Научная статья на тему 'ОДКБ и безопасность Евразии'

ОДКБ и безопасность Евразии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1554
395
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Обзор.НЦПТИ
Ключевые слова
безопасность / антитеррористическая защищенность / ОДКБ / safety / anti-terrorist protection / CSTO

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Панарин Игорь Николаевич

В статье автор анализирует проблемы безопасности на евразийском пространстве и рассказывает о роли ОДКБ в поддержании мира и стабильности на территории Евразии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CSTO and Security in Eurasia

In the article the author analyzes the problems of security in the Eurasian region and explains the role of the CSTO in the maintenance of peace and stability in Eurasia.

Текст научной работы на тему «ОДКБ и безопасность Евразии»

ОДКБ и

безопасность

Евразии

Панарин Игорь Николаевич - профессор, доктор политических наук, Координатор Аналитической Ассоциации ОДКБ

Сегодня есть все основания говорить о радикальном обострении глобальной геостратегической ситуации, в том числе и в непосредственной близости от зоны ответственности ОДКБ. Вектор и динамика ее развития, а также направленность и характер деятельности ОДКБ в сфере обеспечения безопасности находятся в зависимости от ряда факторов мировой политики. Развязана бескомпромиссная борьба за глобальное доминиро-

26 декабря 2014 года в ходе проведения в Секретариате ОДКБ совместного заседания Научно-экспертного совета и представителей Аналитической Ассоциации был проведен экспертный опрос участников по проблематике евразийской безопасности

вание, предпринимаются попытки формирования новых полюсов силы в различных регионах. Главным инструментом международной политики ряда государств и блоков становится сила, а обеспечение силового превосходства - приоритетной внешнеполитической целью. Манипулирование настроениями населения государств, создание, финансирование и всестороннее обеспечение оппозиционных группировок стало действенным инструментом смещения неугодных и приведения к власти лояльных Западу политических режимов. Широкое распространение получила практика организации так называемых «цветных революций» (Ирак, Ливия, Египет, Грузия, Украина).

Мир вплотную подошел к стадии открытой конфронтации. США, западные страны впрямую объявили Россию одной из главных угроз западной цивилизации, призывают к ужесточению ее международной изоляции. Для государств - членов ОДКБ весьма актуальными продолжают оставаться региональные вызовы и угрозы безопасности (Тревожная ситуация на афгано-таджикской границе, рост наркотрафика из Афганистана, гражданская война на Украине, на грани

войны и мира балансирует ситуация вокруг Нагорного Карабаха, тенденция к усилению напряженности отмечается в Приднестровье).

26 декабря 2014 года в ходе проведения в Секретариате ОДКБ совместного заседания Научно-экспертного совета и представителей Аналитической Ассоциации был проведен экспертный опрос участников по проблематике евразийской безопасности. В обсуждении принимали участие руководители ведущих аналитических институтов государств - членов ОДКБ, эксперты Аналитической Ассоциации ОДКБ, РАН, МГИМО (У) МИД России, РИСИ и ряда других структур.

Ситуация на евразийском пространстве был оценена экспертами как кризисная по всему спектру составляющих ее кластеров

- информационно-идеологическому, финансовому, социально-экономическому, военно-политическому. Оценивая уровень безопасности в Евразии, большинство экспертов (49%) считает, что она находится на высоком уровне тревоги (низкая безопасность), а 17%.

- на очень высоком уровне (критическом) тревоги (очень низкая безопасность). Экспертам был приведен перечень возможных угроз безопасности Евразии. Они должны были определить угрозы, которые требуют приоритетного внимания со стороны государств - членов ОДКБ.

