Научная статья на тему 'Одиночество как внутреннее переживание и деструктивный фактор жизни современного студенчества'

Одиночество как внутреннее переживание и деструктивный фактор жизни современного студенчества Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1088
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДИНОЧЕСТВО / ДЕСТРУКЦИЯ / ПОСТМОДЕРНИЗМ / ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО / ЭКЗИСТЕНЦИАЛ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ / КОММУНИКАЦИЯ / ОБЩЕНИЕ / SOLITUDE / DESTRUCTION / POSTMODERNISM / INFORMATION AND TECHNOLOGICAL SOCIETY / EXISTENTIAL / SOCIALIZATION / SOCIAL NEED / COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ковелина Татьяна Афанасьевна, Овсянникова Елена Константиновна, Уварова Екатерина Александровна

В статье на основе социологического исследования рассматриваются проблемы проявления одиночества в студенческой среде. Одиночество определяется как экзистенциал личности молодого человека в современном обществе, дается его определение как деструктивности и социально-психологической потребности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ковелина Татьяна Афанасьевна, Овсянникова Елена Константиновна, Уварова Екатерина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Solitude as an inner experience and destructive factor of modern students’ life

The article considers problems of solitude manifestation among students based on the sociological survey. Solitude is defined as existential of a young person in modern society; its definition as a destructive social and psychological need has been given.

Текст научной работы на тему «Одиночество как внутреннее переживание и деструктивный фактор жизни современного студенчества»

УДК 1/14+159.9:61-057.875

ББК 87+88

К-56

Ковелина Татьяна Афанасьевна, доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой философии, психологии и педагогики Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кубанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, e-mail: kovelina56@ mail.ru;

Овсянникова Елена Константиновна, кандидат философских наук, доцент кафедры философии, психологии и педагогики Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кубанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации;

Уварова Екатерина Александровна, студентка 3 курса Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кубанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, лечебный факультет.

ОДИНОЧЕСТВО КАК ВНУТРЕННЕЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ И ДЕСТРУКТИВНЫЙ ФАКТОР ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНЧЕСТВА

(рецензирована)

В статье на основе социологического исследования рассматриваются проблемы проявления одиночества в студенческой среде. Одиночество определяется как экзистенциал личности молодого человека в современном обществе, дается его определение как деструктивности и социальнопсихологической потребности.

Ключевые слова: одиночество, деструкция, постмодернизм, информационно-техническое

общество, экзистенциал, социализация, социальная потребность, коммуникация, общение.

Kovelina Tatiana Afanasjevna, Doctor of Philosophy, professor, head of the Department of Philosophy, Psychology and Pedagogy of the SBEI HPE "Kuban State Medical University" of the Ministry of Health of the Russian Federation, e-mail: kovelina56@mail. ru;

Ovsyannikova Elena Konstantinovna, Candidate of Philosophy, assistant professor of the Department of Philosophy, Psychology and Pedagogy of the SBEIHPE "Kuban State Medical University" of the Ministry of Health of the Russian Federation;

Uvarova Ekaterina Alexandrovna, 3d year student of the SBEI HPE "Kuban State Medical University" of the Ministry of Health of the Russian Federation, medical faculty.

SOLITUDE AS AN INNER EXPERIENCE AND DESTRUCTIVE FACTOR OF MODERN STUDENTS’ LIFE

(reviewed)

The article considers problems of solitude manifestation among students based on the sociological survey. Solitude is defined as existential of a young person in modern society; its definition as a destructive social and psychological need has been given.

Keywords: solitude, destruction, postmodernism, information and technological society, existential, socialization, social need, communication.

