки молодых людей в информационном пространстве, а также этапы данного процесса, сопровождающиеся иллюстративными примерами. В заключении автор изложил свое видение мер противодействия активности террористических ячеек в России в кратко- и долгосрочной перспективе.

Иранские коллеги представили результаты анализа влияния религиозного фактора на внешнюю политику Исламской Республики. Аспирантка Университета Тегерана (Иран) Бехназ Асадикия подробно рассмотрела место ислама в неоевразийской концепции А. Дугина, а доцент Университета Шахида Бехешти (Тегеран, Иран) Хамидреза Азизи осветил роль ислама в российско-иранских отношениях в исторической ретроспективе.

Крайне содержательным и интересным стало выступление редактора российского отдела аналитического центра Al-Monitor и доцента Пятигорского государственного университета (Пятигорск, Россия) Максима Сучкова, который в рамках доклада обозначил основные проблемы такой обширной темы, как ислам во внешней политике РФ. Он выявил главное противоречие в данной сфере: с одной стороны, многие эксперты связывают возвращение России на Ближний Восток с радикализацией мусульман в РФ, а с другой стороны, некоторыми из них отмечается и «прошиитская» позиция России в регионе, что не способствует нормализации ситуации с российскими мусульманами, большая часть которых принадлежит к суннитам.

В целом участники конференции отметили, что ислам имеет важное значение в контексте российской внешней политики, что также не может не сказываться на состоянии межнациональных и межконфессиональных отношений внутри страны. На круглом столе, состоявшемся по завершении конференции, докладчики выразили надежду, что прошедшее мероприятие и его результаты послужат более глубокому пониманию места ислама в России.

1 Организация, запрещенная в РФ

■г ^ т

8' # I

г* гщ ^ $ f % {ш

• • Чж

• V

i ^Т t

На фото: участники конференции

Bulgaru D.I., Ragozina S.A.

One Religion — A Variety of Views: «The Image of Islam in Russia» International Conference

Dmitry I. Bulgaru — graduate student, Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation. E-mail: dmitriiwork23@gmail.com

Sofya A. Ragozina — graduate student, lecturer, National Research University "Higher School of Economics", Moscow, Russian Federation. E-mail: sofyaragozina@gmail.com

Annotation

The article presents a short description of the international conference held in Uppsala (Sweden) on October 6-8, 2016. A number of scientists from the Russian academic community and experts from foreign centers participated in the conference. A wide range of opinions about Islam in Russia and the role of Muslims in Russian society were presented. Participants paid attention to the history of Islam in Russia as well as contemporary social factors that influence the attitudes towards the Muslim community. The problems of extremism and terrorism in Russia was also one of the core issues.

Keywords

Islam, Muslims, Russia, extremism, religion, conference.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.