Как отметили эксперты, опасность вмешательства во внутренние дела государств выдвигается на первый план в ряду нетрадиционных вызовов, угроз и рисков для безопасности государств Евразии. Манипулирование настроениями населения государств, создание, финансирование и всестороннее обеспечение оппозиционных группировок стало действенным инструментом смещения неугодных и приведения к власти лояльных Западу политических режимов. 85% опрошенных экспер-

тов считают, что дестабилизация внутриполитической и социальной ситуации в государствах - членах ОДКБ, насильственное изменение основ конституционного строя является главной угрозой безопасности. Второй по степени важности угрозой эксперты считают активизацию террористической и экстремистской деятельности (76,5%), в том числе и с территории Афганистана (59,5%). Поощрение и прямое провоцирование экстремистской активности для организации антиправительственных выступлений в ряде государств (Афганистан, Ирак, Сирия) привело к созданию и разрастанию таких мощных вышедших из-под контроля Запада террористических объединений как Талибан и ИГИЛ. Реальную опасность для ОДКБ представляет возникшая не без помощи США и Запада на теа-

Как отметили эксперты, опасность вмешательства во внутренние дела государств выдвигается на первый план в ряду нетрадиционных вызовов, угроз и рисков для безопасности государств Евразии

тре борьбы за Ближний Восток и неподконтрольная им сегодня мощная экстремистская группировка ИГИЛ. «Исламское государство», обладая достаточно большими военными, кадровыми и финансовыми возможностями, сегодня сплачивает вокруг себя разрозненные террористические экстремистские организации, спонсирует и координирует их подрывную деятельность, в том числе на территории государств - членов ОДКБ.

Эксперты считают, что практика дестабилизации ситуации в государствах Ближнего Востока и Восточной Европы экстремистскими и

Эксперты считают, что практика дестабилизации ситуации в государствах Ближнего Востока и Восточной Европы экстремистскими и информационно-идеологическими средствами, может быть перенесена в Центральноазиатский и Кавказский регионы

информационно-идеологическими средствами, может быть перенесена в Центральноазиатский и Кавказский

регионы.

Особенностью современного этапа развития международных отношений является мощный политический и экономический прессинг со стороны США и Запада в отношении России и государств - членов ОДКБ. Практически не маскируются их стратегические цели, предполагающие дальнейшую дестабилизацию постсоветского пространства, дезинтеграцию созданных здесь международных коллективных институтов. Тенденциозный характер носит беспрецедентная по размаху, основанная на безответственном использовании двойных стандартов, зажиме правды, передергивании фактов информационная кампания, переросшая, по сути, в информационную войну против России и ОДКБ. Видимо поэтому третьей по степени важности угрозой эксперты считают ведение другими государствами информационных войн против государств-членов ОДКБ (59,5%).

Кроме того, в числе значимых угроз эксперты отметили: наркотическая угроза - 51%, гражданская война на Украине - 34%, коррупция в органах власти и административных структурах - 34%, резкое ослабление курса рубля по отношению к евро и доллару - 34%, увеличение численности и состава военных сил НАТО вдоль границ ОДКБ - 17%.

В целом все вышеперечисленные угрозы являются составными частями западной стратегии «гибридной войны», нацеленной на дезинтеграцию евразийского пространства, создание хаоса и нестабильности в Евразии с использованием технологий «цветных революций», информационной войны, терроризма и экстремизма, финансово-экономического давления, военно-силового принуждения. Очевидно, что государственный переворот и гражданская война на Украине, организованные при поддержке Запада - операции «гибридной войны»

западных спецслужб, нацеленные на блокирование интеграционных процессов в Евразии. Стратегия «гибридной войны» разрабатывается в США и НАТО уже много лет. В качестве новых элементов войны рассматривается усиление влияния на подготовку, ход и исход глобальной войны сочетания элементов военной и иррегулярной составляющих. В итоговой декларации саммита НАТО, состоявшегося в Шотландии в сентябре 2014 года, впервые на официальном уровне было заявлено о необходимости готовить альянс к участию в войнах нового типа - «гибридных войнах». По мнению руководителей НАТО, такие войны включают в себя проведение широкого спектра прямых боевых действий и тайных операций, осуществляемых по единому плану вооруженными силами, партизанскими и другими иррегулярными формированиями при участии различных гражданских компонентов внутри страны-объекта нападения (олигархи, преступники, диссиденты, националистические и псевдорелигиозные структуры, неправительственные организации).