Современная общественная жизнь и существование каждого отдельного индивида проблематичны, что связано с трансформациями социальных процессов, кризисными явлениями, глобализацией и информатизацией культуры. Общество находится в состоянии «перелома», смены научных, мировоззренческих, социокультурных парадигм, что всегда драматично для человеческого существования. Проблематичность ситуации находит отражение в поиске таких понятий, которые определяли бы сущность современного общественного развития. Появившиеся в 60-70-е годы ХХ века социальные теории содержат многочисленные определения и концепты, чаще всего с приставкой «пост». Так, Дж. Лихтхайм характеризует современное общество как постбуржуазное общество, Р. Дарендорф - посткапиталистическое, А. Этциони -постмодернистское, К. Боулдинг - постцивилизационное. Г. Кан считает правильным называть современное общество постэкономическим, а С. Алстром - постпротестантским. Интересные понятия в характеристику современного общества вносят Р. Сейденберг, который говорит о постисторическом обществе и Р. Барнет, предлагающий термин «постнефтяное общество», что подчеркивает приоритет прагматических ценностей и установок над духовным миром современного человечества. Такая широкая палитра определений с приставкой «пост» свидетельствует, с одной стороны, о закате прошлой цивилизации и наступлении новой эры, с другой -о том, что образ «нового» общества еще аморфен и размыт, остается бессодержательным, непонятным и пугающим. Наиболее распространенным обозначением в настоящее время является «информационнотехническое» или «постиндустриальное общество».

В теориях постмодернистского, или информационно-технического общества отмечается, что оно приобретает черты массовизации, при этом творческий и интеллектуальный труд становится определяющим по сравнению с материальным производством и аграрной деятельностью, возрастает ценность знаний и информации, развиваются средства коммуникации и информационных технологий.

Характеризуя современное общество, Э. Тоффлер подчеркивает: «Во все большей степени люди осознают, что вокруг нас формируется новая культура. И дело не только в компьютерах... Это новые установки

по отношению к труду, полу, нации, досугу, авторитетам и так далее» [1, с. 286]. Но, что особенно важно, в грядущем обществе качественно изменяется идентификация личности. Этот процесс становится более кратковременными, так как люди принимают или отказываются от каких-либо компонентов своих идентичностей быстрее, чем когда-либо, сознание перестает быть «универсальным» и становится «клиповым», то есть отходит от общезначимых и постоянно воспроизводящихся схем мышления, отдавая предпочтение коротким, но при этом нестандартным и насыщенным мыслям [2, с. 283]. По мнению Э. Тоффлера, вместо длинных «нитей» идей, связанных друг с другом, в сегодняшнем мире мы имеем дело с новыми образами и представления- ми - "клипами" информации: короткими сообщениями, объявлениями, командами, заголовками новостей, отрывками из песни или стиха, коллажами и т.д., которые не согласуются со схемами и не поддаются классификации - отчасти потому, что они не укладываются в старые категории, а, отчасти потому, что имеют странную, текучую, бессвязную форму. Сталкиваясь с такими клипами, люди «третьей волны» чувствуют себя свободнее, так как не пытаются соотнести новые данные со стандартными категориями и заключить их в рамки «второй волны» или просто заимствовать готовую идеальную модель реальности; вместо этого они желают устроить все на свой собственный лад, снова и снова изобретая приемлемые для себя модели, что становится тяжким бременем, но вместе с тем открывает большие возможности для развития индивидуальности, демассификации личности и культуры [3, с. 99]. Однако такое общество грозит нам одиночеством, оно «похищало и похищает нас у нас самих» [4, с. 145]. Это происходит в силу того, что в современном мире активно культивируется идеология индивидуализма, что естественно для постмодерна, а в сознании личности формируется чувство неуверенности в себе и отчаяния, распространяются социальные страхи, нарушаются межличностные отношения.

Проблема одиночества носит межнаучный характер, а ее решение предполагает психологический, гуманистический, когнитивный, экзистенциальный и другие подходы. В отечественной науке феномен одиночества рассматривали в философском плане Ачильдиев И.М., Старовойтова Л.И., социологическом -Тихонов Г.М., Пузанова Ж.В., Черепухин Ю.М., Куртиян С.В. в психологическом - В.Г. Асеев, A.A. Бодалев, Е.В. Бондаревская, Б.С. Гершунский. Однако следует отметить, что исследования проблемы одиночества своими гносеологическими корнями уходят в труды великих мыслителей начала и первой половины ХХ века: А. Камю, С. Къеркегора, Ф. Ницше, Х. Ортега-и-Гассета, Ж.-П. Сартра, М. Хайдеггера, К. Юнга, А. Шопенгауэра, Э. Эриксона. Она нашла отражение в литературе и искусстве, например в произведениях Ф. Достоевского, Э. Канетти, Ф. Кафки, Д. Конрада, Г. Мелвилла, Я. Вишневского.