В этих условиях целесообразно сосредоточить усилия ОДКБ на расширении взаимной поддержки и взаимопомощи, повышении уровня солидарности между государствами - членами. В организационном плане необходимо сделать упор на практической деятельности по обеспечению безопасности и стабильности, выявлению и пресечению преступных посягательств против государств -членов, подготовке сил и средств системы коллективной безопасности к защите суверенитета, территориальной целостности, законно избранной власти союзных государств.

Организация Договора о коллективной безопасности, членами которой в настоящее время являются шесть государств, создана на основе

и в развитие заключенного в мае 1992 года Договора о коллективной безопасности.

Суть Договора заключается в том,

Организация Договора о коллективной безопасности, членами которой в настоящее время являются шесть государств, создана на основе и в развитие заключенного в мае 1992 года Договора о коллективной безопасности

что если одно из государств - участников подвергнется агрессии, то это будет рассматриваться государствами - участниками как агрессия против всех государств - участников Договора. При этом государству, подвергнувшемуся агрессии, все остальные государства - участники предоставят необходимую помощь, включая военную. До 2002 года Договор по своей сути представлял собой региональное соглашение, которое сыграло важную роль в поддержании тесного сотрудничества и взаимопонимания в военно-политической области.

Но со временем появились новые угрозы, такие как терроризм, неза-

целями ОДКБ, в соответствии с Уставом Организации, определены, укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов, приоритет в достижении которых отдается политическим средствам

конный оборот наркотиков и оружия, нелегальная миграция, масштабные чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера. Жизненные реалии привели к осознанию того, что из достаточно узкой военно-политической сферы необходимо было переходить к комплексному обеспечению безопасности государств, разработке механизмов оперативного реагирования на эти угрозы.

Исходя из этого, в 2002 году была учреждена, в 2003 году зарегистрирована в ООН и в 2004 году получила статус наблюдателя на Генеральной Ассамблее ООН, Организация Договора о коллективной безопасности, позиционирующая себя как многофункциональная международная региональная организация безопасности. Высшим административным должностным лицом Организации является Генеральный секретарь. Он назначается решением глав государств сроком на 3 года. С 2003 года и до настоящего времени им является Бордюжа Николай Николаевич.

Целями ОДКБ, в соответствии с

Уставом Организации, определены, укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов, приоритет в достижении которых отдается политическим средствам.

Основными направлениями деятельности Организации, позволяющими достичь этих целей, являются всестороннее развитие политического сотрудничества, совершенствование военной составляющей, борьба с международным терроризмом и экстремизмом, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, организованной транснациональной преступностью, нелегальной миграцией. Также государства - члены взаимодействуют в сферах охраны государственных границ, обмена информацией, информационной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принимают меры

к созданию и функционированию в рамках Организации системы кризисного реагирования.

Для реализации указанных направлений деятельности сформирована действенная системы коллективной безопасности, представляющая собой совокупность органов ОДКБ и национальных органов государственного управления, а также сил и средств государств-членов, обеспечивающих в соответствии с международным правом и национальным законодательством коллективную защиту интересов, суверенитета и территориальной целостности государств-членов ОДКБ.

Постоянно действующими рабочими органами Организации являются Секретариат, осуществляющий организационное, информационное, аналитическое и консультативное обеспечение деятельности органов Организации и Объединенный штаб, который отвечает за подготовку предложений и реализацию решений по военной составляющей Договора о коллективной безопасности.

В целях решения актуальных проблем безопасности в Организации учреждены и действуют ряд вспомогательных органов: Межгосударственная комиссия по военно-экономическому сотрудничеству; Координационный совет по противодействию незаконному обороту наркотиков; Координационный совет по чрезвычайным ситуациям и Координационный совет по вопросам борьбы с незаконной миграцией.

В ноябре 2006 года учреждена Парламентская Ассамблея ОДКБ (ПА ОДКБ) - которая призвана обеспечивать гармонизацию национальных законодательств в сфере обороны, военного строительства и безопасности.

Основу оборонного потенциала Организации составляют Вооруженные Силы государств-членов ОДКБ, региональные и коалиционные группировки войск (сил), предназначенных для действий в трех регионах коллективной безопасности: Восточно-Европейском, Кавказском, Цен-тральноазиатским, а также в зоне ответственности ОДКБ в целом.

в ноябре 2006 года учреждена Парламентская Ассамблея ОДКБ (ПА ОДКБ) - которая призвана обеспечивать гармонизацию национальных законодательств в сфере обороны, военного строительства и безопасности.

К региональным относятся созданные на двусторонней основе: Региональная группировка войск (сил) вооруженных сил Республики Беларусь и Российской Федерации и Объединенная группировка войск (сил) вооруженных сил РА и РФ, РФ-РК и РФ-РТ, а также сформированные в многостороннем формате - Коллективные силы быстрого развертывания в Центральноазиатском регионе коллективной безопасности.

Коалиционные группировки войск (сил), в отличие от региональных,

ОДКБ (около 20000 человек), включающие соединения и части воинских контингентов и формирований сил специального назначения, а также Миротворческие силы ОДКБ общей численностью свыше 3600 человек военного, полицейского и гражданского персонала, Соглашение о функционировании которых вступило в силу также в 2009 году.

За пределами зоны ответственности Организации возможно действие лишь Коллективных миротворческих сил ОДКБ в операциях по поддержа-

имеют задачу оперативного реагирования на вызовы и угрозы безопасности государствам - членам ОДКБ во всем их спектре, включая военные, в зоне ответственности Организации. К таким группировкам относятся созданные в 2009 году Коллективные силы оперативного реагирования

нию мира, проводимых по мандату ООН или в операциях ООН.

В 2012 году главами государств было принято решение интегрировать все указанные группировки в Войска (Коллективные силы) Организации с включением в их состав Коллективных авиационных сил и Сил спецопе-

раций. В перспективе объединить их эффективной системой управления, связи и разведки, надежно прикрыть от ударов с воздуха и космоса, спланировать их применение, организовать всестороннее обеспечение, качественно подготовить к действиям по предназначению, принять меры по оперативному оборудованию территории, решить вопросы перевозки войск (сил) в районы оперативного предназначения различными видами транспорта. Кроме того, оснастить их совместимыми вооружением, военной и специальной техникой, специальными средствами.

В конце 2010 года в Организации была принята «система кризисного реагирования», регламентирующая коллективные действия для защиты безопасности, стабильности государств-членов ОДКБ. Для реализации этой задачи в ОДКБ как раз и предназначены Коллективные силы оперативного реагирования и Миротворческие силы. Также сформирована правовая основа для проведения экстренных консультаций и принятия оперативных решений высшими должностными лицами государств.

Под эгидой ОДКБ проводится Региональная антинаркотическая операция «Канал». В качестве наблюдателей в операции принимают участие компетентные органы около 30 государств, не входящих в ОДКБ, в том числе США, стран Евросоюза, ряда латиноамериканских государств, а также эксперты международных организаций - ОБСЕ, Интерпола и Европола.

Всего за время проведения операции «Канал», начиная с 2004 года, из незаконного оборота изъято около 280 тонн наркотиков, более 11000 единиц огнестрельного оружия.

В формате ОДКБ проводятся скоординированные оперативно-профилактические мероприятия по противодействию незаконной миграции под условным наименованием «Неле-

гал».

В целях обеспечения международной информационной безопасности развивается взаимодействие компетентных органов государств - членов ОДКБ по пресечению преступлений в области современных информационных технологий в рамках операции «Прокси». На ситуацию в зоне ответственности ОДКБ и прилегающих к ней районах продолжают воздействовать разноплановые

В формате ОДКБ проводятся скоординированные оперативно-профилактические мероприятия по противодействию незаконной миграции под условным наименованием «Нелегал»

глобальные и региональные факторы, в том числе и глобальные потоки коммуникаций. Вот только несколько цифр, характеризующих глобальность коммуникационных потоков, особенно в социальных сетях: - Фейс-бук - 1,4 млрд пользователей - Вкон-такте - 328 миллионов - Youtube - 1,2 млрд - Twitter - более 500 млн.