Анализ, проведенный авторами статьи, дает основания утверждать, что чувство одиночества характерно не только для пожилых людей, которые в силу объективных обстоятельств оказались в зоне социального риска, но и для молодежи. Во многом это связано с тем, что в современном российском обществе, переживающем глубокий антропокультурный кризис, духовный мир подрастающего поколения оказывается вне поля внимания со стороны общества: ярко проявляется отчуждение поколений, взрослых и молодых людей, не работает в должной мере система социальной защиты молодежи, а современная семья как основной фактор первичной социализации отличается невысоким уровнем психолого-педагогической культуры и в силу этого не способна создать необходимый ребенку психологический комфорт и вселить в него ощущение защищенности и родительской любви. Вместе с тем одиночество может быть важным экзистенциалом в жизни человека, который испытывает потребность побыть одному, сосредоточиться на своих переживаниях, отдохнуть от окружающих. Неудовлетворенность этой потребности, то есть потребности в одиночестве, также может вызвать негативные реакции в поведении молодого человека.

Одиночество в жизни молодых людей в эпоху массовой коммуникации и развития информационных технологий на первый взгляд может показаться надуманной проблемой. Ведь именно эта возрастная группа обладает повышенной социальной активностью, креативностью, высоким уровнем овладения компьютерными и коммуникационными технологиями, возрастными и социокультурными возможностями общения со всем миром через Интернет. Но исследования показывают, что эти возможности молодых людей не снимают проблему, а высвечивают в ней иные аспекты: переживание одиночества как последствие отчуждения от природы и социума, погружение в виртуальный мир, потеря индивидуальности и самости. Одиночество молодежи может стать проявлением дезадаптации и привести к негативным поступкам или девиации.

Чувство одиночества как, с одной стороны, психологическая потребность, а с другой -деструктивность присуще человеку в любой социокультурной среде, а в современном мире с его динамизмом одиночество становится характерной чертой многих социальных групп. Американский социолог Д. Рисмен предложил термин «одинокая толпа», который достаточно точно определяет состояние современного социума. Применим ли этот термин к современной российской молодежи? Этот вопрос заставил нас обратиться к социологическим исследованиям [5] студенчества как наиболее социально активной части молодежи. Принимая в качестве методологической посылки положение о том, что одиночество связано с ориентацией субъекта на свой внутренний мир, с процессами адаптации и общения, что оно основано на диаде «переживание-проживание», авторы пришли к выводу: современное студенчество находится в состоянии повышенного жизненного стресса, что обусловленного рядом причин, таких как материальное неблагополучие, невозможность приобрести собственное жилье молодыми семьями, неправильная организация рабочего и свободного времени, отсутствие системы социальной защиты и помощи, сложность трудоустройства после окончания вуза, социальные страхи перед будущим (за своих детей, профессию, социальный статус и др.). Кроме того, студенческая группа для индивида является сферой конфликтной. Так, согласно опросам, проведенным в студенческих группах Кубанского

государственного медицинского университета (ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России), 80% опрошенных отметили конфликтные отношения в студенческой среде. Это объясняется не только большой культурной разнородностью группы, но и повышенным эмоциональным фоном, отражающим условия общественной жизни в целом. Конфликты, которые переживают студенты, проявляются в различных отношениях: студент-преподаватель, студент-студент, студент-учебно-вспомогательный персонал. Самый высокий показатель конфликтности наблюдается в отношениях студенты-преподаватели, что имеет под собой ценностные, интеллектуальные, духовно-нравственные причины. В то же время в отношениях студент-студент, согласно данным опроса, конфликты носят поверхностный характер, глубоко не проявляются и достаточно легко разрешаются. Отчасти это связано с тем, что межличностные отношения студентов, основанные на общности ценностей, идей, целей, возраста, культуры, психологических установок и проч., создают благоприятную морально-психологическую среду. Большинство студентов отмечает наличие у себя таких качеств, как дружелюбие, совестливость, толерантность, которые особенно необходимы для установления коммуникативных связей и преодоления чувства одиночества.