Рассматривая вопрос коммуникационной составляющей безопасности государств-членов ОДКБ следует выделить важную роль СМИ, оказывающих с помощью различных информационных технологий специальное, а иногда и манипулятивное воздействие на психику элиты и населения стран. Передача специально подобранной информации при помощи технических устройств, в том числе СМИ — телевидения, радио, прессы, социальных сетей, блогосферы, особенно возрастает в кризисных ситуациях.

Информационная линия ОДКБ СКБ:

План первоочередных мероприятий по формированию основ скоординированной информационной политики в интересах государств-членов

под эгидой ОДКБ проводится Региональная антинаркотическая операция «Канал»

в результате своевременных действий за короткое время в национальных сегментах интернет-пространства было выявлено около 2 тысяч информационных ресурсов, используемых для распространения информации, наносящей политический ущерб государствам и союзническим интересам, разжигающих национальную и религиозную рознь, содержащих сведения, предназначенные для организаций и групп террористической и экстремистской направленности, распространяющих наркотики и порнографические материалы с участием несовершеннолетних...

Организации Договора о коллективной безопасности от 20 декабря 2011 года

1.Операция «ПРОКСИ» (спецслужбы) + Центр компьютерных инцидентов ОДКБ (12.2014).

2.11 марта 2013 г. создана Аналитическая Ассоциация ОДКБ (анализ, прогноз, «мягкая сила»). В 2013 - 2015 г.г. проведен ряд экспертно-аналити-ческих мероприятий во всех государствах-членах ОДКБ (20 круглых столов, 12 международных конференций и т.д.)

3.22 апреля 2014 г. в Екатеринбурге на базе УрГЭУ образована Университетская Лига ОДКБ (работа с молодежью и т.д.).

Первый опыт скоординированных мероприятий в информационной сфере ОДКБ приобрела в 2009 году, когда впервые началась специальная операция под условным наименованием «Прокси» (противодействие криминалу в информационной среде). А в 2010 году по решению СКБ была проведена целевая операция «ПРОКСИ-ЮГ»,

в целях оказания поддержки по стабилизации социально-политической обстановки в Кыргызской Республике в целях недопущения использования информационного пространства в деструктивных целях. В результате

своевременных действий за короткое время в национальных сегментах интернет-пространства было выявлено около 2 тысяч информационных ресурсов, используемых для распространения информации, наносящей политический ущерб государствам и союзническим интересам, разжигающих национальную и религиозную рознь, содержащих сведения, предназначенные для организаций и групп террористической и экстремистской направленности, распространяющих наркотики и порнографические материалы с участием несовершеннолетних, свидетельствующих о совершении иных преступлений. При этом владельцы этих ресурсов и организаторы информационных атак совершенно отчетливо уверовали в свою полную безнаказанность, чему в немалой степени способствуют проблемы в национальных законодательствах, несовершенство межгосударственного взаимодействия, в том числе по линии специальных служб, следственных и судебных органов, их недостаточная подготовленность и оснащенность. Тем не менее по результатам операций проведены и продолжают проводиться соответствующие оперативные и следственные мероприятия, касающиеся деятельности более 600 сайтов. По полученным материалам было возбуждено около 1000 уголовных дел. Заслушав информацию об итогах первой совместной операции, главы государств — членов ОДКБ подчеркнули необходимость ее продолжения и выхода на коллективное формирование

и оснащение полноценных и эффективных подразделений по борьбе с преступлениями в информационной сфере, создание совместных механизмов защиты информационных ресурсов и коммуникаций государств — членов Организации. В последующие годы операция проводилась на регулярной основе. А в декабре 2014 года, решением СКБ, операции ПРОКСИ придан статус операции постоянного действия. Следует привести несколько цифр, характеризующих актуальность операции ПРОКСИ: если в 2009 году было заблокировано 1709 сайтов экстремистской и террористической направленности и возбуждено 537 уголовных дел, то в 2014 году цифры существенно изменились - уже 22153 сайта и 1351 уголовное дело.

Хотелось также рассказать о деятельности Аналитической ассоциации ОДКБ и Университетской лиги ОДКБ. Главами государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности на заседаниях Совета коллективной безопасности ОДКБ неоднократно подчеркивалась необходимость принятия дополнительных мер по созданию совместного информа-ционно-аналитиче-ского потенциала в интересах развития эффективной системы коллективной безопасности, пропаганды деятельности ОДКБ. В этих целях Секретариат ОДКБ провел 11 марта 2013 года Международный семинар-совещание с руководителями информационно-аналитических структур государств - членов ОДКБ. На нем было принято решение о создании Аналитической Ассоциации ОДКБ, которая предназначена для

разработки стратегии и мероприятий скоординированной информационной политики в интересах государств - членов Организации, информационно-аналитической поддержки решений глав государств - членов ОДКБ, налаживания деловых контактов, обмена информацией, проведения экспертного и ситуационного анализа. Она включает около 30 информационно-аналитических структур из всех государств-членов ОДКБ. В рамках реализации Плана первоочередных мероприятий по формированию основ скоординированной информационной политики в интересах государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности от 20 декабря 2011 года в 2013-15 г.г. проведен несколько десятков экспертно-а-налитических мероприятий (круглых столов, международных конференций, ситуационных анализов и т.д.). В их числе - презентация публичного доклада Аналитической Ассоциации ОДКБ на тему: «ОДКБ и безопасность Евразии» (в пресс-центре РИА Но-

вости 30 сентября 2013 года). Затем публичный доклад был направлен руководителям международных организаций, председателям уставных органов ОДКБ, другим заинтересованным лицам (всего 88 адресов). Доклад

позитивно воспринят в экспертном сообществе ОДКБ, в том числе и международными организациями (ОБСЕ). Организован перевод публичного доклада на английский и испанский языки и его издание.

22 апреля 2014 года в Екатеринбурге (в резиденции уральского губернатора) состоялась процедура подписания Меморандума о создании Университетской лиги ОДКБ (с участием Генерального секретаря ОДКБ). Около 30 евразийских Вузов из всех государств - членов ОДКБ (Академия МВД Республики Таджикистан, Академия государственного управления при Президенте Республики Казахстан, Белорусский государственный университет, Ереванский государственный университет, Финансовый университет при Правительстве РФ, Саратовский государственный университет, Кыргызско-российский (славянский) университет, Уральский государственный экономический университет и т.д.). Учредительное собрание Университетской лиги ОДКБ состоялось в рамках ежегодно проводимого в Екатеринбурге Евразийского экономического форума молодежи (ЕЭФМ). Деятельность Университетской лиги ОДКБ направлена на формирование инновационных кластеров безопасности, консолидацию интеллектуальных сил и действий университетов, научных учреждений, бизнеса, институтов гражданского общества и других организаций, работа которых связана с безопасностью государств - членов ОДКБ, с целью координации действий по содействию процессу обеспечения евразийской безопасности. 22 апреля 2014 год в Екатеринбурге под председательством Генерального секретаря ОДКБ Н.Н. Бордюжи состоялось первое заседание Высшего совета Университетской лиги государств - членов ОДКБ. В ходе заседания Президентом Университетской лиги назначен ректор

Уральского государственного экономического университета Федоров Михаил Васильевич, а Исполнительным директором назначен Панарин Игорь Николаевич. Было проведено много мероприятий, среди которых можно выделить одно. 25-27 июня 2014 года на базе Московского государственного университета приборостроения и информатики прошел трехдневный обучающий совместный семинар Секретариата ОДКБ и Университетской лиги ОДКБ на тему: «Информационная война: история и современность». В работе семинара участвовали представители Объединенного штаба ОДКБ, структур Аналитической ассоциации ОДКБ и Университетской лиги ОДКБ, МИД России, Минобороны России, НАК России, МВД России, МЧС России, ФСКН, полномочные представители государств-членов ОДКБ. А в ноябре-декабре 2014 года был проведен цикл обучающих курсов по информационной безопасности в университетах пяти стран ОДКБ (Армения, Казахстан, Беларусь, Таджикистан, Кыргызстан). В обучении приняли участие более 1100 студентов, граждане всех государств - членов ОДКБ, а также Туркмении, Сирии и Афганистана. В преддверии празднования 70-летию Победы в Великой Отечественной войне Университетская лига ОДКБ выступила с инициативой проведения синхрон-акции «Вальс Победы». Это уникальный проект, направленный на воспитание патриотических чувств, сохранение духовного единства России и государств-членов ОДКБ. Организаторами акции являются Университетская лига ОДКБ, Министерство образования и науки РФ, Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь), Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество),