Особую группу студенческой молодежи составляют первокурсники, для которых первый год обучения в вузе является адаптационным периодом, когда осуществляется переход в другую социальновозрастную группу и устанавливаются «взрослые» социальные отношения. На вопрос: «Какими психоэмоциональными чертами характера вы обладаете?» - 75% первокурсников ответили, что они открыты для общения, 24% - неуверенны в себе, 13% - ленивы и легкомысленны, 29% - нервны и легковозбудимы. При этом чувство одиночества переживает только 9% студентов 1 курса. Это свидетельствует о том, что студенты Кубанского государственного медицинского университета в основной своей массе легко смогли адаптироваться к новым социальным условиям жизни. Объяснения, которые студенты дают своему одиночеству, могут помочь понять их эмоциональное состояние и выработать средства его преодоления. Так, 50% студентов считает, что, если они бессильны перед причиной своего одиночества, они могут опустить руки и погрузиться в уныние. 71% студентов 1 курса убежден, что «самая трудная борьба - это борьба с собой», т.е. преодоление тех жизненных установок, которые мешают существовать комфортно в студенческой среде. Чтобы преодолеть одиночество, студентам нужно научиться реалистически оценивать свое положение, поскольку такая оценка даст им возможность справиться с проблемой.

Результаты проведенных исследований показали, что успешность преодоления одиночества не связано с тем, как далеко студент живет от родителей и живет ли он в общежитии или отдельно. Не обнаружилось принципиальных различий и в выборе средств разрешения данной проблемы. В качестве основных способов студенты называют участие в университетских спортивных играх, вечерах, попытки привлечь к себе внимание окружающих, изменив к лучшему свой внешний вид или манеру общения с людьми, проявление дружелюбия по отношению к окружающим, поиск новых способов расширить круг общения. Различия проявляются во взглядах студентов на будущее. Так, среди студентов 1 курса безразличными к тому, что с ними будет в будущем, оказалось только 2, 22%, 2 курса - 1, 12%, 3 курса -4%, 4 курса - 15%. И только среди студентов 5 и 6 курсов 100% опрошенных небезразличны к своему будущему и испытывают страхи перед ним.

Как субъективное внутреннее переживание одиночество становится признаком полного погружения человека в себя самого, может выступать как особая форма самосознания или самовосприятия. В этом случае одиночество проявляется как осознание человеком своей исключительности или неприятия другими. Эти обстоятельства нацеливают на активизацию исследований особенностей психологического склада студентов, выявление признаков переживания одиночества с целью их коррекции профессиональными психологами. Около 50% студентов 4-6 курсов отметили сложность выделения позитивного и негативного характера одиночества, что свидетельствует о понимании этого феномена человеческой жизни как необходимого экзистенциала. Каждый из студентов отметил, что переживал потребность в одиночестве, что одиночество необходимо для переосмысления своих поступков, ценностных предпочтений. Самым опасным для себя считают замкнуться в собственном мире и ощутить неприятие окружающими людьми. Большинство студентов (85%) отмечает, что страх коммуникации и личностного общения толкает их в виртуальный мир, где общение обезличенно и нет необходимости раскрывать свои личностные качества и чувства. Но при этом эти же студенты отметили, что виртуальный мир как симулятор может грозить деструктивным одиночеством, выраженным в иной форме.

Таким образом, несмотря на то, что обыденный смысл одиночества является понятным и очевидным, его философское содержание достаточно глубоко и противоречиво. Как переживание и деструктивный фактор жизни современного студенчества это чувство, с одной стороны, субъективно личностно, а с другой - наблюдается его массовое проявление в современном обществе при активной тенденции к расширению средств коммуникации и компьютеризации. Поэтому важность изучения данной проблемы состоит в том, чтобы не только вскрыть ее причины и проявления, но и понять одиночество как форму бытия личности и общества.

Литература:

1. Тоффлер Э. Будущее труда // Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986.

2. Тоффлер Э. Раса, власть, культура // Там же.

3. Тоффлер Э. Третья волна. М.: АСТ, 1999.

4. Кувакин В.А. Твой ад и рай: человечность и бесчеловечность в человеке. СПб.; М., 2008.

5. Социологические исследования проведены студенткой 3 курса лечебного факультета ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России Уваровой Е.А.

References:

1. Toffler E. The Future of Labour //New technocratic wave in the West. M.: Progress, 1986.

2. Toffler E. Race, power, culture // New technocratic wave in the West. - M.: Progress, 1986.

3. Toffler E. The Third Wave. M.: AST, 1999.

4. Kuvakin V.A. Your heaven and hell: the humanity and inhumanity of a man. SPtb.; M., 2008.

5. Sociological studies conducted by 3rd year student of medical faculty of FSBEI HPE KubSMU of the Russian Ministry of Health Uvarova E.A.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.