в ноябре-декабре 2014 года был проведен цикл обучающих курсов по информационной безопасности в университетах пяти стран ОДКБ (Армения, Казахстан, Беларусь, Таджикистан, Кыргызстан)

Дирекция Евразийского Экономического Форума Молодежи, Фонд «Евразийцы - новая волна». Формат проведения: Синхрон-акция «Вальс Победы» проводится 9 мая 2015 года на всех площадках государств - членов ОДКБ. Акция рассчитана на 1 час. Танцевальные пары, одетые в стиле 40-х годов XX века, вальсируют под аккомпанемент оркестра (либо запись), исполняющего композиции военных и послевоенных лет. Каждая площадка (город, страна) представляют свои танцевальные номера, песни военных лет, для приветствия приглашают ветеранов войны и труда. В финале на всех площадках одновременно исполняется Вальс Победы. По итогам акции будет сформирована интерактивная карта регионов России и стран ОДКБ на сайте с видеоматериалами с площадок акций. 17 марта 2015 года на заседании Постоянного Совета ОДКБ был рассмотрен и поддержан вопрос проведения патриотической Акции Университетской Лиги ОДКБ «Вальс Победы» 9 мая 2015 года. В настоящее время в акции уже участвуют 19 Университетов из всех государств - членов ОДКБ.

Исходя из вышесказанного, можно сделать некоторые выводы.

Во первых - целесообразно определить ОДКБ базовой структурой обеспечения безопасности в Евразии, ядром единой системы взаимодействия с СНГ, ЕврАзЭС, ШОС, СВМДА, ООН на основе четко разграниченных или интегрированных мандатов их деятельности. В этом контексте, целесообразно создание Евразийского Координационного Совета по безопасности (ЕКСБ). Координирующую роль в организации противодействия современным вызовам и угрозам в Евразии (противодействие терроризму, наркотрафику, нелегальной миграции и т.д.) также могла бы взять на себя ОДКБ.

Во вторых - ОДКБ следует расши-

рять политическое сотрудничество. Важным шагом в данном направлении является то, что впервые представители ОБСЕ и ООН участвовали в заседании СМИД ОДКБ в Душанбе 2 апреля 2015 года. А глава МИД Сербии Ивица Дачич, участвовавший во встрече министров иностранных дел государств-членов ОДКБ в Душанбе, на пресс-конференции в Белграде 3 апреля 2015 года попросил сербских журналистов обращать внимание не только на отношения его страны с НАТО, но и с ОДКБ. В третьих - ОДКБ целесообразно продолжать вырабатывать адекватные меры реагирования для отражения и нейтрализации существующих угроз в информационно-гуманитарной сфере, в том числе в блогосфере и социальных сетях.

Кроме того - Важнейшим направлением в деятельности ОДКБ является гуманитарное сотрудничество и использование технологий т.н. «мягкой силы» для содействия созданию в Евразии среды безопасности, направленной на развитие национальных культур, межнациональных и межрегиональных культурных связей, поддержку взаимоуважения народов всех стран, возрождение и сохранение культурно-нравственных ценностей, укрепление духовного единства народов Евразии.

И наконец - ОДКБ - защитный «зонтик» безопасности Евразии, щит Евразийского экономического союза. Динамика развития ОДКБ дает основание с оптимизмом говорить о будущем организации, как мощного защитного «зонтика» безопасности для Евразийского Экономического Союза. Альтернативы нет. Есть только одно направление - развивать ОДКБ, как организацию, гарантирующую стабильность и безопасность в Евразии, устранять некоторые недостатки в ее деятельности.

ОДКБ - защитный «зонтик» безопасности Евразии, щит Евразийского экономического союза

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.